Теория задания 7
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
- В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
- Согласно
(кому? чему?)
- Благодаря
(кому? чему?)
- Вопреки
(кому? чему?)
- Подобно
(кому? чему?)
- Наперекор
(кому? чему?)
- Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
- в меру (чего?)
- в течение (чего?)
- в продолжение (чего?)
- в силу (чего?)
- в заключение (чего?)
- в виде (чего?)
- по причине (чего?)
- наподобие (чего?)
- Например: Благодаря
повышения
уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- Ищем в заданиях с буквой конструкцию
«все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
мн.ч
ед.ч ед.ч.
мн.ч.
- Например:
Все
, кто читал пушкинского «Бориса Годунова»,
помнит
бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все,
кто читали
пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
- В задании с буквой должны быть кавычки
- Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге
«
Письмах
о добром и прекрасном
»
.
- Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
- Объяснение:
- Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
- Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
- Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили
в победу
» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
Например, «я люблю
рисовать
и
живопись
»
- Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали
не только
Машу,
но и
Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы
не только
ждали Машу,
но и
Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
- в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю
рисовать
и
живопись
»
- Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
- Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
- Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
- Например:
Получив
начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
- Деепричастия отвечают на вопросы:
что делая? что сделав?
- Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
- Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
- Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
- Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
- Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
- Например: Одному из героев романа,
ищущим
смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
- Объяснение:
Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
- Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
- Например, «Дима признался, что
я
сегодня не готов к уроку».
- Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
| Вид ошибки
| Пример
|
| Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.
| О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
|
| Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.
| Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
|
| Определение находится в отрыве от определяемого слова.
| Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
|
| Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.
| В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
|
| Ошибочное местоположение предлога.
| Через часа два спор закончился (часа через два)
Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за
| Когда он приехал
с
деревни в город, то многому удивился. Вернувшись
со
школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие
на
войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился
при
боях за Москву. От
утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб
чере
з предательство друга.
|
| Отсутствие предлога.
| Нельзя не приклоняться
его героизмом
.
|
| Наличие ненужного предлога.
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- неправильное употребление падежной формы существительного
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- ошибка в построении предложения с однородными членами
- нарушение однородности понятий
- нарушение однородности синтаксических элементов
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- неправильное построение предложения с косвенной речью
- нарушение порядка слов в простом предложении
Морфологические нормы (образование форм слова)
Морфологические нормы
– это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
- Несклоняемые имена существительные, которые обозначают неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: купе, попурри, бикини
.
- Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
- Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау
и т.п.
- Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» - газета (ж.р.).
- Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них:НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
- Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и)
могут иметь ударное окончание -а (-я)
:
- односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз - глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта
и т.д.;
- двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга
и т. д.
- Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать
. А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан
.
Морфологические нормы имен прилагательных
- Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного:
более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
- Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного:
самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
- Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения
ихний
вместо
их
:
их
сын.
- После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква
н
:
к нему, от нее
.
Морфологические нормы имен числительных
- При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому
и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году
.
- Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками
.
- Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней
.
- с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей
.
- с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят
.
- с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток
.
- с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж
.
- с местоимениями: нас двоих, их пятерых
.
- Числительное обе
употребляется только с существительными ж.р.:
обе девушки, обе книги
. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма
оба: оба брата, оба слона
.
Морфологические нормы глаголов
- У глаголов
победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить
и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
- Образование возвратных форм:
встретились, хотелось, поздоровалась
(после гласных употребляется -сь),
извините
(нет возвратной формы).
- Образование форм повелительного наклонения:
поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг
.
- Образование форм прошедшего времени:
окреп, просох, намок
(не
окрепнул, просохнул, намокнул
).
Морфологические нормы причастий
- Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий
(не полоскающий, махаюший, хочущий
);
- Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
- Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса–в
: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев
.Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я
или –ши,-вши
: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись
.
- Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я
: думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая
.
Морфологические нормы наречий
- Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам
.
- Образование сравнительной степени наречий: плохо - хуже, красиво - красивее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее
.
В задании №7 ЕГЭ по русскому учащимся нужно распределить предложения в соответствии с допущенными в них видами ошибок. Сложность заключается в том, что предложений больше, чем вариантов ошибок, и просто угадать верный ответ невозможно, поэтому нужно хорошо разбираться в правилах построения предложений. За верное выполнение седьмого задания можно получить целых пять первичных баллов, поэтому ошибаться в нем нежелательно.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» - в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» - вопрос к причастию задается от слова «писем».
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» - неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
- ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» - неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».
Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» - неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» - верно.
- ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).
- неправильное употребление падежной формы существительного
Предлог
| Падеж существительного
| Пример
|
---|
Благодаря
| Дательный
| Он действовал согласно правил – неправильно
|
Согласно
| Он действовал согласно правилам - правильно
|
Вопреки
|
Подобно
|
Наперекор
|
Наперерез
|
По (в значении «после»)
| Предложный
| По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно
|
По прибытии домой она позвонила бабушке - правильно
|
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
- Указывать на что-то
- Оплатить что-то
- Признаться в чем-то
- Уделять внимание чему-то
- Поражаться чему-то
- Упрекать в чем-то
- Напоминать что-то
- Отзыв о чем-то
- нарушение связи между подлежащим и
сказуемом
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» - в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
- неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.
- ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».
Алгоритм выполнения задания
- Исключаем предложения, в которых нет грамматических ошибок.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку
Седьмое задание демонстрационного варианта 2018
Установите соответствие между грамматическими и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства.
|
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
| 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.
|
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
| 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.
|
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.
|
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
| 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.
|
| 6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.
|
| 7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
|
| 8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.
|
| 9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
|
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.
- предложении 2
мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом; правильно – У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов
. В предложении 4
– нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрел квалификацию токаря
. В пятом предложении
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; правильно – По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи»
А.К. Саврасова.
В предложении 8 -
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; нужно – Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям
. Предложение 9
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; правильно - Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции
.
- Записываем правильный ответ:
Первый вариант задания
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
---|
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| 1) Марко Поло (1254-1324) - венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.
|
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
| 2) Решая задачу, ему было трудно.
|
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
| 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.
|
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.
|
| 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
|
| 6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.
|
| 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.
|
| 8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.
|
| 9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.
|
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 7 и 9.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2
мы видим неверно употребленный деепричастный оборот «решая задачу»; в предложении 4
– неправильно согласованное приложение (должно быть «кремом «Софья»). В шестом предложении
допущена ошибка в связи между подлежащим и сказуемым; правильно – те, кто не жалеет труда, обычно достигают многого
, или же – тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого
. Словосочетание «Андрей сказал
» указывает косвенную речь, которая неправильно построена в предложении 5
; нужно – Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим его в покое
. Осталось предложение 8
и ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
Второй вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
---|
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
|
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.
|
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
|
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
| 4) Близких нужно любить и заботиться.
|
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
| 5) Там нарисовано деревня, река и лес.
|
| 6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.
|
| 7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.
|
| 8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции
|
| 9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.
|
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Таковыми являются варианты 2, 7, 8 и 9.
- В первом предложении
мы видим неверное употребление деепричастного оборота; получается, что чтение книг изучает иностранные языки. Правильный вариант: при изучении иностранных языков помогает
… В третьем предложении
выходит, что публикации, а не зодчие, жили в восемнадцатом веке – допущена ошибка в причастном обороте. Правильно: ..публикации архивных материалов о московских зодчих, живших
… В пятом предложении
нарушена связь между подлежащим и сказуемым. В шестом предложении
неверно употреблена падежная форма существительного с предлогом; верный вариант – «по окончании
», а в четвертом
допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
Третий вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
---|
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
| 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».
|
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.
|
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
| 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.
|
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
|
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
| 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания
|
| 6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.
|
| 7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
|
| 8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.
|
| 9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода.
|
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Верно построенные предложения: 5, 6, 8 и 9.
- В первом предложении
видно не согласованное приложение; правильно – на большой спортивной арене стадиона «Лужники»
или просто «на большой спортивной арене «Лужников»
. Второе предложение
– образец неправильного употребления падежной формы существительного с предлогом; правильно – благодаря прививкам
. Третье
– ошибка в косвенной речи, четвертое
– в построении предложения с деепричастным оборотом. В седьмом
предложении допущена ошибка в построении предложения с однородными членами; верный вариант – Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высокие и раскидистые (или же «высоки и раскидисты»).
- Записываем правильный ответ:
Источник задания: Решение 2442. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание
7.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ A)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б)
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом B)
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1)
Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой. 2)
Преследуя зверя, охотники вышли к реке. 3)
В Большом театре мы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковую даму». 4)
По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в
паспорт штамп о пересечении границы. 5)
Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр. 6)
Согласно уговору спустя некоторое время мы встретились в библиотеке. 7)
Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими. 8)
Заметив признаки надвигающейся бури паруса корабля были убраны. 9)
Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное течение
- акмеизм.
|
Решение.
Рассмотрим
каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические
ошибки.
1) Дышавший
полдень зноем
сменился
вечерней прохладой. – Простое предложение, осложнено причастным оборотом,
нарушен порядок слов. Верно: Дышавший зноем
полдень … или Полдень, дышавший
зноем
, … (Ошибка Д)
2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке. – Простое
предложение, осложнено деепричастным оборотом, ошибки нет.
3) В Большом театре мы слушали оперу
П. И.
Чайковского «Пиковую даму».
– Есть несогласованное приложение (название
в кавычках), стоящее при родовом слове (опера). При родовом слове название в
кавычках не склоняется. Верно: слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковая
дама» или слушали «Пиковую даму» П. И. Чайковского
. (Ошибка А)
4) По прилёту
пассажира в аэропорт работники
пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы. – Простое
предложение, допущена ошибка в падежном управлении: предлог ПО определяет падеж
существительного. Верно: По прилёте пассажира
… (Ошибка Б)
5) Город
Сочи стали
столицей
проведения XXII зимних Олимпийских игр. – Простое предложение, допущена ошибка
в согласовании подлежащего и сказуемого. Верно: Город
Сочи стал
столицей или Сочи стали
столицей… (Ошибка Г)
6) Согласно уговору спустя некоторое время мы
встретились в библиотеке. Простое предложение, грамматических ошибок нет.
7) Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими. Простое
предложение, осложнено причастным оборотом, грамматических ошибок нет.
8) Заметив признаки надвигающейся бури
паруса
корабля были убраны
. – Простое предложение, осложнено деепричастным
оборотом, есть ошибка. Верно: Заметив признаки надвигающейся бури,
моряки
убрали
паруса корабля. (Ошибка В)
9)
Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное течение -
акмеизм. – Простое предложение, осложнено приложением, грамматических ошибок
нет.
Проверка.
Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не
допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.
В
ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без
пробелов и запятых.
Предыдущая статья: Чему равна скорость света
Следующая статья: Гармонические колебания Физика формула частоты колебаний