Главная » Выращивание » Пиотровский борисович борисович биография. Михаил Пиотровский: Отец мечтал быть ночным сторожем в музее и завидовал журавлям, летящим в Египет

Пиотровский борисович борисович биография. Михаил Пиотровский: Отец мечтал быть ночным сторожем в музее и завидовал журавлям, летящим в Египет

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук

Родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения). Отец - Пиотровский Борис Борисович (1908-1990). Мать - Джанполанян Рипсимэ Микаэловна (1918г.рожд.). Супруга - Пиотровская Ирина Леонидовна (1944г.рожд.), окончила Московский финансово-экономический институт, по специальности - экономист, кандидат экономических наук. Дочь - Пиотровская Мария Михайловна (1970г.рожд.). Сын - Пиотровский Борис Михайлович (1982г.рожд.).

Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями. Традиционно старшие поколения Пиотровских были военными. Отец Михаила Пиотровского - Борис Борисович - всемирно известный археолог, автор сенсационных раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, действительный член Российской академии наук и многих других академий. Он всю свою жизнь проработал в Государственном Эрмитаже и был его директором в течение 26 лет (1964-1990).

После окончания 210-й средней школы города Ленинграда в 1961 году Михаил Пиотровский поступил на Отделение арабской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил с отличием в 1967 году, пройдя годичную стажировку в Каирском университете (Египет).

В 1967 году поступил на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР, где проработал более 20 лет, пройдя все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Он окончил аспирантуру, защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата (1973) и доктора (1985) исторических наук. В 1973-1976 годах работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школы общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.

Сфера научных интересов М.Б.Пиотровского - древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство. С 1983 года он работал в Советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, сначала начальником отряда, а в 1989-1990 годах - начальником экспедиции. Он провел полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Его работы по истории арабов регулярно переводились на арабский язык. Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрел мировую известность как арабист.

Б.Б.Пиотровский скончался в 1990 году на посту директора Государственного Эрмитажа в самый разгар экономического и морального кризиса, наряду со всей страной затронувшего и Эрмитаж. Он очень тяжело переживал положение, в котором оказалась российская культура, и это ускорило его кончину.

Через несколько месяцев после смерти отца его преемник пригласил М.Б.Пиотровского занять должность заместителя директора по научной работе, а в 1992 году постановлением Правительства Российской Федерации он был назначен директором Государственного Эрмитажа.

В основу работы и вывода музея из кризиса были поставлены уважение к традициям, активная открытость миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям, тактичная модернизация.

Для восполнения резкого сокращения государственных субсидий музеем была развернута серия проектов для поиска внебюджетных средств. Проект "Эрмитаж - Юнеско" обеспечил привлечение серии грантов различных государств на реставрационные проекты. Общества друзей Эрмитажа в США, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и Международный клуб друзей Эрмитажа значительно расширили мир любителей и помощников музея, которые помогали осуществлять реставрацию многих залов и инженерных систем Эрмитажа. Была разработана схема привлечения российских спонсоров и инвесторов. В настоящее время музей сам формирует половину своего годового бюджета. Для активизации общения музея со зрителями созданы службы развития, гостеприимства, связей с общественностью.

Задачи генеральной реконструкции Эрмитажа были сконцентрированы в проекте "Большой Эрмитаж". Закончена реконструкция Эрмитажного театра, который стал базой для деятельности Камерного оркестра Государственного Эрмитажа и Эрмитажной академии музыки - новой стороны синтетической активности музея. Близко к завершению строительство Открытого фондохранилища в Старой Деревне. Проект "Большой Эрмитаж" предполагает активное вовлечение в музейную жизнь Дворцовой площади и повышение градообразующей роли всего эрмитажного комплекса. В восточном крыле здания Главного штаба уже открылись постоянная экспозиция декоративного искусства стиля ампир и начало галереи памяти Морозова и Шукина. Там же разместятся галереи фарфора и искусства XX века, в сочетании с музейными магазинами, историческими кафе и мультимедийными центрами. Идут работы по созданию нового входа в Эрмитаж - со стороны Дворцовой площади. Развернуты большие работы по реставрации инженерных сетей, гидроизоляции, фасадов и исторических интерьеров, введению новых систем освещения.

Эрмитаж поддерживает свою роль символа как российской культуры, так и славы российской государственности. Многочисленные выставки в музее и за рубежом были посвящены переосмыслению отечественной истории и имели большой общественный резонанс - "Петр Великий и Нидерланды", "Петр Великий и Карл XII", "Екатерина Великая", "Екатерина и Густав III", "История Российского герба", "Николай и Александра". Государственный Эрмитаж вошел в государственный список особо ценных памятников культурного наследия России. Специальным Указом, как памятник культуры и государственности, он взят под покровительство Президента России.

Политика открытости выразилась в создании Международного консультативного совета при Государственном Эрмитаже. Музей первым в России стал публиковать отчеты о своей деятельности, включая и финансовую. Ежегодно Эрмитаж проводит за рубежом несколько выставок, рассказывающих о музейных коллекциях и русской культуре. Система ротационных выставок позволяет регулярно показывать экспонаты из эрмитажных хранилищ. Продолжением этого стали проекты создания выставочных центров Эрмитажа за рубежом. Их создание планируется в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Заключено долгосрочное соглашение с музеем Гугенхайма о совместной работе по созданию выставок, в частности - серии выставок искусства XX века в Эрмитаже. Разработана также схема реставрации эрмитажных вещей руками эрмитажных реставраторов в других музеях мира. Такие проекты уже осуществлены в Нидерландах и Канаде. После долгой реставрации в экспозицию была возвращена "Даная" Рембрандта, искалеченная безумцем.

Важным шагом обеспечения доступности коллекций стало создание, совместно с фирмой IBM, системы электронной информации Эрмитажа. В нее входят "Навигационные киоски", размещенные не только в Эрмитаже, но и еще почти в 20 музеях мира, детская компьютерная галерея, цифровая библиотека изображений и Эрмитажная страница в Интернете, признанная лучшей инернет-страницей России 1999 года и лучшей музейной страницей мира 2000 года. Эрмитаж также ввел бесплатное посещение музея для детей и студентов и большую шкалу скидок.

Многочисленные выставки Эрмитажа практически всегда сопровождаются красочными каталогами (почти каждый содержит статью М.Б.Пиотровского) и становятся важными общественными явлениями, выходящими за рамки чисто музейных событий. Среди них выставки: "Синай, Византия, Русь", "Сокровища Армянской церкви", "Искусство ислама", "Сокровища Золотой Орды". Эрмитаж возобновил собирательскую деятельность, пополнив свое собрание картинами Утрилло, Дюфи, Руо, Сутина, древнекитайскими бронзами.

М.Б.Пиотровский - автор более 200 научных работ, среди которых - каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии. Среди них - серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии "Мифы народов мира", серия статей о пророке Мухаммаде и монографии: "Предание о химиаритском царе Асаде ал-Камиле" (М., 1977, арабские переводы - Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979), "Южная Аравия в раннее средневековье" (М., 1985), "Йемен до ислама и в первые века хиджры" (Бейрут, 1987), "Коранические сказания" (М., 1991), "Ислам: Энциклопедический справочник" (М., 1991, в соавторстве), "Эрмитаж: Собрания и собиратели" (Спб., 1997, в соавторстве), "Земное искусство - небесная красота: Искусство ислама" (Спб., 2000).

М.Б.Пиотровский - член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, член Академии гуманитарных наук, член Международной академии экологии, член Академии "Атенеум Венето". Он - член президиума Комитета по Государственным премиям при Президенте РФ, член Совета по культуре при Президенте РФ, член Экспертного совета по выставкам Совета Европы, член выставочного комитета Федерального выставочного центра Германии, член Консультативного совета Музея Современного искусства (Нью-Йорк). Является президентом Ассоциации музейных работников Петербурга, президентом Всемирного клуба петербуржцев, президентом "Альянс Франсез" Петербурга и председателем Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.

М.Б.Пиотровский награжден орденом Почета (1997), медалью Пушкина (1999) и серией зарубежных наград: - орден Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), Командорским крестом ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2000), орден Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000). Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя "Пиотровский" в честь Бориса и Михаила Пиотровских.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук Родился 9 декабря 1944 г

Внук русского генерала, выдающийся педагог и искусствовед Борис Пиотровский более шестидесяти лет своей жизни посвятил научной работе в Государственном Эрмитаже. Его перу принадлежит более 150 научных монографий и фундаментальных трудов, посвященных археологии Востока и Закавказья, древней культуры Урарту, и прочих научных изысканий в области археологии.

Борис Пиотровский: дата рождения, детские годы ученого

В Северной столице России в семье Бориса Брониславовича и Софьи Александровны Пиотровских родился мальчик. Кто тогда знал, что это будущий директор Борис Пиотровский. Биография советского учёного-археолога начинается 14 февраля 1908 года. Он был третьим сыном в семье преподавателя математики Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге. В детские годы Борис Пиотровский проживал в здании учебного заведения, где его отцу была выделена однокомнатная квартира. Вместе с женой и четырьмя сыновьями Борис Брониславович прожил в ведомственном жилище Николаевского училища до 1914 года, до тех пор, пока не получил новое назначение. Инспектор классов Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге - это новая должность Б. Б. Пиотровского. Вслед за отцом переезжают и остальные члены большого и дружного семейства. Октябрьская революция и Гражданская война застали семью Пиотровских в Оренбурге. В 1918 году отца назначают директором первой мужской гимназии в Оренбурге. Именно в стенах этого учебного заведения получает своё первое образование Пиотровский Борис Борисович.

Годы обучения в университете

По возвращении в Ленинград, в 1924 году, Борис Борисович поступает в университет. Выбором шестнадцатилетнего юноши становится университетский факультет материальной культуры и языка, ныне историко-лингвистический факультет. Учителями студента были лучшие представители дореволюционной российской и старой европейской школы этнографии и археологии. Круг научных интересов Бориса Борисовича на тот период - это древнеегипетская письменность. Однако по рекомендации академика Н. Я. Марра к концу университетского обучения Борис Пиотровский серьёзно занялся урартской письменностью.

Научный сотрудник Государственного Эрмитажа

После окончания высшего учебного заведения молодой учёный отправляется в свою первую научную экспедицию в Закавказье. Спустя год по рекомендации своего научного наставника, академика Н. Я. Марра, Борис Пиотровский (фото ниже)

без обучения в аспирантуре назначается на должность в Эрмитаж. Научные исследования и изучение урартской цивилизации в Армении, Азербайджане, Турции позволили ученому в 1938 году написать диссертацию и получить научную степень. Так, в 1938 году Борис Пиотровский становится кандидатом исторических наук.

Военные годы

Великая Отечественная война застала ученого в очередной научной командировке в Закавказье. Вернувшись в свой родной музей, Борис Борисович самое тяжелое время для Ленинграда, блокадный период 1941-1942 годов, провел вместе со своими сотрудниками. Ни одно произведение в музейных стенах Эрмитажа не было повреждено. В этом немалая заслуга Иосифа Абгаровича Орбели, директора музея, и остальных работников Государственного Эрмитажа, в том числе и Бориса Пиотровского. Подвальные помещения музея превратились в бомбоубежища, когда после 872 дней блокады Ленинграда все музейные экспонаты, а это более 2 млн единиц уникальных произведений мирового искусств, вместе с научными работниками Эрмитажа были эвакуированы в Ереван (Армения), где пробыли до осени 1944 года. В начале 1944 года в стенах научной академии Армении Б. Б. Пиотровский защитил докторскую научную степень. Тема научных трудов - история и культура древней цивилизации Урарту.

Борис Пиотровский: семья и личная жизнь учёного

Участвуя летом 1941 года в научной командировке по изучению Кармир-Блура, древнего холма, расположенного в на месте которого были обнаружены останки древнего поселения города Тейшебаини, учёный знакомится со студенткой Ереванского университета Рипсимэ Джанполадян. Оказалось, что не только научные интересы могут связывать двух учёных. Поженились молодые люди в 1944 году, когда из блокадного Ленинграда был эвакуирован больной и истощённый Борис Пиотровский. Национальность избранницы ленинградского учёного-археолога - армянка. Происходит Рипсимэ Джанполадян из древнего армянского рода, который владел нахичеванскими соляными копями. В скором времени в семье учёных появляется первенец - Михаил, который впоследствии продолжит дело своих родителей и станет директором Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, работая в этой должности и ныне.

Дальнейший карьерный рост талантливого учёного

По возвращении в Ленинград Борис Борисович продолжает заниматься научной и преподавательской работой. Ему, член-корреспонденту Академии наук Армении и лауреату Сталинской премии в области науки и техники, предложили читать курс лекций по археологии в Ленинградском университете. Вскоре выходит его основной научный труд «Археология Закавказья», которая составлена по тщательно проработанным лекционным конспектам на факультете востоковедения Ленинградского государственного университета. В 1949 году Б. Б. Пиотровский становится заместителем директора по научной работе Государственного Эрмитажа.

В годы гонений на его университетского куратора Н. Я. Марра Борис Пиотровский занимает нейтральное положение и дистанцируется от идеологической кампании, посвящая себя раскопкам древней цивилизации города-крепости Тейшебаини. Этот факт позволяет Борису Борисовичу сохранить все предыдущие научные заслуги и удержаться на руководящем месте музейного работника. Первомайские праздники 1953 года Б. Б. Пиотровский встречает с особым подъёмом. Его назначают руководителем Ленинградского филиала Института истории материальной культуры. Эту административную должность Борис Пиотровский будет занимать 11 лет. После отстранения М. И. Артамонова (из-за организации выставки студентов-абстракционистов Академии художеств в музейных стенах Эрмитажа) с должности директора его место занял Борис Борисович Пиотровский. Этот высокий пост директора главного музея страны он занимал более 25 лет.

В память от благодарных потомков

Постоянные нервные перегрузки негативно сказывались на здоровье уже немолодого директора Эрмитажа. 15 октября 1990 года в результате инсульта Б. Б. Пиотровского не стало. Умер учёный, действительный член на 83 году жизни. Похоронен Борис Борисович Пиотровский на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, на православном Смоленском кладбище рядом с могилой своих родителей. В 1992 году на доме, где проживал учёный со своей семьей, была установлена Научным наследием легендарной личности, его статьями, путевыми записями, монографиями, каталогами, созданными в крупнейшем мировом музее, благодарные потомки пользуются и ныне. Одна из улиц столицы Армении была переименована в честь Бориса Пиотровского, а Международный астрономический союз одну из малых планет назвал Пиотровский.

Награды Родины

Свою первую и самую дорогую правительственную награду Борис Борисович получил в 1944 году, это была медаль «За оборону Ленинграда». В дальнейшем заслуги учёного нередко отмечались Советским правительством:

  • 1983 год - Герой Социалистического Труда.
  • 1968, 1975 год - орден Ленина.
  • 1988 год - орден Октябрьской революции.
  • 1945, 1954, 1957 год - орден Трудового Красного Знамени.

Кроме этих наград, имеются различные ордена и медали от иностранных государств. Франция, Болгария, Германия, Италия - это лишь неполный перечень стран, где были признаны научные достижения учёного. В 1967 году Британская академия удостоила Б. Б. Пиотровского почетного звания "член-корреспондент".

В музейном мире династии не редкость: вполне естественным образом интерес к предмету передается от поколения к поколению. Но о династии "директоров Эрмитажа" поначалу никто и не думал. Михаил Пиотровский занял кресло своего отца в кризисную пору, в 1992 году. Причем унаследовал "престол" не напрямую, а по извилистой линии. При отце он вообще не работал в Эрмитаже, хотя и вырос за его "кулисами". И печально наблюдал со стороны, как выходит музейный коллектив из повиновения директору, еще недавно всесильному. Последние годы правления ББ, как иногда называли старшего Пиотровского в Эрмитаже, оказались драматичными. Веяния перестройки приводили к раздраю; рушился микроклимат, да и весь порядок вещей, создававшийся Борисом Борисовичем долгое время. Теперь, пожалуй, правоту сторон конфликта можно оценить как фифти-фифти. Музей неизбежно должен был меняться, чему Пиотровский противился. Но едва ли именно так, как настаивали его оппоненты. Довольно типичная история конца 80-х. И все же на капитанском мостике ББ оставался до конца дней.

Оказался же он у руля при обстоятельствах тоже драматичных. В 1964 году тогдашнего директора Михаила Артамонова сняли с должности после открытия в стенах Эрмитажа выставки неофициальных художников (сегодня из них на слуху остался только Михаил Шемякин). Пост занял Пиотровский. Разумеется, роптать против новых назначенцев в те времена было не принято, но Артамонова любили и ценили как ученого. Тем более повод для его увольнения выглядел уж очень вопиющим. Однако ББ скоро поставил дело так, будто именно он всегда и руководил заведением. Старые традиции чтил, реформы производил мягко и постепенно, авторитаризм сочетал с выраженной человечностью. До сих пор в Эрмитаже вспоминают такую быличку. Один из сотрудников угодил в вытрезвитель, откуда на него в музей пришла соответствующая бумага. Виновный был вызван на ковер и ждал самых катастрофических последствий, вплоть до увольнения. Вместо этого Пиотровский на глазах у подчиненного порвал милицейский протокол со словами: "Приятно осознавать, что в нашем музее работает хотя бы один настоящий мужчина". У него не было приемных часов, посетители могли приходить в любое время. Амплуа "доброго барина", который сам может и побранить, но чужим в обиду не даст, выгодно выделяло ББ на фоне серого советского директората.

Он не желал быть только чиновником, периодически публикуя ученые труды - и все же времени на науку почти не оставалось. Отсиживая на бесконечных совещаниях, рисовал на полях документов и на случайных листочках (эти рисунки потом украсили книгу его воспоминаний). Сам Борис Пиотровский значения своим почеркушкам не придавал, что следует из его стихотворного пояснения: "На длинных заседаниях, на никчемных собраниях, в объятиях скуки рисовал эти штуки. Это - озорство, а не мастерство". Нередко "героями" рисунков становились жуки-скарабеи и прочие символы древнего мира. Наука звала обратно в свое лоно: ведь когда-то он был практикующим археологом - более того, первооткрывателем древнего царства Урарту. Результаты его раскопок на территории Армении стали сенсацией во всем мире. Он даже успел реализовать свою юношескую мечту о работе в Египте. Перед затоплением территории вокруг будущей Асуанской плотины туда направили из СССР археологическую экспедицию во главе с Борисом Пиотровским. Впоследствии он ездил по свету очень много - но уже в качестве официального лица, а не "полевого" ученого.

Древний мир был его страстью с самого детства. Когда-то школьником он попал на экскурсию в Эрмитаж и вовлек экскурсовода в долгую дискуссию об исчезнувших культурах. С этого момента он из музея практически и не уходил. А юридически поступил туда на работу в 1931 году. Конечно, и сегодня среди музейщиков попадаются энтузиасты, но у того поколения энтузиазм переходил в самоотверженность. По рассказам, дежурства на эрмитажной крыше в начале блокады часто превращались в научные симпозиумы. Тогдашнему директору Иосифу Орбели даже пришлось делать подчиненным специальное внушение: ни в коем случае не изымать противогазы из сумок и не впихивать вместо них фолианты. Сам Пиотровский вспоминал: "Нас очень беспокоило, что в случае нашей гибели все то, что нам удалось узнать, но еще не удалось опубликовать, сделать достоянием науки, общим знанием, уйдет вместе с нами, пропадет навсегда, и кому-нибудь надо будет впоследствии все начинать сначала. Мы приходили к решению: надо писать, писать, писать немедленно, не откладывая".

И все-таки главную свою славу он снискал на административном поприще. Действовал разумно, без подвигов, нередко шел на компромиссы - особенно когда речь шла о вышестоящих инстанциях. Много шума в свое время наделала история со свадьбой дочери Григория Романова, первого секретаря Ленинградского обкома. Действительно, Пиотровский тогда впустил веселую компанию в Зимний дворец, хотя слухи о выдаче императорского фарфора для сервировки столов все-таки преувеличены. Что ж, кто считает себя вправе бросить в ББ камень, тот бросал и бросает. Но оборотной стороной этой "сервильности" стала возможность сохранить класс музея, его роль в мировой культуре. В "столичном городе с областной судьбой" финансирование добывалось трудно, а в весомости мнений здешние музейщики априори уступали московским. Борис Пиотровский был одним из редких исключений. Нынешний директор Эрмитажа уверяет, что по сию пору находится в постоянном мысленном контакте с отцом (тем более что и кабинет тот же). Трудно сказать, советовался ли Михаил Борисович с отцовской тенью, как ему поступить после скандальной истории с кражей из музея. Однако параллель налицо: в сходной ситуации, которая возникла в Эрмитаже много лет назад, старший Пиотровский в отставку не подал. Тоже преемственность.

Созданное как партнер Государственного Эрмитажа, издательство «Арка» стало главным в городе поставщиком интеллектуальных бестселлеров, а идеолог проекта Борис Пиотровский - пионером виртуальной реальности в музейном деле.

Как вы пришли к созданию издательства, выпускающего книги по искусству? Это детская любовь к чтению дала о себе знать или что-то другое?

Мои взаимоотношения с книгами очень сложные. Дело в том, что мой отец (Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. - Прим. ред. ) очень любит книги, но эта любовь уже больше похожа на форму зависимости. У нас всегда был очень закрытый дом, но те, кто попадали в родительскую квартиру, обращали внимание, что фолианты занимают больше половины ее пространства. Фактически, человеку там выделены только небольшие проходы между томами, чтобы добраться до места, где поесть или поспать. Когда книжная пыль уже стала сказываться на состоянии здоровья, мы пытались вывезти часть литературы из дома и куда-то ее передать. Но сделать это удавалось только втихаря, пока Михаил Борисович находился в командировке. Однако толку от этого не было никакого, потому что на месте ушедших в кратчайшие сроки появлялись другие издания. Так что к моменту, когда я окончил университет и выбирал, чем заниматься дальше, книги я любил, но старался держать их в стороне от себя - сказались долгие годы борьбы.

Но все-таки книги победили?

Выходит, что так. «Арка» появилась двенадцать лет назад. В тот момент в Эрмитаже был книжный магазин, для которого подбирали книги по всему миру. Но собственные издания до уровня других главных мировых музеев - Лувра, Метрополитен, Прадо - немного недотягивали. И тогда мы вместе с группой учредителей - профессионалов издательского дела решили попробовать развить это направление. Мы стали делать необычные книги. Начали с детских изданий: «Эрмитажную азбуку» готовили года полтора, и по сей день она остается хитом продаж. За двенадцать лет она была выпущена в больших и малых форматах на десятках языков, недавно вышла на иврите. Вообще, издательство принимало разные векторы развития - и научные, и развлекательные. Это позволило сформировать широкий ассортимент и открыть прекрасные магазины в Зимнем дворце, Главном штабе и самый большой - в универмаге Au Pont Rouge, где представлено более 3500 наименований книг.

Мы всегда много сотрудничали с западными издательствами, покупали права на их книги и печатали в переводе здесь. Скажу честно: ни одна из них не принесла финансового успеха, но зато мы научились выпускать продукцию на самом высоком уровне. И теперь уже ведущие иностранные компании издают наши вещи за рубежом. Например, книгу «Мой Эрмитаж» на мировом рынке мы выпускаем совместно со знаменитым американским издательством Rizzoli.

Эта книга Михаила Борисовича действительно стала событием в музейном мире. Он сложный в работе автор?

Обычно, когда мы говорим с ним о работе, то я во всем виноват, так что это процесс не очень продуктивный. (Смеется.) Но у нас есть замечательные редакторы - Полина Ермакова и Неля Даниловна Михалева, которая с давних пор является еще и близким другом нашей семьи, она редактировала книги моей бабушки о Борисе Борисовиче (директор Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах, дед Бориса Пиотровского. - Прим. ред. ). Часто им помогает Мария Халтунен, секретарь Михаила Борисовича и главный хранитель всего, что связано с эрмитажными кошками, она же - соавтор всех посвященных им книг.

Вам не позавидуешь - с одной стороны, груз ответственности за фамилию, с другой - люди, которые говорят: «Конечно, он же сын Пиотровского». Как вы с этим справляетесь?

Спокойно. Вообще, для меня этот вопрос - из разряда: «У вас две руки. Как вам живется со второй?» Это просто часть меня. Мое счастье и мое обязательство. С возрастом я стал примерно представлять, как должен вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. (Смеется.) У нас армянские корни, поэтому делать все с радостью и удовольствием у нас в крови. Вот и я стараюсь восхищаться родителями весело и получать от этого удовольствие. По-моему, Михаилу Борисовичу это нравится. Мы уже сделали его книги «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», а сейчас вместе готовим сборник его предисловий к выставкам, который, надеюсь, выйдет до конца года.

В детстве, когда все хотели быть космонавтами и пожарными, вы мечтали стать директором Эрмитажа?

В моей вселенной директором Эрмитажа всегда был либо дедушка, либо папа, как я мог об этом мечтать? Не мог даже думать о том, чтобы занять их место. У меня всегда была мысль о том, что я хочу быть успешным человеком. И пойти на экономический факультет было абсолютно осознанным решением, после окончания университета я ненадолго ушел в науку и защитил диссертацию об эффективном управлении предприятиями малого бизнеса. Я не хотел быть ни историком, ни искусствоведом, хотя впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. Сегодня меня знают не только как сына своего отца и внука своего дедушки, но и как достаточно состоявшегося человека.


Каким было ваше детство?

Конечно, оно было прочно связано с Эрмитажем. Случалось и так, что меня не с кем было оставить, и говорили: «Иди в залы, посмотри что-нибудь». Первое осознанное воспоминание - это статуя Зевса. Она поразила меня своими масштабами в мои четыре года. Еще хорошо помню визит Билла Клинтона. Представьте: лимузины с американскими флагами подъезжают к атлантам, выходит президент США. Это было очень яркое впечатление.

Вам нравилось учиться в школе?

Я не ходил в детский сад и класса до пятого был крайне замкнутым ребенком. А потом что-то изменилось во мне, я стал активным учеником, у меня появились друзья. В восемнадцать лет Михаил Борисович отправил меня на все лето в Америку заниматься подготовкой мероприятий в Музее современного искусства в штате Массачусетс, фактически это была работа грузчика. Трижды в неделю нам надо было построить сцену, расставить пятьсот стульев, ценные вещи мне, конечно, никто не доверял. Я отказался от выходного, потому что знакомых там у меня не было и некуда было пойти: в городке был один супермаркет и один ресторан, который я не мог себе позволить - стейк там стоил двадцать долларов, а мы в неделю зарабатывали сто. И еще я не знал ни слова по-английски, но надо было общаться, и я довольно быстро начал говорить. Со стороны это выглядело чудовищно, я просто составлял разные слова в одно предложение и интонацией давал понять, о будущем или о прошлом идет речь. Потом, уже когда вернулся, решил, что было бы неплохо подучить кое-какие времена. Эта поездка была очень важным опытом. На следующий год я поехал стажироваться в отдел по работе с детьми Музея Гуггенхейма, а потом - в отдел Sotheby’s по продаже антикварита.

А не было желания уехать из Петербурга или из России?

Нет, никогда. Мне здесь очень комфортно. У меня есть определенный круг общения - для меня вообще нет ничего интереснее бесед с умными людьми, это мое главное увлечение. Мне сложно перечислить всех, с кем я дружу, но это, например, Сергей Минаев - талантливый писатель и журналист, Таш Саркисян - один из основателей Comedy Club, Семен Михайловский, ректор Академии художеств. В последнее время мы часто общаемся с Сергеем Шнуровым - готовим один интересный проект, который вскоре сможем анонсировать. Кстати, невероятное удовольствие я получил от общения с Константином Хабенским. Он, конечно, человек близкий к гениальности. Константин оказал нам честь своим согласием .

Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

Мы представили его в конце мая на фестивале «Интермузей», а скоро его можно будет увидеть и на специальной площадке во дворе Главного штаба. Посетителям будут выдавать 3D-очки, чтобы вместе с Константином Хабенским в роли проводника они пронеслись за десять минут сквозь века, познакомились с Екатериной II, Николаем I и современным директором музея, роль которого любезно согласился исполнить Михаил Борисович. В фильме он показывает фондохранилище в Зимнем дворце. Мы снимали «Эрмитаж VR. Погружение в историю» четыре дня, а готовились целый год. Участие Константина Хабенского - большая удача, во многом благодаря ему этот проект, который начинался просто как VR, в итоге стал фильмом, близким к художественному.

В сюжетной линии есть пересечения с посвященным Эрмитажу «Русским ковчегом» Сокурова?

«Русский ковчег» - это большая игровая картина, настоящее произведение искусства, которое признано во всем мире. У нас перекликаются только исторический сюжет и идея проводника. А в остальном это абсолютно разные проекты. Мы делали экспериментальный фильм в формате 360 градусов с технически сложным процессом производства, который Александру Николаевичу не был нужен для его художественного высказывания.

Вы планируете продолжать этот проект?

У нас есть огромное желание развивать это направление. Следующая идея, которую мы собираемся реализовать, - небольшой VR-фильм - путешествие по крышам Эрмитажа.

У вас обширная сфера интересов - от издания книг до проектов по созданию виртуальной реальности. Над чем еще вы работаете?

Сфера моих интересов лежит в области информационно-инновацион­ных проектов. С двенадцати лет я в той или иной степени участвовал в создании музейного сайта и образовательного центра. Позже уже сам инициировал ряд проектов. Например, запуск всех социальных сетей Эрмитажа, которые существуют и успешно функционируют. Очень долго я «продавливал» идею завести инстаграм, сложно было объяснить ценность публикации «бездумных картинок», но теперь, когда его ведет Юра Молодковец, все согласились с тем, что это без преувеличения лучший музейный фотоблог. Работа над мобильными приложениями порой захватывала уже и реальное выставочное пространство. Например, когда мы снимали фильм про часы «Павлин», пришла в голову идея поставить в Павильонном зале Малого Эрмитажа экран, где в хорошем качестве показано, как функционируют часы, и посетителям больше не нужно ждать определенного времени, чтобы это увидеть. Теперь около экрана собираются толпы посетителей. Сейчас ждем, как люди отреагируют на наш VR-проект. А я пока что пытаюсь внедрить блокчейн, ИТ-термин, который никто не может доступно объяснить. С этим все еще есть определенные сложности, но я работаю в этом направлении и стараюсь почаще повторять это слово здесь, в Эрмитаже, чтобы музейщики к нему привыкали.

Текст: Екатерина Петухова

Стиль: Джейн Сытенко.

Советский археолог и историк-востоковед, академик Б.Б. Пиотровский родился в Петербурге 1 (14) февраля 1908 года. Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями, традиционно старшие поколения Пиотровских были военными.

Любовь к истории и археологии родилась, как утверждал сам академик, в Оренбургском музее. В 1915 году, когда мальчику было только 7 лет, семья Пиотровских переехала в Оренбург и прожила здесь до 1922 года. Свое образование Борис Пиотровский начинал в гимназии, которая располагалась в школе № 30. С детства его притягивал к себе Древний Египет. Вернувшись в Петроград еще школьником, он ходил на занятия в Эрмитаж, в Отдел древностей, объединявший в те годы древневосточные и античные коллекции, а затем продолжал изучать египтологию в Ленинградском университете.

В 1929 году, будучи студентом последнего курса историко-лингвистического факультета Ленинградского Государственного университета, Б.Б. Пиотровский поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии Академии Наук), в Сектор языка, которым руководил тогда академик Н.Я. Марр. В 1930 году Б.Б. Пиотровский окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

Начиная со студенческих лет, Борис Борисович принимал участие в различных археологических экспедициях на Северном Кавказе. В 1930 году, по инициативе Н.Я. Марра, он впервые отправляется в Армению искать следы существовавшего там некогда древнего государства Урарту. Археологическое изучение, комплексный анализ и историческое осмысление урартских памятников на долгие годы становятся основным направлением его научной деятельности. Кавказ, по его собственным словам, стал постепенно вытеснять из его жизни далекий Египет.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту. Результаты экспедиций были подробно описаны Б.Б. Пиотровским в его научных работах - археологических отчетах по раскопкам Кармир-блура (1950, 1952, 1955 годы) и монографиях: "История и культура Урарту" (1944 год), "Кармир-Блур" (1950-1955 годы), "Ванское царство (Урарту)" (1959 год), "Искусство Урарту VIII-VI вв. до н.э." (1962 год). В них впервые были изложены результаты исследования всех известных на тот момент памятников культуры и искусства Урарту в их археологическом и историческом контексте. Они по сей день не утратили своей научной ценности и относятся к числу наиболее часто цитируемых работ по урартологии. Основные труды Б.Б. Пиотровского посвящены истории, культуре и искусству Кавказа и Древнего Востока, в частности государства Урарту и вопросам происхождения и древней истории армянского народа.

Выбор Кармир-блура - "Красного холма" - на западной окраине Еревана в качестве объекта раскопок был плодом кропотливых поисков, долгих размышлений и тонкой научной интуиции Бориса Борисовича. Этот выбор в полной мере оправдал себя. Благодаря многолетним (с 1939 по 1971 год) раскопкам совместной археологической экспедиции Академии наук Армянской ССР и Эрмитажа под руководством Б.Б. Пиотровского, древний город Тейшебаини, руины которого скрывались под "Красным холмом", и в настоящее время является одним из самых интересных и наиболее полно изученных памятников урартской цивилизации. Б.Б. Пиотровский был основателем отечественной урартологии. Благодаря его раскопкам урартских крепостей в Армении и публикациям найденных там памятников, на смену интерпретации случайных находок пришло систематическое исследование культуры и искусства урартского царства.

В ходе раскопок была исследована цитадель, а также несколько жилых домов поселения, лежавшего у подножия Кармир-блура. Тейшебаини - "город бога Тейшебы" - был основан одним из последних урартских царей, Русой II, в VII в. до н.э. Он являлся крупным административно-хозяйственным урартским центром в Закавказье, где пребывал наместник, стоял гарнизон, куда свозилась собранная в окрестных областях дань. Цитадель занимала поверхность скалистого холма площадью около 4 гектаров и представляла собой единое здание, имевшее, по-видимому, два-три этажа. На первом этаже было около 150 помещений хозяйственного назначения - например, кладовых для вина, с крупными сосудами-карасами общей емкостью около 400 тысяч литров, и для зерна, куда помещалось в общей сложности около 750 тонн. Стены здания были сложены из сырцового кирпича, камень использовался для цоколей и карнизов. Парадные помещения верхних этажей рухнули во время пожара, возникшего во время штурма крепости. Очевидно, она погибла при внезапном нападении. Обвалившиеся перекрытия погребли под собой содержимое кладовых, в том числе и огромное количество металлических изделий (в основном, из бронзы), которые, как выяснилось из вычеканенных на них надписей, были старше самой крепости. Большая часть их принадлежала царям VIII в. до н.э. - Менуа, Аргишти I, Сардури II и Русе I. На некоторых прямо сказано, что они были изготовлены для крепости Эребуни, которая располагалась недалеко от Тейшебаини и к моменту строительства последней была, возможно, уже заброшена, а хранившиеся в ней предметы перенесли в кладовые новой цитадели.

Именно в этой экспедиции, вошедшей позднее в учебники по истории древнего мира, в 1941 году научный сотрудник Эрмитажа Борис Пиотровский нашел свою судьбу. На раскопках Кармир-блура он познакомился с выпускницей Ереванского университета Рипсимэ Джанполадян, ставшей впоследствии выдающимся археологом-востоковедом. Их познакомила бронзовая статуэтка урартского бога войны (неслучайное совпадение 1941-го года), найденная Рипсимэ Микаэловной.

С начала Великой Отечественной войны Б.Б. Пиотровский - заместитель начальника команды МПВО Эрмитажа. В блокадную зиму 1941-1942 годов Пиотровский написал в Ленинграде капитальный труд "История и культура Урарту", который был опубликован 1944 году. За эту книгу Борису Борисовичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук (1944) и Государственная премия СССР (1946). Борис Пиотровский и Рипсимэ Джанполадян поженились в 1944 году, в Ереване, куда в 1942-м умиравший от истощения Пиотровский был эвакуирован из блокадного Ленинграда. В Ереване в декабре 1944 года родился их первенец - Михаил.

После войны Пиотровский продолжил исследования в Кармир-блуре, а в 1956 году он получил возможность посетить Египет. Позднее, в 1961-1963 годах, он возглавил работу международной археологической экспедиции в Нубии на территории, затопляемой водами строящейся Асуанской плотины.

В 1953-1964 годах Б.Б. Пиотровский был заведующим Ленинградским отделением института археологии АН СССР, а затем возглавил один из крупнейших музеев мира. В 1964 году Пиотровский стал директором Государственного Эрмитажа и оставался им в течение 26 лет до самой смерти. Большую научную деятельность и административную работу Борис Борисович сочетал с педагогической и общественной деятельностью. С 1966 года он также заведовал кафедрой Древнего Востока на Восточном факультете ЛГУ, вел подготовку научных кадров.

Борис Пиотровский был избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению истории (история культуры) с 24 ноября 1970 года и действительным членом Академии Наук Армянской ССР (1968), членом-корреспондентом Баварской Академии Наук, Британской Академии Наук, Академии надписей и изящной словесности во Франции, Королевской академии Марокко, почетным членом еще пятнадцати зарубежных академий и обществ. Б.Б. Пиотровский - заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961).

За свою многолетнюю деятельность Б.Б. Пиотровский в 1983 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, был награжден тремя орденами Ленина (1968, 1975, 1983), Орденом Октябрьской революции (1988), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1954, 1957), а также медалями, в том числе "За оборону Ленинграда" (1944). Кроме того, академик был награжден орденами Франции, Болгарии, ФРГ.

С археологией и искусством была связана вся семья академика Б.Б. Пиотровского. Его супруга Р.М. Джанполадян-Пиотровская (1918-2004) многие годы не оставляла научной работы в Институте Археологии Академии Художеств СССР и в отделе Востока Эрмитажа. Но еще она делала, быть может, главное дело своей жизни: хранила семейный очаг, согревавший дом Пиотровских наперекор непростым советским и постсоветским социально-политическим ветрам. Она же была и редактором трудов Б.Б. Пиотровского, увидевших свет уже после его смерти: среди них энциклопедическая "История Эрмитажа", дневниковые "Путевые заметки" и автобиографические "Страницы моей жизни". Сын академика Б.Б. Пиотровского, Михаил Борисович, ныне директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук.

Умер академик Б.Б. Пиотровский 15 октября 1990 года в Ленинграде. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой отца и матери. В 2004 году на семейном месте Пиотровских похоронили и вдову академика, Р.М. Джанполадян-Пиотровскую.

Сфера научных интересов Бориса Пиотровского была необычайно широка и разнообразна: археология и Древний Восток, методика атрибуции памятников культуры и искусства, Эрмитаж - его история и коллекции, личности, внесшие значительный вклад в создание музея. Его знаменитые раскопки крепости на холме Кармир-Блур около Еревана по сути открыли миру новое древнее государство Урарту, явились научной сенсацией своего времени. Большая часть жизни Бориса Борисовича была связана с Эрмитажем. Он прошел здесь путь от любознательного школьника, интересующегося древней историей, до всемирно известного ученого и директора музея, которым стал в 1964 году и оставался до конца жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта