Главная » Выращивание » Развитие языковой способности у детей дошкольного. как условие формирования полноценных навыков

Развитие языковой способности у детей дошкольного. как условие формирования полноценных навыков

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческо

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческой ориентации дошкольников “Цветик-Семицветик” Дворца творчества детей и молодежи г.Йошкар-Олы. Центр реализует комплексную образовательную программу развития детей от полутора до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие способностей по семи направлениям на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной программы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

  • Функция замещения
  • : знаки речи используются вместо явления или предмета – замещают их, превращаясь в материальные носители значений.
  • Коммуникативная функция
  • : речь используется в целях обмена значениями и смыслами в процессах присвоения и выработки новых значений.
  • Регулятивная функция
  • : с помощью речи распределяются действия, организуется и регулируется поведение людей в совместной деятельности.
  • Познавательные функции
  • :

а) фиксирование значений – с помощью речи сохраняется и передается общественно-исторический опыт;

б) средство организации мышления – с помощью речи ребенок осуществляет оперирование представлениями и значениями объектов, предметов, явлений, а также осуществляет преобразование значений во внутреннем плане сознания;

в) построение “второй реальности”, “образа мира” – с опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих ориентироваться ребенку в окружающем мире;

г) речь выступает и как средство организации рефлексивного контроля за протеканием внешних предметных, познавательных, речевых и внутренних – умственных действий.

  • Функции саморегуляции
  • :

а) речь является средством планирования и организации ребенком своих действий, деятельности и перспектив своей жизни;

б) средством развития, управления и контроля за протеканием своих психических процессов;

в) средством саморазвития и самовоспитания (А.Р.Лурия, Л.С.Выготский).

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Мониторинг образовательной деятельности с детьми 5-7 лет осуществляется на занятиях (со всеми детьми или индивидуально). Для диагностики мы используем таблицу, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития функций речи у детей дошкольного возраста, предложенную Сергеем Владимировичем Малановым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Марийского Государственного университета.

Речевое развитие

Фонематические и грамматические умения.

уровень развития способности

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

выделяет и произносит отдельные звуки речи

выделяет и произносит все звуки речи

свободно ориентируется в звуковом составе речи

Умение согласовывать слова в предложениях.

имеются нарушения в согласовании

свободно владеет простыми грамматическими конструкциями

согласовывает слова в сложных грамматических конструкциях

Умение устанавливать значение слов.

выделяет слова, обозначающие предметы и действия

выделяет слова, обозначающие свойства, качества, признаки

выделяет вспомогательные слова

Регулятивные функции речи.

уровень развития способности

Выполнение действий по словесной инструкции.

простые действия

Организация действий другого человека с помощью речи.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Выполнение действий на основе самост. речевого

планирования.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Умение подчиняться правилам и

следить за этим.

непродолжительное время после речевого указания

длительное время при заинтересованности

самостоятельно и продолжительное время

Коммуникативные функции речи.

уровень развития способности

Речевое описание каких либо

предметов.

Умение передавать содержание какого либо впечатления, события, сказки.

с опорой на дополнительные вопросы

самостоятельно, без подробностей

самостоятельно, последовательно, обстоятельно

Совместное планирование действий в речевом

ориентируется на планирование

элементарное

совместное

планирование

совместное планирование и распределение нескольких действий

Понимание смысла сообщений.

умение пересказать услышанное своими словами

умение пересказать и выделить общий смысл сообщения

умение дать оценку услышанному сделать вывод и объяснить

Коммуникативно-личностные функции речи.

уровень развития способности

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Умение рассказать о переживаниях другого и

объяснить их.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

В качестве диагностических процедур, которые позволяют судить об уровнях развития определенных способностей или умений у ребенка, может служить выполнение следующих предлагаемых ребенку заданий.

1. Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Описание: Предъявляется набор изображений. Состав слов, обозначающих изображения: короткие слова (жук, флаг), двусложные с ударениями на разных слогах (жираф, звезда), трехсложные слова (мельница, снеговик), слова содержащие более трех слогов (Чебурашка) и т.д. При подборе слов должен учитываться их звуковой состав и положение ударного слога.

Задания: Произнести названия изображенных предметов.

Произнести слова с указанным количеством слогов.

Найти слова с указанным звуком (фонемой).

Подобрать слова, имеющие в своем составе такой же звук (фонему).

2. Умение согласовывать слова в предложении.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за речью ребенка: а) допускаются ли ошибки согласования слов в простых грамматических конструкциях; б) включаются ли в активную речь сложные грамматические конструкции (сочинительные, подчинительные, дистантные), испытывает ли при этом ребенок затруднения и допускаются ли при этом ошибки согласования слов.

3. Умение устанавливать (осознавать) значение слов.

Описание: Последовательно предъявляется ряд предложений, возрастающий по сложности грамматических конструкций: от предложений включающих предмет и действие (простых) к предложениям, включающим предметы, действия, их признаки и вспомогательные слова (предлоги, союзы):

“Мальчик бежит”; “Вкусный арбуз”; “Девочка пьет сок”; “Веселая мама готовит обед”; “На столе стоит корзина с яблоками” и т.д.

Задание: Сколько слов в предложении, назови их по отдельности.

4. Выполнение действия по словесной инструкции.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми после речевой инструкции взрослого: а) без затруднений справляется с последовательностями из 3-4 новых простых действий; б) правильно выполняет последовательности из простых 5-8 простых действий; в) справляется с последовательностями действий, которые разведены в пространстве и времени (последовательность действий распространяется на различные ситуации и связывает их).

Можно опираться на результаты наблюдений за тем, как ребенок соблюдает правила при знакомстве с новой игрой. Правила игры сообщаются ребенку впервые перед началом ее организации.

5. Организация действий другого человека с помощью речи.

Описание: Предложить ребенку научить другого правильному выполнению каких либо известных ему действий: правильно составить из кубиков пирамиду, собрать игрушки и разложить их в определенном порядке и т.д.

Предложить ребенку организовать известную ему игру и распределить роли.

6. Выполнение действия на основе самостоятельного речевого планирования.

Описание: Предложить ребенку подробно рассказать, как он будет выполнять определенное задание (рассказать последовательность действий, которые необходимо выполнить), а затем посмотреть, как он реализует свой замысел.

Задание: Расскажи, как ты будешь рисовать доктора Айболита и Бармалея... Нарисуй!

Расскажи, как ты расставишь эти игрушки? Теперь расставь их.

7. Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Описание: Организация педагогом сюжетно-ролевой игры или игры с правилами и наблюдение за тем, как дети подчиняются правилам (исполняют взятые на себя роли) и как контролируют исполнение правил другими детьми.

8. Речевое описание предметов, явлений, событий или их изображений.

Описание: Ребенку предлагается составить описательный рассказ о предметах или предложенных изображениях.

9. Умение передавать содержание впечатления, события, сказки.

Описание: Предложить ребенку рассказать о сюжете мультфильма, сказки, пережитом событии.

10. Совместное планирование действий в речевом общении.

Описание: Инсценировка игр-драматизаций по мотивам сказок и басен (“Теремок”, “Телефон”, “Стрекоза и муравей”), где дети самостоятельно распределяют роли.

Совместное планирование и выполнение детьми задачи, поставленной педагогом: совместный рисунок на листе большого формата, подготовка помещения к сюжетной игре и т.д.

11. Понимание смысла сообщений.

Описание: Объяснить смысл пословицы, поговорки, метафоры.

После прослушивания басни (сказки) ребенку предлагается пересказать ее содержание и попытаться объяснить ее смысл.

12. Умение рассказать о поведении другого и объяснить его возможные причины.

Описание: Ребенку предлагается рассказать о поведении одного из персонажей мультфильма, сказки и объяснить, почему он так себя ведет.

Рассказать о поведении кого-либо в реальной жизненной ситуации и указать причины такого поведения.

13. Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их причины.

Описание: После знакомства с какой либо эмоционально значимой ситуацией (положительной, отрицательной) в которую попадают персонажи мультфильма, сказки, организованной сюжетно-ролевой игры и т.д. ребенку предлагается рассказать о том, что, по его мнению, в этой ситуации переживает указанный персонаж и почему.

14. Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Описание: Ребенку предлагается описать свое поведение и свои переживания в какой-либо значимой для него ситуации и объяснить, почему такие переживания возникают, и почему он так себя ведет (беседа должна быть безоценочной и проходить на положительном эмоциональном фоне!).

Диагностируемые речевые умения развиваются на занятиях с помощью различных упражнений. Предлагаем вам некоторые их них.

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Упражнение 1.

Игра “Кто в домике живет”.

Раздаются карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются картинки. В чердачное окошко вставляется определенная буква.

Задание: необходимо найти домик, где в названии картинки имеется определенный звук, обозначенный буквой.

Умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнение 1.

Совместный с детьми рассказ или сочинение какой либо сказочной истории, когда педагог “руководит” логикой изложения, произнося первые слова каждого предложения. Дети при этом должны завершать предложения, в соответствии с основной сюжетной линией.

Умение устанавливать значение слов.

Упражнение 1.

Педагог произносит слова и предлагает детям назвать слова с противоположным значением. При этом запрещается называть слова, начинающиеся на "не-". В упражнение включаются слова, обозначающие предметы, явления и события (смех - плач, шум - тишина); обозначающие действия (говорить - молчать, нагревать - охлаждать,); обозначающие признаки предметов, явлений и действий (старый - молодой, злой - добрый, красиво – безобразно); обозначающие различные отношения (над - под, справа - слева, перед - за, далеко – близко).

Упражнение 2.

Подобрать слова-признаки к предложенным словам, обозначающим явления, предметы, действия. Например: зима – холодная; бежит – быстро.

Подобрать слова-действия к предложенным словам. Например: снег – тает; птица – летит.

Выполнение действий по словесной инструкции.

Упражнение 1.

Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных мелких предметов в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается разделить все предметы на светлые и темные (по цвету), затем полученные множества светлых и темных предметов в свою очередь предлагается разделить на легкие и тяжелые и т.д.

Организация действий другого человека с помощью речи.

Упражнение 1.

Игра: “Зеркало движений”.

Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”.

В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети.

Выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования.

Упражнение 1.

Детям предлагается подробно рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).

Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Упражнение 1.

Детям предлагается организовать совместную, известную им настольную игру, ролевую игру или игру по правилам, самостоятельно распределить роли и установить очередность их исполнения, договориться о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.

Речевое описание различных предметов, явлений, событий или их изображений.

Упражнение 1.

Дидактическая игра "Магазин игрушек".

Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить", если выполните такое условие: нужно описывать игрушку, но не говорить ее название".

Упражнение 2.

Развивающая игра "Чудесный мешочек".

Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет.

Например: "Я почувствовал что-то твердое, на ощупь это прохладное, гладкое; по форме это небольшой шар, к которому прикреплена тонкая ручка". Педагог в случае затруднений помогает детям наводящими вопросами: "Какая у предмета форма?; Какой он величины?; Какой он на ощупь?; Может ли он издавать звуки? и т.д.".

Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события.

Упражнение 1.

Педагог предлагает детям составить последовательный рассказ по сюжетным картинкам (картинок должно быть не менее четырех). На основе рассказа детям предлагается разложить картинки в правильной последовательности.

Упражнение 2.

Игра "А что было потом?".

Педагог предлагает детям придумать продолжение известных сказок ("Колобок", "Золушка", "Красная шапочка").

Упражнение 3.

Сказки "наизнанку".

Педагог предлагает детям придумать сказку, где характеры героев изменены (например, колобок злой, лиса добрая). Дети должны вообразить, что может произойти в такой сказке.

Упражнение 4.

"Салат из сказок".

Педагог предлагает детям выбрать сюжеты и героев из разных сказок и придумать новую сказку, где встречаются выбранные герои.

Упражнение 5.

"Бином фантазии".

Педагог предлагает детям сочинить сказку, используя два слова, обозначающих предметы или явления, которые дети должны связать единым сюжетом. Например: лопата и солнце, кактус и очки.

Совместное планирование действий в речевом общении.

Упражнение 1.

Детям предлагается всем вместе построить “город”, нарисовать какую либо сказку и т.п. Но перед этим дается задание договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать и какое место результат его действий будет занимать в общем результате. Прежде чем приступить к выполнению своих действий каждый участник обсуждения рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.

Понимание смысла сообщений.

Упражнение 1.

В игровые ситуации педагог вводит всевозможные метафоры, пословицы и поговорки, предлагая детям объяснить их смысл. В случае затруднений педагог ищет “открывает” такой смысл вместе с детьми. Пословицы и поговорки желательно включать в ситуации в тот момент, когда их смысл соответствует ситуации.

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Упражнение 1.

Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из персонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.

Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их (развитие эмпатии).

Упражнение 1.

Чтение педагогом сказки, басни и т.д. (К.И. Чуковский, Г.Х. Андерсен, Эзоп, русские народные сказки).

а) Ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать.

б) Ребенок "пишет письмо" (рассказывает от своего имени) выбранному герою или организуется "телефонный разговор" с выбранным персонажем сказки. От лица персонажа выступает педагог, который акцентирует обсуждение эмоциональных состояний и переживаний, вводя их названия.

в) Ребенку предлагается рассказать о том, что бы он сам чувствовал на месте указанного героя.

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Упражнение 1.

После экскурсии в лес, парк, музей детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость и т.д.) у них вызвали те или иные события, явления, объекты и объяснить, почему такие переживания возникли.

Важным условием развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме.

Литература.

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 160 с. (Серия “Библиотека педагога-практика”).

В этой статье:

Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существует многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи - родительское общение с ним с первых дней жизни.

Важно знать основные вехи становления речи у малыша и контролировать их своевременность.

Почему развитие речи так важно?

Речь - высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков.

Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

  • познавательные способности;
  • психическое развитие;
  • особенности поведения и характера;
  • успешность коммуникаций.

С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

От чего зависит развитие речи

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими факторами:

  • патология беременности и родов;
  • родовая травма с повреждением головного мозга;
  • аномалии строения ротовой полости, дыхательной системы, органов слуха;
  • отставание в психофизическом развитии;
  • хронический стресс из-за плохих взаимоотношений в семье;
  • частые заболевания;
  • многоязычная социальная среда;
  • отсутствие в семье полноценного речевого общения с малышом.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от социальной адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное общение со сверстниками, интерес к чтению книжек способствуют нормальному развитию малыша.

Главным условием адекватного речевого развития является ежедневное языковое общение родителей с ребенком любого возраста.

Стадии развития речи

Речевое развитие ребенка проходит несколько важных периодов.

Первый период - подготовительный

Длится с момента рождения до достижения малышом возраста одного года. Именно в это время начинается формирование словесной речи.

Первые звуки лишены функции речи. Хныканье кроха издает уже сразу после рождения. Является типичным крик грудничка в ответ на негативные внешние раздражители и внутренний дискомфорт. Звуки окружающего мира и собственный плач важны для грудничков, так как при этом развивается слуховая зона коры головного мозга.

Развитие речи у новорожденных с двух до трех месяцев имеет следующие особенности:

  • младенец произносит гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы);
  • появляются сочетания гласных и согласных звуков (бу-у, ге-е).

Все звуковые сочетания произносятся только на выдохе. Для детей это является тренировкой дыхательного аппарата.

С трех до пяти месяцев начинается активное речевое развитие младенца. Услышав голос, он ищет глазами говорящего, поворачивая голову в сторону звука. Часто дети бессознательно подражают интонации и ритмике, обращенной к ним речи взрослых.

Этап лепета начинается в возрасте пяти месяцев. Речь ребенка в это время содержит гласные и согласные звуки, соединенные в короткие слоговые цепочки (ма-ма, ба-ба). В семь-девять месяцев количество произносимых слогов увеличивается.

Ребенок в 10 месяцев лучше понимает обращенную речь. Что должен говорить ребенок в 10 месяцев? Если развитие младенца протекает нормально, он откликается на имя, имитирует звуки, которые слышит от взрослых.

Сколько слов говорит ребенок в 1 год? При нормальном развитии малыш произносит от пяти до десяти слов. Для детей 1 года жизни характерно удвоение слогов с ударением на первом (ма-ма, ду-ду). При попытках произнести разнослоговые слова ребенок в 1 год пропускает или меняет некоторые звуки. Это объясняется несовершенством артикуляционного аппарата и слуховых реакций у годовалого малыша. Детьми в этом возрасте легко выполняются простые инструкции (иди ко мне), используются жесты и звуки для привлечения внимания взрослых.

Второй период - первоначальное овладение языком

Длится до достижения трехлетнего возраста. Особенности периода:

  • слова всегда связаны с определенными действиями, предметами;
  • при произношении слова ребенок пропускает звуки или слоги, меняет их местами;
  • одним словом называет разные вещи;
  • предложение включает в себя одно слово, чаще существительное;
  • нет абстрактных понятий;
  • знает и показывает разные части тела на себе и куклах.

Эти особенности относятся к первой части второго периода, когда ребенок использует слова-предложения.

Ближе к трем годам предложения, произносимые детками, состоят уже из двух-трех слов, которые используются в разных падежах, числах, в речи появляются наречия и местоимения, предлоги и союзы. Количество произносимых слов достигает 200-300. Малыши называют домашние предметы, узнают различных животных на картинках и при просмотре телевизионных передач.

Развитие речи ребенка в 3 года предполагает постепенное овладение произношением свистящих и шипящих звуков, букв «р» и «л», появляются попытки сказать о том, что не связано с текущим моментом.

Третий период - совершенствование речевой практики

Длится с трехлетнего возраста до поступления малыша в первый класс. Здесь речь развивается в процессе речевого общения, а не в связи с конкретной ситуацией, эмоцией, действием, и способствует развитию интеллекта малыша.

У детей дошкольного возраста речевое развитие включает умение произносить длинные фразы. Постепенно увеличивается количество используемых слов и совершенствуется грамматика. Характерно преобладание пассивного словаря над активным, то есть знает больше слов, чем может произнести и не всегда правильно понимает их значение. Речевое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от семьи, окружающих взрослых.

Четвертый период - овладение письменной речью

Происходит дальнейшее расширение словарного запаса и углубление языковых знаний. До школы малыши овладевают речью в процессе практики, вступая в диалоги со взрослыми. Поступив в школу, они начинают изучать язык, речь становится более осознанной. Развивается письменная речь, способствующая развитию устной.

Как развивается речь в домашних условиях

Развитие речевой деятельности ребенка происходит постепенно и только в процессе общения. Специалисты подскажут, какие простые методы помогут улучшить речевые навыки в разных возрастных группах.

С рождения до года

Развитие речи ребенка до года должно контролироваться родителями, наблюдающим педиатром и детским неврологом.

У младенца развитие речи определяется окружающей средой, информацией, которую он воспринимает на слух: погремушки, звуки музыки, природы, голоса родных людей. Важно, чтобы мама словесно комментировала все свои действия - кормление, пеленание. Родители должны показывать и называть имена близких людей, игрушки и предметы.

Развитие речи грудничка будет проходить быстрее при ласковом обращении, свободном пеленании, проведении легкого массажа и гимнастики. Развитие речи можно стимулировать, называя новые продукты, вводимые в рацион: творожок, кашка, сок. Параллельно мама должна рассказывать, что молочко дает коровка, говорящая «МУ» и поедающая зеленую травку. Это расширяет познания малыша об окружающем мире.

Как научить ребенка говорить в 9 месяцев? Нужно стимулировать желание малыша произнести что-либо. На десятом месяце будут полезны такие игры, как «сорока», «ладушки», «в прятки».

С года до двух лет

Как научить ребенка говорить в 1 год? Речевое развитие ребенка в год будет проходить быстрее, если ежедневно читать ему интересные книжки с яркими картинками, вместе петь, повторять слова.

Что должен говорить ребенок в 1 год? В этом возрасте малыш знает названия многих окружающих предметов и частей тела, произносит отдельные слова-предложения. Развитие речи у ребенка в 1 год можно стимулировать частыми прогулками, посещением цирка, зоопарка. Обязательны подвижные игры и развитие мелкой моторики (массаж кистей, пальчиковые игры). Необходимо постепенно и тактично заменять упрощенные слова в лексиконе малыша на правильное обозначение предметов («гав-гав» на «собака»).

С двух до трех лет

Речевое развитие детей раннего возраста можно стимулировать, вырабатывая у них навыки самообслуживания: приучить мыть свою чашку, регулярно чистить зубки, самостоятельно застегивать пуговицы и молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и кеды.

Малыша, говорящего короткими предложениями, нужно ласково поправлять, способствуя обогащению его речи новыми словами. Обязателен взаимный контакт между родителями и ребенком: на любой вопрос малыша нужно обязательно ответить и всегда выслушать его ответ на заданный вопрос.

В дошкольном возрасте

Логопед советует научить малыша последовательно выполнять инструкции: сходи на кухню и позови бабушку. За правильно выполненное задание его обязательно нужно похвалить.

У детей дошкольного возраста развитие речи тесно связано с получением новой информации, а не только с собственным опытом. Поэтому методика развития речи детей дошкольного возраста включает следующие мероприятия:

  • активное общение с ребенком;
  • чтение сказок, детских книжек и их обсуждение;
  • приучить рассказывать о своих впечатлениях, событиях прошедшего дня.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит путем не только воспроизведения уже известных слов, но и быстрого усвоения и повторения того, что они слышат от взрослых. Поэтому нужно, чтобы окружающие говорили грамотно, четко, не допуская нецензурных слов.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей по ФГОС подразумевает свободное владение языком, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Что делать при нарушении развития?

Ребенок любой возрастной категории развивается своими темпами, это касается и формирования речи.

Если ребенок не заговорил к двум-трем годам, необходимо пройти полное обследование у педиатра и узких специалистов. Затем малыш должен быть осмотрен логопедом и дефектологом. Если у детей диагностировано нарушение речевого развития, специалист подберет оптимальную методику формирования речевых навыков.

Занятия по развитию языка нужно проводить с первых дней жизни. Стихи для грудничков для развития речи должны быть короткие и ритмичные. Маме нужно декламировать их с ласковой интонацией, поглаживая ребеночка, сопровождая стихами купание, кормление.

Как развивать речь ребенка в 1 год? Занятия по развитию речи у детей 1 года включают несколько простых приемов:

  • побуждать повторять слова, произнесенные мамой;
  • просить договорить выученный стишок;
  • называть увиденные предметы, игрушки;
  • вместе с мамой перебирать мелкие предметы (горох, крупа).

Занятия с ребенком для развития речи должны сопровождаться зрительным контактом с ним, говорить с маленьким человечком следует всегда ясно и четко, не упрощая слова. Упражнения для развития речи у детей включают различные техники для развития подвижности языка и улучшения артикуляции. Любые развивающие методики эффективны только при их регулярном выполнении.

Методы развития речи детей дошкольного возраста направлены на усложнение фраз, формирование правильного произношения и появления абстрактных понятий. Эффективно развитие речи детей через театрализованную деятельность: разыгрывание сценок с игрушками, чтение стихов и басен с выражением, монологов. Нужно поощрять театральную «практику» малыша, так как это способствует развитию эмоциональности речи, учит сопереживанию.

Методика развития речи детей дошкольного возраста подразумевает не только увеличение словарного запаса, но и улучшение дикции. Поэтому широко применяются скороговорки для развития речи для детей. Прекрасные средства развития речи детей дошкольного возраста - лепка, конструирование, рисование, составление аппликаций и гербариев. В процессе обучения ребенка каким-либо навыкам, нельзя ругать его за ошибки, неточности.

Раннее речевое развитие ребенка более вероятно, если родители хвалят малыша за любую попытку что-то сказать, приветствуют его желание общаться.

Диагностика речевого развития

Диагностика речевого развития детей различается в зависимости от возраста пациента. Применению логопедических методов диагностики развития речи должно предшествовать тщательное изучение особенностей состояния здоровья ребенка. Это важно, так как любые расстройства соматической, неврологической и психической сфер могут быть причиной речевых проблем.

У детей грудного и раннего возраста крайне важно выявить малейшее нарушение органов речи. Для этого логопед определяет подвижность языка и мягкого неба, наличие аномалий строения и пороков развития органов слуха и зрения. Также производится оценка голосовых реакций: эмоциональная окраска плача, лепета, ее изменчивость в зависимости от ситуации.

Все методы обследования имеют одну цель - выявить, умеет ли ребенок пользоваться речью. Для этого логопед должен сделать следующее:

  • установить контакт с маленьким пациентом;
  • попросить назвать предметы, изображения на рисунках;
  • сочинить короткий рассказ по предложенной картинке или рассказать о чем-то интересном.

Для анализа звукопроизношения врач-логопед предлагает маленькому пациенту повторить фразу, содержащую много звуков. Например, «Черный щенок сидел на цепи возле будки»; «Старая бабушка вязала шерстяные чулки».

Адекватное развитие речи детей раннего возраста предполагает выполнение следующих моментов:

  • показать на себе или на кукле предметы одежды, части тела;
  • ответить, что из одежды нужно надевать на ножки, что на голову;
  • выполнить то, что сказала мама (принеси чашку, дай ручку);
  • отличить большой предмет от маленького;
  • ориентироваться во временных и пространственных соотношениях (сегодня или вчера, справа или слева).

Логопед определяет развитие речи детей до трех лет, анализируя понимание ребенком обращенных к нему слов, правильность его ответов на заданные вопросы и выполнение данных малышу заданий. Для этого разработаны разнообразные методы логопедических и дефектологических обследований.

Признаки в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • не плачет, испытывая дискомфорт;
  • после трех месяцев отсутствует гуление;
  • в 5-7 месяцев не реагирует на музыку, интонации, голоса родных людей;
  • в 9 месяцев нет лепета;
  • в 12 месяцев не произносит ни одного слова и не понимает обращенной к нему речи;
  • в 2 года не может выполнить простейшие задания, не узнает близких людей;
  • в 3 года не может пересказать короткие сказки, прочитать стихи.

Правильное развитие речи детей младшего дошкольного возраста предполагает понимание сложных предложений и правильное выполнение многоступенчатых заданий. Ребенок начальных классов должен понимать метафоры, пословицы и уметь истолковать их смысл, написать названия предметов или короткий рассказик.

Речевое развитие ребенка является важным показателем его здоровья. Как любую функцию, речь можно тренировать и этим нужно заниматься ежедневно. Специалистами для разных возрастов разработаны многочисленные методы, способствующие овладению речевыми навыками. Выбрать подходящий способ поможет логопед после консультации педиатра и невролога. Нужно выполнять рекомендации врача и терпеливо заниматься с малышом. Тогда ребенок будет разговаривать и нормально развиваться, доставляя радость близким.

Полезное видео про игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Наталья Маркова
Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 587

Составитель :

Наталья Васильевна

г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. В отношении развития речи он является основополагающим. Тема раннего развития детей очень популярна , и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного к себе отношения. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока-белобока кашу варила…» , «Ладушки-ладушки» и т. п., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» .

«Капуста»

Мы капусту рубим (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз) .

Мы морковку трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим (имитируют посыпание соли из щепотки) .

Мы капусту жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы) .

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак) .

Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак) .

«Компот»

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком» , указательным пальцем правой руки мешают)

Фруктов нужно много. Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (загибают пальчики по одному, начиная с большого) .

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают» ).

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки –желтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зернышки ищите (собирают зерна) .

Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей . Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы головного мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте , по мнению Д. П. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)

В. Сухомлинский писал : «Что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Литература.

1. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Москва, 2007г.

2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь детей . Лань, Санкт-Петербург, 1996г.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Исследование развития речи у детей раннего возраста является важным для современных специалистов в области логопедии, педагогики и специальной психологии.

В специальной литературе многими исследователями неоднократно отмечалась важность изучения вопроса становления речи при ее нормальном развитии, ее этапов.

Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Р.М. Боскис и других.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи в раннем возрасте представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет или усвоенными только частично.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей с ее нарушениями в раннем возрасте (и в любом другом) носит сугубо индивидуальный характер, и зависит это от различного рода факторов, начиная от локализации повреждения, заканчивая той социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

Все это требует повышенного внимания, индивидуального подхода к ребенку со стороны специалистов.

Важно не только подобрать методики, необходимые в работе, но и учесть возможности каждого отдельного маленького пациента, т. к. одно и то же задание, примененное к разным детям, может дать абсолютно разные результаты. В одном случае это может привести к положительному результату, прогрессу, в другом - может не привести ни к каким результатам или вызвать процесс регресса.

Так, усвоение ребенком родного языка происходит в соответствии с определенной закономерностью и формируется под влиянием речи взрослых, а так же согласно той социальной ситуации, в которой находится ребенок.

Для правильной диагностики нарушений речи специалисту необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное дальнейшее формирование.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно выбрать стратегию коррекционно-педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений речи.

Правильная речь существенно влияет на процесс становления социальной адаптации.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют о недостаточном развитии морфологических элементов. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно.

Поэтому усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей, не зависимо от того имеет ли он какое - либо нарушение или нет.

Так, например, в монографии А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно изучена последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Первые шаги развития речи совершаются именно так, как указывает теория условного рефлекса относительно развития всякой новой формы поведения.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей раннего возраста в норме и знать закономерности этого процесса.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Ребенку с любой формой поражения речевой функции независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи, или только периферические, или то и другое вместе, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе они испытывают определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.

Особенности накопления первоначального словарного запаса, время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Таким образом, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Чрезвычайно важно осуществлять лечебно - коррекционную работу в отношении детей раннего возраста (также детей любого возраста) с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.

Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения маленького пациента. Необходимо, чтобы ребенок был максимально активен и заинтересован в устранении речевых дефектов.

Необходимо использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу.

Важное значение имеет осмысление детьми логико-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Не менее важна работа по развитию фонематического слуха.

При выраженности двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни.

Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и эффективных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка раннего возраста и любого другого возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - С 24 - 32.

    Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993. - 125 с.

    Бюлер Ш. Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста. 1935.

    Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. Москва 2005. -С 375 - 388.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. - 471 - 475 с.

    Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сера, 2004. - 125 с.

    О. Е. Громова. Путь к первым словам и фразам. Пособие для родителей. -С 10 - 17.

    Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи - М.: Алетейя, 2004. - 150 с.

    Келер Д. Г.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 1999. -С3 -22, 10 - 44.

    Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. - С 74 - 83.

    Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948. - С. 132 - 157.

    Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С 214 - 310.

    Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2

    Федоренко Л. П. Закономерности усвоения; родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение 1998. -С 132 - 135.

    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. - С 40 - 45.

    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е П. - М. 1989 - С 6 - 8.

    Штерн В. Язык детей М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 375 с.

    Эдиглер Э. Творение сознания. - СПб., БСК., 2001.- С 69 - 72.

Паспорт проекта:

  • Тип проекта: длительный, творческий
  • Сроки реализации: 5 месяцев
  • Участники: дети подготовительных групп
  • Руководитель: учитель-логопед Хрищатая Г. П.

Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития

Задачи:

  1. Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  2. Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей
  3. Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей
  4. Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки
  5. Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи

Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.

Творческая реализация проекта:

  1. Диагностика творческих способностей детей: Методика «Как спасти зайца» , «Солнце в комнате» авторы: (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  2. Тест (с родителями)
  3. Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  4. Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей» , «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»
  5. Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)
  6. Оформление рукописной книги «Мои первые сказки»

Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2) .

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты.

К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.)

Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»

Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.

Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?

  1. Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»
  2. У моего ребёнка нет тяги к книгам

Какие книги стоят на полке в его детской?

  1. Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
  2. На полках в детской мало книг

Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?

  1. Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает
  2. Не помню такого

Воображает ли он себя персонажем сказок?

  1. Да, он представляет себя разными героями

Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?

  1. Да, часто

Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?

  1. Да, никогда не забуду
  2. Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости

Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:

  1. Знает наперёд все ответы
  2. Не смотрит такие передачи

Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?

  1. Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг

Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:

  1. Он эмоционален и артистичен
  2. Он предпочитает слушать, не очень эмоционален

Гистограмма 3.

После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)

В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.

Перспективный план работы:

  1. Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по месяцам)
  2. Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят» , демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева. Е.Н. Моносова)
  3. Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Три медведя»
  • «Гуси-лебеди» и др.

4. Составление рифмы по лексическим темам

5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)

6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:

  • Речевых тренажёров (Истории про колобка)
  • Мнемотехники (чистоговорка «Колобок» , «Ну и лошадка» «Платок» , «Две руки» , «Ромашки» , «Пирог» и др., сказки «Репка» , рассказы о временах года, по темам
  • Живая мнемотехника (видео)
  • «Сказка-малышка» (по кубикам)

7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)

8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)

9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:

  • «Составь описание»
  • Составь рассказ по картинкам: «Летом» , «На реке» , «Ёжики» , «Гроза»
  • Перескажи сказку о букве («Буквенные сказки» )
  • «Радуга» (по картинкам)
  • «Рифмованные миниатюры»

10. Составление сказок по любимым мультфимам:

  • Истории про «Смешариков»
  • Истории про «Машу и медведя»
  • Истории про «Лунтика»

11. Составления сказок о героях – помощниках:

  • Интерактивная собачка «Шонни»
  • Змейка «Нила»
  • «Каркуша»
  • «Незнайка»
  • Клоун «Стёпа»

12. Игры и упражнения: «Салат из сказок» , «Попробуй угадать конец фразы» , «Добавь слова» , «Слова перепутались» , «Оживим картинку» , «Видеоскоп» , «Мысленное путешествие по картинке» и др.

В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.

учитель-логопед высшей категории

Хрищатая Галина Петровна

МДОУ №12 «Сказка» , г. Оленегорск,

Мурманской обл.

Литература:

  1. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006
  2. И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008
  3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008
  4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012
  5. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011
  6. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008
  7. Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей - ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004
  9. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009
  10. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта