Главная » Галлюциногенные » Чапаев читать. Д.А

Чапаев читать. Д.А

أبو الحسين مسلم بن الحجاج القرشي النيشابوري ‎‎ Дата рождения: Дата смерти: Место смерти:

Муслим ибн аль-Хадджадж , чаще употребляется просто Муслим (араб. أبو الحسين مسلم بن الحجاج القشيري النيشابوري ‎‎), (202 или 206-261 годы по Хиджре , что соответствует - 875 годам по Григорианскому календарю) - выдающийся мусульманский деятель, автор одного из известнейших сборников хадисов - Сахих Муслим (Ас-Сахих ). Полное имя - Аль-Хафиз Ходжат уль-Ислам Муслим ибн аль-Хаджадж аль-Курайши ан-Нисабури .

Биография

Муслим ибн аль-Хадджадж родился в персидском городе Нишапур . Первое образование получил от знатоков религии той местности, в которой проживал. Отец Муслима Хаджадж был передатчиком хадисов. Благодаря ему, Муслим начал изучать хадисы с ранних лет. В последующие годы, чтобы собирать хадисы пророка Мухаммада , он отправляется в страны Ближнего Востока - Ирак (посещает Багдад), Египет, Хиджаз . Среди учителей Муслима были такие значимые личности, как Бухари , Абдулла ибн Маслама аль-Канаби, Хармала ибн Йахйа Сахиб Шафии, Ахмад ибн Юнус. Он также был передатчиком хадисов. У него обучались хадисам Абу Авана Йакуб ибн Исхак аль-Асфараини, Абу Иса ат-Тирмизи , Ахмад ибн Ханбаль.

Деятельность

Муслим является автором множества книг по различным аспектам мусульманского вероучения, но самой известной его книгой является сборник хадисов «ас-Сахих» , который наряду с аналогичной книгой имама Бухари является одним из самых авторитетных книг в Исламе. «Ас-Сахих» входит в Кутуб ас-Ситту. Эти две книги Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха). В «Ас-Сахихе» Муслима собраны 3033 неповторяющихся хадиса, которые отобраны на основе его метода из 300 000 хадисов. Всего же в сборнике 7275 хадисов (вместе с повторяющимися). Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов (иснад) - одно из главных требований достоверности хадиса.

Труды Муслима

  1. «ас-Сахих». Полное название книги «аль-Муснад ас-Сахих»
  2. «ат-Табагат»
  3. «аль-Асма ва-ль-куна»
  4. «ат-Тамйиз»
  5. «аль-Мунфаридату-ль-вихдан»
  6. «Суаляту-ль-имам Ахмад»
  7. «Авхами-ль-мухаддисин»
  8. «Авлади-с-сахаба»
  9. «Афради-ш-шамиййин»
  10. «аль-Агран»
  11. «Машайих Малик»
  12. «Машайих Шоба».
  13. «Машайиху-с-Саури»
  14. «аль-Мухадрамин»
  15. «аль-Интифа би унуби-с-сиба»

Имам Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж

Имам Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Нишапури (ан-Найсабури) родился в 202/817 г. (по другим данным - в 206/821) в Нишапуре, древнем городе, хадисоведческая школа которого получила большую известность. Он рос и достойной семье, а его отец возглавлял один из кружков по изучению шариатских наук и уделял большое внимание воспитанию и образованию сына.
Имам Муслим начал слушать хадисы у разных шейхов Нишапура, когда ему было всего лишь восемь лет. Его первым шейхом стал один из трёх наиболее выдающихся учеников имама Малика ибн Анаса - Яхья ибн Яхья ибн Бакр ат-Тамими ан-Нишапури (ум. ок. 225/840), который привил ему столь сильную любовь к хадисам, что он до конца своей жизни продолжал собирать их и путешествовать для встреч с крупнейшими мухаддисами своего времени.
В жизнеописаниях имама Муслима указывается, что он занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя науке и путешествиям по разным городам в поисках хадисов. В возрасте четырнадцати лет имам Муслим совершил хаджж. Находясь в Хиджазе, он встретился с наиболее авторитетными местными мухаддисами, в том числе - с Исма’илом Абу Увайсом (ум. ок. 226/841) и Са’идом ибн Мансуром (ум, 227/842). Впоследствии он более ста раз встречался с известными шейхами в Басре, Куфе, Багдаде, Рее, Египте, Шаме и многих других местах. Одним из этих шейхов был имам аль-Бухари, у которого он учился. Имам Муслим любил и почитал его столь глубоко, по, встретившись с аль-Бухари в Нишапуре, куда тот приехал незадолго до своей смерти, сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе ноги, о наставник наставников, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов!»
К числу шейхов имама Муслима относились также имам Ахмад ибн Ханбаль (ум. 241/855), составитель свода хадисов под названием «Муснад» ‘Абдуллах ибн ‘Абд-ар-Рахман ад-Дарими (ум. 255/869), ‘Абдуллах ибн Масляма аль-Ка’наби (ум. ок. 220/835), Абу Зур’а ар-Рази (ум. 264/878) и многие другие известные учёные. В свою очередь, он также воспитал многих учеников, среди которых следует особо выделить имама ат-Тирмизи.
Благодаря тому, что Аллах наделил имама Муслима большим умом и прекрасной памятью, его усилия в поисках знания принесли свои плоды, и он удостоился похвал учителей уже в юности. Так, например, его шейх Мухаммад ибн Башшар (ум. 252/866) сказал: «Самыми выдающимися мухаддисами являются Абу Зур’а ар-Рази из Рея, Муслим из Нишапура, ‘Абдуллах ад-Дарими из Самарканда и Мухаммад ибн Исма’ил аль-Бухари из Бухары».
Перу имама Муслима принадлежат многие труды. К сожалению, часть их была утрачена, другие же, например, «Аль-Куна ва-ль-асма» или «Табакат ат-таби’ин» дошли до нас и получили широкую известность. Однако наиболее известным трудом имама Муслима ибн аль-Хаджжаджа является «Сахих», принёсший ему славу и уважение во всех концах мусульманского мира. В предисловии к своему комментарию к «Сахиху» имам ан-Навави пишет: «Благодаря этому труду он заслужил наилучшие похвалы и оставил по себе память до самого Дня воскресения».
Имам Муслим начал работать над этой благословенной книгой в возрасте 29 лет в своём родном городе Нишапуре, куда он вернулся после долгих странствий по разным странам. Эта работа продолжалась 15 лет и была завершена в 250/864 г. Он просмотрел более трёхсот тысяч хадисов , из которых отобрал 3 033 неповторяющихся. Общее же количество хадисов «Сахиха» достигает 7 563, включая те семь, которые приводятся в предисловии. Весь отобранный материал разбит на 54 книги или же раздела по тематическому признаку. Каждый хадис вместе с различными его версиями, иснадами и путями передачи приводится, как правило, только в одном месте, что облегчает задачу изучения «Сахиха».
Труд имама Муслима получил самую высокую оценку улемов, которые сравнивали его с «Сахихом» аль-Бухари и считали, что хадисы, приводимые в этих сводах, отвечают самым строгим критериям достоверности. Некоторые даже отдавали предпочтение «Сахиху» Муслима, однако в большинстве своём наиболее авторитетные исследователи всё же отводили «Сахиху» аль-Бухари более высокое место, отмечая, что «Сахих» Муслима удобнее для практического использования, поскольку, в отличие от аль-Бухари, Муслим практически не приводит версии того или иного хадиса в разных главах своего «Сахиха».
Улемы всегда уделяли большое внимание «Сахиху» Муслима. Наилучшее свидетельство тому - десятки комментариев, наиболее известными из которых являются «Икмаль аль-му’лим би-фава’ид Сахих Муслим» кади Абу аль-Фадля ‘Ияда ибн Мусы ас-Сабти аль-Яхсуби (ум. 544/1149), «Аль-минхадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджжадж» имама ан-Навави и «Икмаль икмаль аль-му’лим» Мухаммада ибн Халифы (ум. 827/1424). Несколько трудов было посвящено передатчикам хадисов «Сахиха». Как уже указывалось выше, для удобства пользования этим огромным трудом в разное время было составлено несколько сокращённых вариантов «Сахиха», в которых иснады хадисов опускались. К числу лучших из них относится и «Мухтасар Сахих Муслим» имама аль-Мунзири. Кроме того, некоторые улемы объединяли «Сахихи» аль-Бухари и Муслима, примером чего могут служить «Аль-Джам’ байна-с-Сахихайн» Абу Бакра Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Мухаммада аль-Джаузаки (ум. 388/998), труд под таким же названием Абу Мухаммада Хусайна ибн Мас’уда аль-Багави (ум. 516/1122), «Зад аль-муслим фи-ма иттафака ‘алей-хи аль-Бухари ва Муслим» Мухаммада Хабибууллаха ибн ‘Абдуллаха аш-Шанкити (ум. 1363/1945) и «Аль-лю’лю’ ва ль-марджан фи-ма иттафака ‘алей-хи аш-шайхан» Мухаммада Фуада ‘Абд-аль-Баки (ум. 1388/1968). «Сахих» Муслима с комментариями или без них неоднократно издавался в разных мусульманских странах. Лучшим считается издание под редакцией Мухаммада Фуада ‘Абд-аль-Баки, который пронумеровал хадисы и снабдил их указателями.
Имам Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим умер в возрасте 55 лет 25 раджаба 261 г. х. (6 мая 875 г.) в Нишапуре, где и был похоронен.

«Любой, кто станет внимательно изучать "Сахих" имама Муслима, поймёт, что он был таким великим имамом, подобных которому нет в поздние века, а из его современников мало кто мог бы сравниться с ним»

Имам ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат», 2/289.

Полное имя имама Муслима – Абуль-Хусайн Муслим-бин-Хаджадж ан-Нишапури. Он родился в 822 году (206 г.х.) в Нишапуре, городе относящемся к провинции Хорасан, которая в наши дни относится к северо-восточной части Ирана, граничащей с Туркменистаном.

Будущий алим с малых лет начал свой путь постижения исламских наук. Первые уроки он получил у своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. А в дальнейшем его учителями были огромное количество богословов, среди которых особо выделяются такие известные личности, как основатель собственного мазхаба имам Ахмад, всемирно известные мухаддисы имам аль-Бухари и Исхак бин Рахувайхи, и многие другие.

Особенно тёплые отношения у него сложились с имамом аль-Бухари, с которым имам Муслим поддерживал тесную связь, почитал и восхвалял его. Однажды, проявляя уважение и почтение к имаму аль-Бухари, он поцеловал его в лоб и попросил разрешения поцеловать ноги, но скромный и праведный мухаддис, конечно, не позволил это сделать. Имам Муслим был восхищён знаниями аль-Бухари в области хадисов и поэтому до конца своей жизни был его преданным учеником.

Имам Муслим мог позволить себе самозабвенно заниматься своим любимым делом – наукой о хадисах, так как занимался торговлей и располагал достаточными средствами для покрытия собственных нужд, а также для осуществления поездок по разным городам в поисках доселе неизвестных ему хадисов. Благодаря этому немаловажному обстоятельству в последующие годы имаму Муслиму посчастливилось посетить страны Ближнего Востока. В частности он ездил в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалу, в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Давуду, а затем объездил всю Среднюю Азию, посетил учёных Бухары, Самарканда и других мусульманских научных центров того времени.

Объездив множество мусульманских городов и обучившись у разных богословов своего времени, имам Муслим приступил к передаче собранных им знаний. Перу именитого мухаддиса принадлежат коло двух десятков трудов, большинство из которых посвящены науке о хадисах и их передатчиках.

«Сахих Муслим»

Однако книгой, принёсшей имаму наибольшую известность, по праву считается его сборник достоверных хадисов известный как «Сахих Муслим». Об этой своей книге учёный сказал: «Я составил этот сборник, выбрав для него хадисы из 300 тысяч хадисов, услышанных мною». При этом в сборник вошли только 7190 изречений Пророка ﷺ , из них без повторений всего 2200 хадисов.

По единогласному мнению учёных Ислама, «Сахих Муслим» как и «Сахих аль-Бухари» считаются самыми авторитетными книгами в Исламе после Священного Корана.

Говоря о «Сахихе Муслима», некоторые ученые даже называют его более важной книгой, чем сборник достоверных хадисов аль-Бухари. Однако, как отметил именитый богослов имам ан-Навави: «Несмотря на такое мнение, сборник имама аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы. Вместе с тем, книга имама Муслима считается лучше в вопросах раскрытия подробностей и тонкостей иснадов» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).

Всего в «Сахихе» имама Муслима 52 раздела (о браке, о правилах наследования, о жертвоприношении, о пророках, хадисы этического и медицинского содержания и т.п.). Хадисы в нём распределены по определённым темам (аля-ль-абваб). Как отмечает выдающийся мусульманский богослов Кади Ийяд, первый хадис, приводимый в каждом разделе, выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему.

Условия, по которым имам Муслим определял достоверность хадисов

1. Завершённость санада. Т.е. все передатчики хадиса, от начала (от лица, передающего хадис) до конца (до сподвижников), должны услышать содержание хадиса непосредственно друг от друга.

2. Добросовестность. Т.е. каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, смиренным перед Аллахом и Его Посланником ﷺ , и благочестивым.

3. Память. Т.е. способность передатчика передавать сообщения в неизменном виде, как он услышал его (устно или письменно).

4. Отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. Т.е. какой-либо хадис, передаваемый передатчиком, не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками, или хадису, переданным передатчиком, превосходящим его по уровню.

5. Отсутствие недостатков в сообщении. Т.е. отсутствие в санаде (цепочка передатчиков) и матне (текст хадиса) факторов, способных ослабить сообщение.

Учёные-богословы всегда уделяли большое внимание «Сахиху» Муслима. Наилучшее свидетельство тому - множество комментариев, наиболее известными из которых являются «Икмаль аль-му‘лим би-фава’ид Муслим» («إِكمَالُ المُعْلِمِ بفَوَائِدِ مُسْلِم ») кади ‘Ийада, «Аль-минхадж фи шарх Сахих Муслим бни аль-Хаджжадж» («المنهاج في شرح صحيح مسلم بن الحجاج ») имама ан-Навави и «Икмаль икмаль аль-му‘лим» («إكمال إكمال المعلم ») Мухаммада ибн Халифы (ум. в 827/1424 г.).

В дальнейшем, для удобства пользования этим огромным трудом, в разное время учёные составили несколько сокращённых вариантов «Сахиха», в которых имена передатчиков хадисов опускались.

Категории хадисов

Квалифицируя хадисы по степени важности, авторитетности и достоверности, богословы разделили их на следующие категории:

1. Первое место занимают хадисы, приводящиеся и у имам аль-Бухари и у имама Муслима. Они получили название «согласованные» (муттафак алейхи). Они считаются самыми лучшими и, если можно так выразиться, «главными» хадисами. Многие положения исламского вероубеждения, правил совершения намаза, поста, закята, хаджа, другие законы Ислама подтверждаются именно такими хадисами.

2. Второе место занимают хадисы, присутствующие только у имама аль-Бухари, но отсутствующие у имама Муслима. Подобные хадисы также являются достоверными, и пользоваться ими также необходимо, но в тоже время по уровню достоверности они ниже предыдущих.

Как известно у всего созданного есть конец. И конечно же, имаму Муслиму тоже был отпущен свой срок жизни, который он прожил более чем достойно. И самым ярким свидетельством этому служит его столь драгоценный дар для Ислама и мусульман как «Сахих Муслим».

Скончался богослов в 875 году (261 г.х.) в месяце Раджаб в возрасте 55 лет. Случилось это в его родном городе Нишапур, где он и похоронен.

Говорят, что Муслим ибн Хаджадж скончался из-за того, что за один раз съел большое количество фиников. Странствуя по страницам книг, в поисках одного редкого хадиса, он попросту не заметил как переел финиками. Это и стало причиной смертельного исхода.

выдающийся мусульманский деятель, автор одного из известнейших сборников хадисов - Сахих Муслим

Биография

Муслим ибн аль-Хадджадж родился в персидском городе Нишапур . Первое образование получил от знатоков религии той местности, в которой проживал. Отец Муслима Хаджадж был передатчиком хадисов. Благодаря ему, Муслим начал изучать хадисы с ранних лет. В последующие годы, чтобы собирать хадисы пророка Мухаммада , он отправляется в страны Ближнего Востока - Ирак (посещает Багдад), Египет, Хиджаз. Среди учителей Муслима были такие значимые личности, как Бухари, Абдулла ибн Маслама аль-Канаби, Хармала ибн Йахйа Сахиб Шафии, Ахмад ибн Юнус. Он также был передатчиком хадисов. У него обучались хадисам Абу Авана Йакуб ибн Исхак аль-Асфараини, Ат-Тирмизи, Ахмад ибн Ханбаль.

Деятельность

Муслим является автором множества книг по различным аспектам мусульманского вероучения, но самой известной его книгой является сборник хадисов «ас-Сахих», который наряду с аналогичной книгой имама Бухари является одним из самых авторитетных книг в Исламе. «Ас-Сахих» входит в Кутуб ас-Ситту. Эти две книги Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха). В «Ас-Сахихе» Муслима собраны 3033 неповторяющихся хадиса, которые отобраны на основе его метода из 300 000 хадисов. Всего же в сборнике 7275 хадисов (вместе с повторяющимися). Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов (иснад) - одно из главных требований достоверности хадиса.

Труды Муслима

  1. «ас-Сахих». Полное название книги «аль-Муснад ас-Сахих»
  2. «ат-Табагат»
  3. «аль-Асма ва-ль-куна»
  4. «ат-Тамйиз»
  5. «аль-Мунфаридату-ль-вихдан»
  6. «Суаляту-ль-имам Ахмад»
  7. «Авхами-ль-мухаддисин»
  8. «Авлади-с-сахаба»
  9. «Афради-ш-шамиййин»
  10. «аль-Агран»
  11. «Машайих Малик»
  12. «Машайих Шоба».
  13. «Машайиху-с-Саури»
  14. «аль-Мухадрамин»
  15. «аль-Интифа би унуби-с-сиба»

Высказывания о нём

Маслама ибн Касим сказал:

Халили сказал:

  • Книгу «Сахих» Муслим написал по одной основной причине. Один из его учеников попросил его собрать все достоверные хадисы в единую книгу. Муслим, приняв во внимание его просьбу, составил книгу «аль-Муснаду-с-сахих».


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта