Главная » Выращивание » Описание Бухарского ханства и Бухары.

Описание Бухарского ханства и Бухары.

Буха`рское ха`нство — государство в Средней Азии в XVI — начале XX в. Основано Шейбанидами после распада государства Тимуридов . Название возникло в конце XVI в. после перенесения столицы в Бухару . На протяжении существования Б. х. им правили представители трех династий, последовательно приходившие к власти в результате междоусобной борьбы: Шейбаниды (1500—1599), Аштарханиды (Джаниды) (1599—1753) и Мангыты (1753—1920).
Основатель династии Шейбанидов Мухаммад Шейбани (1451—1510) по приглашению среднеазиатских правителей с конца XV в. стал активно вмешиваться в политические события в Мавераннахре . К началу XVI в. ему удалось подчинить все крупнейшие города региона (Самарканд, Бухару, Ташкент, Андижан, Герат и др.). Шейбани сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть. Упорное сопротивление ему оказал Захир уд-дин Мухаммад Бабур (1483—1530), правнук Тимура и будущий основатель империи Великих Моголов в Индии. Но удержаться в Мавераннахре Бабур не смог.
К середине XVI в. государство Шейбанидов состояло из нескольких фактически самостоятельных владений. В трех крупнейших городах — Самарканде, Бухаре и Ташкенте одновременно находились правители, официально именовавшиеся ханами.
Наибольшее политическое усиление и территориальное расширение Б. х. связано с деятельностью Абдулла-хана II (правил в 1557—1598). Ему удалось объединить под своей властью раздробленные области. Были завоеваны Балх и Фергана, Ташкент, Самарканд, Хорасан и др. Хивинское ханство также лишилось независимости.
Абдулла-хан пытался распространить свое влияние и на Сибирское ханство, с этой целью он оказал военную помощь хану Кучуму, однако его попытки не увенчались успехом. Экономика Б. х. переживала подъем. В городах развивались ремесло и торговля, шло строительство, работы по искусственному орошению. Б. х. имело торговые и дипломатические связи с Индией, Турцией и Русским государством. После смерти Абдулла-хана и убийства его сына династия Шейбанидов прекратилась. Обширная территория ханства распалась на ряд феодальных владений. Воспользовавшись этой ситуацией, шах Ирана Аббас овладел Хорасаном , а казахский хан Тевеккель — Ташкентом. Хивинское ханство восстановило самостоятельность.

Битва шаха Исмаила с Шейбани-ханом. Персидская миниатюра. XVII в.

После гибели в феодальной междоусобице последнего хана из династии Шейбанидов Абдумумина (правил в 1598—1599) к власти в Б. х. приходит династия Аштарханидов (Джанидов). Новым ханом был избран Джанибек Аштарханид, состоявший в родстве с Шейбанидами. Аштарханиды были потомками Чингисхана и после распада Золотой Орды правили в Астраханском ханстве , откуда были вынуждены бежать в Мавераннахр после завоевания Астрахани Иваном IV Грозным .
Правление Аштарханидов в целом характеризовалось в Б. х. обострением междоусобной борьбы и войнами с сефевидским Ираном , казахами, Хивинским ханством. Аштарханиды были вынуждены считаться с военно-кочевой знатью и мусульманским духовенством, представлявшими значительную экономическую и политическую силу.
Некоторая политическая устойчивость Б. х. наблюдалась при Имамкули-хане (правил в 1611—1642). Он вновь подчинил Б. х. Ташкент. Правитель Балха также формально признал его главенство. Однако во второй половине XVII в. Б. х. подверглось опустошительным нападениям кочевников и Хивинского ханства. Длительная борьба с Хивой привела к ухудшению внутреннего положения Б. х. и усилению сепаратистских настроений среди феодалов. В итоге в начале XVIII в. от Б. х. отделилась Фергана, где со временем образовалось Кокандское ханство и установилась власть династии Минг . Самостоятельности добились и некоторые другие области. В целом в первой половине XVIII в. Б. х. переживало упадок. В 1708 в Бухаре произо­шли волнения, вызванные неудачной денежной реформой. Их удалось подавить, но правительство было вынуждено пойти на уступки, уменьшив вдвое принудительный курс на новые низкопробные монеты.
Нестабильной ситуацией в Б. х. воспользовался правитель Ирана Надир-шах Афшар, который в 1740 после второго похода завоевал Б. х., поставив его в вассальную зависимость. Аштарханид Абулфайз-хан (правил в 1711—1747) был фактически полностью отстранен от власти. В результате междоусобных войн власть в Б. х. после смерти Надир-шаха (1747) перешла к аталыку (букв. «заступающий место отца»), Мухаммаду Хакиму. Его сын, аталык Мухаммед Рахим-бий (правил в 1753—1758), прияв титул эмира, правил уже как представитель новой династии Мангыт. Начиная с 1753 аштарханидские (джанидские) ханы никакой роли в государстве уже не играли. При мангытской династии правители объявили себя эмирами (амирами), и Б. х. стало называться Бухарским эмиратом. Мухаммед Рахим-бий вел активную борьбу за усиление ханской власти, однако после его смерти среди феодалов и казахских племен вновь наметилась тенденция к самостоятельности.
При эмире Шах Мураде (правил в 1785—1800) неоднократно объявлялись войны против «еретиков-шиитов», организовывались походы в Иран и Афганистан. Он продолжил борьбу за централизацию государства. Провел четыре реформы: финансовую, административную, судебную и военную, тем самым укрепив государство.
Несмотря на это, всю 1-ю четверть XIX в. Б. х. сотрясали народные восстания и междоусобицы. Одним из наиболее крупных было восстание хитай-кипчаков (1821—1825). Особенно ожесточенной была борьба с правителем Шахрисабза. После неоднократных походов в 1853 Шахрисабз и Китаб были подчинены Б. х.
В правление эмира Хайдара (правил в 1800—1826) вновь начались войны с Хивинским, а затем с Кокандским ханствами, продолжавшиеся вплоть до присоединения Б. х. к России.
В период правления эмира Насруллы (правил в 1826—1860) разворачиваются новые походы, связанные с борьбой за объединение отдельных областей и стремлением к усилению государственной власти.
Система административного устройства Б. х. оставалась неизменной с XVI до первой половины XIX в. Главным сановником выступал кушбеги, в чьих руках была сосредоточена высшая административная власть и управление финансовой системой государства. Большую политическую и экономическую роль играли мусульманские улемы. В их руках находилась судебная власть. Верховный судья кази-калян назначался эмиром. Главным духовным лицом был шейх-уль-ислам.
Войско Б. х. состояло из двух категорий — нукеров (особое служилое сословие) и кара-чирик (вспомогательное крестьянское ополчение).
Страна делилась на провинции — вилайеты, во главе которых стояли хакимы и беки. Сборами налогов и податей с земельных участков ведали амлякдары, опиравшиеся на низшую администрацию: аксакалов (сельских старост), мирабов (распорядителей водных ресурсов) и др.
К середине XIX в. в Б. х. продолжала существовать с небольшими изменениями система феодального землевладения, сложившаяся в XVI в. Основными категориями земель были: амляковые (государственные земли), мульковые (частновладельческие), вакуфные (мусульманских учреждений). Крестьяне, почти лишенные земли, обрабатывали землю на правах издольщины.
Серьезной отраслью хозяйства в Б. х. было ремесло, особенно развитое в городах. Ремесленники имели цеховые организации. Значительную роль в жизни страны играла внешняя торговля, в том числе с Русским государством.
В первой половине XIX в. резко обострилось англо-русское соперничество из-за рынков сбыта и новых источников сырья для бурно развивающейся промышленности. В 1820—1850-е это привело к столкновению интересов Англии и России в среднеазиатском регионе. Оба государ­ства неоднократно направляли в Б. х. дипломатические и разведывательные миссии с целью расширить границы своего влияния.

Н. Н. Каразин. Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года

В 1866 Россия начала военные действия против Б. х. Царские войска разбили главные силы эмира Музаффара (правил в 1860—1885) при Ирджаре, взяли города Ходжент, Ура-Тюбе, Джизак. В 1868 военные действия были продолжены, заняты города Самарканд и Катта-Курган. В июне 1868 бухарская армия была разбита в решающем сражении при Зирабулакских высотах. 23 июля 1868 между Б. х. и Россией был подписан мирный договор, по которому вся завоеванная русскими войсками территория присоединялась к России, образовав Зерафшанский округ в составе Туркестанского генерал-губернаторства. В 1873 договор был дополнен новыми пунктами, которыми Б. х. признавалось протекторатом России и ему запрещалось вести самостоятельные сношения с иностранными государ­ствами. Для контроля ситуации в Б. х. в 1886 царское правительство учредило Российское императорское политическое агентство в Бухаре.
Степень зависимости усилилась при сыне Музаффара эмире Сеид Абдул-Ахаде (правил в 1885—1910).
Ко времени присоединения к России общий уровень развития в Б. х. был очень низким. По мере втягивания народного хозяйства Б. х. в общероссийский рынок в Бухару начал проникать, хотя и очень медленно, капитализм; развивалось товарное земледелие, прежде всего хлопководство. В 1914—1916 была построена Бухарская железная дорога

Последний эмир — Сейид Алим-хан. 1911

Последний эмир Сейид Алим-хан правил с 1910. 2 сентября 1920 части Красной армии свергли власть эмира. Сейид Алим-хан бежал в Афганистан. 8 октября 1920 на 1-м Всебухарском курултае (съезде) народных представителей была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика.

Лит.: Жуковский С. В. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трехсотлетие. СПб., 1915; Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии (XVI — середина XIX века). М., 1958; Арапов Д. Ю. Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии. М., 1981; Тулибаева Ж. Казахстан и Бухарское ханство в XVIII — первой половине XIX вв. Алматы, 2001. Т. В. Котюкова.


К:Появились в 1500 году К:Исчезли в 1785 году

История

История Бухары состоит из двух частей: древней или истории Трансоксании (Мавераннахр, «мавера-ун-нахр» - заречье по-арабски) и новой или истории Бухарского ханства.

Образование Бухарского ханства

Создание Бухарского ханства связывают с приходом к власти династии Шейбанидов в 1500 году , когда их лидер Шейбани-хан включил в состав своего государства владения тимуридов Мавераннахр и Великий Хорасан . Однако на самом деле столицей его государства оставался Самарканд . Лишь после прихода к власти его племянника Убайдулла-хана , в 1533 году столица была перенесена в Бухару. Со второй четверти XVI века государство стало именоваться Бухарским ханством.

Мавераннахр в VIII-XV веках

Под именем Трансоксании разумелись собственно все земли, лежащие по правую сторону Аму-Дарьи и составившие впоследствии ядро будущего Бухарского ханства, но уже в конце IX века правители Трансоксании владели обширными провинциями и на левом берегу этой реки. Возникновение Трансоксании теряется во мраке неизвестности и приписывается преданиями жителям низовьев реки Зеравшана , то есть приблизительно того места, на котором ныне расположен город Бухара , столица ханства.

Династия Шейбанидов ( -)

Основатель династии Шейбаниды - Мухаммед Шейбани ( -), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра. Мухаммед Шейбани , собрав оставшееся ему верным войско, в 1499 году пошёл в поход на юг, в Мавераннахр и завоевал государство Тимуридов , раздробленное после смерти Тамерлана . Государство Шибанидов, основанное Мухаммадом Шейбани-ханом в Мавераннахре, в мемуарах придворного литератора первых Шибанидов Зайн ад-Дина Васифи «Удивительные события » называется «узбекским государством» . В 1510 Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефевидом и убит.

Взаимоотношения Бухарского ханства с Российской империей

Первые отношения России с Бухарой, при посредстве купцов и торговых людей, начались ещё до появления на историческом поприще монголов; но сведения об этих отношениях настолько скудны, что не дают возможности составить о характере их никакого понятия.

  • Мухаммед Шейбани , сын Шахбудаг-султана , 1-й хан Бухарского ханства -
  • Суюнчходжа-хан , сын Абулхайр-хана , 2-й хан Бухарского ханства в , правитель Ташкентского удела в Бухарском ханстве -
  • Кучкунджи-хан , сын Абулхайр-хана , 3-й хан Бухарского ханства -
  • Абу Саид-хан , сын Кучкунджи-хана , 4-й хан Бухарского ханства -
  • Убайдулла-хан , сын Махмуда-султана , 5-й хан Бухарского ханства -
  • Абдулла-хан I , сын Кучкунджи-хана , 6-й хан Бухарского ханства в
  • Абдалазиз-хан , сын Убайдулла-хана , 7-й хан Бухарского ханства в Бухаре -
  • Абдуллатиф-хан , сын Кучкунджи-хана , 8-й хан Бухарского ханства в Самарканде -
  • Науруз Ахмед-хан , сын Суюнчходжа-хана , 9-й хан Бухарского ханства -
  • Пирмухаммед-хан , сын Джанибек-султана , 10-й хан Бухарского ханства -
  • Искандер-хан , сын Джанибек-султана , 11-й хан Бухарского ханства -
  • Абдулла-хан II , сын Искандер-хана , султан Карши - , султан Бухары - , - , султан Керминэ - , 12-й хан Бухарского ханства - , хан Мавераннахра -
  • Абдалмумин-хан , сын Абдулла-хана II , 13-й хан Бухарского ханства в
  • Пирмухаммед-хан II , сын Сулейман-султана , 14-й хан Бухарского ханства -
  • Баки Мухаммад-хан , хан Мавераннахра -
  • Вали Мухаммад-хан , брат предыдущего, правитель Балха - , хан Мавераннахра -
  • Имам Кули , сын Дин Мухаммад Йатим-хана , правитель Самарканда - , хан Мавераннахра -
  • Абу-л-Гази Надир Мухаммад-хан , сын предыдущего, правитель Кеша - , правитель Балха - , - , хан Мавераннахра -
  • Абд ул-Азиз Мухаммад-хан , сын предыдущего, правитель Мейменэ - , хан Мавераннахра -
  • Субханкулихан , брат предыдущего, правитель Балха - , хан Мавераннахра -
  • Убайдулла-хан II
  • Абулфейз-хан , брат предыдущего, хан Мавераннахра -
  • Абд ул-Мумин-хан , сын предыдущего, хан Мавераннахра -
  • Худаяр-бий бий племени Мангыт, аталык Аштарханидов
  • Мухаммед Хаким-бий , сын предыдущего, бий племени Мангыт, аталык Аштарханидов -
  • Мухаммед Рахимбий , сын предыдущего, бий племени Мангыт, аталык Аштарханидов - , хан Мавераннахра -
  • Даниялбий , брат Мухаммад Хаким-бия , бий племени Мангыт, аталык Аштарханидов, бек тумана Керминэ, хаким Хисар-и Шадмана -

См. также

Напишите отзыв о статье "Бухарское ханство"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. Ю. Арапов Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии. М. Изд-во МГУ, 128 с., 1981.
  • Н. Ханыков , «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1843).
  • Н. Ф. Бутенев , статьи о минеральных богатствах Б. («Горный Журнал», 1842);
  • П. Савельев , «Бухара в 1835 г., с присоединением известий обо всех европейских путешественниках, посещавших этот город до 1835 г.» (СПб., 1836);
  • A. Lehmann’s , «Reise nach Buchara und Samarkand in 1841-42» (СПб., 1852, 17 т., «Beitr ä ge zur Kentniss des russ. Reiches»);
  • А. Попов , «Сношения России с Хивой и Бухарой при Петре Великом» («Записки Императорского Русского географического общества», кн. 9, 1853); «О Шегри-Себзкой области Б. ханства» («Известия Императорского Русского географического общества», 1865); «Бухарский эмир и его подданные» («Известия Императорского Русского географического общества», 1866);
  • Львов , «Ханство Бухарское» («Современная Летопись», 1868, № 22);
  • Бернс , «Путешествие в Бухару» (Москва, 1848-50);
  • Гавацци , «Alcune notizie racolte in un viaggio a Bucara» (Милан, 1867);
  • Кайдаков , «Караван-записки во время похода в Б. российского каравана 1824-25 гг.»;
  • Вамбери , «Путешествие по Средней Азии в 1863 г.» (СПб., 1865); «Очерки Средней Азии» (Москва, 1868); «A journey to the source of the river Oxus by captain John Wood» (Лондон, 1872);
  • Вамбери , «История Бухары или Трансоксании» (перевод Павловского, СПб., 1873);
  • Г. Юль , «Очерк географии и истории верховьев Аму-Дарьи» (перевод с английского О. Федченко, приложение к № 6 «Известий Императорского Р. Г. О.», 1873);
  • Яворский , «Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878-79» (СПб., 1882);
  • И. Минаев , «Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи» (СПб., 1879); И. В. Мушкетов, «Туркестан» (т. 1, СПб., 1886); «Родословная Мангытской династии» («Материалы для статистики Туркестанского края», ежегод. под ред. Н. А. Маева, СПб., 1874);
  • А. П. Хорошхин , «Заметки о зякете в Бухарском ханстве» («Сборник статей, касающихся до Туркестанского края», СПб., 1876);
  • Н. Маев , «Очерки Бухарского ханства» («Материалы для статистики Туркестанского края», вып. V, СПб., 1879);
  • А. И. Соболев , «Географические и статистические сведения о Зеравшанском округе» («Записки по отделу статистики И. Р. Г. О.», т. IV, 1878);
  • П. Н. Петрова , «Сношения России с Хивой и Бухарой в царствование Анны Иоанновны» («Известия Императорского Русского географического общества», т. V, 1869);
  • И. Е. Косяков , «Путевые заметки по Каратегину и Дарвазу в 1882 г.» («Известия Императорского Русского географического общества», т. XX, 1884, вып. 6);
  • Г. А. Арандаренко , «В горах Дарваза-Каратегина», «Бухарские войска» («Досуги в Туркестане», СПб., 1889);
  • Вс. Крестовский , «В гостях у эмира Бухарского» («Русский вестник », 1884 г.);
  • А. Ф. Костенко , «Путешествие в Бухару русской миссии 1870 г.» (СПб., 1871); «Средняя Азия», «Туркестанский край» (СПб., 1880);
  • В. Ф. Ошанин , «Каратегин и Дарваз» («Известия Императорского Русского географического общества», 1881);
  • Архипов , «Рекогносцировка равнинной части Бухарского ханства» (1883);
  • Элизе Реклю , «Азиатская Россия и Среднеазиатские ханства» (т. VI, СПб., 1883);
  • Н. А. Маев , «Материалы для статистики Туркестанского края» (ежегодник и сборник «Русский Туркестан»);
  • М. Венюков , «Путешествия по окраинам Русской Азии» (СПб., 1868);
  • Гедеонов , «Астрономические определения в Закаспийской области, Хивинском и Бухарском ханствах в 1884 г.» («Известия Императорского Русского географического общества», т. XXI, 1885, вып. 3);
  • H. H. Покотило , «Путешествие в Центральную и Восточную Бухару» («Известия Императорского Русского географического общества», т. XXV, 1889, вып. VI);
  • В. А. Обручев , «Закаспийская низменность» («Записки Императорского Русского географического общества по общей географии», т. XX, № 3, 1890);
  • З. Жижемский , «Ирригация в долине Зеравшана в Бухарском ханстве» («Туркестанские Ведомости», 1888); «Литература о Закаспийской области и сопредельных странах» Пенкиной (СПб.);
  • И. Яворский , «Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству 1878-1879» (2 тома);
  • П. О. Щербов-Нефедович , «Сборник новейших сведений о вооружённых силах европейских и азиатских государств» (изд. 8, СПб., 1889);
  • Б. И. Масальский , «Производство хлопка в России» (СПб., 1889);
  • А. Галкин , «Краткий очерк Б. ханства» («Военный Сборник», № 11-12, 1890).
  • Д. Н. Логофет Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние. М., 1908; 2-е изд. М., УРСС, 2010, 241 с.
  • Ж. Тулибаева , «Казахстан и Бухарское ханство в XVIII - первой половине XIX вв.» (Алматы, 2001).
  • Абдуррахман-и Тали. . - Ташкент: Изд. АН УзССР, 1959.
  • Мир Абдуль-Керим Бухарский. // Материалы по истории туркмен и Туркмении. - М.-Л.: АН СССР, 1938. - Т. 2.
  • Мир Мухаммед Амин-и Бухари. . - Ташкент: АН УзССР, 1957.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бухарское ханство

– Vienne trouve les bases du traite propose tellement hors d"atteinte, qu"on ne saurait y parvenir meme par une continuite de succes les plus brillants, et elle met en doute les moyens qui pourraient nous les procurer. C"est la phrase authentique du cabinet de Vienne, – говорил датский charge d"affaires. [Вена находит основания предлагаемого договора до того невозможными, что достигнуть их нельзя даже рядом самых блестящих успехов: и она сомневается в средствах, которые могут их нам доставить. Это подлинная фраза венского кабинета, – сказал датский поверенный в делах.]
– C"est le doute qui est flatteur! – сказал l"homme a l"esprit profond, с тонкой улыбкой. [Сомнение лестно! – сказал глубокий ум,]
– Il faut distinguer entre le cabinet de Vienne et l"Empereur d"Autriche, – сказал МorteMariet. – L"Empereur d"Autriche n"a jamais pu penser a une chose pareille, ce n"est que le cabinet qui le dit. [Необходимо различать венский кабинет и австрийского императора. Австрийский император никогда не мог этого думать, это говорит только кабинет.]
– Eh, mon cher vicomte, – вмешалась Анна Павловна, – l"Urope (она почему то выговаривала l"Urope, как особенную тонкость французского языка, которую она могла себе позволить, говоря с французом) l"Urope ne sera jamais notre alliee sincere. [Ах, мой милый виконт, Европа никогда не будет нашей искренней союзницей.]
Вслед за этим Анна Павловна навела разговор на мужество и твердость прусского короля с тем, чтобы ввести в дело Бориса.
Борис внимательно слушал того, кто говорит, ожидая своего череда, но вместе с тем успевал несколько раз оглядываться на свою соседку, красавицу Элен, которая с улыбкой несколько раз встретилась глазами с красивым молодым адъютантом.
Весьма естественно, говоря о положении Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать свое путешествие в Глогау и положение, в котором он нашел прусское войско. Борис, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во всё время своего рассказа старательно избегая заявления своего мнения насчет тех фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощенье новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу Бориса выказала Элен. Она несколько раз спрашивала его о некоторых подробностях его поездки и, казалось, весьма была заинтересована положением прусской армии. Как только он кончил, она с своей обычной улыбкой обратилась к нему:
– Il faut absolument que vous veniez me voir, [Необходимо нужно, чтоб вы приехали повидаться со мною,] – сказала она ему таким тоном, как будто по некоторым соображениям, которые он не мог знать, это было совершенно необходимо.
– Mariedi entre les 8 et 9 heures. Vous me ferez grand plaisir. [Во вторник, между 8 и 9 часами. Вы мне сделаете большое удовольствие.] – Борис обещал исполнить ее желание и хотел вступить с ней в разговор, когда Анна Павловна отозвала его под предлогом тетушки, которая желала его cлышать.
– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?
– Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l"Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.]
– Il y eu plutot des antecedents, je vous citerai Schwarzenberg. [Были примеры – Шварценберг.]
– C"est impossible, [Это невозможно,] – возразил другой.
– Пари. Le grand cordon, c"est different… [Лента – это другое дело…]
Когда все поднялись, чтоб уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.
– Мне это очень нужно, – сказала она с улыбкой, оглядываясь на Анну Павловну, и Анна Павловна той грустной улыбкой, которая сопровождала ее слова при речи о своей высокой покровительнице, подтвердила желание Элен. Казалось, что в этот вечер из каких то слов, сказанных Борисом о прусском войске, Элен вдруг открыла необходимость видеть его. Она как будто обещала ему, что, когда он приедет во вторник, она объяснит ему эту необходимость.
Приехав во вторник вечером в великолепный салон Элен, Борис не получил ясного объяснения, для чего было ему необходимо приехать. Были другие гости, графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно, шопотом, сказала ему: Venez demain diner… le soir. Il faut que vous veniez… Venez. [Приезжайте завтра обедать… вечером. Надо, чтоб вы приехали… Приезжайте.]
В этот свой приезд в Петербург Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.

Война разгоралась, и театр ее приближался к русским границам. Всюду слышались проклятия врагу рода человеческого Бонапартию; в деревнях собирались ратники и рекруты, и с театра войны приходили разноречивые известия, как всегда ложные и потому различно перетолковываемые.
Жизнь старого князя Болконского, князя Андрея и княжны Марьи во многом изменилась с 1805 года.
В 1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его. Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости с своими подчиненными, и сам доходил до малейших подробностей дела. Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки, и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома. Грудной князь Николай жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M lle Bourienne тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним.
У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?…»
Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею.
Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой.
– Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему.
В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.
Письма всё были в его руке. Он машинально открыл их и стал читать. Старый князь, на синей бумаге, своим крупным, продолговатым почерком, употребляя кое где титлы, писал следующее:
«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen

Династия Шибанидов, 1500-1598 гг.

Шибаниды происходили от младшего сына Джочи - Шибана. После ухода на запад Тохтамыша, Шибанидам досталась Западная Сибирь и Казахстан. Это их владение в истории известно под названием Узбекского ханства.

В конце XV века Шибаниды потерпели поражение от казахских ханов и вынуждены были уйти со своей ордой в Мавераннахр, где они разгромили последних Тимуридов. На новом месте завоеватели, которых было явное меньшинство, постепенно смешались с местным населением, в результате чего возник новый этнос - современные узбеки.

В 1510 году Мухаммад Шейбани погиб в сражении с кызылбашами. Правившие после него ханы не были его потомками, но, как и он, принадлежали к династии Шибанидов, или Абу-л-Хайридов. К сожалению в исторической литературе обычно эту династию называют Шейбанидами, но это ошибка.

С1560 года столицей государства Шибанидов окончательно стала Бухара, поэтому и само государство известно в истории как Бухарское ханство.

Мухаммад Шейбани 1500-1510

Суйундж-Ходжа 1510-1511

В 1511 г. - захват Мавераннахра Бабуром.

Кучкунджи (Кучум) 1512-1529

Музаффар ад-дин Абу Сайд 1529/30-1533

Абу-л-Гази (Убайдулла) 1533-1539

Абдаллах I 1539-1540

Абд ал-Азиз (в Бухаре) 1540-1550

Абд ал-Латиф (в Самарканде) 1540-1551

Науруз Ахмад 1551-1556

Пир-Мухаммад I 1556-1561

Искандар 1561-1583

Абдаллах II 1583-1598

Абдал-Мумин 1598

Пир-Мухаммад II 1598-1599/или 1601

После смерти Абдаллаха II в ханстве начались раздоры и смуты, в которых погибли два последних Шибанида. Тогда феодальная аристократия предложила престол Джанибек-султану, который был женат на сестре Абдаллаха II.

Династия Джанидов (Аштархинидов), 1599-1785 гг.

Джанибек-султан происходил от потомков Тукай-Тимура, сына Джочи, правивших после распада Золотой Орды в Астрахани. Когда Астрахань была присоединена к Русскому государству, Джанибек-султан со своими родственниками бежал к Шибанидам в Среднюю Азию.

Джанибек-султан отказался от престола в пользу своего стар шего сына Дин-Мухаммад -султана. Но последний погиб по пути i Бухару. Тогда ханом провозгласили его второго сына Баки-Му хаммад-султана.

Джанибек-султан (Джан Мухаммад-султан)

Баки-Мухаммад-хан 1599-1605

Вели-Мухаммад-хан 1605-1611

Имам-Кули-хан 1611-1642

Надир-Мухаммад-хан 1642-1645

Абдал-Азиз-хан 1645-1680

Субхан-Кули-хан 1680-1702

Убейдаллах-хан I . 1702-1711

Абу-л-Файз-хан 1711-1747

Абдал-Мумин-хан 1747-1751

Убейдаллах-хан II 1751-1753

Мухаммад Рахим-хан (Мангыт) 1753-1759

Абу-л-Гази-хан 1758-1785

Данияр-бек-аталык (Мангыт) 1759-1785

В 1740 году иранский Надир-шах предпринял поход в Среднюю Азию. Бухарский Абу-л-Файз-хан признал себя его вассалом. Но Надир-шах назначил в Бухару и своего уполномоченного - Мухаммад Рахим-мангыта.

После убийства Надир-шаха его государство быстро распалось. Воспользовавшись ситуацией, Мухаммад Рахим-мангыт убил джанидского правителя и сам занял бухарский престол, приняв титул эмира. После его смерти власть в государстве перешла в руки его дяди Данияр-бека. Фактически управляя Бухарой, Ман- гыты до 1785 года сохраняли видимость правления Джанидов, хотя последние были лишь номинальными фигурами.

Династия Мангытов, 1753/1785-1920 гг.

Династия происходила из отюреченного монгольского племени мангыт, входившего в состав Ногайской Орды. Вероятно, в Средней Азии они оказались вместе с Шибанидами.

Не принадлежа к Чингизидам, а значит не имея права на ханский титул, Мангыты принимали для себя титул эмиров.

Мир Масум-шах Мурад 1785-1800

Хайдей-тюря 1800-1826

Хусейн 1826 

Умар 1826-1827

Насраллах 1827-1860

Музаффар ад-дин 1860-1885

Абд ал-Ахмад 1885-1900

Алим-хан 1900-1920

В 1868 году Бухарское ханство было присоединено к Российской империи, но ханская власть в нём была сохранена. Окончательно ханство было ликвидировано в 1920 году в результате революции и гражданской войны.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 574-577

До наших дней

Государство в Средней Азии в XVI-XVIII веках. Название возникло после перенесения столицы государства Шейбанидов (1500-1598 гг.) из Самарканда в Бухару. ( Шейбаниды - династия узбекских ханов. Основатель - Мухаммед Шейбани (1451-1510)). Город Бухара - один из древнейших городов Средней Азии, возник не позже 1-го века н. э.

Наибольшее территориальное расширение и политическое влияние получило при Абдулле-хане II в 1557-1598 годах.

Абдулла-хан II (1534-1598+) - узбекский хан из династии Шейбанидов с 1583 года, в период наибольшего могущества государства Шейбанидов; захватил Бухару (1557), Ташкент, Балх, Фергану и др. Хан всех узбеков с 1583 года. При нем образовалось Бухарское ханство.

Ослабло при династии Аштарханидов (Джанидов), которые пришли к власти в 1599 году. В 1710 из состава Бухарского ханства выделилось Кокандское ханство. В 1740 году Бухарское ханство завоевано Надир-шахом. С 1747 года ханство называется Бухарским эмиратом.

Джаниды (Аштарханиды), династия ханов Бухары (1599-1753), потомки астраханских ханов . Наиболее известны Имамкулихан (1611-1642), Убайдуллахан II (1702-1711).

Надир-Шах Афшар (1688-1747), шах Ирана с 1736 года. Пришел к власти после завершения возглавляемой им борьбы за изгнание из Ирана афганцев и турок. Завоевал значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье.

БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ

Государство в Средней Азии в 1747-1920 годах.

С 1868 года Бухарский эмират - вассал Российской империи. Столица - Бухара. Эмиры из династии Мангыт.

Революция 2 июля 1920 года при помощи Красной Армии свергла власть эмира, 8 октября 1920 года провозглашена Бухарская народная советская республика.

Использован материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

«Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять как стадом»

Пауль Й. Геббельс.

Город Бухара, его ворота, кварталы, мечети, училища. Учи­лище, основанное царицей Екатериной. Их предназначение быть рассадником фанатизма, а не учености. Базары. Поли­цейская система строже, чем где-либо в Азии. Бухарское ханство. Жители: узбеки, таджики, киргизы, арабы, мервцы, персы, индусы, евреи. Управление. Различные чиновники. Политическое деление. Армия. Очерк истории Бухары.

Как мне говорили, для того чтобы объехать вокруг Бухары, понадобится целый день, но на деле оказалось, что в окружности Бухара занимает не более четырех миль. Хотя окрестности ее неплохо возделаны, все-таки в этом отношении Хива намного превосходит Бухару.
В городе 11 ворот: Дарваза-Имам, Дарваза-Мазар, Дарваза-Самарканд, Дарваза-Оглан, Дарваза-Талипач, Дарваза-Ширгиран, Дарваза-Каракёль, Дарваза-Шейх-Джелал, Дарваза-Намазгах, Дарваза-Салахане, Дарваза-Карши.
Он де­лится на две основные части: Деруни-Шахр (внутренний город) и Беруни-Шахр (внешний город) и на различные кварталы, из которых наиболее значительны махалля Джуйбар, Хиабан, Мирекан, Малькушан, Сабунгиран.
Об общественных зданиях и площадях города у читателя уже составилось представление по предшествующей главе, однако тем не менее попытаемся изложить наши заметки по этому поводу.

История Бухары.

Основателем Бухары считается Афрасиаб, великий туранский воитель. Раннюю историю заменяют различные басни, и мы можем лишь сделать заключение, что тюркские орды с древ­нейших времен были грозой тех мест, персидское население которых было отделено от своих иранских братьев уже во времена Пишдадидов.
Первая нить настоящей истории начина­ется со времени арабской оккупации, и нам остается лишь сожалеть, что отважные искатели приключений не оставили иных сведений, кроме тех, которые рассеяны в "Тарихи Табари" и некоторых других арабских источниках. Ислам не смог так легко пустить корни в Мавераннахре (стране между реками Оксус и Яксарт), как в других странах, и арабам приходилось по­стоянно повторять обращение в новую веру, как только они возвращались в города после долгого отсутствия.

До завоевания Чингисханом (1220) Бухара и Самарканд, а также значительные в то время города Мерв (Мерв-и Шах-и Джихан, т.е. Мерв, король мира), Карши (Нахшеб) и Балх (Умм-ул-Билад, т.е. мать правления, и Тимур, хромой за­воеватель мира из Шахрисябза (Зеленого города), пожелал сде­лать Самаркагородов) принадлежали Персии, несмотря на то что губернии Хорасан, как она тогда называлась, был выдан из Багдада особый фирман об инвеституре.
С вторжением монголов пер­сидский элемент был совершенно вытеснен тюркским, узбеки повсюду завладели браздами нд столицей всей Азии. Но вместе с ним умерли и его планы, и собственно история ханства начинается с дома Шейбани, основатель которого Абулхайр-хан сломил могущест­во Тимуридов в их собственных государствах. Его внук Шейбани Мухаммед-хан расширил границы Бухары от Ходжента до Гера­та, но когда захотел захватить Мешхед, был разбит шахом Исмаилом и погиб в сражении в 916 (1510) г.
Одним из наиболее способных его преемников был Абдулла-хан (род. в 1544 г.). Он вновь завоевал Бадахшан, Герат и Мешхед и благодаря своим заботам о развитии культуры и торговли заслуживает того, чтобы его поставили рядом с великим правителем Персии шахом Аббасом II. Во время его правления на дорогах Бухары были караван-сараи и прекрасные мосты, а в пустынях - цистерны; все развалины такого рода сооружений носят его имя.
Его сын Абд ал-Мумин недолго удержался на троне, он был убит (1004 (1595) г.]. После вторжения персидского предводителя Тёкёла, опустошившего все на своем пути, вскоре погибли последние потомки Шейбанидов. В череде последовавших затем долгих сумятиц и гражданских войн главными претендентами, оспаривавшими престол, были Вали Мухаммед-хан, дальний родственник Шейбани по боковой линии, и Баки Мухаммед.
После того как Баки Мухаммед пал в бою под Самаркандом в 1025 (1616) г., Вали Мухаммед-хан основал свою династию, которая, как говорят, существовала до Абу-л-Файз-хана, умолявшего Надир-шаха о мире (1740 г.). В этот период больше других правителей выделялись Имам Кули-хан и Насир Мухаммед-хан (1650). Их щедрая поддержка класса ишанов во многом способствовала тому, что религиозный фанатизм в Бухаре и даже во всем Туркестане поднялся на такую ступень, которой он не достигал нигде и никогда за всю историю ислама.
Абу-л-Файз-хан и его сын были предательски убиты их везиром Рахим-ханом. После смерти убийцы, продолжавшего самостоятельно управлять государством в качестве везира, власть захватил Даниял-бий, за ним последовали эмиры Шах Мурад, Саид-хан и Насрулла-хан.
Поскольку история трех последних правителей уже изложена Малькольмом, Бёрнсом и Ханыковым, а мы смогли бы добавить мало нового, не будем больше следовать за событиями этой эпохи, а поговорим лучше в следующей главе о войнах, которые вели Бухара и Коканд в последние три десятилетия.

Мечети Бухары.

Бухарцы говорят, что в их родном городе 360 больших и малых мечетей, так что благочестивый мусульманин может для раз­влечения каждый день отправляться в новую мечеть. Я смог обнаружить едва ли половину названного числа, из них заслу­живают упоминания только:
1) Масджиди-Калян, построенная Тимуром и реставрированная Абдулла-ханом. Здесь эмир при большом скоплении народа совершает пятничную молитву,
2) Масджиди-Диванбеги, которую велел построить в 1029 (1629) г. некий Наср, диванбеги (государственный секретарь) эмира Имам Кули-хана, вместе с одноименным прудом и мед­ресе,
3) Мирекан,
4) Масджиди-Могак, подземная, где, по преданию, говорят одни, собирались первые мусульмане, по словам других - последние огнепоклонники. Первая версия ка­жется мне более правильной, потому что, во-первых, огнепоклон­ники могли найти подходящее место за городом на открытом воздухе, а во-вторых, многие куфические письмена свидетельст­вуют об их исламском происхождении.

Медресе (училища) Бухары.

Бухарцы любят также хвастаться множеством медресе и опять-таки называют любимое число - 360, хотя их не более 80. Самые известные:
1) медресе Кукельташ, построенное в 1426 г., в нем 150 худжр, и каждая стоит 100 - 120 тилля. (После того как медресе построено, худжры раздают даром, но в дальней­шем их можно приобрести только за определенную цену.) Ученики первого класса ежегодно имеют доход в 5 тилля;
2) медресе Мирараб, построено в 1529 г., в нем 100 худжр, каждая стоит 80-90 тилля и дает 7 тилля дохода;
3) Кош-медресе Абдулла-хана, построено в 1572 г., в нем тоже около 100 худжр, но они дешевле, чем в предыдущих медресе;
4) медресе Джуйбар, построено в 1582 г. внуком великого ученого и аскета того же имени. Оно получает самое богатое содержание, так как каждая худжра дает 25 тилля дохода, но народу в нем мало, потому что оно стоит на окраине города;
5) медресе Турсинджан, где каждая худжра имеет ежегод­но 5 тилля дохода;
6) медресе Эрназар, которое через своего посланника велела основать императрица Екатерина, в нем 60 худжр, и каждая дает доход в 3 тилля.
В общем именно училища Бухары и Самарканда были при­чиной сложившегося представления о чрезвычайной учености высших школ Средней Азии, которое долгое время существовало не только в странах ислама, но даже и у нас, в Европе. Поверхностный наблюдатель мог легко счесть готовность к по­жертвованиям при сооружении такого рода заведений признаком высоких побуждений.
К сожалению, в основе всех этих побуди­тельных стремлений лежит слепой фанатизм; как в средние века, так и теперь в этих школах кроме начал логики (мантики) и философии (хикмета) изучают лишь Коран и вопросы религии. (Иногда случается, что некоторым людям хочется заняться поэзией или историей, но им приходится делать это втайне, так как считается позорным тратить время на такие пустяки.).
Мне говорили, что общее число учеников составляет пять тысяч. Они стекаются сюда не только изо всех уголков Средней Азии, но и из Индии, Кашмира, Афганистана, России и Китая. Самые бедные получают от эмира ежегодную стипендию, так как благодаря медресе и строгому соблюдению ислама Бухара ока­зывает столь могущественное влияние на все соседние страны.

Базары Бухары.

Таких базаров, как в главных городах Персии, здесь не встре­тишь. Только немногие из них имеют своды и построены из камня, самые большие крыты деревом или камышовыми цинов­ками, положенными на длинные жерди.
Различают несколько базаров:
Тим-и Абдулла-хан, построенный по персидскому об­разцу правителем, носившим то же имя, после его возвращения из Мешхеда (1582);
Рестеи-сузенгеран, где продают швейные принадлежности; Рестеи-Саррафан, где стоят менялы и торговцы книгами;
Рестеи-Сергеран - золотых дел мастера; Рестеи-Чилингеран - место слесарей;
Рестеи-Аттари - торговцев пряностями;
Рестеи-Каннади-торговцев сахаром и сладостями;
Рестеи-Чай-фуруши-торговцев чаем;
Рестеи-Читфуруши, Базари-Латта, где находятся торговцы полотном;
Тимче-Дарайфуруши, где стоят бакалейщики, и т.д. У каждого базара есть свой староста, отвечающий перед эмиром за порядок и за цены. Кроме базаров есть еще около 30 небольших караван-сараев, которые частью служат складами для хранения товаров, частью используются как жилье для приезжающих.

Полиция Бухары.

В Бухаре самая строгая полиция из всех известных нам азиатских городов. Днем раис собственной персоной объезжает базары и общественные места либо отправляет туда многочисленных полицейских и шпионов, а приблизительно через два часа после захода солнца никто больше не смеет показываться на улице.
Сосед не может навестить соседа, а больной вынужден умереть из-за того, что нет лекарства, так как эмир дал разрешение арестовывать даже его самого, если миршабы (ночные сторожа) встретят его на улице в запрещенное время.

Бухарское ханство.

Жители Бухарского ханства. В настоящее время ханство граничит на востоке с Кокандским ханством и городами Бадахшана, на юге, по Оксусу, - с лежащи­ми на другом его берегу районами Керки и Чарджоу, на западе и на севере границу образует Великая Пустыня.
Границы нельзя считать установившимися, невозможно и определить число жи­телей. Без преувеличения можно назвать цифру 2,5 млн. Жители подразделяются на оседлых и номадов, а по национальности - на узбеков, таджиков, киргизов, арабов, мервцов, персов, индусов и евреев.
1. Узбеки. Они состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили в разделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и характером. Бу­харские узбеки жили в более тесном контакте с таджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие черты на­ционального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.
2. Таджики, коренные жители всех городов Средней Азии; здесь их больше всего, поэтому Бухара - единственное место, где таджик гордится своей национальностью. Он считает границами своего прежнего отечества, древнего Хорасана, (Chor в древнеперсидском языке означает "солнце", son - "область", Chorasan означает, таким образом, "солнечная страна", т.е. Восток.) на востоке Хотан (в Китае), на западе - Каспийское море, на севере - Ходжент, на юге - Индию.
3. Киргизы, (Kir значит "поле", giz или ges - корень глагола gismek, т.е. "странст­вовать", "бродить". Слово "киргиз" означает по-тюркски, таким образом, "чело­век, странствующий по полю", "кочевник" и прилагается как общее название ко всем народам, живущим подобным образом.
Слово "киргиз", конечно, употребляют и как обозначение племени, но только для подгруппы казахов, живущих в Коканде в окрестностях Хазрети-Туркестана.) или казахи, как они сами себя называют.
В Бухарском ханстве их очень немного, тем не менее, пользуясь случаем, изложим наши скромные заметки об этом народе, са­мом большом по численности и наиболее замечательном в Сред­ней Азии по самобытности кочевой жизни.
Во время своих странствований я часто встречал отдельные группы киргизских кибиток, но когда я пытался узнать у жителей об их численности, они всегда смеялись над моим вопросом и отвечали: "Сначала сосчитай песчинки в пустыне, тогда ты сможешь сосчитать и нас, киргизов".
Так же невозможно определить границы их прожива­ния. Мы знаем, что они живут в Великой Пустыне, лежащей между Сибирью, Китаем, Туркестаном и Каспийским морем, и эта местность, а также их социальные условия в достаточной мере доказывают, насколько ошибочно передавать киргизов то под русское, то под китайское владычество. Россия, Китай, Коканд, Бухара или Хива распоряжаются у киргизов только лишь до тех пор, пока их офицеры, высланные для взимания налогов, живут среди номадов. Киргизы смотрят на сбор налогов как на гигантский набег, которому они должны быть благодарны за то, что сборщики довольствуются десятой долей или какой-либо иной частью.
Так как революции, происходившие в мире в течение столетий, а может быть, и тысячелетий, оказали очень незначительное воздействие на киргизов, у этого народа, ко­торый встречался нам лишь небольшими группами, можно встретить подлинную картину тех нравов и обычаев, которые характеризовали туранские народы в древнейшие времена и ко­торые представляют собой причудливое смешение добродетели и жестокости.
Поражает сильная тяга всех этих народов к музыке и поэзии, но наибольшее впечатление производит их аристо­кратическая гордость. Если встречаются два киргиза, то первый вопрос, который они задают друг другу, таков: "Ети атанг кимдир?", т.е. "Кто твои семь отцов (предков)?" Тот, кого спрашивают, даже ребенок по восьмому году, всегда знает точный ответ, в противном же случае его сочтут крайне не­воспитанным и неразвитым.
В отношении храбрости киргизы далеко уступают узбекам, а особенно туркменам; и ислам у них имеет более шаткую основу, чем у последних двух народов. Обычно лишь богатые баи нанимают в городах муллу, который за определенное жалованье, выплачиваемое овцами, лошадьми и верблюдами, занимает место учителя, священнослужителя и секретаря.

Для нас, европейцев, киргизы, даже если контакты с ними были частыми, - всегда явление удивительное. Перед нами пред­стают люди, которые ежедневно, в палящий зной или в глубоком снегу, в течение нескольких часов кочуют со всем своим скарбом, ища нового прибежища опять-таки всего на несколько часов; это люди, никогда не слыхавшие о существовании хлеба, вся их пища состоит только из молока и мяса.
Киргиз считает жителей городов и всех прочих людей, живущих на одном месте, боль­ными или сумасшедшими и жалеет всех тех, у кого не мон­гольский тип лица. По его эстетическим понятиям, монгольская раса - это высшее проявление красоты, так как Бог, выдвинув вперед лицевые кости, сделал ее представителей похожими на лошадь, а лошадь в глазах киргизов - венец творения.
4. Арабы . Это потомки тех воинов, которые при Кутейбе, во время третьего халифа, участвовали в завоевании Туркестана и впоследствии поселились там. Однако, кроме черт лица, они мало что сохранили от своих братьев, живущих в Хиджазе и Ираке. Только немногие, как я обнаружил, говорят по-арабски. Число их, по слухам, доходит до 60 тыс. Большей частью это жители окрестностей Варданзи и Вафкенда.
5. Мервцы . Это потомки тех 40 тыс. персов, которых эмир Саидхан около 1810 г., после завоевания Мерва с помощью сарыков, переселил в Бухару. По своему происхождению, собст­венно говоря, это тюрки из Азербайджана и Карабаха, которых Надир-шах привел с их старой родины в Мерв.
6. Персы. Частью это рабы, а частью те, кто, выкупив себя, остался жить в Бухаре, где, несмотря на всяческие ре­лигиозные притеснения, так как они лишь тайком могут со­вершать обряды шиитской секты, они охотно занимаются тор­говлей или ремеслами, потому что здесь жизнь дешевле, а за­работать легче, чем у них на родине.
Персы, намного пре­восходящие по умственным способностям жителя Средней Азии, обычно возносятся из рабского своего положения до самых высоких чиновничьих должностей; нет почти ни одного губер­натора провинции, у которого те или иные должности не за­нимали бы персы, бывшие ранее его рабами и оставшиеся верными ему; персы кишат также и в окружении эмира, и первые сановники ханства принадлежит к этой нации.
В Бухаре персов считают людьми, больше общавшимися с френги и лучше по­стигшими их дьявольский склад ума. Впрочем, эмиру Музаффар ад-Дину пришлось бы несладко, если бы Персия вздумала угро­жать ему вторжением, как это уже бывало, потому что он вряд ли добился бы многого с армией, где комендантами гарнизонов были Шахурх-хан и Мухаммед Хасан-хан, а топчубаши (на­чальниками артиллерии) - Бейнель-бек, Мехди-бек и Лешкер-бек; все пятеро - персы.
7. Индусы . Правда, их всего около 500; они живут разбросанно, без семей, в столице и провинциях и каким-то удиви­тельным образом держат в своих руках весь денежный оборот.
Нет ни одного базара в какой бы то ни было деревне, где бы ни появился со своим мешком индус-ростовщик. Выказывая глубо­чайшую покорность, подобно армянину в Турции, он страшно обирает узбека, а так как у благочестивого кади большей частью находятся общие дела с поклонником Вишну, то он и становится зачастую его жертвой.
8. Евреи. Их в ханстве около 10 тыс. В основном они живут в Бухаре, Самарканде и Карши и больше занимаются ремеслами, чем торговлей. По своему происхождению это персидские евреи, а именно из первого пленения.
Они переселились сюда 150 лет назад из Казвина и Мерва и живут в величайшем угнетении, презираемые всеми. Они не смеют идти дальше порога, когда приходят к правоверному, но если тот пожалует к еврею, то еврей поспешно уходит из собственного дома и стоит у дверей. В го­роде Бухаре они ежегодно выплачивают 2 тыс. тилля джизьи (дани).
Эту сумму доставляет глава общины; при сем он получает для всей общины две легкие пощечины, предписываемые Кора­ном в виде знака покорности. Прослышав о привилегиях, даро­ванных евреям в Турции, некоторые из них выехали в Дамаск и в другие районы Сирии, но это происходило в глубокой тайне, так как в обычном случае желание эмигрировать карается кон­фискацией имущества или смертью.
Удивительно, что они под­держивают почтовую связь через хаджи, ежегодно отправляю­щихся из Туркестана в Мекку; мои спутники тоже принесли несколько писем и все их доставили адресатам.

Управление Бухарского ханства.

Форма правления в Бухаре сохранила очень немного древнеперсидских или арабских черт, так как преобладает тюрко-монгольский элемент. Государственное устройство, основанное на иерархической системе, носит военный характер, на вершине власти находится эмир в качестве генералиссимуса, правителя и религиозного главы.
Военное и гражданское начальство под­разделяется на следующие группы: а) катта-сипахи, т.е. высшие чиновники, б) орта-сипахи, т.е. средние чиновники и в) ашаги-сипахи (сабиты).
В первые две группы в соответствии с правила­ми должны приниматься только урукдары, т.е. представители знатных родов, так как они вступают в свою должность по ярлыку, т.е. письменному приказу, и биллигу, (Ярлык и биллиг - древнетюркские слова. Первое означает "письмо", "писа­ние"; корень jer, венгерское ir, турецкое jas.
Второе значит "знак", по-венгерски belyeg.) т.е. знаку; но уже издавна этих должностей удостаиваются также персы, бывшие ранее рабами. В следующем списке перечисляются все чины, в том порядке, как они следуют от эмира и вниз.
капа-сипахи…
1) Аталык
2) диванбеги (государственный секретарь)
3) парваначи, правильнее фарманачи или фарманчи, предъявитель ханского указа орта-сипахи...
4) тохсаба, собственно тугсахиби, т.е. "несу­щий, как знамя, туг" (конский хвост)
5) инак
6) мирахур (шталмейстер) ашаги-сипахи (сабиты)...
7) чухрагаси, собственно чехреагаси, т.е. "лицевой", потому что во время публич­ных аудиенций он стоит напротив эмира
8) мирза-баши (старший писарь)
9) ясаулбеги и карагулбеги
10) юзбаши
11) пенджабаши
12) онбаши
Кроме перечисленных, следует еще упомянуть тех, кто входит в придворный штат эмира. Здесь верхушку составляют кушбеги (везир), мехтер, досторхончи (метрдотель) и зекатчи (сборщик податей). Закатчи выступает одновременно в качестве министра финансов и мажордома эмира.
Затем следует мехремы (личные слуги), число которых увеличивается или уменьшается в за­висимости от обстоятельств; их посылают также в качестве комиссаров в провинции по чрезвычайным делам. Любой под­данный, недовольный решением губернатора, может обратиться к эмиру, после чего ему назначают мехрема, который становится как бы его адвокатом и едет вместе с ним в его провинцию; он расследует дело и излагает его эмиру для окончательного ре­шения.
Помимо того, есть еще одачи (привратник или церемо­ниймейстер), бакаул (провиантмейстер) и саламгази, который во время публичных процессий отвечает вместо эмира на при­ветствие: "Be алейкум эс селям".
впрочем, эти должности и чины существуют при теперешнем эмире лишь номинально, так как он враг пышности и многие посты оставил незанятыми.

Политическое деление Бухарского ханства.

Политическое деление ханства, как и в Хиве, соответствует числу крупных городов. В настоящее время Бухара состоит из сле­дующих округов (порядок их перечисления зависит от их величи­ны и числа жителей):
1) Каракёль,
2) Бухара,
3) Карши,
4) Са­марканд,
5) Керки,
6) Хисар,
7) Миянкаль или Кермине,
8) Катта-Курган,
9) Чарджоу,
10) Джизак,
11) Ура-Тюбе,
12) Шахрисябз;
последний равен по величине Самарканду, но из-за его постоянной вражды с эмиром лишь частично может быть при­числен к ханству. Губернаторы, которые по своему чину являют­ся диванбеги или парваначи, получают определенную долю доходов управляемой ими провинции, но в исключительных случаях должны от нее отказаться. В непосредственном под­чинении у каждого губернатора находятся тохсаба, мирза-баши, ясаулбеги и несколько мирахуров и чохрагаси.

Вооруженные силы Бухарского ханства.

Постоянное войско ханства состоит из 40 тыс. всадников, но может быть увеличено до 60 тыс. Наибольший контингент поставляют Карши и Бухара; особенно славятся своей храб­ростью люди из Карши, так рассказывали* *мне в Бухаре.
Однако я нашел эти данные весьма преувеличенными, потому что эмир во время похода на Коканд, когда его армия состояла самое большее из 30 тыс. человек, должен был содержать вспомога­тельные войска, выплачивая им немалое жалованье, чего скупой Музаффар ад-Дин, конечно, не стал бы делать, если бы выше­означенное число было правильным. Жалованье, выплачиваемое только в военное время, составляет 20 тенге (16 шиллингов) в месяц, на что всадник обязан содержать самого себя и лошадь.
Кроме того, половина добычи принадлежит воинам. Впрочем, и в самом деле непонятно, почему при столь значительном количестве подданных эмир не соберет большего войска, и стран­но также, почему он не берет вспомогательные войска у 50 тыс. эрсари, а предпочитает идти к теке и даже держит на сужбе сарыков, выплачивая им ежегодно 4 тыс. тилля жалованья.

Дороги в Бухарском ханстве и его окрестностях.

1. От Бухары до Герата.
Бухара - Хошрабат 3 таша, Меймене - Кайсар 4 таша, Хошрабат - Текендер 5, Кайсар Нарын 6, Текендер - Черчи 5, Нарын - Чичакту 6, Черчи - Карахинди 5, Чичакту - Кале-Вели 6, Карахинди - Керки 7, Кале-Вели - Мургаб 4, Керки – Сейид (колодец) 8, Мургаб - Дербенд 3, Дербенд - Калайи-Нау 8, Сейид-Андхой 10, Калайи-Нау-Сарчешме 9, Андхой - Баткак 5, Сарчешме - Герат 6, Баткак - Меймене 8. Всего 08 ташей. Это расстояние можно проехать верхом за 20 - 25 дней.
2. От Бухары до Мерва.
Надо добираться через Чарджоу, из этого города через пустыню есть три разные дороги
а) через Рафатак, на пути есть колодец, длина дороги 45 фарсахов;
б) через Учхаджи; на пути 2 колодца, длина 40 фарсахов;
в) через Йолкую, это восточная дорога длиной 50 фарсахов.
3. От Бухары до Самарканда (обычная дорога).
Бухара -Мазар 5 ташей, Мир - Катта-Курган 5, Мазар - Кермиие 6, Катта-Курган - Даула 6, Кермине - Мир 6, Даула - Самарканд 4, Всего 32 таша.
На повозках, обычно груженых, по этой дороге надо ехать 6 дней; верхом на хорошей лошади это расстояние можно проехать за 3 дня, а курьеры едут всего 2 дня.
4. От Самарканда до Керки.
Самарканд - Робати-хауз 3 таша, Карши - Файзабад 2 таша, Робати-хауз - Найман 6, Файзабад - Сангзулак 6, Найман - Шуркутук 4, Сангзулак - Керки 6, Шуркутук - Карши 5. Всего 32 таша.
5. От Самарканда до Коканда через Ходжент.
Самарканд - Янги-Курган 3 таша, Hay - Ходжент 4 таша, Янги-Курган - Джизак 4, Ходжент - Каракчикум 4, Джизак - Замин 5, Каракчикум - Мехрем 2, Замин -Джам 4, Мехрем - Бешарык 5, Джам - Сабат 4, Бешарык Коканд 5, Сабат - Оратепе 2. Всего 46 ташей. Оратепе - Hay 4.
В повозке по этой дороге надо ехать 8 дней, но можно и сократить путь, как обычно большей частью и поступают, добираясь из Оратепе прямо в Мехрем за 8 часов и выигрывая при этом 6 ташей.
6. От Самарканда до Ташкента и русской границы:
Самарканд - Янги-Курган 3 таша, Чиназ - Зенги-Ата 4 таша, Янги-Курган - Джизак 4, Зенги-Ата - Ташкент 6, Джизак - Чиназ 16. Всего 33 таша.
Отсюда еще 5 дней езды до Кале-Рахима, где находятся первый русский форт и крайний казачий форпост.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта