Главная » Выращивание » Опорная схема ценности младших школьников. Чиплиева А.Д

Опорная схема ценности младших школьников. Чиплиева А.Д

Ищенко Евгения Сергеевна

Город (населенный пункт):

г. Тольятти, Самарская область

УДК 373.32

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.С. Ищенко , учитель начальных классов МБУ «Школа №59», магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Аннотация : происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования ценностных ориентаций у младших школьников. В статье рассматриваются

ключевые общечеловеческие ценности, такие как: добро, честность, отзывчивость, дружба, семья и т.д. В работе представлены формы и методы, направленные на приобщение учащихся к нравственности, на формирование личной значимости ценностей.

Ключевые слова : младший школьник, ценностные ориентации, ценности, духовно-нравственное развитие, рефлексивно-оценочные суждения, диалог,

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована запросами общества, которые предъявляются к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения .

Современные исследователи отмечают необходимость духовного развития личности в связи с дальнейшим развитием и построением гармоничной и гуманной цивилизации. Большое внимание в документах, регламентирующих современное образование, обращается на сферу духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

Основными документами, регламентирующими современное образование, являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2008г.), в которых особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Согласно стандартам второго поколения, в модели выпускника начальной школы указаны качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Эмоциональная отзывчивость подразумевает под собой отклик на чувства и эмоциональное состояние другого человека, а так же стремление в оказании помощи ближнему.

Воспитываемая личность определяется как наивысшая ценность, имеющая право на свободу, счастье, достойную жизнь . Аспекты воспитания, в частности внеурочную работу школы и её организацию, рассматривают в своих трудах А.В. Иванов, В.И. Казаренков, Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова, С.В. Кульневич, В.Н. Максакова и другие.

Целью данной работы является изучение опыта педагогов по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в процессе современного образования.

Для российской ментальности традиционны ценностные ориентации образования и воспитания, связанные с обращённостью к внутренней духовно-нравственной сфере человека, с идеей формирования общечеловеческих ценностей, познанием смысла и цели человеческого существования, с пониманием воспитания как процесса нравственного и творческого самосовершенствования личности, раскрытия свойственных природе человека стремлений к Истине, Добру, Справедливости.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, мир, красота, образование, отзывчивость, дружба привлекали людей во все времена. Эти ценности являются неотъемлемыми элементами гуманистического общества, без них невозможно осуществлять гармоничное развитие подрастающего поколения. Поэтому в условиях демократического преобразования российского общества, речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего о перестройке самой системы ценностей. В настоящее время вышеперечисленные традиционные отечественные ценности обретают значительный потенциал в связи с процессами переоценки и переосмысления ценностей, происходящими в стране. В сегодняшних условиях педагогу особенно трудно вводить ребёнка в систему ценностей, так как учитель оказывается в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного богатства и бедности, добра и зла, узаконенного воровства и честности, распущенности и целомудрия.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в области формирования личностной культуры на данной ступени образования предусматривают принятие обучающимися базовых национальных ценностей, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся ценностные ориентации обучающихся. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей ссылка. Подобная работа в области нравственного воспитания учащихся ведется на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, музыки и других предметах. Однако данное направление требует разработки и внедрения целенаправленной системы по формированию нравственных ценностей. Основная образовательная программа предполагает разработку программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, а также обеспечение общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, что характеризует воспитательное пространство школы. Действительность, которая окружает ребёнка ― это, прежде всего, гуманные взаимоотношения в коллективе, дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к имуществу и т. д.

Как считает Е.А. Стародубова, развитие морального самосознания, принятие ценностных ориентаций младшим школьником обеспечивается посредством следующих педагогических условий: во-первых, внедрение игровых форм организации учебной деятельности, способствующие развитию нравственных чувств в ситуациях ответственной зависимости, взаимного контроля и нравственного выбора; во-вторых, побуждение учащихся к осмыслению и переживанию опыта восприятия литературных произведений, высказыванию рефлексивно-оценочных суждений; в-третьих, организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений посредством драматизации. Необходимым условием в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения являются интегративные педагогические технологии (восприятия и осмысления произведений фольклора и искусства; осмысления нравственной нормы в коллективной деятельности и общении; осмысления нравственной ценности в проблемной ситуации) и методики (развития нравственных чувств; развития рефлексивной самооценки) .

В своих исследованиях Г.М. Коджаспирова, большое значение в усвоении общечеловеческих ценностей отводит беседе. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечение их в мыслительный поиск, в решение противоречий, самостоятельное формулирование обобщений и выводов .

По мнению Н.П. Шитяковой большую роль в осознании смысла нравственности и принятии ценностных ориентаций играют ролевые игры и групповые дискуссии. В последних происходит овладение умениями осуществлять моральный выбор в проблемной или конфликтной ситуации. Высказывая собственную точку зрения, учащиеся определяются между взаимоисключающими в конкретных условиях нравственными ценностями, анализируют содержание ситуации, прогнозируют возможные последствия, особенности восприятия ситуации её участниками, выбирают вариант нравственного поведения для каждого участника ситуации, осознают предметный и нравственный результаты действий. Ценностный (отказ от пассивности, следование моральным принципам) и творческий (сознательный поиск выхода из кризиса) характер заданий, содержащих ситуации морального выбора, стимулирует учащихся к осознанию смысла нравственности .

Метод совместного поиска, как отмечает Н.П. Шитякова, стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производная от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию: несоответствие, тайну, сомнение, которые приводят к высказыванию различных путей решения той или иной ситуации.

Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить ―это значит: не таить обиду, избавиться от желания отомстить обидчику; не винить человека за дурную мысль или поступок; найти в себе мужество признать свою неправоту; уметь радоваться общению с другими людьми; проявлять смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Таким образом, выводы, к которым учащиеся приходят самомостоятельно, помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным, когда становится личностно значимым .

Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом: тематические классные часы по нравственной тематике; дискуссии по нравственной тематике; читательские конференции; организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»; занятия в клубах «Азбука нравственности»; театральные и кинопремьеры по нравственной тематике; изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;

знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира .

В данном исследовании формирование нравственных ценностных ориентаций нам представляется наиболее эффективным при использовании некоторых форм, методов и приемов работы с младшими школьниками. Это общение, размышления, беседы, упражнения, игры, выставки рисунков. Целесообразным мы считаем проведение системы этических занятий, в процессе проведения которых необходимо использовать отдельные фрагменты для анализа, осмысления и нахождения ценностей, значимых для человека.

Например, цели проведения беседы «Добрым быть совсем не просто»: способствовать формированию убеждений о доброте как ценностном качестве человека; развитие умений совершать добрые дела, анализировать ситуации; воспитание доброжелательных отношений. Детям в ходе беседы предлагается отвечать на вопросы: «Что значит добрый человек?», «Что такое отзывчивость?», приводить свои примеры. Содержание литературных произведений, пословиц и поговорок способствует тому, что младшие школьники будут учиться видеть проявление ценностных качеств.

Час размышлений «С чем ассоциируется качество «доброта» направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. В итоге важно прийти к выводу, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок.

Игры-упражнения в добрых поступках можно проводить с целью расширения представлений младших школьников о добрых поступках, воспитания доброжелательных отношений в классе. После обсуждения и анализа пословиц о доброте и ситуаций проявления этого ценностного качества следует обобщить понятие «добрый поступок», что необходимо проявлять добрые чувства по отношению к другим. Прежде всего, нужно радовать своих родителей, друзей в классе, помогать им, радоваться их успехам, чаще говорить, что ты их ценишь. Нужно замечать: кому и где нужна помощь, и тогда окружающие тоже будут относиться к тебе доброжелательно.

Кроме того, эффективным будет использование системы упражнений, воспитывающих проблемных ситуаций. Для того чтобы учащиеся ярче видели и подчеркивали качества и достоинства других людей, для формирования доброжелательных отношений в классе целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки». Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.

Например, игра-упражнение «Торопись обрадовать» направлена на проявление нравственного ценностного отношения к одноклассникам. Учитель показывает ленту, передавая которую друг другу, учащиеся смогут порадовать своего соседа по парте, сказать, что больше всего в нем ценят, что приятно в его характере, поступках.

В игре «Добрые лучики» ребята мысленно посылают «добрые» солнечные лучи своим родителям, близким людям и всем окружающим, а также желают им здоровья и радости. Также для приучения младших школьников к ценностному восприятию окружающей действительности эффективно проводить занятия, которые могут стать классной традицией «Ценные фотографии моей семьи». Детям предлагается принести ценные, на их взгляд, фотографии и объяснить, почему они так важны. Так, эта работа создает условия для того, чтобы дети учились замечать ценные моменты в своей жизни и жизни своей семьи.

Также ценностному восприятию окружающей действительности способствует, на наш взгляд, выставка рисунков. Например, можно предложить такую тему: «Больше всего я ценю…». Учащимся предлагается нарисовать то, что они ценят больше всего, без чего не могут жить. Так делается вывод, что является самым ценным для детей в данном возрасте.

Игру с этическим содержанием «Ценность окружающих предметов» целесообразно проводить для развития ценностного восприятия окружающих предметов. Классу представляется какой-либо предмет из окружающей школьника действительности и предлагается описать роль этого предмета в жизни: зачем он нужен людям, какую роль играет в реализации стремлений человека к счастью. Нужно подчеркнуть все достоинства предмета. Например, на столе ― очки, яблоко ― на красивом блюдце, иголка с ниткой, кусочек мела. Пусть ребята представят жизнь без этих предметов, подумают, чем они полезны или бесполезны. Предметное восприятие характерно для младших школьников, поэтому важно, чтобы дети поняли, что самое важное и главное для человека.

Чтобы выяснить, что для детей значимо в жизни, как они выражают свое отношение к этому, можно предложить написать небольшое сочинение о том, что в их жизни значимо и важно, почему это так, как они выражают своё отношение к тому, что ценят, чем дорожат. Можно предложить младшим школьникам, например, кроссворд на тему: «Человеческие ценности». Он ставит своей целью ― содействовать формированию умения детей оперировать словами, которые относятся к общечеловеческим ценностям; выяснить, насколько они понимают смысл этих понятий. Все воспитательные мероприятия должны создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить ценностную значимость.

На наш взгляд, система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей. Таким образом, огромное значение для ребёнка имеет систематическая внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. Основной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей. Главное в содержании работы ―это организация общения, обмен ценностями.

Список литературы:

1.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. ―1―4 кл.: методич. пособие для кл. рук. ―/ Н.И. Дереклеева. ―М.: ВАКО, 2005. ―240 с.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. ―60 с.

3.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ―Г.М. Коджаспирова. ―М.: Владос, 2004. ―352 с.

4.Стародубова, Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования // Начальное образование. ― 2007. ―№ 5. ―С. 40―41.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 Дата обращения: 18.09.2013 г.

6.Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа плюс-минус. ―2007. ―№ 11. ―C. 3―6.

Введение . 2

1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций . 5

1.1. Основные характеристики ценностей современного общества. 5

1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 8

Выводы по первой главе . 12

2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 13

2.1. Описание предмета изучения. 13

2.2. Описание метода изучения и структура исследования. 13

2.3. Количественный анализ полученных данных. 14

Выводы по второй главе . 18

Заключение . 19

Список литературы . 21

Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.

1. Изучение специализированной литературы.

2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.

3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.

4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.

Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.

Субъектом исследования являются школьники начальной школы.

Исследование состоит из трех частей:

1. Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.

2. Оперативный этап. Моделирование объекта, уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.

3. Результативный этап. План исследования, методы сбора и анализа информации, интерпретация полученных данных.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования.

Данная работа включает в себя две главы: 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций, и 2. Экспериментальной – изучение ценностей младших школьников.

1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций

1.1. Основные характеристики ценностей современного общества

Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности выступают как:

· желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

· критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

· регулируют социальное взаимодействие;

· внутренне побуждают к деятельности.

Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.

Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.

В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов – это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

Выше сказанное можно дополнить данными исследований социологов.

По данным опроса, проведенного в июле-октябре прошлого года Российско-американского неправительственного центра по правам человека, около 95% россиян наибольшее значение придают социальной защищенности, неприкосновенности личности и имущества. В ходе опроса, в котором участвовали около 5 тыс. человек из 10 областей России, наименьшее количество респондентов (30-40%), отдали предпочтение свободе слова и свободе совести. Для 70% россиян наиболее важны справедливая оплата труда, свобода передвижения и право на частную собственность.

В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.

За истекшие после войны четверть века мы стали свидетелями рождения нового типа общества – «развитого индустриального». Доминирующий в эти годы стиль жизни мы определяем словом «авантюристы» – я бы сравнил их с «новыми русскими», которые с опозданием на поколение открыли для себя прелести общества потребления и наслаждаются им столь же жадно, как наши отцы.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.

В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), оставляя за каждым человеком право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности.

Проблема формирования ценностных ориентации многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, В.Л. Оссовского, Ю. Письмака, П.И. Смирнова, В.А. Ядова и др.), так и в психолого-педагогических работах (Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Э.А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г.И. Щукиной и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др.

Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысла жизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально-психологической адаптации и психических состояний.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

  1. Изучить и систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
  2. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности.
  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, психодиагностики: методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); статистическая обработка данных.

База исследования: исследование проводилось в СОШ № 9 города Уральск, Западно-Казахстанской области.

В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей .

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл .

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности .

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном .

Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

В ходе исследования выяснилось, что маленькие школьники часто затрудняются дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его основе мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив более понятным им. Суждения младших школьников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

На этапе организации и проведения опытно-экспериментальной части исследования были определены следующие цель и задачи.

Цель исследования: выявление особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось в городе Уральск в ноябре2016 года. В исследовании участвовало 50 детей - учащихся младшего школьного возраста (3 «А» - контрольная группа, 3 «Б» - экспериментальная группа). В каждом классе по 25 человек. Из них 25 детей - женского пола (50% от общего числа респондентов), 25 детей - мужского пола (50% от общего числа респондентов). Средний возраст детей - 9,5 лет.

Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:

1. констатирующих этап - для изучения системы ценностей, проведена методика «Ценностные ориентации» (

2. формирующий этап - проведена программа развития ценностных ориентаций младших школьников на тему «Формирование личностной ориентации, идеалов детей», классный час на тему « Идеалы в жизни человека».

3. контрольный этап - повторное проведение методики «Ценностные ориентации» на выявлении ценностных ориентаций младших школьников.

Все использованные методики адаптированы на младший школьный возраст.

1. Методика «Ценностные ориентации» Автор: М. Рокич, . Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

На первом этапе, констатирующем этапе исследования, была проведена методика для выявления существующего положения. Рассмотрим полученные результаты.

Таблица 1. Когнитивные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%) учащихся младших классов

Когнитивные

Общий результат

Игнорирование

Смирение

Диссимуляция

Сохранение самообладания

Проблемный анализ

Относительность

Религиозность

Растерянность

Придача смысла

Установка собственной ценности

Между ответами девочек и мальчиков З «А» и З «Б» существуют значительные различия. Так, большинство из З «А» считают, что они способны справится с проблемой, но со временем (67%). 33% З «Б» игнорируют проблемы, считая их пустяком по сравнению с другими событиями в жизни.

Таблица 2. Эмоциональные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Эмоциональные

Общий результат

Эмоциональная разрядка

Подавление эмоций

Оптимизм

Пассивная кооперация

Покорность

Самообвинение

Агрессивность

Из следует, что дети из 3 «А» более спокойно относятся к каким-либо проблемам и относятся к ним, как к нечто естественному, не стремясь каким-либо образом их решить. Дети же из 3 «Б» же данной категории, относятся к возникающим проблемам очень мнительно и тревожно.

Таблица 3. Поведенческие копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Поведенческие

Общий результат

Отвлечение

Альтруизм

Активное избегание

Компенсация

Конструктивная активность

Отступление

Сотрудничество

Обращение

Из таблицы 3 следует, что в поведении детей из 3 «А» в основном наблюдаются такие стратегии, как «сотрудничество» - 45% и «обращение» - 68%. У детей из З «Б» в основном следующие - «Компенсация» - 68% и «Отступление» - 34%.

Таблица 4. Период душевного подъёма физических и душевных сил (%)

Можно заключить, что основной подъём жизненных сил у детей из З «Б» приходится на начало дня, а у детей из 3 «А» на конец дня.

Таблица 5. Показатели по кратковременным состояниям и саморегуляции

При этом показатели по выраженности кратковременных состояний в общем наиболее выражены у детей из 3 «А». Они чаще испытывают не долговременные положительные вспышки таких психических состояний, как радости и восторга. У детей из 3 «Б» наоборот более выражены гнев, страх и злость, при этом они носят кратковременный характер.

Таблица 6. Показатели по состояниям средней длительности и саморегуляции

Отсюда следует, что по общим показателям всех респондентов наиболее ярко выражены такие состояния средней длительности как лень (1,2), спокойствие (1,1) и заинтересованность (1,1).

Таблица 7. Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности самоутверждения

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

Важное отличие между группами состоит в том, что представители З «Б» в своём большинстве имеют ценности на дело, представители З «А» - ценности на общение.

На формирующем этапе эксперимента, для формирования ценностных ориентаций была проведена программа развития младших школьников

1.Лекция с элементами дискуссии для родителей на тему: «Формирование личностной ориентации, идеалов детей». Время проведения 30 минут. Дата проведения: 18.11.16г. Присутствовали 40 родителей.

Цель: помощь родителям в формировании ценностно-нравственных ориентиров, формированию позитивных идеалов у детей.

1. Вступление. Приветствие, обозначение темы лекции и рассматриваемых вопросов. На данной лекции рассматриваются вопросы:

а) специфика младшего школьного возраста, б) личностная направленность, идеалы детей.

2. Классный час на тему: Идеалы в жизни человека. Время проведения 40 минут. Цель: формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Дата проведения:18.11.16 г. Присутствовали в 3 «А»-25 учащихся, 3 «Б»-25 учащихся.

На третьем этапе, контрольном эксперименте были проведены повторно методики на выявлении ценностных ориентаций младших школьников. (Таблица 9)

Таблица 8.Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности профессиональной самореализации

Ценности самоутверждения

Ценности самореализации в личной жизни

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

После контрольного этапа следует, что отличия между группами не наблюдаются, напротив и у той и у другой группы показатели несколько повысились и имеют выраженные значения по всем ценностным ориентациям. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

В своей работе мы достигли поставленной цели - выявили особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, а также подтвердили гипотезу, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний. В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Дети младшего школьного возраста склонны усугублять конфликтные ситуации и не способны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие. Так, 45% детей не могут справиться с трудностями своевременно, для этого им необходимо время и поддержка окружающих их людей. 40% детей считают, что, решая проблемы значительно позже, можно тщательно обдумать все действия, при этом это даёт возможность совершенствоваться и решать проблемы более эффективно, чем это, возможно, сделать в спешке. Из всего сказанного можно заключить, что мальчики имеют более общественные ценности, то есть они более конкретны в своих ориентациях, их большинство направлено на дело и самореализацию своих способностей и повышение продуктивности, прежде всего в социуме. Представители женской половины наряду с конкретными ценностями обладают абстрактными ориентирами в своей жизни, которые охватывают не только личную жизнь, общественное признание, но и общение, которое является главным в их жизни. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

Возрасте».


Актуальность исследования .

О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.

В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие, преступления, наркомания и алкоголизм. Проявление девиантного поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества.

Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях, проявляется в форме откровенного насилия. По словам учителей нашей школы, проблемное поведение детей и подростков стало возникать и вне рамок школы, при этом исходит оно от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать. Вместе с тем, происходит чрезмерно быстрое взросление детей. Также нельзя не учитывать изменения требований к детям и подросткам. За последнее десятилетие взрослые стали предъявлять очень большие требования к детям: это усложнение обучающих программ (введение новых предметов в начальной школе), введение экзаменов, срезов и т.п. А готовы ли взрослые сами к подобным сложностям? Что родители дали взамен?

Ответить на эти и многие другие вопросы мы не сможем. Но мы знаем одно: формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.

Эти противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте».


Цель исследования : выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Объект исследования : ценностные ориентации личности.

Предмет исследования : условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируются на основе жизненных ориентаций, механизмов социально - психологической адаптации.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач :

1. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности.

2. Экспериментально проверить особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость . Данные результаты исследования можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов, родителей. А также возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и социальной адаптации подрастающего поколения, и в частности, на разработку эффективных программ по воспитанию у младших школьников общественно значимых ценностей и помощи в социальной адаптации подрастающего поколения к новым условиям жизни.

Анализ объекта исследования:

Характеристика ценностных ориентаций

детей младшего школьного возраста

Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности – это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо- то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях.

Переход доминирования игровой деятельности к учебно - игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.

Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его . Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 4-5 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее, постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, я имею представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья . Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.

В работе исследований Л. И. Божович доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

Факты, отмечающие необходимость нашего исследования :

1. Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

2. Ценности формируют смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

3. О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. Как отмечают наши учителя, в течение последних10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

4. Появившуюся в последнее время тенденцию проявления девиантного поведения среди школьников необходимо искоренять в младшем школьном возрасте, прививая детям общепринятые ценности.

5. В начальных классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок – ценностей, так как впереди трудный неуправляемый подростковый период.

Анализ эмпирического материала.

Методы сбора и формы обработки информации :

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, обработка результатов исследования проводится ручным методом обработки эмпирических данных.

Экспериментальная база исследования : исследование проводилось в МБОУ «СОШ № 12» города Бологое Тверской области.

Выборка.

Критерии выборки : учащиеся МБОУ «СОШ №12»

Объем генеральной выборки : 506 учащихся.

Размер выборки : 48 учащихся.

Способ выборки : в социологическом исследовании используется способ бесповторной выборки (один учащийся заполняет анкету один раз) с вероятностью 90%.

В исследовании принимали участие 48 учащихся 2 А и 2 Б класса от 7 до 9 лет, большая часть детей до школы посещало детский сад.

Диаграмма 1. Распределение учащихся по возрасту.


9 лет
8 лет
7 лет

Диаграмма 2. Распределение учащихся по полу .


мальчики
девочки

Диаграмма 3. Распределение учащихся уровню подготовки и социализации школьников.


Не посещали

детский сад



Посещали детский сад или дошкольную студию

Диаграмма 4. Социальный статус учащихся.


Один из родителей не родной

Полная семья

Неполная семья

Результаты исследования:

Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её анализа ребёнком.


В данном исследовании я использовала вопросы анкеты (Приложение 1).

Сгруппирую ответы и составлю таблицу.


1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

Кол.

Ответы и обоснования

15 уч.

Я бы не дал(а), потому что это плохо, за него будут делать, он ничему не научится.

1

2 уч.

Нет, плохо делает тот, кто просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает.

2

3 уч.

Не дал(а) бы. Учительница могла увидеть. Нельзя обманывать старших.

3

6 уч.

Да, если он старался, то дам списать, а если не старался, то пусть получит «два».

4

7 уч.

Я бы не дал(а), плохо поступает мой товарищ, потому что он учителя в школе не слушает.

5

3 уч.

Я бы не дал(а) списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год.

6

12 уч.

А я бы дал(а), т.к. он мой друг.

7

2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?


15 уч.

Откажусь, списывать – нехорошо.

1

2 уч.

Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду.

2

3 уч.

Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу.

3

1 уч.

Я сам(а) виноват(а), не возьму подсказку.

4

3 уч.

Нет, я лучше еще немного сам(а) подумаю.

5

2 уч.

Я же хорошо учусь. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смог(ла), – не списал(а) бы.

6

22 уч.

А я бы взял(а). Потому что плохо знаю эту тему.

7

3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?



4 уч.

Я бы не сказал(а). Не хочу, чтобы папа и мама меня наказывали.

1

2 уч.

Я бы стер(ла) двойку и написал(а) тройку. Сказал(а) бы, что учительница сама исправила.

2

13 уч.

Я бы сразу не сказал(а). Не люблю, когда меня наказывают.

3

11 уч.

Я поступил бы хорошо. Я получил бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят.

4

5 уч.

Нужно сначала исправить эту двойку, целый день заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать .

5

10 уч.

Я бы не показал(а).

6

3 уч.

Меня не пустят погулять – я лучше промолчу, а потом исправлю и скажу о двойке.

7

4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?


3 уч.

Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна.

1

4 уч.

Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу.

2

13 уч.

Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить.

3

4 уч.

А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут.

4

6 уч.

Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила.

5

5 уч..

При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала.

6

13 уч.

Я бы не рассказала. Он же мой одноклассник.

7

Качественный анализ полученных данных.

По первым двум вопросам видим 18 ответов несоответствия моральным нормам из 48 учащихся – первый вопрос; 22 ответа несоответствия из 48 учащихся – второй вопрос.

Диаграмма 5. Качественный анализ ответов на первый вопрос.


Не

Соответствие моральным нормам


Соответствие моральным нормам


Диаграмма 6. Качественный анализ ответов на второй вопрос.
С первых дней обучения школьники узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований видим, что в младших классах дети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

По третьему вопросу складывается следующая картина: 19 соответствий моральным требованиям из 48 учащихся. В этой ситуации принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенка равносильными. Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

Диаграмма 7. Качественный анализ ответов на третий вопрос.


Несоответствие моральным нормам

Соответствие моральным нормам

По четвёртой ситуации обнаруживаем следующее: 23 соответствия моральным требованиям из 48 учащихся. В данном случае такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только 23 учащихся из 48 полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима. Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию.

Диаграмма 8. Качественный анализ ответов на четвёртый вопрос.


Несоответствие моральным нормам

Соответствие моральным нормам

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций школьников.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. (Приложение 2)

Ранжирование получилось следующим (на первое место поставила):

1. Очень умным – 13 учащихся.

2. Богатым - 11 учащихся.

3. Править всем миром – 7 учащихся.

4. Красивым – 6 учащихся.

5. Всегда помогать людям – 6 учащихся.

6. У тебя будет много друзей – 5 учащихся.
Дружелюбие,

общительность


Ум
Богатство
Власть
Красота
Альтруизм

Выбор детей также свидетельствует о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают. Значимым становится то отношение, которое основывается на внутренних потребностях, проявлениях так называемого детского максимализма и завышенной самооценкой.

Суждения младших школьников о , их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли семьи и личности учителя, нравственный облик которых должен быть в глазах детей безупречным.

Необходимо учитывать, что, проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников?

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.

Результаты исследования.

В своей работе я провела социологическое исследование детей в возрасте 6-9 лет на предмет ценностных ориентаций. Проводя информационный анализ поставленной темы, я выделила следующие важные, на мой взгляд, аспекты:


  • Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

  • Ценности формируют смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

  • Дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.
Проведенные мной исследования подтвердили, что:

  • Младшие школьники не выделяют такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

  • Такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.

  • Такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими чувствами, в нравственном отношении более высокими.

Все вышесказанное, подводит к выделению необходимости в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему. Классным руководителям данных классов необходимо разработать серию часов общения на нравственные и духовные темы.

Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить , а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

Приложение 1.

Вопросы анкеты для учащихся младших классов:


  1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

  2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

  3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

  4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

Приложение 2.

Социометрическая методика изучения ценностей.

Расположи варианты ответов в порядке значимости для тебя.

Когда ты вырастешь, ты будешь…

1. Красиво одеваться.

2. Богатым.

3. Очень умным.

4. Властелином мира.

5. Красивым.

6. Всегда помогать людям.

7. Пойдешь воевать.

8. У тебя будет много друзей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта