Главная » Выращивание » Кто написал трагедию ариадна. Нить Ариадны - кто такая Ариадна в греческой мифологии? Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Кто написал трагедию ариадна. Нить Ариадны - кто такая Ариадна в греческой мифологии? Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Тесей считался сыном афинского царя Эгея. Он родился и вырос в городе Троисене - родине его матери Эфры, которая была дочерью местного царя. Когда Тесей вырос и превратился в красивого сильного юношу, мать рассказала ему, что настоящим его отцом является бог морей Посейдон, который приходил к ней еще до замужества. Рассказав тайну его рождения, Эфра отправила сына в Афины к Эгею помогать престарелому отцу править городом. По пути в Афины Тесей совершил немало подвигов: убил страшного разбойника великана Перифета, грабителя Синида, поразил мечом громадного марафонского быка, пожиравшего все вокруг себя.

Прибыв в Афины, Тесей увидел жителей в глубокой печали. Каждые девять лет им приходилось отдавать дань - семь юношей и семь девушек отвозили онйна остров Крит в качестве жертвы для ужасного чудовища Минотавра, с головой быка и туловищем человека. Этот Минотавр жил во дворце царя Миноса, называемом Лабиринт, из которого никто не мог найти выхода. Афиняне уже снарядили корабль, оснастили его в знак скорби черными парусами.

Узнав эту историю, юный Тесей решил поехать вместе с молодыми людьми на остров Крит. Он задумал пробраться во дворец Лабиринт и убить там кровожадное чудовище, освободить афинян от ужасной дани. Престарелый Эгей отговаривал Тесея, но тот не послушал отца, совершил жертвоприношение и обещал вернуться с победой. В знак этого он поставит на корабле белые паруса.

Когда корабль прибыл на Крит, юношей и девушек отвели к царю Миносу, среди них был и Тесей. Его заметила дочь Миноса Ариадна, а покровительница Тесея Афродита вызвала в ее сердце сильную любовь к прекрасному юноше. Ариадна решила помочь Тесею, она не хотела, чтобы он погиб в Лабиринте, растерзанный Минотавром.

Но перед тем как отправить молодых людей в Лабиринт, царь Ми-нос оскорбил афинскую девушку. За нее вступился Тесей, но, гордый своим происхождением, царь Крита разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:

Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий бог морей Посейдон.
Засмеялся Минос, кинул свой перстень в волны и крикнул Тесею:

Докажи, достань мой перстень со дна!
Призвав своего отца Посейдона на помощь, Тесей бросился в море.

Долго его не было. Все были уверены, что он погиб. Но под водой бог Тритон доставил героя к Посейдону. Тот с радостью приветствовал сына в своем подводном дворце и протянул ему перстень царя Миноса. Когда наконец Тесей вынырнул из морской пучины, в руках он держал перстень Миноса. Так он доказал свое божественное происхождение.

Теперь Тесею предстояло отправиться во дворец Лабиринт, чтобы убить чудовище. Ариадна втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. У входа в Лабиринт Тесей привязал нить и, разматывая клубок, двинулся по запутанным переходам дворца. Вскоре он добрался до того места, где скрывался страшный Минотавр.

Страшное чудовище тотчас с ревом бросилось на смельчака. Но Тесей мечом отбил его атаку. И снова Минотавр, наклонив рогатую голову, пошел на него. Тогда Тесей не стал уклоняться, левой рукой схватил чудовище за рога, а правой вогнал в него меч по самую рукоятку. Минотавр упал бездыханным. Тесей нашел юношей и девушек и по нити вывел всех из Лабиринта.

Опасаясь гнева Миноса, Тесей решил незаметно уехать с острова. Он приказал прорубить днища у всех критских кораблей, взял с собой Ариадну и вместе с афинскими юношами и девушками вышел в море.

Для отдыха он сделал остановку на острове Наксос. Там ему во время сна явился бог виноделия Дионис и сказал, что боги решили отдать Ариадну ему в жены. Тесей проснулся очень опечаленным, но он не мог противиться воле богов.

Пока Ариадна спала, Тесей отплыл на своем корабле. Во время плавания он, опечаленный утратой Ариадны, забыл поставить белые паруса, которые означали, что корабль возвращается с победой. Вглядывавшийся в море старый Эгей увидел знакомое судно, но на нем были черные паруса. Он решил, что его сын Тесей погиб, а афинских юношей и девушек сожрал кровожадный Минотавр. От горя старик бросился в море. С той поры море называют Эгейским. Тесей с великими почестями похоронил своего отца и принял правление над Афинами.

Ишкова Евгения

Ариадна

Краткое содержание мифа

Тесей и Ариадна Адамо Тадолини

Ариадна - в греческой мифологии - дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца -Гелиоса, верховная жрица Реи в Кноссе.

Минос самый известный, самый чтимый и мощный правитель Крита, управлял им из своей резиденции в Кноссе. Во время его царствования Крит становится богатой морской державой, в которой процветали культура, искусство и правосудие, а люди жили в мире.

Согласно легенде, жена Миноса, королева Пасифея, была наказана богом воды Посейдоном и влюбилась в быка. От этого неестественного союза родился отвратительный монстр Минотавр, с головой быка и человеческим телом. Минос заключил Минотавра в Лабиринт, который построил Дедал, и приказал Афинам поставлять каждый год по 14 молодых людей (7 юношей и 7 девушек) из благородных семейств на съедение Минотавру. Когда выбор пал на Тезея (Тесея), сына правителя Афин, Тесей отправился на Крит с целью убить Минотавра и избавить свой народ от тяжелого бремени. По преданию, Оракул предсказал Тесею, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит. Тесей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тесею уничтожить Минотавра. Она дала ему клубок ниток («нить Ариадны»), разматывая который, Тесей нашёл выход из лабиринта Минотавра. Тесей привязал клубок у входа в лабиринт, а сам долго пробирался по запутанным ходам, пока не столкнулся с длиннорогим и свирепым Минотавром.

Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну, обещав на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом.

Покинутая Тесеем Ариадна
Angelica Kauffmann

Застигнутому бурей по дороге домой у острова Наксос, Тесею во сне явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. "Нельзя не повиноваться богу», и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну. На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия Северной Короны

Образы и символы мифа

Нить Ариадны - своеобразный маяк, путеводная нить, всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает «святая», «чистая» — имена, которые присваивали правительнице подземного царства. Имя Ариадны греки воспринимали вероятно как эпитет богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок Кносского дворца).На острове Наксос она становится прообразом всех покинутых влюбленных, горько оплакивающих свою судьбу. В стихотворении Ницше «Жалоба Ариадны» она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали, прежде всего, как супругу Диониса.

Тесей, убивающий Минотавра
William Russell

Минотавр. Зарождение мифа о Минотавре относится к эпохе животного фетишизма. Для этого периода истории характерно понимание животного, человека и неба как равных единиц. Так как отцом Минотавра был бык, вышедший из моря, то образ связан и с морской стихией. То есть в образе Минотавра соединяются небо, море, наземный и подземный мир. Фигура человекобыка восходит к переднеазиатскому искусству IV тыс. до н.э. и, на пути своего долгого развития, включалась в различные мифологические контексты. Человекобык воплощал вечный круговорот бытия с его жизнью и смертью. Культы быка и связанные с ними изображения человекобыка существовали на протяжении многих веков в культурах народов, живших в разных частях света, например, у шумеров, египтян, ассирийцев, индийцев. Во многих этих культурах почитание быка было связано с солнечными и звездными верованиями, а образ быка позднее воплотился в созвездии Тельца. Часто образ Минотавра сравнивался с образом кровожадного финикийского бога Молоха, также изображавшегося в виде полубыка—получеловека.

Кносский Дворец на Крите. Лабиринт МинотавраТесей (Тезей) - сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесей указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: teu-, theso-, "быть сильным")

Лабиринт - символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться. Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды.

Дионис и Ариадна Tintoretto

Ариаднин венец - как символ соотносится с девизами: в русском языке - «Залог любви»; в латинском - «Pignis amoris»; во французском - «C’est le gage d’amour»; в немецком - «Sie ist das Pfanf der Liebe»; в английском- «It is the pawn of love».

Коммуникативные средства создания образов и символов

Миф об Ариадне и Тесее встречается у многих древнегреческих и римских авторов, и хотя некоторые детали мифа отличаются, основной сюжет остается неизменным.

Ариадна (др.-греч. Ἀριάδνη) упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях». Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Действующее лицо в трагедии Софокла «Тесей». Овидий сочинил письмо Ариадны Тесею (Героиды X).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «Спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «Шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «Боги вручают Ариадне звёздный венец» и «Триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «Покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Бахус и Ариадна
Tician

Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна » «Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «Ариадна» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на острове Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Диониса; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окружённой вакханками. Ариадна - героиня полотен Тициана, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Мориса Дени, Джорджо де Кирико, Ловиса Коринта. Известное произведение Даннекера во Франкфурте-на-Майне изображает Ариадну на пантере.

В обычной жизни выражение «Нить Ариадны» означает поиск выхода из затруднительного положения и помощь в решении сложных жизненных задач.

Социальное значение мифа

Значение мифа об Ариадне в современной трактовке предполагает надежду на помощь в самых затруднительных жизненных ситуациях. Благородная Ариадна помогла Тесею в один из самых сложных моментов жизни и это замечательный пример того, что безвыходных ситуаций не бывает и никогда не стоит отчаиваться, какое бы препятствие не появлялось на пути.

Миф об Ариадне представляет собой историю о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем. Критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим.

Ариадна. Фреска, Крит

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса и спасает молодых людей от гибели в лабиринте Минотавра. Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - помогает ему и влюбляется в чужестранца.

В философии Фридриха Ницше Ариадна играет существенную роль. Но не только потому, что она - женщина или воплощение Души, но и потому, что стоит в самом фокусе ее главных понятий.

С появлением психоанализа в начале ХХ века миф о Минотавре стал восприниматься как символ блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Для Фрейда лабиринт символизировал бессознательное, над которым человек не властен. Минотавр - это воплощение страхов, инстинктов и подавленных желаний, Тесей - сам человек, пытающийся разобраться в себе, а нитью Ариадны для него служат сны и видения, приоткрывающие часть бессознательного.

На разбор мифа об Ариадне в свете женской и мужской инициации. Как мне тогда показалось, и кажется сейчас, этот разбор слишком прямолинеен и фрагментарен, и я решил написать свой пост на эту тему. Хотя здесь я не предоставляю детального разбора этого мифа, но стараюсь указать на неявняе взаимосвязи, предоставив читателю далее самому для себя трактовать этот миф.

Еще до отъезда на Крит, Тесей, по совету оракула, принес жертвы Афродите, и богиня сделала так, что прекрасная Ариадна, дочь Миноса, с первого взгляда влюбилась в афинского царевича. Красавица тайно пообещала ему помочь убить Минотавра, если Тесей поклянется взять ее с собой в Афины и сделать своей женой. Тесей с радостью принял это предложение и пообещал жениться на Ариадне. Знаменитый строитель лабиринта Дедал ранее подарил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить в лабиринт и выходить из него. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок. К этому времени двое юношей, переодетых девушками, убили стражей женских покоев и освободили пленниц, остальных юношей освободил Тесей. Они продырявили днища у критских судов, чтобы помешать погоне, а затем дружно налегли на весла и выскользнули в открытое море. Ариадна тайно бежала с Тесеем.

По другой версии, Минотавр никогда не существовал и Ариадна не была похищена Тесеем, а досталась ему в жены вполне законно. Лабиринт был просто хорошо охраняемой тюрьмой, в которой содержали афинских юношей и девушек, намеченных в жертвы на погребальные игры в честь Андрогея, а также в качестве призов победителям. Жестокий и надменный критский военочальник Тавр каждый год забирал их себе, выигрывая все соревнования. Он злоупотреблял доверием Миноса, вступив даже в любовную связь с Пасифаей (один из ее сыновей очень походил на Тавра). Поэтому Минос с радостью разрешил Тесею побороться с Тавром. Ариадна влюбилась в Тесея, наблюдая за его победой в поединке. Миносу зрелище поверженного Тавра тоже доставило огромное удовольствие, и он не только отменил жестокую дань с Афин, но и отдал свою дочь в жены Тесею.

Несколько дней спустя, высадившись на остров Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Мотивы этого его поступка объясняют по-разному. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие - что он опасался неприятностей, которые мог вызвать приезд Ариадны в Афины, третьи - что он оставил её на острове из-за разыгравшейся бури, четвёртые - что влюбившийся в Ариадну бог Дионис явился Тесею во сне и потребовал отдать девушку ему. Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину.

Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.

Боги услышали проклятья Ариадны, и ее месть настигла Тесея. Возможно, из-за того что потерял Ариадну, возможно, от радости при виде родного берега, но он забыл о своем обещании отцу поднять белый парус. Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел черный парус и с горя бросился с утеса в море, которое с тех пор зовется Эгейским.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. После свадьбы с Дионисом Зевс ради своего сына сделал Ариадну бессмертной.

Ариадна очень близко ассоциируется с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.

Чтобы трактовать этот миф нужно также понять кем является Дионис, ведь именно за него в итоге вышла замуж Ариадна (и вознеслась на Олимп, став бессмертной богиней). Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру, призывая женщин на некоторое время оставитьдомашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, - ведь они с Дионисом проповедуют совершенно противоположные ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Трактовать это миф можно на нескольких уровнях, соединение которых вполне может дать целостную картину.

Дионис самый женственный из всех Олимпийских богов-мужчин, бог без матери (которая была убита Зевсом до его рождения в следствии интриги Геры), но с самого детства окружённый женщинами, которые в его детские годы были для него мамочками, в юношеские - любовницами. И, кроме того, Дионис единственный из богов, который вознёс на Олимп и обессмертил двух женщин - свою жену Ариадну, и мать (за которой он спускался в царство Аида) - Семелу.

Если внимательно изучать мифологию доэллинистических времён, то можно узнать, что Ариадна (жена Диониса) почиталась как богиня Луны, а Семела (его мать) - как богиня Земли. Таким образом Дионис восстановил в правах этих богинь, которые изначально в мифе предстают в виде смертных женщин (по аналогии - свергнутые богини в результате завоевания народов, поклоняющихся женским богиням, и их замены на патриархальный Олимпийский пантеон), в последствии обретая бессмертие и былое уважение.

Обе женщины мифологически перед вознесением оказались убитыми: Семела от молний Зевса, Ариадна - после предательства Тесеем была «убита горем».

По другим версиям, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще. И если вспомнить, кем является богиня Артемида (в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны), то можно предположить, что её стрелы могли символизировать лишение девственности и беременность. Таким образом в мифе происходит смерть Ариадны как девушки и последующее её рождение в роли матери и жены Диониса. В некоторых версиях мифа на это указывается более явно: «По рассказу Пеона Амафунтского, Тесей покинул ее на Кипре, она умерла во время родов, ее могила была в роще Ариадны-Афродиты. Согласно Стефану Византийскому, она была на острове Донусия».

Интересно, что в таком случае у Симелы и Ариадны очень много общего. Обе они были беременны, обе умерли во время родов, обе воскрешены Дионисом и вознесены на Олимп обретя бессмертие.

Следует так же вспомнить, какое влияние оказывал Дионис на женщин. Он пробуждал в них их женственную сущность, подавляемую социумом (особенно в патриархальном обществе).

Учитывая это всё можно проследить инициативный путь, который необходимо пройти женщине, для обретения её «бессмертия». В мифологии ещё лучше прописан инициативный путь мужчины-Диониса, но это тема отдельного разговора.

И Пасифаи . Упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), её историю рассказывал Нестор в «Киприях».

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды , наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом , который на ней женился.

По рассказу Пеона Амафунтского, Тесей покинул её на Кипре, она умерла во время родов, её могила была в роще Ариадны-Афродиты. Согласно Стефану Византийскому, она была на острове Донусия.

Свадьба с Дионисом справлялась на горе Иде (либо на Дии), Оры и Афродита подарили ей венец. Став женой Диониса, она родила Фоанта , Стафила , Энопиона и Пепарефа . Как жене Диониса, Зевс даровал ей бессмертие.

После её смерти Дионис стал бессмертным богом и поместил её венец из золота и индийских камней, подарок Гефеста, затем Диониса, среди созвездий - см. Северная Корона (древнее название Венец Ариадны ). По версии, Дионис оставил её, полюбив индийскую царевну.

Образ в искусстве

Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах . Действующее лицо в трагедии Софокла «Тесей». Овидий сочинил письмо Ариадны Тесею (Героиды X).

Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тесеем на острове Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Диониса; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окружённой вакханками . Ариадна - героиня полотен Тициана , Тинторетто , Аннибале Карраччи , братьев Ленен , Ангелики Кауфман , Жан-Батиста Грёза , Делакруа , Мориса Дени , Джорджо де Кирико , Ловиса Коринта и др. Известное произведение Даннекера во Франкфурте-на-Майне изображает Ариадну на пантере .

Оперы на этот сюжет написали Клаудио Монтеверди («Ариадна», , переработка Карла Орфа , , ), Ристори , Гендель («Ариадна на Крите», ), Порпора («Ариадна на Наксосе», ), Иржи Бенда («Ариадна на Наксосе», ), Рихард Штраус («Ариадна на Наксосе », ), Дариюс Мийо («Покинутая Ариадна», ), Богуслав Мартину («Ариадна», ), Вольфганг Рим («Ария/Ариадна»). Музыка к балетам принадлежит Альберу Русселю (Вакх и Ариадна , ), Андре Жоливе (Ариадна ,) .

  • В фильме Кристофера Нолана «Начало » персонаж по имени Ариадна создаёт мир снов.
  • В честь Ариадны назван астероид (43) Ариадна , открытый в 1857 году.

Напишите отзыв о статье "Ариадна"

Примечания

Литература

  • // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. - М.: РГГУ, 2004, с. 302-309
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ариадна

– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.

Фразеологизм «нить Ариадны» пришел из истории эллинов и сохранил свое значение вплоть до нынешнего века. Из греческих мифов известно, что красавица Ариадна с помощью клубка создала выход из лабиринта, поэтому второе название этой нити – путеводная. Кого спасала эта девушка, и почему в ее судьбу вмешались ?

Что означает выражение «нить Ариадны»?

Фразеологизм «нить Ариадны» - один из немногих, который в течение столетий не изменил своего значения. История Тесея, которому путеводная нить Ариадны помогла выбраться из лабиринта, является лучшим объяснением смысла этого выражения. Его переносное значение лингвисты объясняют, как:

  • выход из сложной ситуации;
  • нить, указывающая путь;
  • руководящее начало.

Кто такая Ариадна в греческой мифологии?

Ариадна в мифологии – дочь правителя Крита Миноса и Пасифаи, воспитывалась на острове. Вошла в легенды, благодаря вмешательству в судьбу великого героя Греции Тесея. Девушка помогла смельчаку выбраться из лабиринта, где тот сразил чудовище, которому приносили в жертву людей. Понимая, что их настигнет гнев правителя, влюбленные бежали в Афины, к отцу Тесея. Но тут боги Олимпа вмешались в судьбу девушки. Сохранилось несколько версий о дальнейшей участи спасительницы героя:

  1. Боги приказали Тесею оставить девушку на острове Наксос, где ее убила стрела богини охоты Артемиды.
  2. Когда победитель Минотавра высадил Ариадну на Наксосе, ее выбрал в жены бог Дионис. Он подарил красавице венец из алмазов, сохранилась легенда, якобы это украшение хранится в небесах, как созвездие Северной Короны.
  3. Тесей сбежал с Крита один, а Ариадна скончалась в родах, ее могила находилась долгое время в роще Афродиты.

Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Миф об Ариадне является частью мифа про подвиг Тесея, одного из самых известных героев греческого эпоса. Его отцом называли и афинского царя Эгея, и . Царь Афин оставил мальчика с матерью в городе Трезене, велев прислать, когда тот достигнет совершеннолетия. По дороге к отцу юноша совершил немало подвигов, был признан царевичем.


Что такое «нить Ариадны»?

Миф повествует о подвиге героя Тесея, который отправился на остров Крит, чтобы сразить Минотавра. Чудовище каждый год требовало жертв из семи молодых людей. Чтобы оно не вырвалось на свободу, его содержали в лабиринте, построенном великим ученым Дедалом. Дочь царя Крита Ариадна полюбила Тесея и рискнула помочь, хотя осознавала, что вызовет гнев правителя.

Девушка понимала, что даже если герой победит Минотавра, то не сможет выйти из лабиринта. Как Ариадна помогла Тесею? Тайком передала клубок ниток. Смельчак привязал нитку возле входа в галерею и разматывал по дороге. Сразив чудовище, герой по этому следу смог вернуться назад и вывести всех приговоренных к жертве Минотавру. Нить Ариадны – это выход из сложного положения, она указала дорогу, поэтому ее еще называют путеводной.

Ариадна и Тесей - миф

Считается, что Тесей и Ариадна – герои легенды о смелости, любви и самопожертвовании. Но по одной из версий, любовь к Тесею зародила в сердце царевны богиня красоты Афродита, которой нравился герой. По другой версии, Минотавр был братом Ариадны, которого стыдилась и боялась семья, потому породниться с правителями Крита желающих не находилось. Это и стало причиной того, что царевна решилась помочь герою: и мужа найти, и выбраться с острова.

Некоторые сказатели Греции утверждали, якобы Ариадна передала смельчаку не только клубок ниток, но и непобедимый меч отца, только таким оружием можно было сразить чудовище. А когда влюбленные возвращались морем обратно в Афины, царь Минос упросил богов вернуть ему дочь, и красавицу похитили с корабля. В отместку Тесею вышвырнули в море белый парус, который должен был стать знаком победы для правителя Афин. Увидев на горизонте черный цвет, тот бросился с горя со скалы, а царем провозгласили героя Тесея.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта