Главная » Выращивание » Трасса кондратюка луна. Александр шаргей

Трасса кондратюка луна. Александр шаргей

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

Страница 1 из 3

Китай - государство в Восточной и Центральной Азии, одно из древнейших в мире.

Маньчжурское нашествие середине 17 века привело к ликвидации средневековой китайской (ханьской) династии Мин и утверждению новой династии Цин со столицей в Пекине. Ключевые посты в государстве оказались в руках маньчжурской феодальной знати и тех китайцев, которые согласились поддержать захватчиков. К конце 18 века Цинская империя оставалась довольно развитой аграрной страной с весьма продуктивным ремеслом и процветавшей торговлей.

В состав ее обширной территории входили: Маньчжурия - домен завоевателей, 18 собственно китайских (ханьских) провинций, а также зависимые территории - Монголия, Синьцзян и Тибет. Кроме того, большинство соседних государств Срединной империи (или Поднебесной, как называли страну сами жители) находились с ней в вассально-даннических отношениях.

В 1-й половине 19 века среди данников Китая числились Корея, Вьетнам, Бирма, Сиам, Непал, Сикким и Рюкю. Некоторые провинции объединялись в наместничества во главе с вице-королями. С 1756 г. страна была закрыта для иностранных торговцев за исключением порта Макао, где обосновались португальцы. Страны Европы и Северной Америки, переживавшие промышленную революцию , по-прежнему воспринимались маньчжурскими правителями как западные варвары».

На протяжении почти всего 19 века китайское общество оставалось традиционным, представляя собой подобие пирамиды. На самом верху восседал» император (богдыхан), обладавший неограниченной властью. Многочисленные родственники повелителя Китая, сановники и челядь составляли императорский двор. При богдыхане действовали государственная канцелярия, государственный совет, военный совет. Исполнительные функции осуществлялись служащими шести ведомств: чинов, налогов, обрядов, работ, военным и судебным.

Конфуцианская империя строилась на китаецентристской модели государственного устройства во глазе с Сыном Неба (как называли императора), которому божественное Небо предоставило особый мандат (разрешение) на управление страной. Согласно этой концепции все ее жители являлись «детьми императора», а «варвары» были обязаны «трепетать и повиноваться» владыке Поднебесной.

Господствующее положение в государственном аппарате занимали потомки маньчжуров-завоевателей. Ниже стояли т. н. знаменные монголы и китайцы (ханьцы). На следующей ступени помещались т. н. внутренние варвары, т. е. неханьские народности, населявшие значительные территории - уйгуры, казахи, тибетцы, дунгане. В самом низу «пирамиды» располагались племена мяо, и, чжуан и др., считавшиеся «дикими». Наконец, жители стран-вассалов империи Цин традиционно рассматривались в качестве «внешних варваров».

Вооруженные силы цинского Китая состояли из регулярной конницы, пехоты, артиллерии, саперных частей, а также флота. Привилегированное положение занимали т. н. восьмизнаменные войска, расквартированные в столице и крупнейших провинциальных городах. Они состояли из маньчжуров и отчасти монголов. Собственно китайские (ханьские) части были сведены в корпус войск т. н. зеленого знамени.

В империи продолжала действовать средневековая экзаменационная система, которая обеспечивала существование слоя образованных чиновников - шэныни. Идеология правящих классов базировалась на учении древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуцзы), обновленном его последователями в 11-12 вв. В то же время широкое распространение получили буддизм (в западных районах - ислам) и местное верование - даосизм.

Социально-экономический строй Китая, сложившийся в 17-18 веках, казался незыблемым. В стране действовала система круговой поруки и взаимной слежки. Цинскими властями был издан свод законов, который содержал подробный перечень преступлений и наказаний. Все попытки европейцев, прежде всего англичан, установить официальные дипломатические отношения с Пекином, «открыв» Китай для продукции первых британских фабрик, оканчивались неудачей (миссии Маккартнея в 1793 г., Амхерста - в 1816 г., Нэпира - в 1834 г.). Однако внутри страны нарастали противоречия, обусловленные неравномерностью хозяйственного развития провинций, неравноправностью национальностей, неравенством социальных групп (крупные землевладельцы, чиновники, крестьяне, городские пролетарии). Первыми симптомами внутреннего ослабления империи явились народные движения под руководством тайных обществ «Белого лотоса» в 1796-1804 гг. и «Небесного разума» в 1813-1814 гг. Серьезным фактором внутренней жизни Китая, несмотря на формальный запрет, с 1820-х гг. стало резкое увеличение масштабов торговли наркотическим веществом - опиумом. Если в 1815-1819 гг. его нелегальный ввоз из Британской Индии и Османской империи составил более 20 тыс. ящиков (по 60 кг каждый), то за 1835-1838 гг. он превысил 140 тыс. ящиков.

Мао Цзэдун (1893-1976)

Мао Цзэдун MáoZédōng



Цзэ

Детство и юность

Ранние годы



Во время гражданской войны

Советская Республика в Цзянси

В апреле 1927 г. Чан Кайши, заняв с помощью коммунистов Шанхай, начинает проводить в городе политику беспощадного террора против вчерашних союзников. Тысячи членов КПК были арестованы или убиты. В это время Мао Цзэдун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание «Осеннего урожая». Восстание подавляется локальными властями с большой жестокостью, Мао вынужден бежать с остатками своей армии в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Вскоре атаки Гоминьдана принуждают группы Мао, а также разбитых в ходе Наньчанского восстания Чжу Дэ, Чжоу Эньлая и других военных лидеров КПК, покинуть эту территорию. В 1928 г., после долгих переселений, коммунисты прочно основываются на западе провинции Цзянси. Там Мао создаёт достаточно сильную советскую республику. Впоследствии он проводит ряд аграрных и социальных реформ - в частности, конфискацию и перераспределение земли, либерализацию прав женщин.

Между тем, Компартия Китая переживала тяжёлый кризис. Число её членов сократилось до 10000, из них лишь 3% относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань, вследствие нескольких серьёзных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным, был исключён из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками в Цзянси Мао расправился в 1930-31 гг. с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества «АБ-туаней». Дело «АБ-туаней» стало, по сути, первой «чисткой» в истории КПК.

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны. Вскоре после смерти второй жены Мао начинает жить с активисткой Хэ Цзычжэнь.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика. Во главе Временного центрального советского правительства (Совнарком) встал Мао Цзэдун.

Великий поход

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовится к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операцию по прорыву четырёх рядов гоминдановских укреплений проводит Чжоу Энлай - Мао в данный момент снова в опале. Главенствующие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают «28 Большевиков» - группа близких к Коминтерну и Сталину молодых функционеров во главе с Ван Мином, проходивших обучение в Москве. С большими потерями коммунистам удаётся прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу. Во время передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представляемые Мао; он становится членом политбюро, а группа «28-ми большевиков» подвергается критике. Партия принимает решение уклониться от открытого столкновения с Чан Кайши путём броска на север, через труднопроходимые горные районы.

Яньаньский период

Спустя год после начала Великого марша, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся (Яньань), который решено сделать новым форпостом Коммунистической Партии. В ходе Великого марша через военные действия, эпидемии, несчастные случаи в горах и болотах, а также через дезертирство коммунисты потеряли более 90% из того состава, что покинул Цзянси. Тем не менее им удаётся быстро восстановить свои силы. К тому времени главной целью партии стала считаться борьба с усиливающейся Японией, которая закрепляется в Манчжурии и пров. Шаньдун. После того, как в июле 1937 вспыхнули открытые военные действия, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом.

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзэдун инициирует движение под названием «исправление нравов» («чжэнфэн»; 1942-43 ). Причиной тому становится резкий рост партии, пополняющейся перебежчиками из армии Чан Кайши и крестьянами, не знакомыми с партийной идеологией. Движение включает в себя коммунистическую индоктринацию новых членов партии, активное изучение трудов Мао, а также кампании по «самокритике», особенно коснувшиеся главного соперника Мао - Ван Мина, в результате чего среди коммунистической интеллигенции фактически подавляется свободомыслие. Итогом чжэнфэн становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэдуна. В 1943 г. он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 г. - председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Мао изучает классику западной философии и, в особенности, марксизм. На основе марксизма-ленинизма, некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удаётся с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и теоретически обосновать новое направление марксизма - «маоизм». Маоизм задумывался как более гибкая, более прагматичная форма марксизма, которая была бы более приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначная ориентировка на крестьянство (а не на пролетариат) а также известная доля национализма. Влияние традиционной китайской философии на марксизм проявляется в развитии идей диалектического материализма.

Годы у власти

Культурная Революция

Несмотря на высокие темпы развития китайской экономики после отказа от политики «Трёх красных знамён», Мао не собирается мириться с либеральной тенденцией развития народного хозяйства. Он также не готов предать забвению идеалы перманентной революции, допустить «буржуазные ценности» (преобладание экономики над идеологией) в жизнь китайцев. Тем не менее, он вынужден констатировать, что основная масса руководящих кадров не разделяет его мировоззрение. Даже созданный «Комитет по культурной революции» предпочитает поначалу не применять жёсткие меры против критиков режима. При таком раскладе Мао решается провести новую глобальную пертурбацию, которая должна была вернуть общество в лоно революции и «истинного социализма». Кроме левых радикалов - Чэнь Бода, Цзян Цин и Линь Бяо, союзником Мао Цзэдуна в этом предприятии должна была стать прежде всего китайская молодёжь.

Произведя в июле 1966 г. заплыв по реке Янцзы и доказав тем самым свою «боеспособность», Мао возвращается к лидерству, прибывает в Пекин и производит мощную атаку на либеральное крыло партии, главным образом, на Лю Шаоци. Чуть позже ЦК по указке Мао утверждает документ «Шестнадцать пунктов», ставший практически программой «Великой Пролетарской Культурной Революции». Началом её служат нападки на руководство Пекинского университета лекторши Не Юаньцзы. Вслед за этим студенты и ученики средних школ, в стремлении противостоять консервативным и нередко коррумпированным учителям и профессуре, воодушевившись революционными настроениями и культом «Великого кормчего - председателя Мао», который умело разжигали «леваки», начинают организовываться в отряды «хунвэйбинов» - «красных охранников» (можно также перевести как «красногвардейцев»). В прессе, контролируемой левыми, стартует кампания против либеральной интеллигенции. Не выдержав травли, некоторые её представители, а также партийные руководители совершают самоубийства.

5 августа Мао Цзэдун опубликовал свою дацзыбао под названием «Огонь по штабу», в которой обвинял «некоторых руководящих товарищей в центре и на местах» в том что они «осуществляли диктатуру буржуазии и пытались подавить бурное движение великой пролетарской культурной революции». Эта дыцзыбао, по сути дела, призывала к разгрому центральных и местных партийных органов, объявленных буржуазными штабами.

При поддержке Народной Армии (Линь Бяо) движение хунвэйбинов приобрело глобальный характер. По всей стране проводятся массовые судилища руководящих работников, профессоров, во время которых они подвергаются всяческим унижениям, нередко избиваются. На миллионном митинге в августе 1966 Мао высказывает полную поддержку и одобрение действиям хунвэйбинов, из которых последовательно создаётся армия революционного левого террора. Наряду с официальными репрессиями партийных руководителей, всё чаще происходят жестокие расправы хунвэйбинов. В числе прочих представителей интеллигенции, подвергся зверским пыткам и покончил жизнь самоубийством известнейший китайский писатель Лао Шэ.

Террор захватывает все области жизни, классы и регионы страны. Не только известные личности, но и простые граждане подвергаются ограблениям, избиениям, пыткам и даже физическому уничтожению, часто под самым ничтожным предлогом. Хунвэйбинами уничтожаются произведения искусства, сжигаются книги, монастыри, храмы, библиотеки. Вскоре организовываются отряды революционной рабочей молодёжи - «цзаофани» («бунтари»), причём оба движения дробятся на враждующие группировки, ведущие подчас кровопролитную борьбу между собой. Когда террор достигает своего пика и жизнь во многих городах замирает, против анархии решаются выступить региональные руководители и НОА. Стычки военных с хунвэйбинами, а также внутренние столкновения между революционной молодёжью поставили Китай под угрозу гражданской войны. Осознав меру воцарившегося хаоса, Мао решает прекратить революционный террор. Миллионы хунвэйбинов и цзаофаней, наряду с партийными работниками, высылаются в деревни. Главное действие культурной революции закончилось, Китай образно (и в буквальном смысле) лежит в руинах.

IX съезд КПК, который проходил в Пекине с 1 по 24 апреля 1969 года, одобрил первые итоги «культурной революции». В отчётном докладе одного из ближайших соратников Мао Цзэдуна маршала Линь Бяо главное место занимали восхваления «великого кормчего», идеи которого именовались «высшим этапом в развитии марксизма-ленинизма»… Главным в новом уставе КПК являлось официальное закрепление «идей Мао Цзэдуна» в качестве идеологической основы КПК. В программную часть устава вошло беспрецедентное положение о том, что Линь Бяо является «продолжателем дела товарища Мао Цзэдуна». Вся полнота руководства партией, правительством и армией была сосредоточена в руках Председателя КПК, его заместителя и Постоянного комитета Политбюро ЦК.

Последние годы Мао

После гибели Линь Бяо, за спиной стареющего Председателя, проходит внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка «левых радикалов» (во главе с лидерами культурной революции, т.наз. «бандой четырёх» - Цзян Цин, Ван Хунвэнь, Чжан Чунцяо и Яо Вэньюань) и группировка «прагматиков» (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином). Мао Цзэдун старается поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании леваков, например, «Критику Конфуция и Линь Бяо». Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн, преданный маоист, принадлежащий к умеренным левым.

Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 г. после смерти Чжоу Эньлая. Его поминки вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как «каппутист» (то есть сторонник капиталистического пути - ярлык, использовавшийся во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. К тому времени Мао уже серьёзно болен болезнью Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику.

После двух тяжёлых инфарктов 9 сентября 1976 года в 0:10 часов по пекинскому времени на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело покойного забальзамировано по разработанной китайскими учёными методике и выставлено для обозрения год спустя после смерти в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь по распоряжению Хуа Гуофэна. К началу 2007 г. усыпальницу Мао посетило около 158 млн человек.

Культ личности

Культ личности Мао Цзэдуна зарождается ещё во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведён Линь Бяо в середине 1960-х. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао - «Красная книжечка», ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как в поддельном «Дневнике Лэй Фэна», громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» - «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.

В годы культурной революции хунвэйбины избивали велосипедистов, появившихся без изображения Мао Цзэдуна; пассажиры автобусов и поездов должны были хором повторять выдержки из цитатника Мао; книги сжигались, чтобы китайцы могли читать только одного автора - «великого кормчего» Мао Цзэдуна, издававшегося в десятках миллионов экземпляров. Хунвейбины в своём манифесте писали:

Мы - красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао.

После разгрома «Банды четырёх» ажиотаж вокруг Мао утихает. Он до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор чествуют, в городах всё ещё стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодёжи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательному преклонению перед мышлением и деяниями этого человека.

Значение и наследие Мао

«Товарищ Мао Цзэдун - великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на серьёзные ошибки, допущенные им в „культурной революции“. Его заслуги занимают главное, а ошибки - второстепенное место» (Руководители КПК, 1981 год).

Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика Китая стагнировала, интеллектуальная и культурная жизнь были разгромлены левыми радикалами, политическая культура отсутствовала вовсе, ввиду чрезмерной общественной политизации и идеологического хаоса. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, ещё 100 миллионов так или иначе пострадали в её ходе. Количество жертв «Большого скачка» было ещё большим, но ввиду того что большая часть из них приходилась на сельское население, не известны даже приблизительные цифры, характеризующие масштаб катастрофы.

С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась в 2 раза, население выросло более чем в 2 раза, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех границах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных воин. Помимо этого, даже критики Мао признают в нём блестящего стратега и тактика, каковые способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны.

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира - Красных Кхмеров в Камбодже, Светлого Пути в Перу, революционное движение в Непале, коммунистических движений в США и Европе. Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошёл от идей Мао Цзэдуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической, с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство видит в нём героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, существовавшим, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина: 70 процентов побед и 30 процентов ошибок.

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Китайский государственный и политический деятель 20 века

Мао Цзэдун (1893-1976)

Родился 26 декабря 1893 года в Шаошане, Китай, в китайской зажиточной семье. Еще в юности он вступил в Коммунистическую партию Китая, КПК. А уже к 1930-м годам являлся руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси.

После «Великого похода», одним из руководителей которого он сам и являлся, Цзэдуну удалось занять лидирующие позиции в КПК. В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954–1959 годах также должность председателя КНР.

Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, в конце 1950-х годов Мао взял линию на подмену марксизма-ленинизма маоизмом, пролетарского интернационализма – шовинизмом. В 1958 году выдвинул авантюристичный лозунг «трех красных знамен», подорвавший плановость социалистического строительства в Китае и вызвавший кризис народного хозяйства страны.

Его правление охарактеризовано объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации, а также умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой.

Мао Цзэдун до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его и сегодня чествуют: в городах стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки...

Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина: 70 % побед и 30 % ошибок. Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался в Пекине от последствий двух тяжелых инфарктов.

(http://www.china-voyage.com/2010/04/mao-zedong/)

Мао Цзэдун (1-й Председатель КНР)

Мао Цзэдун (кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东, пиньинь MáoZédōng ; 26 декабря 1893 - 9 сентября 1976) - китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик маоизма.

Вступив ещё в молодости в Коммунистическую партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси. Придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая. После «Великого похода», одним из руководителей которого Мао являлся, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК.

В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954-59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966-1976), унёсшие жизни многих сотен тысяч человек.

Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая и умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором в ходе массовых кампаний и культом личности Мао, с другой.

Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей - Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое - «влага и увлажнять», второе - «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф - «дун» - «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток».

Детство и юность

Ранние годы

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань провинции Хунань, неподалёку от столицы провинции, города Чанша. Отец Цзэдуна, Мао Женьшэн, принадлежал к мелким землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной. Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддистке, Вэнь Цимэй. Следуя примеру матери, маленький Мао стал буддистом. Однако в подростковом возрасте Мао отказался от буддизма. Годы спустя он говорил своим приближённым:

Я поклоняюсь своей матери… Куда бы она ни пошла, я следовал за ней… Оттого, что моя мать верила в Будду, верил в него и я!

Он получил классическое китайское образование в местной школе, которое включало в себя знакомство с философией Конфуция и изучение древнекитайской литературы. Синьхайская революция застаёт молодого Мао в Чанша. Юноша на короткое время примыкает к армии губернатора провинции. Здесь, читая «Сянцзян жибао» и другие газеты, Мао впервые знакомится с идеями социализма. Через полгода он покинул армию, чтобы продолжить обучение в Первом провинциальном училище в Чанше. Мао достигает блестящих результатов в гуманитарных науках. В 1917 г. появляются его первые статьи в крупных журналах социалистического толка, таких, как «Новая Молодёжь». В дневнике профессора Ян Чанцзи, учителя Мао, 5 апреля 1915 года записано: «Мой студент Мао Цзэдун сказал, что… его клан… состоит в основном из крестьян и что для них не составляет труда разбогатеть ». Через год, следуя своему любимому учителю Яну Чанцзи, перебирается в Пекин, где в библиотеке Пекинского университета работает ассистентом Ли Дачжао, ставшего позже одним из основателей Коммунистической Партии Китая.

Исмаэль Морено - испанский судья Высокого суда страны, выдал судебное постановление на задержание прошлого китайского премьера Ли Пэна, прошлого председателя Китайской республики Цзян Цзэминя и еще трех видных деятелей китайской правящей партии, обвиняющихся в геноциде жителей Тибета. Выданное постановление является международным документом, соответственно все обвиняемые должны подвергнуться аресту, как только они выедут за границы КНР. Иностранные счета этих политиков были заморожены.

В прошлом ноябре уже была попытка получить судебное постановление на задержание Цзян Цзэминя, однако испанское руководство подало апелляцию на судебное решение для предотвращения межгосударственных осложнений. Это ходатайство было отклонено в феврале нынешнего года, и испанский суд принял решение выдать судебное постановление на задержание функционеров.
По заявлениям истца, в результате бесчеловечных действий компартии КНР, на Тибете было убито около миллиона жителей и уничтожено 90% местных святынь.
Представители МИДа КНР потребовали от испанского правительства изменить принятое решение ради сохранения дружеских отношений между странами.
Тибет был захвачен КНР в 1950-м году. С тех пор местные жители добиваются независимости региона.
Цзян Цзэмин – видный китайский политик, занявший место председателя КНР в 1993 г. Под его руководством китайская экономика вышла на 7е место в мире.
Помимо Цзян Цзэмина, история Китая ХХ века богата многими выдающимися личностями, определившими все дальнейшее развитие государства. Расскажем о наиболее значимых китайских политических деятелях ХХ века.

1. Юань Шикай (1859-1916).

Процесс исторического развития Поднебесной в ХХ-м веке, как и в период конфуцианства, направляли личности, сосредоточившие в своих руках абсолютную власть. После свержения цинской династии неудачную попытку захватить императорский титул сделал Юань Шикай. Он был прекрасно образован и долгое время пользовался доверием последней императрицы Поднебесной Цыси. При его поддержке последний царствующий правитель империи - Пу И надеялся сохранить империю. Однако Юань Шикай, почувствовав политическую ситуацию, встал на сторону республиканцев, чтобы позже, в подходящий момент, их предать. Провозгласив себя пожизненным президентом Китая в 1912 году, он неудачно пытался восстановить Китайскую империю до смерти в 1916-м году.

2. Приемником Юань Шикая, в качестве руководителя страны, стал Сунь Ятсен (1866-1925).

Под воздействием западных веяний и христианства он начал осуществлять замысел уничтожения правящей династии. В 1912-м году он основал партию Гоминьдан и на протяжении некоторого периода являлся 1м президентом новообразованной Китайской республики. Он сформировал в Гуанчжоу второе правительство в 1920-м году, чтобы противостоять Бэйянским милитаристам. Поддержанный Советским Союзом, в 1923-м году, он провел реорганизацию партии. Скончался Сунь Ятсен в Пекине в 1925-м году. Сегодня он почитается на Тайване и в Китае как создатель первой народной республики.

3. Непосредственным приемником Сунь Ятсена являлся Чан Кайши (1887-1975).

Получивший неплохое образование, он стал членом партии Гоминьдан в 1920м году и быстро стал доверенным лицом Сунь Ятсена. После проигрыша китайской Компартии в гражданской войне, в 1949м году он был вынужден скрываться на Тайване, где став диктатором, при помощи США, смог добиться значительного экономического роста региона. Своей главной целью он считал свержение коммунистического режима на материковом Китае. Умер он в 1975-м году, так и не достигнув этой цели.

4. Главным противником Чан Кайши был Мао Цзэдун (1893-1976).

Мао можно смело назвать самым влиятельным политиком Китая ХХ-го столетия. Родившийся в семействе крестьянина, он с самой юности стал членом революционного движения и являлся одним из создателей Компартии Китая. Во время «великого похода» Мао укрепил свою лидирующую позицию в Компартии и сохранял это лидерство до самой своей смерти в 1976-м году. Мао вывел Китай из периода экономического застоя, но только для того, чтобы два раза вернуть страну в состояние хаоса: в период 1958-1960 гг. – так называемый «большой скачек вперед» и 1966-1976 гг. – время «культурной революции».

5. Чжоу Эньлай (1898-1976) был вторым человеком в Китае после Мао.

Доверенный соратник Мао, Чжоу получил европейское образование, после чего стал лидером коммунистического движения. В 1949-м он был назначен руководить министерством иностранных дел, а позже был назначен премьер-министром, и на этом посту сумел значительно сократить ущерб от «культурной революции».

6. Доверенным лицом Чжоу Эньлая был Дэн Сяопин (1904-1997).

Получив отличное образование во Франции в 1920-м году, Дэн вернулся в КНР и сделал стремительную партийную и армейскую карьеру. В1973-м году Чжоу Эньлай сделал его своим первым заместителем. Быстро став безоговорочным политическим китайским лидером, Дэн начал последовательно проводить курс «открытых дверей» и модернизации Китай.

Самые читаемые записи за последний час:

Шаргей Александр Игнатьевич (Кондратюк Юрий Васильевич)
21 июня 1897

Жизнь этого человека с поливариантной биографией достойна монументальных книги и фильма.
Александр Игнатьевич Шаргей родился в Полтаве 21 июня 1897 года. Его отцом был еврей-католик, а матерью баронесса немка Людмила Шлиппенбах. В 1916 году он поступил в Петроградский политехнический институт. Но закончить не удалось. В том же году Шаргей был призван в армию. В чине прапорщика честно воевал на турецком фронте.
В 1918 году вернулся в Полтаву. И написал давно обдумываемую книжечку, которую издал за свой счет в Киеве, «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В ней он описал и инженерно точно рассчитал полет управляемого корабля на Луну. С выводом ракетой аппарата на лунную орбиту, посадкой челнока с человеком на поверхность спутника, с возвращением космонавтов на Землю, используя для доразгона и торможения силы гравитации Земли и Луны. Время для публикации оказалось не самым подходящим.
Потом судьба сделала неожиданный кульбит. В ходе Гражданской войны Шаргей был призван в Добровольческую армию. Однако воевать не хотел и дезертировал. Полтаву заняли красные. Шаргею грозил визит чекистов и арест. Но ему по-соседски перешли документы умершего от туберкулеза ровесника, простого украинца. И оставшуюся жизнь Шаргей прожил под именем Юрия Васильевича Кондратюка.
Он принялся кочевать по всей стране, трудясь рабочим и зарабатывая себе известность, как талантливый инженер. В 1927 году Кондратюк оказался в Новосибирске. В городке Камень-на-Оби требовалось спасать урожай зерна в условиях отсутствия элеватора и строительных материалов. Кондратюк по своему проекту без единого гвоздя построил деревянный элеватор «Мастодонт», прослуживший более 60 лет.
В 1929 году он издал вторую книжку «Завоевание межпланетных пространств». Был арестован, как вредитель, но работал в томской шарашке. Затем трудился в Крыму, где по его проекту началось строительство мощной ветряной электростанции, но не было закончено.
В начале Великой отечественной Кондратюк добровольцем пошел на фронт и погиб в 1942 году.
Когда в 1969 году американцы высадились на Луне, то сами признались - расчет их полета в точности совпал с расчетом, сделанным Шаргеем-Кондратюком за полвека до этого. Во время своего визита в Новосибирск первый человек на Луне Нейл Армстронг с почтением собрал в кулечек землю возле дома, где жил Кондратюк.
Существует версия, что во время войны Кондратюк не погиб, а попал в плен. Кто-то из немцев оказался знаком с его трудами. В результате Кондратюк начал работать в КБ Вернера фон Брауна, где думали не только над ракетами «Фау», но и замышляли замахнуться на космос. После войны засекреченный Кондратюк вместе с шефом фон Брауном работал в США. И лунный проект Америки во многом его детище.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта