Главная » Выращивание » Похороны в море. Погребение в море

Похороны в море. Погребение в море

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо…

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? «Народная газета» попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море
Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища
Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая «мертвая зона», где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?
Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком
Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для «Народной газеты Сочи» один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами…

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни
Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

– Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море, – пояснил Александр Мамлай, – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.


Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года был смертельно ранен и через несколько часов скончался адмирал Горацио Нельсон. Тело его было забальзамировано и доставлено в Англию на флагманском линейном корабле «Виктори». Знаменитый флото­водец со всеми почестями был похоронен в Лондоне. На 27 английских линейных кораб­лях, участвовавших в этом сражении, кроме Нельсона, погибли сотни офицеров и матро­сов, но все они в отличие от своего адмирала были похоронены в море.

Обычай погребения в море берет свое начало с самых первых дней возникновения мореплавания и сопровождается различными церемониями, связанными с умиротворе­нием богов. Например, у римлян и греков в рот умершего, опускаемого в море, клали монеты для уплаты Харону за провоз погребенного через подземную реку Стикс до врат Аида (Плутона) - бога подземного мира и царства мертвых.

У англичан существует обычай оплачивать работу служителя - парусника, зашиваю­щего парусиной тело умершего, - одной гинеей . Коммодор Беккет в своем труде «Customs and Supcrstitions» (Обычаи и предрассудки) пишет, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику одного из английских линейных кораблей за зашива­ние 23 убитых в Ютландском морском сражении.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенно­му начальнику о всех случаях смерти, когда бы она ни наступила, будь то ночью или днем. Последний заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру.

В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто оструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально соору­женное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делали гроб. При наличии на корабле священника произво­дился обряд отпевания, а в его отсутствие отпевание совершалось под руководством командира корабля. С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окон­чании этого церковного обряда, под пение «Со святыми упокой», тело вместе с дос­кой подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планшир. Два спе­циально назначенных матроса станови­лись у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напут­ственный сигнал умершему) доска при­поднималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой кара­ул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обя­заны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой. Такие по­чести отдавали всем служащим на воен­ном корабле, погребаемым в море, без раз­личия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии символизиро­вала признание того, что перед Богом и смертью все равны. Покрытие тела флагом указывало на то, что покойник служил го­сударству и что государство ответственно за него. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы ото­гнать дьявола, ибо сердце человека в этот момент открыто, и дьявол может легко проникнуть в него. Еще задолго до изоб­ретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребаль­ных церемониях, число «три» у многих народов имело мистический смысл и упот­реблялось, например в Древнем Риме, при похоронных ритуалах. Так, до закапыва­ния покойника в могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умер­шего при этом произносили три раза имя погребаемого. Покидая кладбище, они три раза произносили слово vale, то есть « про­щай». Числа 3, 5 и 7 имели таинственный смысл еще до возникновения римской империи, и даже теперь мы имеем доста­точно много примеров употребления числа «три» именно в этом смысле. Например, три грации , три ведьмы в трагедии у. Шекспира «Макбет», «три» карты в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, частое употребление числа три в масонских ри­туалах, троекратное ура и, наконец, чисто военная традиция, существовавшая до ре­волюции, вызывать перед строем на вечер­ней поверке давно погибшего или умер­шего, но честно исполнившего свой долг перед Родиной солдата тоже три раза. Этот обычай неукоснительно соблюдался во многих полках русской армии и на кораб­лях. А впервые он был введен во француз­ской армии императором Наполеоном. Существовала эта традиция и в Советской армии, но вызов фамилии покойного про­изводился только единожды. Число «три» широко употребляется в христианстве: триединый Бог (Отец, Сын и Дух Святой), праздник Троицы, икона Андрея Рублева «Троица», троекратное осенение себя кре­стом, три дня, по прошествии которых душа отлетает на небо, и так далее.

Что же касается специального сигна­ла, исполняемого горнистом при погребе­нии, то он как бы означает последнее: «Прости-прощай», обращенное к покой­ному, символизирует собой трубные зву­ки, которые издает архангел Гавриил в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.

Корабельный устав ВМФ (КУ-78) оп­ределяет, что тела умерших или погибших в бою на корабле должны быть погребены на берегу. Только при невозможности со­блюсти это правило тела предают морю. В этом случае тело покойного зашивают в парусину, а к ногам прикрепляют груз. Тело умершего или погибшего моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется фуражка умер­шего, а на гроб офицера, кроме того, кор­тик, сложенный с ножнами крестообразно под острым углом. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечка­ми, располагаются у гроба на подставке. К гробу наряжается почетный караул.

Перед опусканием тела в море или отходом катера (шлюпки) с гробом от борта личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верх­ней палубе. Проводится траурный ми­тинг. Оркестр исполняет траурный марш. Перед преданием тела земле (морю) флаг, ордена, медали, фуражка и кортик уби­раются, производится траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн, доска, на которой находится тело умер­шего (погибшего), переносится к план­ширю, наклоняется, и покойник предает­ся морю.

Корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кор­мовой флаг и поднимает его до места, ког­да тело будет предано морю или когда ка­тер (шлюпка), отвозящий тело на берег, отойдет от борта не менее чем на 2 кабель­това. О погребении в море, широте и дол­готе места погребения делается запись в вахтенном журнале и сообщается род­ственникам погребенного.

Вопросы правового статуса затонувшего имущества, кораблей, судов и летательных аппаратов также остались вне пределов регулирования КМП-82. Вместе с тем гибель военного корабля, летательного аппарата или иного военного объекта с членами экипажа как в бою, так и в мирное время образует на дне не просто могилу, а военное захоронение, попечение о котором должно осуществлять государство флага.

Применительно к настоящей книге под "затонувшим военным имуществом" следует понимать корабль (судно), летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а также принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество, дрейфующие под водой, находящиеся на дне или выброшенные на мелководье, банки или скалы, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению.

Анализ известных случаев работ в местах гибели военных кораблей свидетельствует пусть пока о незначительной, но весьма важной и поучительной прецедентной практике, складывающейся по отношению к затонувшему военному имуществу.

Трагедия с российской атомной подводной лодкой "Курск" и осуществленные на лодке работы показали, что технический аспект судоподъема, на наш взгляд, уже достиг того уровня, когда проблема регулирования судоподъемных работ и иных работ на затонувших объектах требует вполне определенного международно-правового оформления.

Считается уже "академическим" случай подъема летом 1974 г. американским судном "Гломар Эксплорер" части советской подводной лодки, затонувшей в 1968 г. в тысяче миль северо-западнее от Гаваев. Советский Союз о факте и районе затопления (или катастрофы) официально не сообщал и вплоть до подъема отсека подводной лодки никаких официальных демаршей не предпринимал. Однако осенью 1980 г. при попытке подъема крейсера "Адмирал Нахимов", затонувшего в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904–1905 гг., японской частной фирмой советская сторона заявила решительный протест, объявляя район гибели "Адмирала Нахимова" "военно-морским захоронением". Весьма поучительной, с точки зрения дальнейших умозаключений, явилась и практика спасательных работ в месте гибели советской атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 г.

Соотнося практику судоподъема со статусом различных категорий морских пространств, справедливо сделать следующие выводы:

  • 1. Во внутренних, архипелажных водах и территориальном море вопрос судоподъема может быть решен только с получением разрешения прибрежного государства на проведение указанных работ.
  • 2. В прилежащей зоне допустимо проведение судоподъемных работ с санкции прибрежного государства, с соблюдением санитарных или иных правил, вытекающих из законодательства государства, осуществляющего на эти пространства свою юрисдикцию.
  • 3. В ИЭЗ и на континентальном шельфе иностранного государства судоподъемные работы не противоречат положениям КМП-82. Однако если характер их последствий угрожает или наносит ущерб биологическим или минеральным ресурсам указанных пространств, прибрежное государство вправе потребовать от бывшего судовладельца:
    • – ликвидации источника опасности;
    • – возмещения наносимого ущерба.

Непринятие мер по судоподъему указанного источника повышенной опасности может служить формальным основанием для принятия "страдающим" государством самостоятельных мер по ликвидации источника опасности.

В случае если достоверно установлено, что затонувшее в архипелажных водах или территориальном море государственное судно, военный корабль или летательный аппарат, принадлежащий иному государству, прибрежное государство информирует об обнаружении такого поддающегося идентификации объекта (п. 3 ст. 7 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Правовой статус затонувшего военного имущества следует рассматривать в связи с конкретной стадией судоподъемных или иных подводных работ, например связанных с предотвращением выхода из корпуса корабля особо опасных веществ. Затонувший объект в процессе подводных или судоподъемных операций может находиться в следующих функциональных состояниях: на дне; на поверхности после судоподъема с обеспечением нахождения в водоизмещающем состоянии; погруженным на специализированный плавучий объект (например, типа самоходной баржи "Giant 4") или транспортное судно государства флага (или на иностранное судно).

Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль (летательный аппарат) является собственностью государства флага или регистрации и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется. Вместе с тем затонувший корабль (судно) не может признаваться военным кораблем, так как в затонувшем состоянии лишен признаков, предусмотренных международным морским правом, в частности КМП-82, для таких морских объектов.

В КМП-82 содержится вполне определенное понятие "военный корабль", которое означает "судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе у правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине" (ст. 29 КМП-82).

Однако ситуация резко изменится, если удачно смоделировать подъем затонувшего корабля (судна) и придать ему положительную плавучесть для дальнейшей транспортировки. Потеряв статус военного корабля, поднятое судно становится объектом тех же норм, которым подчинены суда, находящиеся на некоммерческой службе, но с приобретением характеристики судна возникнет проблема юридического оформления такой функциональной трансформации, поскольку с учетом определений, зафиксированных в кодексах мореплавателей многих стран, включая и КТМ РФ, а также в МППСС-72, поднятый на поверхность корабль будет являться судном. Более существенным представляется вопрос о владельце такого судна. Применительно к российскому законодательству собственником такого судна может явиться как государство в лице ВМФ, так и государственный орган морского транспорта, кооперативная или общественная организация. Не вдаваясь далее в эту проблему, поскольку это вполне самостоятельный вопрос, заметим, что сразу же после подъема возникнут проблемы документального оформления права плавания под флагом конкретного государства: процедура подъема флага (и какого, если, например, по договору со спасателем последний должен на свой страх и риск отбуксировать судно в конкретный район или порт), регистрация судна и целый ряд других, связанных с этим вопросом. Подобные проблемы кажутся несколько искусственными, если можно было бы со стопроцентной гарантией утверждать, что транспортировка поднятого объекта будет безаварийной. В противном случае при совершении аварии, например вызванной столкновением с другим судном, в процессе транспортировки вопросы собственности, регистрации и другие неизбежно возникнут. Кроме того, если предположить, что затонувший корабль подпадает под понятие "ядерное судно", т.е. судно, оборудованное ЯЭУ, то на него, безусловно, будут распространяться нормы и международного атомного права.

Вместе с названными применительно к работам на затонувших объектах могут возникнуть и другие, не менее сложные проблемы. Как уже отмечалось выше, район гибели – не просто место катастрофы. По складывающемуся международному обычаю это место военно-морского захоронения, которое и в мирное время является, по сути, братской могилой военных моряков, погибших при выполнении служебных обязанностей.

Международные нормы практически не регулируют подобный процесс. Законодательство России вопросы военно-морских захоронений также не рассматривает; этим же характеризуются законодательства и других государств. Из анализа зарубежных источников следует, что более подробно данная проблема раскрывалась в актах, изданных до Первой мировой войны . В настоящее время эти вопросы частично разрешены в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок службы на кораблях и судах ВМС. Например, известно, что американские моряки при подъеме части советской подводной лодки в районе Гавайских островов отдавали почести погибшим советским морякам по Уставу ВМС США. По-видимому, единственным источником предполагаемых правил может служить сложившаяся практика, основанная на давних морских традициях.

Попробуем обозначить некоторые вопросы общего характера, способные влиять на организацию работ, проводимых на военно-морском захоронении.

Очевидно, первым должен быть поставлен вопрос о том, уместно ли вообще каким-то образом затрагивать покой погребенных в океане моряков? Как известно, в случае гибели российской атомной подводной лодки "Курск" государство в лице высших органов государственной власти приняло решение о подъеме лодки, невзирая на многочисленные протесты родственников. Однако в связи с действиями ВМС США на советской подводной лодке К-129, затонувшей в Тихом океане в марте 1968 г., МИД СССР направил США ноту, в которой наряду с другим подчеркивалось: "Вы нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу" . В публикациях, связанных с попытками проведения несанкционированных работ на английском крейсере "Эдинбург", затонувшем в годы Второй мировой войны, отмечалось, что английская сторона объявила утонувший "Эдинбург" военным захоронением и, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу "Эдинбурга" .

Очевидно, что право государства принимать решения по судоподъему затонувших военных кораблей с погибшими членами экипажа должно быть законодательно регламентировано, ибо в противном случае судом подобные действия, без согласия родственников погибших, могут рассматриваться как "надругательство над могилой", предусматривающее уголовное наказание за несанкционированные действия в местах захоронений. Подобные нормы мы находим как в уголовном законодательстве России, так и в УК РСФСР (ст. 229) и уголовных кодексах некоторых других стран.

Вторая проблема носит терминологический характер и заключается, прежде всего, в детерминации понятия "военно-морское захоронение", поскольку наряду с этим понятием, в связи с рассматриваемыми действиями, в нормативных документах встречаются и такие, как "братская могила", "могила" , "место погребения" , "кладбище" , "памятные места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота" .

Чем они различаются? Каково их толкование? Ни международно-правовые акты, ни нормативные акты РФ официального толкования вышеназванных терминов не дают, равно как не определяют правовой статус захоронений вообще и с военнослужащими в частности применительно к мирному или военному времени.

Между тем, конечно, разграничение таких понятий имеет практическое значение с точки зрения правил захоронения, содержания захоронений, права собственности на захоронение, учета прав родственников, ритуала памяти, источника финансирования расходов и т.п.

На наш взгляд, затонувший военный корабль, а также судно (независимо от характера времени: мирный или военный, с членами экипажа или без них, правового статуса вод, где затонул корабль (судно)), в большей степени имеет основания обозначаться "военным захоронением".

Под "военно-морским захоронением" мы предлагаем понимать официально объявленный государством (или судовладельцем, если таковой является органом государства) район затопления корабля (судна), летательного аппарата или иного объекта, вместе с которым погребены военнослужащие вооруженных сил.

На военно-морское захоронение распространяется юрисдикция государства флага затонувшего корабля (судна) или летательного аппарата, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с последним проводить какие-либо судоподъемные или иные подводные работы на таком объекте, за исключением случаев, когда затонувший объект угрожает или является источником загрязнения морской среды, а бывший судовладелец устраняется от работ по демпфированию существующей опасности.

Представляется, что для формально юридического отнесения места гибели к военному захоронению могут служить критерии определения понятия "военный корабль", содержащегося в ст. 29 КМП-82, а именно: принадлежность погибшего судна к вооруженным силам какого-либо государства; наличие документов, подтверждающих, что корабль в момент гибели находился под командованием офицера, состоявшего на службе правительства государства, идентифицирующего погибшее судно; наличие на судне останков военнослужащих, формировавших его экипаж.

По нашему мнению, на военное захоронение:

  • – сохраняется право собственности государства независимо от срока давности;
  • – распространяется юрисдикция государства флага корабля (судна).

Ни одно физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага затонувшего корабля (судна) проводить какие-либо работы на таком корабле (судне).

Здесь мы лишь обозначили некоторые слагаемые правового статуса военного захоронения, и такой термин, равно как и определение его правового статуса, нуждается в международно-правовом закреплении.

К другим проблемам общего характера, только на первый взгляд кажущимся второстепенными, следует отнести проблемы оказания воинских почестей при погребении в случае подъема затонувшего корабля (судна). Назовем некоторые из них: надо ли отдавать почести, каков их ритуал, где проводить погребение в случае подъема судна и идентификации тела члена экипажа (в море или на берегу) , как проводить после этого захоронение (индивидуально или коллективно), по законам (правилам) государства флага затонувшего объекта или государства флага регистрации спасателя ?

Анализ международно-правовых актов и внутригосударственного законодательства показывает, что прямых ответов на поставленные вопросы они не содержат, однако, вместе с тем, позволяют выделить ряд принципиальных соображений, о которых, как нам представляется, уместно заметить и в настоящем параграфе.

В ст. 17 упоминавшейся Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. от сторон, находящихся в конфликте, требуется погребение погибших "с честью" и "если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, а также чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать".

Что касается места захоронения, то в ст. 16 Конвенции о применении к морской войне начал Женевской конвенции содержится положение о том, что воюющие стороны будут "следить за тем, чтобы их погребению на суше или в море (выделено автором. – А. С.) предшествовал внимательный осмотр их трупов" . В ст. 20 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. фиксируется, что стороны, находящиеся в конфликте, примут необходимые меры для того, чтобы погребение в море производилось, насколько это возможно, индивидуально.

Таким образом, обобщая сказанное в отношении места погребения, отметим, что международные нормы допускают захоронение как в море, так и на берегу, по возможности индивидуально, согласно национальным обрядам.

В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ зафиксировано, что погребение умерших военнослужащих производится либо по месту их службы, либо вне его. Корабельный устав ВМФ требует, чтобы тела умерших или погибших в бою на корабле были погребены на берегу. Только при невозможности соблюсти это правило тела предаются морю. В мирное время погребение в море умерших (погибших) военнослужащих производится с разрешения командующего флотом.

Другим, хотя в большей степени внутренним, вопросом является выбор обряда или ритуала погребения. В уже упоминавшихся действиях американского флота при погребении останков советских моряков с подводной лодки К-129 ритуал выглядел следующим образом. На американском судне был выстроен на юте личный состав; из корабельных динамиков звучал гимн Советского Союза. Перед строем на металлических тележках лежали шесть человеческих тел, обшитых парусиной и покрытых бело-голубыми военно-морскими флагами СССР. Тележки поочередно скатывались и опрокидывались с телами в море, сопровождаемые при этом троекратным салютом. Затем в такт музыки на воду был опущен пурпурнозеленый венок. Вахтенный офицер записал в журнал событий: "Широта 40° северная, долгота 180° восточная. Произведен ритуал захоронения шести советских моряков-подводников по морскому обычаю их страны" .

А вот как описывает К. М. Станюкович в рассказе "Между своими" ритуал похорон матроса в море. "Труп его одели в полный матросский костюм и ранним утром вынесли наверх, на шкафут, и положили на доске, лежавшей на козлах. Перед обедом, в присутствии капитана, офицеров и всей команды была отслужена священником панихида. После панихиды все подходили прощаться с усопшим. Флаг с утра был приспущен, в знак того, что на судне покойник. К вечеру труп зашили в парусиновый мешок, плотно охватывавший мертвое тело, к ногам привязали ядро, и после отпевания и отдачи воинских почестей, при глубоком молчании команды, четыре матроса понесли усопшего на доске к борту корвета, наклонили доску, и труп молодого матроса с легким всплеском исчез в прозрачной синеве океана" . Американский и английский опыт мало чем отличаются от приведенного и добавляет к последнему минуту молчания .

По-видимому, международно-правовое регулирование погребения вряд ли уместно, ибо ритуалы прощания и похорон с умершим наитеснейшим образом связаны с морально-этическими и религиозными основами национального самосознания.

Что касается российских правил, то ритуал отдания воинских почестей при погребении, содержащийся в Корабельном уставе ВМФ, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, распространяется на военнослужащих, которые погибли (умерли) во время службы на корабле (в части) и подлежат погребению впервые. Ситуаций, когда корабль (судно) затонул вместе с членами экипажа и останки перезахораниваются, ни Корабельный устав ВМФ, ни Устав службы на судах обеспечения ВМФ, ни КТМ РФ, ни другие законодательные или служебно-распорядительные документы не содержат. При организации похорон в море Корабельный устав ВМФ РФ требует создания специальной комиссии (ст. 706), согласования порядка похорон со старшим морским начальником (командиром военно-морской базы) (ст. 712), построения личного состава и исполнения траурного марша (ст. 711), приспускания военно-морского флага (ст. 708) и использования военно-морского флага для покрытия гроба (ст. 710).

381. Воинские почести отдаются при погребении: погибших при защите Отечества; военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших в период прохождения военной службы (военных сборов) или умерших в этот период в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы; участников войны; ветеранов боевых действий; ветеранов военной службы; лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством.

382. Организация похорон военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы, возлагается на их прямых начальников, а остальных лиц, при погребении которых назначается почетный эскорт, - на начальника гарнизона (городского или районного военного комиссара).

383. Подразделения, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.

Почетный эскорт назначается в следующем составе:

при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующее ему подразделение;

при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством, - взвод, рота или соответствующее ему подразделение.

При погребении умерших участников войны (боевых действий) в воинских званиях рядового (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) и младших офицеров исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и в зависимости от их удаления от места захоронения почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт должен быть с Государственным флагом Российской Федерации с траурной лентой, а при назначении от взвода и больше, кроме того, - с Боевым знаменем без знаменного чехла и с траурной лентой.

384. Кроме почетного эскорта, на погребение назначаются:

почетный караул к гробу;

военный оркестр;

наряд на погребение (8 - 10 человек) без оружия под командой сержанта (старшины).

При невозможности использования военного оркестра для отдания воинских почестей назначается сигналист-барабанщик.

Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль, а в особых случаях по решению начальника гарнизона - лафет орудия.

Для несения орденов и медалей назначается по одному человеку, несущему каждую подушечку с орденом или с медалями, причем при погребении офицеров для этого назначаются офицеры, а при погребении прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) - прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) или солдаты (матросы).

Каждый орден прикрепляется на отдельной подушечке. Медали могут прикрепляться по нескольку на одной подушечке.

Крышка гроба укрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. На крышке гроба прикрепляется головной убор, а при погребении офицеров (мичманов) Военно-Морского Флота, кроме того, - скрещенные кортик и ножны. Перед закрытием крышки гроба кортик и ножны с крышки гроба снимаются, полотнище Государственного флага Российской Федерации сворачивается и передается родным (близким) покойного.

385. Почетный эскорт и наряд на погребение военнослужащего, умершего в своей воинской части, назначаются командиром этой части. О времени и месте выноса и погребения тела покойного сообщается помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона).

В случае смерти военнослужащего вне места его постоянной службы почетный эскорт и наряд на погребение назначаются начальником гарнизона по месту смерти военнослужащего.

386. Если погребение умершего военнослужащего будет происходить в другом населенном пункте, гроб с телом покойного сопровождается почетным эскортом до городской черты (вокзала, аэродрома, порта, пристани).

Для сопровождения гроба с телом покойного в пути следования до места похорон приказом командира воинской части или начальника гарнизона (военного комиссара) назначаются двое - четверо военнослужащих, которые должны быть проинструктированы и при себе иметь: извещение о смерти; свидетельство и справку о смерти; письмо семье покойного, подписанное командиром воинской части, с изложением обстоятельств смерти; личные вещи, ценности и награды умершего, упакованные и опечатанные гербовой сургучной печатью.

По прибытии к месту назначения сопровождающие должны передать по акту военному комиссару документы и вещи умершего и принять личное участие в похоронах.

Корешок извещения о смерти с отметкой в нем о дате и месте захоронения, заверенный гербовой печатью военного комиссариата, сдается сопровождающими по возвращении в штаб своей воинской части.

О времени прибытия гроба с телом покойного в пункт, где назначены похороны, или в пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой начальник соответствующего гарнизона (военный комиссар) должен быть уведомлен командиром воинской части (помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военным комендантом гарнизона, военным комиссаром), где умер военнослужащий, не позднее чем за сутки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для встречи и сопровождения гроба с телом покойного к месту погребения назначаются почетный эскорт и наряд на погребение согласно и настоящего Устава.

387. О смерти военнослужащего командир воинской части (помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона) обязан в тот же день известить ближайших родственников умершего и военный комиссариат района (города) по месту жительства семьи или призыва умершего.

(см. текст в предыдущей редакции)

388. Помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военный комендант гарнизона) заблаговременно извещает командира воинской части, от которой назначаются почетный эскорт и наряд на погребение, о времени, месте их прибытия и форме одежды.

Прапорщики (мичманы), офицеры на похоронах должны быть в повседневной форме одежды и по указанию помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военного коменданта гарнизона) - с траурной повязкой на левом рукаве.

(см. текст в предыдущей редакции)

389. Прощание с покойным происходит в траурном зале или помещении, определенном начальником гарнизона (командиром воинской части). Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного определяется начальником гарнизона (командиром воинской части).

Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара - в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автоматы в положении "на грудь" (карабины - в положении "к ноге"), и принимает строевую стойку.

Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве.

Во время следования процессии и при опускании гроба в могилу смена часовых не производится.

390. Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и головных уборов, с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула (на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны) и сменяются через каждые три - пять минут.

391. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выходу, откуда должен быть вынесен гроб. Военный оркестр выстраивается в трех шагах правее почетного эскорта.

Почетный эскорт во время похорон воинское приветствие не выполняет.

392. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним на дистанции двух-трех шагов один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на той же дистанции - военнослужащие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покойного, и почетный караул.

В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: "СМИРНО" (если эскорт вооружен карабинами - "СМИРНО, на кра-УЛ") - и прикладывает руку к головному убору. Все находящиеся в строю военнослужащие поворачивают голову в сторону гроба. Военный оркестр (сигналист-барабанщик) исполняет "Коль славен".

Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выносе гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.

393. Процессия движется в порядке, указанном в статье 392 настоящего Устава. Почетный караул следует за лицами, сопровождающими покойного, затем следуют военный оркестр и почетный эскорт. При следовании траурной процессии крышка гроба находится на гробе, а перед прощанием с телом покойного снимается.

При движении процессии пешим порядком военный оркестр (сигналист-барабанщик) с перерывами исполняет траурную музыку (траурный марш).

Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба с автоматами в положении "на грудь", с карабинами - в положении "на плечо"; при сопровождении гроба на автомобиле часовые в положении сидя держат карабины между колен.

394. В отдельных случаях по особому указанию начальника гарнизона у места выноса гроба и на подходе к месту погребения по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены воинские части (подразделения) в пешем одношереножном или двухшереножном строю.

Современные похоронные традиции могут показаться странными человеку, живущему в другом месте или в другое время. Мы используем химические вещества и грим для создания иллюзии живого тела, чтобы родственники, друзья и знакомые смогли последний раз прийти проститься и выразить своё уважение. Но для представителей других культур наши попытки провести это мероприятие стерильно и с «как живым» покойником вступают в противоречие с самой сущностью смерти.

Смерть является неизбежным явлением в нашей жизни, и содержание похоронных традиций зависит от общества, религии, географического положения, а также от социального статуса умершего, а во многих случаях и от его материального положения. Очень богатые могут построить Тадж Махал или Пирамиды. Но большинство традиционных процедур похорон в мире достаточно простые, священные и не публичные.

Индийские похороны

Жители Индии полагают, что после смерти тело удерживает душу, и огонь является единственным способом освобождения души для следующей жизни. После смерти порядочного индуса во время подготовительных процедур около его тела горит лампа, символизирующая путеводный огонь, который будет присматривать за душой человека во время перехода в следующую жизнь. Тело очищают, одевают в новую одежду, украшают травами, драгоценностями или цветами. Затем доставляют на место проведения ритуала кремирования – погребальный костёр.

Главный плакальщик, обычно старший сын умершего, совершает священный обряд, а затем разжигает погребальный костёр. Пока тело горит, главный плакальщик проводит ритуал, называемый kapal kriya : бамбуковой палкой он раскалывает череп покойника, что символизирует освобождение души из тела. Через несколько дней после кремации он возвращается на место костра и собирает пепел, остатки костей в урну, чтобы похоронить её в святых водах Ганга.

Похороны в море

Хотя этот ритуал уже тысячелетиями совершают по всему миру, тем не менее морские похороны ассоциируется обычно с моряками. Жители побережий и островов (для которых земля – слишком ценный ресурс, чтобы применять его как кладбище) использовали море для пропитания и торговли, а также для погребения умерших. Это позволяло телам быстро разлагаться в воде и завершать полный цикл жизни. Египтяне и викинги сплавляли тела в море на плотах или лодках. В наши дни морские похороны означают распыление пепла в море, но существуют организации, которые специализируются на проведении древнего ритуала.

Так как транспортировка на судне мертвого тела считалась не практичным, моряки стали проводить достаточно простой ритуал похорон своих товарищей в океан. Обычно, тело помещали в мешок, который утяжеляли камнем, чтобы груз быстро опустился на дно.

Еврейские похороны

В иудаизме тело умершего заслуживает самого большого уважения и почитания. С телом обращаются бережно и с достоинством, но при этом стараются избежать суеты и показухи. Еврейские законы запрещают бальзамирование и грим, которые считаются оскорблением. Также не одобряются аутопсия (патолого-анатомическое или судебно-медицинское вскрытие трупа – прим. mixednews) и использование органов для донорских целей. Тело заворачивают в простую белую ткань и помещают в обычный деревянный гроб без процедуры визуального прощания.

До похорон, которые стараются провести как можно быстрее после смерти человека, рядом с телом умершего сидит «сторож» или Shomer, который охраняет его и читает псалмы. На кладбище пришедшие проститься бросают горсть земли в могилу, тем самым, совершая благодеяние для умершего.

Небесные похороны

Этот странный ритуал проводят высоко в Гималаях, где земля слишком твёрдая для традиционных похорон и нет деревьев, чтобы проводить кремацию. Тибетские буддисты верят, что после смерти душа отделяется от тела, которое после этого остается пустым и бесполезным. Похоронный ритуал проводят вдали от поселений. Лама читает несколько молитв над телом, а затем rogyapa, используя нож, расчленяет тело и разбрасывает органы и куски плоти. Слетаются стервятники и падальщики, а работа rogyapa помогает им быстро уничтожить тело. После того как остался один скелет, rogyapa ломает и измельчает кости, смешивает их с мукой и маслом. Эта масса затем полностью съедается ястребами и мелкими птицами. Буддисты рассматривают похороны как идеальный акт жертвоприношения: он дает пищу птицам и поддерживает круговорот веществ. Небесные похороны проводятся по всему миру в различных вариациях; некоторые просто оставляют тело в лесу или высоко в горах для поедания животными.

Традиционные китайские похороны

Суеверные китайцы очень серьёзно относятся к похоронным ритуалам. Чем старше и уважаемей был умерший, тем более сложной является процедура похорон. Покойника омывают и одевают в лучшие одежды, как правило, синего, чёрного или коричневого цвета, но только не красного. Красный цвет, символизирующий счастье, запрещён на похоронах, если только покойник не был старше восьмидесяти лет. На похоронах долгожителей обычно присутствуют детали красного цвета, чтобы отметить их долгую жизнь. Перед тем как поместить тело в гроб, его покрывают светло-голубой тканью, а лицо накрывают жёлтой. Гроб ставят в доме, где родственники и все пришедшие оставляют подношения в виде еды или бумажных денег, которые умерший может использовать в загробном мире, также как ладан и свечи.

После всех обрядов тело хоронят в наиболее благоприятном месте по фен-шую. Лучшим считается место на холме. Семьи стараются как можно тщательней соблюсти все традиции, чтобы не привлечь неудачу и несчастье. В апреле на День поминовения усопших родственники посещают кладбище, где они ухаживают за могилой и оставляют подношения в виде еды и денег.

Существуют разные способы погребения умерших, и, проанализировав их, можно сделать некоторые выводы об отношении к жизни и смерти у представителей данной культуры.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта