Главная » Выращивание » Кто написал когда волнуется желтеющая нива. Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Кто написал когда волнуется желтеющая нива. Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Пейзажи М. Ю. Лермонтова по большей части наполнены горьким чувством одиночества. Он вырос под Пензой, и скромный русский пейзаж всегда вызывал в его сердце, где бы он ни был, щемящее чувство любви и покинутости. Только одно произведение выпадает из этого ряда. Мы проведем анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», расскажем, как оно было создано и какими приемами пользовался автор.

Время и место его создания

После трагической дуэли и гибели «солнца нашей поэзии» 23-летнего поэта стала душить ненависть к убийцам гения, ко всему высшему свету. Через двенадцать дней по столице уже ходило в списках стихотворение «Сметь поэта». Было заведено уголовное дело, а через шесть дней смутьяна посадили в тюремную камеру.

Во время следствия поэту приносили утешение воспоминания о малой родине. Им отдался всей душой М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», появившееся в результате, принесло утешение мятущемуся сердцу поэта и оставило неизгладимый след в русской пейзажной и философской лирике.

Бумаги, перьев и чернил у поэта не было - он писал угольками на обертках от еды. После тюрьмы его ждал домашний арест, а затем - первая ссылка на Кавказ.

Жанр стихотворения

Три первые строфы явно можно отнести к лирическому пейзажу. Полный анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» позовляет понять читателю, что оно носит в том числе философский характер.

Так, последняя строфа показывает, откуда в душу лирического героя льется умиротворение и почему расходятся горестные морщины: лишь Бог в небесах дарует счастье на земле. Герой, наблюдая за совершенным созданием Творца - природой, непроизвольно смиряет свою тревогу и обретает мир и покой, иначе - счастье.

Композиция и раскрытие основной мысли

Продолжим анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Первая строфа показывает, как поэт внимательно вглядывается в ниву, свежий лес и сад. Это конец лета. Вторая строфа, весенняя, посвящена обрызганному душистой росой серебристому ландышу.

Он вступает в контакт с лирическим героем, когда приветливо кивает ему маленькой белой головкой. Третья строфа показывает студеный ключ, дающий начало ручейку и поющий таинственное сказание. Вода вступает с человеком в диалог. Ключ лепечет о том мирном крае, где он родился. Здесь уже видна динамика и движение.

Лирический герой наблюдает за течением холодной воды, которая подводит его к дальнейшим размышлениям. То есть три строфы создают не реальный уголок природы, а ее образ в полном объеме.

А в последнюю строфу заключает свою главную мысль Лермонтов («Когда волнуется желтеющая нива…»). Тема стихотворения получает обобщающий смысл. Лишь в заключении и тюрьме человек познает, как прекрасна свобода и весь божий мир, созданный без хаоса, а по единым законам и замыслу.

Рифма и размер, которыми пользуется автор

В своем произведении поэт использовал ямб. В основном шестистопный. Слова используются длинные. Все это создает вместе с пиррихиями неровный ритм. Три первые строфы имеют перекрестную рифму. Так строится стих «Когда волнуется желтеющая нива…» в первых трех частях.

Сначала лирический герой проходит по знакомым с детства местам, затем наклоняется, чтобы рассмотреть под кустом ландыш, потом останавливается у ключа. Его взгляд внезапно меняет направление и устремляется ввысь, в небеса, к Богу.

И именно здесь, в четвертой строфе, стих «Когда волнуется желтеющая нива…» меняет свой размер на ямб, состоящий из четырех стоп, а рифма, в отличие от предыдущих, становится кольцевой.

Художественно-выразительные средства: образы и тропы

Можно только поразиться, какая красочная картина природы раскрывается человеку, сидящему в четырех стенах, в заключении. Мы продолжаем анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Поэт использует в первой строфе яркие эпитеты: нива у него - желтеющая, лес - свежий, слива - малиновая, лист - зеленый, тень - сладостная. Все наполнено звуками шелеста нивы, шумом леса и тишиной полуденного сада.

Вторая строфа не менее живописна. Вечер - румяный, утро - золотое, ландыш - приветливый и серебристый. Мы чувствуем его аромат, а также запах душистой росы, которой он обрызган.

Третья строфа затрагивает внутреннюю жизнь лирического героя, его ощущения, не связанные с конкретным временем. Его мысль погружается в смутный сон, он слышит рассказ ключа о его мирных родных краях.

Так совершается переход к четвертой строфе: смирение тревоги в душе раскрывается через метафоры. На этом заканчивается лирическая миниатюра поэта.

Каждая строфа использует олицетворения, которые оживляют окружающий мир: в саду прячется слива, головой кивает ландыш, играя, ключ лепечет в овраге.

Лирический герой не поместил себя в этот мир. Он немного отстранено им любуется и ищет свое место, которое будет находиться с ним в гармонии. Он обретает счастье, лишь увидев в небесах Бога - Творца мира сущего и всех других, о которых можно только догадываться. В этом состоит бесконечность и величие устремлений его души.

Смысл произведения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, анализ которого мы проводим, раскрывается при изучении истории его создания. 1837 год был значимым в жизни Лермонтова, если говорить о периоде его творчества. Он написал стихотворение «Смерть поэта», которое не восприняли чиновники, и пока шло расследование, Лермонтов оказался под арестом.

Находясь в тюрьме г. Санкт-Петербург, поэт написал последнее свое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». В тяжелых арестантских условиях, находясь без письменных принадлежностей, Лермонтов пишет свое творение на обертке от еды опаленными спичками.

Структура стихотворения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» невозможен без изучения его структуры. Произведение состоит из четырех строф (шестнадцать строк), написанных одним сложным предложением с тремя разными придаточными частями. Этот прием позволил показать целостность текста и важность каждых строк.

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять нутро человека, способного оценить и передать невидимые оттенки природы. В основе сюжета заложена пейзажная зарисовка. Кажется, что это стихотворение – описание природы, создающее спокойствие и умиротворение души, но если вчитаться и понять смысл, то оно пропитано трагизмом, характерным для творчества Лермонтова.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает отреченность Лермонтова от внешнего мира, он не видит ничего светлого и радостного. Он думает, что сможет найти гармонию с природой, а значит и с самим собой.

Описание природы не точное, а образное. Лермонтов показывает не определенное время года, а фрагменты осени и весны. Первые три строфы показывают взаимоотношения человека с природой. В первой человек видит природу, во второй пытает найти контакт с природой, в третьей – диалог природы и человека. А вот в четвертый строфе человек осознает себя и Бога.

Авторский почерк Лермонтова – его одиночество – есть и в этом стихотворении. Перед тем как познать Бога, он познает природу. Анализируя стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», становится ясна его тема - роль природы в духовном становлении человека.

Стихотворение насыщено различными приёмами и тропами. Лермонтов использует эпитеты, которые придают особую загадочность эпитеты («смутный сон», «час златой», «Румяным вечером»), олицетворения («Ландыш… кивает», «Прячется малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»). Анафора указывает на движение вверх, движение к Богу, к небу («И в небесах я вижу Бога»).

Если вы прочитали анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова , перейдите в раздел нашего сайта - Блог , чтобы найти подобные статьи, которых сотни, и каждая написана простым языком.

Формирование пейзажной лирики в русской поэзии прочно связано с именем М. Ю. Лермонтова. Поэт рос под Пензой, и вид скромных русских полей всегда вызывал в его душе щемящее чувство тоски и безысходности. Именно поэтому вся его пейзажная лирика проникнута мотивами одиночества. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» покажет всю прелесть формы и содержания поэзии М. Ю. Лермонтова и раскроет глубины его души.

История создания произведения

Любое стихотворение нельзя понять до конца, не зная истории его создания. Когда в 1837 году погибает А. С. Пушкин, Лермонтова начинает душить ненависть к высшему свету и убийцам великого поэта. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», за которое его и заключают под стражу. Находясь в тюрьме, поэт очень скучает по родным просторам и пишет «Когда волнуется желтеющая нива». Анализ стихотворения кратко мы и разбираем в данной статье. В тюрьме у Лермонтова не было ни бумаги, ни пера, и он записывал строки горелыми спичками и углем на обертке от еды, которую ему приносили. Так и родилось известное всем стихотворение. Эти строки принесли душе поэта облегчение. После заключения его ждет домашний арест и ссылка на Кавказ.

Определение жанра произведения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» мы продолжим определением его жанровой принадлежности. Вообще, М. Ю. Лермонтова относят к поэтам-романтикам. Это значит, что его лирический герой одинок, отрешен и не находит себе места в мире людей.

С первого взгляда произведение можно отнести к обычной пейзажной лирике. Первые строфы содержат анафору «когда», в них дается описание природы.

Но последняя строфа меняет все: в ней говорится о том, что человек счастлив только тогда, когда видит перед собой спокойную природу. Тут и кроется основная идея стихотворения: природа дает толчок к размышлениям на философские темы. Именно поэтому ряд исследователей относит произведение к философской лирике. Ведь лирический герой здесь вступает в диалог с природой как с замыслом Бога и находит себя, находит Бога.

Композиция стихотворения и его главная тема

Анализ стиха «Когда волнуется желтеющая нива» продолжим рассмотрением его композиции и тематики. Стихотворение представляет собой период, то есть предложение, которое выражает многогранную и сложную мысль. Первая и третья строфы - это сложные предложения, а вторая - простое предложение с причастным оборотом и однородными членами.

Эти строфы описывают разную природу: ниву, лес и сад. Они восхищают героя, заставляя его думать.

Основная мысль и тематика произведения, без которых невозможен анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», кроются в заключительной - четвертой - строфе. Наблюдение за природой и единение с ней дает человеку возможность приблизиться к Богу. Именно находясь в заключении, М. Ю. Лермонтов осознал счастье свободы, прелесть видения мира без границ.

Письменный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: размер и рифма

Произведение создано на основе разностопного ямба (в основном поэт использует ямб шестистопный). Присутствуют пиррихии, что и создает неровный ритм стиха. Это происходит, потому что Лермонтов использует довольно длинные слова, некоторые ударения ямба выпадают.

Герой не статичен: в первой строфе он пронесся по знакомым местам, во второй - наклонился, в третьей - унесся в мирный край. В четвертой строфе лирический герой меняет траекторию своего движения, мысленно устремляясь наверх, к Богу. Эта последняя строфа написана уже четырехстопным ямбом, укорочена. Автор применяет такой прием, так как мысль довела произведение до его логического завершения.

Первые строфы написаны перекрестной рифмовкой, последняя - кольцевой. Женская и мужская рифмы чередуются на протяжении всего стиха.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: художественные средства

Можно только поразиться, какая удивительная картина природы предстала перед глазами Лермонтова, когда он был заточен в тюрьме Петербурга. Все стихотворение пропитано эпитетами. В первой строфе это - «желтеющая нива», «сладостная тень», во второй «румяный вечер», «душистая роса», «ландыш серебристый». Заметно, что краски стали глуше, мягче.

Третья строфа уже втягивает нас во внутренний мир героя и его переживания, он услышал повествование ключа о мирных землях. Самым ярким эпитетом здесь будет сочетание «смутный сон». Природа отошла на второй план, став условной.

Четвертая строфа, отличная от других, использует метафоры «расходятся морщины на челе», «смиряется тревога». Здесь же автор применил и синтаксический параллелизм (первая и последняя строчки).

Во всем стихотворении Лермонтов использует олицетворение, он оживляет окружающую его природу.

Значение стихотворения для творчества поэта

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» заняло особое место во всем творческом наследии М. Ю. Лермонтова. Оно относится к пейзажной и одновременно к философской лирике (мнения разнятся). Именно это произведение многие исследователи считают образцом поэзии Лермонтова как пейзажного романтического лирика.

Анализ стихотворений классиков очень полезен для школьников. Это является важным умением, позволяющим выявить в произведении много нового, не замеченного при простом чтении. Для начала школьник должен составить план анализа стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», это существенно упрощает работу. Помимо терминологических нюансов, школьник может включить в анализ свое мнение о произведении. Его лучше оформить как окончание анализа.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М.Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.
Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.
Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».
Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».
Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).
Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.
Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:


Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.

Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.
Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М.Л. Гаспаров.
Композиционно в стихотворении выделим две симметричные части. Первая часть – картины природы. Вторая часть – область чувств лирического героя. Композиция стихотворения нашла свое отражение в его метрике.
Стихотворение написано катренами. Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей – чередуются шестистопный и пятистопный, последняя строфа вновь возвращается к шестистопному ямбу, но последняя строка укорочена (четырехстопный ямб). Лермонтов использует перекрестную и кольцевую (последняя строфа) рифмовки. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»), эпитеты («румяным вечером», «в час златой», «смутный сон»), анафору («И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…»). Все стихотворение представляет собой период, в котором присутствует синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе»).
Таким образом, красота и гармония окружающего мира усмиряют волнение лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства. Душа его устремляется к богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

Данная поэтическая миниатюра по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трёх четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда... ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студёный ключ играет по оврагу». Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается её красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье... постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ... лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

Данная поэтическая миниатюра - внутренний монолог героя. По своему настроению стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» оптимистично, так как позволяет увидеть лирическому герою, а вместе с ним и читателю высшую истину.

Как вы поняли, о чем данное стихотворение М.Ю. Лермонтова? (о красоте и величии природы)

Почему именно в последней строке произведения говорится о Боге? (Бога можно увидеть в небесах, если научишься постигать тайны и красоты природы.)

Где, по мнению поэта, возможна гармония и красота? (в природе)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта