Главная » Выращивание » Open Library - открытая библиотека учебной информации. В.26

Open Library - открытая библиотека учебной информации. В.26

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие – им подчиняются.

На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Это смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности – стремления – он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Выделяют четыре типа темперамента: холерик (экстра­верт, эмоционально неустойчивый), сангвиник (экстраверт, эмоционально устойчивый), флегматик (интроверт, эмоцио­нально устойчивый), меланхолик (интроверт, эмоционально неустойчивый). Каждый тип имеет свои сильные и слабые сто­роны. Однако для большинства профессий тип темперамента не определяет степень эффективности. Человек в процессе профессионализации вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий ему использовать преимущества его темперамента и нивелировать недостатки. В то же время руководителю необходимо знать тип темперамента подчинен­ного, для того чтобы правильно подбирать управленческие воздействия.

Люди с различным типом темперамента имеют различ­ную чувствительность к критике. Так, сангвиники, обладаю­щие сильной нервной системой, спокойно и несколько легко­мысленно воспринимают критику, могут не реагировать на нее. Меланхолики могут долго переживать по поводу критики (ча­сто воображаемой), их деятельность при этом нарушается. Холерик может быстро возбуждаться и реагировать агрессив­но. Флегматик, спокойно все обдумав, реагирует с некоторым запозданием.

Тип темперамента полезно также знать при делегирова­нии полномочий и поручений. При необходимости быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства более успешным будет сангвиник или холерик. Флегматик эффективнее работает в рутинных ситуациях, связанных, например, с переработкой данных, подсчетами, подготовкой отчетов. Меланхолик сензитивен в общении, поэтому он хорошо понимает людей, может установить доверительный контакт с клиентом.

Таким образом, каждый тип темперамента имеет свои ограничения и преимущества, которые руководитель может эффективно использовать.

Необходимо также учитывать половые и возрастные осо­бенности подчиненных. Женщины и мужчины имеют некото­рые психологические особенности; так, женщины обычно бо­лее ориентированы на отношения, а мужчины - на решение задачи. Поэтому распоряжения и указания следует давать жен­щинам и мужчинам по-разному, с учетом этих особенностей.



Возраст часто связывают лишь с наличием или отсутстви­ем опыта. Действительно, с возрастом нарабатываются навы­ки, приобретается опыт, являющийся основой эффективной деятельности. Однако в то же время с возрастом и стажем рабо­ты приобретаются стереотипы деятельности, снижается жела­ние познавать новое, осваивать новые приемы деятельности и технологии. Сохранить восприимчивость к новому в зрелом возрасте - важное качество специалиста, обеспечивающее его непрерывное саморазвитие.

С возрастом также связаны неизбежные кризисы лич­ностного развития. Кризис обязательно возникает в жизни каждого человека, так как развитие личности происходит не­равномерно. Рано или поздно наступает момент, когда обнару­живается разрыв между ситуацией развития личности и налич­ной ее структурой. Разрешение кризиса состоит в том, что лич­ность преобразует свою структуру в соответствии с новой си­туацией, формируя новые элементы личности (мотивы, ценно­сти, убеждения и т.д.).

Молодые люди, приходящие на работу после учебы, а иногда и во время нее, часто переживают кризис юношеского возраста. Содержание данного кризиса подробно описано Э. Эриксоном. Основное приобретение данно­го возраста - переживание своей идентичности, неповторимости, непохожести на других. В этом возрасте происходит поиск идеалов для подражания, профессиональное и личностное са­моопределение. Сейчас многие компании стремятся принимать на работу именно молодежь, так как молодой человек, не обре­мененный стереотипами, является хорошим «материалом» для выращивания нужного сотрудника. В то же время неудачная са­моидентификация может привести к путанице ролей, разочаро­ванию, уходу в себя, может наблюдаться стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром, работе.

Следующий кризис взрослого возраста Э. Эриксон отно­сит к возрасту около 25-30 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости, созданием семьи, рождением и воспита­нием детей. При успешном разрешении данного кризиса вы­ражено стремление к контактам с людьми, установлению парт­нерских отношений. При неразрешенном кризисе может воз­никнуть изоляция, избегание близких отношений. Это может негативно сказываться на работе, особенно если деятельность связана с частыми межличностными контактами.

Важный кризис в жизни каждого человека - так называ­емый «кризис среднего возраста», возникающий около 40 лет.

Он связан с оценкой своих достижений и часто с переоценкой ценностей. При эффективном разрешении данного кризиса че­ловек переживает удовлетворенность своей жизнью, работой, семьей, достижениями, он ориентирован на дальнейшие твор­ческие достижения, продуктивную созидательную деятельность. Сотрудники этого возраста обычно уже обладают значительным опытом, что делает их ценными профессионалами. Однако в случае неразрешения данного кризиса у человека развивается апатия, склонность к депрессиям, уходу в себя, он негативно оценивает свои достижения, жизненную ситуацию в целом. Это приводит к снижению продуктивности деятельности.

Наконец, последний, но исключительно важный кризис часто связан с достижением пенсионного возраста. Если чело­век в этом возрасте начинает жить прошлым - т.е. воспомина­ниями, считая, что в жизни ждать больше нечего - возникает отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, ничего уже не изменишь. Кроме того, часто возникают проблемы с пере­стройкой образа жизни, связанного с прекращением или огра­ничением трудовой деятельности. Именно поэтому многие со­трудники, достигшие пенсионного возраста, стараются про­должить трудовую деятельность. При конструктивном разре­шении данного кризиса человек анализирует не прошлое, а свои личностные достижения, «смотрит не назад, а внутрь себя». Это позволяет ему интегрировать все личностные при­обретения, достичь целостности личности, личностной иден­тичности. В этом случае человек и в преклонном возрасте про­должает жить полной жизнью, сохраняя творческий потенциал и продуктивность деятельности.

Рассмотрим уровень форм отражения. К.К. Платонов выделяет две формы отражения:

С помощью познавательных процессов происходит по­
знание окружающего мира;

С помощью эмоциональных процессов происходит эмо­циональная оценка значимости воспринимаемого для субъекта.

Особенности познавательных процессов подчиненно­го - памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения - являются важными компонентами его профессиональ­ной пригодности. Часто при приеме на работу происходит оценка уровня развития данных процессов, если их развитие является необходимым условием успешности профессиональ­ной деятельности.

Однако часто не учитывается другой момент: преоблада­ние у сотрудника той или иной ведущей сенсорной системы. Хотя существование репрезентативных систем не доказано ис­следованиями, на эмпирическом уровне эти типологии широ­ко используются. Выделяют в зависимости от преобладающего канала восприятия следующие типы сотрудников:

1) визуалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется зрение; соответственно у них часто преобладает зритель­ная память, образное мышление;

2) аудиалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется слуховой канал;

3) кинестетики - у таких людей преобладает осязатель­ный канал.

Это различение имеет значение, например, при форму­лировании распоряжений сотрудникам. Визуалу лучше давать распоряжения или объяснения с помощью глаголов «зрения»: «давайте посмотрим», «это выглядит неплохо» и т.п. Аудиалу в аналогичной ситуации лучше сказать «давайте послушаем, что скажет N», «это звучит замечательно». Кинестетик лучше вос­примет фразы со словами, обозначающими ощущения: «это так приятно», «так будет удобнее».

Функционирование эмоциональной формы отражения также связано с индивидуальными особенностями. Они об­условлены в первую очередь особенностями нервной системы. Люди с высокой степенью эмоциональной нестабильности (дискорданты) легко выходят из себя, бурно реагируют на эмоцио­нально значимые ситуации. Эмоционально стабильные люди (конкордаты) теряют самообладание только в крайних ситуа­циях, быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

Существует множество классификаций эмоциональных состояний. Их можно разделить на две основные группы - по­ложительные и отрицательные. Положительные эмоциональ ные состояния обычно повышают эффективность деятельно­сти, способствуют решению задач. Отрицательные эмоции мо­гут сказываться на деятельности негативно, снижать ее эффек­тивность.

Поэтому руководителю следует обращать внимание на эмоциональное состояние сотрудников, даже если оно не свя­зано с ситуациями, возникающими на производстве. Создание благоприятного социально-психологического климата в орга­низации, развитие организационной культуры способствуют возникновению у сотрудников положительных эмоций.

К уровню опыта относятся знания, умения, навыки, которые человек приобрел за свою жизнь. Обычно необходимость оценки этого уровня также хорошо осознается. Знания и умения сотрудника составляют основной багаж его профессиональной компетентности.

К уровню направленности личности относится совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности. Формирование этой подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя к внутренним. Убеждения, ценности, смыслы, мировоззрение личности составляют основу таких внутренних критериев. Сточки зрения эффективного функционирования организации важно, чтобы цели, ценности, убеждения сотрудников совпадали с организационными. Эти задачи решаются с помощью развития организационной культуры, формирования внутреннего имиджа организации

Характер - это подструктура личности, проявляющаяся на всех ее уровнях. Характером в психологии называется система индивидуальных устойчивых личностных черт, которые определяют отношения человека и его способы поведения в различных ситуациях.

Таким образом, о чертах характера сотрудника можно судить на основе наблюдения за его поведением в конкретных ситуациях. Однако каждая черта характера анализируется только в определенных, соответствующих ей по содержанию и сущности жизненных ситуациях. Их называют критическими ситуациями для актуализации черт характера. За пределами критических ситуаций обнаружить черты практически невозможно.

По степени выраженности черты характера делятся на:

· нормально выраженные - такие черты практически не выделяются;

· акцентуированные черты – достаточно заметно выделяются, являются обобщенными и устойчивыми, т.е. проявляются в различных ситуациях и практически всегда;

· психопатические черты - выражены очень ярко, что приводит к социальной дезадаптации таких людей.

Акцентуации характера достаточно часто встречаются у сотрудников. Для того чтобы оптимальным образом строить взаимодействие с акцентуированным сотрудником, надо по­нимать его особенности. Обычно акцентуация - это комплекс черт, так как характер имеет системное строение. В классифи­кации К. Леонгарда выделяются следующие типы акцентуиро­ванных характеров: 1) демонстративный; 2) педантичный; 3) застревающий; 4) возбудимый; 5) гипертимный; 6) дистимичный; 7) тревожный; 8) циклотимный; 9) аффективно-экзальтированный; 10) эмотивный. Акцентуации характера являются вариантом нормы. Однако в случае воздействия не­благоприятных факторов акцентуации характера могут перей­ти в психопатию. Поэтому обращаться с акцентуированным сотрудником следует осторожно, не погружая его в труднопе­реносимые для него ситуации. Например, для демонстратив­ного типа труднопереносимыми будут ситуации проявления равнодушия к нему, ограничения круга общения, невозможно­сти проявить себя в деятельности; для дистимичного, напротив, труднопереносимы ситуации организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах, смены сложившихся стереотипов и привычек и т.п. Поэтому некоторые профессии имеют определенные требования к характеру, что отражается в профессиограммах. Так, дистимичный человек навряд ли будет успешен в организаторской деятельности.

Способности - это такие личностные свойства, которые определяют уровень успешности освоения и реализации какой-либо деятельности. Именно от способностей зависит уровень возможностей человека в профессиональной деятельности. Способности развиваются на основе природных задатков, по­этому они во многом генетически заданы. Однако полностью раскрываются способности только в соответствующей соци­альной среде. Выделяют общие способности, которые опреде­ляют успешность выполнения многих видов деятельности (на­пример, интеллект, память и т.д.), и специальные способности, определяющие успешность в определенных видах деятельности. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. В процессе профотбора оцениваются профессиональные задатки человека, его склонности и способности, и на основе такой оценки определяется профпригодность человека к определенной деятельности. О полной профпригодности можно говорить лишь тогда, когда способности человека полностью соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Качества сотрудника, определяют его возможности и эффективность трудовой деятельности, объединяются в понятии трудового потенциала , широко используемого в социологии труда. К компонентам трудового потенциала относят: здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, про­фессионализм. Некоторые авторы в структуре трудового потенциала выделяют: квалификационный потенциал (умения знания, навыки), психофизиологический потенциал (работоспособность), творческий потенциал (интеллектуальные, по­знавательные способности), коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству), нравственный потенциал (ценностно-мотивационная сфера).

Совокупность личностно-профессиональных качеств всех сотрудников организации составляет кадровый потенциал или человеческий капитал организации. Понятие «человеческий капитал» было предложено экономистом Т.У.Шульцем. А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний на­выков, способностей, мотиваций, которые содействуют его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). С.Ю.Рощин, Т.О. Разумова рассматривают человеческий капитал как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. Человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессионалкой подготовки, приобретения опыта работы.

В психологии для описания личности сотрудника организации традиционно используется понятие профессионально важных качеств (ПВК). Профессионально важные качества - это такие качества личности, которые необходимы для эффек­тивного выполнения определенной профессиональной дея­тельности, характеризуют успешность ее освоения.

Набор личностных характеристик, определяющих эффек­тивность осуществления определенной деятельности, формиру­ется в результате построения профессиограммы. Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъяв­ляемых профессиональной деятельностью к психофизиологи­ческим и личностным характеристикам человека, т.е. профес­сионально важных качеств (ПВК) данной специальности. Основу профессиограммы составляет психограмма - описание психологических особенностей конкретной профессиональ­ной деятельности и личностных качеств, являющихся для дан­ной деятельности профессионально важными. На основе ана­лиза профессиограммы и соотнесения ее требований с ин­дивидуально-психологическими особенностями сотрудника делается вывод о психологической пригодности к профессии. Психологическая пригодность к профессии - это свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: 1) успешному освоению профессии; 2) степени удовлетворен­ности человека своим трудом. Профессиональная пригодность формируется в процессе учебной и трудовой деятельности.

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенно сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим, При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов, она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, вто время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.



Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т.д.

Компоненты направленности личности отражены в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Отдельные компоненты направленности личности

Компонент направленности личности Содержание понятия
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы пли явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое; этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностями ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственно го благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, свои ми чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Человек - это существо с очень сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума. Кроме того, человек является субъектом деятельности практически во всех сферах жизни - социальной, духовной, экономической и политической.

Понятие личности и ее структура

Невозможно в рамках одной науки объять все многообразие граней человеческой сущности, из-за этого и существует множество теорий о том, что же представляет собой личность. Данный термин используется в современной психологии наряду с такими, как "индивид" и "индивидуальность", различие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь ту или иную сторону личности. В широком смысле личность - это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся в отношениях с другими индивидами или в различных сферах сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности характеризует человека в основном в социальном плане. Структура личности в психологии представлена множеством различных классификаций, ниже будут представлены наиболее распространенные из них.

Теория личности в психологии по Фрейду

В 20-х годах ХХ века великий немецкий психолог разработал свою концепцию

анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.

Структура личности в психологии по Рубинштейну

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:

2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной

деятельности.

3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях.

Структура личности в психологии по Платонову

К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры:

1. Социально-направленные качества (моральные качества, социальные связи).

2. Опыт (привычки и ЗУН).

3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности).

4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память).

Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

Структура личности по Платонову.

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятие, память), объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

П. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память – психический процесс. Это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которое везде проявляется в одинаковой мере. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успех в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.
В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные,
волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

3.3. Индивидуально-психологические особенности личности: способности, характер, темперамент.

Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент.

Под темпераментом (от лат. iemperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч. dynamikos - сильный, подвижный) и эмоциональную стороны поведения и деятельности человека.

Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является система И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамента с выделенными им основными свойствами нервной системы:

- силой - способностью нервной системы выдерживать сильные раздражители, обусловливающей выносливость и работоспособность нервных клеток;

- уравновешенностью, характеризующейся соотношением процесссов возбуждения и торможения;

- подвижностью, которая определяется быстротой смены процессов возбуждения и торможения.

Своеобразное сочетание этих свойств образует четыре типа нервной системы, каждый из которых соотносится с одним из четырех типов тем­перамента:

1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется активностью, энергичностью действий, резкими, порывистыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивным.

2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвижная,
выразительная.

3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к обстановке. Отличается низким уровнем психической активности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчивостью, преобладает ровное, спокойное настроение.

4. Меланхолик (слабый тип ВИД) характеризуется низким уровнем активности. Быстро утомляется, легкоранимый. Отличается склонностью глубоко переживать даже незначительные события при слабом внешнем выражении чувств. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию.

В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и расширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы - лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), характеризующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis - сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов.

Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведения позволило выявить такие свойства темперамента, как реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители - и активность, показывающая, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках.

При этом по соотношению активности и реактивности можно судить, от чего больше зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей.

Были также выделены такие психические свойства:

- сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раздражителя, необходимого для возникновения психической реакции;

- пластичность и ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, напротив, инертность, нечувствительность к изменению условий;

- экстравертированность и интровертированность - направлен-
ность личности на окружающий мир или на себя, на собственные
переживания и мысли и др.

Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбинаций значительно больше, но тем не менее рассмотренные типы темперамен-та могут служить обобщенной характеристикой индивидуальных особен-ностей человека.

При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет достоинства и недостатки.



Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий промежуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, терпения, особенно в достижении отдаленных целей. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реакции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоинство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в эту работу,ему требуется значительное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может негативно повлиять на успешность деятельности.

Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстремальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стиль деятельности.

Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов.

Таким, образом, исходные свойства темперамента не предопределяют, во что они разовьются - в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитания личности, в процессе которых результаты развития позитивных свойств каждого типа темперамента и компенсации недостатков закрепляются в характере человека. Темперамент лишь затрудняет или облегчает формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.

Характер (от греч. character - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности, к которым прежде всего относятся:

Отношение к другим людям (экстраверсия или интроверсия, прав-
дивость или лживость, тактичность или грубость и т. п.);

Отношение к делу (добросовестность или недобросовестность,
трудолюбие или леность и т. п.);

Отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скром-
ность или самовлюбленность и т. п.);

Отношение к собственности (аккуратность или неряшливость,
бережливость или расточительство и т. п.).

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами.

Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения его в различные социальные общности. От степени благопри-ятности сложившихся в них межличностных отношений во многом зависит формирование тех или иных черт характера - устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях человек может проявить и несвойственные ему образцы поведения: вежливый - грубость, скромный - развязность и т. п.

Известно много теорий, пытающихся связать проявление характера с особенностями внешнего облика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действиям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, самому себе, к миру в целом).

Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, происходит его формирование. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.

Важной характеристикой личности являются ее способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Способности тесно связаны со знаниями, умениями и навыками человека, обеспечивая их быстрое приобретение, закрепление и эффективное применение на практике.

Природной основой формирования способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Задатки являются необходимым, но не достаточным условием развития способностей. Если, например, человек умственно неполноценен, то, несмотря на самые благоприятные условия, он, к сожалению, вряд ли достигнет высот мысли. Однако наличие задатков еще не означает, что они разовьются в способности.

В настоящее время установлено, что генотип определяет только потенциальные возможности человека, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут реализованы. Следует также учесть, что и сами задатки многозначны, поэтому в зависимости от деятельности, в которую будет включен человек, могут развиться несколько различающиеся способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой - дирижером, третий - исполнителем, а четвертый - музыкальным критиком.

Определенная часть психологов придерживается мнения, что способности обусловлены задатками, а воспитание и обучение как бы "проявляют" их. В то же время экспериментальные данные позволяют допустить возможность развития способностей в любом возрасте. Например, в работах Б. Теплова было показано, что отсутствие такой важной составляющей музыкальных способностей, как абсолютный слух, можно компенсировать комплексом других качеств (например, памятью на музыкальные интервалы, тембровым слухом и др.), которые возьмут на себя функцию абсолютного слуха.

Свойство компенсации одних способностей с помощью развития других открывает практически неисчерпаемые возможности для совершенствования каждого человека.

Выделяют следующие виды способностей:

природные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

специфические, формирующиеся и обеспечивающие развитие в
социальной среде, среди которых выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, обычно называют интеллектом.

К общим способностям относят также индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И. Павлова).

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип; примерно равное их соотношение - средний тип людей. Для художественного типа свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоции, для мыслительного типа - преобладание абстракции, логических построений. Следует отметить, что представители художественного типа могут иметь интеллект не менее развитый, чем представители других типов. Речь в данном случае идет о его своеобразии, относительном преобладании образных компонентов психики над словесно-логическими.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют общей одаренностью. Исследования показывают, что одаренных людей отличают прежде всего собранность, внимательность, постоянная: готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются прежде всего в направленности интересов к той или иной сфере человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающих достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т. д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими в математических способностях являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого хода мыслей к обратному, в художественных - свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, а также особенности творческого воображения и мышления, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, и т. п.

Кроме общих и специальных выделяют способности:

Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, обусловливающие успех в конкретно-практических действиях;

Репродуктивные, обеспечивающие способность усваивать знания, умения, навыки, и творческие, связанные с успешностью создания новых оригинальных идей, произведений материальной и духовной культуры;

К общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие возможность вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе, и предметно-деятельностные, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, знаковой информацией и т. д.

По уровню и степени развития способностей выделяют талант (сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально осуществлять какую-либо сложную трудовую деятельность) и гениальность (высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

О способностях человека судят прежде всего по успешности его деятельности, которая, в свою очередь, зависит от развития способов действий - навыков и умений в данной области (см. подразд, 5.1).

Поэтому люди, изначально более одаренные, могут достичь меньших результатов, чем менее одаренные, но хорошо обученные, со сформированной мотивацией овладения данной деятельностью, волей, характером, умением трудиться.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта