Главная » Выращивание » Внутренняя валидность. Типичные нарушения внутренней валидности вывода

Внутренняя валидность. Типичные нарушения внутренней валидности вывода

internal validity) В. в. относится к степени уверенности, с к-рой можно судить о предполагаемой каузальной связи между переменными. Эксперимент обладает В. в. в той мере, в какой наблюдаемые эффекты можно отнести к влиянию независимых переменных, а не к.-л. др. посторонних факторов. Приписывание причинной обусловленности обычно предполагает, что две переменные - причина и следствие - будут сопряженно изменяться, однако прежде чем делать вывод о В. в., необходимо продемонстрировать, что А действительно вызывает Б (т. е. что возникновение одного лишь А приводит к Б). Можно, напр., ошибочно посчитать, что обучение решению перцептивно-моторных задач в домашних условиях а) приводит к повышению успеваемости детей в школе, б) тогда как в действительности такой желаемый рез-тат обусловлен не столько самим перцептивно-моторным обучением, в) сколько родительской заботой и вниманием. Психол. эксперименты особенно подвержены вводящим в заблуждение и непредусмотренным эффектам побочных переменных, поскольку эти эксперименты крайне редко можно реализовать в таких идеально чистых условиях, какие создаются в физ. лабораториях. Поэтому преимущественной заботой исследователей в психологии становится планирование экспериментов т. о., чтобы получаемые в них положительные рез-ты позволяли делать выводы о существовании причинно-следственных связей. В. в. отличают от внешней валидности, относящейся к возможности распространения рез-тов за пределы того специфического контекста, в к-ром была установлена В. в. Напр., если бы в тщательно контролируемых условиях удалось доказать, что переполненность клеток, в к-рых содержатся лабораторные животные, приводит к агрессивному поведению у белых крыс (В. в.), были бы у нас основания для распространения этого вывода на людей, проживающих в гетто (внешняя валидность)? В. в. следует отличать от конструктной валидности, к-рая является теорет. объяснением предполагаемой причинно-следственной связи. В большинстве случаев, однако, когда существуют все разумные основания считать В. в. установленной, исследователю хочется сформулировать концептуальную основу или конструкт для объяснения этих связей. Кроме того, В. в. не следует смешивать с внутренней согласованностью - термином из области тестирования, относящимся к интеркорреляциям внутри нек-рого набора заданий. При установлении В. в. необходимо убедиться в существовании определенной последовательности событий. Очевидно, если существует связь между А и Б, и А всегда предшествует Б, логично предположить, что А вызывает Б, а не наоборот. Помимо орг-ции максимально возможного контроля над условиями окружения и эксперим. ситуации проводящие исслед. психологи занимаются отбором испытуемых такими способами, к-рые исключают систематические ошибки при распределении их в эксперим. и контрольные группы. Они тж прибегают к тщательно разраб. эксперим. планам (учитывающим ковариацию и включающим уравновешивание) для осуществления статистических способов контроля над влиянием переменных, с тем чтобы можно было делать обоснованные суждения о причинных связях. Далее в сокращенной форме приводится проведенный Куком и Кэмпбеллом анализ проблем, возникающих при проведении квазиэксперим. или полевых исслед. в психологии, каждая из к-рых представляет собой потенциальную угрозу для В. в. Конкретные события, к-рые происходят между первым и вторым измерениями, могут изменять реакции испытуемого. Напр., если в исслед. проверяется влияние нового лекарственного препарата на уменьшение тревоги, а в период между измерениями над данной местностью пронесся торнадо, то на рез-ты измерения уровня тревоги может серьезно повлиять страх, вызванный этой катастрофой. Кроме того, изменения, естественно происходящие с течением времени и связанные с развитием испытуемых, тж могут вызывать последствия, к-рые загрязняют эксперимент (т. е. улучшения в перцептивно-моторных умениях у детей м. б., скорее, следствием простого взросления, нежели обучения). В исслед., предполагающем повторные тестирования, многократное применение того же самого инструмента могут приводить к кумулятивному эффекту, к-рый загрязняет исследуемое воздействие (напр., улучшение в оценках IQ в рез-те "обогащения" среды может стать следствием знакомства с данным интеллектуальным тестом). Механические или сделанные чел. изменения в инструментах, используемых для измерений, могут вызывать иные, нежели исследуемое воздействие, эффекты. Со временем механическая пружина может утратить свою эластичность или исследователь может изменить свою ориентацию. Пренебрежение феноменом статистической регрессии (тенденции высоких и низких оценок при повторном тестировании изменяться в сторону области средних значений) может привести к получению чрезмерно положительной и вводящей в заблуждение оценке взаимосвязи и, как следствие, к ошибочным выводам в отношении причинной обусловленности. Непреднамеренная ошибка в процессе отбора испытуемых для контрольной и/или эксперим. группы может вызывать рез-ты, связанные с этим неучтенным, но неслучайным распределением отдельных испытуемых. В этом случае различия между группами, обусловленные скорее отбором испытуемых, нежели самими исследуемыми воздействиями, могут приводить к ошибочным выводам. Любое выбывание испытуемых в ходе проведения эксперимента (сознательный уход, болезнь или даже смерть) может искажать рез-ты эксперимента, если такая убыль выходит за пределы случайного отсева. Неопределенность в отношении того, является ли А причиной или рез-том Б, неизбежно сказывается на В. в. Играет ли футбольная команда лучше из-за присутствия на трибунах большего числа болельщиков или, наоборот, большее число болельщиков собралось на игру потому, что эта команда стала играть лучше? Случайная и нежелательная коммуникация между группами, принимающими участие в исслед., разрушает эксперим. наивность испытуемых и может формировать установки и ожидания, не связанные с целями данного исслед. В свою очередь, эксперимент сам может вызывать компенсаторное соперничество, чувство обиды, возмущение и деморализацию у отдельных испытуемых и/или их групп - состояния, к-рые не имеют отношения к целям эксперимента и могут искажать его рез-ты. Поскольку экспериментаторы работаю не в вакууме, иногда случается, что по административным или соц. причинам группы получают компенсаторное воздействие, к-рое приводит к уравниванию эффектов и работает против достижения валидных рез-тов. Напр., предоставление хотя бы минимальной терапии контрольной группе пациентов, к-рые вообще не должны были получать никакой терапии, м. б. оправданным с т. зр. гуманности, но, без сомнения, наносит ущерб цели такого эксперимента. Не существует способов проведения совершенного эксперимента (т. е. такого, в к-ром достигается настолько полный контроль, что было бы невозможно отнести полученный рез-т или взаимосвязь к категории артефактов). Кроме того, обычно сам контекст психол. экспериментов делает их чрезвычайно подверженными интерпретационной двусмысленности и получению ошибочных выводов. Однако глубокие познания в этой области и внимание к тем многочисленным ловушкам, к-рые подстерегают психолога при проведении квазиэксперим. исслед., могут ему помочь планировать эксперименты, позволяющие с большей вероятностью получать истинные выводы в отношении В. в. См. также Доверительные границы, Экспериментальные планы, Проверка гипотезы, Каноны Милля, Вероятность, Статистическая значимость Э. Э. Вагнер

  • - См. Валидность...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - В. в. относится к степени уверенности, с к-рой можно судить о предполагаемой каузальной связи между переменными...

    Психологическая энциклопедия

  • - - соответствие теста целям диагностики...

    Педагогический терминологический словарь

  • - англ. validity; нем. Validitat/Gulltigkeit. Обоснованность и адекватность исследовательских инструментов...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. validity, empirical; нем. Validitat, empirische. Степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. validity, logical; нем. Validitat, logische. Степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов...

    Энциклопедия социологии

  • - от фр. valide в статистике - законность и достоверность исходной информации, надежность методики сбора, получения данных, в том числе и для экономических исследований...

    Словарь бизнес терминов

  • - Степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным...

    Словарь бизнес терминов

  • - Вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции...

    Словарь бизнес терминов

  • Большой экономический словарь

  • - применительно к исходной статистической информации, используемой в экономических исследованиях: надежность информации, отсутствие в ней ошибок из-за неточности выбранной методики сбора данных...

    Экономический словарь

  • - вал"...

    Русский орфографический словарь

  • - вали́дность ж. Отсутствие ошибок, связанных с определением исходных посылок при разработке методики исследований; надежность информации...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ВАЛИДНОСТЬ и, ж. validité f. <лат. validus. Действительность, законность, весомость, обоснованность; обладание юридической силой. Комлев 1992. || Способность образовать связную знаковую систему...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - 1) весомость, обоснованность; 2) действительность, законность; обладание юридической силой...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Словарь синонимов

"Внутренняя валидность" в книгах

4. Правдивость и валидность

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

Валидность (Validité)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Валидность (Validit?) Употребляемый в логике синоним истины, точнее говоря, ее формальный эквивалент. Вывод считается валидным (верным), если представляет собой переход от истинного к истинному (от истинности посылок к истинности заключения) или остается верным независимо от

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ Родители Эми обеспокоены тем, что она читает не так хорошо, как складывает и вычитает числа. После обсуждения этого вопроса с ее учителем они решили показать Эми психологу. Психолог предложил девочке пройти тесты, которые должны выяснить ее

Валидность или достоверность

Из книги автора

Валидность или достоверность важнейший критерий качества измерений, обозначающий, что метод, методика или тест измеряет то, для чего он предназначен, т. е. меру соответствия использованного инструментария и полученных результатов поставленным задачам. Данный критерий

Валидность

Из книги Разгони свой сайт автора Мациевский Николай

Валидность Получившийся таким образом CSS-файл абсолютно валиден (так как все mhtml-вставки происходят в комментариях). Каждое CSS-объявление валидно с точки зрения CSS 2.1, и те небольшие приемы, которые позволяют эффективно сжать данные для всех браузеров, не отражаются на

3. Факторная валидность

автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Факторная валидность Факторная валидность. Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными

4. Дифференциальная валидность

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Дифференциальная валидность Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики. Содержание дифференциальной

2. Очевидная валидность

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

2. Очевидная валидность Очевидная валидность – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях

24. Факторная валидность

автора Лучинин Алексей Сергеевич

24. Факторная валидность Факторная валидность. Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными

25. Дифференциальная валидность. Валидность по возрастной дифференциации

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

25. Дифференциальная валидность. Валидность по возрастной дифференциации Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической

26. Критериальная валидность

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

26. Критериальная валидность Критериальная валидность – комплекс характеристик, включающий текущую и прогностическую валидности методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления. В качестве критерия

29. Прогностическая валидность

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

29. Прогностическая валидность Прогностическая валидность – информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения. Прогностическая валидность

Валидность

автора Миллер Скотт

Валидность В каждом исследовании есть переменные и отношения между ними. Поэтому, когда мы хотим описать исследование, центральным является конструкт переменных: какого вида различия изучаются и какими способами? Если мы хотим выйти за рамки описания и перейти к оценке

Валидность

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Валидность При оценке валидности теста ставится следующий вопрос: измеряет ли тест то, что, как предполагается, он должен измерять? Если это, к примеру, IQ-тест, действительно он измеряет различия в уровне интеллекта или различия показателей испытуемых обусловлены чем-то

Валидность

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Валидность Первую важную информацию такого рода, которая будет постоянно обсуждаться в данной книге, часто называют «критерием валидности». Вопрос здесь состоит в том, насколько результаты тестирования измеряют то, что они должны измерять в соответствии со своим

Внутренняя валидност ь связана с вопросом, действительно ли именно это эксперименталь­ное воздействие привело к изменениям в данном эксперименте?

Внутренняя валидност ь касается отношений между зависимыми переменными и независимыми переменными . Эта валидность связана с особым процедурами, которые позволяют определить, насколько выводы, сделанные в данном исследовании, достоверны. После того, как установлено существование зависимости между переменной X и переменной Y, необходимо решить, какая из переменных является причиной, а какая следствием, то есть определить направление данной взаимосвязи. Если Y наблюдается после X, то можно сказать, что X является причиной Y.

Однако может оказаться, что отношение зависимости между X и Y вызвано третьей переменной С. Для установления внутренней валидности необходимо рассмотреть все возможности влияния третьей переменной С на переменные X и Y и исключить их. Считается, что исследование обладает внутренней валидностью, если доказано, что существует зависимость причинно-следственного типа между зависимымипеременными и независимыми переменными .

Внешняя валидность относится к возможно­сти обобщения вывода на популяци и, ситуации, другие независимые переменные.

Эти два критерия являются важными, хотя часто они на­ходятся в противоречии друг с другом в том смысле, что увеличение валидност и одного типа может угрожать валидности другого типа. Идеалом является выбор таких экспериментальных планов, кото­рые обеспечивают оба типа валидности. Это особенно важно для психолого-педагогических исследований, где весьма желательным является распространение данных на практические ситуации, определенного характера.

Есть восемь различных клас­сов внешних переменных, относящихся к внутренней валидности. Если эти переменные не контролируются в экспериментальном плане, то они могут дать эффекты, которые смешиваются с эффектом экспериментального воздействия. Эти переменные представляют влияние:

1) фона - конкретных событий, которые про­исходят между первым и вторым измерением наря­ду с экспериментальным воздействием;

2) естественного развития - изменений испытуем ых, являющихся следствием течения вре­мени (не связанных с конкретными событиями), например взросление , усиление голода, усталости и т. п.;

3) эффекта тестирования - влияния выпол­нения заданий, применяемых для измерения, на резуль­таты повторного испытания;

4) инструментальной погрешности , нестабильности измерительного инструмента, при которой изменения в калибровке инструмента или изме­нения, характеризующие наблюдателя или оценочные показатели, могут вызвать изменения в результатах из­мерения;

5) статистической регрессии , имеющей место тогда, когда группы отбираются на основе крайних показателей и оценок;

6) отбора испытуемых - неэквивалент­ности групп по составу, вызывающей появление систе­матической ошибки в результатах;

7) отсева в ходе эксперимента - неравномерности выбывания испытуем ых из сравниваемых групп;

8) взаимодействий фактора отбор а с естественным развитием и др., которые в ряде квазиэкспериментальных планов с несколькими группами ошибочно принимаются за эффект эксперимен­тальной переменной.

К факторам, ставящим под угрозу внешнюю валидност ь, или репрезентативность эксперимента , относятся:

1) реактивный эффект , или эффект взаимодействия тестирования,- возможное уменьшение или увеличе­ние восприимчивости испытуем ых к экспериментальному воздействию под влиянием предва­рительного тестирования. Результаты лиц, прошедших предварительное тестирование , будут нерепрезентатив­ны по отношению к тем, кто не подвергался предвари­тельному тестированию, то есть тем, из кого состоит генеральная совокупность, из которых были отобраны испытуемые;

2) эффекты взаимодействия фактора отбор а и экс­периментального воздействия ;

3) условия организации эксперимента , вызывающие реакцию испытуем ых на эксперимент, которая не поз­воляет распространить полученные данные о влиянии экспериментальной переменной на лиц, подвергающихся такому же воздействию в неэкспериментальных усло­виях;

4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий , нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как пра­вило, не исчезает.

(См.: Хрестоматия. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. Прогресс, 1980.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методы исследования в психологии

Раздел методы исследования в психологии.. тема современная методология научного познания.. методология научного познания постулат активного субъекта..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные постулаты современной теории познания
Традиционно в рамках психологической проблематики выделяются две наиболее общие темы: - исследование мотивационных процессов (мотивационно-потребностная сфера деятельности; в терминологии

Розовые очки
Предположим, все люди стали носить розовые очки, которые пропускают только розовый цвет. Соответственно, и сам мир уже не сможет описываться ими ни в каких других цветах, кроме розового. Правда, по

Зарождение понятий «идиографический» и «номотетический»
Чтобы представить себе основные рамки, в которых развивалась «классическая» наука (проявившая себя, прежде всего, в связи с научной революцией Нового времени), рассмотрим несколько эпизодов развити

Проблема мерок в психологии
Чтобы увидеть возможность такого разведения понятий, стоит обратиться – в самом общем виде – к марксисткой философии, на которой строятся культурно-историческая психология Л.С. Выготс

Каменный топор
Для того чтобы познать свойства предметов, надо попытаться на них воздействовать и зафиксировать, что в результате этого воздействия с ними происходит. Отправной точкой подобного анализа вещей прир

Зарождение интроспекции
Основные закономерности самонаблюдения были сформулированы в рамках субъективной, или интроспективной (от лат. introspecto - смотрю внутрь), психологии

Виды интроспекции
В процессе развития интроспекционистской психологии, в частности, были разработаны такие виды интроспекции, как: - аналитическая интроспекция; - систематическая интроспекция;

Сущность наблюдения
Другой базовый метод психологии – наблюдение. Психология, как и любая другая объективная наука, собственно и начинается с наблюдения, т.е. с непосредственного восприятия действитель

Вехи развития метода наблюдения в психологии
Метод наблюдения часто применялся в период зарождения экспериментальной психологии, наиболее активно - в рамках возрастной психологии. При этом многие ученые, наблюдавшие за развитием своих детей,

Основные параметры наблюдения
Метод наблюдения, который используется, в основном, в генетической психологии (возрастной психологии и зоопсихологии), в отличие от экспериментального метода, не предполагает манипуляцию независ

Общая процедура наблюдения
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов (см. [Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987, с. 110-166]): - определение за

Объект наблюдения
Объект наблюдения определяется в контексте исследовательской программы и зависит от гипотез, эмпирических индикаторов выделенных понятий, стратегий исследования в целом. План

Типы выборок
Существуют различные типы выборок, используемых при наблюдениях. Неструктурированная выборка – это такая выборка, в которой не накладываются никакие ограничения на

Виды наблюдения
Классификация наблюдений производится по различным основаниям. Еще в 1982 г. Байли предложил классификацию различных типов наблюдения на основании двух критериев: - степени структ

Простое, или бесструктурное, наблюдение
При отсутствии четких гипотез, применяют неконтролируемое наблюдение. Его цель - обеспечить выдвижение гипотез для более строгого описания наблюдаемого объекта. Здесь

Контролируемое, или структурное, наблюдение
Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский социальный психолог Р. Бейлз в 1950 г. для изучения последовательных фаз групповой деятельности. Составле

Естественное наблюдение
При естественном наблюденииизучается поведение людей (или животных) в естественных для них условиях. Наблюдение в естественных условиях предполагает проведение исследования таким о

Невключенное и включенное наблюдение
По позиции исследователя наблюдения, проводимого с целью описания поведения, можно различать невключенное наблюдение (или этологическое (см. рис. 30)) и включенное наблюдение (или этнографич

Невключенное наблюдение
Невключенное наблюдениепроводятся в естественных условиях путем подробного и объективного описания происходящего. Такое наблюдение проходит без наблюдателя – обычно он прячется и н

Включенное наблюдение
При включенном наблюдении исследователь является участником происходящего и пытается добиться приема в группу. Члены группы знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдател

Отсутствие контроля
При наблюдении, как правило, нет контроля над ситуацией, когда наблюдатель имеет возможность на нее воздействовать. Поэтому основанные на наблюдениях выводы должны делаться с большой осторожностью.

Влияние наблюдателя
Существенная проблема наблюдений - искажения, вносимые наблюдателем. Под этим подразумевается наличие предвзятого мнения об объекте, наблюдение через призму этого мнения. Искажение может поя

Место наблюдения среди других методов сбора данных
Наблюдение - исследовательский метод, представляющий собой выявление определенных характеристик того или иного процесса, имеющий целью определение его инвариантных признаков, без активного включени

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
Наиболее важной и разработанной областью психологического наблюдения является наблюдение за внешними, телесными проявлениями эмоциональных процессов. Современный подход к анализу экспресси

Экспрессивные проявления эмоциональных реакций и состояний
В наблюдении за поведением, как уже говорилось, особую роль играют эмоциональные маркеры. Иногда эмоциональные реакции (аффекты) бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после дей

Идентификация мимического выражения
Исследование мимического выражения эмоций началось еще в XIX в. Еще в 1859 г. немецкий анатом Пидерит сформулировал положение, согласно которому мимическое выражение можно охарактеризовать при помо

Универсальное и уникальное в лицевой экспрессии
Когда исследователю приходится долго общаться с человеком, то определяется, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое - восторг: помимо общего языка эмоций, необходи

Комплексное наблюдение жестов и поз
При осуществлении наблюдения важно интерпретировать жесты и позы в их единстве, в контексте целостного невербального сообщения. Так, человеку, испытывающему тревогу, свойс

Особенности наблюдения в психотерапевтической беседе
В рамках психотерапевтической беседы закономерно открывается возможность для включенного наблюдения. Для того чтобы оказывать позитивное воздействие на клиента при проведении психотерапевт

Взаимодействие между вербальным сообщением и невербальными коммуникациями
Взаимодействие между источником сообщения и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения. Это: - выделение, - фасилитация, - изображение,

Сущность метода анализа документов
Часто для проверки гипотез исследования используется ранее зафиксированная информация, например в виде текстов. При этом исследования документов часто являются частью более крупных исследова

Виды документов в рамках метода исследований документов
По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы,

Контроль надежности при анализе документов
Достоверность информации из личных документов определяется множеством факторов. Это - проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора,

Оценка метода исследований документов
Анализ документов - важный метод сбора информации в психологическом исследовании, служащий прежде всего для выдвижения гипотез и общего определения темы, а также на стадии работы по тому или

Качественный и количественный подход к анализу документов
Качественный анализ документов - необходимый этап в анализе документов. В некоторых случаях на нем исследование и заканчивается, не переходя к количественному этапу. В как

Сущность контент-анализа
Рассмотрим более подробно количественный подход к анализу документов, т.к. именно он позволяет получить наиболее надежные данные. Часто в исследованиях документов требуется не прост

Основные элементы контент-анализа
Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых могут использоваться: понятия, темы, имена и т.п. Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах (част

Процедуры подсчета при контент-анализе
В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального измерения. Например, при изучении тематики газе

Надежность процедуры контент-анализа
Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами. Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц. Первоначальн

Сущность опроса
Метод опроса основывается на простой идее: если надо узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос - это структурированный сборник вопросо

Интервью
Интервью - беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера (опрашивающего) с респондентом (опрашиваемым; от лат. responsare - отвечать).

Виды интервью
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают: - так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов), - интервью мнени

Телефонный опрос
Данный тип опроса основан на отборе номеров телефонов и обзванивании людей. Очевидным преимуществом телефонного опроса является более низкий объем затрат на его проведение по сравне

Письменный опрос
Письменный опрос, или анкетирование (от фр. anquete – список вопросов) - метод исследования, основанный на получении от респондентов ответов (как правило письменных, но также возмо

Виды анкет
Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты различаются по формулировкам вопросов. Так, вопросы могут быть открытыми или закрыты

Опрос по почте
Опрос по почте отличают от очного анкетирования на месте: - в первом случае ожидается возвращение опросного листа (например, по заранее оплаченному почтовому отправлению),

Общая оценка возможностей метода опроса
При изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношений к событиям метод опросов имеет существенные преимущества перед другими методами сбора эмпирических данных. Так,

Выборка
Чтобы результаты опроса были валидными, выборка должна отражать особенности популяции, т. е. должна быть репрезентативной. В методе опроса адекватность сделанных выводов напрямую зави

Разработка вопросов для респондентов
Надежность данных существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но, конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и ус

Лексика опроса
В массовых опросах слишком трудный и, значит, малопонятный для респондентов язык - недопустим. Но подлаживание под стилистику определенной группы аудитории также приносит мало пользы (см. [Ядов В.А

Лексика опроса экспертов
Если проводится экспертный опрос, то в качестве опрашиваемых выступают специалисты. Для экспертных опросов тщательным образом отбирают только тех, кто заслуживает статуса компетентного лица в данно


Вопросы на мотивацию, оценки и мнения представляют наиболее сложную часть процедуры опроса. При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться следующими соображениями: 1. Особенно

Проведение анкетного опроса
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем

Пилотажное исследование
Любой исследовательский инструмент проходит проверку на его обоснованность. Для этого используется пилотажное исследование. В обычном "пилотаже" исследова

Экспертный опрос
Опрос специалистов - особая разновидность метода опроса. Такие опросы не анонимны, исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных

Особенности интервьюирования
Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Но интервьюер помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный

Сущность фокус-групп
В рамках социальной психологии и психологии личности в последнее время особенное распространение получил метод фокус-групп, который может рассматриваться как форма беседы (см. [Дмитриева Е.

Этапы проведения фокус-групп
Проведение фокус-групп предполагает три этапа: - на первом, подготовительном, этапе определяется цель, объект и предмет исследования, проводится подготовка исследовательской команды

Подготовка исследовательской команды
На первом этапе проводится обучение исследовательской команды. Такая команда состоит из: - исследователя, ведущего фокус-группы (модератора), - стенографистов,

Определение числа и размера фокус-групп
На число участников проведения фокус-группы влияет несколько факторов: 1. Так как получаемые с помощью фокус-группы данные носят описательный характер и не представляют сведе

Выбор темы
Исходя из пределов психологической вовлеченности в дискуссию, участники фокус-группы проявляют к ней интерес в течение не более чем полутора, максимум двух часов, а в более длительном обсужд

Написание плана для фокус-группы
Если проведение фокус-группы происходит по заранее написанному план, то такая группа обозначается формализованной фокус-группой. План начинается с формулировки прив

Типология вопросов
Существуют различные классификации вопросов в фокус-группе: по степени важности, формализованности, очередности появления в дискуссии и т.д. По степени важности выделяются следующие

Роль ведущего в фокус-группе
В ходе полевого исследования большое значение приобретает роль ведущего фокус-группы. Им может быть исследователь, организующий работу и интерпретирующий результаты, а также специально пригл

Форма проведения и организация фокус-групп
Фокус-группа начинается со знакомства, представления ведущего, исследовательской команды, участников, описания цели исследования и продолжительности работы. В ходе знакомства респондент обыч

Сущность метода беседы
В отличие от опросов, проводимых с помощью интервью или опроса, беседа, которая также реализуется на основе вербальных взаимоотношений между людьми, ориентирована, прежде всего, на личность

Виды беседы
Наибольшее распространение получили: - клиническая беседа, или клиническое интервью, организованная вокруг болезненных переживаний пациента (см. ри

Умение слушать активно
Для эффективного взаимодействия с испытуемым или клиентом психотерапевтического сеанса психологу чрезвычайно важно уметь «слушать активно». Умение «слушать активно» предполагает сле

Вехи развития метода беседы в психоанализе
В основе использования беседы, как метода психологического исследования, лежат богатые традиция развития рациональной терапии в психиатрии. Особую роль в развитии метода убеждения, как одн

Суть структурного интервью
Проведение беседы в рамках психотерапии и психоанализа имеет ряд особенностей. Одна из техник носит название структурного интервью [Кернберг О. Структурное интервью // Журна

Начальная фаза структурного интервью
Психотерапевтическая беседа начинается с того, что клиенту предлагают кратко рассказать о: - причинах, заставивших его обратиться к психотерапевту, - ожиданиях в отношении психоте

Основная фаза структурного интервью
Главным предметом структурного интервью является исследование патологических черт характера, что важно не только для того, чтобы оценить тип характера, но и для оценки степени тяжести этих н

Заключительная фаза структурного интервью
Закончив исследование невротических симптомов и патологических черт характера, оценив основные механизмы защиты, чувства реальности и ключевые симптомы психозов или органических нарушений, психотер

Шкалирование в экспериментальной психологии
Как уже было сказано, естественнонаучная методологическая установка в психологии проявляется, прежде всего, в двух ориентирах. Во-первых, - в надежном выявлении тех или иных психологических феномен

Основы психофизики
Впервые проблема порога ощущений была поставлена И.Гербартом (1776 - 1841) (см. рис. 38), немецкий философом, психологом и педагогом, основоположником эмпириче

Многомерное шкалирование
Психологу в настоящее время доступно то, что ранее считалось прерогативой лишь идеографического подхода. Речь идет о применении математических процедур, с помощью которых могут обрабатываться, напр

Использование измерительных инструментов в психологии
Беседа и наблюдение, как правило, осуществляется непосредственно, без использования каких-либо специальных средств фиксации и классификации выявляемых психологических феноменов. Но, в отличие от ни

Сцинтиграфия головного мозга
Физическая сущность: метод основан на способности специальных радиоактивных химических веществ концентрироваться в патологически измененной ткани в большем количестве, чем в нормал

Однофотонная эмиссионная компьютерная томография
Физическая сущность: метод основан на послойной визуализации распределения специальных радиоактивных химических веществ (церетек) в головном мозгу. Данные вещества вводятся

Позитронно-эмиссионная томография
Физическая сущность: метод основан на регистрации чрезвычайно малых концентраций ультракороткоживущих радионуклидов, которыми помечаются мозговые структуры, чей метаболизм исследуе

Некоторые данные, иллюстрирующие возможности компьютерной томографии
1. Исследован мозг пациентов, страдающих тяжёлой формой депрессии. Зафиксировано повышение метаболизма участков мозга, ответственных за производство стрессовых гормонов. После приёма пациентами пре

Сущность психологической диагностики
Психологическая диагностика, или психологическое тестирование (от англ. test - испытание, исследование), представляет собой научную дисциплину о методах классификации индивидов по присущих и

Задачи психологического тестирования
В рамках классической теории тестирования сформулированы базовые процедуры оценки качества разработанного психодиагностического инструмента. Основными характеристиками эффективных личностных опросн

Виды психологического диагноза
На основании различий в степени понимания внутренних закономерностей того или иного психологического признака выделяют следующие виды психологического диагноза: - симптоматический, или эмп

Использование шкал в психологической диагностике
В основе классической теории тестирования лежит понятие субъективного шкалирования, что подразумевает применение количественных показателей для определения количественной выраженности тех или иных

Систематика психологических тестов
Тест (от англ. test - испытание, исследование) - экспериментального средство исследования, которое представляет собой стандартизированную процедуру психологического измерения на ос

Личностные опросники
Личностные опросники - группа психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Они характеризуются наличием набора

Планирование этапов разработки личностного опросника
Конструирование личностного опросника предполагает прохождение ряда этапов. Это следующие этапы: 1. Теоретический анализ, на основании которого строится психологический конструкт, как теор

Разработка психологического конструкта
Методологические подходы в психодиагностике личности в значительной мере предопределяют, какие аспекты эмпирических проявлений личности необходимо задействовать в создаваемых личностных опросниках

Разработка психологического конструкта на основе теоретического анализа
Данный путь является наиболее распространенным и в настоящее время признан обязательным при разработке любых личностных опросников. Сначала изучается специальная литература, касающаяся сод

Разработка психологического конструкта на основе корреляционных исследований
Использование статистики, в том числе на основе выявления различных корреляционных связей, является обязательным при конструировании любых тестов. То, что статистические процедуры и, в первую очере

Разработка психологического конструкта на основе критерия
Совершенно другой подход, чем при факторном анализе, реализуется при построении личностного опросника при использовании внешнего критерия. Наиболее отработана стратегия определения внешних критерие

Операционализация психологического конструкта
После того, как оказался решенным решить вопрос о содержательном наполнении конструируемого опросника, намечается план проверки закладываемого в личностный опросник конструкта. Как

Выбор основной области локализации самооценочных суждений
На основе описаний, взятых из психологической литературы, на основе ранее проведенных эмпирических исследований, на основе оценок экспертов и т.д. должна быть получена вербализация тех или иных пси

Правила формулирования пунктов личностного опросника
При формулировании заданий личностного опросника можно следовать следующим правилам. 1. В большинстве случаев необходимо, по возможности, избегать проникновения испытуемых в суть то

Выбор шкалы ответов на пункты опросника
Отдельной задачей конструирования личностного опросника выступает формулирование содержательных ответов на его пункты и выбор соответствующей шкалы ответов. Всего существует два типа опрос

Экспертиза психологического конструкта
После того, как все пункты личностного опросника оказались сформулированы и составленный список всех пунктов выстроен по порядку, может быть проведена экспертиза опросника, которая выступает отдель

Методы анализа интерпретаций опросника испытуемым
Первая группа таких методов предполагает дополнительные вопросы испытуемому. От него требуется сказать, как он понимает конкретный пункт и формулируют на него ответ, т.е. отрефлексировать пр

Нормативная и пилотажная выборки
Одним из наиболее важных решений при конструировании опросника является вопрос в выборке испытуемых, которые проводятся через процедуру психологической диагностики. Как прави

Нормативная выборка
В статистике различают выборку (группу, которая реально подверглась тестированию) и популяцию (более широкую группу, но имеющую тот же состав, что и выборка, на которую могут быть пер

Пилотажная выборка
Пилотажное исследование - пробное предварительное исследование, проводимое, как правило, на небольшой выборке, служащее уточнению адекватности использования тех или иных исследователь

Оценка итогового балла отдельной шкалы
Дискриминативность теста - психометрическая характеристика теста, представляющая собой его способность устанавливать различия между испытуемыми. Чем более высокий уровень имеет дискри

Оценка отдельного пункта шкалы: уровень трудности
Одним из основных решений, которые принимаются при конструировании личностных опросников, является решение о эффективности использования конкретного пункта опросника. Это зависит как от ег

Оценка уровня трудности пункта при дихотомической шкале ответов
Если речь идет о дихотомической шкале ответов на пункты опросника, то по каждому из этих пунктов может быть получено два числа: процент ответивших «да» на данный пункт (или давших другой аналогичны

Оценка уровня трудности пункта при шкале ответов Лайкерта
Обычно для пунктов личностного опросника используется шкала ответов Лайкерта. Поэтому может быть получено распределение ответов на конкретный пункт опросника следующего типа: «очень часто» =

Надежность тестирования
Надежность теста - психометрическая характеристика теста, представляющая собой воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях. Она показывает, в какой степени индивиду

Объем и состав выборки
Поскольку стандартная погрешность коэффициента корреляции, служащего для оценки надежности, связана с объемом выборки, на которой она получена, то должны использоваться достаточно бол

Методы определения надежности опросника
Существует два основных метода определения надежности опросника. На основании однократного тестирования может быть определена внутренняя согласованность, которая рассчитывается по формуле

Внутренняя согласованность
В рамках традиционной психометрии тест называется надежным, если он является внутренне согласованным. Внутренняя согласованность – это степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемог

Вычисление показателя внутренней согласованности для каждого пункта опросника
Внутренняя согласованность может определяться корреляцией между итоговым баллом по шкале опросника и каждого отдельного ее пункта. На основании расчетов внутренней согласованности всех пун

Вычисление показателя внутренней согласованности для каждого пункта опросника при факторном анализе
При использовании факторного анализа при конструировании опросника существует своя специфика в определении надежности по критерию внутренней согласованности. Так, для получения показателя

Вычисление показателя внутренней согласованности для всей шкалы
Когда вопрос о сильно и слабо коррелирующих со итоговой шкалой пунктах уже решен, т.е. стало понятно, какие пункты работают на шкалу, а какие нет, рассчитывается показатель внутренней согласованнос

Ретестовая надежность
Ретестовая надежность представляет собой согласованность результатов, полученных одним и тем же индивидом при повторном тестировании тем же самым тестом (или его эквивалентной формой).

Расчет ретестовой надежности
При расчете ретестовой надежности определяется коэффициент корреляции между результатами по всему опроснику, полученными на одних и тех же испытуемых, но в разное время (r

Надежность параллельных форм
Подвидом ретестовой надежности является надежность параллельных форм. При этом предполагается тестирование с определенным временным интервалом одной и той же выборки с п

Валидность тестирования
Валидность (происходит от англ. valid - имеющий силу) теста - психометрическая характеристика, представляющая собой действительную способность теста измерять тот психологический конструкт, д

Очевидная валидность
Очевидная валидность не является в собственном смысле психометрическим показателем теста, она характеризует лишь впечатление о тесте, как о чем-то понятном, «прозрачном». Это - способность т

Содержательная валидность
Содержательная валидность свойственна тестам, которые полноценно моделируют ту или иную деятельность, прежде всего в ее предметном аспекте. Т.е. в самом содержании теста отражены ключевые ст

Критериальная валидность
Критериальная валидность определяется с единственной, крайне важной для практики, целью: оценить индивидуальную прогностичность теста. Для этого результаты выполнения теста сопоставляются с

Расчет критериальной валидности
Наилучшим и самым простым способом определения критериальной валидности является вычисление дихотомической корреляции (есть признак – нет признака) между итоговом баллом по шкале и принадлеж

Критериальная валидность отдельных пунктов опросника
Критериальная валидность может рассчитываться не только в отношении всей шкалы опросника, но и в отношении каждого ее пункта. При этом, если личностный опросник создается только на

Прогностическая валидность
Особым видом критериальной валидности является прогностическая валидность, которая может быть получена при сравнении тестовых оценок с внешним (прагматическим) критерием, который испо

Конструктивная валидность
Конструктивная валидность, обоснованная в 1955 г. Л.Кронбахом, дает информацию о степени способности к измерению тестом такой черты, которая была выделена теор

Конкурентная валидность
Конкурентная валидность оценивается по корреляции результатов данного теста с результатами других аналогичных тестов, валидность которых установлена ранее. Эта процедура имеет смысл в

Экспертная эмпирическая валидиность
Особое значение имеет эмпирическая валидность, основанная на сравнении итоговых баллов по шкале опросника с оценками испытуемых экспертами. Эмпирическое значение коэффициента

Расчет валидности тестирования
Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с прагматическим критерием, в частности, с успешност

Основные положения факторного анализа
В основе факторного анализа лежит гипотеза о том, что непосредственно наблюдаемые переменные (например, признаки поведения) лишь косвенно отражают сущность изучаемого явления. По

Методы факторного анализа
Существует два основных метода факторного анализа: в одном из них выделяются коррелированные факторы (облическое решение, использованное, например Р.Б.Кеттелом для ст

Требования при проведении факторного анализа
1. Выборка должна быть представительной, чтобы оценки коэффициентов парной корреляции матрицы были надежными. Так, объем выборки при факторном анализе должен быть не менее 100 испытуем

Нормализация показателей
Для того, чтобы личностным опросником можно было пользоваться практически, т.е. делать на основании его заполнения произвольно взятым испытуемым прогноз его поведения в новых ситуация

Линейные и нелинейные преобразования сырых значений шкалы
Стандартные показатели могут быть получены как линейным, так и нелинейным преобразованием первичных показателей. Линейные преобразования получаются вычитанием из первичного показателя константы и д

Требования к личностному опроснику
При подготовке к публикации личностного опросника необходимо выполнить ряд требований. 1. Должны быть однозначно сформулированы предмет, область и цели применения теста. Предмет, как диагн

Описание личностного опросника
Структура описания психодиагностической методики для публикации имеет следующий вид: 1. Предмет и целевая популяция: - общественная значимость (социальная потребност

Сущность эксперимента в психологии
Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним

Ограничения экспериментального метода
В целом, эксперимент - часть исследования, в которой исследователь осуществляет манипулирование переменными, и наблюдает эффекты производимые этим воздействием на другие переменные. Экспер

Виды естественного эксперимента в различных исследовательских областях
Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлеж

Проведение экспериментов
Экспериментальный метод имеет особые преимущества, отличающие его от других методов исследования. Прежде всего, это - возможность экспериментатора манипулировать одной или несколькими переменными,

Вероятностная выборка
Эта стратегия используется, если поставлена задача узнать что-либо конкретное об определенной группе людей. Группа в целом называется популяцией,а любая из ее подгрупп назыв

Ход эксперимента
Экспериментальное исследование в целом характеризуется тремя фазами. В первой фазе имеется пред-тест: одна или две переменные измеряются до применения экспериментального в

Экспериментальные планы
В экспериментальном исследовании может быть одна или более независимых переменных. Если имеется только одна независимая переменная, то эта переменная должна иметь, по

Виды валидности
Эксперименты являются средством проверки гипотез о причинности. По традиции предполагается, что существуют три необходимых условия для утверждения с определенной долей уверенности о том, что

Достоверность экспериментальных данных
Процесс измерения является тем более достоверным, чем слабее влияние случайных факторов и чем более постоянные результаты он дает. При создании методов, предназначенных для измерения переменных хар

Валидность
Оценивается, измеряется ли рассматриваемая характеристика или, напротив, измерение отражает влияние других факторов. Валидность инструмента измерений оценивается в зависимости от степени соо

Валидность исследования
Валидность исследования относится к установлению точности выводов исследования и подчеркивает относительный характер истины, которой возможно достичь в психологии. В любом научном исследован

Валидность статистических выводов
Этот тип валидности соответствует проверке статистической значимости зависимости между двумя переменными. Такие выводы всегда являются вероятностными. При этом можно совершит

Валидность процедур
Третий тип валидности – это валидность процедур, которые позволяют варьировать и измерять переменные. Даже необходимость определить в операциональных терминах концептуальные переменные, знач

Различают несколько основных методов контроля
Одним из наиболее часто используемых методов контроля является проведение эксперимента с группой испытуемых, которые не подвержены влиянию исследуемой переменной и которые сравниваются с исп

Квазиэкспериментальные схемы
Сам термин «квазиэкспериментальная схема» был введен в 1966 г. Кэмпбеллом и Стэнли. Под квазиэкспериментальными схемами понимаются схемы, в которых не применяется метод случ

Предэкспериментальные схемы
Предэкспериментальные схемы исследования так же, как и квазиэкспериментальные, не предусматривают случайного отбора испытуемых в экспериментальные группы. Это - схема

Корреляционный метод
С помощью корреляционного метода изучается отношение между двумя переменными, не опосредованное вмешательством исследователя. Таким образом, отсутствуют какие-либо манипуляции переменными, изучаетс

Методологические подходы к анализу личности в различных психологических школах
Личность в психологии рассматривается как относительно устойчивая система установок и поведения индивида, которая характеризуется, прежде всего, особенностями включенности данного индивида в социал

Интроспективный подход
Еще 1734 г. Х.Вольф дал следующую дефиницию: «Личность - то, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Эт

Психодинамический подход
Совершенно другая модель личности, важная в контексте обсуждаемой проблемы психодиагностики, была разработана в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (З.Фрейд

Поведенческий подход
Собственно интроспективный и психодинамический подходы существенно сближаются друг и другом, если обращать внимание на ту роль, которая в них приписывается интроспекции. Наоборот, в модели л

Физиологический подход
Особым направлением, по своим истокам достаточно тесно связанным с бихевиоризмом, является биологическая, или физиологическая, психология (см. рис. 76). Здесь также в основу анализа личности кладут

Гуманистический подход
В рамках гуманистической психологии, где личность рассматривается, преимущественно, как принимающая ответственные решения в конкретных ситуациях своей жизни, чаще всего делается заключение о том, ч

Деятельностный подход
В марксистской психологии личность определяется как результат исторического развития индивида, которое осуществляется, прежде всего, в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валло

Интеграция методологических подходов к анализу личности
В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы в анализе личности использовать все достижения психологии, полученные вне зависимости от исходной методологии. Так, безусловно необходим

Понятие «валидность» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Существуют также конструктная и операциональная валидности.

Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Кэмпбелл выделил несколько основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента.
1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах (например, исследуются группы младших школьников, но одни из обычных классов, а другие - из класса коррекции)
2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (допустим, исследовали очень глупых и очень умных детей, а считалось, что взяли «середнячков»).
3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и т.п.). Также на нарушение внутренней валидности влияет большое количество побочных переменных.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента.

Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.

В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которых является развитая теория. Например, эксперименты по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов у собак не соответствуют никакой жизненной реальности.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) полученных результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин:
- соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента) (например, исследование мотивации учащихся - репрезентативный эксперимент, т.к. все учащиеся находятся в ситуации учебной деятельности и так или иначе мотивированы на учебу);
- типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентативность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или являться редкой и нетипичной (например, исследование поведения в экстремальных ситуациях пенсионеров села Банниково).

Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
1. Эффект тестирования - уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.
2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лица, не принимавшие участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.
3. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

В реальной практике редко возникает возможность провести «правильное» исследование по всем законам и с учетом всех условий и требований. В действительности чаще оказывается невозможным подобрать репрезентативные выборки, исключить эффекты селекции, выбывания, да и возможность переноса результатов на всю популяцию зачастую оказывается нереальной. Поэтому в психологии разработаны так называемые планы квазиэкспериментов.

Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия. Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая - нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. В педагогической практике большинство исследований проведено по типу квазиэкспериментальных.

Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, а именно - конструктную валидность. Она характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. Таким образом, конструктная валидность определяется правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность.

Например, исследовать степень притязаний с помощью анализа степени привлекательности спутника (спутницы) испытуемого нельзя.

Валидность методики – это мера соответствия методики диагностики предмету диагностики. Валидность методики экспериментального исследования является необходимой в исследовании. Надежность - характеристика повторяемости результатов через определенное время.

Валидность психологического эксперимента – это качественная характеристика психологического исследования с точки зрения правильности его организации. На валидность влияет выборка (т.е., то, насколько она является репрезентативной). Понятие естественного эксперимента ввел А.Ф. Лазурский. Виды валидности в психологическом экспериментальном исследовании Выделяют следующие виды валидности психологического экспериментального исследования: 1Внутренняя валидность – представляет специфический вариант идеального эксперимента без недостатков, присущих истинному экспериментальному исследованию; 2.Внешняя валидность (экологическая); 3. Операциональная валидность; 4. Конструктная валидность.

Идеальный эксперимент – это такой эксперимент, в котором исключено влияние побочных переменных. Это умозрительная конструкция, возможность которой, однако, исключить нельзя (например, фактор развития). Независимая переменная влияет на зависимую переменную. Но существуют также и побочные переменные. Если влияние побочных переменных будет очень существенным, то можно получить смещение графиков. Таким образом, видно, что следует стремиться исключить Внутренняя валидность – Мера соответствия реального эксперимента идеальному. Соотношение влияния НП и побочных переменных на ЗП. Чем больше приходится на НП, тем выше Валидность. Чтобы ее повысить, нужно выявить сторонние переменные и устранить или усреднить. Высокая внутренняя валидность позволят считать выводы о зависимости достоверными. Внешняя валидность – переносимость полученных результатов в реальный мир. «Эксперимент полного соответствия» - абсолютная переносимость. Операциональная валидность – соответствие методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе (соответствие того, что мы ищем, тому, что проверяем) Конструктивная валидность – мера соответствия интерпритации экспериментальных данных теории. Характеризует правильность обозначения причины и эффекта с помощью терминов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта