Главная » Выращивание » Коллективное мышление. Групповое мышление: особенности и последствия для человека

Коллективное мышление. Групповое мышление: особенности и последствия для человека

Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться

Анатолий Левенчук Отсутствует Нет данных

Книга даёт современные (с учётом исследований по искусственному интеллекту 2012-2018 гг.) представления о мышлении, показывая весьма ограниченную роль и место визуального мышления как средства коммуникации на самых начальных и простых стадиях коллективного мышления.

В книге рассказано, почему графических нотаций так мало по сравнению с текстовыми. Книга предназначена для заинтересованного читателя, профессионально интересующегося проблемами человеческого и нечеловеческого мышления.

3000 логических примеров по математике. Сложение и вычитание. Сложение, вычитание, умножение и делен

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 4 класса по темам «Сложение и вычитание», «Сложение, вычитание, умножение и деление без скобок», «Сложение, вычитание, умножение и деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

родители

Банка с историями

Эмили Ньюбургер Зарубежная прикладная и научно-популярная литература Отсутствует

Сочинение и рассказывание историй развивает образное мышление , помогает выражать мысли и чувства, формирует нравственные принципы, развивает навыки общения и укрепляет социальные связи. Представленные в книге 40 прикладных проектов и творческих заданий предназначены для развития у ребенка мелкой моторики, речи, воображения.

Занимаясь самостоятельно, ребенок тренирует умение сосредоточиваться на поставленной задаче. Работая в группе, он получает опыт коллективного творчества и публичных выступлений. Большая часть заданий рассчитана на детей от 5 лет. Все проекты и задания предполагают участие в них взрослых.

Книга предназначена для родителей , воспитателей и учителей.

3000 примеров по математике. Устный счёт. Логические примеры. 1-2 классы

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 1-2 классов по темам «Сложение и вычитание в пределах 10», «Сложение и вычитание в пределах 20», «Сложение и вычитание в пределах 100», «Сложение, вычитание, умножение, деление со скобками». Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности , так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

О. В. Узорова Учебная литература Академия начального образования

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Это 4 страницы практических заданий на каждую неделю и «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Завершает книгу проверочная работа. Если ребёнок будет тратить по 15 минут в день на выполнение заданий, помещённых на соответствующей странице , то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Такая работа принесёт огромную пользу и во время учебного года.

Например, в 4 классе в первой половине года можно пользоваться книгой «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 3 класс», тратя на упражнения 5—7 минут в день и делая по половине страницы. Во второй половине года можно заниматься по книге «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала.

4 класс». Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы.

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Материалы книги разделены на несколько частей. За каждым блоком практических заданий следует «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 3 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 3 класса по темам «Сложение и вычитание», «Табличное умножение и деление без скобок», «Внетабличное умножение и деление без скобок», «Табличное умножение и деление со скобками», «Внетабличное умножение и деление со скобками».

Отвечая на вопросы учителя к каждому из приведённых примеров, учащиеся фактически выполняют 2-3 математических задания – всего более 3000 примеров. Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 3 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 3 класса. Материалы книги разделены на несколько частей. За каждым блоком практических заданий следует «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Если ребёнок будет тратить по 1 часу в неделю на выполнение этих заданий, то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

3000 логических примеров по математике. Сложение и вычитание. Табличное умножение и деление без скоб

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 3 класса по темам «Сложение и вычитание», «Табличное умножение и деление без скобок», «Внетабличное умножение и деление без скобок». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

3000 логических примеров по математике. Внетабличное умножение и деление без скобок. Табличное умнож

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 3 класса по темам «Внетабличное умножение и деление без скобок», «Табличное умножение и деление со скобками», «Внетабличное умножение и деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Отсутствует

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Если ребенок будет тратить по 15 минут в день на выполнение этих заданий, помещенных на соответствующей странице, то он успешно повторит пройденный материал, разовьет математическое и логическое мышление.

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 4 класса по теме «Сложение, вычитание, умножение, деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание. По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы.

Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям. Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 4 класса по темам «Сложение и вычитание», «Сложение, вычитание, умножение и деление без скобок», «Сложение, вычитание, умножение и деление со скобками». Отвечая на вопросы учителя к каждому из приведённых примеров, учащиеся фактически выполняют 2-3 математических задания – всего более 3000 примеров.

Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание. По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы.

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 2 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Это 4 страницы практических заданий на каждую неделю и «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Завершает книгу проверочная работа. Если ребёнок будет тратить по 15 минут в день на выполнение заданий, помещённых на соответствующей странице, то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Такая работа принесёт огромную пользу и во время учебного года.

Например, во 2 классе в первой половине года можно пользоваться книгой «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 1 класс», тратя на упражнения 5—7 минут в день и делая по половине страницы. Во второй половине года можно заниматься по книге «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала.

2 класс». Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

Создание системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельнос

Коллектив авторов Прочая образовательная литература Фундаментальная психология – практике

Коллективная монография посвящена анализу проблем сохранения, воспроизведения и передачи когнитивного опыта, накопленного человеком в его практической деятельности. Обсуждаются вопросы выявления наиболее существенных характеристик когнитивного опыта с целью создания информационной системы, предназначенной для прогрессивной «капитализации» опыта профессионалов на реально работающем предприятии.

В авторский коллектив книги вошли ведущие представители школы Б. Ф. Ломова, работающие в русле проблематики познания и общения, ярославской психологической школы, специализирующиеся в направлении психологии практического мышления, а также ученые ряда научных центров Франции.

Показаны результаты теоретических, эмпирических и прикладных исследований, выполненных в рамках многочисленных национальных и международных проектов.

Коллективное мышление - Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.

Некоторые специалисты сам термин «коллективное мышление» рассматривают как метафору: будто бы есть коллектив, которые можно рассматривать как живое существо, и этот коллектив-существо «думает». Но тогда не очень понятным является то, за счет чего именно достигаются интеллектуальные прорывы – они же не могут возникнуть лишь вследствие использования метафоры.

На самом деле, конечно, тут дело состоит не столько в метафоре, сколько в том, что в процессы мышления отдельных субъектов активно включаются социально-коммуникативные элементы. Субъект начинает думать не только о предмете рассуждения, но и о том:

– как другие участники группы видят предмет,

– какую лично он пользу приносит обсуждению,

– как продуктивнее организовать обсуждение,

– что тормозит процесс обсуждения,

– насколько та или иная идея удачная,

– какие личные мотивы двигают другими участниками и т.д.

В результате так или иначе участники группы помогают друг другу рассуждать в верном направлении. Неудачные идеи подвергаются критике (сразу или немного погодя), удачные поддерживаются и развиваются. Участники обмениваются полезными знаниями. Происходит разделение труда – согласно возможностям.

Очень важный элемент здесь – высокий уровень мотивации многих участников на то, чтобы первому найти верный ответ на вопрос, решить проблему. Это связано с тем, что многие воспринимают ситуации коллективного мышления как своего рода интеллектуальное соревнование, победитель которого зарабатывает «очки уважения».

Недаром мозговой штурм (в узком или широком смысле) так популярен на сегодняшний день в разных организациях во всех уголках Земли. Руководство организации фактически бесплатно (если к тому же мозговой штурм организуется собственными силами, без приглашенных специалистов) получает качественный набор идей и решений для дальнейшего развития организации. Ранее инертные сотрудники на мозговых штурмах превращаются в «гигантов мысли», «тигров интеллекта».

Справедливости ради здесь надо заметить, что инертность сотрудников часто является как раз дефектом менеджмента. Сотрудник не будет напрягать свой интеллект – если он не видит личной заинтересованности в том, чтобы что-то изменить в лучшую сторону; если он понимает, что за хорошую идею максимум его похвалят, а могут и отчитать (чтобы не вмешивался не в свое дело); что настоящая награда за реализацию идеи достанется не ему, а кому-то другому; что на него могут взвалить дополнительные обязанности «в знак благодарности» и т.д.

Сам собой напрашивается вывод о том, что методами коллективного мышления можно злоупотреблять. Это и происходит в тех организациях, которые возглавляют «профессиональные менеджеры», не разбирающиеся в собственном производстве, зато умеющие проводить мозговые штурмы, рисовать диаграммы, знающие SWOT- и подобные технологии.

Методы коллективного мышления хороши там, где участники социальной группы испытывают личную заинтересованность, изначально замотивированы на решение проблемы, поиск идей. В противном случае с каждым новым эпизодом эффективность коллективного мышления будет падать, потому что сотрудники как люди разумные рано или поздно поймут, что их эксплуатируют и/или, что их «профессиональный менеджер» просто зарабатывает себе очки, изображая деятельность.

Коллективное мышление по определению противостоит так называемому групповому мышлению. Оба этих понятия относятся к социально-психологическим феноменам, но первое считается позитивным явлением, второе – негативным. Для коллективного мышления характерная сознательная, рациональная организация обсуждения, нацеленность на поиск истины – это объединение разума отдельных участников. Для группового мышления характерно стремление избежать ответственности и вообще каких-либо «острых углов».

Феномен группового мышления был открыт Ирвингом Джейнисом, он рассматривал ряд примеров, в которых показывал, что группа специалистов может принять настолько непрофессиональные решения, что ни один из них по одиночке ни за что бы на такое не решился. Если коллективное мышление обеспечивает интеллектуальный прорыв, то групповое мышление гарантирует лишь интеллектуальный срыв. Для группового мышления характерны конформистские проявления в поведении участников, и обычно это происходит потому, что:

– во-первых, в состав группы входят участники с разным статусом (допустим, директор, начальники отделов и рядовые сотрудники),

– во-вторых, слишком силен прагматический аспект, то есть участники замотивированы не столько на поиск истины, сколько на организационное решение.

По возможности следует избегать того, чтобы в группе обсуждающих были люди разного статуса. Если все же этого не избежать, то надо очень тщательно настроить участников на конструктивную беседу. Хорошо, если сами статусные участники признают, что допускают критику, и не просто допускают, а ждут ее. Это поможет снизить уровень конформности и подхалимства. Если группа разностатусная, то следует ограничиться лишь поиском истины и идей, без принятия управленческих решений.

Если ситуация позволяет (а это в подавляющем большинстве случаев именно так), то работа группы ориентируется лишь на поиск истины и возможных идей. Управленческое решение будет принято потом и в другой ситуации.

Зачем присоединяться к толпе?

Люди испокон веков объединялись в группы для самосохранения. Охотясь на саблезубого тигра толпой, ее члены получали большой шанс остаться целыми. При единоборстве с этим зверем жизнь охотника висела на волоске. Единоличники и гибли чаще, и потомства оставляли меньше. У коллективистов шанс выжить был больше, и стремление объединиться стало, судя по всему, врожденным свойством человеческой натуры.

Наше общество высоко ценит свободу, но под тонкой оболочкой цивилизованности современный человек несет в себе много первобытных побуждений. Он хочет объединиться с остальными для самосохранения и действовать под руководством сильного вожака. Чем неустойчивее положение, тем крепче желание примкнуть к остальным и следовать за вожаком.

По дебрям Уолл-стрит не бродят саблезубые тигры, однако там есть страх финансовой гибели. И глаза у этого страха весьма велики: ведь биржевик не властен над изменением цен. Ценность его позиции растет или падает в зависимости от купли или продажи, которой занимаются совершенно незнакомые люди. Такая неопределенность толкает его на поиски лидера, который поведет верным путем.

Зачастую биржевик, взвесив за и против, решает спекулировать на повышение или понижение - но, едва открыв позицию, попадает в омут биржевой толпы. Есть несколько примет, по которым можно проверить, не превращаетесь ли вы из трезвомыслящего биржевика в "биржевого толповика" - в ажиотаже или холодном поту.

Вы утрачиваете независимость в мышлении, когда следите за ценами, как ястреб за добычей; когда ликуете, если они следуют вашим путем, и отчаиваетесь, если ваши пути расходятся. Вы стали полагаться больше на гуру, чем на себя? И в порыве чувств добавляете деньги к проигрышной позиции, а то и меняете позицию на противоположную? Это - тоже сигналы тревоги. Еще один признак утраченной независимости - нарушение собственного плана игры. Заметив такое, постарайтесь взять себя в руки. Если же самообладания не вернуть, закройте позицию, выйдите из игры.

Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и нацеленными на действия, а не на размышления. Ведь толпа способна испытывать только простые, но сильные чувства: ужас, ликование, тревогу, радость. Толпа постоянно бросается в крайности: от страха - к буйному веселью, от паники - к победоносному "ура". Сидя в лаборатории, ученый мыслит хладнокровно и трезво; но стоит ему попасть в водоворот всеобщей биржевой истерии, как он начинает играть безрассудно. Стихия толпы может захватить вас где угодно: и в многолюдной брокерской фирме, и в офисе перед котировочным экраном. Позволив другим влиять на ваши игровые решения, вы теряете шанс на успех.



На военной службе сплоченность необходима для выживания подразделения. На гражданской службе человек, вступив в профсоюз, может удержаться, даже работая спустя рукава. Но на бирже никакое объединение вас не защитит.

Толпа превосходит вас и числом, и силой. Будь вы хоть семи пядей во лбу, вам ее не переспорить. Вам остается либо примкнуть к ней, либо стать независимым одиночкой.

Многие биржевики недоумевают: почему едва они закроют проигрышные позиции, рынок, как нарочно, разворачивается? Дело в том, что члены биржевой толпы страшатся одного и того же. А ПОТОМУ и действуют одинаково и

одновременно. Куда же еще идти рынку, когда уляжется продажная лихорадка? Конечно, вверх. К игрокам возвращается дух оптимизма, и они, взалкав, пускаются в новый "покупательный разгул".

Толпа примитивна, а потому не следует изощряться в биржевой тактике. Планировать успешную игру - не ракету запускать. Если рынок поворачивает против вас, быстро закройте позиции. Спорить с толпой бесполезно - лучше направьте умственную энергию на вопрос о том, где лучше открыть позиции, а где - выйти из игры.

В трудный момент ваша человеческая природа будет склонять вас к потере независимости. Начав спекулировать, вы ощутите желание делать как все и упустите из виду объективную картину игры. Поэтому необходимо разработать собственную систему игры, строго следовать ей и правилам контроля над капиталом на основании самостоятельных решений, принятых до вступления в биржевую толпу.

Коллективизации мышления проявляется в том, что члены не­которой социальной группы, стремясь добиться группового согла­сия, сохранить групповую сплоченность, сознательно выбирают такие решения, которых придерживаются все или большинство членов данной группы.


В случае коллективизации мышления люди не обращают внимания на правильность или объективность решения, так как главное для них - во что бы то ни стало прийти к общему согласию, и сделать это как можно быстрее.

С явлением коллективизации мышления, с процессом его возник­новения и сохранения связана следующая типичная симптоматика 1:

1) иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм;

2) безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений;

3) рационализация;

4) стереотипизация;

5) конформизм;

6) самоцензура;

7) иллюзия единомыслия;

8) групповая психологическая самозащита.

Для группового единомыслия (коллективизации мышления), кро­ме того, характерно следующее:

Снижение общего (группового) интеллекта, то есть среднего уровня разумности принимаемых группой решений по сравнению с теми решениями, которые способны принять отдельные, наиболее интеллектуально развитые члены группы;

Наличие «образа врага» группы и стереотипных, в основном негативных, взглядов на него;

Давление со стороны большинства, принуждающее отдельных членов группы вести себя конформно;

Внешний контроль мышления других членов группы, побуждающий их одинаково думать.

Коллективизация мышления нередко приводит к принятию и реали­зации ущербных решений. Этот феномен обычно сопровождается сле­дующими типичными недостатками в принятии групповых решений:

а) при обсуждении в группе различных проблем не рассматриваются все возможные, альтернативные их решения, принимается и главным образом обсуждается только то решение, которое предлагает лидер;

б) возражения отдельных членов группы против предлагаемого единого группового решения большинством членов группы не принимаются во внимание;



1 JanisI.L. Groupthink: Psychological studies of policy decision and fiascoes. - N.Y., 1992.


в) принимаемое группой решение не анализируется и не оценивается с точки зрения его возможных недостатков;

г) информация, связанная с принимаемым решением, представляется и рассматривается односторонне и предвзято;

д) заранее не разрабатывается план действий на тот случай, если принятое групповое решение окажется неудачным или его не удастся выполнить.

Феномен коллективизации мышления нередко наблюдается в об­ществах и социальных группах, основанных на авторитарной системе, а также в группах людей, наделенных при данной системе реальной властью, особенно если эти люди не были избраны с помощью проце­дуры свободных выборов, зависимы от власти или назначены ею.

Кроме того, замечено, что склонность к коллективизации мышле­ния иногда демонстрируют и люди, получившие власть демократичес­ким путем в результате выборов.

Ученые, изучавшие феномен коллективизации мышления, исследова­ли и обсуждали также вопрос о том, как предотвратить данное нежела­тельное явление. Они пришли к следующим выводам, которые касаются действий, препятствующих возникновению коллективизации мышле­ния, и его отрицательных социально-психологических последствий.

1. Члены группы должны знать, что такое коллективизация мышления, и сознательно стремиться ее избегать.

2. В обсуждении разнообразных вопросов они должны стараться занимать беспристрастную и непредвзятую позицию.

3. К обсуждаемой проблеме и к предлагаемым ее решениям необходимо подходить критически.

4. В группе должны поощряться возражения и сомнения в правильности предлагаемых и принимаемых группой решений.

5. Некоторые члены группы обязательно должны исполнять в ней не роль генераторов идей, а роль арбитров 1 .

6. В процессе групповой дискуссии желательно разделять группу на подгруппы и каждой такой подгруппе предлагать выработать собственное решение по обсуждаемому вопросу.

7. Целесообразно обращаться к независимым экспертам, которые не входят в состав данной группы, не зависят от ее участников или лидера и в состоянии объективно оценить принимаемые данной группой решения.

1 В связи с этим высказывается мнение о том, что проведение групповой дискуссии по технике брейнсторминга может способствовать исключению феномена коллек­тивизации мышления.


8. Предлагать вырабатывать решения по одному и тому же вопро­су нескольким независимым друг от друга группам, чтобы иметь возможность затем сопоставить полученные ими выводы.

В социальной психологии открыто и описано явление, в каком-то отношении противоположное коллективизации мышления. Это фено­мен групповой поляризации.

Групповой поляризацией называется явление, в соответствии с которым групповое взаимодействие или групповая дискуссия приводят не к психологическому сближению членов группы или принятию единого решения, а, напротив, к расхождению или размежеванию мнений и разделению группы на две противо­стоящие друг другу половины.

В ходе исследований явления групповой поляризации были пред­ложены несколько вероятных его объяснений. Наиболее популярны­ми из них стали две теории, объясняющие данный феномен: информа­ционная и нормативная.

Информационная теория объясняет феномен групповой поляри­зации следующим образом. Во время групповой дискуссии члены груп­пы обмениваются друг с другом разнообразной информацией. Из этой информации они выбирают прежде всего то, что соответствует уже сложившимся у них убеждениям. В результате их убеждения усили­ваются, и если они изначально были несогласованными, то рассогла­сование между ними увеличивается.

Нормативная теория предполагает, что члены группы, обсуждая ка­кой-либо дискуссионный вопрос, в своих суждениях и мнениях стара­ются соответствовать тем, с кем они в данной группе себя идентифици­руют. Иными словами, стремясь к одобрению со стороны «своих», они в собственных суждениях и мнениях целенаправленно и сознательно подчеркивают изначально имеющиеся разногласия и стараются уси­лить их. «Желая понравиться другим, мы можем начать выражать бо­лее жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды» 1 .

Дискриминация, предрассудки и социальные стереотипы

Дискриминацией называют негативные социальные действия, предпринимаемые в отношении определенных людей или пред­ставителей социальных групп другими людьми или группами.


Наличие социальной дискриминации обычно свидетельствует о низ­ком уровне развития соответствующего общества и составляющих его людей, об их невысокой культуре.

Предрассудки - это необоснованно отрицательное отношение, устойчивая социальная установка человека или групп людей по отношению к другим людям или социальным группам.

Предрассудок - это прежде всего когнитивное образование или то, что относится к сфере знаний, размышлений, рассуждений, убежде­ний о соответствующем объекте. На это указывает вторая составляю­щая термина - «рассудок». Что касается его первой составляющей, то она свидетельствует о том, что у человека, имеющего предрассудки, заранее существует вполне определенная, в данном случае негативная система знаний и представлений, исходя из которой он подходит к об­щению и взаимодействию с соответствующим объектом, не ставя пе­ред собой задачу узнать его как следует.

Такое отношение предполагает уверенность человека в том, что он хорошо знает соответствующий объект, что его знания, безусловно, яв­ляются правильными. Предрассудки - это вынесение суждения о ком-либо или чем-либо без предварительного размышления или последу­ющего обоснования данного суждения.

Предрассудки - это примерно то же самое, что и предубеждения. Разница между ними заключается лишь в том, что предубеждения - это предварительно сформированные или уже имеющиеся убеждения. Кроме того, последние не предполагают определенных действий чело­века в отношении соответствующего объекта, в то время как предрас­судки не только предполагают, но и реально управляют соответствую­щими действиями.

Социальный стереотип- это одновременно и когнитивное, и поведенческое образование. Он включает так называемое не­гибкое (стереотипное) мышление и негибкие, автоматизирован­ные (стереотипные) практические действия.

Стереотип, кроме того, представляет собой неоправданное обобще­ние и значительное упрощение реальности. Примеры стереотипов: «кав­казцы - плохие*, «русские - хорошие», «богатые - воры, грабители», «бедные - порядочные люди». Отметим, что, в отличие от предубежде­ний и предрассудков, стереотипы не всегда являются исключительно отрицательными. Входящие в их состав социальные установки могут оолее или менее правильно отражать реальную действительность и осо­бенности тех или иных групп людей. Однако и в этом случае социальные


стереотипы нельзя воспринимать и оценивать как положительное яв­ление, так как они выступают как негибкие и, следовательно, не пол­ностью соответствующие той реальности, которую они отражают.

Социально-психологическую почву для предрассудков создает не­равный социальный статус людей. Занимая разное положение в обще­стве, люди формируют определенные предубеждения относительно тех, кто им не равен по статусу. Иногда социально-психологической почвой для возникновения, существования и распространения предрас­судков становится религия. У верующих нередко наблюдается больше разнообразных предрассудков, чем у неверующих, особенно если их вера принадлежит к разряду религий, где традиционно и давно куль­тивируются неприязнь и нетерпимость к иноверцам. Очевидно, что од­носторонние обобщения в данном случае неуместны, что влияние ре­лигии на предрассудки появляется только в тех вероучениях, которые проповедуют исключительную верность своего учения и избранность тех, кто его придерживается. По известному выражению американ­ского психолога П Оллпорта, роль религии парадоксальна: она созда­ет предрассудки и сама же борется против них; она их порождает и од­новременно уничтожает.

Предрассудки связаны также с известным социально-психологичес­ким явлением, которое носит название внутригрупповоп фаворитизм.

Стереотипное мышление и поведение в отношении других людей проявляются в тех случаях, когда люди остро ощущают свою соци­альную принадлежность, единство со своей социальной группой и ее отличие от чужих социальных групп. Доказано, что исключительная приверженность людей к собственной нации, стране, религии, культуре и т. п. - всему тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимае­мым патриотизмом, - нередко предрасполагает человека недооцени­вать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой нацио­нальности, придерживающихся иной веры и т. д.

Парадоксально, но факт: современная демократия, основанная на так называемой индивидуалистической культуре, в больше степени способствует распространению внутригруппового фаворитизма, чем общества, принадлежащие к культуре коллективистической.

Заметим, что существование предрассудков и их проявление в ре­альном поведении людей - разные вещи. Для того чтобы имеющиеся предрассудки проявились в социальном поведении и породили ост­рые социальные конфликты, необходим ряд условий. Одним из таких условий является наличие или отсутствие социальной напряженнос­ти в обществе.


До сих пор мы обсуждали в основном социальные или социально-психологические причины предрассудков. Однако в научной и учебной литературе содержатся указания на то, что в качестве предпосылок су­ществования предрассудков может выступать и личность человека, в частности такое его качество, как авторитарность.

В связи с развитием когнитивной психологии во второй половине XX века ученые обратились к изучению когнитивных предпосылок социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков. Сторонни­ки когнитивной психологии считают, что стереотипные убеждения и установки, связанные с предрассудками, существуют не только по­тому, что они порождаются социальными условиями (так в основном думают социологи и социальные психологи), но и законами мышле­ния как такового: оно само обладает такими особенностями, которые способствуют возникновению и поддержанию предрассудков. В этом смысле многие предрассудки похожи на иллюзии восприятия и также являются побочным продуктом соответствующего когнитивного про­цесса, в данном случае - мышления. В когнитивной психологии, кос­венно связанной с социальными предубеждениями и предрассудками, удалось обнаружить немало интересного.

Одним из когнитивных феноменов, который, по-видимому, способ­ствует возникновению предрассудков, является категоризация, то есть стремление мышления людей к обобщениям и подведению многих ве­щей под единое понятие - категорию. Считается, что классификация людей по типам и отнесение их к определенной категории облегчает понимание соответствующих людей. В процессе категоризации инди­видуальные особенности людей, не позволяющие их отнести к той или иной категории, игнорируются, не принимаются в расчет; напротив, то, что объединяет людей, подчеркивается и выводится на первый план. Вариантом подобной категоризация и является то, что называют соци­альным стереотипом. Показано, что социальная стереотипизация или категоризация чаще всего происходят в следующих случаях:

Когда у человека имеется дефицит времени для познания окру­
жающих людей;

Когда он чрезвычайно занят другими делами;

Когда он устал;

Когда он эмоционально возбужден.

Все это характерно для многих людей, живущих в современном мире, который создает благоприятную почву для возникновения стереотип­ного, категориального мышления.


Кроме категоризации мышления, существует эффект внутригруп-повой гомогенности, который представляет собой ощущение того, что люди, принадлежащие к определенной социальной группе, кажутся более похожими друг на друга, чем на самом деле. В результате дей­ствия такого когнитивного эффекта люди, принадлежащие к разным группам, могут отличаться друг от друга в большей степени, чем люди, находящиеся внутри этих групп.

Еще одним когнитивным феноменом, способным повлиять на со­циальные стереотипы, является известная в психологии восприятия и понимания людьми друг друга имплицитная теория личности. Она сама по себе задает ограниченный, стереотипный взгляд на людей, так как вполне определенным и однозначным способом связывает между собой внешность, психологию и поведение человека, то есть приписыва­ет людям с теми или иными внешними особенностями вполне опреде­ленные психологические свойства. На самом деле столь однозначной за­висимости между внешностью и психологией человека не существует.

Многие психологи отмечают, что плохое или хорошее настроение человека может, соответственно, усиливать или ослаблять видение в других людях тех или иных особенностей. Например, находясь в хо­рошем состоянии духа, человек склонен замечать положительное в окру­жающих; пребывая в плохом настроении - отрицательное. Это в свое время хорошо подметил известный российский актер А. Райкин в од­ной из своих интермедий. Находясь в хорошем настроении, он напевал: «А кругом идут прохожие, все на ангелов похожие». Однако когда у ак­тера по исполняемой им роли менялось настроение, то и содержание куплета претерпевало соответствующие изменения. Теперь вокруг шли прохожие, «все на дьяволов похожие».

Свой вклад в формирование социальных стереотипов вносит и фунда­ментальная ошибка атрибуции, согласно которой мы, наблюдая за пове­дением людей, склонны искать его причины в их психологии, а не в не зависящих от них обстоятельствах. Все описанные в одной из предыду­щих глав феномены, связанные с явлением каузальной атрибуции, так­же имеют отношение и к формированию, и сохранению стереотипного мышления, и наличие этих феноменов следует рассматривать как когни­тивную предпосылку (составляющую) социальной стереотипизации.

Конформизм

Конформизмом называется осознанное социальное поведение человека, при котором он, находясь под психологическим воздей­ствием (давлением) со стороны других людей и имея собствен-


ное мнение по какому-либо вопросу, открыто его не заявляет и не отстаивает, а по соображениям личной выгоды принимает мне­ние тех, кто оказывает на него воздействие {тех людей, от кото­рых в данный момент времени зависит).

Первым это понятие в социальную психологию ввел американский ученый С. Аш. Исследования конформизма обнаружили ряд законо­мерностей. Обратим внимание на некоторые из них.

1. Если задача, решаемая человеком, или вопрос, на который ему необходимо было отвечать в присутствии группы, оказывались сложными, то число конформно ведущих себя людей значительно возрастало (ими оказывалось абсолютное большинство членов группы).

2. Если членов группы, испытывавших на себе групповое давление, поддерживал хотя бы еще один член группы, то число конформно ведущих себя людей, напротив, существенно уменьшалось.

3. Степень конформизма возрастает, если задача, решаемая человеком, является сложной, а он себя считает некомпетентным.

4. Влияние группы на индивида также зависит от ее значимости для него. Если это референтная группа, то она будет оказывать на него более сильное давление, и в такой группе он будет вести себя более конформно, чем в индифферентной группе.

5. Если человек зависим от соответствующей группы (даже в том случае, когда она не является для него референтной), то под ее влиянием он будет склонен вести себя более конформно, чем под воздействием группы, от которой данный человек независим.

6. Если человека в группе никто не поддерживает, то он будет более склонен к конформному поведению, чем в том случае, если кто-то его поддерживает, причем чем больше «группа поддержки», тем менее конформно будет себя вести соответствующий индивид.

7. Склонность к конформному поведению также зависит от положения, занимаемого человеком в группе: чем выше его статус, тем менее он будет склонен вести себя конформно, и наоборот.

8. В сплоченной группе труднее сопротивляться групповому давлению, чем в психологически разобщенной группе. Это объясняется тем, что сплоченная группа способна оказывать более сильное давление на человека, чем разобщенная группа. В последней сопротивление индивида групповому давлению поддерживается определенной частью группы, которая вместе с ним выступает против тех, кто оказывает соответствующее психологическое давление.

9. Связь проявлений конформизма с тендерными различиями носит сложный характер. В общем случае нельзя утверждать, что


мужчины или женщины больше склонны к конформизму, чем пред­ставители противоположного пола. Многое зависит от положения мужчины и женщины в соответствующем обществе, а также от со­держания того вопроса, в отношении которого проявляется кон­формное поведение.

10. Склонность или не склонность вести себя конформно зависит от индивидуальных, личностных особенностей человека. Люди с сильной волей менее склонны вести себя конформно, чем люди со слабой волей. То же самое можно сказать о людях с высокой самооценкой, развитым интеллектом, высокоразвитым мотивом достижения успехов, власти: такие люди, скорее всего, будут менее склонны к конформизму, чем те, у которых соответствующие свойства являются слаборазвитыми. Люди с так называемыми «сильными» чертами характера будут вести себя менее конформно, чем люди со слабым характером. В общем случае более склонными к конформизму являются личности, которые в большей степени поддаются психологическому влиянию других людей.

11. Тенденция конформного поведения зависит также от культуры. Есть такие культуры, в которых у детей воспитывается безусловное послушание, а среди взрослых людей культивируется беспрекословное подчинение авторитетам. Понятно, что среднестатистический человек в таких культурах будет более склонен к конформизму, чем человек, воспитанный в культуре, где ценятся самостоятельность и независимость..

Чем опасны стадные инстинкты, и почему они закрывают нашу индивидуальность

Ни для кого не секрет, что человек – существо социальное. Социальная среда формируется обществом. Но что такое общество, кто им управляет и кто его создаёт? Действительно ли большинство управляет установками социума?

Для начала стоит сказать, что общество это эгрегор . Его можно представить, как слоёный шар, где ядром является тайная “элита”. Эта тёмная элита управляет миром: назначает президентов, устанавливает курс валют, и решает, когда и где будет война, диктуя новую моду мировоззрения.

Примечательно то, что элита насаждает свою власть через влиятельные и богатейшие семьи мира. Ярким примером этого является телефонный разговор Аарона Руссо и Рокфеллера. Предлагаю вам ознакомиться с его фрагментом:

Аарон: Однажды он задал мне вопрос.
Он спросил: «Аарон, как ты думаешь, какова причина женской эмансипации? Я размышлял раньше на этот счёт, и я сказал: «Чтобы женщины имели право на труд, получали одинаковую зарплату с мужчинами, имели одинаковые права».
Он начал смеяться и сказал: «Аарон, ты идиот!».
Он сказал: «Я объясню тебе причину. Мы, Рокфеллеры, создали ФЕМИНИЗМ. Мы имеем КОНТРОЛЬ НАД ВСЕМ, что Вы читаете в газетах и видите в телевизоре, ВСЁ ЭТО ОСНОВАНО РОКФЕЛЛЕРАМИ!» «И ты хочешь знать почему?
Было ДВЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ:
ПЕРВАЯ – мы не могли обложить налогами половину населения до феминизма.
ВТОРАЯ — сегодня мы имеем детей в школах с самого раннего возраста.
Мы ОТУЧАЕМ ИХ ДУМАТЬ, ОТРЫВАЕМ ИХ ОТ СЕМЬИ.
Дети думают, что государство, школа, чиновники — ЭТО РОДНАЯ СЕМЬЯ и что они должны учить их, а не их родные родители. ЭТО и ЕСТЬ ДВЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ФЕМИНИЗМА!»

Из фрагмента ясно, что люди в большинстве случаев являются жертвами своего незнания, а жертвы они потому, что у них очень слабо выражен индивидуальный разум, но зато невероятно силён коллективный. Однако, коллективный разум – это уже устаревшая система управления, и часть людей (потенциально до 50%) дозрели до того, чтобы освободиться от старого сознания. Коллективный разум – это та вещь, которая формирует мысли, привычки и мнения людей. Он говорит, как надо вести себя в той или иной ситуации, и зачастую определяет систему ценностей. Этим разумом управляет та самая элита. Ей невыгодно говорить о том, чтобы люди думали о своих душах, о том, что помимо материальности есть ещё и духовность. Для них лучше всего, чтобы мы варились внутри собственного котла, состоящего из толерантности, борьбы за лучшую жизнь и культа современных технологий. Они делают ВСЁ, чтобы отвлечь нас от самого главного – ДУШИ. Мы совсем забыли о том, что никогда ничего не бывает просто так, и на всё есть свои причины.

Индивидуальный разум основан на наработках души и даёт куда большую свободу, чем коллективный. Он позволяет трезво мыслить в материальности и духовности, сохраняя при этом ясность сознания и подсознания, тогда как коллективный разум его затуманивает. Кстати, мыслить коллективно склоны 90% людей, а коллективность закрывает личные способности человека на 99%. Индивидуальный разум – это то, что находится вне тотального контроля, т.к. он достаточно чист и имеет свою систему мировоззрения. Эта система строится на опыте прошлых воплощений и наработок, которые уже есть у человека. Как обрести такой разум? Первый шаг – это понять то, что надо развиваться не только материально, но и духовно. Нет, духовно – это не значит молиться день и ночь, заниматься медитациями (они бывают опасны для людей) и т.п. Духовное развитие – это развитие души через правильное принятие того или иного жизненного опыта. Например, опыта болезни. Болезнь возникает на 100% потому, что человек ещё не прошёл или неправильно усвоил какой-либо урок. Опыт этого урока может находиться не только в этой жизни, но и в прошлых. Так вот, если человек долго не прорабатывает первопричину болезни, то по его вине образуется кармический узел. Это происходит потому, что он в очередной раз отложил прохождение необходимого опыта. Чем дольше такое происходит, тем труднее будет его дальнейшее прохождение, т.к. откладывание опыта наносит большой вред времени. Человек просто так не освободится от долга, а оставленное на потом, например, с помощью медицины, растёт как снежный ком, и болезнь появится в более усугублённом виде если не в этой, то в следующих жизнях – таков закон развития. Именно потому те люди, которые берут от жизни ВСЁ, считая, что она одна и других не будет – самые большие должники. Они сами себе создают большие трудности в “несуществующем”, по их мнению, будущем из-за бесконтрольного расточительства и невежества.

В жизни нам приходится преодолевать немало трудностей, и самая большая – это правильное восприятие мира и происходящих вокруг событий. Человек должен твёрдо стоять на ногах не только в материальном плане, но и в духовном. Только тогда он действительно станет хозяином жизни. Да, мы не можем предвидеть всего, но ясность подсознания и сознания даёт нам не только более чёткое понимание мира, но и контроль, который не доступен многим другим. Контроль в свою очередь даёт возможность намного лучше управлять своей жизнью и помогает понять то, что раньше было невозможно из-за зашоренного сознания и рамок восприятия. Чем шире наше осознание мира, тем быстрее мы проходим жизненные уроки, и тем быстрее получаем награду. Расширенное мировосприятие и законы Света строятся на нестандартной индивидуальности потому, что это даёт наибольший эффект развития. Индивидуальный разум – это не только шаг к себе, это ещё и шаг к мирозданию. Светлый мир основан на слаженном коллективном разуме, где у каждого есть своё продвинутое индивидуальное сознание и подсознание, и где каждый может высказать своё мнение. Тёмный мир, наоборот, основан на индивидуальном разуме самых продвинутых и злобных духомонад, стоящих во главе, а остальные в коллективном разуме выполняют роль подчиняющегося хозяевам стада. Светлая система учитывает голос и мысли всех своих представителей, создавая тем самым свободу и единство, а тёмная система строится на силе (кто сильнее, хитрее и жёстче себя ведёт – за тем и идёт стадо). Однако Тьма искусно создаёт иллюзию свободы. На неё ведутся те, кто не знает, что такое на самом деле свобода. Свобода – это не вседозволенность в привычном понимании, а умение пользоваться свободой на благо не только себе, но и миру. Истинная свобода приходит к тому, кто способен несмотря ни на что нести и увеличивать Свет в своей душе. Именно такие люди являются Творцами своей реальности. Те, кто ведут разгульный образ жизни, позволяя себе всё, на самом деле сами роют себе могилу.

Стоит отметить, что большое количество людей направляют свою энергию на себя и на земную жизнь, совсем не задумываясь о будущем после завершения воплощения. Они не думают о законах мироздания и живут ограничено потому, что ничего не помнят о прошлых жизнях. Это мышление и является олицетворением коллективного разума, но незнание не освобождает от ответственности. Память при воплощении стирают для того, чтобы человек правильно проходил новый опыт, и чтобы ему не мешали знания прошлого. Да, есть люди, которые помнят свои воплощения, но это даётся не просто так. Память (частичная) возвращается только тем, кто до этого дозрел или в случае крайней необходимости. Если открытые знания неправильно используются, то это не пройдёт бесследно. Коллективный разум создаёт большую зависимость людей от реальности, делая их рабами однообразного мышления. Далеко не все готовы шагнуть за рамки материальности, и не все могут, но право есть у каждого. Человек подсознательно стремится поддерживать общественное мнение потому, что оно создаёт поведенческие стереотипы земной матрицы. У людей в подавляющем большинстве случаев существует большой страх оказаться вне этой матрицы, а тот, кто вне матрицы, тот против матрицы. Если ты не соответствуешь нормам поведения и обычаям, то ты либо изгой, либо враг, либо лидер. Толпе куда проще и выгоднее создать из непохожего изгоя или врага. Ведь если она признает его точку зрения, то придётся отказаться от своих убеждений, а сделать это куда труднее, чем просто взять и объявить его врагом или изгоем. Обществу невыгодно признавать свои слабости, но выгодно признать слабость одного. Стремление оставаться в земной матрице мировосприятия, несмотря ни на что, называется стадным инстинктом самосохранения. Он мешает человеку мыслить шире и стать независимым. Яркая индивидуальность, как правило, находится вне матрицы. Многие люди становятся великими потому, что им удалось не только выйти за пределы земной матрицы, но и своим восприятием расширить её границу.

Находясь в коллективном разуме, трудно понимать и выполнять законы мироздания, т.к. в нём есть свои законы, основанные на общепринятых рамках социума, обычаях или же религии. Главное отличие коллективного разума от индивидуального состоит в том, что индивидуальный разум основан на истине и наработках прошлых жизней. У истины нет границ, граница в ней - это лишь то, сколько истины мы готовы познать и принять. Истина постоянно расширяется, а рамки социума сужаются в зависимости от того, какой опыт надо познать человечеству. Люди, находясь в привычной среде законов и устоев, оказываются совершенно беспомощными перед миром ВСЕЛЕННОЙ и законами нематериального мира. Однако души на Земле зависят от божественных законов на 100%, а живём мы здесь душой, а не головой, как многие привыкли считать! Те, кто упорно продолжает жить лишь головой, не обращая внимания на душу, рано или поздно получат свою долю вразумляющих проблем. Да, коллективный разум – это тоже система развития, но она является более низковибрационной. Можно развиваться по-разному: есть развитие в рамках коллектива, семьи, работы или же Земли, а есть развитие, которое идёт дальше – на другие планеты, галактики, Вселенную и даже другие Вселенные…

Коллективный разум на определённом этапе развития полезен для людей. Это система контроля, и она полезна тем, что имеет мощную структуру заземления. Она помогает человеку твёрдо стоять на ногах в материальности, даёт базовый опыт мировосприятия, и учит мыслить чётко в определённых рамках. Да и вообще, если вам из текста показалось, что коллективный разум – это ЗЛО (для развитых людей), то ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ – потому, что мы заканчиваем эпоху допознания зла. Для развитых людей коллективный разум, в основном, это уже пройденный этап развития. Помните, у нас всегда есть выбор.

Центр «Новамера»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта