Главная » Галлюциногенные » Аббат Фариа: Гипнотизер из замка Иф. Кто такой аббат Фариа? Необыкновенная история жизни магнетизера

Аббат Фариа: Гипнотизер из замка Иф. Кто такой аббат Фариа? Необыкновенная история жизни магнетизера

Все читали и неоднократно смотрели фильм «Граф Монте-Кристо». Одну из главных ролей, по крайней мере, для главного героя романа, играет монах Фариа. Это ведь только благодаря ему, главный герой выбирается из замка ИФ. Все литературные произведения представляют собой выдуманные истории, имеющие иногда какую-то связь с жизнью.

Только вот монах Фариа, оказывается, был действительно узником замка. Но вышел оттуда живым. Видимо, именно этот факт оставил в душе Александра Дюма след, чем он не преминул воспользоваться в романе. Жозе Фариа родился в Индии во второй половине XVIII века. Являясь прямым потомком брахманов, а это высшая каста индийских жрецов, он с детства стал интересоваться своими предками, попутно изучая йогу и медитацию. К сожалению, в пятнадцатилетнем возрасте он вместе с отцом переехал в Португалию, где не смог продолжать свои занятия.

Кроме познаний в йоге и медитации, Жозе получил и богословское образование, хотя христианство он не считал своим коньком. Однако несколько лет все-таки проработал священником. При всем этом, Фариа принял участие в заговоре – попытке свержения власти Португалии над Гоа, где он родился. После заговора и он сам, и его отец бежали во Францию и поселились в Париже. Идея революционера заставила Жозе бросить в сторону и христианство, и индуизм. Революция во Франции освобождает Фариа из легендарной Бастилии, куда он был брошен за свои взгляды.

Бывший аббат продолжает сражаться за идеалы равенства, но терпит поражение. И после очередной смены власти его заключают в замок Иф, где ему было суждено пробыть целых 17 лет. Не смотря на дикие условия одиночной камеры, в которую был заключен аббат, он не только не умер, но и продолжал начатые в детстве занятия по медитации и йоге. А еще он молился в замке, совсем как христианин. Именно это и помогло Жозе выдержать этот срок. Что больше, а что меньше – видимо, и сам Фариа не смог ответить на этот вопрос. Конечно, аббат имел необыкновенную силу воли.

И, выйдя из замка Иф, Жозе продолжил свою революционную деятельность, только уже над людьми, над их умами. Он начинает заниматься гипнозом. К нему идут и идут люди. Он просто заставляет их засыпать в кресле и задает им вопросы, на которые получает ответы. К великой чести Фариа стоит отметить, что задавал он только простые вопросы и никогда не спрашивал о том, что в конечном итоге могло навредить сидящему перед ним человеку. Тогда, в 1814 году еще не было такой науки, как психоанализа. Вот он и явился ее родоначальником. Все сеансы Жозе проводил совершенно бесплатно.

Шло время, и информация об опытах над людьми дошла до церкви. Хоть и был Фариа в прошлом аббатом, церковники обрушились на него с лютой ненавистью и обвинили о его связи с самим дьяволом. Власть церкви была в то время беспредельной, и народ, боясь гнева, перестал ходить на сеансы гипноза. Ему ничего не оставалось, как покаяться в грехах и устроиться аббатом в маленькой деревеньке. Там же он написал книгу о причине ясного сна. Она, эта книга, и сейчас является основой психотерапии.

В 1819 году Жозе опять заключили в парижскую тюрьму, где он и скончался. До сих пор не известен повод для заключения. Но как говорят, был бы человек, а повод можно найти всегда. Человек практически всю жизнь боролся за освобождение Гоа от Португалии, а сейчас почти полностью забыт. Лишь в небольшом городке Панаджи ему установлен памятник. И не революционеру, а гипнотизеру и целителю, волшебнику, одним словом.

Не менее яркой личностью, чем Месмер, был его современник и коллега аббат Фариа. Его прообраз создал Дюма-отец в знаменитом романе "Граф Монте-Кристо". Высокообразованный старик, узник замка Иф, наставник Эдмона Дантеса, это все о легендарном аббате Фариа. Но его реальная жизнь была куда интереснее.

Фариа родился в семье ремесленника в 1756 г. в Индии, в Велья-Гоа, где окончил монастырскую школу и овладел техникой гипноза. Талантливый оратор, поборник идей свободы и независимости своего народа, возглавил антиколониальный заговор против португальских оккупантов. Фариа был арестован и отправлен в цепях как особо опасный преступник в Лиссабон. Через три года ему удалось бежать из тюрьмы, и он оказался во Франции. Кто помог бежать Фариа и кто устроил "презентацию" аббата во Франции, можно только догадываться.

В Париже Фариа публикует свою книгу о гипнозе, которая имела ошеломляющий успех, и проводит сеансы гипноза. Одновременно он участвует в подготовке антиправительственного заговора, за что арестовывается и направляется в одиночную камеру Бастилии. В 1784 г. Фариа совершает дерзкий побег из крепости и возвращается к своей деятельности гипнотизера и политика. Он принимает активное участи в подготовке французской буржуазной революции и штурме Бастилии 14 июля 1789 г.

Умер Фариа в тюрьме в 1819 г. В столице Гоа - Панаджи, возле старинного дворца XV века, - можно увидеть необычный памятник - бронзовую фигуру священника в сутане, с простертыми над женщиной руками. Это - аббат Фариа проводит сеанс гипноза.

Мораль, устои, большинство религий осуждают или не одобряют месть. Но бывает, что совершенное зло слишком велико, и никто не станет осуждать отомстившего обидчику. Если же вспомнить литературу, то имя графа Монте-Кристо окажется среди самых известных мстителей.

Молодой моряк Эдмон Дантес возвращается в родной Марсель, где его ждет невеста, очаровательная Мерседес. Правда, в походе скончался капитан судна, но и это на руку Дантесу. Кораблем теперь командует он, и, вероятно, ему достанется освободившаяся должность.

Выполняя волю покойного капитана, Дантес соглашается передать некоему парижанину письмо с острова Эльба. Он не задумывается о том, что там заточен отстраненный от власти Наполеон. Однако у Эдмона есть недоброжелатели, которые помнят эту важную деталь. Кузен Мерседес Фернан сам хочет жениться на ней, сосед Дантеса Кадрусс завидует Эдмону, наконец, бухгалтер и друг Дантеса Данглар опасается, что тот раскроет его финансовые махинации и помешает обогащению. Эти трое пишут донос, что молодой моряк - бонапартистский агент, хотя Кадрусс робко возражает.

Дантеса хватают прямо на свадьбе. Его допрашивает помощник прокурора Вильфор, по злосчастному совпадению - сын того парижанина, которому писал опальный император. Дознаватель сжигает улику, которая угрожает не только Дантесу, но и его собственной карьере, и его отцу, а самого Эдмона приказывает заточить в замок Иф.

Бывший моряк не понимает, как и почему оказался в тюрьме. Он готов сойти с ума, но еще одна случайность, на этот раз счастливая, снова переворачивает его жизнь. Сосед Дантеса, старый аббат Фариа, мечтающий о побеге, копает подкоп и попадает в камеру к Эдмону. По смутному рассказу молодого человека о предшествовавших аресту событиях он сразу изобличает виновных. Итальянец передает Дантесу многие знания, обучает языкам и иным наукам. Перед смертью он открывает ученику тайну клада, сокрытого на острове Монте-Кристо.

Дантес бежит из замка Иф. Только теперь он осознает, что провел в заточении целых четырнадцать лет… Путешествуя под именем аббата Бузони, он наводит справки о своих близких и о врагах. Его отец умер, невеста вышла замуж за Фернана, который уже стал генералом и пэром Франции. Бывший работодатель Эдмона, долгие годы пытавшийся вызволить его и ухаживавший за его отцом, теперь на грани банкротства, а Данглар - банкир-миллионер.

Вырыв многомиллионный клад, Дантес спасает своего бывшего хозяина от разорения, оплатив его долги. Он щедро одаривает всех тех, кто помогал ему после побега.

Затем он отправляется в путешествие на 9 лет, чтобы подготовить месть. Наконец, Дантес возвращается в Париж под именем графа Монте-Кристо. Он хорошо изучил жизнь своих врагов и пользуется этими знаниями, чтобы причинить им максимальные страдания. В результате Фернан совершает самоубийство, Вильфор теряет семью, Данглар разорен, Кадрусс убит. Граф уплывает прочь, оставив сокровища сыну своего бывшего работодателя и его невесте - дочери Вильфора. Таков сюжет романа «Граф Монте-Кристо», вышедшего из-под пера гениального Александра Дюма. Но сколько же в нем истины?

Что хранится в архивах

История прототипа Эдмона Дантеса началась в Париже в 1807 году. Это был простой сапожник по имени Франсуа Пико, родом из Нима, что, как и Марсель, находится на самом юге Франции. Франсуа был счастлив в любви - его женой согласилась стать богатая и красивая Маргарита Вигору. Радостью жених поделился со знакомым, Матье Лупианом, хозяином трактира, где часто собирались выходцы из Нима. Но трактирщик сам имел виды и на девушку, и на ее приданое. Он предложил троим землякам «наказать хвастуна». Пускай, мол, перед свадьбой понервничает, давайте напишем на него донос! Правда, один из товарищей по имени Антуан Аллю возражал, но остальные были в восторге от идеи. Кляуза попала на стол полицейскому комиссару. В ней говорилось, что Пико никакой не сапожник, а проживающий в Париже инкогнито дворянин из Лангедока и английский шпион, чье задание - свергнуть Наполеона и восстановить монархию Бурбонов. Чиновник то ли не решился разбираться в щекотливом деле сам, то ли просто стремился выслужиться - он переслал донос комиссару наполеоновской полиции Савари. Тот тоже не стал себя утруждать. По его приказу Пико арестовали и заточили в замок Фенестрель без суда и следствия. Родители и невеста искали его, но безуспешно.

В заточении сапожник провел семь лет. В тюрьме он познакомился с тяжело больным священником-итальянцем, и ухаживал за ним, стараясь облегчить последние дни умирающего. За это прелат завещал ему вклады в банках и перед смертью рассказал про свой тайник. В 1814 году после отстранения Наполеона от власти «политических» амнистировали и Пико вышел на свободу. Тюрьма преобразила его до неузнаваемости, он поседел и сильно постарел.

Первым делом Франсуа направился в Италию, чтобы вступить в права наследства. Нельзя сказать, что его состояние было немыслимым, но бедному сапожнику оно показалось огромным. Тем не менее, мысли о мести не покинули Пико.

Бывший сапожник сменил имя на Жозеф Люше, вернулся в Париж и начал искать причины своего ареста. Наконец он услышал, что Маргарита два года ждала его возвращения, а потом согласилась стать женой трактирщика Лупиана. Детей у них не было, и она воспитывала сына и дочь мужа от первого брака. Еще он узнал, что приятель Лупиана Антуан Аллю вернулся в Ним.

Пико явился к нему в одежде священника, назвавшись аббатом Бальдини - так же, как и Дантес, который под именем аббата Бузони разговаривал с Кадруссом. Он рассказал, что вместе с Пико сидел в тюрьме замка Окуф, и тот умер у него на руках, завещав выяснить причину своего ареста. Якобы Пико передал аббату Бальдини алмаз стоимостью в 50 тыс. франков, полученный в наследство от другого заключенного, и просил аббата разыскать Антуана Аллю и расспросить его.

В обмен на алмаз Аллю рассказал, как было дело. «Все это затеял Лупиан, ему помогали бакалейщик Шамбар и шляпник Солари. Я хотел их остановить…» «Но не остановил», - отметил аббат, кинул Аллю алмаз и удалился.

Клеветник продал камень ювелиру и купил богатый дом в Ниме. Но вскоре узнал, что ювелир перепродал алмаз турецкому купцу почти в два раза дороже. Жена Аллю уговорила мужа убить обманщика и похитить деньги. Внимательный читатель помнит, что Кадрусс в романе Дюма поступил точно так же.

А Пико между тем отправился вершить месть. Он снова сменил имя, приобрел подходящие рекомендательные письма и легко устроился в ресторан, принадлежавший Матье Лупиану. Хозяин не узнал в новом официанте человека, которого когда-то оклеветал и лишил невесты.

У Лупиана все еще собирались уроженцы Нима. Среди них были и остальные двое клеветников. Пико выждал удобный момент и нанес удар. Однажды бакалейщика Шамбара нашли заколотым на улице. Полиция решила, что его убил грабитель. Вырезанные на рукояти ножа слова «номер первый» подозрений у следствия не вызвали. Прошло немного времени, и шляпник Солари отправился на тот свет. Отравление раскрыто не было, а во время похорон на гробе нашли записку, приколотую к черной материи - «номер второй».

Лупиан не придал этим двум смертям особого значения, а напрасно. Настала его очередь. Но с ним Пико собирался расправиться изящнее. Вначале его дочь Терезу соблазнил какой-то маркиз Корлано. Отец был разгневан, но дворянин согласился жениться на беременной дочери ресторатора. В самый разгар свадьбы, когда венчание уже состоялось, жених исчез. Спустя несколько дней из Италии пришло письмо, в котором Корлано признавался, что он не маркиз, а беглый каторжник. За всю эту комедию с последующим разоблачением ему просто заплатили. Свадьбу он просил считать карнавальной шуткой.

Вскоре в ресторане Лупиана случился пожар и его дела пошли под откос. Заведение пришлось закрыть, слуг рассчитать. Но и этого было мало. «Официант» Пико остался с хозяином, работая на него бесплатно, и вскоре нанес новый удар.

Парижские воры втянули Эжена, сына Лупиана, в свои дела. Первая же кража со взломом закончилась для юноши задержанием с поличным. Он был приговорен к двадцати годам каторги. Несчастная Маргарита умерла от горя. Ресторатор был в отчаянии и совершенно разорен. Тогда «официант Просперо» (под таким именем скрывался Пико) предложил дочери Лупиана погасить долги отца, если та станет его любовницей. Девушка согласилась. Месть была почти завершена, оставался последний аккорд.

Поздно вечером Лупиан возвращался домой. В аллее возле дворца Тюильри он встретил человека в маске. Незнакомец заговорил с ним и предложил вспомнить 1807 год и страшное преступление. «Ты погубил жизнь невинного человека», - сказал он. Лупиан не отпирался. Незнакомец снял маску и Лупиан узнал «Просперо». «Не Бог тебя покарал, а я, Франсуа Пико! Я зарезал Шамбара, отравил Солари, сжег твой дом, обесчестил твою дочь, отправил на каторгу твоего сына. Настал твой час, номер третий!». Бывший ресторатор упал на колени и стал умолять о пощаде. В ответ Пико нанес ему в сердце удар ножом, на рукояти которого было написано «номер третий».

Но в этот момент случился сюжетный поворот воистину достойный пера Дюма, но не нашедший отражения в романе. На Пико бросился человек, который следил за ним несколько дней, и теперь наблюдал за убийством из кустов. Удар дубинкой по голове оглушил Франсуа. Он пришел в себя в подвале, связанный по рукам и ногам. Перед ним стоял… Антуан Аллю. Оказывается, до него дошли новости о двух погибших сообщниках. Аллю понял, кто выдавал себя за аббата Бальдини, и сумел его выследить. Но главное, он понял, что «Бальдини» теперь очень богат…

Охотник и жертва поменялись местами. Аллю несколько дней мучил пленника. Каждый кусок хлеба и глоток воды он оценивал в двадцать пять тысяч франков. Но Франсуа Пико оказался тверд духом. Он страдал, но отказывался платить. В порыве ярости Аллю убил Пико и, спасаясь от правосудия, сбежал в Англию. В 1828 году, уже умирая, он поведал эту историю священнику, попросив донести ее до французских судебных властей. Рассказ был записан и попал в архивы. В 1836 году были изданы посмертно записки архивариуса Жака Пеше «Полиция без масок», сочиненные по итогам его изысканий в полицейских архивах. В пятом томе этого труда была глава «Алмаз отмщения», излагавшая историю Франсуа Пико. Ее прочел Дюма и решил положить в основу недавно задуманного романа.

Правда, прототип был менее благороден, чем персонаж Дюма. Пико мстил, а Дантес воздавал по заслугам. Тем не менее, четко видно, что Дюма перенес в роман очень многие детали, правда, перемешав их. Мститель меняет имена, выдает себя за священника-итальянца, в истории появляется таинственный знатный незнакомец, присутствует разорение, продажа еды за большие суммы. Но Эдмон Дантес вызывает у читателя симпатию, а вот Пико - очень двойственные чувства.

Роман о несчастном моряке, оклеветанном, но спасшемся и разбогатевшем, загадочным образом отразился на судьбе самого Дюма. Писательский труд позволял ему жить безбедно, но он всегда тратил деньги с размахом. Однако «Граф Монте-Кристо» принес ему состояние, растранжирить которое в одночасье Дюма не смог. Он приобрел загородную виллу на девяти гектарах, перестроил ее, назвав «Замок Монте-Кристо». Здесь раскинулись английский парк, искусственное озеро, водопады, подъемные мосты, миниатюрная копия замка Иф. В вольерах жили обезьяны, попугаи, фазаны. На конюшне стояли три арабских скакуна - Атос, Портос и Арамис. На новоселье Дюма пригласил шестьсот гостей.

Но пожить в великолепии писателю толком не довелось. Параллельно он пытался заниматься развитием своего театра и своего журнала, но прогорел в обоих начинаниях. Замок пришлось продать, чтобы погасить долги.

Аббат Фариа

В истории «настоящего графа Монте-Кристо» появляется священник-итальянец. Александр Дюма тоже вписал в биографию Эдмона Дантеса его наставника - итальянского аббата, ученого и революционера Фариа. И это не вымышленный персонаж. Человек с таким именем и очень схожей биографией существовал на самом деле! Правда, он был не итальянцем.

Жозе Кустодио де Фариа родился в 1756 году в Индии, в небольшой португальской колонии Велья-Гоа. Его отец, Каэтано Виторино, был потомком брамина, принявшего католичество. Мальчик окончил монастырскую школу в колонии, где изучил в том числе и технику гипноза - в Европе его тогда называли магнетизмом.

Когда Жозе исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Европу, где юноша начал изучать теологию. В 1780 году он отправился с отцом в Лиссабон, где оба нашли себе места при королевском дворе. Старший де Фариа стал исповедником королевской четы, а младший - священником в королевской церкви.

Восемь лет спустя оба Фариа были вынуждены бежать из Португалии - они организовали заговор против португальских колонистов, желая отделения своей родины от метрополии, но он был раскрыт. Отец и сын направились во Францию. Там Фариа-младший опубликовал книгу о гипнозе и стал давать сеансы. Но натура революционера ничуть не изменилась. Здесь, вдали от родины, Жозе стал участником другого заговора, на этот раз против французских властей. Последовал новый арест, и Фариа бросили в Бастилию.

Предполагают, что именно Жозе Кустодио, сидя в Бастилии, изобрел стоклеточные шашки. Он часто играл с надзирателем, но партии были слишком скоротечны. Тогда Фариа и придумал увеличить доску, чтобы продлить время партий.

Далее сведения разнятся. Одни говорят, что индийцу удалось бежать из Бастилии в 1784 году и вернуться к революционной деятельности. 14 июля 1789 года он был среди тех, кто штурмовал Бастилию. Другие утверждают, что свободу он обрел только когда народ взял Бастилию и выпустил узников.

Революцию Фариа приветствовал. Некоторое время даже командовал одним из революционных отрядов, патрулировавших улицы. Вскоре, впрочем, начался якобинский террор, в стране воцарилась атмосфера всеобщего страха и подозрительности. Доносы следовали один за другим, гильотины работали в режиме конвейера, и индиец бежал в Марсель. Жозе Кустодио вступил в медицинское общество и стал профессором. Он преподавал в гимназии того самого городка Ним, когда пала якобинская диктатура. Снова появилась возможность заниматься политикой, и аббат вступил в движение «Во имя равенства». Через два года движение разогнали, лидера отправили на гильотину, а Фариа был заточен… в замок Иф.

Он провел там семнадцать лет и вышел на свободу шестидесятилетним стариком. Жозе Кустодио поселился в Париже и начал проводить сеансы гипноза на улице Клиши. В это же время он написал книгу «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Основной его тезис был в том, что все люди, в той или иной степени, внушаемы.

Скончался Фариа в 1819 году. В городе Пананджи, что в Индии, штат Гоа, стоит памятник ему. Бронзовый священник простирает руки над женщиной, вводя ее в транс. Так почтили память одного из первых ученых, посвятивших свою жизнь изучению гипноза.

Замок Иф

Было бы ошибкой не упомянуть, что замок Иф и остров Монте-Кристо также не выдуманы писателем.

Марсель - второй по величине город Франции и крупнейший ее морской порт. Достопримечательностей здесь хватает. Кроме самого порта в городе достаточно старинных церквей и крепостей. Но одна из главных приманок для туристов по сей день - остров Иф с одноименным замком. Его построили в 1524 году по приказу короля Франциска I для защиты марсельского рейда от нападений с моря. В конце того же столетия добавили вторую стену (по периметру острова), церковь и дозорную башню. В 1634 году замок, так и не дождавшись войн и осад, стал королевской тюрьмой.

Сейчас, разумеется, там не содержат заключенных. Замок открыли для посещений в 1890 году, а 7 июля 1926 года внесли в список исторических памятников национального значения. В первую очередь это туристический объект. Потому и тюрьму, и бывший чумной карантин берегут. На самом верху, над обрывом, разместился ресторанчик. А когда-то с этого места выкидывали в море тела несчастных узников, скончавшихся в заключении. Такая участь была уготована и герою романа Дюма.

Двор крепости крошечный, в центре его разместился колодец. По кругу расположены входы в казематы, закрытые ржавыми решетками. Над каждым из них есть таблички с именами известных узников замка Иф, вроде таких: «Кавалер Ансельм сидел здесь в 1582 году», «Граф де Мирабо провел здесь 1774—1775 годы». Есть, безусловно, и выдумки. Например, табличке «Карцер человека, прозванного «Железной маской», здесь не место. «Железная маска» сменил несколько тюрем, но в замке Иф никогда не был. Не было здесь и маркиза де Сада, опять же вопреки молве и табличкам. А вот капитан «Святого Антуана», чье имя нам не известно, а вина заключалась в том, что на его корабле в Марсель завезли чуму, вполне мог существовать и сидеть в замке Иф.

Есть здесь и такая табличка - «Карцер Э. Дантеса, графа Монте-Кристо». В камеру проведено электричество. Лампочка освещает довольно просторное, но совершенно пустое помещение. Устроен и подкоп, соединяющий каземат с соседним, где сидел аббат Фариа. Так туристы скорее поверят - это действительно настоящая камера настоящего графа Монте-Кристо. Наверное, для тех, кто осознает, что настоящего Дантеса тут никогда не было, такая инсценировка и не страшна. Напротив, они видят, как могла бы выглядеть камера «графа». Но вот честно ли брать деньги за осмотр камеры с тех несчастных, кто принимает все за чистую монету?

Остров Монте-Кристо

Остров под названием Монте-Кристо или, в переводе на русский, «Гора Христа» - это клочок суши размером не более 12 кв. км в Тосканском архипелаге. Тем не менее, возможно, это самый известный остров Средиземного моря - и все благодаря Дюма. Первыми его открыли еще древние финикийцы, вырубили лес и ушли. Этруски заселили остров, но потом перебрались в более комфортные условия. Греки называли остров Окразией, но… только плавали мимо. Римляне именовали его Скалой Юпитера и охотно добывали здесь розовый мрамор для облицовки вилл и дворцов на соседних островах. Так что в античности и в раннем средневековье остров населяли разве что дикие козы.

В 445 году здесь жил архиепископ Палермо Мамилиан, причисленный к святым. Он скрывался от гнева короля вандалов Гейзериха. В XI столетии на Монте-Кристо заложили монастырь - отсюда и благочестивое название. Правители соседних Сардинии, Корсики, Тосканы посылали братьям щедрые дары к праздникам за их молитвы. Вскоре по Средиземноморью прошел слух о несметных сокровищах монахов. В 1534 году алжирские пираты разграбили монастырь, перебив всю братию. Монастырь был разрушен и больше уже не возродился. Но никаких сокровищ пираты не нашли, аббат хранил молчание под пытками. С тех пор и ходили слухи о сокровищах острова, докатившиеся до Александра Дюма. Писатель запомнил эту маленькую деталь и использовал в романе. До конца XIX столетия остров служил убежищем морским разбойникам и контрабандистам.

Побывал остров и в частных руках. Уотсон Тэйлор, владевший Монте-Кристо в XIX веке, ставил опыты по скрещиванию растений, для чего высадил их там в немалом количестве, привезя из самых разных уголков мира. Уникальная растительность острова, похожего сейчас на ботанический сад - дело рук Тэйлора.

Во Вторую мировую войну на острове построили военную базу, но не использовали. В 1949 году остатки ее снесли.

После выхода в свет романа Александра Дюма остров вдоль и поперек перекопали искатели сокровищ. Некоторые жили там годами. Кстати, в наши дни на острове нет никаких пещер. Даже если они и были когда-то, их давно завалило оползнями.

Нынче остров считается заповедной территорией, доступ на него получить трудно. Туристов пускают, но очень ограниченно. В очереди иногда приходится ждать по пять лет! Но это заслуга не Дюма, а Тэйлора. Флора и фауна Монте-Кристо уникальны. Только смотритель острова с семьей проживает здесь постоянно. Нарушителей режима ждет уголовное наказание. Формально остров итальянский, но заповедник принадлежит Евросоюзу.

Впрочем, в ближайшее время туризм на Монте-Кристо собираются развивать, и посещать остров станет проще.

В 1842 году Дюма совершил поездку по Средиземному морю, сопровождая юного племянника Наполеона. В первую очередь их интересовали Корсика и Эльба, но для охоты им очень рекомендовали остров Монте-Кристо. Правда, сами они на него так и не высадились, а только осмотрели в подзорную трубу. Но название поразило Дюма, и он торжественно пообещал использовать его в названии одной из своих книг. Оставалось лишь найти сюжет.

И он появился, когда Дюма прочел труд Жака Пеше и мысленно соединил его с биографией аббата Фариа, сведениями о замке Иф и крохотном острове Монте-Кристо.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

В реальности

Аббат Фариа (полное имя - Жозе Куштодиу Фариа) родился в семье ремесленника 31 мая 1756 года в Гоа (Индия). Окончил монастырскую школу и овладел техникой гипноза . Поборник идей независимости своего народа, он вскоре возглавил заговор против португальских колониальных властей. Однако его план провалился. Его арестовали и отправили в лиссабонскую тюрьму, как особо опасного преступника, но через три года ему удалось бежать и оказаться в Париже . Именно там он публикует свой труд (книга о гипнозе). Одновременно он продолжает участвовать в антиправительственных заговорах, за что его снова арестовали и отправили в одиночную камеру в Бастилии , но в 1784 году ему снова удалось бежать. Вернувшись во Францию , он продолжает публиковать свои труды. 14 июля 1789 года Фариа принимает участие в подготовке французской буржуазной революции и штурме Бастилии , однако его снова арестовали (в третий и последний раз). Умер Фариа 20 сентября 1819 года в парижской тюрьме.

Литературный персонаж

В романе А. Дюма аббат Фариа - итальянский учёный и священнослужитель. До заключения он служил библиотекарем у потомка кардинала Чезаре Спада, который спрятал своё богатство от алчности папы Александра VI и его сына Цезаря Борджиа . Находясь на службе у потомка Чезаре Спада, Фариа удалось раскрыть тайну кардинальского клада. Оказавшись в тюрьме, неоднократно предлагал сообщить местонахождение клада в обмен на своё освобождение, но лишь заработал репутацию сумасшедшего . Несмотря на свой пожилой возраст, даже находясь в заключении, сохранил трезвость ума и не потерял надежды и много лет потратил на подготовку побега. По ошибке прокопался сквозь стены не наружу, а в соседнюю камеру, где встретил другого узника, Эдмона Дантеса. Это знакомство изменило жизнь молодого человека, на которого личность аббата Фариа, его обширные знания и аналитический ум, произвели огромное впечатление.

Выслушав историю молодого человека, Фариа прямо в камере сумел восстановить ход событий, раскрыть истинную причину заключения Дантеса и установить виновных. Аббат стал для Эдмона не просто собеседником, но и учителем в науках и наставником в жизни. Вместе они готовятся к побегу. Но, когда всё уже готово, у Фариа случается припадок, в результате которого правую часть его тела поражает паралич. Дантес отказывается бежать в одиночку и остаётся с аббатом. Оба находят утешение в ежедневном общении, и аббат продолжает обучение Эдмона наукам и иностранным языкам. Кроме того, Фариа открывает ему тайну клада, зарытого на островке Монте-Кристо . После очередного припадка он умирает, успев перед смертью рассказать Дантесу тайну клада Спада.

Аббат Фариа в экранизации

В разных фильмах роль Фариа играли такие актёры, как:

  • Монте-Кристо - Споттисвуд Эйткен .
  • Возвращение Монте-Кристо - Пьер Брассёр .
  • Граф Монте-Кристо - Тревор Ховард .
  • Узник замка Иф - Алексей Петренко .
  • Граф Монте-Кристо - Жорж Мустаки .
  • Граф Монте-Кристо - Ричард Харрис .

Аббат Фариа в мюзиклах

  • Монте-Кристо - Александр Маркелов, Вячеслав Шляхтов.
  • Граф Монте-Кристо - Dean Welterlen.

Крылатые фразы аббата Фариа

«Смысл жизни - в самой жизни». (Граф Монте-Кристо (фильм, 1953))

«Быть истинным аристократом духа - удел не многих. Две третьих наших именитых граждан плохо образованные плуты в дорогом белье и с грязной шеей. Нувориш, разбогатевший на торговле пивом, может возомнить себя графом, приобрести титул, может наводнить свой дом дорогими безделушками и даже шедеврами искусства. Но они не будут питать его нуворишскую душу. Они будут служить лишь дешевым обозначением его притязаний и только» (Фильм «Узник замка Иф», 1988).

«Человек призван в этом мире совершить то, чего не знает Бог» (Фильм «Узник замка Иф», 1988).

Напишите отзыв о статье "Аббат Фариа"

Ссылки

  • - «Литературная газета» 26.07.2006

Отрывок, характеризующий Аббат Фариа

– Как же?
– Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо?
– Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский.
– О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть!
И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
– Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.

Трансовые состояния известны издревле — их умело использовали шаманы. Но изучение гипноза учеными началось только в конце XVIII века. И главную роль здесь сыграли потомок индийских жрецов аббат Фариа (прототип известного персонажа романа «Граф Монте-Кристо») и — уже в XIX веке — англичанин Джемс Брэд.

До этого, конечно, были попытки использовать транс в лечебных целях; например, этим занимался в Париже австриец Франц А. Месмер. Однако его «теория животного магнетизма», равно как и его далеко не бескорыстная практика, едва не дискредитировали метод. Мало того, что «исцеляемые» должны были держать в руках стержни или даже веревки, торчащие из «магнетического бака», во время процедуры у многих начиналась истерика.

По-настоящему гипноз стал применять в Европе именно Хосе Кустодио ди Фариа (1756—1819). Родился он в Гоа — тогда португальской фактории на западном побережье Индии. Отметим, что подлинная история жизни аббата Фариа стала известной в нашей стране благодаря усилиям московского профессора-психиатра М.И. Буянова.

Отец будущего аббата Фариа — потомок индуистских жрецов-брахманов — был тем не менее католиком. С пятнадцати лет Хосе Кустодио жил в Европе. Он окончил в Риме медицинский и теологический факультеты университета и стал доктором теологии. В Португалии его отец некоторое время был исповедником королевской четы, а сам Хосе Кустодио — священником в королевской церкви. Однако в 1788 году им обоим пришлось бежать из Лиссабона в Париж: Фариа были сторонниками обретения Гоа независимости и участниками антиколониального заговора 1787 года.

Но в Париже Хосе Кустодио попал в Бастилию. Там он играл с охранником в шашки. А когда игра на обычной доске обоим изрядно надоела, аббат Фариа придумал стоклеточные шашки, считающиеся ныне международными. Именно по стоклеточным шашкам проходят чемпионаты мира. Однако в бурной жизни Хосе Кустодио изобретение новой игры было лишь эпизодом.

После 1789 года аббат принял деятельное участие во Французской революции, однако в разгар якобинского террора ему пришлось бежать в Марсель. Там он примкнул к известному «Заговору во имя равенства», был арестован в городе Ним и затем, в 1796 году посажен в знаменитый замок Иф, находившийся на непреступном острове. Тут стоит заметить, что Фариа прекрасно владел йогой и еще в Париже пробовал соединить ее приемы с европейской медициной. Многое он отработал в замке Иф, где провел семнадцать лет, но в конце концов был выпущен на свободу (а вовсе не умер, как одноименный персонаж у А. Дюма).

Уже в XIX веке, в конце эпохи наполеоновских войн, аббат Фариа вновь появился в Париже и стал известным целителем. А незадолго до смерти он опубликовал книгу «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, брамином, доктором теологии». Аббат впервые отметил, что все люди внушаемы. Гипнотизировал Фариа чаще всего просто взглядом, а затем командовал: «Спите!» Именно он основоположник наиболее типичных и для современной медицины приемов гипнотизации. Под давлением Церкви в конце жизни аббату Фариа пришлось оставить практику, однако книгу он все же сумел издать. Ныне в Индии, в Гоа, есть памятник Фариа — аббат склонился над гипнотизируемой им пациенткой...

Теперь перенесемся мысленно в Англию. Здесь к моменту смерти аббата Фариа собирался стать врачом Джемс Брэд (1796— 1860) Сначала он был хирургом, работал в Манчестере. И лишь в возрасте сорока шести лет Брэд, будучи уже весьма известным врачом, рискнул своей репутацией и начал пропагандировать гипнотизацию. Он читал лекции об этом новом для публики методе в крупных городах Англии. Именно он предложил и сам термин «гипноз» (от греческого слова, означающего «сон»). В древнегреческой мифологии известны, кстати, два брата — бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Первый фундаментальный труд Брэ-да назывался «Нейрогипнология».

Оппоненты называли методы Брэда «дьявольскими». Однако он не только не сдался, а перешел в наступление и доказал преемственность между современными научными и древними приемами внушения. В 1852 году вышла его новая книга «Магия, колдовство, животный магнетизм, гипноз и электробиология». В ней смелый исследователь прямо указал: «Факиры и йоги вызывают у самих себя экстатический транс уже около двух тысяч четырехсот лет в религиозных целях с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для их самогипнотизации. Это так называемая продолжительная фиксация взгляда на кончике носа или другой части тела, или воображаемого предмета в сочетании с сильным сосредоточением внимания и при задержке или замедлении дыхания». Итак, древние индийские психотехники получили «прописку» в Европе.

Уже в конце XIX века крупных успехов добились психиатры ведущих клиник Франции, Германии, России. Однако именно Хосе Кустодио ди Фариа и Джемсу Брэду мы все в первую очередь обязаны тем, что эта тема перестала быть запретной. И в гипноз поверили.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта