Главная » Галлюциногенные » Аграрная реформа 1557. Реформы сигизмунда августа и начало ливонской войны

Аграрная реформа 1557. Реформы сигизмунда августа и начало ливонской войны

Во второй половине XVI - первой половине XVII в. сельское хозяйство белорусско-литовских земель переживало подъем. Он был вызван расширением обмена товарами между городом и деревней, увеличением количества городского населения, ростом спроса на зерно как на внутреннем рынке, так и в Западной Европе.

Феодалам стало выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию не только внутри страны, но и вывозить ее за границу. Чтобы получить больше зерна, некоторые землевладельцы еще в конце XV в. начали создавать фольварки. Фольварк представлял собой двор феодала с жилыми и хозяйственными постройками и землей, на которой зависимые крестьяне отрабатывали барщину. Продукция, полученная с фольварочной земли, шла на продажу и приносила значительную прибыль ее владельцу. Такая система ведения хозяйства феодалом называется фольварочно-барщинной.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август с целью увеличения доходов государственной казны решил организовать фольварки в государственных владениях. Тем самым он начал первую известную на белорусских землях аграрную реформу.

Примером для Сигизмунда II Августа стала его мать - королева Бона Сфорца (жена Сигизмунда I Старого). Еще в 1530-е гг. в Пинском и Клецком староствах она начала организовывать фольварки, что имело положительные результаты.

Историческая личность

БОНА СФОРЦА (1494-1557) - королева польская и великая княгиня литовская, вторая жена Сигизмунда I Старого. Увеличила земельные владения династии Ягеллонов, защищала государственные земли от незаконного присвоения их феодалами, содействовала переселению польских шляхтичей в ВКЛ, укрепляла позиции католической церкви. В 1556 г. уехала на родину в Италию.

Аграрная реформа проводилась на основании документа «Устава на волоки», принятого 1 апреля 1557 г. Отсюда и название реформы - волочная помера. «Устава» состояла из 49 статей, где определялись правила измерения земли, обязанности сельской администрации, крестьянские повинности, порядок организации фольварков и др. Великий князь приказал: «Фольварки хотим имети, чтобы повсюду были созданы... при каждом замке и дворе нашем».

Для создания фольварков первоначально провели обмер земли. После этого ее разделили на волоки. Одна волока составляла надел в 21,36 гектара, или 30 моргов (9000 прутов). При этом учитывали качество земли. Она могла быть хорошей, средней, плохой и очень плохой. Если землю относили к плохой, то размеры волоки могли быть увеличены до 46 моргов. Самые лучшие земли отводились под фольварки с тем расчетом, чтобы на одну фольварочную волоку приходилось семь крестьянских волок.

Как правило, крестьянский двор получал в пользование половину волоки: в XVI-XVIII вв. на одно крестьянское хозяйство приходился надел в 10,7 гектара. Если количество трудоспособных в дыме было большим, то давали целую волоку.

Реформа предусматривала упорядочение налогов и повинностей, выполнявшихся крестьянами за возможность пользоваться землей. Раньше налоги собирались с дыма. При этом не учитывалось количество земли, закрепленной за ним. Теперь единицей налогообложения стала волока, что привело к увеличению средств в государственной казне.

Аграрная реформа первоначально охватила государственные земли. Но в Подвинье она не проводилась, поскольку там шли военные действия Ливонской войны. На востоке Беларуси, в Поднепровье, фольварочно-барщинная система не получила распространения из-за особых природных условий - малоурожайной почвы. Да и населения было меньше, чем на западе белорусских земель. Поэтому большинство крестьян платили чинш и выполняли натуральную подать.

Постепенно частные землевладельцы-шляхтичи стали вводить волочную померу в своих владениях. Они готовили собственные документы, предусматривавшие создание фольварков и введение барщины как основной повинности зависимых крестьян. Осуществление реформы требовало значительных средств.

В результате реформы увеличилась прибыльность феодальных имений. Но при этом усилилась эксплуатация зависимых крестьян. Они были прикреплены к полученным волокам. Произошло слияние «похожих» и «непохожих» крестьян в единый класс крепостных крестьян.

Деревенские жители стали оказывать сопротивление аграрной реформе. Крестьяне отказывались принимать волоки даже в начале XVII в. В частности, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза в 1611 г. приказал в отношении крестьян Бобруйской волости: «А бунтовщиков, которые водочной помере для прибылей нашей казны и чему-нибудь другому сопротивлялись и дали повод для непослушания, те же наши ревизоры должны наказывать».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный технический университет

Доклад по теме:

Аграрная реформа 1557 г. и её результат на территории Республики Беларусь

Группа: ТЭА-21

Выполнили: Крейдич Олег,

Коршун Артём

Введение

2. Проведение реформы

3. Итоги реформы

Введение

Волочная помера -- аграрная реформа в Великом княжестве Литовском, проводившаяся во второй половине XVI -- начале XVII веков по инициативе Боны Сфорца, матери великого князя Сигизмунда Августа. Реформа началась с выходом в 1557 году положения о проведении реформы, так называемой «Уставы на волоки», и представляла собой комплекс мер, направленных на повышение дохода с государственных владений путём интенсификации сельского хозяйства (введения трёхпольной системы севооборота). В политическом смысле «помера» проводилась с целью приобретения центральной властью экономической независимости и повышения роли великого князя путём превращения его в крупнейшего помещика, ведущего рациональное хозяйство, рассчитанное, главным образом, на удовлетворение потребностей внешнего рынка.

аграрный литовский реформа

1. Причины и цели проведения реформы

До проведения реформы неизвестно было точно, сколько земли находилось в пользовании крестьян и мещан, сколько земли было у отдельных землевладельцев и у государства, качество земель не влияло на размер повинностей за её держание. Кроме того, обычно земли одного хозяйства частями были разбросаны по достаточно большой площади (так называемая чересполосица), что создавало серьёзные препятствия для её обработки. Крупные землевладельцы сдавали землю в аренду, но не знали точно, на какую прибыль они могли рассчитывать. Стремясь увеличить доход, землевладельцы, в том числе и великий князь, делили свои земли на стандартные по размеру единицы -- волоки. Каждая волока состояла из 30 моргов и равнялась 21,36 га (примерно 20 десятин). Для каждой волоки выяснялось качество земли, и в зависимости от качества устанавливались стандартные повинности. Знание качества земель и количества волок во владении помогало хозяину оценивать предполагаемый доход. В XVI веке экономика Великого княжества Литовского переживала расцвет. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию на внешнем и внутреннем рынках подталкивало землевладельцев к расширению товарных хозяйств -- фольварков. Стремление землевладельцев к расширению фольварков за счёт крестьянских земель привело к значительному усилению феодальной эксплуатации и ухудшению положения крестьянства.

2. Проведение реформы

Одним из важнейших мероприятий реформы была ликвидация чересполосицы. До реформы государственные земли не являлись единым массивом -- среди них встречались земли шляхты, магнатерии и духовенства. В ходе померы находящиеся в пределах государственных земель частные владения переходили казне, взамен чего их владельцы получали участки за пределами государственных. Обмен землёй производился только с теми владельцами, которые могли предоставить документы, подтверждающие их право на землю. В противном случае земли просто отбирались в пользу государства. Проведение померы шло очень интенсивно, и уже через несколько лет было обмерено 57 636 волок (около 1 250 тыс. га) земли в столовых имениях, доход от которых шёл непосредственно великому князю, минуя государственную казну. Реформа проводилась в соответствии с документом, получившем название «Устава на волоки» и состоявшего из 49 статей. Позднее к ней были добавлены дополнительные инструкции для непосредственных исполнителей -- ревизоров и мерников. В восточной части Великого княжества Литовского реформа началась позднее, что связано с разными условиями хозяйствования на западе и востоке государства. Для восточных земель были созданы специальные Уставы (руководящие документы). В задачу мерников входило простое деление земли на волоки и оценка её качества. Местное население было обязано оказывать помощь мерникам, предоставлять волов, сохи и телеги. Мерников назначали ревизоры, проверявшие их деятельность и следившие за исполнением Уставы. Ревизоры были людьми высшего сословия, обычно представителями знатных шляхетских родов, в их задачу входила проверка прав на землю, отбор владений в пользу казны, установление мест для новых фольварков и контроль над деятельностью местных властей. С другой стороны, при работе ревизоров присутствовали представители местной администрации, обязанные докладывать правительству о нарушениях со стороны ревизоров. Термин «волока» понимался и как точная мера площади всегда равная 30 моргам, и как единица обложения, в которой могло быть до 46 моргов. Из-за большого количества болот и непригодных к обработке земель волоки зачастую были больше по площади, нежели 30 морг. Это связано с тем, что ревизоры учитывали только пригодные для ведения сельского хозяйства земли. По качеству земли делились на 4 категории: хорошие («добрый грунт»), средние («середний грунт»), плохие («злой» или «подлый» грунт) и совсем плохие (грунт «вельми подлый»). Сначала предписывалось обмерять и нарезать на волоки пашенные земли, а после леса. Леса делились на волоки только в случае, если земля в них была пригодной для расчистки и ведения сельского хозяйства, в противном случае их обмеряли вокруг с тем, чтобы установить их площадь.

Схематическое изображение владения

Легенда: жирным штрихом показаны границы волок («стены»), менее жирным -- деление волоки на три части, дом обозначает крестьянских двор («дым»), несколько домиков -- деревня, пунктиром показана граница владения, штриховкой -- «застенок».

На волоки земля резалась в форме прямоугольников, что позволяло вычислять площадь простым умножением длины на ширину. По краям волок ревизоры должны были чётко установить так называемые «стены». Пашня, оказывавшаяся за границами конкретных волок, называлась «застенком». Каждая волока в обязательном порядке делилась на три равные части, причём крестьянский двор или деревня всегда находились на среднем поле. Одна часть засевалась озимыми культурами, вторая --яровыми, а третья оставалась под паром.

Жившие в пределах волоки крестьяне сселялись в новые дома в указанном месте, причём деревня застраивалась по особому плану: с одной стороны строили жилые дома, с другой -- хозяйственные постройки. Деревни, уже располагавшиеся в соответствии с правилами, оставляли на прежнем месте. Участки пригодной для сельского хозяйства земли размером меньше волоки (например, среди болота) на части не делили и людей с них в какое-либо определённое место не сселяли. После проведения померы на определённой территории устанавливалось новое административное деление: несколько сёл образовывали войтовство, несколько войтовств -- волость. Центром волости становился фольварк, войтовства -- крупнейшее село. В случае отсутствия в волости фольварка центром также становилось крупнейшее село. По планам в каждом войтовстве должно было быть от 300 до 400 волок. С момента проведения реформы единицей налогообложения становилась волока. Власти стремились сделать так, чтобы на каждой волоке находилось одно хозяйство. Так как одной семье было тяжело обработать такую значительную земельную площадь, в дом обычно подселяли дальних родственников и даже неродных. Чаще всего на одну волоку селилось две семьи, изредка -- три. Фольварковые земли обрабатывали крестьяне. Отработочная повинность называлась панщина (барщина) и в середине XVI века была распространена слабо, так как существовало ещё очень небольшое количество фольварков. Основной повинностью крестьян была не панщина, а денежная рента -- чинш. Волоки, в которых основной повинностью была панщина, назывались тяглыми, чинш -- осадными. Крестьяне тяглых волок (тяглые крестьяне) отрабатывали панщину два раза в неделю со своим конём или волом. Три недели в год панщины не было, но вместо этого крестьяне должны были отбыть 4 толоки в год. По подсчётам Н. Н. Улащика, в государственных владениях панщина с волоки составляла 106 дней в год. Кроме панщины тяглые крестьяне выполняли и другие повинности, в том числе чинш. Осадные крестьяне выполняли те же повинности, что и тяглые, но вместо панщины с волоки платили осадное в 30 грошей, давали бочку ржи и отбывали 12 дней толоки. По «Уставе» челядь невольная получала по 3 морга земли, за которые они должны были отрабатывать примерно по 19 дней панщины в год за морг. Участок в 3 морга (примерно 2 га) считался огородом, в связи с чем эту категорию крестьянства стали называть огородниками. Однако фактически огородники получали не по 3, а по 6 или 9 моргов и в экономическом положении мало отличались от тяглых и осадных крестьян. По две волоки получали войты и великокняжеские слуги: конюхи, стрельцы и осочники. Низкокачественной землёй считались «застенки», которые даром или за небольшую плату отдавались отдельным семьям или целым деревням. Стремление властей создавать множество фольварков ограничивалось низким качеством земли, а также тем обстоятельством, что на каждую волоку фольварка должно было приходиться 7 крестьянских волок. В восточных («русских») областях Великого княжества помера проводилась в конце XVI века, во время Ливонской войны. Здесь помера ограничилась вымериванием земли на волоки о определением её качества с тем, чтобы установить конкретные повинности. В сельскохозяйственном плане эти территории были развиты значительно хуже западных областей, кроме того власти опасались вызвать недовольство местного населения, в связи с чем реформа здесь имела весьма ограниченный вид. Реформа проводилась и в городах, не имевших магдебургского права и не являвшихся частновладельческими. Земли горожан также вымеривались на волоки, за которые они платили денежную ренту. Реформа сильно затронула и интересы религиозных организаций: как католические, так и православные церкви, находящиеся в государственных владениях, лишались права на церковную десятину и получали всего 1-2 волоки на приход, освобождённые от всех повинностей. При этом «лишние» церковные земли могли быть отобраны в пользу государства.

3. Итоги реформы

Аграрная реформа первоначально охватила государственные земли. Но в Подвинье она не проводилась, поскольку там шли военные действия Ливонской войны. На востоке Беларуси, в Поднепровье, фольварочно-барщинная система не получила распространения из-за особых природных условий -- малоурожайной почвы. Да и населения было меньше, чем на западе белорусских земель. Поэтому большинство крестьян платили чинш и выполняли натуральную подать. Постепенно частные землевладельцы-шляхтичи стали вводить волочную померу в своих владениях. Они готовили собственные документы, предусматривавшие создание фольварков и введение барщины как основной повинности зависимых крестьян. Осуществление реформы требовало значительных средств. В результате реформы увеличилась прибыльность феодальных имений. Но при этом усилилась эксплуатация зависимых крестьян. Они были прикреплены к полученным волокам. Произошло слияние «похожих» и «непохожих» крестьян в единый класс крепостных крестьян. Деревенские жители стали оказывать сопротивление аграрной реформе. Крестьяне отказывались принимать волоки даже в начале XVII в. В частности, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза в 1611 г. приказал в отношении крестьян Бобруйской волости: «А бунтовщиков, которые водочной помере для прибылей нашей казны и чему-нибудь другому сопротивлялись и дали повод для непослушания, те же наши ревизоры должны наказывать».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Аграрная реформа П.А. Столыпина. Идеи, положенные в основу аграрной реформы. Практическое содержание аграрной реформы. Методы проведения аграрной реформы. Итоги и последствия аграрной реформы. Анализ причин краха аграрной реформы. Реформа образования.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Основные причины проведения аграрной реформы в Беларуси в 60-70 годах. Аграрная реформа как поворотный момент в историческом развитии России. Особенности проведения реформы в восточных и западных губерниях Беларуси. Последствия аграрной реформы.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Непосредственные причины и характер аграрной реформы Столыпина, реализация им аграрной политики российского правительства. Реализация мероприятий по проведению аграрной реформы. Основные итоги реформы, причины ее незавершенности и противоречивости.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Вклад П.А. Столыпина в реформирование Российского государства. Основные цели и последствия аграрной реформы Столыпина. Развитие кооперативного движения. Причины незавершенности реформы. Противоречивые результаты проведения реформы в сельском хозяйстве.

    реферат , добавлен 28.08.2013

    Исторические особенности развития сельского хозяйства России в начале ХХ века. Комплексное историко-правовое исследование аграрной реформы П.А. Столыпина. Сущность, содержание и современные представления о аграрной реформе, ее значение и последствия.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Разработка проекта аграрной реформы, сущность ее нормативных актов. Лейтмотив столыпинских преобразований общественной и государственной жизни. Трудности, с которыми столкнулось проведение законопроекта в жизнь. Особенности аграрной реформы Башкирии.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2014

    Политическое положение, общественный строй и экономика в Российской империи в начале XX в. Законодательство в области экономики и развития сельского хозяйства. Подготовка и проведение аграрной реформы П.А. Столыпина. Итоги и причины неудачи реформы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2013

    Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане в начале XX века. Сущность Генерального межевания в 1798 - 1842 гг. Особенности поземельной Столыпинской аграрной реформы в Башкирии. Особенности проведения колониальной политики. Анализ результатов реформы.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Историография столыпинской реформы на белорусских землях в дореволюционный период. Советский период в историографии столыпинской реформы. Изучение столыпинской реформы на современном этапе. Хронологические рамки исследования с 1906 г. по начало XXI века.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Крупные политические деятели последних лет царизма и их оценка историками. Состояние российской экономики в начале XX века. Политические дискуссии накануне проведения аграрной реформы П.А. Столыпина. Ход и этапы проведения столыпинской аграрной реформы.

Одним из важнейших мероприятий реформы была ликвидация чересполосицы. До реформы государственные земли не являлись единым массивом -- среди них встречались земли шляхты, магнатерии и духовенства. В ходе померы находящиеся в пределах государственных земель частные владения переходили казне, взамен чего их владельцы получали участки за пределами государственных. Обмен землёй производился только с теми владельцами, которые могли предоставить документы, подтверждающие их право на землю. В противном случае земли просто отбирались в пользу государства.

Проведение померы шло очень интенсивно, и уже через несколько лет было обмерено 57 636 волок (около 1 250 тыс. га) земли в столовых имениях, доход от которых шёл непосредственно великому князю, минуя государственную казну.

Реформа проводилась в соответствии с документом, получившем название «Устава на волоки» и состоявшего из 49 статей. Позднее к ней были добавлены дополнительные инструкции для непосредственных исполнителей -- ревизоров и мерников. В восточной части Великого княжества Литовского реформа началась позднее, что связано с разными условиями хозяйствования на западе и востоке государства. Для восточных земель были созданы специальные Уставы (руководящие документы). В задачу мерников входило простое деление земли на волоки и оценка её качества. Местное население было обязано оказывать помощь мерникам, предоставлять волов, сохи и телеги. Мерников назначали ревизоры, проверявшие их деятельность и следившие за исполнением Уставы. Ревизоры были людьми высшего сословия, обычно представителями знатных шляхетских родов, в их задачу входила проверка прав на землю, отбор владений в пользу казны, установление мест для новых фольварков и контроль над деятельностью местных властей. С другой стороны, при работе ревизоров присутствовали представители местной администрации, обязанные докладывать правительству о нарушениях со стороны ревизоров.

Термин «волока» понимался и как точная мера площади всегда равная 30 моргам, и как единица обложения, в которой могло быть до 46 моргов. Из-за большого количества болот и непригодных к обработке земель волоки зачастую были больше по площади, нежели 30 морг. Это связано с тем, что ревизоры учитывали только пригодные для ведения сельского хозяйства земли. По качеству земли делились на 4 категории: хорошие («добрый грунт»), средние («середний грунт»), плохие («злой» или «подлый» грунт) и совсем плохие (грунт «вельми подлый»).Сначала предписывалось обмерять и нарезать на волоки пашенные земли, а после леса. Леса делились на волоки только в случае, если земля в них была пригодной для расчистки и ведения сельского хозяйства, в противном случае их обмеряли вокруг с тем, чтобы установить их площадь.

аграрный реформа Сигизмунд Август

Схематическое изображение владения

Легенда: жирным штрихом показаны границы волок («стены»), менее жирным -- деление волоки на три части, дом обозначает крестьянских двор («дым»), несколько домиков -- деревня, пунктиром показана граница владения, штриховкой -- «застенок».

На волоки земля резалась в форме прямоугольников, что позволяло вычислять площадь простым умножением длины на ширину. По краям волок ревизоры должны были чётко установить так называемые «стены». Пашня, оказывавшаяся за границами конкретных волок, называлась «застенком». Каждая волока в обязательном порядке делилась на три равные части, причём крестьянский двор или деревня всегда находились на среднем поле. Одна часть засеваласьозимыми культурами, вторая -- яровыми, а третья оставалась под паром.

Жившие в пределах волоки крестьяне сселялись в новые дома в указанном месте, причём деревня застраивалась по особому плану: с одной стороны строили жилые дома, с другой -- хозяйственные постройки. Деревни, уже располагавшиеся в соответствии с правилами, оставляли на прежнем месте. Участки пригодной для сельского хозяйства земли размером меньше волоки (например, среди болота) на части не делили и людей с них в какое-либо определённое место не сселяли.

После проведения померы на определённой территории устанавливалось новое административное деление: несколько сёл образовывали войтовство, несколько войтовств -- волость. Центром волости становился фольварк, войтовства -- крупнейшее село. В случае отсутствия в волости фольварка центром также становилось крупнейшее село. По планам в каждом войтовстве должно было быть от 300 до 400 волок .

Лучшие из волок отводились под великокняжеские фольварки, остальные раздавались крестьянам в подворное пользование.

Низкокачественной землёй считались «застенки», которые даром или за небольшую плату отдавались отдельным семьям или целым деревням. Стремление властей создавать множество фольварков ограничивалось низким качеством земли, а также тем обстоятельством, что на каждую волоку фольварка должно было приходиться 7 крестьянских волок.

Власти стремились сделать так, чтобы на каждой волоке находилось одно хозяйство. Так как одной семье было тяжело обработать такую значительную земельную площадь, в дом обычно подселяли дальних родственников и даже неродных. Чаще всего на одну волоку селилось две семьи, изредка -- три.

Были выделены и так называемые вольные волоки, которыми обеспечивали служащих фольварков, конюхов, лесников и других слуг великого князя, а также бояр за участие в военных действиях. Такие волоки повинностями не облагались.

Аграрная реформа 1557г. С 15в. возник имения с панской пашенной землёй. Они стали наз фольварками. Фольварки ориентир-сь на рынке. Произв-во в низ было основано на подневольной работе зависимых крестьян. Рост городов, торговли, ремесел в 15в. вызвал подъем спроса на зерно и др. с/х продукты. В середине 16в чтобы увеличить доходы с гос-х земель Великий князь Жигимонт 2 Август проводит реформу«валочная памера» по документу “Устава на валоки”. Аграрная реформа закрепила новую сис-му хозяйств-ния.

Причины и предпос реф: *рост гос расходов ВКЛ, недостаток ср-в в гос казне,*рост матер-х потребностей двора. * “революция цен” в Европе, увелич спроса на с/х прод-ты. Суть: увеличить доход казны путем точного учета крестьян-х земель и обложить крестьян повинностью пропорц. кол-ву занимаемых ими земель. Единица обложения-волока =21,36 га. Вся земля в имениях делилась на волоки. Лучшие из них отводились под княжеское хоз-во. Другие раздавались крестьянам (За пользование землёй крестьяне д.б. выполнять повинности ).

Результаты реф: *рост дох и казны феодалов, *переход к поземельному налогообложению крестьян, *закрепощение крестьян, *развит торговли и тов-ден отнош-й, *разрушен крестьянской общины на западе и в центре Б., переход крестьян к подворному землепользованию, *укоренение передовой агротехники – трёхполья и повышение производит-ти с/х труда.

Вслед за гос. землями была проведена реформа феод земель. К концу 16-пол 17в-реформа завершена. В резул.к этому времени оконч-но оформилось крепостное право.

4.Экономическое развитие и социальные отношения в Беларуси в хiv – хvi в.

Соц.-экон. развитие белор-х земель в составе ВКЛ в 13-16ст. В 13 пер пол 16в на терр Белор. продолжается формир-е феод-х отношений. С/х работой заним-ся большая часть насел-я. Гл. занятия людей : земледелие, животнов-во, ремесло, охота, рыбол-во. С/х было натур-м. Сельский двор назыв. –дым, что обознач. семью и её собствен-ть. Значит-ую роль в сельск- жизни играла община . Она организ-ла крестьян-е землепольз-е и выплату феодал-й ренты. Управляли общиной старцы и десятские, кот.выбирались самой общиной. За пользов-е землей крестьяне выплач-ли ряд повин-ей. Крестьяне делились в завис-ти от повин-ти на тяглых, осадных, огородников и слуг ; по степени феодал-й зависимости на пахотных, непахотных и челядь . Глав.владельцем земли в ВКЛ являлся князь. Земли делились на гос-ые( волости-принад.общине,хоз.дворы-прин.администр.князя ) и частные(духов-ву). В 16 веке 1/3 насел-я прож-ла на гос-венных землях(восток ВКЛ), на западе- частные земли. Мелкие землевл-цы(шляхта) как правило служили у князя, Крупные землевл-цы- паны, магнаты . Некот.из них были князьями, др. получали землю за военную гос. службу.

В 13-17в в ВКЛ начинается бурное развитие ремесла. Наиб.значит.- обработка металла.Для защиты своих интересов ремесл-ки объедин-сь в цеха(объед. ремеслен-ов одной или неск. смежных специал-ей). Тем кто не вступали в цеха запрещ-сь заним-ся ремеслом и их изделия были хуже. Цех состоял из 60-70 чел, делился на мастера/челядники/ученики. Жизнь в соотв-ии с традиц-и кот хранились в скрыне- устав, грамоты, эмблема. Во время войны цеха- боевые отряды для обороны города.

Купцы создавали свои объединения- братства или гильдии. Налажив-сь постоянная торговля в городах: 1-2 раза в неделю торги, 1-3 раза в год ярмарки. Развив-сь и зарубеж. торговля. В сер 17в в ВКЛ было 757 городов и местечек из них 467 на нашей терр-и. Больш-во из них принадл-ло князю, остальные- частные. В некот-х городах:часть города принадл-ла магнату, часть-князю.80% населения городов ВКЛ –белорусы, затем литовцы и поляки. По мере роста городов, росло стремление получить незав-ую от павета или волости систему управл-я (регламентир-сь нормами магдебургского права) . Суть-освобожд-е горожан от подсудности и власти князя, чиновн-в, наместников, феодалов, старост, воевод. 1-ым такое право получил немецкий город Магдебург в 13 веке. В ВКЛ- Брест(1390), Гродно(1391), Слуцк, Минск(1499).

Госуд.-политич. строй ВКЛ. С самого начала ВКЛ складыв-сь как огранич-я феод-я монархия во главе - князь или «гаспадар ». Князь обладал широкими полномочиями, командовал вооруж. силами, издавал законы, руков-л политикой, объявлял войны и т.д.В 15-16-х веках власть князя огранич-ли сейм и рада. Сейм -сословно-представит-й орган, кот.вырос из местного вече. Сначала на сейм приглашалась вся шляхта, но чтобы избежать трудностей со сборами сейм переделали в представит.орган. С 1512г на сейм приезжало по 2 делегата от каждого павета. Сейм проходил не только в Вильно но и в Бресте, Минске, Гродно. Сейм выбирал князя , объявлял войны, определял налоги и т.д.

Рада - действ-л при князе в кач-ве совещат-го органа. В состав панов-рады входили крупнейшие феодалы, кот.занимали высшие гос должности, высшие чины церкви. Со временем значение рады в гос-ве возросло и она вместо совещат-го сделалась гос-м органом .(князь не мог решать вопросы внеш политики, издавать законы, распоряжаться финансами и т.д.).

Высшие служеб-е долж-ти в ВКЛ: Гетман(высший) -командовал военными силами гос-ва. Канцлер - руков-л работой госканцелярии,хранитель великой гос-ой печати. Подскарбий земский -отвечал за гос. казну.

В территориально-администр-м отношении ВКЛ делилось на воеводства, паветы, волости. Впервые воеводства введены в 1413г- Виленское и Трокское. К 1569г- 8 воеводств и 22 павета.

Воевода -руков-ль админ-ции в воеводстве, назначался князем и радой, обычно пожизненно из числа крупных феодалов,отвечал за поддерж-е порядка, сбор дани, организ-ю вооруж.сил. Ближ-е помощники: каштелян - вооруж. силы и ополчение, ключник - собирал дань, городничий - комендант замка.

Староста - руководитель админ-ции в павете назначался князем или радой из числа круп-х феодалов. Полномочия-как у воеводы но на уровне павета.

Волость- охватывала как правило 10-13 сельских поселений. Тиун - кот.выбирался из шляхты. Он собирал подати и пересылал их в центр.

Судебные органы в гос-ве были двух разрядов: 1) общие суды для всего населения, 2) сословные суды (только для шляхты и духовенства).

Сам. выс-м суд-ым органом был великокняж-й суд и суд панов рады. Законы по кот.существ-ло ВКЛ-статуты ВКЛ (1529-автор Лев Сапега;1566;1588),кот. оформили закрепощ-е крестьян. В ВКЛ- была сословно-представительская манархия.

8.Люблинская уния 1569 г. Эволюция общественно-политического строя ВКЛ во второй половине XVI - XVIII в.

В 1569 г. в Люблине была подписана уния-соглашение о гос.-полит-ом союзе ВКЛ и Польши. Объединенное Польское гос-во и ВКЛ стало но­сить название Респуб-ки (Речь Посполитая). Было создано одно из самых могущ-ых и больших гос-в Европыво главе с единым правит-ом. До объедин-я в 1569 г. два гос-ва - Королев­ство Польское и ВКЛ развив-сь параллельно около двух столетий.

ВКЛ к объедин-ю подтолкнули: 1) историч-ие связи - более 20 уний и догов-в с Польшей.2) внутрисословные противоречия.3) тяжелое внешнеполит-ое положение (сложные отношения с Моск-им княж-ом).Королевство Польское стремилось по ряду причин: 1) многочи-ую польскую шляхту привлекали зем­ли ВКЛ. новые богатства и должности:2) католицизм стремился к экспансии на восток.

В свою очередь довольно сильное в полит-ом пла­не Княжество стремилось сохр-ть самостоятел-ть. Согласно условиям унии:ВКЛ и королевство Польское объедин-ся в одно гос-во – в РП; РП должна иметь единого короля, он выбирался на общем сейме и короны польской, и ВКЛ.; рада и сейм должны быть общими для Польши и ВКЛ; отдел-х сеймов для ВКЛ король собирать не должен.; все законы, действ-шие ранее в обоих гос-вах оставались в силе.,для обоих гос-в предусматрив-сь общая внешняя политика и единая денежная система.

Так.Обр. РП – предст-ла собой федерацию 2 гос-в - форму госуд-го устройства, при кот.входящие в состав гос-ва - имеют свои собств-ые органы управ-ия. В 1588 г.Польс. король Сигизмунд Ваз подписал Статут,по кот.ВКЛ объявлялось самост-ым гос-ом.

Поглощение Польшей ВКЛ после подписания унии 1569 г. не произошло, весьма в тяж.положении оказались и жители городов (мещане), а также право­сл-я шляхта и правосл-е духов-во. В ВКЛ сохран-сь свое войско, судебная система, печать с Погоней, администр-ый аппарат, бел-ий язык. В землях Б. и Украины наряду с гос-ми го­родами, управлявшимися на основе Магдебургского пра­ва, существ-ли города, принадл-шие магнатам. На тер-ях королев-х городов суще­ст-ли владения дух-х и светских феодалов, на кот.не распростр-сь власть город-х судов и админ-ции. Это тормозило развитие городов и поэт.горожане начинают борьбу с засильем польских "можновладцев". Правосл-ая шляхта, не при­нявшая катол-во, не допуск. к занятию гос.постов, правосл-е священники изгон-сь из храмов, им запрещ-сь вести службу на род­ном языке.

В сер.17в. с переменным успехом велась на­ц.-освободит-ая борьба украин . наро­да Б. Хмельницким, против РП. В 1653г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией . Правобережная Украина, Галиция и вся Б. оставались всоста­ва РП.

В концепцию нового гос-ва РП входили вопросы совместной междун-ой политики и совместной обороны. Объедин-е ВКЛ и Польши повлияло на ход ливонской войны. В 1582 г. между Россией и РП был заключен мирный договор сроком на 10 лет.

5.Этнические процессы на белорусских землях. Основные концепции происхождения белорусского народа.

Народность-истор-ки сложив-ся,устойч-я общность людей,имеющая общую тер-ию, язык, культуру, определ-ые эк-ие связи, этнич-е самосознание.

Осн. концепций происхождения бел.народности:1 Польская и великорус-я (19в.) – отрицали существ-ие самост-ти бел.этноса на том основании, что у населения Б. не было своего слав-го языка. Ошибочность этих конц-й- в нач. ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в кот. показал особен-ти бел.языка, его лексич-го, фонетич-го и синтакс-го склада как самостоят-го слав-го языка.

2 Кривичская (н. ХХв.,М. Погодин, В. Ластовский- непосредств-ми предками белор-в считали кривичей и предлагали назвать Б.-Кривией. Ошибочность-что кривичи занимали только северн. и центр.часть тер-ии соврем. Б.. Хронолог-ая неточность-кривичи исчезли ксер.12в., а белор-ий этнос сэтому времени еще не существ-л.3.Кривичско-дрыговичско-родимичская (Я.Карский, М.Гринблат, М.Довнар-Запольский)- включили в число предков белор-в 3 племени. Хронол-ки нельзя считать их непосредств-ми предками, т.к. в 12 в. когда они исчезли, еще не было общебелор. этнич-го комплекса.

4.Балтская теория этногенеза белор-в (В.Седов)- белор. этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре.-эти особен-ти присущи индоевропейцам, т.е. и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнослав-их общностей – кривичей, родимичей, дриговичей

5.Финская (И. Ласков)-считал предками белорусов финнов, Финоязычное насел-е было ассиминировано балтами в бронз.веке, т.е. финны были субстратом балтов.

6.Новая (50-е годы ХХ в., С. Токарев)-в резул. распада Киев. Руси образов-сь на месте древнерус. народности 3 народа: рус., белорус., украинский. Отрицание-. В ХП в. Киев.Русь распалась на части, кот. соответс-ли первонач-ым племенным тер-ям, т.е. была «ласкутным» гос-ом.

8.Кон-ция М. Пилипенко (90-е годы 20в.)-формир-ие бел.этноса- резул-т, как эволюции, так и диффузии. Он считает- в результ. широкого расселения славян и смешивания их с восточ. балтами образовались не белорусы, а восточнослав-ие общности кривичей, дриговичей, родимичей в ΙХ-Х в; в Х-ХΙ в.в. идет процесс консолидации в общеслав-ю этнич-ую общность с единой этнич-й тер-ей под назв-ем «Русь» (русы, русичи, русины). Тер-ия соврем. Б. входила в 2 диалектно-этнографич-ие зоны общеслав-й этнич-й общности- полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К сер.ХVΙ в. в рез-те сплочения этих 2 регионов, консолидации с западнослав-ми, балтскими и тюркскими группами насел-я сформир-ся новый комплекс культуры и языка, этнич-ой тер-ии, за кот. закреп-сь название «Белая Русь».

Ведущие факторы консолидации бел.народа. В ХШ-ХVΙ в.в. создаются предпосылки для возникн-ия бел.народности. Начало было положено еще в период существо-ия союзов племен и создания на тер-ии Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и др. княжеств. Однако принатур-м характере произв-ва и слабости полит-го объедин-я население отдел-х тер-ий на долгое время сохранило ряд особен-ей в языке, обрядах, культуре и хоз-ом укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее соц.-эконом. развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белор. земель в состав ВКЛ, в рамках кот. в ХVΙ в. завершилось формир-ие бел. народности.

В образов. народн-ти важную роль сыграл соц.-эконом. фактор: развитие тов.-ден. отнош-й, укрепление эк-их связей единого внутр-го рынка. Эк-ое оживление способст-ло преодолению замкнутости отд-х тер-й, вело- вокруг городов создав-ь своеобразные хоз-ые центры. С предоставл-ем городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров полит-ой и культ-ой жизни народа.

Дел-шее развитие феод-ых отнош-й, утвержд-е крепостнич-ва содейств-ли консолидации многочисл-х катег-й насел-я в сословия с общими правами и обязан-ми для кажд. из них. Ведущая роль принадл-ла шляхетскому сословию.Особым сословие- духов-во . Формир-ся сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек).

В образ-ии бел.народ-ти опред-ую роль сыграл-конфессионный фактор. Признак веры становился своеобр-ым признаком народа. Больш-во насел-я Б. придерж-сь правосл-ия. Борьба между католик. и православ.за равные права участв-ть в решении гос. дел, ущемл-е православ-го духов-ва –все это явл. частью борьбы за самобытность бел.народа. Формир-ся менталитет белоруса , для кот.были характ-ми-религ-ая и нац-ая толерантность. Развитие этнич-го самосозн-я привело-в 16в. за белор.землями, располож-ми в бассейне Зап.Двины и Днепра, закрепилось назв-е «Белая Русь».

Причины и цели аграрной реформы Сигизмунда II Августа. Переход от системы получения налога с семьи к системе получения налога с земли. Ликвидация чересполосицы как важнейшее мероприятие реформы. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Контрольная работа

на тему: Аграрная реформа Жигимонта (Сигизмунда) II Августа в 1557 году

Выполнила:

студентка гр. 403041

Наронская Татьяна Михайловна

Проверила:

Зданкевич Екатерина Васильевна

1. Причины и цели проведения реформы

2. Проведение реформы

3. Закрепощение крестьян

4. Результаты проведения реформы

Список литературы

1. Причины и цели проведения реформы

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август с целью увеличения доходов государственной казны решил организовать фольварки в государственных владениях. Тем самым он начал первую известную на белорусских землях аграрную реформу. Примером для Сигизмунда II Августа стала его мать -- королева Бона Сфорца (жена Сигизмунда I Старого). Еще в 1530-е гг. в Пинском и Клецком староствах она начала организовывать фольварки, что имело положительные результаты.

До проведения реформы неизвестно было точно, сколько земли находилось в пользовании крестьян и мещан, сколько земли было у отдельных землевладельцев и у государства, качество земель не влияло на размер повинностей за её держание. Кроме того, обычно земли одного хозяйства частями были разбросаны по достаточно большой площади (так называемая чересполосица), что создавало серьёзные препятствия для её обработки. Крупные землевладельцы сдавали землю в аренду, но не знали точно, на какую прибыль они могли рассчитывать.

Реформа началась с выходом в 1557 году положения о проведении реформы, так называемой «Уставы на волоки», и представляла собой комплекс мер, направленных на повышение дохода с государственных владений путём интенсификации сельского хозяйства (введения трёхпольной системы севооборота). В политическом смысле «помера» проводилась с целью приобретения центральной властью экономической независимости и повышения роли великого князя путём превращения его в крупнейшего помещика, ведущего рациональное хозяйство, рассчитанное, главным образом, на удовлетворение потребностей внешнего рынка.

Целью реформы было увеличение доходов государства путем изменения и совершенствования поземельных отношений: перехода от системы получения налога с семьи к системе получения налога с земли. Повысить доходы преполагалось с помощью точного учета госудаственных земель, определения повинностей крестьян в соответствии с занятыми наделами.

2. Проведение реформы

Одним из важнейших мероприятий реформы была ликвидация чересполосицы. До реформы государственные земли не являлись единым массивом -- среди них встречались земли шляхты, магнатерии и духовенства. В ходе померы находящиеся в пределах государственных земель частные владения переходили казне, взамен чего их владельцы получали участки за пределами государственных. Обмен землёй производился только с теми владельцами, которые могли предоставить документы, подтверждающие их право на землю. В противном случае земли просто отбирались в пользу государства.

Проведение померы шло очень интенсивно, и уже через несколько лет было обмерено 57 636 волок (около 1 250 тыс. га) земли в столовых имениях, доход от которых шёл непосредственно великому князю, минуя государственную казну.

Реформа проводилась в соответствии с документом, получившем название «Устава на волоки» и состоявшего из 49 статей. Позднее к ней были добавлены дополнительные инструкции для непосредственных исполнителей -- ревизоров и мерников. В восточной части Великого княжества Литовского реформа началась позднее, что связано с разными условиями хозяйствования на западе и востоке государства. Для восточных земель были созданы специальные Уставы (руководящие документы). В задачу мерников входило простое деление земли на волоки и оценка её качества. Местное население было обязано оказывать помощь мерникам, предоставлять волов, сохи и телеги. Мерников назначали ревизоры, проверявшие их деятельность и следившие за исполнением Уставы. Ревизоры были людьми высшего сословия, обычно представителями знатных шляхетских родов, в их задачу входила проверка прав на землю, отбор владений в пользу казны, установление мест для новых фольварков и контроль над деятельностью местных властей. С другой стороны, при работе ревизоров присутствовали представители местной администрации, обязанные докладывать правительству о нарушениях со стороны ревизоров.

Термин «волока» понимался и как точная мера площади всегда равная 30 моргам, и как единица обложения, в которой могло быть до 46 моргов. Из-за большого количества болот и непригодных к обработке земель волоки зачастую были больше по площади, нежели 30 морг. Это связано с тем, что ревизоры учитывали только пригодные для ведения сельского хозяйства земли. По качеству земли делились на 4 категории: хорошие («добрый грунт»), средние («середний грунт»), плохие («злой» или «подлый» грунт) и совсем плохие (грунт «вельми подлый»).Сначала предписывалось обмерять и нарезать на волоки пашенные земли, а после леса. Леса делились на волоки только в случае, если земля в них была пригодной для расчистки и ведения сельского хозяйства, в противном случае их обмеряли вокруг с тем, чтобы установить их площадь.

аграрный реформа Сигизмунд Август

Схематическое изображение владения

Легенда: жирным штрихом показаны границы волок («стены»), менее жирным -- деление волоки на три части, дом обозначает крестьянских двор («дым»), несколько домиков -- деревня, пунктиром показана граница владения, штриховкой -- «застенок».

На волоки земля резалась в форме прямоугольников, что позволяло вычислять площадь простым умножением длины на ширину. По краям волок ревизоры должны были чётко установить так называемые «стены». Пашня, оказывавшаяся за границами конкретных волок, называлась «застенком». Каждая волока в обязательном порядке делилась на три равные части, причём крестьянский двор или деревня всегда находились на среднем поле. Одна часть засеваласьозимыми культурами, вторая -- яровыми, а третья оставалась под паром.

Жившие в пределах волоки крестьяне сселялись в новые дома в указанном месте, причём деревня застраивалась по особому плану: с одной стороны строили жилые дома, с другой -- хозяйственные постройки. Деревни, уже располагавшиеся в соответствии с правилами, оставляли на прежнем месте. Участки пригодной для сельского хозяйства земли размером меньше волоки (например, среди болота) на части не делили и людей с них в какое-либо определённое место не сселяли.

После проведения померы на определённой территории устанавливалось новое административное деление: несколько сёл образовывали войтовство, несколько войтовств -- волость. Центром волости становился фольварк, войтовства -- крупнейшее село. В случае отсутствия в волости фольварка центром также становилось крупнейшее село. По планам в каждом войтовстве должно было быть от 300 до 400 волок .

Лучшие из волок отводились под великокняжеские фольварки, остальные раздавались крестьянам в подворное пользование.

Низкокачественной землёй считались «застенки», которые даром или за небольшую плату отдавались отдельным семьям или целым деревням. Стремление властей создавать множество фольварков ограничивалось низким качеством земли, а также тем обстоятельством, что на каждую волоку фольварка должно было приходиться 7 крестьянских волок.

Власти стремились сделать так, чтобы на каждой волоке находилось одно хозяйство. Так как одной семье было тяжело обработать такую значительную земельную площадь, в дом обычно подселяли дальних родственников и даже неродных. Чаще всего на одну волоку селилось две семьи, изредка -- три.

Были выделены и так называемые вольные волоки, которыми обеспечивали служащих фольварков, конюхов, лесников и других слуг великого князя, а также бояр за участие в военных действиях. Такие волоки повинностями не облагались.

3. Закрепощение крестьян

Фольварковые земли обрабатывали крестьяне. Отработочная повинность называлась панщина (барщина) и в середине XVI века была распространена слабо, так как существовало ещё очень небольшое количество фольварков. Основной повинностью крестьян была не панщина, а денежная рента -- чинш. Волоки, в которых основной повинностью была панщина, назывались тяглыми, чинш -- осадными. Крестьяне тяглых волок (тяглые крестьяне) отрабатывали панщину два раза в неделю со своим конём или волом. Три недели в год панщины не было, но вместо этого крестьяне должны были отбыть 4 толоки в год. Толока - дневний народный обычай коллективной помощи в хозяйственных работах, крестьяне могли быть привлечены на такие работы сверх установленной панщины (по уборке урожая, возведению и ремонту построек и т.д.). Дополнительно предусматривались такие повинности, как гвалты, стации и др, в том числе чинш. Гвалт - срочные работы в чрезвычайных ситуациях (пожара, наводнения и др.). Стация - налог на содержание великого князя, его послов и гонцов во время их приезда. Осадные крестьяне выполняли те же повинности, что и тяглые, но вместо панщины с волоки платили осадное в 30 грошей, давали бочку ржи и отбывали 12 дней толоки.

В западной части Беларуси раздел государственных земель на волоки прошел сравнительно быстро, примерно за два десятилетия, основной повинностью тут стала панщина.

В восточных («русских») областях Великого княжества помера проводилась в конце XVI века, во время Ливонской войны. Здесь помера ограничилась вымериванием земли на волоки о определением её качества с тем, чтобы установить конкретные повинности. В сельскохозяйственном плане эти территории были развиты значительно хуже западных областей, кроме того власти опасались вызвать недовольство местного населения, в связи с чем реформа здесь имела весьма ограниченный вид.

Крестьяне были недовольны проведением реформы, так как возросли их повинности и ограничивалась личная свобода. Формами сопротивления стали отказы принимать волоки, жалобы, бегство, даже вооруженные выступления. Землевладельцы также применяли различные формы борьбы с непокорными: от штрафов до смертной казни.

4. Результаты проведения реформы

Проведение реформы сильнейшим образом повлияло на развитие Великого княжества Литовского. Реформа закрепила и значительно усилила феодальную эксплуатацию, в то время как доходы казны и великого князя сильно возросли. Крестьяне лишались права перехода с места на место, обрабатываемая ими земля более не рассматривалась как их собственность. Реформа также была первым земельным кадастром и способствовала развитию экономической системы государства. Важным итогом реформы стал переход к трёхпольной системе севооборота. Огромное влияние на всю дальнейшую историю имело разрушение сельской общины и формирование подворной системы землепользования. На многие века сохранилась планировка крестьянских усадеб и деревень, введённая во время реформы.

Список литературы

1. Страница сайта ru.wikipedia.org/wiki/Волочная_помера (дата обращения - 8.10.14)

2. В.И. Голубович “История Беларуси в контексте мировых цивилизаций”, 2 изд., Минск, “Экоперспектива”, 2010 (стр. 82 - 84)

3. Страница сайта http://www.gistoryja.ru/vtoraya-polovina-XVI-konec-XVIII-v/22-volochnaja-pomera.php71 (дата обращения - 8.10.14)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Непосредственные причины и характер аграрной реформы Столыпина, реализация им аграрной политики российского правительства. Реализация мероприятий по проведению аграрной реформы. Основные итоги реформы, причины ее незавершенности и противоречивости.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Аграрная реформа П.А. Столыпина. Идеи, положенные в основу аграрной реформы. Практическое содержание аграрной реформы. Методы проведения аграрной реформы. Итоги и последствия аграрной реформы. Анализ причин краха аграрной реформы. Реформа образования.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Вклад П.А. Столыпина в реформирование Российского государства. Основные цели и последствия аграрной реформы Столыпина. Развитие кооперативного движения. Причины незавершенности реформы. Противоречивые результаты проведения реформы в сельском хозяйстве.

    реферат , добавлен 28.08.2013

    Основные задачи реформы. Историческая необходимость экономической модернизации общинной системы. Основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина: сущность, реализация и недостатки. Результаты, последствия и причины краха реформы П.А. Столыпина.

    реферат , добавлен 02.12.2014

    Основные причины проведения аграрной реформы в Беларуси в 60-70 годах. Аграрная реформа как поворотный момент в историческом развитии России. Особенности проведения реформы в восточных и западных губерниях Беларуси. Последствия аграрной реформы.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Политическое положение, общественный строй и экономика в Российской империи в начале XX в. Законодательство в области экономики и развития сельского хозяйства. Подготовка и проведение аграрной реформы П.А. Столыпина. Итоги и причины неудачи реформы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2013

    Предпосылки и цели проведения аграрной реформы. Изменения в землевладении крестьян, деятельность Крестьянского банка. Этапы развития кредитной кооперации, итоги переселения крестьян в Сибирь. Результаты, последствия и причины краха реформы П.А. Столыпина.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2013

    Разработка проекта аграрной реформы, сущность ее нормативных актов. Лейтмотив столыпинских преобразований общественной и государственной жизни. Трудности, с которыми столкнулось проведение законопроекта в жизнь. Особенности аграрной реформы Башкирии.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2014

    Исторические особенности развития сельского хозяйства России в начале ХХ века. Комплексное историко-правовое исследование аграрной реформы П.А. Столыпина. Сущность, содержание и современные представления о аграрной реформе, ее значение и последствия.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Основные цели аграрной реформы Столыпина. Разработка программы добровольного переселения крестьян на свободные земли в Сибири, на Алтае, в Казахстане, Дальнем Востоке с соответствующим финансированием из бюджета. Роль интенсификации сельского хозяйства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта