Главная » Выращивание » Сколько в Крыму крымских татар? Этнические предки крымских татар.

Сколько в Крыму крымских татар? Этнические предки крымских татар.

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.

Одной из наиболее популярных тем борцов с тоталитаризмом в период перестройки, которые с упоением занимались разоблачением кровавого сталинского режима и имперских амбиций СССР, была тема судьбы крымских татар. Не жалея красок и эмоций расписывались жестокие и бесчеловечные методы работы карательной машины сталинского режима, которая обрекла безвинный народ на необоснованные страдания и лишения в результате депортации в мае 1944 года. Сегодня, по прошествии более двух десятков, когда первоначальная эйфория перестроечных разоблачений сменилась желанием спокойно и взвешенно разобраться в той или иной проблеме, на депортацию крымских татар можно посмотреть как на историческую проблему, отбросив идеологическую и политическую шелуху. Отделить, так сказать, зерна от плевел.

Кто такие крымские татары?

Крымский полуостров с благодатным климатом и плодородными землями во все века притягивал к себе народы со всех сторон света. Запад, восток, север – все стремились к теплым южным берегам, где не надо было так убиваться для добычи пропитания. В разное время на полуострове жили скифы, сарматы, греки, римляне, готы, гунны, печенеги, половцы. Древние русичи с незапамятных времен занимали восточную часть полуострова, входя в состав Тьмутараканского княжества, существовавшего в Х-ХII веках. И носил название этот почти райский уголок Таврида. В 1223 году впервые на земле древней Тавриды появляются татары-монголы, захватив и разграбив город Судак. В 1239 году они делают полуостров татарским улусом и дают ему название – Крым. Крымские татары – это один из осколков Золотой Орды.

Крымское ханство

Но Золотая Орда распадается в 1443 году, и на территории полуострова образуется Крымское ханство. Независимым оно было очень недолго. Уже в 1475 году хан Менгли-Гирей признает себя вассалом Османской империи. Все важные стратегические пункты ханства возглавляют турки, они же и являются фактическими хозяевами Крымского ханства. Все местные правители являются слугами турецкого султана – он назначает и смещает их, платит им жалованье. Крымские татары Абсолютно не привыкшие к труду земледельцев, которых татары считают рабами, они предпочитают обеспечивать свою жизнь разбойными набегами на ближайших соседей. В конце концов, это становится местной экономикой, прибыльным бизнесом. Не надо возводить новые города, строить школы, театры. Проще налететь разбойной ордой на соседей, разрушить, сжечь, убить ненужных, а нужных забрать в плен и продать в рабство. Представитель польского короля Мартин Броневский, пробывший несколько месяцев в Крыму в 1578 году, оставил такую характеристику крымских татар: «Этот народ хищный и голодный, он не дорожит своими клятвами союзникам, но имеет в виду одни свои выгоды, живёт грабежами и постоянною изменническою войною». Такое поведение вполне устраивало Османскую Порту в ее захватнической политике по отношению ко всему христианскому миру Восточной Европы.

Крымское ханство с его воинственными подданными было передовым отрядом, готовое отправиться куда угодно за выгодной добычей. Если османские правители упрекали потомков Чингисхана за излишнюю инициативу по части грабежей, те отвечали, что не могут более ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли, прокормиться без набегов. Именно в них они видят службу падишаху. Только за вторую половину 16 века крымские татары совершили на Московское государство 48 набегов. В первой половине 17 века они угнали в плен более 200 тыс. русских. Украинские земли, входившие в состав Речи Посполитой, не меньше страдали, а иногда и больше. С 1605 по 1644 год было совершено не менее 75 набегов кровожадных соседей. Всего за три года, с 1654 по 1657, Украина потеряла более 50 тысяч человек благодаря набегам крымских татар. Ежегодно из Крыма вывозили 20 тысяч рабов и не менее 60 тысяч пленников использовались в самом ханстве в качестве рабов.

Русское государство не желало терпеть у своих границ разбойничье гнездо и много раз давало не только внушительный отпор, но и делало многочисленные попытки ликвидировать крымско-татарскую угрозу. Это было сложно, ведь за спиной Крымского ханства стояла могущественная Османская империя.

Крымские татары в составе Российской империи

Наступили времена, когда Российское государство одержало верх не только над гнездом разбойников и работорговцев, но и над могущественной Турцией. Произошло это в ходе русско-турецкой войны, которую Турция начала с Россией в 1768 году. В январе 1769 года 70-ти тысячное татарское войско попыталось совершить свой последний в истории набег на Россию, но нарвалось на русские полки и было не только остановлено, но и отброшено. Русская армия, преследуя татар, занимает укрепленную линию Перекопа, и успешно продвигается по полуострову. Хан Селим-Гирей III бросил все и бежал в Стамбул, а оставшиеся татарские вельможи поспешно изъявили покорность. Новый хан Сахиб-Гирей подписал в Карасубазаре в 1772 году договор с князем Долгоруковым. по этому договору объявлялся независимым ханством под покровительством России. Османская империя подтвердила этот договор Кючук-Кайнарджийским миром в 1774 году, но исподтишка инспирировала антирусские восстания в Крыму. Поэтому в 1783 году, после отречения последнего крымского хана Шагин-Гирея, Крым, на основании Манифеста императрицы Екатерины II, был присоединен к России.

Судя по историческим документам население присоединенной территории Крыма никогда не ущемлялось в правах, а иногда получало их даже больше, чем коренное русское население российского государства. Местная крымская знать получила все права российского дворянства. Представителям мусульманского духовенства была гарантирована неприкосновенность. Воинская повинность на крымских татар не распространялась. Тем не менее, большая часть крымских татар перебралась в Турцию, а оставшиеся в Крыму нанесли не один удар в спину «русским гяурам», которые разрушили привычный образ жизни разбойников и работорговцев.

Депортация крымских татар

Первый раз это произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов. Как только войска неприятелей начали высадку на территорию Крыма, значительная часть татарского населения поддержала врагов России. При этом они кинулись притеснять, грабить и убивать христианское население, проявляя при этом необыкновенную жестокость. Справедливого возмездия крымские татары за своё предательское поведение избежали благодаря излишней либеральности . Поэтому точно так же они поступили уже в 20 веке во время революционных событий 1917 года. Добившись от Временного правительства разрешения на создание крымско-татарских воинских частей, получив оружие, они не торопились оказаться на передовой. А предпочли встречать немецкие войска разгулом грабежей по отношению ко всему христианскому населению.

Проходит чуть более 20 лет, и уже во время , крымские татары встречают немецкие войска с радостью и восторгом, идут не только по призыву, но и добровольно служить в немецкие карательные батальоны, организуют отряды самообороны от партизан, участвуют в казнях, превосходя немцев жестокостью. Немецкие источники сообщали, что на службе Адольфу Эфенди было около 20 тысяч крымских татар. Теперь мулла обязательно читает три молитвы: 1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера. 2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию. 3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.

Но возмездие за предательство вылилось в депортацию татарского населения, которое было осуществлено в мае 1944 года. Все татарское население Крыма было переселено в качестве спецпереселенцев в Узбекистан. Спецпереселенцам разрешали взять личные, бытовые вещи и продовольствие до 500 кг на семью. Каждый эшелон сопровождали врач и две медсестры с запасом лекарств, в пути было организовано горячее питание и обеспечение кипятком. В перечень продуктов входило мясо, рыба, мука, крупы, жиры. Так что ни о какой голодной смерти, на которую, якобы были обречены спецпереселенцы, речи быть не могло. В бытность нахождения у власти Сталина все распоряжения выполнялись очень скрупулезно.

Возвращение

Массовое возвращение крымских татар произошло в 1989 году, на волне перестроечных движений. В данное время в Крыму проживает около 250 тысяч крымских татар. С 1991 года действует Курултай – национальный парламент крымских татар. Исполнительным органом является Меджлис – национальное правительство.

Повод к размышлению

За всю мировую историю Россия практически никогда не являлась нападающей стороной, но страны, начинавшие войну против нее первыми, обвиняли ее в агрессии…

16:14 24.04.2014

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. человек (по переписи 2001 года). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

Справка

Крымские татары, кърымтатарлар, qırımtatarlar (самоназвание) - народ, говорящий на крымскотатарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В крымскотатарском языке выделяют северный (степной), средний (горный) и южный (прибрежный) диалекты. Современный литературный язык сформировался на основе среднего диалекта.

Татары делятся на 3 основные субэтнические группы: степных татар (ногаи - çöllüler, noğaylar), южнобережных татар (ялыбойских - yalıboylular) и (горно)-предгорных татар, называющими себя татами (tatlar). Традиционные занятие у степных татар - кочевое скотоводство, у остальных групп - земледелие, садоводство и виноградарство, а также рыболовство у прибрежных жителей. Татары - мусульмане-сунниты. По антропологическому типу татары - европеоиды с некоторой долей монголоидности у ногаев.

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. живут в Крыму (по переписи 2001 г.). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

В Турции все население считается турками, поэтому официально с 1970 года численность и национальная принадлежность при переписи не указывается. По различным оценкам, численность крымских татар («крымских турок») и их потомков варьируется от 50-150 тыс. до 4-6 млн человек. Более реалистичными выглядят цифры в промежутке от 150 тыс. до 1 млн.

История

В 1223 году было установлено монголо-татарское наместничество в Судаке, что послужило началом заселения Крыма татарами. Крым входил в состав Золотой, а затем Большой Орды.

XIII-XVII столетия - этногенез крымско-татарского населения. 2/3 городского населения Крыма составляли греки и итальянцы из Генуи и Венеции. Часть татар стала переходить к оседлости с конца XIII в. и активно смешиваться с оседлым населением, даже принимая христианство. Во 2-й половине XIII-XIV веков распространяется ислам, ставший своего рода цементом, скрепившим народ. Образовались 3 субэтнические группы крымских татар: ногаи, таты и прибрежные. Ногаи - прямые потомки кипчаков-половцев и ногайцев - населяли степи Крым; их диалект относится к ногайско-кипчакским языкам. Наибольшей по численности группой татарского населения Крыма были таты. Таты жили в горах и предгорьях к северу от южнобережцев и к югу от ногаев. В этногенезе татов значительную роль играли кипчаки, от которых они унаследовали свой диалект (половецко-кипчакская подгруппа кипчакской группы тюркских языков) и готы, элементы материальной культуры которых находят у татов, а также греки. Прибрежные татары жили на южном берегу Крыма от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, черкесы, а на Востоке - итальянцы-генуэзцы. Огузский диалект южнобережцев близок к турецкому, хотя в лексике есть целый пласт греческих и итальянских заимствований.

1441-1783 - в период существования Крымского ханства, политика которого балансировалась между сильными соседями: Московским государством, Литвой и Турцией, хозяйственный уклад кочевого хозяйства предполагает постоянные набега за добычей, что и было постоянным явлением на приграничных территориях. Если война велась на государственном уровне, то набег становился нашествием. В 1571 году 40-тысячное войско хана Девлет-Гирея (1551-1577 годы), осадив Москву, подпалило посад и сожгло весь город. Главной добычей воинов был живой товар, который продавали на невольничьих рынках (крупнейшим из которых был в в Кафе - совр. Феодосия) в Турцию и в другие страны Ближнего Востока. По мнению историка Алана Фишера, с середины XV по конец XVIII веков 3 млн человек из христианского населения Польши и России были захвачены и проданы в рабство крымцами.

1475-1774 годы - время турецкого влияния на культуру крымских татар в период вассальной зависимости ханства от Османской империи, в состав которой был включен юго-восточный берег Крыма. Активное вмешательство турок во внутреннюю жизнь ханства заметно лишь в конце XVI в. На этот период приходится расцвет мусульманской крымской культуры, особенно архитектуры.

1783-1793 годы. В 1783 году Крымское ханство было присоединено к России. После этого началась массовая иммиграции татар на Северный Кавказ и Добружу, хотя татарская знать получила права равные с русским дворянством. К 80-м годам XVIII века в Крыму насчитывалось около 500 тыс. жителей, из них 92% - татары, большая часть которых проживала в горно-лесной зоне. До 1793 Крым покинуло свыше 300 тыс. татар, преимущественно горных. После заключения Ясского мира с Турцией по результатам 2-й Русско-турецкой войны (1792 год), часть населения, потеряв надежду на изменение своего положения, покинула Крым (около 100 тыс. человек). По переписи 1793 года, в Крыму оставалось 127,8 тыс. человека, из которых 87% были татарами. Царское правительство стало широко раздавать крымские земли русским дворянам во владение.

1784-1917 годы - служба крымских татар в рядах русской армии, преимущественно в кавалерийских отдельных частях. 1 марта 1784 последовал высочайший указ «О составлении войска из новых подданных, в Таврической области обитающих» было образовано 6 «Таврических национальных дивизионов конного войска», которые были распущенны в 1792 и в 1796 годах. Для войны с Наполеоном (1804-1814/ 1815 годы) в 1807 году и затем в 1808 году в качестве ополчения были созданы 4 крымско-татарских конных полка. В Отечественной войне 1812 года активное участие приняли 3 полка, дойдя до Парижа в 1814 году, после чего полки были распущены по домам. В 1827 году из крымских татар, имевших боевые отличия, был сформирован Крымскотатарский эскадрон, который был причислен к лейб-гвардии Казачьему полку. Эскадрон принял участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов и частично в Крымской войне в 1854-1855 годах. 26 мая 1863 года эскадрон был переформирован в Команду лейб-гвардии крымских татар в составе Собственного Его Величества конвоя. Кавалеристы эскадрона отличились в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. 16 мая 1890 года команда была расформирована. Кроме того, 12 июня 1874 года из крымских татар был сформирован Крымский эскадрон, переформированный 22 июля 1875 года в дивизион, а 21 февраля 1906 года - в Крымский конный полк. 10 октября 1909 года полк получил почетное наименование «Крымский конный Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк». 5 ноября 1909 года Николай II зачислил себя в списки полка. С 1874 года на татар была распространена всеобщая воинская повинность.

1860-1863 годы - период массовой миграции татар после Крымской войны (1853-1856 годы). Большинство уезжает в Румынию, а также в Болгарию и Турцию (уехало 181,1 тыс. человек, к 1870 г. - 200 тыс.). Именно потомки этих иммигрантов составляют сегодня большинство крымскотатарского населения в данных странах. Эмиграция коснулась 784 селения, из которых 330 совершенно опустели; причем уезжали в основном скотоводы, разоренные войной. Основной причиной иммиграции являлось обвинение татар в сотрудничестве с войсками антирусской коалиции в ходе Крымской войны.

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов масса татар перебралась из Добруджи в Анатолию, этому же движению способствовало введение всеобщей воинской повинности в Румынии в 1883 году, а также новые законы о переделе земельной собственности 1880-х гг.

1891-1920 годы - третья волна эмиграции крымских татар из России, достигшая пика в 1893 году, когда уехало 18 тыс. человек. В 1902-1903 годах ежедневно уезжало до 600-800 человек. Эта волна эмиграции была вызвана как экономическими, так и идеологическими, антиисламскими, причинами.

Конец XIX века - 1920 годы - период усиления национальных и националистических настроений среди крымскотатарской интеллигенции. Деятельность татарского просветителя Исмаила Гаспринского (İsmail Gaspıralı, 1851-1914) по открытию светских школ и печати. 25 марта 1917 года в Симферополе был проведен крымскотатарский съезд-курултай, на который прибыло 2 тыс. делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), признанный Временным правительством России, единственным полномочным административным органом крымских татар. С этого курултая началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

26 октября 1917 года состоялся учредительный курултай в Бахчисарае, который приняли первую в истории Крыма конституцию, объявившую новое независимое государство - Крымскую Народную Республику. На курултае был принят и государственный флаг Крыма - голубое полотнище с золотой тамгой в верхнем углу. Татарское правительство просуществовало до января 1918 года и было уничтожено матросами-революционерами. В феврале 1918 года губернский съезд Советов в Симферополе избрал Центральный исполнительный комитет, который 10 марта 1918 года объявил Крым Советской социалистической республикой Тавридой, просуществовавшей 1 месяц и павший под ударами немцев, захвативших Крым к 1 мая 1918 года. В 1920 году татары активно участвуют в движении «зеленых» (около 10 тыс. человек) против «белых» отрядов в Крыму. В частности, против врангелевских войск сражался 5-й татарский полк Крымской повстанческой армии под командованием Османа Деренайырлы.

1921-1945 годы - период существования Крымской АССР (Qrьm Avonomjalь Sotsialist Sovet Respublikasь кр.-тат.) в составе РСФСР, официальными языками которой являлись русский и крымскотатарский. В 1921-1931 годах в ходе борьбы с религией были закрыты и перепрофилированы все культовые сооружения: 106 мечетей, а также текие, медресе. При этом в рамках политики «коренизации» наблюдается расцвет светской национальной культуры: открываются национальные школы, театры, выпускаются газеты на крымскотатарском языке. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы и национальные районы, 5 из 7 которых были татарскими. В середине 1930-х годов национальное строительство было свернуто, начала проводиться политика русификации.

1944 год - выселение крымских татар из Крыма - Sürgün (кр.-тат.) - «изгнание». В апреле-мае 1944 года, после освобождения Крыма от оккупационных войск, было арестовано около 6 тыс. крымских татар-коллаборационистов, которые не успели эвакуироваться с немцами. 11 мая 1944 года Государственный комитет обороны СССР выпустил постановление № 5859 «О крымских татарах», в котором обвинил всех крымских татар в дезертирстве из Красной Армии и в сотрудничестве с оккупантами и постановил выслать их в Узбекскую СССР. За 18-20 мая 1944 года силами 32 тыс. сотрудников НКВД из Крыма было выселено 193,8 тыс. крымских татар (более 47 тыс. семей, 80% - женщины и дети). В Узбекистане было расселено 33,7 семей (151,3 тыс. человек). Татары работали в сельском хозяйстве, на нефтепромыслах, в рыбной промышленности, на стройках, в угольных шахтах, на рудниках. Из-за тяжелых условий работы смертность в первые 3 года достигала 19%. После выселения, указами 1945 и 1948 годов, в Крыму на русский лад были переименованы старые названия татарских сёл, а дома крымских татар заселены новыми поселенцами из России и Украины.

1944-1967 годы - крымские татары в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане проживают на положении спецпоселенцев (до апреля 1956 года), а затем без данного статуса, но без разрешения вернуться на Родину и получить назад реквизированное имущество.

С 1956 года - начало «петиционной кампании» крымских татар, которые стали рассылать в органы советской власти многочисленные заявления с требованиями позволить вернуться им на родину и восстановить автономию.

1967-1974 годы - указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Возвращение татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немногие смогли вернуться.

9 января 1974 года - издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

1987-1989 годы - активное общественное движение крымских татар за возвращение на Родину - функционирование общественных организаций - «Национального движения крымских татар» и становящейся все более влиятельной «Организации крымско-татарского национального движения». В июле 1987 года в Москве на Красной площади проводится демонстрация крымских татар, требующих позволить им вернуться в Крым.

В 1989 году депортация татар была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной. В мае 1990 года принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым. Началось массовое возвращение крымских татар: к концу 1996 г. в Крым вернулось около 250 тыс. крымских татар и, о некоторым данным, около 150 тыс. остается в местах высылки, в основном в окрестностях Ташкента, Самарканда и Шахрисабза. Из-за безработицы и невозможности вернуть свою землю у татар возникает множество проблем. До 1944 года субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. По приблизительным оценкам, среди крымских татар, живущих в Крыму, около 30% составляют южнобережцы, около 20% - ногаи и около 50% - таты.

В 1991 году был созван 2-й Курултай - национальный парламент, создавший систему национального самоуправления крымских татар внутри Автономной республики Крым (с 1995 года) в составе Украины. Каждые 5 лет происходят выборы Курултая, в которых участвует всё взрослое татарское население в возрасте 18 лет. Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа.

2014 год. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, крымскотатарский язык стал государственным языком Республики Крым (вместе с русским и украинским).

19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.

Подводя итоги

Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.

Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым - 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе - 303,1 тыс. чел. (77%).

Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе - 52,9 тысяч (13,45%).

Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 - в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).

Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.

Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов - 535, крымчаков – 228 человек.

Кто в плюсе, а кто в минусе

За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.

Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.

Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.

Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.

Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.

Родной язык

Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский - 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.

Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский - 0,37%.

Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.

Статья с www.nr2.ru

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания - синаксаря - в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар - голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд - курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры незаконной незарегестрированной организации "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: "Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы - сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.

Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все - часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.

Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]

Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" - потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине - конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" - в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван),в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI - XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия - примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год - свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский - народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму - злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов - беев. (Наиболее влиятельными беями - главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. - Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола - без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. - Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван - собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) - высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206 г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство - по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар, проживающих в Крыму, именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации - ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения").

Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская нелегальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар - НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма - половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи - азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI - XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего - особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII - началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX - началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% - городские жители.

Татары - национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации - родоплеменной (бесклассовой) структуры общества - и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось "сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем - административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее - политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай - это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму - потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары - мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х - 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми - для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. - заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. - Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта