Главная » Выращивание » Хазары территория. Культура и религия

Хазары территория. Культура и религия

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями». До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй - дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство - Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф». Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», - грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

«Рыбий клей»

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось. Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены». Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль. Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон». Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии. Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних - это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты». Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев - возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы - непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком - время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь - два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги? Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

В просочившемся в прессу секретном докладе раскрыто истинное происхождение евреев, их планы по колонизации Крыма и другое.

Быстрое развитие событий

Те кто следит за обстановкой на Ближнем Востоке, знает две вещи: всегда ожидай неожиданного, и не стоит недооценивать премьер-министра Биньямина Нетаньяху, у которого политических жизней больше, чем у кошки из поговорки.

Ещё недавно появлялись новости о том, что сирийские повстанцы планируют отдать Израилю Голанские высоты в обмен на создание бесполётной зоны против режима Асада. На ещё более смелый шаг решился Израиль, решив по крайней мере временно переселить своих поселенцев из общин за пределами поселенческих блоков в Украину. Украина организовала это на основе исторической связи и в обмен на крайне необходимое военное сотрудничество против России. У этого удивительного поворота событий ещё более удивительное происхождение: генетика – область, в которой давно преуспевают израильские учёные.

Воинственный тюркский народ и тайна

Хорошо известно, что в 8-9 веках, хазары – воинственный тюркский народ, обратились в иудаизм и правили большой территорией, которая позже стала южной Россией и Украиной. Что с этим народом случилось после того, как Россия уничтожила их империю примерно в одиннадцатом веке – оставалось загадкой. Многие полагали, что хазары стали предками евреев-ашкенази.

Хазарская империя, из карты М. Шницлера «Империя Карла Великого и Империя арабов», (Страсбург, 1857 г.)

В попытках отрицать исторические притязания евреев на землю Израиля арабы давно ссылались на хазарскую теорию. В ходе дебатов ООН о разделении Палестины, Хаим Вейцман саркастически заметил: Это очень странно. Всю жизнь я был евреем, чувствовал себя евреем, а сейчас я узнал, что я хазарин. Более просто высказалась премьер-министр Голда Меир: Хазары, шмазары. Хазарского народа нет. В Киеве я не знала ни одного хазарина. Или в Милуоки. Покажите мне хазар, о которых вы говорите.

Воинственный народ: хазарский боевой топор, ок. 7-9 в.в.

С помощью своей книги «Тринадцатое племя» (The Thirteenth Tribe), вышедшей в 1976 г., бывший венгерский коммунист и учёный Артур Кёстлер донёс хазарскую теорию до более широкой аудитории, надеясь, что опровержение распространённого расового представления евреев положит конец антисемитизму. Понятно, что эта надежда не сбылась. Недавно книга либерального израильского историка Шломо Санда «Изобретение еврейского народа» (The Invention of the Jewish People) увела тезис Кёстлера в неожиданном направлении, утверждая, что поскольку евреи были религиозной общиной, произойдя от новообращённых они не являются нацией и не нуждаются в собственном государстве. Однако учёные отклонили хазарскую гипотезу в связи с тем, что отсутствовали генетические доказательства. До недавнего времени. В 2012 году, израильский исследователь Эран Элхайк опубликовал результаты исследования, претендующего на доказательство того, что хазарские гены – это единственный самый крупный элемент в генетическом пуле ашкенази. Санд провозгласил себя реабилитированным, а такие прогрессивные газеты, как Haaretz и The Forward раструбили результаты исследования.

Кажется, Израиль наконец признал поражение. Группа лучших учёных из ведущих научно-исследовательских учреждений и музеев недавно предоставила правительству секретный доклад, признавая, что европейские евреи – это на самом деле хазары. (Выльется ли это в очередное предложение пересмотреть текст «Ха-Тиква» ещё предстоит увидеть). На первый взгляд эта новость является очень плохой, учитывая неустанную настойчивость премьер-министра на необходимости признания Палестиной Израиля как «еврейского государства» и прекращение мирных переговоров. Но премьер-министра недооценивали на собственный риск. Один из его помощников пошутил, что когда жизнь вручает вам этрог, вы можете построить шалаш.

В неофициальном сообщении он объяснил: Сначала мы думали, что признание себя хазарами – это один из способов обойти требование Аббаса о том, что ни один еврей не может оставаться в палестинском государстве. Возможно, мы хватались за соломинку. Но когда он отказался это признать, это заставило нас поискать более творческие решения. Божьим посланием стало приглашение евреям вернуться со стороны Украины. Перемещение всех поселенцев в Израиль в короткие сроки было бы трудным из соображений логистики и экономики. Нам, конечно, не нужно очередное изгнание поселенцев из Газы.

Говоря не для печати, высокопоставленный источник из разведки сообщил: «Мы не говорим о том, что в Украину вернутся все евреи-ашкенази. Очевидно, что это не практично. Пресса, как обычно, преувеличивает и стремится сделать из этого сенсацию; поэтому нам нужна военная цензура».

Хазария 2.0?

Всех пожелавших вернуться евреев примут обратно даже без статуса граждан, тем более, если они примут участие в обещанном масштабном израильском военном сотрудничестве, в которое входят солдаты, снаряжение, и строительство новых баз. Если первое переселение пройдёт успешно, остальным поселенцам Западного берега также будет предложено переехать в Украину. После того как активизированная такой поддержкой Украина восстановит контроль над всей своей территорией, Автономная Республика Крым снова станет автономным еврейским образованием. Мелкомасштабный преемник средневековой Хазарской империи (как когда-то был известен и полуостров) на идише будет называться Хазерай.

Хазарская империя, карта Европы в эпоху Карла Великого. Составитель: Карл фон Шпрунер, историко-географический ручной атлас (Гота, 1854)

«Как вы знаете», продолжил представитель разведки, «премьер-министр не раз говорил: мы гордый и древний народ, чья история на этой территории насчитывает четыре тысячи лет. То же относится и к хазарам: они только вернулись в Европу и не так давно. Но взгляните на карту: хазарам не нужно было жить «в границах Освенцима»».

Никаких «границ Освенцима»: большая часть Хазарской империи (отмечена розовым справа) хорошо видна на этой карте Европы приблизительно 800 года, составленной Монином (Париж, 1841). Обозначенную Хазарскую империю можно сравнить с империей Карла Великого (розовый слева).

По словам премьер-министра, никто не будет говорить евреям, где они могут или не могут жить на исторической территории их существования как суверенного народа. Ради мира он готов пойти на болезненные жертвы, даже если это означает отказ от части нашей библейской родины в Иудее и Самарии. Но тогда следует ожидать, что мы воспользуемся своими историческими правами в другом месте. Мы решили, что это произойдёт на берегах Чёрного моря, где мы более двух тысяч лет были коренным народом. Даже великий историк Семён Дубнов, отвергавший сионизм, сказал, что у нас есть право колонизировать Крым. Это есть во всех книгах по истории. Можете поискать

Старая-новая земля?

Чёрное море. Показано присутствие хазар в Крыму и прибрежных регионах. Составитель: Ригобер Бонне, территория Римской империи. Восточная часть (Париж, 1780). В верхнем левом углу – Украина и Киев. Справа: Каспийское море, обозначенное, как было принято, как Хазарское море.

По словам уважаемого арабиста из Государственного департамента, оглядываясь назад, это можно было предвидеть: почти незамеченный доклад о том, что Россия пресекла израильскую контрабанду хазарских артефактов, решение Испании и Португалии предоставить гражданство потомкам изгнанных евреев, а также доказательства того, что бывшие служащие армии обороны Израиля возглавляли группы повстанцев, поддерживающих украинское правительство. И сейчас также остаётся вероятность, что пропавший малазийский самолёт был направлен в Среднюю Азию.

Опытный журналист с Ближнего Востока рассказал: Это проблематично, но в извращённом смысле блестяще. Одним махом Биби сумел запутать и друзей, и врагов. Он вернул мяч обратно на площадку палестинцев и ослабил натиск американцев, на самом деле не сделав никаких настоящих уступок. Тем временем, объединившись с сирийскими повстанцами и Украиной, а также с Грузией и Азербайджаном, он компенсировал потерю союза с Турцией и начал оказывать давление на Асада и Иран. А новая сделка по газу между Кипром и Израилем поддерживает Украину и ослабляет экономические рычаги России и нефтяных стран Персидского залива. Просто блестяще.

Мировая реакция

  • Члены Совета поселенцев YESHA были застигнуты врасплох. Всегда опасавшиеся Нетаньяху, которого они скорее считают скользким типом, чем надёжным идеологическим союзником, они отказались от комментариев до полной оценки ситуации.

Большинство поспешных комментариев были предсказуемыми:

  • Правые антисемитские группировки набросились на эту историю как на оправдание своих теорий заговора, утверждая, что это кульминация многовекового плана евреев по отмщению за поражение хазар в битве с русскими в средние века, повторение израильской поддержки Грузии в 2008 году. Один из членов группировки заявил: «У евреев память такая же длинная, как и их носы».
  • Представитель Фатах в Рамалле сказал, что предложение положило некое начало, но оно и близко не удовлетворяет требования палестинцев. Держа в руках рисунок хазарского воина с археологического артефакта, он пояснил: Существует континуум завоеваний и жестокости. Всё очень просто, генетика не лжёт. Результаты мы видим сегодня: сионистский режим и жестокие оккупационные силы произошли от воинственных варваров. Палестинцы произошли от мирных скотоводов, на самом деле, от древних израильтян, которых вы ложно назвали своими предками. Кстати неправда даже то, что у ваших предков был храм в Иерусалиме.

Тогда: хазарский варвар. Воин с пленником, изображение с археологического объекта.

Сейчас: израильский пограничный полицейский с палестинским протестующим.

  • Известный своей надёжностью неофициальный сайт разведки DAFTKAfile признал: Мы краснеем от стыда. Нас застигли врасплох и мы думали, что история с возвращением в Испанию и Португалию была правдой. Очевидно, что это был безупречно спланированный и умный манёвр, чтобы отвлечь внимание от надвигающейся революции в Украине. Хорошо сыграно, Моссад.
  • Преуспевающий блогер Ричард Сливерстейн, чьё знание еврейской культуры и поразительная способность выведывать военные тайны регулярно изумляют даже его критиков, сделал следующий комментарий: Честно говоря, я удивлён, что мои источники из Моссад не передали эту историю сперва мне. Но я не успевал вовремя написать эссе о каббалистической значимости кунжута, главного ингредиента хумуса, поэтому не проверял электронную почту. Чувствую ли я себя оправданным? Да, но это не полное удовлетворение. Я годами говорил, что евреи произошли от монголо-татарских хазар, но это никак не затронуло оборону пропаганды этих сионистских хасбароидных болванов.
  • Официальный представитель ведущей общественной организации по правам человека сказал: Эвакуация незаконных поселений должна быть частью любого мирного соглашения, но принуждение поселенцев сначала покинуть Палестину, а затем переселение их в Украину может быть нарушением Четвёртой женевской конвенции. Мы посмотрим, что об этом скажет Международный арбитражный суд ICC. И если они считают, что в Украине они могут быть ещё агрессивней, чем на Западном берегу, то их ожидает кое-что другое.
  • Ультра-ультра-ортодоксальный представитель Менухем Йонтеф воспринял новость одобрительно: Мы отвергли сионистское государство, которое незаконно до прихода Мессии. Нам всё равно где мы живём до тех пор, пока мы можем изучать Тору и полностью соблюдать её заповеди. Однако в армии мы служить отказываемся как там, так и здесь. И мы тоже хотим субсидий. Это Божья воля.
  • Со слезами на глазах представитель организации Епископальных активистов движения за мир сказала: Мы принципиально приветствуем эту последовательность. Если бы только все евреи думали как Менухем Йонтеф – я называю таких «Менухем-Йонтеф-евреи», антисемитизм бы исчез и члены всех трёх авраамических религий снова бы зажили здесь мирно вместе, как это было до появления сионизма. Народ-государство – это пережиток девятнадцатого века, который привёл к невыразимым страданиям. Главная неотложная задача для восстановления мира на Земле – это немедленное создание свободной и суверенной Палестины.
  • Выдающийся научный работник и теоретик Джудит Бантлер рассуждает: Парадоксом может казаться наличие различий и «прерывания» в основе этнических отношений. Но чтобы это знать, сначала нужно подумать над тем, что означают эти понятия. Можно утверждать, что отличительной чертой хазарской идентичности является то, что она прерывается различностью, что отношение к гоям определяет не только их диаспорическое положение, но и одно из их самых основных этнических отношений. Хотя такое утверждение вполне может быть правдой (в том смысле, что оно относится к ряду правдивых утверждений), оно сохраняет различность как предикат первичного субъекта. Отношение к различности становится одним из предикатов «быть хазарином». Совсем другое дело понимать само это отношение как рассмотрение идеи «хазар» как статичной сущности, такой, которая адекватно описана как предмет…проекты сосуществования могут начаться только с искоренения политического сионизма.
  • Лидер антиизраильской организации BDS Али Абубиномиал выражается проще. Стуча кулаками по столу, он кипит от злости: «Так значит Израиль и Хазария? Это то, что сионисты имеют в виду под «двухгосударственным решением»?! Подумайте сами! Разве никто не читал мою книгу?»
  • Организация Студенты за справедливость в Палестине (Students for Justice in Palestine) созвала экстренное собрание для установления связи с Организацией освобождения печенегов (Pecheneg Liberation Organization), сказав что печенеги не должны расплачиваться за европейский антисемитизм.Новая солидарная группа Студенты за печенегов в Украине (Students for Pechenegs in Ukraine) провозгласила своим девизом: «От Чёрного до Каспийского моря, мы найдём того, кого нужно освободить!»
  • В свою очередь, активист за мир и бывший администратор Восточного Иерусалима Мирон Бенвенути отреагировал равнодушно: Мне волноваться не о чем: я сефард и моя семья живёт здесь веками. В любом случае, даже если бы мне пришлось отправиться в другое место, это была бы Испания, а не Украина: больше солнца, меньше стрельбы.

Большинство «средних израильтян», которые чувствуют, что Нетаньяху делает недостаточно для мира, но также сомневаются в искренности палестинцев, настроены скептически и пребывают в отчаянии. Одна женщина с грустью сказала: Мы все желаем согласия, но просто не знаем, как его достичь. Всё что мы видим сейчас – это Хазерай.

Обновление от редактора статьи: последние новости, в числе которых признание Владимиром Путиным Крыма как «суверенного и независимого государства» и подсчёты, согласно которым переселение израильских поселенцев по любому мирному соглашению обойдётся в десять миллиардов долларов, подтверждают детали данной статьи.

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

— народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела — белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый — белый город, второй — желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир — грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки — армянами и т. д.

Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в.

С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере — с финнами, на западе — с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией.

Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров — аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли.

Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала.

Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый.

Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства — каган — принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" — боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники.

Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12—15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли.

Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое — по магометанскому, двое — по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников.

Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран — одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта