Главная » Выращивание » Высокомерие гордыня. Гордость и гордыня: в чем заключается разница? Гордыня - что это такое

Высокомерие гордыня. Гордость и гордыня: в чем заключается разница? Гордыня - что это такое

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев

Гордыня и гордость – однокоренные слова, однако значение у них разное. Гордостью называют положительную самооценку, самоуважение. Гордиться можно не только собственными успехами и достижениями. Например, можно испытывать гордость за сына, за свою страну, команду, родителей и т. д. Чем отличается гордыня от гордости? Гордыня имеет негативный окрас и в разных религиях считается причиной всех грехов. Горделивый человек высокомерен, имеет непомерно высокую самооценку, не способен радоваться за успехи других.

Обратимся к толкованию слов

Не зная лексического значения слов гордыня и гордость, человек может вкладывать в них совершенно иной, неправильный смысл. Но прояснить ситуацию никогда не поздно. Обратимся к 3 известным толковым словарям – С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.

Что такое гордость, определение Ожегова:

Определение гордости из словаря Ушакова:

  1. «Отвлеченное сущ. к гордый (гордость поступи, характера).
  2. Характер или поведение гордого человека (его гордость не позволяла ему прощать подлость).
  3. То, чем (тот, кем) гордятся (военные корабли – гордость советского судостроения)»

Теперь перейдем к вопросу, что такое гордыня. Определение этого слова во всех словарях одинаковое, и трактуется, как «непомерная гордость, высокомерие» В.И. Даль так и вовсе различий между гордостью и гордыней не видел, и оба слова определял так: «Гордость, гордыня, горделивость – качество, свойство гордого. Гордым быть, глупым слыть. Гордый – кичливый, надменный, заносчивый; надутый; кто ставит себя самого выше прочих»

И в самом деле, грань между гордыней и гордостью очень тонка. Гордость нередко перерастает в гордыню. Что примечательно, происходит это незаметно. Возгордившийся человек не замечает за собой вины или греха. Ему действительно кажется, что он лучше других, достойнее, выше.

Где проходит грань?

Многие пытаются искоренить в себе гордость, полагая, что это начало гордыни. Однако они забывают, что есть от нее и польза. Так, гордость защищает человека от причинения вреда себе и другим, не дается скатиться на дно. Гордый человек никогда не опустится до воровства, сплетен, хамства, аморального поведения. Как нельзя лучше характеризуют гордость синонимы: честь, достоинство, самоуважение. По отношению к кому-то ее можно заменить словом радость. Например, «я радуюсь успехам сына».

Сама по себе гордость не является грехом, но очень быстро может к нему привести. Возьмем, к примеру, другие страсти. Еду можно использовать, чтобы утолить голод, а можно ей объедаться, и тогда это будет грехом чревоугодия; сексуальность можно использовать для укрепления любви с мужем (женой), а можно впасть в грех блуда. Иными словами, чрезмерная гордость перерастает в грех – гордыню:

«Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении – не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

Гордыня в Библии

Чтобы ответить на вопрос, что такое гордыня, обратимся к Библии. Бог ненавидит гордыню. Гордецы настолько ослеплены своей гордыней, что думают, будто не нуждаются в Боге, приписывают его заслуги себе и себе же поклоняются. Они перестают видеть свои недостатки. Гордыня – грех души, во всех христианских учениях он считается смертным.

Чтобы понять, насколько глубоко падает одержимый гордыней, вспомним историю Сатаны. До своего изгнания он был одним из самых прекрасных и избранных ангелов. Его звали сияющей звездой и сыном зари. Но от красоты своей возгордилось его сердце, а высокомерие сгубило мудрость. И поверг его Бог на землю, как нечистого. Гордыня была присуща Адаму и Еве. Воображая, что сами станут богами, вкусили они запретный плод и были наказаны. Синоним гордый по Библии – греховный, нечистый, безбожный, лицемер.

«Тот, кто преисполнен гордыни, не знает ничего, а только поражен страстью к спорам и словоблудию. Все это порождает ссоры, злые речи, злобные подозрения» (1-е Тимофею 6:4).

Признаки гордыни

Чтобы окончательно разобраться в определении гордыни, что это такое и как она проявляется, предлагаем изучить ее признаки. Перечислим только самые основные:

Гордецам свойственны и другие отрицательные качества. Гордыня ломает нормы морали. Возгордившийся человек может прибегать к лицемерию, тщеславию, мести, лишь бы еще больше возвысить себя. Скрыть гордыню невозможно. Даже если человек молчит, она читается в его холодном высокомерном взгляде, жестах, высоко поднятой голове.

Гордость для женщины

Женской гордостью исконно считается сохранение целомудрия. И речь идет не столько о девственности, сколько о духовной чистоте и благоразумии. Гордость оберегает женщину от сомнительных связей и отношений. Гордая женщина не терпит неуважение, грубость и хамство, как по отношению к себе, так и другим.

Некоторые под женской гордостью понимают неприступность: «женщина не должна знакомиться первой», «мужчина должен добиваться женщину, покорять ее сердце». Однако неприступность и холодность больше свойственны гордыне. Только высокомерная особа может тешить свое самолюбие ухаживаниями мужчины. Гордая женщина проста и прямолинейна.

Мнение автора. Гордыня – это стремление возвыситься над другими. Особенно сильно это желание у людей, которые считают себя в чем-то ущербными и зависят от мнения окружающих. Гордыня идет от нелюбви к себе, неприятия.

«Мальчики в школе дразнили меня «толстухой». Я мечтала стать миниатюрной и стройной, как другие девочки в классе, и ненавидела себя. Когда я выросла, у меня наконец-таки получилось похудеть. Но этого уже было мало. Я хотела доказать всем, как они ошибались, что я лучше других. Я выиграла несколько конкурсов красоты и совершенно незаметно для себя стала высокомерно относиться к полненьким соперницам. Я невероятно гордилась собой. Наверное, поэтому дружба с девочками не ладилась. Только через несколько лет я осознала свою ошибку, полюбила себя и стала проще ко всему относиться. Теперь на душе светло и приятно»

Гордость и гордыня – очень похожие, но, тем не менее, разные качества. Чтобы отличить одно от другого, достаточно посмотреть человеку в глаза. У гордеца они будут холодными, полными презрения и надменности. Глаза гордого человека светятся радостью, он спокоен и совершенно не груб.

Снежана, г. Таганрог

Гордыня - это очень многомерное понятие и одно из многочисленных проявлений страха. В виде гордыни проявляется вечное стремление человека к совершенству. Человек ощущает, что внутри он наделен божественным совершенством, но он неправильно это совершенство использует, стремясь всегда быть правым в ущерб другим людям.

Существует две формы гордыни: ментальная и духовная.

Ментальная гордыня - это характеристика тех, кто считает, что они знают всё. Как только мы подвергаем сомнению их знания, проявляется гордыня и человек начинает упрямиться, чтобы доказать свою точку зрения.

Создается впечатление, что единственным победителем может быть только он, а другие неминуемо и всегда будут проигравшими. Сила и власть, которыми, как кажется, наделяет гордыня, являются всего лишь иллюзией, поскольку в действительности проигравшим всегда оказывается гордец.

Если вы осознаете, что в той или иной ситуации вы упрямитесь, узнайте, не гордыня ли движет вами. Для этого спросите себя, что именно вас к этому побуждает. В целом, если человек имеет мнение, отличное от мнения других людей, и если он не находится в плену у страхов, он легко принимает наличие другого мнения и не упрямится. Когда упрямство берет верх, то, как правило, вами движет один или несколько страхов. Задайте себе вопрос: «Что плохого со мной произойдет, если я позволю другому человеку иметь отличное мнение?» Так вы не позволите гордыне захлестнуть вас, и вы осознаете неблагоприятное для себя ограничивающее мнение.

Отличный способ, который поможет вам прекратить упрямиться - это сказать: «Можем ли мы оба принять, что мы не согласны друг с другом в этом вопросе?».

Ментальная работа должна использоваться для того, чтобы возвышаться, а не для того, чтобы унижаться самому и принижать значимость других людей. Простота и искренность дают куда большее счастье, чем стремление всегда быть правым, то есть гордыня!

Будьте осторожны с духовной гордыней! Ментальная гордыня исходит из позиции «я знаю и думаю лучше тебя», а духовную гордыню питает мысль, что «я лучше тебя». Чем больше человек занимается личностным ростом, а личность, для тех, кто не знает, – это ум и эго, тем более осознанным он становится, и тем большей становится опасность попасть в сети духовной гордыни. Как правило, под действием духовной гордыни человек чувствует свое превосходство над другими людьми. Такие люди думают: «Раз ты не настолько развит, как я, значит, я лучше тебя…».

Когда вы становитесь более осознанными, будьте внимательны. Даже если вы находитесь на более высокой ступеньке, чем другой человек, это не означает, что его сущность ниже вашей, разница только в ее проявлении.

Если вы смотрите на других так, будто они ниже вас, это выглядит так же, как сравнивать себя со слоном и принимать остальных за мышей. Разве слон более важное животное, чем мышь?

Говорят, что гордыня - это самый большой бич человечества. Гордыня является источником самых больших раздоров социальной жизни, соперничества между народами, войн, интриг, ненависти и злобы против других людей.

Некоторые люди не считают себя гордецами, и обвиняют в этом других людей. Если вы тоже так считаете, это означает, что ваша гордыня намного сильнее гордыни других людей, даже если ваше упрямство не является открытым. Когда вы думаете, что вы правы, а кто-то ошибается, это тоже гордыня, независимо от того, было ли это высказано вами вслух.

Гордецы очень редко признают то, что их переполняет гордыня. Они настолько самонадеянны, что всякая попытка даже намека на гордыню остается безуспешной и обычно их бесит. Они ничего не хотят знать. Они не терпят сопротивления и препятствий.

Когда гордыня берет верх, вы перестаете быть самим собой, и вы больше не проявляете своего внутреннего состояния. Вы поддаетесь влиянию гордыни. И вы многого лишаетесь: любви, отношений, здоровья, счастья! Стоит ли этого гордыня?

Гордыня - это возвеличивание вашего ума эго, в отличие от вашей сущности и индивидуальности. По мере того, как ваша индивидуальность будет развиваться, ваша гордыня будет утрачивать свою власть над вами.

Гордыня сопротивляется всем внутренним изменениям. Она все время пытается помешать нам видеть БОГА в каждом, прощать, выражать свои чувства или эмоции, быть настоящим, узнавать о себе, иметь любое мнение.

Если вы сейчас переживаете злобу и не представляете себе, как можно, прежде всего, попросить у другого человека прощения за то, что обижались на него и, затем, за то, что не увидели любовь в его поступках или словах, это говорит о том, что этому мешает ваша гордыня. Просить прощение и проявлять любовь не означает «проигрывать» или «выигрывать».

Все всегда возвращается к одному - к любви. Каждое проявление любви решает все проблемы и меняет в жизни все. Любовь обладает волшебным даром исцеления на физическом, эмоциональном и ментальном уровне.

Как я говорил выше, за гордыней всегда скрывается тот или иной страх. Страх, что нас не любят, страх быть отвергнутым, страх осуждения, критики, страх быть не на высоте, страх потерять человека или предмет.

Чтобы справиться с гордыней, вам следует, прежде всего, признать ее, и признаться себе в том, что в вас живет страх отвержения. С этим пониманием вы сможете прочувствовать, насколько сильно вы страдаете от мысли, что другие перестанут вас любить.

В одно мгновение избавиться от гордыни, которая присутствует в вас несколько поколений и жизней, невозможно. Справиться с гордыней можно только постепенно, ежедневными маленькими победами, при помощи поступков, которыми движет любовь.

Лучшее средство, которое научит вас справляться с гордыней, когда вы встречаетесь с человеком, который хочет обязательно оказаться правым - это не упрямиться самому. Примите, что в данный момент этот человек знает правду, которая для него очень важна. Скажите ему: «Я принимаю твою точку зрения, даже если она отличается от моей».

Когда вы поймете, что во время беседы вы позволили гордыне взять верх, я советую вам поговорить с этим человеком. Если нужно попросить прощения, сделайте это. Скажите ему, что вы поняли, что хотели любой ценой быть правым, и что вами двигала гордыня. Признайтесь ему, что вы решили взять себя в руки, и попросите его быть терпеливым с вами, потому что в одно мгновение с гордыней расстаться невозможно.

Если вы встретились с человеком, из которого гордыня льется через край, постарайтесь увидеть в его поведении страдание и страх, а скорее всего и ваше зеркало. Возможно, этот человек будет стремиться вас изменить, запугать своим поведением или властными острыми высказываниями. Но не обращайте на это внимание, потому что на самом деле он напуган больше вас. Не стремитесь отвечать ему в тон. Такие проверки Пространства происходят постоянно.

Возможно, читая эти строки, вы будете потрясены, узнав, как сильно вами руководит гордыня, но я не стремлюсь ошеломить вас или вселить в вас чувство вины. Мне скорее хочется, чтобы вы стали более осознанными, позволили увидеть в себе гордыню и приняли соответствующие решения. Если вы осознаете, что и в вас присутствует гордыня, вам нужно будет справиться с ней, потому что именно она мешает вам любить и, возможно, быть по-настоящему любимым. Посмотрите, стоит ли гордыня вашего здоровья, внутреннего покоя, отношений, счастья, любви? А Вы готовы и дальше платить столь высокую цену?

НЕДОСТАТКИ ГОРДЫНИ

  • Гордыня ведет к одиночеству. Горделивый человек не умеет прощать и просить прощения, лишая себя друзей.
  • Гордыня приводит к нравственному падению, делая человека духовно слабым.
  • Гордыня лишает человека возможности трезво смотреть на вещи, мешая ему добиваться поставленных целей.
  • Гордыня сужает кругозор. Горделивые люди жаждут власти, но редко чего-либо добиваются.
  • Гордыня делает человека черствым. Такие люди в большинстве ради своей цели пойдут по головам.
  • Гордыня создает стену между человеком и истиной.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГОРДЫНИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Семейные отношения

Ложное понимание гордости зачастую не позволяет самым близким людям открыто заявить о своих чувствах и желаниях, что в некоторых случаях приводит к распаду даже самых благополучных семей.

История

Непоколебимая уверенность в непобедимости своей армии и непомерная гордость привели ослепленного своим величием Гитлера к неминуемому поражению в войне с Советским Союзом. В равной степени это относится и к Наполеону.

Литература

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» главный герой - Родион Раскольников - считает, что имеет право пролить "кровь по совести", думая, что ему все позволено. Ослепленный гордыней, он идет на убийство.

Искусство

Марина Цветаева повторила трагическую судьбу многих великих людей, ставших жертвой своей гордости. «Гордость не позволила Марине Ивановне ужиться в эмигрантской среде. Цветаева, к несчастью, не нашла понимания и по возвращении на Родину - повесилась в Елабуге в момент отчаяния и одиночества»

ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ

  • Недопущение того, что вы можете быть неправы.
  • Настойчивость в том, что вы всегда правы.
  • Покровительское обращение с другими людьми или взгляд свысока.
  • Наличие чувства собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысль о том, что вы лучше других.
  • Хвастовство.
  • Приписывание себе заслуг, трудов или усилий других людей.
  • Стремление поставить соперника в невыгодное положение.
  • Управление людьми для достижения желаемого.
  • Контроль над ситуацией без разделения ответственности.
  • Постоянная необходимость быть в центре внимания.
  • Надменное отношение и поведение.
  • Задираете нос или смотрите на людей свысока.
  • Суетность, часто смотрите в зеркало.
  • Выставление на показ своих талантов, одежды, достатка, внешнего вида.
  • Не позволение другим помогать вам или работать вместе с вами.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Болтливость или постоянное сведение разговора на себя.
  • Обидчивость.
  • Излишняя чувствительность или бесчувствие.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что другие думают и говорят (только) о вас.
  • Использование слов, которых другой человек не понимает и вам это известно.
  • Ощущение своей никчемности.
  • Не прощение себя и остальных.
  • Нежелание меняться и даже думать, что необходимо меняться.
  • Размещение людей по степени важности на иерархической лестнице и в зависимости от этого отношение к ним.
  • Мысль о том, что вы важнее других в связи с вашей работой.
  • Одержимость работой, желание получать похвалы, занятие одновременно многими вещами и ваше желание показать, что только вы это можете.
  • Недоверие к другим людям, Богу.
  • Состояние озабоченности производимым впечатлением и мнением о вас людей.
  • Мысль о том, что вы выше Закона или являетесь особым сыном или дочерью Бога.
  • Сотворение кумира из себя и других.
  • Работа сверх всякой меры за приделами возможностей вашего тела.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем вы говорите.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование "малых людей".
  • Невнимание.
  • Неосознавание своей гордыни или каких-либо проблем (духовная слепота).
  • Наличие раздраженного тона.
  • Повышение голоса в злобе или досаде.
  • Мысль о том, что бы проучить кого-либо. Разговор с человеком или о нем в унизительном тоне.
  • Конфликт и не подчинение воле Бога.
  • Не подчинение воле Бога.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство или безумство.
  • Наличие отношений "Что ты мог бы для меня сделать?".
  • Нечестность по отношению к себе и другим.
  • Неспособность работать с другими, невозможность пойти на компромисс.
  • Желание всегда сказать "последнее слово".
  • Нежелание поделится своими знаниями, чтобы иметь возможность контроля.
  • Невнимание к своему внутреннему миру, к своему физическому телу, либо чрезмерная забота о нем.
  • Мысль о том, что вы должны все делать, потому что никто другой якобы не сможет сделать это лучше вас.
  • Упоминание об ошибках другого человека в тоне осуждения.
  • Необходимость спасать других людей от их проблем.
  • Предубеждение к людям основанное на их внешнем виде, одежде, цвете кожи и т.д.
  • Гордость занимаемым положением.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм и троллинг.

ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ

Если вы интересуетесь развитием, духовностью, занимаетесь духовными практиками, вероятность того, что вами в той или иной степени владеет духовная гордыня чрезвычайно велика. Эти признаки очень тонкие, не исчерпывающие, но вполне заставляют задуматься.

  • Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго. Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все Человеки проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству Божественного Достоинства.
  • Отсутствие Благодарности к тем, кто помог Вам в уместный период Жизни в Пути советом, делом, Энергией и т.д. «Забывание» того, что было важно на тот момент. Иллюзия, что этого Вы добились сами собственным трудом.
  • Теоретизирование своего Мировоззрения. Отсутствие Практики, прожитого Опыта говорит о том, что эго у Вас вне контроля.
  • Духовная гордыня - это отсутствие ответственности. Ответственность означает следующее: все Ваши слова должны быть прожиты Вами в буквальном смысле. Ответственность за свои мысли, слова и поступки перед другими Людьми означает, что Вы прожили, опробовали то, что на данный момент является пригодным, действенным средством именно для Вас. Вы можете это порекомендовать Ближним, но с оговоркой, что данное средство не является панацеей.
  • Желание противостоять, отстаивать свою точку зрения. Громкие споры, старание переубедить собеседника сродни борьбе за выживание. Это признак присутствия ментальных блокировок – омертвевших убеждений и догм.
  • Непринятие нового. Страх Перемен страху перед умиранием старого и рождением нового, неизвестного. Привыкание, что всего достаточно и перемен не нужно, страх потеряться под натиском Ветра Трансформации – часто встречающийся признак духовной гордыни. Само Слияние с Сознанием эго воспринимает как собственную смерть.
  • Осуждение других точек зрения, методик, образа жизни и мировоззрения других людей. Осуждение является защитной реакцией эго от расширения мировоззрения. Эго отчаянно пытается убедить Сознание Человека, что другие люди живут неправильно, неверно и ничему «полезному» научить не могут.
  • Концентрация на количестве, а не на качестве. Это уловка эго – растрата Вашей Энергии из-за отсутствия четко поставленной цели либо Ваша Цель является обусловленной, склонной к изменчивости. Рассеивание Ваших усилий на множество проектов, невозможность, но желание охватить необозримое является духовной жадностью, одним из качеств духовной гордыни. И к Служению это не имеет никакого отношения. Ухаживайте за каждым своим проектом как за собственным ребенком, украшайте его, любите, уделяйте внимание.
  • Убеждение: информация дается для избранных, а не для всех. Появление новых терминов, усложнение простого и доступного, желание выглядеть эффектно – все это является низковибрационными проявлениями эго вне контроля.
  • Концентрация не на Служении, а на том, чтобы Ваши усилия были оплачены. Первоочередной задачей, первой ступенью к Духовности является бескорыстие. Если Вы научитесь быть бескорыстными, то Ваши усилия будут оплачены. И парадокса в том нет. Платится тем, кто дарит от Сердца. В противном случае, у Человека может возникнуть раздражение от того, что Его просят бесплатно помочь.
  • Отдача от недостатка, а не от избытка. Иногда Человек рассуждает о том, как другим заработать деньги, сам не обретя материальную основу под своими ногами. Или занимается благотворительностью, сам же из-за лени или неверия не стараясь жить в достатке. Это все является духовным лицемерием – одним из проявлений духовной гордыни. Если Вы сами не знаете, не можете, не умеете – не предлагайте, а постарайтесь научиться, смочь, суметь, достигнуть. И тогда уже от достатка отдать Ближним, будь то деньги, информация или Энергия Любви.
  • Ощущение себя учителем, знающим людей. В четвертом измерении Осознанности есть Дар абсолютно для всех Пробудившихся людей – знать, предсказывать поступки эго. Знание психологии эгоической природы, умение её анализировать ещё не означает, что Вы достигли вершин Мудрости. Это ощущение «знания всего о людях» приносит «учителю» удовлетворение, потому что возникает иллюзия информированности во всем. На самом деле эта иллюзия идет от страха перед неизвестностью, завуалированный под психологическую маску «знания природы человеческой». Для такого Человека страшное слово, которое может вырваться из Его уст – «не знаю». В действительности знать и предсказывать людей не могут ни Высшее Я, ни Наставники, лишенные дуальности. Почему? Существует Пространство Вариантов, Свобода Воли и Выбора. Друзья-Наставники и Высшие Я не обладают эмоцией страха неизвестности: для Них каждое решение Человека – всегда Чудо! Они знают, что ошибок нет, есть уникальный Опыт! Скажите: как Вы можете знать Человека? Вы знали Его вчера? Но сегодня утром Он проснулся с новыми мыслями, чувствами; Он обогатился Знаниями, Опытом; с Ним произошли определенные ситуации, встречи и т.д. Так на основе чего Вы сделали вывод, что «знаете» Человека? На основе прошлого опыта? Исходя из того, что Вы несколько раз сумели просчитать Его жизненные ходы? Дорогие, это одна из величайших иллюзий духовной гордыни.
  • Ощущение того, что полученных Знаний достаточно. В таком случае может возникнуть желание расширять полученное Знание и распространять его, не изучая Новое. Возникают религиозные и идеологические течения, имеющие узкую специализацию.
  • Эмоциональная реакция на то, что является Уроком. Гнев, обида, раздражение и т.д., возникающие вследствие нажатия на болевую точку является лишь катализированием Начала Урока. Те, кем овладела духовная гордыня, стараются не принимать Урок, не работать самим над собой.
  • Эмоционально-ментальная зависимость от ощущения «нужности». Для Человека, чьим Сознанием владеет духовная гордыня, чуждо чувство Любви к себе. Именно поэтому Ему жизненно важно признание и ощущение нужности – чтобы через отражение других принимать себя.
  • Ощущение собственной избранности, исключительности. Уникальными являются все, но здесь имеется ввиду, что данный Человек заявляет о том, что Он необычен, а все остальные – типичны и однообразны. Иногда Человек говорит о своей особенной инопланетности либо о том, что Его Род достаточно древний и мистический. Дорогие, Вы все – инопланетны, а Ваш Род – вся Семья Света!
  • Духовная «усталость». Человек думает, что познал и увидел достаточно; Его ничего не удивляет и не вдохновляет. Это блокировка Творческой, Ментальной, а также Сердечной Энергий.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРДЫНЮ

Скромность

В отношении к себе подражайте Иисусу и Сократу. Задумайтесь, почему Иисус сказал: "Я больше не называю вас своими детьми, я называю вас братьями."

Уверенность в себе

Именно чувство неуверенности и незащищенности заставляет вас умственными усилиями приподнимать себя над толпой и вновь и вновь доказывать свое превосходство. Поверьте в себя и вы перестанете выглядеть смешным в глазах других.

Осознание

Найдите в себе силы осознать свою чрезмерную гордость о признать свои слабости. Слабостей не надо скрывать: именно они делают вас человеком, а в некоторых случаях помогут стать победителем.

Взаимодействие

Как известно, гордыня – это попытка доказать свою правоту, стремление быть всегда и во всем правым. Научитесь слушать, а главное слышать мнение оппонента. Смотрите на ситуацию под разным углом, не мыслите прямолинейно, трезво оценивайте все «за» и «против». Не бойтесь менять свою точку зрения со временем или оказаться в чем-либо неправым. Всегда правы только глупцы, умным людям свойственно ошибаться.

Сочувствие и сопереживание

Для того чтобы преодолеть гордыню, первым делом нужно избавиться от привычки осуждать других. Вы не всегда знаете как поступить лучше. Не стоит тратить время на нравоучения и навешивать на людей ярлыки. Каждый человек по-своему уникален и имеет право выбрать свой жизненный путь.

Помощь

Гордецы отличаются неприятной способностью снизойти до "маленького" человека и бросить ему подачку, с пафосом называя это благотворительностью. Отдавайте и помогайте искренне: совершайте спонтанные добрые поступки, ничего не требуя взамен и не ожидая благодарностей. Можно делать это анонимно.

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА:

  • Смирение, терпеливость и человеколюбие.
  • Доброта, любовь, стремление к духовности.
  • Сочувствие, сострадание, прощение.
  • Скромность, простота и кротость.
  • Доверие к людям, бескорыстие и отзывчивость.
  • Честность, справедливость и милосердие.
  • Честь, гармоничность и радость.
  • Дух сотрудничества, взаимопомощи и благодарности.
  • Прославление нашего Творца всего через общение с собой и другими.

ОТЛИЧИЯ ГОРДЫНИ ОТ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Но очень часто вы впадаем в заблуждение, путая его с высокомерием. Так чем же чувство собственного достоинства отличается от гордыни?

Гордыня возникает из чувства недостойности или комплекса неполноценности. В глубине души гордый человек не верит в свое достоинство, поэтому ему приходится его уравновешивать гордостью. Чувство собственного достоинства исходит из осознания своей безусловной ценности. Гордыня сравнивает себя с другими. По каким-то признакам, критериям, будь то ум, количество благодеяний, размер имущества и т.д.

Человек с чувством собственного достоинства «соревнуется в совершенстве» только с собой, побуждая себя преодолевать свое невежество и недостатки нрава.

Гордыня делит людей на лучших и худших или высших и низших. То есть для высокомерного человека «матрица людей» выглядит вертикально – и в ней он непременно превосходит кого-то.

Для человека с чувством собственного достоинства люди «делятся по горизонтали» – на близких и дальних. Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг-друга - объединяются, а те, которые друг-друга не узнают, расходятся.

Гордыня зависима от внешних факторов – мнений, событий, отношений. Это делает человека рабом материального и охотником за мирскими благами и людским почетом.

Чувство собственного достоинство свободно от привязанности к внешним преимуществам. Его богатство – богатство мысли и духа. Как сказал один из мудрецов: «Если Вы торопитесь преуспеть в приобретении мирских благ, если Ваше сердце привязано к имуществу и положению в обществе, то однажды вы повстречаете человека, для которого все это не имеет значения, и тогда вы поймете, как вы бедны».

Гордыня проявляется в вызывающем поведении, которое, по мнению гордеца, имитирует уверенность в себе. Чувство собственного достоинства проявляется спокойствием, доброжелательностью, интересом к другим, к собеседнику.

Гордыня не брезгует дурными поступками ради подкрепления мнения о себе. Человек с чувством собственного достоинства может пожертвовать личными интересами ради большего блага, ради истины.

Гордец тревожен и поспешен. Человек с чувством собственного достоинства уверен и спокоен.

«Ты слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!..»
К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Что мы знаем о гордыне? Это чувство, признаваемое низменным многими религиозными и философскими концепциями, имеет огромное количество проявлений в повседневной жизни. То, что для современного человека является нормой поведения, а часто и поощряется обществом, с давних времён являлось поводом работы над собой.

Самые древние собрания мудростей, дошедшие до наших дней, веды, содержат сорок признаков гордыни, и многие из них, с лёгкостью, может обнаружить в составе своей личности, практически каждый человек. Удивительно, но в приведённых ниже признаках, мы не найдём предубеждённого отношения в современном мире: одни возносятся как добродетели, иные проповедуются в качестве гендерных признаков поведения, но, к сожалению, мало какие могут считаться лишним грузом, от которого стоит избавиться:

- Я всегда прав.
- Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
- Чувство собственной важности.
- Унижение себя и других.
- Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство.
- Умение поставить соперника в невыгодное положение.
- Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя.
- Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало.
- Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
- Непозволение другим помогать себе и работать с другими.
- Брать на себя непосильную работу.
- Работа без меры.
- Привлечение к себе внимания.
- Обидчивость.
- Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
- Излишняя чувствительность или бесчувственность.
- Чрезмерная занятость своей персоной.
- Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие.
- Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это.
- Ощущение своей никчёмности.
- Непрощение себя и других.
- Сотворение кумира из себя и из других.
- Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим.
- Неблагодарность.
- Игнорирование малых людей.
- Невнимательность (при изучении шастр).
- Наличие раздражительного тона.
- Повышение голоса в злобе и досаде.
- Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры.
- Недостаток самоуважения.
- Безрассудство и безумство.
- Нечестность по отношению к себе и другим
- Неспособность пойти на компромисс.
- Желание всегда оставить последнее слово за собой.
- Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
- Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
- Мысли о необходимости решать чужие проблемы.
- Предубеждённость к людям по внешнему виду.
- Чрезмерное уважение к себе.
- Сарказм, юмор, стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим.


Гордыня в практике йоги имеет свои проявления. Часто, добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, человек раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением, не может нормально общаться. Если некто наделён такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик может заявлять: «Я уже двенадцать лет соблюдаю брахмачарью, кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я безкорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня».

Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики - моральными добродетелями. Есть мнение, что гордыня - серьёзная преграда на пути, состояние, связанное с блокировкой вишуддха-чакры. Если не пытаться преодолеть гордыню, и оставить её себе как награду за труды, то вишудха будет являться тем пределом, до которого энергия практикующего сможет подняться по сушумне. В свою очередь, гармонизация всех чакр даст возможность практикующему концентрировать свою энергию в области верхних центров, что позволит сделать практики самопознания эффективнее.

Почему же стоит стремиться избавится от гордыни? Гордыня, чувство собственной важности, является источником пагубных мыслей и эмоций. Когда человек ставит себя выше или ниже кого-либо, он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить словом, мыслью или поступком. Чувство собственной важности порождает подсознательную агрессию по отношению к миру. Чувство гордости означает, что человек ставит себя выше Вселенной и Бога. Он не желает принимать ситуации, не соответствующие его ожиданиям, своё понимание мира считает самым верным, стремится подчинить себе окружающий мир. Несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости.

Гордыня - это, прежде всего, результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Вся энергия человека, преисполненного гордыни, уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Это так же нелепо, как если бы клетка начала бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.


Гордыня, как и любое другое поведение человека, имеет свое позитивное намерение: это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живёт в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл, что его внутренний мир имеет право на существование. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это значит желать уничтожение миров других людей, их уникальности. Ведь если один лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Не желая принять мир другого человека, мы делаем свой собственный мир бедным и убогим.

Как же освободиться от гордыни? Любить и принимать мир таким, каков он есть, не осуждая, не сравнивая и не обвиняя никого и себя в том числе. Следует научиться принимать любую ситуацию в своей жизни без претензий и обид, и благодарить жизнь за события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Известная поговорка: «Все что делается- к лучшему», наиболее полно раскрывает всю суть происходящего в жизни. Позитивные стороны в любой ситуации иногда очевидны, а иногда скрыты от нашего сознания, и понимание урока приходит позже.

Но иногда бывает так, что самостоятельно человек не может преодолеть это ограничение внутреннего мира. И в такой момент, очень важно уметь услышать «старших товарищей». Тех, кто уже преодолел подобные омрачения ума и двигается дальше на Пути самопознания.

Но самый действенный метод обуздания своей гордыни - это, конечно же, служение. Служение в полном смысле этого слова. Служение, не только своим близким и знакомым, а служение обществу, служение Миру. Попробуйте каждый день делать что-то не только для себя, но и для окружающих. И вы увидите, как Мир вокруг Вас сразу начнёт меняться.

Не даром мудрецы прошлого заповедали нам: «Измени себя - изменится Мир вокруг».

И всё же, гордость, особенно вначале пути, является мощным стимулом продвижения вперёд и серьёзным помощником в борьбе с препятствиями. Гордость от собственных заслуг в асанах и пранаямах, позволит практику не останавливаться на достигнутом, и продвигаться в их освоении. Гордость от усмирения плоти в еде и удовольствиях, не даст сорваться при первом мимолётном желании. И даже гордость от моральных добродетелей, будет являться двигателем в начале пути практика.

Проще воспринимать гордыню как ступень личной, внутренней эволюции человека, помогающей ему в начале и отмирающей, за ненадобностью в ходе развития.
Каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и индивидуальность любого существа. Представим человеческий организм. В нем триллионы разных клеток и вместе их объединяет жизнь, стремление к целому, служение единому. На этом уровне все клетки равны между собой, нет клеток лучше или хуже.

Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой, но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма всё, что ей необходимо. Каждое живое существо, предмет - это частица Вселенной. Здесь все равны, всё в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому: к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. Каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития, все мы идём в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мире, но не за счёт возвышения над другими, потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счёт осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта