Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.
Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.
Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:
Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;
Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;
Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.
Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).
Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.
Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.
Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.
Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.
В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.
Имя числительное является частью речи с довольно сложной структурой, поскольку может выражать бесконечно длинные сочетания слов. В русском языке числительные делятся на две большие группы: простые и сложные. В этой статье подробно описаны характеристики обеих групп с примерами.
Имена числительные выделяются среди других частей речи своей сложной структурой. Они обладают способностью выражать одно значение очень длинным, практически нескончаемым сочетанием слов.
Простые числительные состоят из одного корня. Большинство простых количественных числительных являются непроизводными. Есть среди этой категории слова, которые произошли от других числительных. Например: Семнадцать - семь+на+десяти; двадцать - два+десять.
К производным относится также числительное сорок: оно имеет общий корень с современным словом «сорочка» не случайно. Считается, что для изготовления одного мехового изделия, которое называлось «соро́к» (что-то похожее на современную шубу) уходило как раз 40 шкурок соболя или куницы. Так же назывался мешок, в который помещалось это количество шкурок. Постепенно сложное числительное «четыредести» было вытеснено более простым словом.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
У всех количественных числительных есть соответствующее порядковое, образованное суффиксальным способом.
Многие путают названия категорий, называя сложными сочетания нескольких слов, а составными - сложные слова. Чтобы запомнить названия правильно и не путаться, можно воспользоваться такой схемой-подсказкой:
При склонении в количественных сложных числительных меняются все основы, а в составных - все части сочетания.
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 20.
По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные – это слова с простой основой – немотивированные и суффиксальные:два , пять , десять , сорок , сто , сколько , столько , пятнадцать , тридцать ; сложные числительные – это слова со сложной основой: шестьдесят , восемьсот (подробнее см. § 1032, 1034). Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более), каждое из которых само является простым или сложным числительным: двадцать пять , восемьсот тридцать восемь . В составное числительное может входить существительное со значением числа; например: тысяча девятьсот семьдесят шесть ; (один ) миллион пять тысяч сто девяносто пять . При обозначении очень больших чисел или количеств (миллиард , тысячи миллиардов ) употребляются сущ. биллион (миллиард) , триллион (число, равное тысяче миллиардов) , квадрильон (условное название числа, изображаемого единицей с пятнадцатью или двадцатью нулями) , которые выступают в разных сочетаниях с числительными или другими существительными: один триллионпять биллионов восемь миллионов сто тысяч двести восемьдесят один .
СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Числительные два , три , четыре образуют падежные формы по образцу смешанного склонения прилагательных (см. § 1315). Система их флексий в косв. пад. представляет собой несколько видоизмененную систему флексий падежных форм смешанного скл. прилагательных во мн. ч. Числ. два , три , четыре имеют следующий фонемный состав флексий:
Парадигмы |
||||
дв -а |
дв -е |
тр -и |
четыр -е |
|
дв -ух |
тр -ёх |
четыр -ёх |
||
дв -ум |
тр -ём |
четыр -ём |
||
как им. или род. п. |
как им. или род. п. |
|||
дв -умя |
тр -емя |
четырь -мя |
||
о дв -ух |
о тр -ёх |
о четыр -ёх |
Числительные от пяти до десяти и все числительные на -дцать и -десят образуют падежные формы по третьему скл. существительных (см. § 1187). Отличительной особенностью склонения числительных на -десят является так называемое двойное склонение, т. е. склонение обеих составных частей: пятьдесят , пятидесяти , пятьюдесятью . Числительные на -десят образуют падежные формы от вариантных основ: формы им. и вин. п. имеют основу на твердую согласную, а формы других косв. пад. – на мягкую согласную:пятьдесят , но пятидесяти .
Парадигмы |
|||
пять |
пятнадцать |
пятьдесят |
|
пят -и |
пятнадцат -и |
пятидесят -и |
|
пят -и |
пятнадцат -и |
пятидесят -и |
|
пять |
пятнадцать |
пятидесят |
|
пят -ю |
пятнадцат -ю |
пятидесят -ю |
|
о пят -и |
о пятнадцат -и |
о пятидесят -и |
Составные числительные изменяются по падежам. При образовании падежных форм нормально изменение по падежам каждого слова, входящего в составное числительное.
тысяча |
двести |
восемьдесят семь |
|
тысячи |
двухсот |
восьмидесяти семи |
|
тысяче |
двумстам |
восьмидесяти семи |
|
тысячу |
двести |
восемьдесят семь |
|
тысячью (тысячей ) |
двумястами |
восемью десятью семью |
|
о тысяче |
о двухстах |
о восьмидесяти семи |
СКЛОНЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Собирательные числ. оба , двое , трое , четверо и др., а также неопределенно-количествен- ные числительные много , немного , сколько , сколько -нибудь , сколько -то , несколько , столько ,столько -то образуют формы косв. пад. по адъективному типу склонения прилагательных. Собирательные числительные имеют падежные формы с системой флексий мн. ч. Числительные двое , трое , четверо имеют в им. п. флексию | 1 | (орфогр. -о и -е ), а в остальных падежных формах флексии, тождественные флексиям адъективного склонения прилагательных в его разновидностях твердой (собирательные числ. с основой на твердую согласную) или мягкой (собирательные числ. с основой на |j|)
Числ. оба , обе образует падежные формы от разных основ: в формах косв. пад. муж. и сред. р. – основа |обоj|-, в формах косв. пад. жен. р. – основа |об"ej|-.
Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45
Тема : « Простые, сложные и составные числительные».
Цели урока:
Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.
- сообщение учеников из истории числительных;
Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
4. Закрепление
Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.
Слайд № 2.
Посмотрите на слайд.
Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?
сложные числительные
составные числительные
Простые: шесть участков, одиннадцатый век.
Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.
Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.
Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.
А сейчас вы выступите в роли конструкторов.
(Составное).
2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).
3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).
4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.
Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.
сл п с п сл
Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.
Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.
Кто сделал 1 ошибку?
Кто не справился?
Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.
Выставление оценок с кратким комментарием.
Слайд № 4.
§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.
Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.
☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3
предложения с числительными, различными по своему строению.
А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.
Задание: Вспомните и назовите примеры.
Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д
Литература.
Карточка № 2.
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Мы учимся в шестом классе.
Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Имя числительное - одна из самых простых частей речи в русском языке. Узнать числительное просто - достаточно задать вопрос «сколько» или «который», и если слово отвечает на него, значит, оно входит в эту группу.
Но внутри большой группы числительные делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные из них и выясним, как отнести часть речи к тому или иному типу.
Главный отличительный признак числительного - это возможность записать слово в числовом виде, то есть цифрами. Но записи могут сильно отличаться между собой по внешнему виду и по прочтению - например, слова «десять», «триста двенадцать» и «одна тысяча шестьсот семьдесят восемь».
А вот такие слова, как «шестьдесят», «восемьдесят» или «семьсот», простыми уже не являются. Хотя пишутся они одним словом, корней здесь больше. Например, слово «шестьдесят» состоит из основ «шесть» и «десять», слово «семьсот» - из основ «семь» и «сто». Такие слова принято называть сложными, и очень важно не путать их с простыми.
Главное отличие составных числительных от предыдущих двух групп - это их написание несколькими раздельными словами. Примеры - «тысяча шестьдесят восемь», «четыреста двадцать три», «восемьсот сорок один», «двадцать два». К этой группе также относятся почти все дроби - если писать их словами, а не цифрами, всегда получается целая фраза.
К примеру - «одна целая шесть десятых», «пять девятых», «две третьих». Единственное исключение - это слово «полтора» - с его помощью можно выразить число «одна целая пять десятых».
Отдельного упоминания заслуживают правила склонения составных имен числительных. Они различаются в зависимости от ситуации. Иногда выражение склоняется полностью, по каждому слову - например, «заплатить за покупку трехстами сорока тремя рублями». Но в некоторых случаях трансформируется только последняя часть составного числительного. Для примера можно взять «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году». Как мы видим, здесь падеж изменен только для последней части - все остальные остаются в именительном падеже.