Главная » Выращивание » Упражнения для расширения диапазона голоса ноты. Голоса женские, мужские, детские

Упражнения для расширения диапазона голоса ноты. Голоса женские, мужские, детские

Многие начинающие вокалисты часто задаются вопросом «Как расширить диапазон голоса, что для этого нужно делать, сколько времени потребуется, чтобы увидеть первые результаты, как повысить диапазон голоса, как увеличить диапазон?» — вот основные вопросы, интересующие нас. Что же, давайте рассмотрим эти вопросы поподробнее.

Каждого человека природа наградила своим неповторимым тембром голоса и диапазоном. Конечно же, люди не поющие не задаются вопросом, какой у них диапазон. Но иногда очень активно пользуются этими возможностями голоса, ведь во время обычной речи человек много интонирует – все мы знаем, что общение, это не только слова, которые мы говорим, но и то как мы говорим эти слова. И всё же вернёмся к пению. Диапазон профессионального певца находится за пределами двух, а иногда и трёх октав. Для успешной работы над расширением диапазона мы должны учесть некоторые факты и индивидуальные особенности:

    Возраст певца. Нужно понимать, что мужской голос формируется к 22-24 годам, женский в свою очередь в 18-21 год. Но помимо этого голос певца или певицы постоянно развивается в период до 45 лет, приобретает новые краски, новые тембральные характеристики. Здесь, как и в любом другом деле, нет предела совершенству при регулярной и качественной работе. Иногда бывает так, что уже опытный состоявшийся певец вдруг находит для себя новые ощущения, новые возможности своего голоса. Таким образом для работы над расширением диапазона, надо учитывать возраст и состояние здоровья вокалиста, чтобы понимать, насколько можно и нужно нагружать его, чтобы не принести вред.

    Вокальная подготовка. Нужно хорошо понимать, на каком уровне подготовке находится вокалист: это начинающий певец или уже опытный исполнитель. От этого зависит характер занятий и последовательность упражнений .

После того, как мы выяснили эти аспекты, можно приступать к занятиям . Работа с голосом – это одна из самых тончайших видов занятий музыкой, ведь голос – это живой инструмент, который может зависеть даже от настроения вокалиста. Поэтому, для занятий вокалом нам понадобится хорошее настроение и вера в себя.

Итак, приступим:

  • Дыхание. Правильное дыхание во время пения – залог успеха. Существует ряд специальных упражнений на дыхание, которые лежат в основе искусства овладения голосом. Поэтому перед началом занятий обязательно нужно делать эти упражнения. Голос должен встать на опору, и тогда, когда эти ощущения запомнятся нашим телом, голосу станет легко и комфортно.
  • Распевка . Конечно же распевка! Чтобы связки и весь голосовой аппарат в целом были в рабочем состоянии, необходимо разогреться. Существует огромное множество упражнений для распевки, которые подбираются педагогом для каждого вокалиста индивидуально.
  • Правильное пение. Чтобы добиться хороших результатов, начинающим вокалистам нужно правильно поставить голос, ведь от этого зависит не только количество октав в диапазоне, но и вообще качество пения, а также состояние голосового аппарата. Ни для кого не секрет, что от неправильного пения, можно просто сорвать голос и сильно повредить связки. И здесь необходимо сказать, что прежде чем пытаться расширить диапазон, нужно научиться петь в удобном для начинающего голоса регистре.
    Итак, подведя итог, что можно сказать о том, как расширить голосовой диапазон? В первую очередь, не надо торопить события. Во время занятий вокалом необходимо терпение. Во время пения нужно чувствовать лёгкость и свободу, не следует думать, что от насилия над связками они накачаются, и как результат – ваш диапазон расширится. Нет. Это вообще может привести к прямо противоположным результатам, например, повреждению связок. Чем выше нота – тем меньше воздушная струя, именно этому учат нас дыхательные упражнения, так что не рвите связки, а подходите к вопросу с умом. Чтобы увеличить диапазон, нужно для начала научиться петь в центре диапазона, а когда голос встанет на опору высокие и низкие ноты свободно и легко станут получаться как будто бы сами по себе, и только вы будете знать, сколько времени вы потратили на самые обычные упражнения для достижения таких замечательных результатов.

Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:

  1. В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
  2. Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.

Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.

Как расширить диапазон голоса

  1. Форсирование
    Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
    Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей.

  2. Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу.
  3. Чтение вслух по принципу «Лестница»
    Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.

Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.

В каком возрасте корректировать голос?

Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.

Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».

Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:

1. Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2. Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3. Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.

Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.

Слушатель не до лж ен замечать вашего предела голосового диа па зона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых от тя жек. Т.е. повышая слово или строку, де ла ть понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить уд ар ное слово в последующей мысли. П от ом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его п ов ысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз… Подкрепляйте при об ретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.

Упражнение "народный шквал"

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё бл иже, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.


При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.

Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.

Голос - очень индивидуальная "вещь". У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос слишком большой работой. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и нарушает функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос очень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр отражаются болезни желудка и сердца. Сказываются нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика - это каждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом, настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта