Главная » Галлюциногенные » Анаболизм определение. Анаболизм и катаболизм - энергетический обмен и взаимосвязь процессов в организме

Анаболизм определение. Анаболизм и катаболизм - энергетический обмен и взаимосвязь процессов в организме

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21

На прошлой неделе на “ВО” появился материал о состоянии вооруженных сил Туманного Альбиона. Эксперт, не стесняясь в выражениях, красочно описал упадок некогда мощнейших ВВС и ВМС (армия у бриттов традиционно не являлась приоритетом).


Военные расходы Британии составляют всего лишь 1,9% от ВВП, что не лучшим образом сказывается на обороноспособности страны. Однако автор чрезмерно увлёкся, затронув области, о которых он не имеет четких представлений. Недостаток информации был восполнен догадками, которые, по представлению автора, должны соответствовать общей линии его рассказа.

На "далекую линию овеянных бурями кораблей" "правящей морями" Британии рассчитывать не приходится, с ней дела еще хуже, чем с авиацией.


"Облезлый британский лев: "Ступай прочь, старая палёная кошка!", автор Я. Вяткин.

Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов (Л. Питер). Объективность - понятие субъективное. Для точных оценок необходимо владеть полным объёмом информации, что маловероятно на практике. Максимум, что может журналист, - быть беспристрастным, анализируя доступные ему данные.

Более близкое знакомство с Королевскими ВМС приводит к неожиданному выводу: их флот находится в лучшем состоянии за последние 50 лет. А ограниченного бюджета хватает для содержания одних из лучших ВМС в мире. Для того, чтобы убедиться в этом, перемотаем на несколько десятилетий назад.

1982 год, Фолклендский конфликт: лучшее, что было у Британии, - эсминцы “тип 42” (4200 тонн) с ограниченными боевыми возможностями. Восемь единиц в строю.

Авианосцы и “СиХарриеры” провалили оборону против аргентинских ВВС, оснащенных авиатехникой 1950-х гг. Вот такими были те авианосцы.

Пара десятков эсминцев и фрегатов (2000 тонн) постройки 1950-60х гг. О возможностях этих “посудин” говорит простой факт: из восьми десятков выпущенных ракет ЗРК “СиКэт” было зафиксировано… 0 попаданий.

Неудивительно, что 30 кораблей и судов (треть эскадры!) были повреждены средствами воздушного нападения. Своей победой британские адмиралы обязаны еще более удручающему состоянию вооруженных сил Аргентины, у тех отказали 80% сброшенных бомб.


Словно кинохроника Второй мировой. Средства ПВО британских кораблей позволяли расстреливать их в упор.

Прошло три десятилетия. Как изменился британский флот?

Боевое ядро современных КВМС - шесть эсминцев типа “Дэринг” (Тип 45), принятые в строй в 2009-2013 гг.

"Дэринги", в общем, тоже не шедевр кораблестроения, имеют достаточно проблемный ЗРК


Из той же статьи.

Особенно странным было упоминание о проблемном ЗРК, учитывая, что “Дэринги” - лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО. Там, где не справятся британские эсминцы, уже не справится никто.

Насколько оправданно подобное заявление? Чтобы убедиться в том, что они лучшие в своём классе, достаточно взглянуть на корабли.

Эсминец выделяется всем. От грамотной компоновки с выдающейся высотой размещения антенных постов, до качественных характеристик самих антенн (2 радара с АФАР) и зенитного комплекса PAAMS(S), установившего серию рекордов по перехвату целей в сложных условиях.

“Дэринг” вдвое крупнее эсминцев предыдущего типа (Type 42). Его полное водоизмещение - около 8000 тонн. Отсутствие ударного вооружения и КР большой дальности объясняется мирным временем: в носовой части “Дэринга” зарезервировано место под 12-16 дополнительных ракетных шахт.

Даже спустя десятилетие после закладки уровень ПВО британских эсминцев остается недостижимым для ВМС большинства стран мира.

Помимо “Дэрингов”, в составе надводной компоненты имеются 13 фрегатов типа “Дюк” (“Герцог”), пополнивших ряды ВМС в период с 1990 по 2002 гг. По своим характеристикам и составу вооружения они примерно соответствуют отечественным БПК пр. 1155. При этом “герцоги” моложе отечественных БПК и эсминцев в среднем на 10 лет.

В 2017 году на верфи в Глазго был заложен фрегат следующего поколения Global Combat Ship (Тип 26), полным водоизмещением свыше 8000 тонн. Ожидается, что до конца следующего десятилетия ВМС получат восемь таких фрегатов-переростков.

Таким на деле выглядит “облезлый британский лев”.

Параллельно ведется разработка проекта “Тип 31e”, также известного, как “фрегат общего назначения”. Более скромная версия корабля океанской зоны, планируемая к постройке серией из 5 единиц.

Авианосцы

В 2017 году к прохождению ходовых испытаний приступил авианосец “Куин Элизабет”. При полном водоизмещении свыше 70 тыс. тонн он стал крупнейшим из боевых кораблей, когда-либо построенных в Великобритании. А также первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет, с момента разделки на металл устаревшего “Арк Ройал” в 1980 году.

Как изменится потенциал ВМС с появлением “Куин Элизабет” и его близнеца, строящегося авианосца “Принс оф Уэлс”, чья передача флоту запланирована на 2020 год?

Несмотря на выдающиеся размеры, “Куин Элизабет” не имеет катапульт и предназначен для эксплуатации самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой. Реальная численность авиагруппы по плану составит всего 24 истребителя F-35B и несколько единиц винтокрылой техники. В десантной конфигурации возможно размещение транспортно-боевых вертолетов (в.т.ч. тяжелых CH-47 “Чинук”), конвертопланов и эскадрильи ударных АН-64 “Апач”.

Известно, что даже американские “Нимицы” - не в пример более мощные и совершенные корабли с большей численностью авиакрыла не способны повлиять на ситуацию в локальных войнах. Тогда чего ожидают англичане? Очевидно, что никакой значимой силы "Куины" представлять не будут.

Несомненно одно - даже такой корабль лучше, чем пустой причал.

70 тысяч тонн не могли быть потрачены впустую. Британцы получили универсальную платформу - мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу - благодаря своей мощной РЛС, “Куин” способен контролировать воздушное пространство в радиусе 400 км.

Теперь его станут пригонять везде, где появится возможность использовать такой корабль. Вопрос о необходимости выносится за рамки дискуссий. Статус “морской державы” обязывает иметь авианосец.

С появлением авианосцев возник вопрос о дальнейшей судьбе десантных кораблей “Альбион” и “Булвэрк” (“Оплот”), вступивших в строй в 2003-2004 гг. Британские УДК не отличаются выдающимися возможностями, уступая по совокупности характеристик французскому “Мистралю”. С учетом того, что проведение десантных операций может быть обеспечено при участии авианосцев “Куин Элизабет”, запланированные сроки службы УДК типа “Альбион” (до 2033-34 гг.) могут быть скорректированы в меньшую сторону.

Возможность досрочного списания УДК имеет и другую причину: в структуре ВМС Великобритании имеется “теневой” элемент. Вспомогательный флот (RFA) - морские суда специального назначения, укомплектованные гражданскими экипажами, при этом выполняющие чисто военные задачи. Быстроходные танкеры, корабли комплексного снабжения, универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.


Мирный пароход “Маунтс Бэй” демонстрирует створы дока для десантных катеров

Вспомогательный флот активно пополняется новой техникой. Так, в 2017 году, был введен в строй быстроходный танкер (КСС) нового типа “Тайдспринг” водоизмещением 39 000 тонн. Данное подразделение - становой хребет ВМС Великобритании, обеспечивающий проведение операций по всему земному шару.


Танкер RFA Tiderace на стоянке в американской военно-морской базе Йокосука (Япония)

Подводная компонента

В строю - 10 атомных субмарин:

4 “Вэнгарда” стратегического назначения и 6 многоцелевых ПЛА: три “Трафальгара” (1989-1991 гг.) и три “Астьюта” нового поколения.

На различных этапах постройки находятся еще две субмарины серии “Астьют”, третья построенная, но не успевшая вступить в строй (“Одейшес”), приступила к прохождению испытаний в январе 2018 года.

С учетом технического состояния кораблей, их молодого возраста и оснащения (к примеру, все шесть ПЛА - носители крылатых ракет большой дальности), ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок.

Общеизвестно, что на вооружении британских ПЛАРБ находятся американские баллистические ракеты “Трайдент-2”. Менее известно, что британцы используют более совершенные ядерные боезаряды собственной конструкции, имеющие регулируемую мощность взрыва (от 0,5 до 100 кт).

Все шесть многоцелевых атомных подлодок вооружены КР большой дальности “Томагавк”. Великобритания - единственный из союзников США, которому было предоставлено право на приобретение данного , сочетающего стратегическую дальность полета с конвенционной боевой частью.

Темпы закупок крылатых ракет невелики: каждое десятилетии британцы приобретают примерно 65 “Томагавков” для компенсации расхода имеющихся ракет. Первое боевое применение состоялось в ходе бомбардировок Сербии в 1999 г., британскими подлодками было выпущено 20 ракет. В дальнейшем пуски КР производились из Индийского океана в ходе поддержки операции в Афганистане, вторжения США в Ирак и бомбардировок Ливии в 2011 г.

Достойнейший из достойных противников

Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным. Способный на практике обеспечить логистическую поддержку крупной морской операции на удалении 13 тысяч километров от своих берегов.

Оценка состояния и возможностей Королевских ВМС невозможна без учета геополитических реалий нашего времени. Британский флот - составной элемент американских ВМС, имеющих мультинациональный формат. Противовоздушные качества “Дэрингов” используются для обеспечения обороны авианосных группировок США. Танкеры вспомогательного флота сопровождают американские эскадры. Атомные “Трафальгары” запускают крылатые ракеты для поддержки американских операций на Ближнем Востоке.

Роль и место британских ВМС в общей структуре НАТО определяют:
- возможность осуществления политики "ядерного устрашения" (наличие в их составе стратегических ядерных сил);
- островное положение Соединенного Королевства и ключевая позиция как "морских ворот" Европы;
- уязвимость страны от нападения с моря (от вторжения и ударов с моря по метрополии и зависимым территориям);
- наличие удаленных заморских территорий;
- ключевая роль в группировках НАТО в Восточной Атлантике, зоне пролива Ла-Манш и Северном море;
- главная роль в сотрудничестве с США, стабилизация трансатлантических отношений и значимость в обеспечении лидерства в ЗЕС в сфере безопасности;
- привлечение ВМС к выполнению международных обязательств;
- необходимость защиты морских и океанских коммуникаций, экономической деятельности на море и др.

В соответствии с руководящими документами на военно-морские силы страны возложены следующие задачи:
- ядерное устрашение и сдерживание;
- нанесение ударов по ключевым объектам противника, разгром его военно-морских сил;
- высадка морских десантов;
- оборона совместно с сухопутными войсками и ВВС побережья страны и отражение ударов с моря и воздуха;
- контроль обстановки в назначенных зонах - морской (океанской) и прибрежной;
- защита морских коммуникаций и районов нефте- и газодобычи;
- сопровождение национальных торговых и рыболовецких судов;
- ведение морской разведки;
- переброска войск (сил).

Общее руководство ВМС осуществляет министр обороны через начальника штаба обороны и адмиралтейский комитет Совета обороны страны, непосредственное - начальник штаба ВМС (Лондон). Военно-морские силы состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Организационно ВМС включают командование флота и военно-морское командование в метрополии.
Структура ВМС Великобритании

Командование флота (командующий находится в г. Нортвуд, штаб - в Портсмут); (командующий флотом одновременно является командующим командованием ОВМС НАТО "Север"). Административное руководство деятельностью флота командующий осуществляет через своего заместителя - начальника штаба флота, оперативное - через командующего морскими операциями объединенного оперативного штаба (ООШ).

Командующему морскими операциями (по административной организации им является комендант морской пехоты) подчиняются командующие морскими и амфибийными силами, которые через соответствующие отделы ООШ осуществляют руководство силами и средствами, выделяемыми для проведения самостоятельных или совместных операций. В состав командования флота включены:
- Портсмутская флотилия разнородных сил (ГВМБ Портсмут), в состав которой входят: легкий авианосец "Илластриес", эскадренные миноносцы УРО пр. 42 и 45, фрегаты УРО пр. 23, танко-десантные корабли и вспомогательные суда, а также три дивизиона - тральщиков, патрульных кораблей и патрульных катеров;
- Девонпортская флотилия разнородных сил (ВМБ Девонпорт) - многоцелевые атомные подводные лодки типа "Трафальгар", фрегаты УРО пр. 22 и 23, десантный вертолетоносец "Оушен", десантно-вертолетные корабли-доки, вспомогательные суда;
- Фаслейнская флотилия разнородных сил (ВМБ Фаслейн) - ПЛАРБ типа "Вэнгард", ПЛА типа "Эстьют", дивизион тральщиков.

Авиация флота включает 14 вертолетных эскадрилий: одну - боевых вертолетов, шесть - противолодочных, три - вертолетов ДРЛО, одну - поисково-спасательная и три - транспортные.

Руководство морской пехотой (штаб в Портсмут) осуществляет комендант МП. В ее состав входят: бригада морской пехоты, отряд специального назначения ВМС, отряд десантно-высадочных средств, отряд по защите объектов ВМС, учебный центр общей подготовки, учебный центр амфибийной подготовки, учебно-испытательный центр. Общая численность личного состава регулярных сил МП около 7 500 военнослужащих, резерва - 1000 человек.

Военно-морское командование в метрополии (Портсмут) несет ответственность за следующие вопросы: комплектование военно-морских сил; подготовка и обучение личного состава, функционирование учебных центров; организация повседневной деятельности ВМС, согласование их действий с другими видами ВС; поддержание резервных компонентов в соответствующей степени боевой и мобилизационной готовности; медицинское и финансовое обеспечение ВМС; охрана береговых объектов; организация взаимодействия с другими военными и гражданскими службами по вопросам планирования и обеспечение защиты военно-морских баз и портов.

На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли - 64 (в том числе четыре ПЛАРБ, три из которых - боеготовые, семь ПЛА); боевые катера - 20; вспомогательные суда - 19; боевые самолеты - 24, противолодочные вертолеты - 81. Кроме того, в резерве находится 10 боевых кораблей (включая три ПЛА).

Боевые корабли военно-морских сил Великобритании входят на ротационной основе в состав постоянных соединений объединенных ВМС НАТО, в том числе постоянных групп №1 ОВМС НАТО и №1 минно-тральных сил ОВМС НАТО. Постоянные группы ВМС имеются также в Персидском заливе и Аравийском море.

Система базирования ВМС на территории Великобритании включает три основные ВМБ - Портсмут (главная), Девон порт и Фаслсйн, и пункты базирования - Портленд, Холи-Лох, Лондондерри, Дартмут. Важную роль в этой системе играет сеть морских портов (до 120 крупных и средних портов). Свыше 40 из них общего назначения в состоянии обеспечить маневренное и рассредоточенное базирование кораблей основных классов. На заморских территориях имеются военно-морские базы - Гибралтар (Средиземное море), Порт-Стэнли (Южная Атлантика) и на о. Кипр (Средиземное море). ВМБ и ПБ обладают достаточными возможностями для обеспечения судоремонта и МТО флота, в том числе в интересах ОВМС НАТО. Авиация ВМС базируется на двух основных АвБ: Йолвилтон и Калдроуз. Морская пехота дислоцируется в Портсмут, Плимут, Пул, Арброут и Девонпорт.

Британские корабли задействуются во всех силовых акциях, предпринимаемых США, а также во всех мероприятиях, проводимых под эгидой ООН и других организаций. В частности, для участия в миротворческой операции в рамках регионального конфликта предусматривается выделение от ВМС страны до восьми боевых кораблей; в операции вторжения в составе МНС (по типу операций в зоне Персидского залива) - до 14 и в крупномасштабной операции вторжения в рамках национальных ВС с введением частичной мобилизации -до 45 боевых кораблей.

ВМС Великобритании сохраняют одно из ведущих мест в мире как по количественному составу и сбалансированности, так и по степени боеготовности и уровню оперативных возможностей. В их составе имеются практически все компоненты и классы кораблей, необходимые для решения всего спектра задач, и по своим возможностям они занимают второе место после ВМС США. Силы флота способны в рамках национальных ВС (вне НАТО) осуществлять весь спектр наступательных и оборонительных действий, включая завоевание господства на море, нанесение ударов по морским и береговым целям противника, проведение морских десантных операций и др.

Слабыми сторонами ВМС страны являются:
- необходимость привлечения судов гражданского флота для тылового обеспечения и перебросок сил морем, требующая приобретения судов типа "ро-ро";
- низкая "эффективность системы ПВО ВМС при высоком уровне воздушной угрозы без поддержки авиации наземного базирования (ВВС) при проведении самостоятельных операциях на большом удалении от баз:
- несоответствие минно-тральных сил потребностям минной войны в случае массированных постановок мин в прибрежных районах для гарантированной защиты морских коммуникаций;
- низкая обеспеченность системами и средствами космического базирования (разведки, связи, целеуказания и др.) в случае боевого применения ВМС в удаленных районах без опоры на средства США и НАТО при осуществлении противоракетной обороны, применения высокоточного оружия большой дальности (КРМБ "Томахок"), стратегических ядерных средств системы "Трай-дент-2" и др.

Сильными сторонами ВМС Великобритании являются:
- возможность развертывать в любом районе мира разнородные силы, которые могут действовать длительное время совместно с включенными в их состав подразделениями других видов ВС и проводить операции оперативно-такгического уровня;
- способность обеспечить устрашение противника с использованием всего спектра средств стратегических, оперативно-тактических ядерных средств и средств общего назначения;
- наличие существенного потенциала для воздействия по берегу;
- наличие достаточного количества высокоэффективных средств противолодочной обороны;
- возможность интеграции в объединенные структуры благодаря наличию совместимых систем управления, разведки, тылового и других видов обеспечения;
- высокая степень свободы маневра силами флота практически по всему периметру границ страны, возможность ведения блокадных и других действий с массированным использованием минного оружия, привлечения авиации берегового базирования, а также организации противолодочных и других оборонительных зон и рубежей;
- наличие высокоразвитой системы базирования, в том числе на заморских территориях.

Достаточно эффективному использованию ВМС в рамках ОВМС НАТО способствуют географические особенности Восточной Атлантики и Северо-Западного Европейского ТВД, позволяющие планировать блокадные действия и организовывать противолодочные и другие оборонительные рубежи.

Перспективы развития ВМС. Строительство британских военно-морских сил осуществляется в соответствии с "Программой развития вооруженных сил на период до 2015 года". Согласно ей продолжается строительство четырех (из семи) ПЛА нового поколения типа "Эстьют", которые заменят атомные подводные лодки типа "Свифтшур". 27 августа 2010 года в боевой состав ВМС введена головная ПЛА - "Эстьют". Ввод в боевой состав второй ПЛА - "Эм-буш" - ожидается в 2011 году. Третья и четвертая ("Артфал" и "Одэйшес") находятся на различных стадиях строительства. Кроме того, принято решение о строительстве пятого и шестого корпусов данного типа.

В 2010 году в боевой состав национальных ВМС введен головной эсминец УРО типа "Дэринг" нового проекта - 45, а к 2014-му флот должен получить Великобритании еще пять подобных кораблей, которые постепенно заменят устаревшие эсминцы.

Для замены фрегатов проектов 22 и 23 планируется построить до 20 ФР нового поколения. Разработку концепции перспективного фрегата УРО в рамках программы "Надводный боевой корабль будущего" (FSC - Future surface combatant) ведет компания "БАэ систем*". Ввод головного корабля в боевой состав ожидается к 2018 году.

В качестве одного из направлений повышения ударных возможностей флота командование ВМС рассматривает вопрос об оснащении многоцелевых атомных подводных лодок крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" Block 4 американского производства.

Министерство обороны страны первоначально подписало контракт на постройку двух перспективных авианосцев (водоизмещение около 60 тыс. т, длина до 285 м) с неядерной энергетической установкой, в которой примут участие военно-промышленные фирмы Великобритании и Франции (для последней предполагается построить также один авианосец). Общая стоимость контракта составляет около 12 млрд долларов. Ввод первого корабля ("Куин Елизабет"), намеченный на 2014 год, и второго ("Принс оф Уэльс") - на 2016-й, перенесен на два года.

Исходя из этого, командование британских ВМС на два года (до 2012) продлило срок службы легкого авианосца "Инвинсибл", а авианосцев "Илластриес" и "Арк Ройял" - до 2014-го и 2017-го соответственно. Но весной 2011 года, по сообщению английских средств массовой информации, командование ВМС приняло решение отказаться от строительства авианосца "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить почти 8,2 млрд фунтов стерлингов. На принятие такого решения повлияла не столько стоимость самого корабля, сколько дороговизна палубных истребителей F-35 (создаваемых по программе JSF - Joint Strike Fighter), которые планировалось разместить на авианосце. Согласно контракту ВМС страны уже не могут отказаться от постройки корабля. Однако военные приняли решение превратить его в десантный корабль, где будут размещаться только вертолеты.

Кроме того, сократится и число истребителей F-35, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил Великобритании - вместо 138 самолетов они получат лишь 50. Это позволит сэкономить более 7,6 млрд фунтов стерлингов. По данным английских СМИ, стоимость каждого истребителя приближается к 90 млн фунтов стерлингов, и в дальнейшем она может быть увеличена.

Помимо этого, Великобритании не придется строить новый вертолетоносец, предназначенный для замены корабля "Оушн". Последний планируется вывести из боевого состава ВМС в 2018 году и заменить его авианосцем "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить еще 600 млн фунтов стерлингов.

Амфибийные возможности флота предполагается повысить за счет строительства транспортно-десантных кораблей типа "Бэй" (четыре единицы) для замены устаревших танкодесантных кораблей "Сэр Бидайвер". В целях повышения боевых возможностей противолодочных сил ВМС Великобритании продолжается модернизация фрегатов УРО проекта 23. Она предусматривает оснащение их тяжелыми вертолетами "Мерлин" НМ Mk.l и установку нового гидроакустического комплекса.

В рамках программы MARS (морская система тылового обеспечения ВС в удаленных районах) предполагается построить от восьми до 11 вспомогательных судов.

Продолжаются оценочно-проектные работы по созданию нового госпитального судна. Согласно замыслу разработчиков, новый корабль будет иметь на борту до восьми операционных блоков и около 200 коек - для оказания всесторонней медицинской помощи раненым, в том числе пораженным ОМП. Ввод госпитального судна в состав флота для замены судна "Аргус" намечен на 2012 год.

По заказу министерства обороны Великобритании военной промышленностью разрабатывается новый вертолет боевого обеспечения для морской пехоты в рамках программы SABR. Он должен поступить на вооружение в ближайшие годы и заменить "Си Кинг" НС.4.

В целом ВМС Великобритании к 2025 году сохранят превосходство над всеми западноевропейскими странами по широкому спектру показателей, в том числе по водоизмещению флота, оснащенности средствами ПВО, ведению борьбы с надводным противником, организации противолодочной и противоминной обороны и другим.
Разработка и реализация планов Великобритании по совершенствованию ВМС позволят им в прогнозируемый период эффективно решать разнообразные задачи в составе группировок ОВМС НАТО (ЕС, ООН), в том числе многонациональных миротворческих сил.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта