Главная » Выращивание » Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч. Диккенсона

Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч. Диккенсона

Оливер Твист

ОЛИВЕР ТВИСТ (англ. Oliver Twist), герой романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), мальчик-сирота, незаконнорожденный сын Эдварда Лифорда и Агнес Флеминг. О.Т.- герой комбинации «романа воспитания» и «романа странствий». Типологически этот образ связан с такими героями, как, например, Там Джонс Филдинга или Кон-суэло Жорж Санд, для которых странствие есть форма обретения жизненного опыта. Кроме того, он еще и пример воплощения у Диккенса архетипа «преследуемого ребенка», устойчивого в его романном мире. О.Т. - единственный диккенсовский герой-ребенок, оставшийся ребенком до конца романа, и - что важно - живым и благополучным. Вместе с тем О.Т.- личность психологически достаточно условная. Ситуация «воспитания» (преследования лондонскими подонками в компании со злодеем-родственником) скорее позволяет обнаружить, кем О.Т. в отличие, скажем, от своего ровесника Плута (несомненно, по версии Диккенса, рожденного для своего разбойного ремесла) так и не становится: вором, лгуном и циником. Он по самой своей природе изначально не просто чувствительный и добрый мальчик, какие у Диккенса часто встречаются среди обитателей лондонского дна. Несмотря на то что О. родился и вырос в работном доме, его речь, поведение и, самое существенное, образ мыслей благородны, аристократичны. О.Т. прирожденный джентльмен. Благородная природа, даже порода, не искореняется в нем никаким «воспитанием» и «воспитателями», среди которых один из самых колоритных персонажей Диккенса - старый еврей Феджин, зловещий Карабас-Бара-бас лондонских беспризорников, служащих в его театре - школе воровства. О.Т. испытал множество лишений и страданий, но судьба в целом к нему благосклонна. Преследования и гонения не вечны. Он оказывается богатым наследником. Из-за фамильного внешнего сходства О.Т. узнают разные люди, знавшие его отца или мать, он дважды за время своих «странствий» оказывается под покровительством добрых людей - оба раза это знакомые или родственники его родителей. В итоге О.Т. обретает родную тетку и приемного отца, и его приключения заканчиваются. Знаменательно, что Диккенс не находит места в традиционном для своих романов эпилоге для сколько-нибудь конкретной характеристики жизни О.Т. в новых условиях. Ведь самый яркий, хотя и безусловно трудный, ее период завершился. Как типичный диккенсовский герой-ребенок (если только таковому удается пережить опасный детский возраст), О.Т. легко может затеряться в благополучном мире, лишившись какой-либо примечательности.

Лит.: Магсис С. Dickens: From Pickwick to Dombey. L, 1965. P. 18-19, 54-91; Честертон К. Чарльз Диккенс. М., 1982. С. 76-78; Гениева Е. Великая тайна // Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. С.15-16.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

Открытая книга

РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

Система образов

Взаимодействие двух жанрово-стилевых струй - «готического» и социально - бытового - интересно проявляется в образах двух злодеев романа - Монкса и Феджіна. Монкс по происхождению джентльмен (однако не за поведением и чувствами), Фэджин - переховувач краденого, но причастность к преступлению их уравнивает. Здесь уместно будет привести саркастический комментарий Диккенса, правда по другому поводу: «Какой богатый материал для философа: он свидетельствует... насколько одинаковыми путями происходит развитие милых свойств в благородного лорда и найбридкішого нищего».

Фэджин предстает перед читателем как фигура сугубо бытового плана, причем стилистически снижена. В его облике явственно проступают черты театральных скряг, что, в частности, ощущается в увиденной Оливером сцене проверки спрятанных драгоценностей. Однако постепенно этот персонаж «демонизируется». Фэджин все больше напоминает «собирателя душ», которые он крадет у безвинных детей, привлекая их к лихих дел. Его роль в конце романа озвучивает Сайкс, выкрикивая: «Дьявол!» И не Фэджин виноват в том, что Сайксові не хватает души, не он ее «забрал», как пытался сделать это с другими своими «питомцами»?

Монкс, наоборот, появляется в ореоле «адского» преступника из готического романа, что подтверждает и его внешность, и его страстность, и таинственность. Однако тем временем, как в ходе повествования фигура Феджіна разрастается до демонических размеров, воплощение метафизического зла и ступает на территорию «готики», Монкс здрібнюється, теряет свою «демоничность» и превращается в довольно жалкого юнца, жадного и злостивого, завистливого и подлого. Мотивация его странного поведения оказывается прагматичной: заграбастать все наследство отца и морально уничтожить своего сводного брата (другой путь «устранения» Оливера угрожал ему столкновением с законом). «Испорченность» Монкса, «демоническая» на первый взгляд, объясняется и воспитанием его не менее злостивої матушки. Монкс и Фэджин движутся навстречу друг другу с разных художественных измерений и, в конце концов, будто меняются местами.

1 Ллюзія - намек, отсылка к определенного художественного текста или жизненного факта, которые должны быть известными читателю.

2Метафізйчний - такой, что находится за пределами физического, материально - чувственного, предметного (в первоначальном, основном значении этого слова).

По Сайкса, то его образ структурирован иначе. Грубая душа разбойника существует в таком же грубом теле, отсутствие нравственного чувства уподобляет его до животного; поэтому не удивительно, что в авторском отношении к нему присутствует пренебрежение. Животное начало в Сайксі подкрепляет его неизменный спутник - белый собака. Озлобленный и недоверчивый, как и его хозяин, пес одновременно демонстрирует жестокость последнего своей постоянно разбитой мордой.

Nota bene . Другая смысловая оппозиция, заложенная в «Приключениях Оливера Твиста», следует из перейнятої Диккенсом у просветителей XVIII в. философии морали, различных ее учений. Как продемонстрировала автор монографии о писателе Т. Сільман, он опирался на два основных типа мировоззрения прошлого века, так сказать, две картины мира: гоббсівський закон животной борьбы всех против всех, “homo homini lupus est ” [“человек человеку - волк”], и просветительско-гуманное учение о любви людей друг к другу... Движущей силой человеческих поступков выступает или эгоизм, частный интерес, стремление к собственности (Мандевиль), или добродетель, доброжелательность, нравственное чувство (Шефтсбери)». Исследовательница делает правильный вывод о том, что отрицательные персонажи Диккенса действуют, будто иллюстрируя положение первой философской системы, тогда как положительные - второй.

Шефтсберіанський «просветительско-гуманный» утопический мир воплощается в своеобраВНОй идиллии, витвореній Диккенсом на страницах романа. Идиллический план «заселяют» благотворители Оливера и их друзья: мистер Броунлоу, миссис Мэйли, Роза и Гарри, доктор Лосберн и другие. Характерно, что топографически свою идиллию Диккенс размещает на достаточном расстоянии от шумных кварталов Лондона, а впоследствии разворачивает в «классическом» виде беззаботного существования на лоне природы. В духе Ж.-Ж. Руссо сельское жизнь противопоставляется урбанизированном, которое затягивает людей, но не является для них органичным: «Кто выяснит, почему картины ласкового жизни природы так глубоко врезаются в душу истощенных жителей тесных многолюдных городов и наполняют своей собственной душистой свежестью их опустошенные сердца!..» - восклицает писатель. Сельскую идиллию Диккенс дополняет семейной идиллией, которую он вводит практически в каждое свое произведение и которая становится вознаграждением добрым героям. В «Приключениях Оливера Твиста» все связанное с домашним уютом выполняет важную функцию, оттеняя убогое и неприкаяно жизни социального «дна».

Смысловые оппозиции в романе воплощено и на сюжетном уровне: в своеобраВНОй борьбе за Оливера Твиста, что идет между двумя группами персонажей - доброжелателями и преступниками. В этой перспективе проясняется необъяснимое с точки зрения логики стремление последних что удержать Оливера в своих тенетах, которое на «поверхности» произведения несколько искусственно вмотивовується интригами Монкса. И если преступники прилагают немалые усилия ради достижения своей цели, то доброжелатели с первого взгляда чувствуют в Оливере «своего» и относятся к нему с доверием. Зря что Оливер родился в приюте и с детства попал в логово разбойников - его законное место в светлой идиллии, к которой он в конце романа и присоединяется.

Nota bene . Жанровую природу «Приключений Оливера Твиста» время определяют как «роман воспитания». И действительно ли это так? Оливер не меняется на протяжении повествования, жизненные обстоятельства не имеют на него влияния. «Я убедился, что приучить его к нашему ремества будет нелегко, он совсем не такой, как другие дети в его положении... Я не мог его ни к чему привести, ничем соблазнить», - жалуется Монксові Фэджин. По замыслу автора, на пути Феджіну становится врожденный «инстинкт добра», чрезвычайно развитый в парня. Этому инстинкту Диккенс придавал особое значение, ведь именно он, в конце концов, ставит точку в развитии соціоморальної концепции произведения. Именно он показывает, что основным стимулом человеческого поведения является все же доброжелательность, стремление к добру, а не эгоизм или частный интерес. Зло, по Діккенсоном, вызванное ненормальным состоянием мира. В этом писатель идет по просвітниками, которые считали, что «неразумный» состояние общества «портит» добрую человеческую природу. Однако тем грунтом, на котором разрастается зло в социуме, есть недостатки человека: ее черствость, жестокость, скупость и подобное, что подкрепляет «бытовой» план романа. А потому в произведении сохраняется внутренняя напряженность, порожденная сосуществованием в одном художественном пространстве социально-бытового, «готического» и идиллического пластов, общества как толпы жестоких и порочных людей и идеализированного героя.

Главный герой в романе предстает живым и симпатичным мальчиком, но в то же время является воплощением умозрительной построения автора: демонстрирует превосходство нравственного начала в человеческой природе, идею естественной доброты. Появившись на страницах романа «ангелочком» - добрым, искренним, благодарным, он таким же уходит из них. Чем же другие мальчики - Плут и Чарли Бэтс, изображены также не без симпатии, отличаются от Оливера? Очевидно, только писательским замыслом. Чаще мы встречаемся с Пронырой, которому бандитская «романтика» совсем задурила голову: он гордится своим «ремеслом», а суд представляет как «звездный час». И что ждет этого ребенка, по-своему наивную и доверчивую, впереди? Чарли Бэтс, острослов и весельчак, в конце произведения достает «помиловании» от автора, который предоставляет ему возможность обратиться к порядочному жизни, что вполне соответствует желанию читателей. «Помилование» получает и подруга несчастной Нанси, смешное лицо, в папильотках и наряде невероятной цветовой гаммы.

Подробности. Следует заметить, что образы «людей бездны» намного интереснее и по смысловому наполнению, и по художественной структуре, чем образы идиллического плана. Это касается и «героинь» романа, - порядочной и добросовестной Розы и «грешницы» Нанси, которые также составляют своеобразную оппозицию. Роза является первой в ряду ангелоподобных женских образов, которые Диккенс выводит ли не в каждом своем романе 40-50-х годов.

Дж. Крукшенк. Иллюстрация к произведению «Приключения Оливера Твиста»

Писатель изображает красоту Розы, через которую передает ее необычайную душевную чистоту и невиданную в ее возрасте мудрость; читатель ею любуется, но в дальнейшем мало интересуется. По Нанси, то ее образ складывается постепенно, из отдельных фрагментов: мы видим ее отражение в подруге, следим за ее поведением, ее позами, движениями, привычками, эмоционально-ментальными состояниями, поступками. Она интригует читателя, заводя в тупик его нравственное чувство, и тем более читателя ранньовікторіанського, ведь Нанси - любовница Сайкса, она нарушила не одно суровое общественное «табу» и не одну христианскую заповедь. Этот образ также свидетельствует о силе добра в человеке, причем гораздо убедительнее, чем образы идеализированных героев. Нанси - бесспорно самый удачный женский образ в раннем творчестве Диккенса и один из самых интересных в целом. Интересно, в частности, что любовь Нанси до твариноподібного Сайкса умиляет читателя больше, чем любовь Розы до разумного и благородного Гарри. Только тогдашней моральной установкой можно объяснить, почему в уже упоминавшемся предисловии Диккенс был вынужден отвечать на упреки относительно невозможности такой любви.

Однако в целом художественная структура образов и их психологическое содержание в «Приключениях Оливера Твиста» еще достаточно простые. Здесь существуют «комические характеры», сконструированные в манере «Пиквика», например, друг мистера мистер Броунлоу Грімвіг, ворчливый добряк, который постоянно клянется съесть собственную голову и ненавидит апельсиновую кожуру. «Комические характеры» такой структуры еще долго будут существовать на периферии романов Диккенса и, похоже, будут создаваться быстрее для утехи публики, чем по собственному желанию, ведь они имеют минимальную смысловую нагрузку. Не отличается особой глубиной и образ главного героя. Крупные открытия в области психологии, в частности детской, писатель сделает впоследствии. До гениальных прозрений относительно сущности детства Диккенс шел постепенно, а произведением, в котором они воплотились в полной мере, стал «Дэвид Копперфилд». Это было первое произведение, что изобразил ребенка во всей своеобразие ее внутреннего мира. В отличие от юных героев предыдущих романов, Дэвид познает мир, а не приходит в него с готовыми знаниями.

Сочетаются в «Приключениях Оливера Твиста» и различные стилистические пласты текста. Диккенс не только меняет объект изображения, переходя от высокого к низкому, но и интонационные реестры, давая волю смеху и сентиментальности, натуралистичности и идеализации, возмущению и восхищению.

Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч. Диккенсона. Образ Оливера Твиста


Главным героем романа о приключениях Оливера Твиста является мальчик, чью судьбу нельзя назвать легкой. Выросший без родительской заботы, он сумел не очерстветь душой и не стать отъявленным злодеем. Жизнь в детском доме только закалила главного героя, сделала его мужественным и решительным.

Не менее интересным персонажем является Феджин. Это предводитель воров и мошенников. Он отличается вероломством, жестокостью и жадностью. Феджин, без сомнения, негативно влияет на детей, ведь обучение воровству и мошенничеству еще никому не приносило счастья. Этот герой не терпел непослушания. Самых строптивых учеников он просто выгонял на улицу, обрекая на верную смерть. Но в конечном итоге зло оказалось наказано – Феджина приговорили к смертной казни.

Прямо противоположный образ – мистер Браунлоу. Этот господин самым лучшим образом повлиял на Оливера. Без него судьба мальчика, несомненно, сложилась бы куда более печально. Великодушный мужчина усыновил Твиста и искренне заботился о нем. В пользу Браунлоу говорит тот факт, что его дом был наполнен книгами. Приемный отец помог Оливеру приобщиться к чтению и обогатить душу бесценными сокровищами знаний.

Важную роль в судьбе Оливера сыграли и такие персонажи – миссис Мэйли и Роз, а также Нэнси (несмотря на неблагопристойную профессию, она умела помнить о порядочности и сочувствии). Каждая из них по-своему любила мальчика и старалась помочь ему в тяжелых жизненных ситуациях.

Образ Оливера Твиста


В произведении Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о непростой жизни бедного мальчика. Посредством этого образа автор показал, в каком бедственном положении оказался английский народ, который был вынужден воровать, обманывать и даже убивать, чтобы выжить. Все общество тех времен погрязло в гнусной лжи.

Особую боль вызывает описание детей-бродяг. Эти вечно голодные и необласканные малыши не жили, а только пытались выжить. В такой среде и рос главный герой – Оливер. Его существование в работном доме не оставляло надежд на улучшения в будущем. Среди остальных детей мальчик выделялся своей строптивостью. Например, однажды он осмелился попросить добавки каши, за что чуть не был повешен. Непослушного парнишку в отместку сначала жестоко выпороли, а потом отправили к грозному трубочисту, на совести которого была уже не одна загубленная детская душа. Тем не менее, главный герой не сломался перед лицом таких трудностей.

Однажды Оливеру удалось сбежать от деспотичного трубочиста. Он оказался в не менее губительной среде жуликов. Теперь воспитанием мальчика занялись скупщик краденого, грабитель и женщина легкого поведения. Оливеру несказанно повезло встретить старого добряка – мистера Броунлоу. Он положительно повлиял на мальчика и обогрел беднягу теплом своей заботы.

В образе Оливера Твиста воплотились мысли Диккенса о социальной несправедливости, жестокости по отношению к детям и беззаконии. Таким путем он стремился повысить нравственность читателей.

I. Диккенс - известный во всем мире английский писатель-романист. (Диккенс хорошо знал жизнь лондонских бедняков. С 1883 г. начал публиковать первые произведения, которые понравились читателям. Воспроизводя нищую жизнь, Ч. Диккенс разоблачает истинное лицо английской буржуазии, ее уродливую жадность к деньгам. В многоплановых романах присутствуют интрига, острый сюжет, живой описание, которое отражает жизнь Англии середины XIX века.)

II. Оливер Твист - один из любимых героев Ч. Диккенса. (Живя в ужасной нищете, Диккенс еще подростком начал писать рассказы о том, что видел вокруг себя, дополняя эпизодами из своей биографии.)

1. Общее в жизни Диккенса и Оливера Твиста. (Жизнь Диккенса не было безоблачным. Он был внуком лакея и сыном чиновника, который все время пытался "выйти в люди", и все неудачно. Когда отца бросили в долговую яму, мальчику пришлось искать работу. Он по шестнадцать часов в сутки клеев в складском помещении ярлыки на банки с ваксой, ходил пешком через весь Лондон. Он замечал все вокруг себя, рано понял глубину пропасти между богатыми и бедными. Добавляли материала для будущих книг и посещение отца в тюрьме. У героя романа Диккенса - Оливера - ни отца, ни матери. Добравшись до рабочего дома, бедная молодая женщина умерла, оставив новорожденного. Так Оливер оказался в этом мире печали и скорби. Началась длительная и жестокая борьба за выживание.)

2. Символика имени. (Твист - означает "крутись-вертись". Так назывался молодежный танец. А вот для героя Диккенса приходилось крутиться-вертеться, чтобы не погибнуть. Но несмотря на его недетскую мудрость, он на самом деле еще маленький ребенок. Разве не вызывают слезы сострадания плач Оливера и его жалобные слова: "Я еще очень маленький... и такой... одинок, сэр, очень одинок!")

3. Недобрые персонажи в окружении Оливера Твиста. (С тех пор как жизнь покинула тело матери Оливера, его окружали злые и жестокие люди. Баба надела новорожденного в плохонькую, пожелтевшую сорочину, и сразу стало понятно, что мальчик - не сын вельможи, а "приходской воспитанник, сирота с работный дом, безродный, вечно голодный нищий, которому не суждено знать в жизни ничего, кроме пинков и бок, которым попихатимуть все и не жалітиме никто". Сначала под руководством летней женщины на "ферме" Оливер голодал, видел как умирают воспитанники "мамки": то какое дитя падал в огонь или умудрялось задохнуться, то кувыркалась колыбель или кто-то из несчастных ошпарювався. Не успел Он встать на ноги, как члены попечительского совета заявили, что мальчик уже большой, а потому должен отрабатывать хлеб. Затем мистер Бамбл и члены совета занимались тем, как бы недорого отдать малыша в рабство - сначала попытались до трубочиста, потом отдали трунареві. Когда Оливер совершил побег из дома гробовщика, на его пути снова появились недобрые люди: Плут, Чарли Бейте, Билли Сайкс и старый Фейгин, которые пытались сделать малого беглеца вором.)

4. Добрые ангелы-хранители Оливера Твиста. (Две юные леди Бет и Нэнси, которые вели себя очень мило и непринужденно, показались Оливеру великолепными девушками. И по-настоящему искренне и по-человечески отнеслись к вора начинающего хозяин книжного ларька мистер Браунлоу и миссис Бедвін. Малому повезло избежать тюрьмы, а эти двое людей окружили Оливера отеческой заботой, которой он до сих пор не знал. С любовью, согласно чувств Оливера, Диккенс изобразил других добрых персонажей - миссис Мэйли, Розу, Гарри.)

III. Проблема добра и зла в романах Диккенса. (В последующих романах "Жизнь и приключения Николаса Никльби", "Торговый дом " Домби и Сын", "Холодный дом", "Крошка Доррит" и других Диккенс отказался от однолинейного изображения добра и зла. Однако самое важное он выразил в нескольких словах: "Наступит время, и человек... который похваляется своим презрением к другим людям и доказывает свою правоту, ссылаясь на нажитое золото и серебро... человек этот узнает, что вся ее мудрость - безумие идиота в сравнении с чистым и простым сердцем".)

«Приключения Оливера Твиста» – первый социальный роман Диккенса, в котором противоречия английской действительности выступили несравненно яснее, чем в «Записках Пиквикского клуба». «Суровая правда, – писал Диккенс в предисловии, – была задачей моей книги».

В предисловии к роману «Оливер Твист» Диккенс объявляет себя реалистом. Но он тут же делает и прямо противоположное заявление: «...Мне еще далеко не ясно, почему урок чистейшего добра не может быть извлечен из самого гнусного зла. Я всегда считал обратное твердой и непоколебимой истиной... Я хотел продемонстрировать на маленьком Оливере, как принцип добра всегда в конце концов торжествует, несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства и тяжелые препятствия». Противоречие, которое обнаруживается в этом программном заявлении молодого Диккенса, вытекает из противоречия, которое характеризует мировоззрение писателя на раннем этапе его творческой деятельности.

Писатель хочет показать действительность «такой, какая она есть», но в то же время исключает объективную логику жизненных фактов и процессов, пытается идеалистически толковать ее законы. Убежденный реалист, Диккенс не мог отказаться от своих дидактических замыслов. Бороться с тем или другим социальным злом для него всегда означало убеждать, то есть воспитывать. Правильное воспитание человека писатель считал лучшим путем к установлению взаимопонимания между людьми и гуманной организации человеческого общества. Он искренне верил, что большинство людей естественно тянется к добру и в их душах легко может восторжествовать доброе начало.

Но доказать идеалистический тезис – «добро» неизменно побеждает «зло» – в рамках реалистического изображения сложных противоречий современной эпохи было невозможно. Для осуществления противоречивой творческой задачи, которую поставил перед собой автор, потребовался творческий метод, соединяющий элементы реализма и романтизма.

Вначале Диккенс намеревался создать реалистическую картину лишь преступного Лондона, показать «жалкую действительность» воровских притонов лондонского «истсайда» («восточной» стороны), то есть беднейших кварталов столицы. Но в процессе работы первоначальный замысел значительно расширился. В романе отображены различные стороны современной английской жизни, ставятся важные и актуальные проблемы.

Время, когда Диккенс собирал материал для своего нового романа, было периодом ожесточенной борьбы вокруг опубликованного еще в 1834 году «Закона о бедных», в соответствии с которым в стране создавалась сеть работных домов для пожизненного содержания бедняков. Втянутый в полемику, возникшую вокруг открытия работных домов, Диккенс решительно осудил это страшное порождение господства буржуазии.

«... Эти работные дома (workhouses), – писал Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии», – или, как народ их называет, бастилии для бедных (poor-law-bastilles), устроены так, чтобы отпугнуть от себя каждого, у кого осталась хоть малейшая надежда прожить без этой формы общественной благотворительности. Для того чтобы человек обращался в кассу для бедных только в самых крайних случаях, чтобы он прибегал к ней, только исчерпав все возможности обойтись собственными силами, работный дом превратили в самое отвратительное местопребывание, какое только может придумать утонченная фантазия мальтузианца».

«Приключения Олевера Твиста» направлены против «Закона о бедных», против работных домов и существующих политэкономических концепции, усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и процветания для большинства.

Однако, было бы ошибкой считать, что роман – это только выполнение писателем его общественной миссии. Наряду с этим, создавая свое произведение, Диккенс включается в литературную борьбу. «Приключения Оливера Твиста» явились также своеобразным ответом автора на засилье так называемого «ньюгейтского» романа, в котором повествование о ворах и преступниках велось исключительно в мелодраматических и романтических тонах, и сами нарушители закона являли собой тип супермена, весьма привлекательный для читателей. По сути, в «ньюгейтских» романах преступники выступали как байронические герои, перешедшие в криминальную среду. Диккенс решительно выступил против идеализации преступлений и тех, кто их совершает.

В предисловии к книге Диккенс ясно изложил суть своего замысла: «Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле, – вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и, куда бы они ни взглянули, везде маячит перед ними черная страшная виселица, – мне казалось, что изобразить это – значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я исполнил в меру моих сил».

Автор показывает, что зло проникает во все уголки Англии, более всего оно распространено среди тех, кого общество обрекло на нищету, рабство, страдания. Самыми мрачными страницами в романе выглядят те, которые посвящены работным домам.

Работные дома противоречили убеждениям Диккенса-гуманиста, и их изображение становится откликом писателя на споры вокруг глубоко актуальной проблемы. Волнение, которое испытал Диккенс при изучении того, что он рассматривал как неудачную попытку облегчить долю бедных, острота его наблюдений, придали образам романа большую художественную силу и убедительность. Писатель рисует работный дом на основе реальных фактов. Он изображает всю бесчеловечность закона о бедных в действии. Хотя порядки работного дома описываются лишь в немногих главах романа, за книгой прочно установилась слава произведения, обличающего одну из самых темных сторон английской действительности 30-х годов. Однако достаточно было и нескольких, но красноречивых в своем реализме эпизодов для того, чтобы за романом прочно установилась слава романа о работных домах.

Основные персонажи тех глав книги, в которых изображается работный дом, – дети, появляющиеся на свет в мрачных застенках, их родители, умирающие от голода и истощения, вечно голодные малолетние воспитанники работных домов и лицемерные «попечители» бедняков. Автор подчеркивает, что работный дом, пропагандируемый как «благотворительное» учреждение, – это тюрьма, унижающая достоинство и угнетающая человека физически.

Жидкая овсянка три раза в день, две луковицы в неделю и полбулки по воскресеньям – вот тот скудный рацион, который поддерживал жалких, вечно голодных мальчиков работного дома, трепавших с шести часов утра пеньку. Когда Оливер, доведенный до отчаяния голодом, робко просит у надзирателя добавочную порцию каши, мальчика считают бунтовщиком и запирают в холодный чулан.

Диккенс в первом из своих социальных романов рисует также грязь, нищету, преступления, царящие в трущобах Лондона, людей, опустившихся на «дно» общества. Обитатели трущоб Фейджин и Сайкс, Доджер и Бейтс, представляющие в романе воровской Лондон, в восприятии молодого Диккенса – неизбежное на земле зло, которому автор противопоставляет свою проповедь добра. Реалистическое изображение лондонского дна и его обитателей в этом романе нередко окрашивается романтическими, а иногда мелодраматическими тонами. Пафос обличения здесь еще не направлен против тех общественных условий, которые порождают порок. Но какова бы ни была субъективная оценка явлений писателем, образы трущоб и отдельных обитателей их (в особенности Нэнси) объективно выступают суровым обвинительным документом против всей общественной системы, порождающей нищету и преступность.

В отличие от предыдущего романа, в этом произведении повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что происходящие события относятся к цивилизованной и кичащейся своей демократией и справедливостью Англии. Здесь и другой темп повествования: короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключения. В судьбе маленького Оливера приключения оказываются злоключениями, когда на сцене появляется зловещая фигура Монкса, брата Оливера, который ради получения наследства старается погубить главного героя, вступив в сговор с Фейджином и заставив его сделать из Оливера вора. В этом романе Диккенса ощутимы черты детективного повествования, но расследованием тайны Твиста занимаются не профессиональные служители закона, и энтузиасты, полюбившие мальчикам пожелавшие восстановить доброе имя его отца и вернуть законно принадлежащее ему наследство. Характер эпизодов также различен. Иногда в романе звучат мелодраматические ноты. Особенно отчетливо это ощущается в сцене прощания маленького Оливера и Дика, обреченного на смерть друга героя, который мечтает скорее умереть, чтобы избавиться от жестоких мук – голода, наказаний и непосильного труда.

Писатель вводит в свое произведение значительное число персонажей, старается глубоко раскрыть их внутренний мир. Особое значение в «Приключениях Оливера Твиста» приобретают социальные мотивировки поведения людей, обусловившие те или иные черты их характеров. Правда, при этом нельзя не отметить, что, персонажи романа группируются по своеобразному принципу, вытекающему из своеобразия мировоззрения молодого Диккенса. Подобно романтикам, Диккенс делит героев на «положительных» и «отрицательных», воплощение добра и носителей пороков. При этом принципом, положенным в основу такого деления становится моральная норма. Поэтому в одну группу («злых») попадают сын богатых родителей, сводный брат Оливера Эдуард Лифорд (Монкс), глава воровской шайки Фейджин и его сообщник Сайкс, бидл Бамбл, надзирательница работного дома миссис Корни, занимающаяся воспитанием сирот миссис Манн, и др. Примечательно, что критические интонации связаны в произведении в и с характерами персонажами, призванными охранять порядок и законность в государстве, и с их «антиподами» – преступниками. Несмотря на то, что эти персонажи стоят на разных ступенях социальной лестницы, автор романа наделяет их сходными чертами, постоянно подчеркивает их аморализм.

К другой группе («добрых») писателем отнесены мистер Браунлоу, сестра матери главного героя Роз Флеминг, Гарри Мейли и его мать, сам Оливер Твист. Эти персонажи нарисованы в традициях просветительской литературы, то есть в них подчеркнуты неистребимая природная доброта, порядочность, честность.

Определяющим принципом группировки характеров как в этом, так и во всех последующих романах Диккенса, является не место, которое занимает тот или иной из персонажей на общественной лестнице, а отношение каждого из них к окружающим его людям. Положительными персонажами выступают все лица, «правильно» понимающие социальные взаимоотношения и незыблемые с его точки зрения принципы социальной морали, отрицательными - те, которые исходят из ложных для автора этических: принципов. Все «добрые» полны бодрости, энергии, величайшего оптимизма и черпают эти положительные качества из выполнения ими социальных задач. Среди положительных для Диккенса персонажей одни, («бедные») отличаются покорностью и. преданностью, другие («богатые») – великодушием и гуманностью в сочетании с деловитостью и здравым смыслом. По мнению автора, выполнение социального долга – источник счастья и благополучия каждого.

Отрицательные персонажи романа – это носители зла, ожесточенные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всегда наживающиеся за счет других, они отвратительны, слишком гротескны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызывают у читателя сомнений в том, что они правдивы. Так, глава воровской шайки Фейджин любит наслаждаться видом украденных золотых вещей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повинуются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нарисована более детально, чем образы всех остальных сообщников Фейджина. Диккенс сочетает в его портрете гротеск, карикатуру и нравоучительный юмор. Это «субъект крепкого сложения, детина лет тридцати пяти, в черном вельветовом сюртуке, весьма грязных коротких темных штанах, башмаках на шнуровке и серых бумажных чулках, которые обтягивали толстые ноги с выпуклыми икрами, – такие ноги при таком костюме всегда производят впечатление чего-то незаконченного, если их не украшают кандалы». Этот «симпатичный» субъект держит для расправы с детьми «песика» по кличке Фонарик, и ему не страшен даже сам Фейджин.

Среди изображенных автором «людей дна» наиболее сложным оказывается образ Нэнси. Сообщница и возлюбленная Сайкса наделяется писателем некоторыми привлекательными чертами характера. Она даже проявляет нежную привязанность к Оливеру, правда, впоследствии жестоко расплачивается за это.

Горячо борясь с эгоизмом во имя человечности, Диккенс выдвигал тем не менее в качестве основного аргумента соображения интереса и пользы: писателем владели представления философии утилитаризма, широко популярной в его время. Концепция «злых» и «добрых» строилась на представлении буржуазного гуманизма. Одним (представителям господствующих классов) Диккенс рекомендовал гуманность и великодушие как основу «правильного» поведения, другим (труженикам) – преданность и терпение, подчеркивая при этом общественную целесообразность и полезность такого поведения.

В повествовательной линии романа сильны дидактические элементы, вернее, нравственно-морализаторские, которые в «Посмертных записках Пиквикского клуба» были лишь вставными эпизодами. В этом романе Диккенса они составляют неотъемлемую часть рассказа, явную или подразумеваемую, высказанную в шутливом или грустном тоне.

В начале произведения автор отмечает, что маленького Оливера, как и его сверстников, оказавшихся во власти бессердечных и морально нечистоплотных людей, ждет судьба «смиренного и голодного бедняка, проходящего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости». В то же время, изображая злоключения Оливера Твиста, автор ведет героя к счастью. При этом история мальчика родившегося в работном доме в сразу после рождения оставшегося сиротой, заканчивается благополучно явно вопреки жизненной правде.

Образ Оливера во многом напоминает персонажей сказочных новел Гофмана, неожиданно оказавшихся в самой гуще схватки добра и зла. Мальчик вырастает, несмотря на тяжелейшие условия, в которые поставлены дети, находящиеся на воспитании миссис Манн, переживает полуголодное существование в работном доме и в семье гробовщика Сауербери. Образ Оливера наделяется Диккенсом романтической исключительностью: вопреки влиянию среды мальчик неукоснительно стремится к добру даже тогда, когда он не сломленный нотациями и побоями попечителей работного дома, не научившийся покорности в доме своего «воспитателя» – гробовщика, попадает в воровскую шайку Фейджина. Пройдя жизненную школу Фейджина, обучавшего его воровскому искусству, Оливер остается добродетельным и чистым ребенком. Он ощущает свою непригодность к ремеслу, на которое его толка старый мошенник, зато легко и свободно чувствует себя в уютной спальне мистера Браунлоу, где сразу же обращает внимание на порт молодой женщины, оказавшейся впоследствии его матерью. Как моралист и христианин Диккенс не допускает нравственного падения мальчика, которого спасает счастливая случайность – встреча с мистером Браунлоу, вырывающим его из царства зла и переносящим в круг честных, добропорядочных и состоятельных людей. В финале произведения выясняется, что герой является незаконнорожденным, но зато долгожданным сыном Эдвина Лифорда, которому отец завещал достаточно значительное наследство. Усыновленный мистером Браунлоу мальчик обретает новую семью.

В данном случае можно говорить не о строгом следовании Диккенса логике жизненного процесса, а романтическом настроении писателя, уверенного в том, что незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. Вместе с ним обретают благоденствие и спокойное существование и другие положительные персонажи романа: мистер Гримуиг, мистер Браунлоу, миссис Мейли. Роз Флеминг находит свое счастье в браке с Гарри Мейли, который для того, чтобы жениться на любимой девушке низкого происхождения, избрал себе карьеру приходского священника.

Таким образом, счастливый конец венчает развитие интриги, положительные герои вознаграждаются писателем-гуманистом за свои добродетели безбедным и безоблачным существованием. Столь же естественным для автора является представление о том, что зло должно быть наказано. Все злодеи уходят со сцены – их козни разгаданы, потому их роль сыграна. В Новом Свете умирает в тюрьме Монкс, получивший с согласия Оливера часть наследства своего отца, но так и пожелавший стать добропорядочным человеком. Фейджин казнен, Клейпол, чтобы избежать наказания, становится осведомителем, Сайкс погибает, спасает от погони. Бидл Бамбл и ставшая его женой надзирательница работного дома миссис Корни лишились своих должностей. Диккенс с удовлетворением сообщает о том, что в результате они «дошли постепенно до крайне бедственного и жалкого состояния и наконец поселились как призреваемые бедняки в том самом работном доме, где некогда властвовали над другими».

Стремясь к максимальной полноте и убедительности реалистического рисунка, писатель применяет различные художественные средства. Он детально и тщательно описывает обстановку, в которой протекает действие: впервые прибегает к тонкому психологическому анализу (последняя ночь приговоренного к смертной казни Фейджина или убийство Нэнси ее любовником Сайксом).

Очевидно, что исходное противоречие мировоззрения Диккенса выступает в «Оливере Твисте» особенно ярко прежде всего в своеобразной композиции романа. На реалистическом фоне строится отступающий от строгой правды нравоучительный сюжет. Можно говорить о том, что в романе две параллельные линии повествования: судьба Оливера и его борьба со злом, воплощенным в фигуре Монкса, и картина действительности, поражающая своей правдивостью, основанная на правдивом изображении темных сторон современной писателю жизни. Линии эти не всегда убедительно связаны между собой; реалистическое изображение жизни не могло уложиться в рамки заданного тезиса – «добро побеждает зло».

Однако как бы важен ни был для писателя идейный тезис, который он пытается доказать через нравоучительный рассказ о борьбе и конечном торжестве маленького Оливера, Диккенс как критический реалист обнаруживает мощь своего мастерства и дарования в изображении широкого социального фона, на котором проходит тяжелое детство героя. Иными словами, сила Диккенса как реалиста появляется не в обрисовке главного героя и его истории, а в изображении того социального фона, на котором развертывается и благополучно завершается история мальчика-сироты.

Мастерство художника-реалиста появлялось там, где его не связывала необходимость доказывать недоказуемое, где он изображал живых людей и реальные обстоятельства, над которыми должен был, по замыслу автора, восторжествовать добродетельный герой.

Достоинства романа «Приключения Оливера Твиста», по словам Белинского В.Г, заключаются в «верности действительности», недостаток же – в развязке «на манер чувствительных романов прошлого».

В «Оливере Твисте» окончательно определился почерк Диккенса как художника-реалиста, созрел сложный комплекс его стиля. Стиль Диккенса построен на переплетении и противоречивом взаимопроникновении юмора и дидактики, документальной передачи типических явлений и приподнятого морализирования.

Рассматривая этот роман, как одно из произведений, созданных на ранней этапе творчестве писателя, следует еще раз подчеркнуть, что «Приключения Оливера Твиста» в полной мере отражает своеобразие мировосприятия раннего Диккенса. В этот период он создает произведения, в которых положительные герои не только расстаются со злом, но и находят себе союзников и покровителей. В ранних романах Диккенса юмор поддерживает положительных персонажей в их борьбе с тяготами жизни, он же помогает писателю поверить в происходящее, какими бы мрачными красками ни была нарисована реальность. Очевидно также стремление писателя глубоко проникнуть в жизнь своих героев, в ее темные и светлые уголки. При этом неиссякаемый оптимизм и жизнелюбие делают произведения раннего этапа творчества Диккенса в целом радостными и светлыми.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта