Главная » Выращивание » Подготовка к подъёму. Постройка и испытания

Подготовка к подъёму. Постройка и испытания

12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели подводной лодки "Курск". 118 человек погибло.

2000 год. Владимир Путин "восходит на престол" в первый раз. Сразу же демонстрирует военную мощь нашей страны парадами с показом техники. Хочет зарекомендоваться как "предводитель" самой сильной на море державы.

Через восемь дней после инаугурации Путин подписывает указ о задержании на 20 лет строгого режима американского шпиона, пытавшегося выкупить чертежи новой русской торпеды "Шквал" - развивает скорость более 500 км в час.

"Курск" - новейшая подводная лодка, построенная в 1994 году, оснащённая по последнему слову техники. Ядерные боеголовки, по мощности в 40 раз превышающие бомбу, сброшенную на Хиросиму, двойное дно, и, конечно же, "Шквал".

Субмарина должна была участвовать в испытании "Шквала" 12 августа 2000 года. За ней наблюдал не только русский морской флот, но, подпольно, и США.

Американцы заметили на испытаниях представителей Китая, что закрало в них подозрения в приобретении китайцами сверхсовременной торпеды.

Тем временем Владимир Владимирович отправляется на дачу в Сочи.

В 11:28 минут 12 августа 2000 года, когда лодка уже практически готова к заданию, на ней происходит взрыв. В торпедном отсеке - сквозная пробоина. Обычно в таких случаях командир должен нажать кнопку, и подводная лодка сама поднимается на поверхность. Но по необъяснимой причине "Курск" продолжает двигаться вперёд.


11:30 - второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Курск идёт ко дну. Большей части команды уже нет в живых. Оставшиеся глушат атомный двигатель и укрываются в аварийном отсеке.

Версии:

Официальная. На "Курске" взорвалась торпеда 65-76 «Кит» с двигателем на
пероксиде водорода. Но таких торпед уже не используют в течение 50ти лет. Каким же образом на суперсовременной подводной лодке она появилась? Эта версия принята официальным поверенным Путина главным следователем И. И. Клебановым ещё до начала расследования.


Подлодки США. Когда американцы заметили присутствие Китая на испытаниях, сомнений не оставалось - последние покупают "Шквал". Такой оборот событий был не выгоден Америке, ведь тогда пропало бы превосходство их на море. Американцы принимают решение сорвать испытания русским и китайцам. Они отправляют две подводные лодки: Мемфис и Толедо. Первая - для дистанционного слежения и наблюдения за процессом, Толедо - для более деликатной и сложной задачи - следовать за "Курском" на как можно более близком расстоянии.

Немудрено, что на такой небольшой глубине - 100 метров - неповоротливая Толедо могла задеть Курск. Для нашей подводной лодки подобное столкновение - просто царапина на обшивке, а для Толедо такое приключение обернулось бы гибелью. Мемфис решил защитить отход Толедо. Но с Курска послышался звук зарядки торпедного оружия. Американцы испугались - "Шквал" бьёт качественно, а главное, очень быстро - времени на отступление не оставалось. Мемфис стреляет торпедой Мк-48 в нашу подлодку. Сама эта атака не смогла бы причинить Курску особого вреда, но она пришлась на торпедный отсек, спровоцировав взрыв собственного оружия Курска. Взрывная волна отбросила и сам Мемфис.

Доказывает эту версию пробоина, характерная именно для действия торпеды, а также найденный вблизи места происшествия аварийный буй американской подлодки.

Курск наткнулся на мину Второй Мировой Войны. В таком случае лодку от взрыва "перекосило" бы намного сильнее. Хотя в Баренцевом море действительно есть такие мины.

Действия после трагедии:

Военно-морским командованием России была направлена поисковая спасательная команда к месту крушения Курска. Произведён осмотр гибнущего судна. Информация о результатах осмотра, а также причины неоказания помощи оставшимся в живых навсегда останутся неизвестными.

В официальных СМИ сообщение о гибели Курска появляется только через два дня после взрыва. И сразу же читаем ложь: "Лодка затонула 13 августа..."

Семьи команды подводной лодки приехали поближе к месту трагедии - в Мурманск. Они не знали, кто именно находился на борту 12 августа. У каждого судна есть два сменных экипажа, но никто не объявляет общественности, какой именно состав когда бывает в море. Перед тем, как начать операцию, первая обязанность капитана - отправить список команды, находящейся на борту, в своё военное управление на берег. Поэтому такая запись существовала.

Газете "Комсомольская правда", в конце концов, удаётся просто-напросто выкупить нужный список.

Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых и запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя...

"Нас осталось несколько на холодном дне
Три отсека взорваны, да три еще в огне
Знаю нет спасения, но если веришь - жди
Ты найдешь письмо мое на своей груди"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Тем временем стало точно известно, что на Курске действительно остались живые люди. И они

подают сигналы "SOS", постукивая по стенкам. "Постукиваниями"-азбукой Морзе капитан Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней.

"Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!"


Владимир Высоцкий "Спасите наши души"


Путин выходит на связь только через пять дней, не выезжая с дачи. Говорит,
что у ВМФ есть всё для спасения моряков, что мы не нуждаемся в иностранной помощи.

Через неделю представители власти решаются встретиться с семьями пострадавших.
Отчаявшиеся люди бросают прямые и острые обвинения чиновникам и военным. Одну, по мнению властей, "слишком разговорившуюся" женщину успокаивают с помощью укола.
А военные выгоняют из зала журналистов.

Неделя! Неделя полного бездействия со стороны российского правительства!
"Плохая погода, не тот наклон подлодки, заклинило люк...", - так они оправдывали своё странное поведение.

11 стран НАТО предложили свою помощь узникам Курска. Ни одной власти России не разрешили приблизиться к умирающей подлодке.

А люди сидели в темноте, и надежда их угасала.
Вы считаете себя счастливо спасёнными, ведь из 118 человек выжили лишь 27, в число которых входите вы. Вас обязательно должны вытащить, вам же так повезло! Но проходит один день мучительного ожидания, второй... А нет даже попыток вам помочь. Представьте.

"Продуты полностью балластные цистерны,
Но субмарина с места ни на фут,
Ну, все - конец! А на земле, наверно,
Уже забыли, как нас всех зовут..."

Разные Люди "Над нами ласковое море"

Под давлением родственников и прессы В.В. Путин решает подпустить к лодке спасательную команду из Норвегии. По прошествии восьми дней с начала трагедии.

Норвежцы работали оперативно. "Заклинивший" люк открыли за 25 минут. Но "Курск" был заполнен водой целиком.
Уже ничего нельзя сделать. Люди погибли.


"Позже о случившемся долго будут врать:
Расскажет ли комиссия как трудно умирать?
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Путин приезжает в Мурманск, к семьям моряков. Делает визит вдове командира "Курска". На экране Первого российского канала видно, какая "обшарпанная" и бедная обстановка в доме семьи. А ведь супруг работал на супермощной подводной лодке!

В. В. Путин встречается с родственниками остальных погибших моряков.

После этих "свиданий" семьи моряков "Курска" не хотят ехать с ним на место гибели
Курска.

При осмотре подводной лодки опознано одно тело - Дмитрия Колесникова,
командира центра управления гребной установкой. При нём нашли две записки.
Одна - жене, кусок которой всё-таки обнародовали, другая - для командования, засекречена. В ней были изложены истинные причины крушения.


"Карандаш ломается, холодно, темно
Капитан Колесников пишет нам письмо..."


ДДТ, "Капитан Колесников"


12 тел поднято.

Принято решение о поднятии субмарины. Опять таки только с помощью забугорных специалистов и только без торпедного отсека. То есть, пришлось отпиливать всю носовую часть. Сказали, она может взорваться. А почему бы она тогда не могла взорваться при отпиливании?

Стоимость "отпиливания" равнялась 130 000 000 евро. Ничего не жалко для сохранение "чести" Путина,
не так ли? Ни денег, ни жизней.

В октябре Курск подняли. На нём отчётливо просматривалась пробоина от торпеды.

Итог:

Умерли люди. Самой мучительной смертью, смертью в ожидании спасения. Стоят ли их жизни всех политических интриг, лицемерия, лжи и рейтинга наших властей?

Потрачены баснословные деньги также на сохранение репутации.

"Чтоб взлететь на небеса выпал этот акт
До свидания, милая, мы приняли парад"

ДДТ, "Капитан Колесников"

12 лет назад, 12 августа 2000 года, затонула атомная подводная лодка "Курск" , входившая в состав Северного флота России . На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К‑141 проекта "Антей". Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование "Курск" - в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка "Курск" была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.

1 марта 1995 года АПЛ "Курск" была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7‑й дивизии 1‑й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка).

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь . В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат "Колокол" осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.

В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно "Normand Pioneer" с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 "Курск".

Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года . Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести‑семи, максимум восьми часов". Устинов отметил, что подлодка "Курск" очень пострадала, все переборки прочного корпуса "срезаны как ножом". Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В августе 2003 года в Санкт‑Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.

19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере "Курск" .

В 2009 году в Мурманске на смотровой площадке у храма Спас‑на‑Водах была установлена рубка АПЛ "Курск" . Она стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время".

31 июля 2012 года родственники погибших моряков с АПЛ "Курск", участники четвертого международного автопробега ветеранов Военно‑морского флота и представители командования Северного флота на дне Баренцева моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову … и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.


Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.


1994г. Северодвинск. Машиностроительное предприятие Севмаш. Атомная подводная лодка К-141 Курск и её разработчики

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.


Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Изображение: кадр видео Youtube

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.


Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин , даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.


Мурманская область. Баренцево море. 24 августа 2000 г. Врачи помогают родственникам и близким погибших моряков атомного подводного крейсера `Курск` К-141, затонувшего 12 августа 2000 года, во время церемонии прощания

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.


Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.


Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Изменить размер текста: A A

12 августа 2000 года не вышла на связь во время проведения учений атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Первое сообщение об этом прозвучало в 11 часов утра 14 августа.

А через десять дней в поселке Видяево прощались с моряками. Очевидцем этих печальных проводов была мурманская журналистка Наталья ЧЕСНОКОВА, тогда работавшая на областном радио. Ее воспоминания мы и предлагаем вашему вниманию.

Во многих городах России и Украины вспоминают сегодня экипаж атомной подводной лодки «Курск ».

Придут к мемориалам и памятникам жители Видяева, Мурманска , Санкт-Петербурга , Курска, Севастополя , Москвы , Нижнего Новгорода , Северодвинска , пройдут поминальные службы в храмах городов и поселков, откуда родом погибшие моряки. Вечная им память!

Однажды в телевизионной программе НТВ «Забытый полк» в год трагедии прозвучала самая, по-моему, пронзительная, наполненная чистыми, неизбитыми словами и мыслями песня памяти экипажа «Курска». И потом повторилась в эфире Мурманского радио. Больше никто из моих знакомых и так же потрясенных этой песней людей ее не слышал. Строчка: «Россия, береги своих детей, не то одна останешься на свете» - оттуда, из песни про горе Баренцево:

Не реки впадают в море, В море впадает горе. Никогда его на свете не убавится, Нынче самое большое горе – Баренцево.

Известными авторами написано было немало других - патетических, патриотических песен, а эту мы слушали с коллегами-журналистами через год после гибели лодки в единственном сохранившемся варианте - записи с видеомагнитофона. И глаза подозрительно блестели не только у чувствительных к любому горю женщин. И мы вспоминали те восемь дней, когда вся Россия, да и планета, ждала, надеялась и верила, что удастся спасти хотя бы кого-то из ста восемнадцати молодых, здоровых, сильных мужчин. Помощь предлагали сразу после первых сообщений о трагедии главы тех государств, где были, в отличие от нашего, спасательные средства и силы. Но приняли ее поздно.

А Родина, как водится, одна, А у нее нас много, очень много, И если на нее взглянуть со дна, То до нее нам дальше, чем до Бога. Может, из-за этих слов песня не звучала больше?

Весь мир жил в ожидании чуда

Репортажи из Мурманска, куда слетелись сотни журналистов из многих стран, до 7 дней, побив все рекорды, занимали первые полосы газет, открывали выпуски национальных новостей на телевидении и радио. Работала в Заполярье и группа журналистов федеральной «Комсомолки» (их воспоминания читайте в завтрашнем номере «КП » или на сайте kp.ru - Ред.).

Несколько ведущих телекомпаний показали, в том числе, и репортажи с Мурманского областного радио, где тогда редакция информации открыла «горячую линию» для всех, кто хотел бы высказаться, выразить слова сочувствия и поддержки семьям моряков. И простые жители нескольких стран, увидевшие эти репортажи, каким- то образом находили телефон и адрес Мурманского радио.

Однажды раздался звонок из Шотландии . Женщина по имени Элизабет из маленького городка Милтон Кейнис сказала, что она написала обращение к главам государств и собирает под ним подписи в двух самых посещаемых местах своего городка - церкви и торговом центре. А через несколько дней по телефаксу мы получили это обращение и на трех страницах - подписи жителей Милтон Кейниса, их было около трехсот.

Текст в переводе с английского звучал так: «Теперь, после трагедии с атомной подводной лодкой «Курск», мы хотели бы обратиться к главам всех государств и напомнить им, что самое ценное в этом мире - жизнь человека. И если хотя бы одна жизнь подвергается опасности, ее надо спасать. Почему бы вам не принять совместно и навсегда решение, что если кому-то нужна помощь, от нее нельзя отказываться ни по военным, ни по политическим, ни по каким другим причинам. Надо просто спасать людей. И это будет одно из самых разумных и гуманных решений».

Мы все готовы к вам ползти по дну

Еще из тех дней в моем архиве сохранилась запись, которую невозможно до сих пор спокойно слушать. Она была сделана 21 августа. Норвежским водолазам удалось проникнуть в лодку, и весь мир облетела страшная весть: лодка затоплена, живых на ней нет.

Я сейчас хочу обратиться к женам, матерям, отцам, детям наших погибших подводников. Родные наши! Сегодня в ваш дом пришло огромное горе. Студеное Баренцево море отняло жизни ваших мужчин. Трагедия для вас, горе для вас, но это трагедия и горе для всего флота и меня как командующего. Растите детей, растите сыновей, а меня простите за то, что не уберег ваших мужиков, - говорил тогда командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов .

Сохранилось в моем архиве и стихотворение, которое написала жительница Североморска по имени Ирина в первые дни трагедии, когда безуспешно пытались проникнуть в лодку наши водолазы. Заканчивалось оно так:

Ребята под водой, держитесь, ну! Ведь вы же моряки, крепки на редкость. Мы все готовы к вам ползти по дну, Чтоб вытащить подлодку на поверхность.

Прошло 10 лет. Те трагические события, казалось, объединили нас, сделали добрее, милосерднее, честнее и порядочнее. Правда, потом из-за денег и квартир, которые получали родственники погибших моряков, в прессе появились отголоски ссор и дрязг, которые всегда, увы, сопутствуют разделу денег и имущества. Потом и о них забыли. И печальные годовщины трагедии проходили скромно и тихо. Свое горе теперь уже тоже, наверное, тихо несут родители, которым других таких сыновей никогда не найти. Мы начали забывать те дни ожиданий и надежд, молебнов в храмах всей России.

«Курск» был здесь, рядом с Мурманском, и потому, конечно же, его боль оказалась столь тяжелой для нас. Да ведь и для всей России, и для всего мира тоже. Может, именно оттого, что тогда оставалась надежда и очень хотелось чуда спасения? Когда через год «Курск» поднимали со дна моря, в международном пресс-центре в Ледовом дворце кто-то из журналистов грустно заметил: «Ребята, как жаль, что нас здесь собрала и объединила беда. И как жаль, что мы не бываем такими же солидарными в хороших делах».

Да, было единение даже людей, разделенных конкурентными интересами. Но пусть нигде и никогда не будет такого горя, как наше Баренцево. И пусть растут здоровыми и счастливыми детишки, родившиеся у восьми вдов после того 12 августа, и пусть мальчишки становятся военными моряками, если захотят. А мы поставим свечи в храмах и вспомним их отцов и те дни, когда все мы стали немного лучше.

ИЗ ЗАПИСЕЙ 2000 ГОДА

Последний в жизни выполнив приказ, всем экипажем мы ушли на небо

В ТОТ ДЕНЬ ОНИ НАЧАЛИ ОСОЗНОВАТЬ

24 августа 2000 года от пирса в Видяеве отошел теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская». На его борту были в основном родственники членов экипажа «Курска», а еще много офицеров, врачей, психологов, представители городов и организаций, желавших как-то помочь людям и флоту в их беде. Журналистов, в особенности с телевизионных каналов, на борту было мало - по просьбе родственников. Не хотели они, чтобы их в горе видели и снимали посторонние…

В первые дни той трагической декады, когда мы еще таили какие-то надежды на спасение хотя бы кого-нибудь из экипажа, а верили в это все меньше, я почти каждый день бывала в Видяеве, но даже не пыталась вынимать из сумки микрофон. Неуместен он был. Попав 24 августа на «Еланскую», поняла, что теперь он нужен, и не столько, быть может, мне, сколько людям, которые тихо сидели в каютах теплохода и вспоминали своих сыновей, мужей, братьев.

К тому дню, после почти десятидневного мучительного ожидания и веры в чудо, они начали осознавать, что их мужчин уже нет на этом свете. К месту гибели «Курска» родственников не решились допустить, боялись, что кого-то на борту не удержат. Врачи медицины катастроф уже знали, кому нужно особое внимание. С этими людьми на «Еланской» все время были рядом офицеры флота, члены экипажа, психологи.

Прощание со 118 мужчинами нашей страны, сильными, красивыми и молодыми - восемь из них собирались скоро стать отцами - началось в Видяеве, когда под траурный ритм «Прощайте, скалистые горы» закладывался камень в основание будущего памятника экипажу АПЛ «Курск».

Аудиопленка сохранила звук, который не мог заглушить даже духовой оркестр. То был плач и стон сотен людей, прерываемый иногда криками: «Врача! Врача!». Недалеко от меня упала в обморок беременная жена одного из офицеров. Оператор какого-то телевизионного канала, бросив на землю камеру, стал поднимать женщину. К ней уже бежали врачи.

Память у всех, конечно, разная. Долгая и короткая, о хорошем и плохом, своем и чужом. Но есть, наверное, что-то, не исчезающее из нее никогда. Как любовь, даже давняя, которая навсегда займет свой уголок в сердце. Как печаль, уже не близкая, тронет душу при какой-то ассоциации... Моя память никогда не сотрет воспоминания того дня, 24 августа 2000 года, когда матери, отцы, жены, братья, сестры, дети моряков уже будто приняли как данное, что их мужчины погибли, но говорили о них почти всегда в настоящем времени.

Борт теплохода «Клавдия Еланская», идущего в координаты морской боевой славы - месту гибели «Тумана» и «Пассата». Организовано все очень хорошо. Каждому написали на листочке номер каюты, по судовой трансляции сообщают, где можно выпить кофе и чаю, когда пригласят на обед, куда можно обратиться за медицинской помощью. Я, наконец, решаюсь постучать в дверь одной каюты.

Здравствуйте, можно к вам? Мы можем поговорить?

Никто не отказался. Но это и не были обычные журналистские интервью. Скоро я почувствовала, что в этот день родным очень хотелось рассказать о тех, с кем они прощались.

АЛЕКСЕЙ

Алексею Коломийцеву из небольшого села в Республике Коми , одному из одиннадцати членов экипажа, призванных на срочную службу, в этот день, 24 августа, исполнилось бы 20 лет. Незадолго до трагедии его отец и мачеха (воспитывавшая его с 13 лет, когда родная мать бросила) получили письмо, в котором Алеша сообщал, что после боевого похода предстоят небольшие учения, потом дембель, скоро домой.

19 лет он справлял в Средиземном море, в походе, - рассказывает Алла Ивановна. - Лично командир лодки Лячин (есть у нас фотографии) его поздравляет, торт лежит на столе. То есть по-домашнему. А вчера звоним домой, спрашиваем: «Чем занимаетесь?» Младший сын говорит: «Мамуля, смотрим кассету». - «Какую?» - «Проводы Лешины. Ребята собрались со двора и смотрят кассету последнюю».

В отпуск он приходил, - продолжает Алла Ивановна, - был у нас зимой после того похода. Все ребята с нашего двора ему тогда сказали: «Леха, пока ты не вернешься, мы не женимся».

Мы так радовались, когда узнали, что он идет на флот, - Юрий Алексеевич Коломийцев старается незаметно убрать слезу. - Главное - не Чечня , говорили, живой, сынок, будешь. Все будет нормально… Другие из Чечни уже вернулись, а его нет…

Уезжая сюда, мы надеялись все же, что он живой, и мой внук передал для Алеши два рисунка, - Алла Ивановна достает из сумки листы из школьного альбома. - Видите, два заката: один такой уже поздний, другой ранний. Мы их в море опустим вместе с цветами.

МАКСИМ

В каюте, куда поселили и меня, я встретилась с мамой и женой мичмана Максима Вишнякова . Родом он из Украины и с большим трудом добился возможности служить в России, на Северном флоте. Женщины сидели рядом, обнявшись, - необыкновенно молодая хрупкая мама и высокая, статная, очень красивая жена.

Он у меня такой талантливый, - Людмила Андреевна еще продолжает всхлипывать после недавно прошедшей на борту «Еланской» панихиды. - Художественную школу окончил, его в штаб собирались взять после этого похода и отпуска. Он и поет очень красиво, играет и на пианино, и на гитаре. В музыкальную школу он не ходил, просто друзья показывали. Он - как сказать? - самоучка. А кумир у него - Фреди Меркьюри . Он собрал полностью пластинки его. Английский хорошо знает, он на английском пел песни. Вообще, он у меня молодец, я им горжусь. Я не успела еще им нагордиться. Максимом Вишняковым гордилась не только мама. Начальник видяевского Дома офицеров знал, что если «Курск» на базе, ни одно мероприятие у него не провалится. А если вдруг срывалось чье-то выступление, быстро звонил в экипаж или домой: «Максим, выручай!». Максим с гитарой выручали всегда и с неизменным успехом.

Его жена Ольга, настоящая славянская дива, задумчиво вспоминала, как они познакомились. У Оли не все просто со здоровьем, она очень плохо слышит после перенесенной в детстве болезни. Приходится пользоваться слуховым аппаратом. И оттого, быть может, очень скромна при такой-то красоте, что думала: кому полуглухая нужна?

А вот танцует, несмотря на проблему, Оля уже много лет.

Я тогда ходила в танцевальный кружок. После какого-то выступления мне сообщили, что со мной хочет познакомиться молодой человек. Я сказала: «Да ну, смеетесь, небось, бандит какой-нибудь». Нас познакомили. Понравился, стали встречаться. Потом он стал приходить к нам домой часто, каждый день. Потом уехал в Видяево , и два года мы редко виделись, но часто переписывались. А потом поженились. А когда я приехала к нему сюда, встречи были для нас... каждый день - праздник. Он уходит на работу, потом возвращается - и опять праздник. Тяжело всегда расставались.

У экипажа «Курска» было немало традиций. Одна – вместе с друзьями и их семьями выбираться на природу, на шашлыки. Если выдавалась хорошая погода в праздник, то устраивалось все по высшему разряду: жены накрывали белыми скатертями столы (в лесу!), каждая готовила свои фирменные блюда, и смотрелось все это разноцветье, как сказочная скатерть-самобранка. На одном из пикников Ольга подружилась с Наташей, женой старшего лейтенанта, у которой оказалась такая же проблема со слухом. Вместе им, иногородним, легче стало жить в Видяево, пока мужья были в походах.

РАШИД

У командира БЧ-6 (это реакторный отсек) капитан-лейтенанта Рашида Аряпова , когда он принимал лодку с постройки в Северодвинске, была тоже красивая молодая жена. Но пожила она в Видяеве лишь несколько месяцев. «Не могу больше в этой дыре и в этой конуре», - сказала и уехала домой, в Петербург. Сначала он летал и ездил при любой возможности, потом все же расстались. Там растет дочь. Когда Рашид уходил на последние учения, его вторая жена была на четвертом месяце беременности. Их сын стал последним ребенком в экипаже, родившимся после гибели «Курска». Назвали его, конечно, Рашидом.

В Видяево в том страшном августе приехала почти вся большая семья Аряповых. Отец и мать жили в то время в Узбекистане , после гибели «Курска» собирались перебраться в Россию. Отец Рашида Рамиз Аханович доволен всеми своими четырьмя сыновьями, но этот, говорит, был лучше всех. Серьезный уже в детстве, основательный. Занялся кикбоксингом, стал мастером спорта, был чемпионом России в своем весе. Это, конечно, очень помогло при поступлении в училище подплава в Питере .

Вот когда поступал он, математику на 5 сдал, физика - 5, а сочинение - двойка. А там собеседование адмирал делал. Потом, говорят, он комиссии сказал: «Физика, математика - пять, а писать научится». Приняли.

Ну, у тебя там служба трудная, наверное? - спрашиваю. А он улыбается: «Нет», - говорит. Если его послушать, он не служил, а в раю там в подлодке был. Всегда только хвалил.

Рамиз Аханович, как будто немного успокоившись только что, снова начинает плакать:

В раю, в раю... А вот приехали сюда, комнату его увидели... Невестку, Халиму, спрашиваем: «Горячую воду дали, потому что мы все сюда приехали?». Она кивает… Человек – копейка…

Халиму на траурные мероприятия не пускали, ее берегли и опекали по очереди все приехавшие родственники. И она выносила и родила сына. А отец, высохший в те дни, как лист в пустыне, все повторял: «Нам бы только тело отдали, раз уж живого не будет, нам бы теперь только похоронить по-человечески». Когда российские водолазы проникли в 9-й отсек погибшей лодки, среди 13 тел нашли и его сына, успевшего заглушить реакторы и предотвратившего радиационную катастрофу. Как ни кощунственно это звучит, но тринадцати семьям повезло. Они хотя бы не опознавали своих мужчин по частям тела.

В хранилище музея Северного флота покоится фотовыставка памяти «Курска». На нескольких стендах собраны увеличенные фотографии из семейных альбомов членов экипажа и профессиональные, сделанные прекрасным мастером Александром Раубе , которого, увы, тоже уже нет в живых. Свадьбы, дети, друзья, служба, отдых в лесу и прощание. Жизнь - от великого счастья до великого горя. Если услышите, что где-то эту фотовыставку покажут – сходите и вспомните о 118 сильных, здоровых, молодых мужчинах России, которых очень не хватает сегодня.

Мурманск – Видяево – Мурманск, 2000 – 2010 гг.


Перелистаем страницы недавней истории. Заложенная в 1990 году на "Северном машиностроительном предприятии" в городе Северодвинске атомная подводная лодка класса К-141 проекта "Антей" вышла 10 августа 2000 года в море на ученья. На борту находились 118 человек экипажа во главе с командиром лодки капитаном I ранга Лячиным Г. П. 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут в районе учений в Баренцевом море был, якобы, зафиксирован подводный взрыв, через две минуты - еще один взрыв. Как позднее оказалось, взрывы случились на четыре часа ранее, около 7.30 утра. В 17.30 АПЛ "Курск" не вышла на связь, в 23.30 объявлена аварийной. 13 августа в 04.46 гидроакустики первыми обнаружили подводную лодку, лежащую на грунте. В 19.30 лодка была обнаружена визуально.

Именно в этот день, 12 августа 2000 года, президент Путин отправился в отпуск в Сочи и не прервал его в связи с сообщением о катастрофе подводной лодки "Курск", оставался в Бочаровом Ручье весь период проведения спасательных работ. Загорелый, в рубашке поло с коротким рукавом он появился в новостях на телевидении без следов скорби или сожаления на лице. Лишь 16 августа командование ВМФ получило санкцию президента на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа АПЛ "Курск", поскольку оказалось, что Военно-Морской Флот России не обладает нужными спасательными средствами. Но было уже слишком поздно. 21 августа 2000 года командование ВМФ официально объявило о гибели экипажа АПЛ "Курск". 22 августа президент Путин, наконец, посетил базу ВМФ в поселке Ведяево и встретился с родственниками погибших моряков.

Далее события развивались следующим образом. Допустив преступную халатность, президент решил откупиться от родственников погибших моряков наградами. 26 августа командиру "Курска" Геннадию Лячину посмертно было присвоено звание Героя России, а 117 членов экипажа АПЛ "Курск" посмертно награждены орденом мужества. Так бы "Курск" и оставался под водой, если бы в СМИ, тогда еще полусвободных, не стали все сильнее циркулировать сведения о том, что "Курск" затонул в результате столкновения с американской подводной лодкой, шпионившей за российскими военно-морскими учениями. Основания у СМИ были. Еще 15 августа (на следующий день после того, как о трагедии узнал весь мир) радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на анонимный источник в американской администрации сообщила: "Во время происшествия с российской атомной подводной лодкой "Курск" вблизи от нее находились две подлодки ВМС США, акустики одной из которых в субботу зафиксировали звук взрыва". К вечеру этого же дня Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. 16 августа Министр обороны РФ Игорь Сергеев выступил по телевидению и прямо заявил о таране "Курска". Так вот, 19 сентября 2000 года президент Путин отдал приказ приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ "Курск" и самой подводной лодки. Но не для того, чтобы выяснить тайну ее гибели. Тайна была ему известна. Нужно было замести следы: скрыть от российского общества следа столкновения.

7 ноября водолазная операция закончена, из развороченного отсека извлечены в общей сложности пятнадцать тел моряков. 24 марта 2001 года подписано распоряжение о подъеме АПЛ "Курск", а 18 мая того же года подписан контракт на подъем лодки с голландской фирмой Mammoet. 6 июля экспедиция по подъему выходит в Баренцево море.

Прошу обратить внимание, что первое, что сделала экспедиция - это отделила 16 июля первый отсек, куда именно и пришелся удар, на котором была вмятина. (О том, что она была, заявил опрометчиво по свежим следам никто иной как председатель правительственной комиссии Илья Клебанов еще 8 ноября 2000 года: "После проведенных работ глубоководными аппаратами "Мир", находящимися на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш", и исследования водолазами самого корпуса лодки, версия столкновения получила серьезное видео-подтверждение: была обнаружена внутренняя вмятина в районе первого-второго отсеков. А также отчетливо видны скользящие полосы на корпусе лодки, как если бы АПЛ столкнулась с каким-либо объектом".)

7 октября 2001 года начат подъем подводной лодки. Первый отсек отрезан и остается на дне. Доверять голландцам поднять его не стали. 21 октября 2001 г. корпус АПЛ "Курск" без первого отсека помещен в док судоремонтного завода в Росляково. 23 октября на палубу подлодки поднялись следователи. Работали Устинов и его товарищи в поте лица своего, осматривая лодку без первого отсека, куда пришелся удар "объекта". 18 февраля 2002 года следователи закончили свои труды. 20 марта 2002 года было завершено опознание трупов моряков "Курска". 26 апреля 2002 года АПЛ "Курск" отправили на утилизацию. Без первого отсека.

А вот 31 мая 2002 года начался подъем первого отсека подводки "Курск". Длился он долго и был завершен лишь 21 июня 2002 года. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна. Неровен час поднимут какие-нибудь соседи-норвежцы. И будут доказательства столкновения с американцами.

Я живо помню псевдокомиссию по расследованию и ежедневные выступления по телевидению замерзшего Ильи Клебанова чуть не с палубы занимавшегося подъемом "Курска" судна. Эта самая длинная в истории РФ ложь длилась едва ли не год. Я сидел в это время в тюрьме "Лефортово" и с отвращением наблюдал всероссийскую ежедневную операцию: по приказу президента длительно лгали российским гражданам.

"Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота. Это, как передает корреспондент РИА-Новости, подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки "Курск" с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки "Мемфис" ВМС США. Комментируя высказывания норвежского адмирала, маршал Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто "самому глубокому анализу". Между тем США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки "Курск" в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА-Новости из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с "Курском"".

"В Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев заявил, что по-прежнему приоритетной версией гибели АПЛ "Курск" остается столкновение с иностранной подводной лодкой и подтвердил вместе с этим факт подъема в воздух шести боевых противолодочных самолетов авиации Северного флота. Между тем министр обороны США Уильям Коэн продолжает утверждать, что американские подводные лодки к катастрофе отношения не имеют. Однако факты подтвердил норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, который пояснил, что поднимал пару своих самолетов на перехват российских машин. По сведениям из Норвегии американская подводная лодка "Толедо" после столкновения с "Курском" ушла с места катастрофы малым ходом. На лодке была разбита "морда", погибло семь моряков, частично разрушен винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения и 15 августа под прикрытием двух натовских "Орионов" смог вывести лодку на глубину. Заход 18 августа АПЛ "Мемфис" для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выводу из-под удара "Толедо". Также как и сообщение о возврате на базы всех английских многоцелевых АПЛ якобы из-за обнаруженных неисправностей в работе реактора на одной из них. Некоторые обстоятельства стали известны после увольнения Скоргена, который не сошелся во мнениях с руководством НАТО, точнее, с командованием ВМФ США, и позволил себе недвусмысленно указать на причастность американцев к катастрофе".

Есть данные, что адмирал Вячеслав Попов все же отдавал приказ потопить иностранную субмарину в районе гибели "Курска". Именно для этого были подняты противолодочные самолеты, которые провели облет побережья Норвегии. Но затем Попов неожиданно отменил свой приказ после переговоров с адмиралом Скоргеном, и самолеты были возвращены на базу. Именно эти обстоятельства, как некую тайну должен был объявить вице-премьер Клебанов 21 ноября. Но не объявил, потому что случилось непредвиденное: забуксовала американская демократия, которой лишний скандал на фоне выборов (американского президента. - Э. Л.) был ни к чему. Примерно в то же время проводилось учебное бомбометание кораблей Северного флота в районе Кильдинского плёса, как запоздалая демонстрация решимости потопить лодки-шпионы при обнаружении их вблизи "Курска":

Еще 16 сентября 2000 года, то есть через месяц после катастрофы, на сайте Корреспондент.net была опубликована информация, взятая из газеты "Стрингер", под названием "Курск" столкнулся с американской подлодкой!" с подзаголовком "Последний таран". Привожу текст в сокращении: "118 жизней на алтарь победы Альберта Гора на выборах президента США возложил президент России. В редакции оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что причиной гибели атомной подлодки "Курск" стало столкновение с американской субмариной SSN-23 USS Jimmy Carter класса "See wolf"(то есть "Морской волк")". Далее редакция "Стрингера" пускается в оправдание президента Путина:

"Мы прекрасно понимаем тот страшный выбор, который стоял перед Путиным сразу после трагедии "Курска" /:/ Либо промолчать и пойти на сделку, прежде всего со своей совестью, но получить в результате реальную выгоду для России. Мы не осуждаем выбор Путина. Наверное, на его месте так поступил бы каждый. Мы не собираемся читать президенту нотации:" Но через оправдание последуем к тексту: "Три взрыва. Все произошло мгновенно, в течение 10-20 секунд. Подводный атомоход "Курск" шел на всплытие со скоростью 20 узлов (примерно 40 километров в час). Уже были подняты перископ и радиоантенны. /:/ Вдруг раздался скрежет металла в районе носового отсека. От столкновения с неизвестным объектом разрывается баллон со сжатым воздухом. Нос лодки бросает вниз. Через 145 секунд подводный крейсер на полном ходу врезается в дно Баренцева моря. Удар махины весом в 18 тысяч тонн о грунт был ужасающим. /:/ От удара боевые торпеды сорвались со своих креплений на специальных стеллажах и сдетонировали. /:/

Однако помимо двух взрывов, зафиксированных норвежскими сейсмологами (о них навязчиво твердили представители НАТО все это время), был и третий взрыв. Тяжело раненый во время тарана "Jimmy Carter" медленно отползал от "Курска", выбрасывая аварийные буи. 45 минут и 18 секунд потребовалось американской подлодке, чтобы отойти от места аварии всего на полмили. Скорее всего, подлодка практически дрейфовала. Все это время экипаж ее отчаянно боролся за живучесть. Но в этот момент взрыв прогремел уже на американском подводном крейсере. После этого следы лодки-убийцы были утеряны. Скорее всего, "самым малым" она добралась до ближайшей военной базы НАТО, где до сих пор и скрывается. Вторую лодку класса Los Angeles (а именно, "Мемфис") американцы продемонстрировали всему миру. И даже допустили к ней на безопасное расстояние корреспондента ВГТРК Сергея Брилева. Первую лодку так до сих пор никто и не видел".

"Имеющиеся в распоряжении специалистов ВМФ РФ записи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый в 7.30 утра 12 августа, малой мощности - до 300 граммов ВВ (взрывчатого вещества) в тротиловом эквиваленте, второй - через 145 секунд, большей мощности - до 1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий - через 45 минут 18 секунд. Малой мощности - до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск" с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 метров от точки, где находится "Курск". /:/ Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении "Курска" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом не представляется возможной. Так как в таком случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.

Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение "Курска" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки, длиной около 120 метров.

Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последующие 145 секунд воспользоваться каким-либо спасательным средством или средствами аварийной сигнализации свидетельствует, что управление лодкой было потеряно в первые 10-20 секунд после начала катастрофы. Это (то есть потеря управления) могло произойти только вследствие быстрого затопления (выгорания) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объемом до 500 кубических метров. Маловероятно столь масштабное поражение АПРК взрывом малой мощности, который был зафиксирован в 7.30. По данным НПО "Рубин", где проектировалась лодка, прочность ее корпуса и запас живучести позволяют сохранить управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков управляемым оружием, имеющим мощность до 500 килограммов в тротиловом эквиваленте. Этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК "Курск", а как следствие (признак) развивающейся катастрофы. По данным конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одного из баллонов высокого давления, располагающихся между легкими и прочными корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками. В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом становится наиболее вероятной".

Как мы видим из приведенного анализа катастрофы на "Курске" в течение первого же месяца у следствия были достоверные данные о том, что произошло. В самом деле, я ранее упоминал, что уже вечером 15 августа Главком ВМФ России Владимир Куроедов озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. В ответ США организовали утечку сведений о двух взрывах на "Курске" и выдвинули версию с испытанием новой торпеды на ракетной тяге, которое, якобы, стало причиной трагедии. "К этому моменту, - продолжает "Стрингер", - президент и руководство Минобороны уже на сто процентов были уверены в том, что "Курск" столкнулся с другой субмариной. Спасательный буй был выловлен (бело-зеленый буй, такие применяют в аварийных ситуациях на флоте США. У нас - красно-белые), а фрагменты лодки-убийцы, оставшиеся на месте аварии, подняли со дна моря. Не была определена только "национальная принадлежность" лодки. Лживо разглагольствуя о новой русской торпеде, американцы, видимо, надеялись, что фрагментов субмарины класса Sea wolf будет недостаточно для полной идентификации ее национальности".

"Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса Los-Angeles, другая класса Sea wolf. Также действовал корабль ВМС Норвегии "Марьята", до пяти разведывательных самолетов "Орион". Сразу после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность указанных кораблей резко пошла на убыль, что является не характерным для действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии. /:/ Американские подлодки покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление какой-либо информации по одной из лодок, действовавшей в этом районе. Лодка класса Los-Angeles выводится на норвежскую базу, где проводится замена экипажа. Местонахождение второй субмарины установить не удается. /:/ Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также конструктивные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при которых в случае столкновения на встречных курсах при большом угле атаки к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ. В ситуации с АПРК "Курск" возможна ситуация, при которой таранившая АПЛ, фактически пропоров корпус "Курска" на стыке первого и второго отсеков, была им "поддета" и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу время для активной организации борьбы за живучесть. /:/ Лодки класса Sea wolf считаются более современными, чем класса Los-Angeles. Их производство было развернуто в самый разгар холодной войны, после окончания которой дорогостоящий проект был свернут. Все лодки этого класса после того, как выработали свой ресурс, были переоборудованы в учебные тренажеры. Все, кроме одной. Лодка этого класса SSN-23 USS Jimmy Carter была модернизирована и передана силам НАТО. На "Картере" поставили новый ядерный реактор, за счет чего лодка стала более тихой и скрытной. Корпус был усилен керамикой и пластиком, что увеличило глубину погружения. Навигационное оборудование заменили новым, более современным, ультразвуковым. Но навигация все равно оставалась самым слабым местом "Картера". Последний из "морских волков" использовался исключительно для разведывательных операций, так как не был оборудован системой вертикального пуска ядерных ракет".

На следующий день после официального признания Россией катастрофы "Курска" помощь по спасению экипажа лодки предложили Великобритания, Норвегия и США. Министр обороны Великобритании Джефф Хун сделал это дважды, и всякий раз с комментариями. В первом случае он сказал: "Что касается версии о столкновении "Курска" с иностранной подводной лодкой, это была точно не британская лодка". Во втором: "В районе бедствия в этот период не было подводных лодок ВМС Великобритании. Поэтому они не могли быть причастны к столкновению с "Курском"". При этом в штабе НАТО уже знали, что России известно о столкновении "Курска" с субмариной США. Весь день 16 августа шли сообщения о переговорах и консультациях британских и российских военных. Скорее всего, устранялась путаница, возникшая первоначально из-за официальной приписки SNN-23 к НАТО. (В том числе и путаница названий. Внимательный читатель уже, наверное, заметил, что в одном случае лодка-убийца называется "Jimmy Carter", а в другом "Толедо". По моим сведениям, в "Толедо" ее переименовали, включив в состав военно-морской группы НАТО. - Э. Л.) Закончился день официальным обращением МИД России за помощью только к Великобритании и Норвегии. А 17 августа Путин официально поблагодарил премьера Великобритании Тони Блэра за помощь. Благодарности удостоился даже премьер Израиля Эхуд Барак. В адрес США и Клинтона президентом РФ не было сказано ни слова.

17 же августа замначальника штаба ВМФ РФ вице-адмирал Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с командующим объединенными силами НАТО в Атлантике. По окончании встречи было заявлено, что достигнуто "полное взаимопонимание". Национальная принадлежность лодки-убийцы была окончательно установлена. 18 августа контр-адмирал Крейг Куигли из Пентагона заявил: "Из аварии "Курска" не следует делать выводовотносительно состояния готовности российского военно-морского флота. Ни из этой, ни из какой-либо другой аварии не следует делать подобных "макровыводов". Подобные несчастные случаи могут случаться по разным причинам с разными ВМС по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов экипажа, находящихся на борту подводной лодки". Результатом выступления адмирала Куигли стало то, что западная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии "Курска". До этого западные СМИ писали о "кончине военно-морского флота РФ и мечтаний Путина о возрождении морской славы России". После стал преобладать человеческий, сострадательный мотив.

После 21 августа, когда было объявлено о гибели экипажа "Курска", Путину позвонили главы многих государств и выразили соболезнование. Позвонил и Клинтон. О чем они разговаривали, можно лишь догадываться. Официальная информация гласила, что Путин "произнес слова благодарности и выразил уверенность в дальнейшем взаимопонимании". В начале сентября 2000 года Путин встретился с Клинтоном в Нью-Йорке.

Интересно, что российские власти именно с сентября 2000 года стали крайне болезненно реагировать на информацию о том, что причиной гибели "Курска" было столкновение с лодкой-убийцей из США. Так, Lenta.ru от 27 сентября 2000 года цитирует статью в газете "Версия" под названием "Версия: Путин и Клинтон договорились скрыть правду о гибели "Курска". Текст гласит: "Власти России и США знали, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой, но скрывали эти сведения, чтобы избежать вооруженного конфликта". Эту информацию вместе со снимком американской подлодки, зашедшей для ремонта на норвежскую военно-морскую базу вскоре после аварии "Курска", опубликовала 26 сентября газета "Версия". Снимок был сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года, утверждают журналисты. В тот же день фотографию поврежденной американской подводной лодки, зашедшей на норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн, передали министру обороны России. Тогда же в Москву прибыл директор ЦРУ Джордж Теннет - специально для того, чтобы замять конфликт, который мог привести к войне, пишет газета. Напомним, что российские средства массовой информации высказали предположение, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой "Memphis" класса Los-Angeles. На снимке зафиксирована лодка именно этого класса, имевшая, как выяснили журналисты, серьезные повреждения в носовой части. Вероятно, это и есть "Memphis" или лодка "Toledo". А уже 10 ноября, через две недели, агентство "Эхо Москвы" сообщило, что - цитирую заголовок и текст -

"Возбуждено уголовное дело по поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск". По поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск", возбуждено уголовное дело, сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" редактор отдела расследований газеты "Версия" Дмитрий Филимонов. Он проходит по делу в качестве свидетеля. В пятницу в офисе газеты была произведена выемка документов, точнее, компьютера. Выемку произвели после допроса в ФСБ по Московскому округу Д. Филимонова как автора статьи, в которой говорилось о том, что АПЛ "Курск" предварительно столкнулась с американской подлодкой. /:/ "Спецслужбы заинтересовались опубликованными в газете фотоснимками, сделанными из космоса. На снимках изображена американская подводная лодка, которая стояла на норвежской военно-морской базе и имела явные признаки повреждения в носовой части", - пояснил Д. Филимонов. Спецслужбы сейчас пытаются выяснить, откуда были получены фотоснимки. По словам Д. Филимонова, газета получила снимки от неизвестного человека, передавшего дискету с информацией в конверте".

5 ноября 2001 года сайт Дни.ру сообщил, ссылаясь на Интерфакс, о позиции Генпрокуратуры: "Генпрокурор Владимир Устинов в очередной раз опроверг сообщение о том, что подводная лодка "Курск" могла погибнуть в результате столкновения с другой подводной лодкой. Как сообщает Интерфакс, Владимир Устинов заявил, что ни одного такого заключения на данный момент у следствия нет".

Предсказуемо, что уже в 2003 году, уже после лживого вывода комиссии Клебанова, 6 февраля "Федеральная Служба Безопасности опровергла утверждения о том, что ФСБ ставит под сомнение результаты расследования причин гибели АПЛ "Курск"". Согласно сообщению корреспондента РИА-Новости "ФСБ опровергла сообщение одной из московских газет о том, что "ФСБ ставит под сомнение расследование причин гибели АПЛ "Курск"". Как сообщили РИА-Новости в четверг в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России, сведения, изложенные в статье в одной из московских газет в феврале месяце 2003 года, не соответствуют действительности". Когда ФСБ господина Путина либо Генпрокурор господина Путина что-либо опровергают, граждане РФ обыкновенно предполагают, что опровергаемое и есть истина.

Между тем, все крупнейшие российские военно-морские специалисты высказались единодушно независимо один от другого, однозначно: да, было столкновение с подлодкой-убийцей.

Еще 18 августа 2000 года "Эху Москвы" заявил об этом бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин. "Авария на подводной лодке "Курск" произошла в результате столкновения, но не с сухогрузом и не с ледоколом, а с американской подлодкой", - сказал адмирал.

16 ноября 2001 года газета "Известия" опубликовала обширное интервью с вице-адмиралом Михаилом Моцаком, начальником штаба Северного флота. Интервью в "Известиях" сопровождает послесловие газеты. Вот оно: "Вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погиб "Курск". Сегодня мы публикуем признание, которое вице-адмирал сделал в беседе с корреспондентом "Известий" Константином Гетманским. Вице-адмирал впервые приводит серию доказательств того, что "Курск" погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. Мы не знаем, почему он решил рассказать об этом именно сейчас. Военные, занимающие столь высокие должности, очень редко делают подобные заявления без согласования с руководством. Если такое согласование было, значит, после подъема "Курска" комиссии удалось получить окончательные доказательства столкновения. Если же его не было - значит, вице-адмирал пошел ва-банк, ставя честь офицера выше своей карьеры". Я процитирую самые интересные места из интервью с вице-адмиралом.

"Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного "Курска" второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. "Петр Великий" зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано и визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи:

Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически, он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

В том числе другая подводная лодка?

Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него ничего не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО.

Почему же обнаруженный "подводный объект" был потерян, причем такими кораблями как "Петр Великий", "Адмирал Чабаненко", которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

Я, как начальник штаба, признаю, что это упущение. "Петр Великий", когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы".

Еще одно признание: "Двадцать три человека в девятом отсеке, может быть, и погибли через восемь часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в пятом и в пятом-бис могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа". Это неприятное для президента Путина признание. Ведь он дал санкцию ВМФ на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа (напомню, что своих технических средств не было) только 16 августа. Когда уже двое суток как прекратился стук.

13 декабря 2001 года газете "Правда" дал интервью Герой Советского Союза, бывший командующий флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал Матушкин. "Он напомнил, - писала газета, - что рядом с местом аварии были замечены на поверхности бело-зеленые буи, которые применяют в аварийных ситуациях на флоте США. "У нас красно-белые", - сказал вице-адмирал. Затем, по его словам, был акустически запеленгован сигнал бедствия с подлодки. "Без сомнения, чужой. В нашем флоте такие сигналы автоматически не передаются в целях секретности". Он предположил, что трагедия развивалась по следующему сценарию. "Курск" и иностранная подводная лодка шли контр-курсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже "американской подлодки и получила при столкновении повреждения сверху по левому борту". При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. "Наша лодка, имевшая ход, скажем, в 5-6 узлов, резко приняла дифферент на нос (50-60 градусов) и клюнула по дну", - отметил Матушкин. При этом одна из стеллажных торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект. Лев Матушкин категорически не согласился с версией о гибели лодки в результате неисправности торпеды. Он считает, что это "безграмотное заявление,рассчитанное на наивность общества. Такие заявления - попытка скомпрометировать экипаж подлодки, а также службы торпедных баз". Что же касается доводов и заключений прокуроров, то, как сказал Матушкин, "ни один прокурор, даже военный, не может считаться экспертом подводного дела. Здесь ценным может быть мнение только настоящего эксперта подводного дела, конечно, при условии его честности".

Напоминаю, что 29 июня 2002 года на заключительном заседании правительственной комиссии по расследованию гибели АПЛ "Курск" названа официальная причина - взрыв торпеды. В комиссии был минимум один честный эксперт - адмирал Моцак. Его мнение я приводил выше.

После вынесения официального вердикта российские СМИ под давлением Кремля, ФСБ, да и времени забыли о "Курске". Но не забыли об этой трагедии, - кто бы вы думали? - конечно, иностранцы. Сейчас только что по History Channel в Канаде прошел документальный сериал про подлодки. Две серии из этого сериала были посвящены "Курску". На российских интернет-форумах вовсю шли обсуждения канадского фильма. Вот описание его, взятое с одного интернет-ресурса в пересказе "Стрингера" от 1 августа 2005 года.

Французский фильм Жана Мишеля Карра "Курск. Подводная лодка в мутной воде."


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта