Имитировали рабочие позы и приёмы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтёров.
В это же время в Центральном институте труда была разработана методика двигатель-ной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производственную за-рядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессио-нального труда на организм работающего. Этот комплекс упражнений мож-но считать началом ППФП.
Весь процесс физического воспитания в учебных заведениях должен быть валеологичным, профилированным и подчиняться зада-че качественной подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на производственную деятель-ность намного сложнее, чем прямая зависимость. Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про-изводства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не находит непосредственного применения в про-цессе труда, но создает предпосылки для успешной профессио-нальной деятельности, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированно-сти, уровень совершенствования ключевых для данной про-фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также непосредственно в самой тру-довой деятельности должна занимать профессиональная фи-зическая подготовка.
Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тре-нировке сенсорных (чувствительных) и моторных функций человека , что
Специальная физическая подготовка благоприятствует вы-полнению разнообразных действий в современных професси-ях. Так, среди различных способностей, в частности двига-тельных, особое место в современном производстве принадле-жит ловкости (координационным способностям), точным дифференцировочным движениям во времени и пространстве, мышечным усилиям.
В процессе профессиональной физической подготовки ре-шаются следующие основные задачи:
ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в совокуп-ности формируют его физическую готовность к конкретной профессии с учётом всех её особенностей.
Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии — всестороннем глубоком изучении про-фессии и тех требований, которые она предъявляет к физиче-скому состоянию специалиста и его личностным качествам. Материал с сайта
На основе ключевых функций, личностных и физических качеств, к которым предъявляются повышенные требования, производится отбор наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их эле-ментов. При этом ключевые системы и функции определяют-ся по уровню функциональной нагрузки и утомляемости в тру-довом процессе.
При анализе различных видов двигательной активности было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воз-действие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессий невозможно. Максимальный эффект воздействия спортивной тренировки на организм достигается лишь при условии единой функциональной направ-ленности вида спорта и профессионального труда.
2.7 . Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов
В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
Формировать необходимые прикладные знания;
Осваивать прикладные умения и навыки;
Воспитывать прикладные физические качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.
Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.
Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.
При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».
В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.
Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.
Формы ППФП во внеучебное время следующие:
Секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;
Самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;
Самостоятельные занятия;
Соревнования по прикладным видам спорта.
Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов
Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
Формы (виды) труда специалистов данного профиля;
Условия и характер труда;
Режим труда и отдыха;
Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.
2.7.3. Средства ППФП студентов
Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:
Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
Прикладные виды спорта;
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
Вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.
Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.
Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.
Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.
Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.
Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).
При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.
Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.
Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Введение………………………………………………...…………………………3
Определение понятия ППФП, цель, задачи……………………………………..5
Основные факторы, определяющие содержание ППФП………………………8
Физическое воспитание - как компонент ППФП студентов…………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………...19
ВВЕДЕНИЕ
Функции физической культуры нацелены, как и вузовская среда, на социальное формирование личности студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определённых сторон - свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого представлены ценности физической культуры: здоровье, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и другое» . Такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надёжности и дееспособности.
Реализация специально-прикладной направленности вузовской физической культуры осуществляется в виде её гуманитарной компоненты - профессионально-прикладной физической подготовки, важнейшие задачи которой сводятся к формирования средствами физического воспитания прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений, навыков, способствующих достижению объективной готовности в сфере производства, науки, в процессе обучений и, в частности, учёбы в вузе.
При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно) чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний профессионально-прикладной физической подготовке студентов о средствах и методах физического воспитания.
Определение понятия ППФП, цель, задачи
В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие "профессионально-прикладная физическая подготовка".
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Также, ППФП - одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии экономиста, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему геологу - другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины "Физическая культура".
Итак, цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:
1) к ускорению профессионального обучения;
2) к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
3) к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
4) к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
5) к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
Формировать необходимые прикладные знания,
Осваивать прикладные умения и навыки;
Воспитывать прикладные психофизические качества;
Воспитывать прикладные специальные качества.
В общей практике специальными задачами ППФП являются преимущественные развития качеств - общей выносливости и статической выносливости; также, преимущественное развитие специальных физических качеств - концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции, подвижности нервных процессов, координации движений и мышечных усилий, умения расслаблять мышцы, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Не менее важными специальными задачами является развитие психических качеств - дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости. Ну и конечно же - это приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине "Физическая культура", во время кратких методических бесед и установок на мето-дико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Основные факторы, определяющие содержание ППФП
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие "трудовая деятельность" по психофизическим компонентам аналогично понятию "спорт". Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
Формы (виды) труда специалистов данного профиля;
Условия и характер труда;
Режим труда и отдыха;
Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Рассмотрим каждый фактор поподробнее:
Формы (виды) труда. Основные формы труда - физический и умственный. Разделение труда на "физический" и "умственный" носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправлениые рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда - интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить "кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. "Кривая" работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.
Изучение образа жизни студентов и специалистов сферы экономики, предпринимательства, менеджмента позволило представить некоторые стороны модельных характеристик как специалистов в условиях их профессиональной деятельности, так и студентов - в условиях обучения.
Специалисты обладают широким спектром знаний, умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальными качествами широкого диапазона, высоким уровнем культуры и достаточно мотивированной потребностью к определённым видам двигательной активности.
Профессиональная деятельность проходит в условиях недостаточно проветриваемых помещений, сидя, при недостаточном освещении, резких переходов от получения зрительными анализаторами информации с экрана компьютера до составления отчётов, сбора материалов, их группировки, сведения в таблицы, анализа данных для ответственных выводов и заключений. Непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контрактёров. Часто возникающие экстремальные ситуации требуют принимать решения при строго ограниченных временных возможностях, а также быстро реабилитироваться после нервно-эмоциональных состояний. По энергозатратам их деятельность характеризуется как категория легкого физического труда. Перманентная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперёд, дыхание - поверхностное, мышцы шеи, плечевого пояса, спины напряжены. Возбуждения на протяжении многих часов приводят к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на нейрогуморальной регуляции многих органов физиологических систем целостного организма. Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов и лор-органов. Нижние конечности, находясь в согнутом положении в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются длительный промежутков времени даже естественным физическим нагрузкам.
Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.
Перечисленное выше нацеливает на следующие выводы.
ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе.
В процессе учёбы (в профессиональной деятельности в дальнейшем) необходимо использовать так называемую производственную гимнастику.
В содержание учебного процесса по физическому воспитанию целесообразно включать обязательным компонентом гимнастику (упражнения со скакалкой, на гимнастической стенке, кувырки и другое), спортивные игры или их средства, лёгкую атлетику (спринт, прыжки, бег на середине дистанции и т.п.), различные виды подвижных игры, эстафета с резкими переходами, передачей мячей, остановками, поворотами.
Указанное выше позволяет отнести студентов-экономистов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых - "умственные и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций".
Естественно, что такая занятость, такой вид деятельности требует соответствующих компенсационных мер, четко направленных на реабилитационных физкультурно-оздоровительных действий как в период обучения, так и в период интенсивного труда и психоэмоционального напряжения - зачётов, экзаменов.
Физическое воспитание - как компонент ППФП студентов
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса.
Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
Методы строго регламентированного упражнения;
Игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы включают в себя:
Словесные методы;
Методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение средств и методов физического воспитания.
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.
Они позволяют:
1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Заключение
На современном этапе, на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Итак, можно сказать, что организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине "Физическая культура", которая составляется кафедрой физического воспитания на основе примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности 6удущей| профессии студентов каждого факультета и учитываются материально - технические возможности конкретного вуза.
Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель теоретических занятий - дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.
ППФП во вне учебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой деятельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинстве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряжением, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких качеств, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются требования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.
Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умственных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных умений и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектнровщика. Эти отличия находят отражение в цели и задачах ППФП.
Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к ускоренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.
Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной деятельности и включают:
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изучения специальной литературы. Существенно, что для повышения профессиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют место общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, распределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.
Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудовых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же профессии.
Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязанностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.
Прикладные специальные качества характеризуют способность организма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высоким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формировании этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспецифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренированный человек быстрее аклиматизируется в новой местности, легче переносит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.
В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда , хорошей ОФП достаточно для успешного осуществления профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейного отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного неподвижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.
Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физической и психической готовности человека к труду. Это касается, например, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенностей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.
Третий вариант занимает промежуточное положение между первыми двумя.
Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет место для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инст
рументами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное внимание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуатацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из прикладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональной подготовки специалистов . Общим требованием к средствам ППФП является их психофизическое соответствие конкретной трудовой деятельности.
К средствам ППФП относятся:
Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры.
Прикладные физические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимствуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.
Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в частности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки работников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, возникли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготовленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным видам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.
С одной стороны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физическую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость организма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной температуры воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры закаливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели служит гигиенический массаж.
Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигательных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные действия.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психические особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профессии в целях ППФП.
При составлении профессиограммы применяется , как правило, комплекс методов: изучение тарифно-квалнфикационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эргономике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос представителей данной профессии, выявление профессионально важных физических и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простейших методов исследования.
Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, поскольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Условия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и системы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с преобладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физического труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимости от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. Например, представители многих инженерных профессий во время проектных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях оборудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.
Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой деятельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.
Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контроля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.
Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физического труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как,
Третья группа профессий объединяет работы, связанные преимущественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.
Четвертая группа профессий предполагает умственный или преимущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педагоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономисты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и организаций и т. д.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Условия труда характеризуются перечисленными далее особенностями трудовой деятельности.
По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость ветра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в сравнении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается продолжительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.
Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятельности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продолжительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация длительности труда и отдыха или свободный график.
Условия и режим труда у представителей разных профессий значительно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов химических предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при загазованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, работников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Характер труда составляют перечисленные далее особенности трудовой деятельности.
Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельности имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке информации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представителей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.
text_fields
text_fields
arrow_upward
О динамике работоспособности можно судить по изменению физического и психического состояния человека, а также эффективности трудовой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.
На протяжении рабочего дня фиксируются:
На протяжении рабочей недели фиксируются:
На протяжении года фиксируются:
Об утомлении во время работы
свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно не всегда соответствует наступлению утомления как по времени, так и по степени его проявления.
К внешним объективным признакам утомления
относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др.
Например, при физическом труде средней степени утомления
соответствует покраснение кожи, сильная потливость головы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, неуверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердцебиение и одышку.
При умственном труде средней степени утомления
соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, повороты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.
С целью определения эффективности труда отмечается величина выработки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.
Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудовой деятельности , в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уровень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка профессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.
Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть использованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом , определение высоты прыжка по , подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, большое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равновесия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.
Оценка способности к сохранению равновесия производится посредством определения устойчивости после совершения кувырков. Выполняются 5 кувырков вперед за 10 с. Если после кувырков наблюдается уверенное сохранение основной стойки, то способность к сохранению равновесия отличная; неустойчивость и схождение с места иа 1 шаг — хорошая; неустойчивость и схождение с места на 2 шага — удовлетворительная; более значительное отклонение и падение — неудовлетворительная.
Для оценки объема внимания применяется тест Шульте. Он заключается в возможно быстром отыскании и показе натурального ряда чисел от 1 до 25 в квадрате 5х5клеток, в котором цифры расположены в беспорядке. Если задание выполняется менее, чем за 34 с, то объем внимания отличный, 34-42 — хороший, 43-58 — удовлетворительный, больше 58 — плохой.
Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чисел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже если они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» глазами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.
Оценка переключения внимания осуществляется в процессе следующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух производить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 - в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За каждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отличное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.
Наряду с другими волевыми качествами особое значение для многих профессий имеют смелость и решительность . Одним из наиболее простых методов оценки этих качеств является поочередное выполнение упражнений на низкой и высокой опорах (гимнастических бревнах разной высоты). Вначале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по низко расположенному бревну с одновременными движениями, требующими проявления координации (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же на бревне высотой 1,5 м (со страховкой). Если упражнение выполняется на высоком бревне так же, как и на низком, сохраняется уверенность и точность движений, то смелость и решительность оцениваются на отлично; присутствует некоторая неуверенность и 1-2 ошибки — хорошо; наблюдаются признаки робости и 2-4 ошибки — удовлетворительно; наблюдается робость, ведущая к искажению упражнения — неудовлетворительно; упражнение не выполняется, происходит падение или отказ от прохождения спиной вперед — очень плохо.
text_fields
text_fields
arrow_upward
Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной профессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осуществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных исследований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов выбранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, режима, характера труда и динамики работоспособности.
По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на монтаже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.
Условия труда весьма разнообразны. Работа производится в помещении и на открытом воздухе. Время нахождения на открытом воздухе в течение рабочего дня составляет летом в среднем 3-4 ч, зимой — 1 -2 ч. Часто работа выполняется на высоте с передвижением на ограниченной опоре, сопровождается ветром и сквозняками. Освещенность, как правило, достаточная. Преимущественные рабочие позы стоя, присев и со сменой положения, иногда напряженные. На рабочем месте трудовые операции осуществляются в зоне досягаемости. К вредным воздействиям относятся высокие и низкие температуры, резкие перепады температур, мощные электромагнитные поля. Режим труда — как в одну смену в дневное время, так и в несколько смен со стандартной продолжительностью рабочего дня.
Характер труда заключается в следующем . Преобладают оптические и тактильные сигналы. Получение информации (кроме словесной) происходит преимущественно за счет зрительного восприятия (показаний приборов, сигнальных устройств и т. п.), двигательных ощущений, возникающих при выполнении операций руками. Имеют место регулирующие и контролирующие наблюдения. Наиболее значимы все свойства внимания и оперативная память. Встречаются задачи с известным алгоритмом решения. Основные моторные акты связаны с монтажом, регулированием и управлением техническими системами. Они сопряжены с преодолением за день расстояния порядка 3-4 км, а иногда до 15 км. Двигательные действия относительно стабильны, в них задействованы, в первую очередь, руки и спинной отдел туловища. Много циклических движений с небольшой амплитудой, малыми и средними мышечными усилиями, а также движений по переноске небольших грузов. Требования к способности дифференцировать пространственные параметры движений высокие. Для выполнения двигательных действий необходимы общая выносливость, статическая силовая выносливость основных мышечных групп, ловкость, быстрота реакции. Наибольшая физическая нагрузка падает на опорно-двигательный аппарат (мышцы рук и ног, мышцы разгибатели туловища), сердечнососудистую систему, зрительный и вестибулярный анализаторы.
Режим работы мышц комбинированный. Работа часто происходит на фоне эмоционального напряжения, вызванного психологическими трудностями, что требует проявления выдержки и самообладания, смелости и решительности. Как правило, нагрузка адекватна возможностям работающих. В редких случаях наблюдаются признаки значительного общего утомления. Из заболеваний наиболее распространены простудные, радикулит, гипертония. Встречающиеся виды производственных травм — поражения электрическим током.
Динамика работоспособности при односменном режиме работы выражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), средней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.
Для оценки профессионально-важных физических качеств и состояния функциональных систем, указанных в профессиограмме, могут быть использованы Гарвардский степ-тест, проба Ромберга, тест Купера, кистевая динамометрия, подтягивание на перекладине, «эстафетный» тест; для оценки психических качеств — тесты на объем, устойчивость и переключение внимания.
Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.
Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.
Упражнения для развития статической силовой выносливости основных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полуприседы на правой и левой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на правой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, предплечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантелями (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отягощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.
Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействием на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на набивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вертикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и направо; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.
Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановками по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движении, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также совершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.
Многие из приведенных упражнений, например, равновесия, жонглирование, формируют выдержку и самообладание, а борцовские поединки или передвижение на повышенной опоре — смелость и решительность.
В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обеспечивают не только развитие необходимых прикладных физических качеств, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.
Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внешней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффективен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физическими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повышенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.
Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физические упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатываиия, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.
Аннотация: Определение ППФП, ее назначение и задачи, средства и применение для конкретного вида деятельности.
Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры и культивировании профессионально-прикладных видов спорта. В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность , а с другой - более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.
Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему - динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.
В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.
В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность , при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.
Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.
Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).
При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.
Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.
Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.
Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.
Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).
Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.
После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя - статическая выносливость, оператора - общая выносливость, буровика - сила, ткачихи - тонкая двигательная координация ). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля - программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику.
После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.
Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.