Главная » Выращивание » Восьмилетний ребенок плохо говорит. Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки? Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов

Восьмилетний ребенок плохо говорит. Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки? Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов

Ребенок «картавит» - так родители зачастую жалуются на нарушение речи малыша, которое называется «ротацизм». Данное нарушение звукопроизношения у ребенка трудно не заметить. Бывает, что ребенку 3 года, а родители уже начинают бить тревогу по поводу нарушенного произношения звуков «р» и «рь». Давайте разбираться, когда нужно обратить внимание на «картавость» ребенка и можно ли это исправить.

Ребенок рождается с несовершенным артикуляционным аппаратом, и произношение некоторых звуков остается еще долго недоступным. Звук «р» считается трудным для произношения. Чтобы ребенок стал произносить звук «р», необходимо «созревание» артикуляционного аппарата. Ребенок должен достаточно натренировать речевой выдох и только тогда станет возможно произношение «р», а затем его мягкой пары «рь». Обычно данные звуки самостоятельно появляются у ребенка к 5 годам.

Чаще всего родители обращают внимание на отсутствие или неправильное произношение звука «р» у ребенка, хотя это нарушение может быть не единственным у малыша.

К сожалению «ротацизм» встречается не только у детей, но и у взрослых. Хочется понять, по каким причинам многим детям так трудно научиться произносить звуки «р» и «рь».

  • Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, бронхитами, пневмониями, что ведет к нарушению дыхания, а значит, и нарушенному речевому выдоху.
  • Развитие речи запаздывает, в силу чего все звуки появляются позже нормативных сроков.
  • Внутриутробные инфекции, которые оказали неблагоприятное воздействие на развитие речевых зон в головном мозге у ребенка.
  • Ребенок неправильно слышит звуки и поэтому не может их верно воспроизвести.
  • В окружении ребенка есть взрослые, которые страдают «ротацизмом».
  • Короткая уздечка языка, которая не дает поднять ребенку язык к верхним зубам.
  • Слишком большой язык или, наоборот, слишком маленький.
  • Дефекты прикуса, когда соотношение между верхней и нижней челюстью неправильное и другое.

Иногда причиной может быть маленький возраст ребенка, когда артикуляционный аппарат еще не готов к произношению звуков «р» и «рь». Но обращать внимание на дефектное произношение необходимо. Ведь легче научиться произносить «р» и «рь» в младшем возрасте, а не в подростковом, когда неправильное произношение уже закрепилось в речи.

Упражнения на развитие точных движений языка, развития подвижности губ и щек помогут малышу научиться произносить звуки «р» и «рь». Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, каждый день, утром и вечером. Упражнения в игровой форме непременно заинтересуют ребенка. Фантазируйте с вашим ребенком, создавайте сюрпризный момент, «приглашайте» на занятие любимые игрушки малыша, поощряйте ребенка за успехи сладкими призами или наклейками. Малыш полюбит гимнастику, ведь во время ее выполнения есть возможность поиграть с мамой и папой.

Упражнения с языком для правильного произношения звука «р» и «рь»

  • Поднять язык к верхним зубам, при этом рот широко открыт. Водить кончиком языка из стороны в сторону.
  • Улыбнуться и вновь поднять язык вверх и водить кончиком вперед и назад по верхнему небу.
  • Открыть рот и широким языком облизать верхнюю губу, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Широким языком водить по верхней губе в быстром темпе. Вы должны услышать звуки «бл».
  • Цокать языком, затем присосать его к верхнему небу и удерживать такое положение языка 5−7 секунд.
  • Кончиком языка многократно стучать в верхние зубы и произносить звук «д».

Упражнения для выработки длительной и сильной воздушной струи

  • Положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть небольшой кусочек ваты с ладошки, произносить при этом звук «ф».
  • Кончик языка поднять вверх, язык должен быть похож на «ковш», затем сдувать кусочек ватки с носа.
  • Сделайте с малышом бумажные самолеты небольшого размера. С помощью ротового выдоха старайтесь сдуть их со стола.
  • Положите карандаши на край стола и постарайтесь с помощью выдоха докатить их до другого края стола.
  • Разойдитесь с ребенком по разным концам комнаты, идите навстречу друг другу, при этом непрерывно произносите звук «ш».

Внимание! Никогда не говорите ребенку, что вы учитесь произносить «р», так как ребенок может начать пытаться произнести звук горлом, что намного труднее исправить. Говорите малышу, что вы учитесь «рычать», как тигр или лев.

Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.

Скороговорки для развития речи помогут закрепить звуки «р» и «рь». Скороговорки необходимы для развития речи, они отлично развивают речевой слух, грамматический строй языка, обогащают словарь дошкольника. Скороговорки для развития речи являются незаменимым материалом улучшения дикции ребенка. Когда ваш малыш без труда произносит «р» и «рь» в слогах и словах, можете приступать к закреплению звуков в скороговорках.

Скороговорки, содержащие звуки «р» и «рь»

  • Три трубача трубят втихаря.
  • Едут верхом за добрым медком три молодца: Прохор, Петр и Пахом.
  • У солдата шинель коротковата,
  • Шинель коротковата у солдата.
  • Рыбку поймали, Роме отдали.
  • Рыбку поели и снова захотели.
  • Сорок три трещетки трещат, как балаболки.
  • На поле под горкой
  • Сидят Петр с Миколкой,
  • Сырок поели и квасу захотели.
  • Ворона каркает с утра:
  • «Какая холодная весна!».
  • Ворона, не каркай в окно,
  • Скоро солнышко взойдет.
  • Дрова рубить решили вместе
  • Иван, Артемий, Петр и Сеня.
  • Нарубили дров не мало,
  • Отработали без обмана.
  • Я лошадку причешу гребешком и щеткой,
  • Прокатиться я хочу вечером верхом.
  • Мягкошерстная шиншилла
  • Шубки сшить решила,
  • Шубки сшить решила
  • Мягкошерстная шиншилла.
  • Ежонок, четверо мышат
  • В плаванье отправились,
  • Нашли шаланду в камышах,
  • Этим и прославились.
  • В Архангельске живут Архангелогородцы и Архангелогородки,
  • А в Костроме Костромчане.

Занимайтесь чаще, проговаривайте скороговорки дома на прогулке, и ребенок быстро их запомнит. Совместные занятия детей и родителей приносят радость и пользу всем членам семьи. Проявите терпение к ребенку, и ваши усилия помогут справиться с трудным звуком

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

В разном возрасте у детей может наблюдаться редкое мочеиспускание, и родители начинают бить тревогу: что не так с малышом? Чаще всего паника оказывается совершенно напрасной: маленький организм может просто перестраиваться на новый возрастной режим, ведь он растёт, его пища становится более твёрдой - соответственно, и количество мочеиспусканий за день становится меньше.

Но иногда бывают случаи, когда причиной такого явления становится серьёзная патология мочевыделительной системы, которая требует длительного лечения. Поэтому прежде всего нужно выяснить, какой фактор стал провокатором уменьшения выделяемой за сутки мочи.

Причины данного явления могут быть самыми разными. Часто редкое мочеиспускание у грудного ребёнка происходит из-за высокой жирности молока мамы. В таких случаях кормилице необходимо соблюдать определённую диету, чтобы разбавить естественную пищу для малыша. Вторая по частоте причина этого явления - уменьшение выделяемой в сутки мочи в соответствии с возрастными нормами, которые должна знать каждая мама:

Третья распространённая причина редкого мочеиспускания - неправильный питьевой режим. Часто бывает так, что маленький организм не подаёт сигналы того, что ему нужна жидкость: ребёнок совершенно не просит пить. В таком случае необходимо регулярно напоминать ему о том, что нужно это сделать и даже заставлять. Если же нет ни жирности грудного молока, ни возрастных границ, указанных в таблице, ни питьевого режима, редкое мочеиспускание может быть продиктовано более серьёзными причинами:

  • патология почек, которые частично утрачивают способность производить необходимое количество мочи;
  • заболевания мочеточников, их частичная закупорка;
  • поражение мочевого пузыря (часто бывает при слишком продолжительном воздержании от его опорожнения);
  • неконтролируемый, неправильный приём мочегонных препаратов;
  • истерии, ипохондрия, нервная горячка;
  • чрезмерное растяжение мочевого пузыря;
  • травмы спины или головного мозга;
  • камни, песок в почках или в мочевом пузыре;
  • защемление уретры;
  • новообразование кровеносных сосудов;

Редкое мочеиспускание у ребёнка, вызванное данными заболеваниями и патологиями, потребует длительного медикаментозного лечения вплоть до оперативного вмешательства. Поэтому так важно тщательно наблюдать за состоянием маленького организма и вовремя распознать беду.

Симптомы проблемного мочеиспускания

Заподозрить серьёзное заболевание можно при наличии следующих симптомов, которые обычно в таких случаях сопровождают редкое мочеиспускание:

  • струя мочи тонкая, имеет слабый напор;
  • моча выделяется каплями;
  • этот процесс становится возможным лишь при каком-то конкретном, определённом положении тела;
  • жжение, болезненность;
  • позыв к опорожнению мочевого пузыря ощущается, но сопровождается резями и чувством сильного давления.

Лечение

Основная терапия заключается в ликвидации факторов, спровоцировавших болезнь. К каждому маленькому пациенту применяется индивидуальный подход. Основными методами лечения патологий мочевого пузыря, следствием которых является редкое мочеиспускание, считаются:

  • 1. Сидячая ванна

В самом начале лечения температура воды такой ванны составляет 26 °C, но постепенно её увеличивают до 30 °C. При воспалительных процессах назначают сидячие ванны раз в день на 15 минут.

  • 2. Компрессы

Могут назначить компрессы на место нахождения мочевого пузыря. Иногда могут назначить более обширные компрессы на всё тело. Если в организме наблюдается воспалительный процесс, на низ живота малышу делаются успокаивающие компрессы.

  • 3. Лечебная диета

Данное состояние у детей может зависеть также от их питания, поэтому при такой патологии рекомендуется соблюдать определённую диету. Во-первых, пища не должна раздражать стенки желудка. Во-вторых, нужно давать ребёнку пить как можно больше жидкости.

  • 4. Спринцевания

Спринцевания назначаются ребёнку лишь врачом только в том случае, если редкое опорожнение мочевого пузыря сопровождается болями и чувством дискомфорта. Если расстройство носит тяжёлую форму, это процедура производится с помощью катетера в больнице.

Если все вышеперечисленные методы лечения оказываются неэффективными, а состояние малыша не меняется и не улучшается, единственным выходом может быть только оперативное вмешательство (при серьёзной патологии мочеполовой системы). Но для подтверждения диагноза сначала проводятся многочисленные лабораторные исследования, анализы, УЗИ и другие методы диагностики. Однако чаще всего редкое мочеиспускание у ребёнка не имеет под собой таких серьёзных причин и очень скоро проходит при нормализации питьевого режима и правильного питания.

Что делать, если ребенок в 5 - 6 лет не выговаривает букву (звук) — К . О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х» . Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.

Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х» .

При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»- его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).

В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.

Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:

  • ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.

По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».

  • При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его.
  • Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях - в слогах, словах, фразах.
  • Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д.
  • Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
  • Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков.
  • Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.

Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи - логопеду.

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит . Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР .

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление) , крик и даже плач . Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой) .

К третьему месяцу гуление переходит в лепет . Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания , которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает .

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли , и прибавился словарный запас , постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов . Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется , формирование чувства языка , а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки . К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки . Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки , рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события , свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития .

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда : «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:


Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей , возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты , выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами . К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу .

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой . Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами : по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат .

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями . Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями , происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления , развивается и формируется связная речь .

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой , чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое . Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

  • На артикуляцию

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение . Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными . Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме . Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

  • На мелкую моторику рук

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук . Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи . Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность : если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта