Метод SMART – классический метод по определению цели и эффективного ее достижения. Эта технология в 1954 году была разработана Питером Друкером, американским гуру менеджмента 20 века. Метод постановки целей SMART описан в его фундаментальной работе «Практика менеджмента».
Данный стандарт, имеющий в своей структуре пять самых важных целевых категорий, популярен и по сей день. На практике его применяют менеджеры во всем мире. Название исходит от аббревиатуры следующих критериев цели:
Полностью же аббревиатура также имеет вполне подходящий перевод: smart — это «умный».
Она должна быть понятна и доступна не только лично вам, но и окружающим. Плохо определенную цель ваше подсознание не сможет ее просто «распознать», в результате повышается риск ее достижения. Четкое представление и формулировка цели дает, тот результат, на который вы рассчитывали, в противном случае он окажется не тем, что был запланирован.
Measurable – категория, определяющая измеримость цели в показателях. Цель должна каким-то образом измеряться – без измерения цели невозможно понять качество результата. Вам необходимо выбрать единицу измерения вашей цели, будь то процентное соотношение, коэффициенты, или единицы количественных величин, показатели максимальных, средних или минимальных значений и пр.
В случае выбора количественного показателя, вам необходимо выбрать единицу измерения, а если показатель качественный – определить индикатор отношения. Невозможно понять то, что ничем неизмеримо, а тем более результатов достижения. Другими словами – сможете ли вы и другие заметить изменения и движение вперед?
Attainable — категория, определяющая достижимость цели. Достижимость цели – главный параметр, при помощи него вы сможете понять, как именно и при каких условиях ваша цель достижима. Перед выбором цели всегда встает вопрос, о ее досягаемости, или другими словами достижимости возможно ли ее вообще достигнуть? Кто-то достигал подобного? Чтобы эти вопросы отпали, цель необходимо делать в меру амбициозной, а также планировать достижимые усилия в разумных пределах, которые вы будете прилагать. Не фантазируйте, выбирайте цели в рамках своих возможностей.
Цель – это принципиальная часть в приближении к успеху. Она – это ваша главная мотивация для достижения решения поставленных задач. Помните, что недосягаемая цель – это плохая цель. Установив недосягаемую цель, ваше подсознание начнет постоянно генерировать разного рода оправдания, чтобы вы ее не достигли. Это может привести к депрессиям и стрессам.
Relevant – категория, отвечающая за привязку цели к чему то и к актуальности самой цели. Она помогает распознать, качество цели, ее истинность, и дает ответ на вопрос: «Зачем мне это?». Необходимо убедиться, нужен ли предполагаемый результат, не идет ли сама цель вразрез с остальными задачами и планами. Насколько она отвечает вашим потребностям именно сейчас.
Timed – категория, обозначающая временные границы достижения цели. Ограниченность цели во временных отрезках, дает возможность определения конечной точки ее достижения. Вы должны так поставить перед собою цель, чтобы иметь возможность дать оценку своим действиям в любой момент или отрезок времени, чтобы иметь возможность контроля и видения дальнейшего сценария развития событий.
Отсутствие временного плана на достижение цели и без конкретного анализа промежуточных показателей результатов, все это может к потере ясности и определенности.
Цель: «выйти замуж за олигарха» . Такая цель совсем не соответствует основным критериям «smart» методики целеполагания. Давайте приведем ее в должный вид, чтобы технология сработала. Начнем раскручивать структуру метода с конца:
Нужно лишь понимать, что достижимость целей все же зависит больше от вас самих, поэтому не нужно ставить себе ограничения, а просто четко прописывать дальнейшие шаги для реализации поставленной задачи.
Технологию постановки целей SMART может использоваться повсеместно, по причине своей универсальности, она применима в различных сферах деятельности человека. При применении вышеуказанного метода, вы сможете сами убедиться в уникальной его простоте и эффективности.
«Умные» цели позволяют эффективнее и с большей вероятностью достигать результатов. Результатов как личных, так и для больших компаний. SMART - аббревиатура, скрывающая пять критериев, которыми обладает такая цель:
Разберём каждый из них. Цель должна быть:
Конкретной. Чем конкретнее задача, тем легче её выполнить и тем больше шансов, что она будет выполнена правильно.
Например: купить автомобиль - купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска.
Измеряемой. Цель можно не только конкретизировать, но и измерить, закрепить за ней какие-то единицы, проценты.
Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска за 2 млн. 800 тыс.
Достижимой. Нужно оценивать личные возможности или возможности компании: способен ли я (компания) выполнить эту задачу? Какие затраты придётся понести?
С «Мерседесом» достижимость желающий его купить определяет по содержимому его кошелька.
Полезной, релевантной. Приносит ли пользу цель? Что будет, когда я (мы) её выполню(им)?
Например: стану ли я счастлив, если куплю «Мерседес»?
Ограниченной по времени. В какие сроки нужно выполнить цель? Они должны быть точно установлены.
Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска к февралю 2018 года.
Ставить SMART-цели помогают наводящие вопросы. Некоторые из них уже были показаны выше.
Все эти критерии и вопросы выглядят просто. И достаточно просто ставить и выполнять SMART-цели, если работать с ними для саморазвития, повышая личную эффективность. Сложнее, когда такие цели ставятся на уровне крупных компаний. Здесь помогает каскадирование.
Каскадирование заключается в распределении задач компании по четырём уровням.
Идея постановки по SMART появилась со статьи в 1981 году, в которой Джордж Доран возмущался неумению менеджеров ставить цели своим подчинённым и предлагал новую модель. С этого момента прошло более 30-ти лет, теперь SMART-цели подходят не везде.
Они отлично вписываются в управление большими компаниями, для которых, как для огромного корабля, необходимо заранее намечать курс. Это же относится к таким сферам, как производство и управление проектами, где не составит труда спланировать ситуацию на ближайший год.
Тем компаниям, которые больше напоминают не гигантский лайнер, а небольшой парусник, будет труднее наметить чёткий курс. Слишком много помех, непредвиденных обстоятельств, перемен могут сбить их с пути. В таком случае SMART-цели не выполняются, а наиболее подходящими будут гибкие методы планирования и управления. Это же касается сферы маркетинга, IT, где нужно успевать реагировать на изменения.
В то же время для повышения личной эффективности постановка задач по методу SMART вполне подходит. Она также используется в тайм-менеджменте, как способ достижения целей. Использовать это удобно как для себя, так и для мотивации сотрудников.
Пример постановки личной цели был показан выше. Сложности могут возникнуть, если ставить SMART-цели для рабочего коллектива.
Допустим, компании или отделу поставлена цель поднять прибыль.
Это пример глобальной цели. Руководители на основе неё, конкретизируя, составляют цели для отделов.
Такие задачи с виду конкретизировать гораздо тяжелее: нельзя же точно измерить, насколько клиенты вас любят и насколько каждый работник образован. Однако можно поставить следующие цели: повысить уровень удовлетворённости клиентов на 50% и увеличить число сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, до 80%. Если привязать эти цели к дате, то они будут соответствовать методике SMART.
Сегодня в компании я проходил корпоративный тренинг по эффективному управлению, одной из тем которого была методология поставки целей SMARTER. Для закрепления материала решил перевести материал с сайта одного из университетов.
Цели, если их правильно ставить, могут быть мощным мотиватором как для отдельных людей, так и для компаний.
Если же это делать неправильно, эффект может быть совершенно противоположный, т.е. в снижении мотивации и желании развиваться. Чтобы они были «правильными», цели должны соответствовать методологии SMARTER (от английского - Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time bound, Evaluate, and Re-Do, Конкретные, Измеримые, Реалистичные, Ограниченные во времени, Оцениваемые и Повторяемые).
S pecific - Конкретные цели четкие и ясные, а не чрезмерно широки или абстрактны.
Они отвечают на вопросы: кто привлечен, что я хочу выполнить, где это нужно делать, когда это нужно делать. Например, “Записаться в фитнесс-клуб и тренироваться 3 дня в неделю,” вместо, “Привести себя в порядок.”
M easurable - Измеримые цели, их можно оценить количественно: другими словами, вы можете установить конкретный критерий для измерения вашего прогресса на пути к достижению каждой поставленной цели.
Будьте способны ответить на следующие вопросы: как много, сколько, как я определю, что цель выполнена?
A chievable/A ttainable - Достижимые цели проходят проверку на здравый смысл, требуют ли они изменений в текущих процессах или поведении, чтобы их можно было выполнить.
Вы анализируете способы выполнить ваши цели с учетом отношений, возможностей, навыков и финансовых возможностей, чтобы их достичь.
R ealistic - Реалистичные цели представляют из себя задачи, над которыми вы не только хотите, но и можете работать. Цель может быть одновременно и высокой и реалистичной, вы должны решить сами для себя.
Проверка на реалистичность - это внимательное изучение истории, чтобы знать, что такое «растянутые» цели и какие цели сильно сильно и необоснованно оптимистичные.
T ime bound - ограниченные во времени цели имеют финальную точку, которую можно найти на календаре. Временные рамки, связанные с вашими целями, дают ощущение срочности, чтобы помочь замотивировать вас.
E valuate - Оценивайте цели регулярно и корректируйте их по мере необходимости, например, чтобы учесть изменения в семье или изменение ответственности или доступности ресурсов.
R e-Do - Переделывайте цели после проведения оценки и итеративно проходите по процессу SMARTER.
Конечно, далеко не всегда можно поставить задачу/цель таким образом, чтобы она соответствовала сразу всем критериям, но очень часто в Российских условиях в связи с нашим менталитетом на многие из пунктов просто не обращают внимания.
В нашем тренинге буква E в аббревиатуре SMARTE R соответствовала слову E xcite - восхищать, зажигать, и больше касалась мотивационной части, которая особенно актуальна по мере прихода в компанию во все большем количестве сотрудников поколения Y.
Возможно это более правильно с учетом сегодняшних тенденций в области кадров, так что в любом случае, дополнить процесс еще одной проверкой не помешает.
Также в нашем вариант был другой вариант для буквы SMAR TER - Relevant - цель должна быть релеватной, то есть соответствовать более высоким целям компании или другим задачам.
Существует очень много разных вариаций как используемых в аббревиатуре слов, так и вкладываемого в них смысла, но глобальная их суть от этого не меняется.
Синонимы: SMART-подход / метод
Этим термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей.
Так называемые умные цели (от англ. smart — умный) — это цели, которые удовлетворяют нижеперечисленным требованиям.
Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры SMART . Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные трактовки данной аббревиатуры:
S — specific, significant, stretching — конкретная, значительная.
Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной.
Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.
Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:
Конкретика поможет вам легко определить отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей.
Хотя за каждой конечной целью, стоит следующая цель – сверхзадача! В случае ее отсутствия, ближайшая цель недостижима. Она является дополнительным мотивом (М).
M — measurable, meaningful, motivational — измеримая, значимая, мотивирующая.
Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить?
Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет! А персонал? Они потеряют всякий интерес к работе, если не будут видеть вехи, определяющие их успех. В случае отсутствия соответствующих «измерений» вам будет очень тяжело сохранить должную мотивацию персонала.
A — attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented — достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.
Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация/подразделение.
Цели должны быть реалистичными и достижимыми для любого обычного сотрудника и компании целиком.
Конечно, наилучшие цели требуют от людей некоторых усилий для их достижения, но они никогда не запредельны. Вот именно: недостижимым целям, как и тем, что находятся ниже обычного профессионального уровня сотрудников, не место в вашей организации.
Чересчур высокие или низкие цели обычно теряют свое значение, и Вы и работники начинают их попросту игнорировать.
R — realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented — реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.
Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
Обоснованные (relevant) цели должны быть важным инструментом в общей схеме достижения видения и миссии вашей компании.
Все знакомы с правилом Паретто, когда 80% полученных результатов происходят от 20% усилий или 20% товара дают 80% выручки.
Можно только догадываться, что происходит внутри соотношения 20/80! Необходимо знать, где и что такое 20% товара вашей компании.
T — time-based, timely, tangible, trackable — на определенный период, своевременная, отслеживаемая.
Срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели.
Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.
Цели как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и четко установленную продолжительность движения, равно как и выполнения. Такое временное ограничение помогает сосредоточиться на достижении цели в установленный срок или даже раньше.
Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, часто уязвимы для повседневных кризисов, возможных в любой компании.
Несколько прояснив картину с аббревиатурой SMART, необходимо отметить, что в 1996 году Эдвин Локк (E.
Loche) из Мэрилендского университета опубликовал результаты многолетнего исследования, посвященного взаимосвязи между постановкой цели с непосредственным выполнением задач. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек из 8 стран - от детей до ученых.
«Вот некоторые результаты данного исследования:
Тут можно только посочувствовать и порадоваться одновременно. Разделение общих целей компании – есть одна из задач, вписываемых в SMART-цели предприятия. Печально, что не все это могут это осознать.
Как правильно поставить цель (задачу) в отношении собственного Я или бизнеса?
Для начала нужно научиться мечтать.
Если с этим все более или менее в порядке, то дальше нужно вашу мечту — препарировать (извините, но другого слова подобрать не удалось), хотя с точки зрения маркетинга есть слово сегментация.
И так к мечте нужно двигаться! Данное движение нужно представить в виде:
Specific
- конкретный – определиться в направлении первоначального движения.
Measurable
- измеримый – задать единицы его измерения.
Achievable
- достижимый – сопоставить с реалиями дня и окружения.
Realistik
- реалистичный/прагматичный – иметь последующее применение данного достижения.
Timed
- определенный по времени – определить дату/период достижения.
В общем проще пареной репы.
Все бы так, да вот не у всех получается…
Для того чтобы видеть движение к собственной мечте, чтобы анализировать верно ли, составлены задачи на определенный период, необходимо научиться, правильно формулировать цели, и их однозначности прочтения.
Так, например, фраза «хочу в космос» может быть понята как поход в кинотеатр с аналогичным названием или же многолетним трудом, связанный с обучением, тренировками и потом может быть попаданием в отряд космонавтов.
Это конечно сильно преувеличенный пример, но зато более понятый.
К используемым вами терминам нужно относиться с уважением.
Цель начинается с мечты. Следующий этап – понимание разницы между целью и задачей.
Цель – это результат деятельности, то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Имея перед собой цель, легче представить себе способы ее достижения, можно разбить ее на несколько более мелких целей и, поочередно достигая их, шаг за шагом приближаться к главной.
Задача – это вызов.
Вызов, имеющий решение. Решение это всегда последовательность действий. Следовательно, задача – это последовательность действий, направленных на решение возникающих локальных затруднений.
Пока писал материал, наткнулся на одну статью, в которой есть рассуждения по поводу цель и задача. Мне статья понравилась http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12835/ .
Теперь перейдем непосредственно к самим правилам постановки целей.
Умение ставить четкие, практические цели и задачи – это одна из основных составляющих успеха.
Мы сделали попытку разобрать каждый критерий, и посмотреть на SMART-цели в практической плоскости.
Конкретность (S) . Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос:
Его нужно для начала записать, разделить (сегментировать).
Печатные СМИ
Телевизионные каналы
Радиоканалы
Наружная реклама
Прочее.
Под каждым из этих разделов появляется перечень тех или иных носителей рекламы, адреса, телефоны, имена, цены и т.д.
Измеримость (M)
.
Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.
В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:
Цель – покупка телевизора, необходимо отмечать ценой (… рублей).
Пример:
При поиске рекламных носителей в итоге, должно быть определено их количество, стоимость размещения и объемы скидок, частота выхода рекламных материалов и срок проведения данной акции.
Достижимость (A).
При постановке задач вам необходимо учитывать свои профессиональные возможности и личностные качества, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата.
В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели соответствующие своему опыту и индивидуальным особенностям.
При этом не должна занижаться планка и в тоже время необходимо сохранять достаточно интенсивный ритм работы.
Варианты:
Если вы не знаете, сколько способны сделать, или постановкой целей раньше не занимались, то вы можете поэтапно повышать результаты своей работы. Сначала незначительно повышаете планку, чтобы понять, насколько, вы подготовлены к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышаете планку еще и еще.
Постепенно ставя себе более высокие цели, вы дадите всем возможность убедиться в том, что и вы и сотрудник все делаете правильно (или неправильно).
Второй вариант – постановка цели, при которой нужно вдвое увеличить результативность деятельности. Если вы уже достигали ранее, каких-либо целей, и сейчас планируете восстановить темп работы, удвоить показатели.
При третьем варианте установки планки целей, ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Если уже есть опыт в достижении цели, вы горите инициативой, уже в силу желания добиться большего, готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать высоких результатов.
Пример:
Для рекламных носителей и их размещение нужно определить бюджет, выбрать носители, отвечающие необходимому сегменту целевой аудитории, составить график размещения и зарезервировать место под материалы, размещаемые на выбранном носителе.
Значимость (R)
.
Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).
Знать, какую и зачем выполнять ту или иную работу необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты.
Например, вы планируете разобрать все бумаги, которыми завалено ваше рабочее место. Чаще всего, сам факт чистоты не всегда может иметь значимость (кто-то любит работать в творческом хаосе). Для кого-то, например куда важнее будет тот факт, что после уборки и распределения всех бумаг «по полочкам», вы сможете без труда и в считанные минуты находить необходимые бумаги (телефоны, заметки).
Пример с рекламными носителями:
Аргументированность в выборе того или иного носителя определяется его соответствием целевой аудитории, его стоимостью, охватом целевой аудитории и стоимостью одного контакта, а также сложностью в подготовке соответствующих рекламных материалов.
Соотношение с конкретным сроком(T) .
Каждая цель должна иметь дату начала и дату окончания. Покупка телевизора (2 недели). Или допустим увеличение продаж – срок 2 месяца. То есть в течение именно этого срока цель должна быть выполнена.
Все тот же пример.
Рекламные площадки нужны для достижения определенной цели. Цель имеет сроки реализации. Соответственно сроки аренды рекламного пространства, сроки формирования отчета по итогам мероприятия и констатация достижения или не достижения целей (как цели поиска рекламных носителей, так общей цели, для которых они подбирались).
Контроль за соблюдением плановых показателей и фактических как во временном, так и в финансовом показателе.
Итоговая цель имеет следующий вид:
S – формирование базы данных по рекламным носителям.
M – определить единицы измерения стоимости контакта, охвата и бюджета мероприятия.
A – заключение необходимых договоров с рекламными носителями информации.
R – подготовка материалов для размещения и график (медиаплан).
T – определить срок действия акции.
Итак, мы попытались показать основные правила постановки целей.
Попробуйте применить их, составляя (корректируя) свои цели именно сегодня. Помните пословицу «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Если вы станете следовать этим простым и замечательным словам, вы не успеете заметить, как ваша эффективность возрастет на 50-80%!
Ставьте цели грамотно, критикуйте себя конструктивно.
Ставьте сильные цели, которые будут мотивировать Вас совершать великие дела.
Ставьте цели, которые будут зажигать в Вас огонь.
Ставьте цели, которые сделают Вас и окружающих Вас людей счастливее.
Если что-то не будет получаться – звоните, пишите, приходите.
Прочитано: 38 237
Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.
Знакомьтесь! SMART – система постановки целей.
SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!
Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.
Почему так?
Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.
Займемся расшифровкой:
S (Specific). Конкретно.
M (Measurable). Измеримо.
A (Achievable). Достижимо.
R (Relevant). Согласовано.
T (Time). Время.
Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?
Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.
Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».
Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!
Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.
Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.
Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.
Второй важный нюанс.
Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.
Что можно использовать для измерения:
Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:
Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.
Цели по системе SMART – примеры:
Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.
Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!
Достижимо? Вряд ли…
СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.
Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.
Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:
Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?
С реальностью…
С уже существующими планами…
С желаниями…
Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.
Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».
Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.
Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.
Принято разделять цели:
Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.
Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.
Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:
Вопросы для формулирования целей по SMART
Правильная постановка целей по системе SMART
Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.
Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:
Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема - недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.
Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART , целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять . Если цель не будет измеримой , как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:
Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ
Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:
Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:
Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ
Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?
Если цель уместна , осталось только определить ее во времени . Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.
Получаем следующую формулировку SMART -цели:
Таким образом, концепция SMART -целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:
«НЕ-ЦЕЛИ» :
ПОЧТИ ЦЕЛИ :
ЦЕЛИ:
Впервые SMART -критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART . Примеры разных расшифровок приведены ниже.
Конкретные, точные, определенные |
||
Значимые, важные |
||
Напряженные, расширяющие |
||
Измеримые |
||
Значимые |
||
Мотивирующие |
||
Достижимые, доступные |
||
Достижимые, досягаемые |
||
Согласованные |
||
Амбициозные |
||
Приемлемые, подходящие |
||
Ориентированные на действие |
||
Реалистичные, практические |
||
Ориентированные на результат |
||
Значимые, уместные, важные, обоснованные, относящиеся к делу |
||
Разумные, рациональные |
||
Полезные, стоящие |
||
Обеспеченные ресурсами |
||
Time-bound, Time-base, Timely |
Определенные во времени |
|
Ощутимые, осязаемые |
||
Отслеживаемые |
Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.
Методика постановки SMART -целей - пожалуй самая известная в целеполагании. Давайте разберемся, в чем она заключается, какие есть способы ее применения, а также в каких случаях и каким людям она подходит.
Но сначала немного истории . В переводе с английского «smart» означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый». В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей:
В дальнейшем различными авторами составлялись другие методики, связанные с целями. В результате требования к целям подгонялись под аббревиатуру SMART. И возникли другие расшифровки этих пяти букв (другие расшифровки SMART). Их мы сейчас не будем касаться.
Любую цель необходимо проверить по пяти описанным критериям:
Пример составления SMART-цели
Преобразуем в соответствие с критериями цель «Зарабатывать больше», которая в данном виде соответствует пока только одному-двум.
- Для того, чтобы цель стала конкретной, определимся, что зарабатывать хочется, допустим, на 20"000 рублей в месяц больше. А еще лучше добавить приписку «более чем».
- Измерить уже можно? Конечно!
- Достижимая? Скорее всего да, если вы читаете эти строки.
- На сколько реалистичная? Есть ли возможность увеличить продолжительность рабочего времени? Есть ли возможность увеличить стоимость рабочего времени? Есть ли возможность организовать и увеличивать пассивных доход? Может есть еще способы? Если ответ «да» получен, идем дальше. Не повредит ли выбранный способ чему-то другому? Например, семейной жизни? Или потребности в отдыхе? Как сделать, чтобы не повредил? Способ есть? Отлично!
- К какому сроку планируется достижение цели? Допустим, через 3 месяца. Что имеем в итоге?
«К 28.04.2011 я увеличиваю свой доход более чем на 20"000 рублей в месяц при сохранении текущего рабочего времени.»