Главная » Выращивание » Сценарий викторины по ледовому побоищу. Ледовое побоище

Сценарий викторины по ледовому побоищу. Ледовое побоище

Выходят два ведущих (роли исполняют учителя) .

Ведущий 1:
Внимание! Внимание!

Ведущий 2:
Линейку открываем!

Ведущий 1:
С первым сентября всех!

Ведущий 2:
Сердечно поздравляем!

Ведущий 1:
Новый учебный год, здравствуй!

Ведущий 2:
Школа наша, здравствуй!

Ведущий 1:
Начинаем за знаньями новый поход!

Ведущий 2:
Ребята, встречаем новый учебный год!

Ведущий 1:
Внимание!

Ведущий 2:
Затаите дыхание!

Ведущий 1:
Впервые на торжественную линейку, посвященную Дню Знаний, проходящей в (название учебного заведения) приглашаются будущие ученики первых классов!

Ведущий 2:
Почему будущие? Уже настоящие!

Ведущий 1:
Настоящими они будут только после первого звонка! Встречайте!

Ведущий 2:
Добро пожаловать ребята в мир знаний!

Выход первых классов (малышей ведут учащиеся выпускного класса).

В небо запускаются воздушные гелевые шары, к которым прикреплены ленточки с названиями класса (от каждого класса по шарику). Конечно, первыми запуск совершают первые классы.

Ведущий 1:
Ура! Все в сборе!

Ведущий 2:
Праздник можно начинать!

Звучит Гимн РФ, торжественное поднятие флага.

Оба ведущих:
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний в (название учебного заведения) открыта!

В это время из-за кустов или иного прикрытия двое машут рукой Ведущему 2. Их замечает Ведущий 1.

Ведущий 1:
Что это за вид?!

Новый учебный год:
Засыпались!

Звонок:
А что тут такого?

Ведущий 1:
Выходите, давайте, пусть на вас все посмотрят!

Новый учебный год и Звонок одеты в пляжные шорты, майки, на головах бейсболки, рюкзаки за плечами.

Ведущий 1:
Как вы это объясните? Маскарад, насколько мне известно, никто не устраивал.

Новый учебный год:
А что? Подумаешь, еще захотели месяц каникул. Мы что, не люди? Отдыхать не хотим? Тем более не для себя только стараемся. Кто будет против? Ученики? Педагоги? Или тетя Паша (имя уборщицы – это возможно только при условии, если она с чувством юмора и ее никак не заденут эти слова)?

Ведущий 1:
Отдыхать все любят, это бесспорно, но есть традиции, правила. А вы вот так, без совещания взяли и продлили еще каникулы. Где такое видано?

Звонок:
Мы совещались.

Ведущий 1:
С кем?

Звонок:
С компетентными товарищами.

Ведущий 1 в сторону Ведущий 2:
Вижу я это компетентное лицо!

Ведущий 2, оправдываясь:
Не только я была, это коллективное решение.

Новый учебный год:
Так вас что смущает? Что у вас не спросили? Или еще месяц-другой каникул поперек горла?

Ведущий 1:
Да как вы не понимаете!!! Подготовлен сценарий проведения торжественной линейки! Приглашены почетные гости! Повара трудятся в поте лица, накрывают столы!

Звонок:
И что? Давайте все вместе насладимся плодами труда поваров. Так сказать, присядем на дорожку и айда в отпуск!

Новый учебный год:
И кто мешает проведению вашего сценария проведения торжественной линейки? Давайте проводить, выслушаем почетных гостей, и как правильно предлагает Звонок, душевно посидим дружной компанией за вкусно накрытым столом.

Ведущий 1:
И?

Звонок (наклоняется к Новому учебному году):
Что она хочет? Проверить знания алфавита?

Звонок и Новый учебный год вместе громко:
И краткое!

Ведущий 1:
Хватит паясничать!

Новый учебный год:
Что вы конкретно хотите?

Ведущий 1:
Чтобы вы тут не находились в таком неприглядном виде!

Звонок (беря руками за пояс шорт):
Хотите я их сниму? Мне скрывать от школы нечего.

Ведущий 1:
Нет! Это невозможно! Воды!

Новый учебный год:
Шампанского!

Ведущий 2 (обращаясь по имени отчеству к Ведущий 1):
Успокойтесь. Ничего такого страшного и непоправимого не произошло. Давайте начинать, вернее, продолжать линейку. Мы все свои. И их вид ребят не смущает. Правда, ребята?

Дети:
Нет!

Ведущий 1:
А почетных гостей?

Новый учебный год:
Найдем мы как-то общий язык с почетными гостями. Ведь только вы одна возмущаетесь. Даже директор молчит.

Ведущий 1:
Сценарий-то мне вести.

Звонок:
Так ведите!

Ведущая 1:
Так порядок был нарушен. Мне надо перестроиться. А когда я это сделаю?

Новый учебный год:
Это мы берем на себя. Идите, перестраивайтесь.

Ведущие уходят в сторонку. Звонок и Новый учебный год выполняют танец или песню Интереснее, если совместно с ребятами. Причем, чтобы это было не запланировано. Если песня (любая известная, например, «Если б не было школ» на слова Ю. Энтина или не столь известная, но интересная, например, «Нарядные петерки» на слова Е. Обуховой), то Звонок и Новый учебный год поют и с микрофонами подходят к детям разного возраста, чтобы они сами также спели несколько слов из куплета. Можно не ограничиваться одной песней. Если танец, то протанцевав определенное время сами, они завлекают детей в общий круг.

Возвращаются ведущие.

Ведущий 1:
Самое время для напутственного слова от директора (ФИО, название учебного учреждения)!

Звонок:
Прошу заметить, слово! Будьте кратки, как завещал Чехов (имя, отчество директора).

Ведущий 1:
Вы опять?

Звонок:
А что? Я просто продемонстрировал, насколько эрудирован. И все благодаря вам, педагогам. Знаю все полезные изречения великих людей.

Ведущий 2:
Хватит вам уже отношения выяснять. Имя-отчество директора, просим вас.

Выступление директора школы

Ведущий 1:
Теперь все чинно и благородно! Позвольте представить наших дорогих гостей (перечисление, поздравления и напутственные речи из уст почетных гостей).

Ведущий 1:
Школа – это много понятий разных.

Ведущий 2:
Школа – это будни.

Ведущий 1:
Школа – это праздник.

Ведущий 2:
Школа – это счастье твое и мое.

Ведущий 1:
Школа – это дружная семья.

Ведущий 2:
Школа – это наши педагоги!

Ведущий 1:
Да! Они вам расскажут и что такое тычинка, и что такое амеба.

Ведущий 2:
И как интересно устроена наша природа.

Ведущий 1:
Где умножить, где отнять.

Ведущий 2:
Учитель математики поможет разобраться и понять.

Ведущий 1:
Как кислоты выливать.

Ведущий 2:
Чтобы школу не взорвать.

Ведущий 1:
Надо это все знать.

Ведущий 2:
Чтобы химию на пять сдать.

Ведущий1:
Эпохи, даты.

Ведущий 2:
Судьбы, лица.

Ведущий 1:
Хранят истории страницы.

Ведущий 2:
Физика нужна!

Ведущий 1:
Физика важна!

Ведущий 2:
Физике учиться.

Ведущий 1:
Вы не должны лениться!

Ведущий 2:
А что о школьной жизни могут сказать наши ученики?

Выступают дети (шуточные стихи об учителях, учениках, предметах, поздравительные стихотворения).

Ведущий 1:
Столь же ярко можно сказать без слов. Приглашаются (ученики, участвующие в танце).

Танец учеников желательно на школьную тематику, например, можно просто с указками. Далее могут песни, желательно, если это будут безобидные переделки.

Тем временем Звонок и Новый учебный год незаметно уходят и к окончанию концертной программы возвращаются в парадной одежде. Новый учебный год вручает ключ Знаний (на нем указаны даты нового учебного года) директору. Звонок выносит звонок и передает его старшекласснику и первоклашке. Звучит первый звонок! Начат новый учебный год!

Викторина «Ледовое побоище» (с ответами)

Вопрос

Ответ

Назовите имя воеводы возглавившего русского войско, оказавшее сопротивление ордену немецких рыцарей осенью 1240?

Против немцев выступил псковский воевода Гаврила Бориславич со своей дружиной и Псковским ополчением.

Какое событие поспособствовало взятию немцами города Пскова в 1240году?

Взять Псков немцам помогла измена псковского посадника Твердилы Иванковича, перешедшего на сторону немцев.

Покорив город Псков, что построили немцы на территории Псковской волости и с какой целью?

Подчинив себе Псковскую волость, немцы построили крепостцу в Копорье. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток.

Какие населенные пункты были захвачены немцами в 1240 на территории Новгородской республики?

Войско ордена вторглись в самый центр новгородских владений, захватили Лугу и новгородский пригород Тёсово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров.

Укажите название населенного пункта в районе которого отряд ордена нанес поражение разведовательному отряду русских воинов? Кто возглавлял отряд русских воинов?

В марте 1242 года из Дерпта (бывшего русского Юрьева, ныне – эстонский город Тарту) была выслана разведка ордена с целью прощупать силу русских войск. В 18 верстах южнее Дерпта орденскому разведывательному отряду удалось разбить русский "разгон" под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведывательный отряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт.

Какую тактику использовал в начале сражения 5 апреля 1242 года Александр Невский против знаменитой « свиньи» Тевтонского ордена?

Немецкому клину Александр противопоставил русский пяток – строй в виде римской цифры "V", то есть угла, обращённого отверстием к противнику. Это самое отверстие прикрывали лучников, которые и приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение.

Происхождение названия «Чудское озеро»?

Этноним в употреблялся для обозначения древних , включая , а также как собирательное название различных . Название это , так как эсты сами себя чудью никогда не называли .

Почему Алексанлдр Невский выбрал для боя позицию на льду Чудского озера?

Весенний лед был достаточно прочным, чтобы выдержать русских воинов, вооруженных копьями, мечами, секирами и топорами, но рыцарскую конницу с закованными в броню всадниками лед, как мог не выдержать.

Боевой порядок немецких рыцарей имел форму клина, или, как его называет русская летопись, «свиньи»

Дайте описание построения немецкого клина?

По описанию историков, «свинья» имела следующий вид: впереди выстраивались от трех до пяти конных рыцарей; за ними, во вторую шеренгу, становились уже пять-семь рыцарей; последующие ряды увеличивались на два-три человека. Общее количество рядов, составлявших «свинью», могло доходить до десяти, а число рыцарей - до 150. Остальные рыцари строились колонной за «свиньей». Такой строй неоднократно успешно применялся рыцарями для прорыва центра противника и окружения его флангов.

Вместе с рыцарями действовала и пехота, которая состояла из оруженосцев, слуг и частично из населения покоренных стран. Пехота вступала в действие тогда, когда «свинья» разрывала строй центрального полка противника и выходила на его фланги. За пехотой всегда шел строй рыцарей.

Н. М. Карамзина считает основной заслугой Александра в сражении 1242 года его «благоразумие». Объясните, в чём Карамзин видел это «благоразумие»?

Проявилось в том, что после победы князь не погнал побежденного врага до стен Риги, а, «довольный ужасом Немцев, вложил меч в ножны и возвратился в город Псков» .

О, Русь моя! Твоя земля

Который раз кропится кровью,

Какой неведомой любовью

С тобою связан дух народный…

«Ледовое побоище»

Исмагилов Владислав. Псковская поэзия.

В какой день недели состоялась знаменитая битва?

По юлианскому (старому) календарю (суббота).

Как называется картина и кто её автор?

«Ледовое побоище». Автор В.М. Назарук.

Продолжите фразу Александра Невского «Не в силе Бог, а в…

«Не в силе Бог, а в правде»

Кто командовал войсками ордена в сражении?

Андреас фон Фельфен вице - ландмейстер Ливонского отдела ( - , - ). Согласно , до своего вступления в должность ливонского ландмейстера Андреас фон Фельфен был (командором) Риги. Известен тем, что командовал в ливонскими , во время знаменитого « », сам не сражался, поручив командование , предпочёл находиться на безопасном расстоянии, поэтому и не попал в плен.

Кто изображён на фреске на стенах Грановитой палаты Московского Кремля? Укажите даты жизни .

Великий князь Александр Ярославович Невский. 13 мая 1221 – 14 ноября 1263 гг.

Укажите название исторического источника? «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…» «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»

«Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век.

Какие строчки молитвы были произнесены Александром Невским перед битвой на Чудском озере?

Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”.

В современном календаре памятных дат РФ отмечается Дни воинской славы России. Когда был принят федеральный закон о Днях воинской славы России? Назовите дату когда отмечается - День победы русских воинов князя над немецкими рыцарями на ( )

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России».

18 апреля - День победы русских воинов князя над немецкими рыцарями на ( )

Кто режиссёр и в каком году был снят художественный фильм в СССР о Ледовом побоище? Укажите название фильма.

В Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм « »

В 1959 году академией наук СССР была организована экспедиция на Чудское озеро. Кто был руководителем и какова была цель экспедиции?

Георгий (Юрий) Николаевич Караев ( , - , ) - советский военный , (1949), , доцент, писатель. Кандидат военных наук. В 1959 году руководил научной экспедицией Института археологии Академии наук СССР на Чудское озеро для определения места .

Фрагмент какого художественного произведения изображен? Назовите автора и названия остальных частей произведения и в каком году было написано данное произведение?

Триптих художника Павла Корина. Левая часть «Северная баллада», центральная часть «Александр Невский», правая часть» Старинный сказ». Написано произведение в 1942 году.

Какое отношение к описанию жизни и деятельности Александра Невского имеет дата 1547?

в лике при на .

Где покоятся мощи Александра Невского?

Изначально был похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В

1. Кому принадлежат крылатые слова:

«Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет»; «На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля?».

Ответ: Александру Невскому.

2. О каком сражении писал летописец: «И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому что он был полит кровью?».

Ответ: о битве на льду Чудского озера - Ледовом побоище.

3. Какие последствия имело Ледовое побоище?

Ответ: русские земли были спасены от порабощения немецкими феодалами, которые вынуждены были признать неприкосновенность русских границ. По оценке К. Маркса, «Александр Невский разбил немецких рыцарей... на льду Чудского озера, так что прохвосты...были окончательно отброшены от русской границы».

4. Какое важное событие произошло 8 сентября 1380 года? Об этом событии говорилось в поэтическом сказании XIV в.: «Кони ржут в Москве, бубны бьют в Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенит слава по всей земле Русской».

Ответ: Куликовская битва. Поэма «Задонщина».

5. Поединком каких богатырей началась Куликовская битва?

Ответ: русского богатыря Пересвета и татарского Челубея (Телебея).

6. Объясните выражение: «Мамаево побоище».

Ответ: в Куликовской битве 1380 г. русские войска разгромили монголо-татарское войско, которое возглавлял хан Мамай. Отсюда - «Мамаево побоище».

7. Назовите выдающихся русских полководца и флотоводца, не проигравших ни одного сражения. Первый из них одержал победу в 63-х, а второй - в 40 битвах.

Ответ: А. В. Суворов (1730-1800), Ф. Ф. Ушаков (1744-1817).

8. В каком белорусском городе жил А. В. Суворов после увольнения в отставку в 1797 г.?

Ответ: в г. Кобрин Брестской области.

9. Кому принадлежат слова: «Я буду властелином мира. Остаётся одна Россия, но я раздавлю её»?

Ответ: Наполеону.

10. В первые дни Отечественной войны 1812 года население Петербурга сформировало ополчение. Кто был избран главой этого ополчения?

Ответ: М. И. Кутузов.

11. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а когда началась Отечественная война 1812 года?

Ответ: Бородинское сражение.

13. Кто написал картины «Военный совет в Филях» и «Переход Суворова через Альпы»?

Ответ: художники А. Д. Кившенко и В. И. Суриков.

Ответ: П. И. Чайковский.

775­й годовщине Ледового побоища
посвящается…
«Россия начиналась не с
меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

«Я помню! Я горжусь!»
Во все времена всегда были в
почёте люди сильные, смелые и
благородные. И тут нет ничего
удивительного. Ведь герой тот,
кто отважен, честен и отдает
все свои силы служению добру.
Кто жизни своей не пожалеет,
защищая Родину.
А.С.Пушкин сказал:
«Гордиться славою своих
предков не только можно, но
и должно; не уважать оной
есть постыдное малодушие».

«Я помню! Я горжусь!»
10 февраля 1995 года
Государственная Дума РФ
приняла закон «О днях воинской
славы и памятных датах России».

Нельзя быть настоящим
гражданином страны, не зная её
прошлого. Во все времена
подвиги русских воинов
почитались народом,
сохранялись в памяти поколений.
Днями воинской славы
являются даты славных побед,
которые сыграли решающую роль
в истории России и в которых
русские войска снискали себе
почёт и уважение современников
и благодарную память потомков.

«Я помню! Я горжусь!»
Одной из таких знатных
побед в истории нашей
Родины,
неоспоримо
является победа на льду
Чудского озера.

озере
с
5 апреля 1242 года на
у
Чудском
камня
Вороньего
состоялась битва русской
дружины
рыцарями
тевтонского ордена. Это
сражение
в
историю под названием
Ледовое
побоище.
великое
Возглавлял
сражение
князь
Александр Невский.
вошло

Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет.
На том стоит и будет стоять Русская земля.
Александр Невский

«Была та сеча велика и не
было видно льду: покрыло всё
кровию» ­ писал летописец о
той битве. Сражение
продолжалось до позднего
вечера. Когда рыцарское
войско дрогнуло и
обратилось в бегство, русские
погнали их на прибрежный
лёд. Тонкая корка
проламывалась под копытами
тяжеловооруженных рыцарей,
увлекая их на дно Чудского
озера.

«Я помню! Я горжусь!»
Не многим крестоносцам удалось
добраться до берега. Некоторые
были взяты в плен. Позорное
поражение подкосило
высокомерие Левонского
ордена. Немцам пришлось
просить мира на любых
условиях.
С триумфом возвратился
Александр Ярославич в
Новгород. Весь народ вышел
встречать победителей. В том же
году был заключен мир между
Новгородом и Левонским
орденом. На несколько столетий
тевтонцы забыли о русских
северных землях.

Александр Невский
Великий князь Александр Ярославич во время Ледового побоища разгромил
немецких рыцарей. Он отказался от предложения папы римского принять католичество.
Примером мужества и героизма стал Александр Невский не только для своих
современников, но и для потомков.

Александр Невский
Незадолго до своей кончины
в 1263 году князь Александр
принял монашество. Всю
жизнь он трудился на благо
русской земли и после смерти
Александр Невский считается
покровителем и защитником
России. Церковь причислила
Александра Невского к лику
святых. Его подвиги
воодушевляют русский народ
в самые тяжелые дни. Святой
князь Александр считается
хранителем русской земли.

«Я помню! Я горжусь!»
Ледовое побоище вошло в
историю не только как
замечательный образец
военной тактики и
стратегии, но и как
показательный пример того,
что как бы ни был силён
враг, как бы ни велика была
его слава непобедимого
воина, всегда надо помнить:
«Сражение выигрывает тот,
кто твёрдо решил его
выиграть! Наше дело
правое, победа будет за
нами!»

«Я помню! Я горжусь!»
Великая битва не забыта
благодарными потомками.
Сегодня она сохранена не
только в исторических
хрониках и письменных
рассказах.
Благодарные потомки
сохранили память о ней в
стихах, картинах,
художественных фильмах и
монументах.

В рамках празднования Года российской истории мы не можем обойти вниманием такую историческую дату, как 775-летие победы на Чудском озере (Ледовое побоище) .
В 1240-42 годах немецкие крестоносцы, датские и шведские феодалы усилили агрессивные действия, воспользовавшись ослаблением Руси, земли которой в это время разоряли монголо-татары хана Батыя.
В 1240 шведы были разгромлены в устье Невы, но крестоносцы Ливонского ордена захватили Изборск, а затем при помощи изменников-бояр – Псков. Взяв Копорский погост (1240 ), крестоносцы построили здесь крепость. В 1241 году они планировали захват Великого Новгорода, Карелии и земель в районе Невы.
По просьбе Вече в Новгород прибыл князь Александр Невский, покинувший его зимой 1240 года после ссоры с частью новгородских бояр. Собрав войско из новгородцев, ладожан, ижоры и карелов, он выбил в 1241 тевтонских рыцарей из Копорья. Новгородское войско, к которому присоединились владимиро-суздальские полки, вступило в землю эстов. Но затем, неожиданно повернув на восток, Александр Невский осадил Псков и вскоре освободил город. После этого он снова перенёс военные действия в землю эстов с целью предупредить сбор главных сил крестоносцев и вынудить к преждевременному для них выступлению.
Рыцари собрали большие силы и, будучи уверены в своей победе, двинулись на восток. В поход против Александра отправились практически все крестоносные « слуги Божьи» – тяжеловооруженные, закованные в латы конные рыцари. Во главе орденского войска шли сам магистр, вся орденская верхушка, многие епископы. Близ селения Хаммаст русский передовой отряд Домаша и Кербета обнаружил большое рыцарское войско; в бою отряд был разбит, но оставшиеся в живых сообщили о приближении крестоносцев. Русское войско отступило на восток. Александр Невский расположил русскую рать (15 -17 тыс. человек) в узкой южной части Чудского озера юго-западнее острова Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном им месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков.
Ранним утром 5 апреля 1242 года из мглы на озеро выползла знаменитая тевтонская « свинья» и двинулась навстречу русской рати. Первый же удар крестоносного клина прогнул русский центр. Лучники расстреливали первые ряды рыцарей, стаскивали их с коней, добивая на земле, но сзади плотным строем скакали все новые всадники, сокрушавшие русских. Вскоре центр был прорван, пехотинцы рассыпались в стороны, но немецкий клин уткнулся, как и замышлял Александр, в высокий, поросший лесом и заснеженный восточный берег озера. Движение рыцарей замедлилось, смешалось, и в это время в движение пришли крылья русского войска, обрушившие всю свою конную мощь на фланги и тыл клина. Рыцарям уже трудно было перестроиться и развернуться против окруживших их русских дружин. Первой побежала чудь, за ней немецкие пехотинцы. Русские умело оттеснили противника на слабый лед, и рыцари начали проваливаться под лет и тонуть. Воины Александра начали добивать врага. Лед озера покрылся кровью. По данным Новгородской летописи, в битве погибло « немец 400 и 50 взято в плен». Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода.
Разгром тевтонского войска был полным.

Па­мятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха во Пскове

Победа на Чудском озере имела огромное историческое значение. Она остановила продвижение крестоносцев на восток, имевшее своей целью покорение и колонизацию русских земель; в этом же году был заключён мирный договор между Новгородом и Ливонским орденом. Это была историческая победа. Ледовое побоище занимает также выдающееся место в истории русского военного искусства.
Безусловно, главным творцом победы новгородцев в битве на Чудском озере был сам Александр Невский. Его тактические задумки спасли жизнь множеству дружинников. Александр Невский предстает как один из наиболее замечательных героев русской истории – храбрым воином, талантливым полководцем, мудрым правителем страны, заботящимся о благе народа и способным на самопожертвование ради Отечества.
М. В. Ломоносов отмечал дальновидность политики Невского, подчеркивал его заслуги в умиротворении Золотой Орды и пресечении агрессии с Запада. По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами: « Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!».
За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды – он был канонизирован церковью и объявлен Святым.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта