Главная » Галлюциногенные » Что обозначает корона на гербе семьи. Французская и итальянская баронская корона

Что обозначает корона на гербе семьи. Французская и итальянская баронская корона

Геральдическая корона - элемент над щитом герба. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, - например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна).

Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем короной появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была корона. В то время только короли украшали коронами свои гербы, и они были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы.

Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство.

Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью.

Сущетвует также особая папская корона — тиара .

Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. В правила включены классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита.

Башенная корона - корона с квадратными, прямоугольными или иной «архитектурной» формы зубцами, несущая на своей поверхности изображение каменной кладки. Чаще всего используется как внешний элемент герба, показывающий, что владельцем герба является город. Её цвет, число и формы зубцов, как правило, указывает на статус того поселения, чей герб она венчает.

В странах с развитой территориальной геральдикой различные виды башенных корон являются составной частью системы статусных корон и право на их использование обычно строго регламентировано.

Несомненно, что происхождением своим корона обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium.

Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю короны (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые короны, т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели венцы, называвшуюся «stephanos». Короны императриц не всегда были похожи на короны императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в венце, обруч которого украшен листками. Много византийских корон сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная королевы Теодолинды (625).

В Пештском национальном музее хранится корона св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, венчающая государственный герб Венгрии. Она представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. и пожалована королю Стефану в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую корону, также в византийском стиле. Двадцать лет спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгра эта корона окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. Корона св. Стефана имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров короны, бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего корона претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали корону в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок.

В 1858 г. в Испании была найдена целая серия вестготских корон, из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. корона состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями.

Корона Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой короной короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в коронах другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной короне, надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской короны обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.

Одна из древнейших средневековых корон принадлежит к числу российских императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. Венец этот совершенно схожа с венцами на монетах царей Василия и Константина. Шапка принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в венцах в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали корону, почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны: 1) Владимира святого (см. выше); 2) Казанская шапка, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) Астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) Сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) Таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7).

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II. Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с венца Петра II (фиг. 9). Эта корона с 1856 г. называется польской и в Государственном гербе помещалась на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин. Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая корона (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В Оружейной палате хранится также золотая Мальтийская корона, поднесенная императору Павлу I.

Императорская германская корона, созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой корону Карла Великого. Корона наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются четыре орла и четыре креста. Австрийская императорская корона (или корона Священно-Римской империи (фиг. своей напоминает митру.

Французская императорская (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором восемь орлов и восемь пальмовых ветвей.

Бразильская императорская корона(фиг. 22) имела восемь золотых дуг, сходящихся под державой. Королевские короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (ferme, geftterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых, т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых корон, дуг не имеющих. Открытые королевские короны (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии.

Считается, что Франциск I первый надел закрытую корону, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить корону и изображать ее на своих монетах.

Весьма различны формы корон, присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят четыре дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же корону, но с золотым обручем, имеющим четыре листа и четыре жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить венцы, состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать короны только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и короны, и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить ее.

Не ранее XVI в. образовались особые формы короны для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская корона северогерманская имеет четыре листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) восемь зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употреблялись и русским дворянством.

Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова корона римских пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею короной, как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третий венец, чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира.

Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—97).

Императором Наполеоном I, вместо корон, для созданного им дворянства были введены особые токи. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены.

На таблице - основные виды корон, используемые в геральдике

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Здравствуйте уважаемые!
Пожалуй, продолжим наше увлекательное (искренне хочется в это верить) путешествие в чарующий мир геральдики. Начали мы его, напомню, вот в этом посте: , а продолжили вот тут вот: .
Итак, что у нас там по ходу следующее? Я считаю, пришло время поговорить о короне, сим важнейшем, но вовсе не обязательным элементе любого герба. Обычно оная располагается над гербовым щитом или же (в случаях с дворянской или монархической геральдикой) на шлем или, что гораздо реже, внутри щита. Корона - это отличный показатель статуса его владельца и для многих исследователей большая подсказка для определения страны происхождения и времени создания герба, так как форма короны очень сильно отличается по конкретным территориям. Причем, самое интересное, что геральдическая корона, как ее величают по науке, может оказаться и не короной вовсе. Но обо всем по порядку.

Персидская геральдическая корона правления Шаха Пехлеви.


Для начала я отмечу, что формально можно все короны разделить на 2 части. Первые - связанные со статусом рода или определенного человека, то есть короны достоинства, а вторые с городами, провинциями, областями и отдельными территориями, сиречь можно сказать муниципальные. С этих вот последних мы с Вами и начнем.
Знаете ли Вы, мои уважаемые читатели, что Геральдическим Советом при Президенте РФ в 2005 году был определен порядок использования корон в гербах городов и поселений? Думаю, нет. Посему небезынтересно будет исследовать следующую таблицу:

Вот такая вот табличка

За основу этой системы была принята старинный порядок Российской империи, принятый еще в 1858 году и прекратившая свое существование с крахом империи. Согласно этого порядка было определено, что:
Императорская корона в гербе устанавливается для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Более древняя царская корона (образца 1857 года) — для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Еще более старая царская, увенчанная двуглавым орлом — для городов, имевших статус градоначальства и крепости.
Шапка Мономаха — для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны), соответственно «Казанская шапка» и «Астраханская шапка»ю

Старый герб города Ярославль (шапка Мономаха оный венчает)

Польская корона — для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона — для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского, Грузинская корона - для Тифлиса (Тбилиси) и части городов Грузии
Золотая башенная корона о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.
Золотая башенная корона о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

старая царская корона, увенчанная орлом на гербе Севастополя 19 столетия.

Серебряная башенная корона о трёх зубцах, мурованная чёрным — для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о трёх зубцах, мурованная золотом — для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом — для населённых пунктов, имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о двух зубцах, мурованная золотом — для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

герб города Старый Оскол (конец XIX столетия)

Естественно Вы должны понимать, что далеко не все города имели подобные короны в своих гербах.
Не отставали от России и другие государства Европы (что естественно). Например, в Италии существует различные короны для города и муниципалитета, а иногда и регионов с провинциями (правда не без казусов, когда например у той же Апулии корона статуса ниже, чем тому положено быть).

герб Региона Апулия

Городская корона в Италии выполнена в виде золотой зубчатой стены с пятью башнями — форма, принятая для городских гербов во многих европейских странах, восходящая к римской corona muralis.
Муниципалитет имеет такую же корону, но только серебряную.
Короны достоинства же более разнообразны по своим формам и значениям и сильно различаются в зависимости от той или иной страны.

герб Милана

Для примера ниже я приведу максимально таблицу геральдических корон монархов и высшего дворянства во Франции, Италии, Германии и Великобритании. Максимально упрощенная она хотя бы потому, что в Соединённом Королевстве в ходу не менее 16 корон.
И это мы не упоминаем корон виконтов, баронов и просто рыцарей. Так что тут все очень и очень индивидуально.


Примерные различия некоторых корон достоинств по странам. Сверху вниз: Франция, Германия, Италия, Англия
1 - король, 2 - князь (фюрст), 3 - герцог, 4 - маркиз, 5 - граф, 6 - граф (новый вариант)

При начале нашего повествования я упомянул, что корона как геральдический знак может быть и вовсе не короной по своей сути. Как это может быть, спросите Вы? Очень просто. Иногда вместо короны использовались предметы (рука не поднимается назвать их шапками), которые, тем не менее, на эту саму корону вовсе не похожи. Например после того как Наполеон I Бонапарт провозгласил Первую Империю, он существенно и серьезно переработал геральдические правила Франции. Так вот, новооперившиеся герцоги и даже принцы вместо полагавшийся короны получили на своей герб нечто похожее на кивер с плюмажем.

Герб маршала Этьена-Жака - Жозефа-Александра Макдональда, герцога Таренто, пэра Франции. "Новая наполеоновская геральдика" во всей красе

Особая же тема разговора - это церковная геральдика. Сам Папа Римский использует у себя в гербе вместо короны один из атрибутов своей власти - тиару (о гербах Пап мы поговорим с Вами в отдельном посте, который я обязательно опубликую, когда мы с Вами закончим с теоретической частью и перейдем непосредственно к примерам). Все же иные высшие прелаты церкви (католической, протестантской, да даже некоторые и православной) в своих гербах вместо короны используют так называемую галеро - то есть специальную шляпу с широкими краями, являющеюся одним из знаков высшего духовенства и произошедшую от шляпы паломника.

Личный герб Мариана Яворского, первого на моей памяти кардинала с Украины

Ранг того или иного церковного сановника в том числе (кроме других церковных геральдических знаков) определяется по цвету галеро и по количеству кистей с обоих сторон герба. Так, например кардиналы с саном архиепископа имеют красную шапку и по 15 кистей, примасы, епископы архиепископы (без ранга кардинала) имеют зеленую галеро и от 6 до 12 кистей, священники и аббаты черные галеро. Ну и наконец, Апостольский протонотарий и папские прелаты имеют галеро цвета фуксии
В современных гербах Русской православной церкви нередко используются иные головные уборы - комилавки и клобуки.

Герб ректора Церковно-приходской школы воронежской Казанской церкви иерамонаха Пафнутия.

На этом, пожалуй, закончим с коронами и перейдем к следующим элементам герба - намету и бурелету. Оба эти элементы обязаны своим происхождением Крестовым походам. Повышенная температура и отсутствие воды заставляла, как то приспосабливается к местным условиям холоднолюбивым европейским воинам, поэтому они старались, как то избежать потери влаги. Подсмотрев у своих противников, европейцы начали надевать на шлем сверху кусок материи по типу куфии и закреплять его шнуром-икаль, как это делают бедуины. Материя, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья и получила название намет. А бурелетом (или бурлетом) начали называть арабский шнур-икаль. Первоначально бурелет был знаком, указывающим на то, что его владелец побывал в Крестовом походе, хотя потом такое значение было упразднено.
Наметы можно разделить на 2 части - растительные и естественные. Первые формируются из растительных орнаментов, вторые из узорной ткани.

Герб сэра М. Джармеи. Намет присутствует

По общему правилу принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Однако, принцип «основная финифть, подбитая основным металлом» имеет и исключения. Намет может быть трехцветным (самый оптимальный из возможных вариантов- с одной стороны от шлема одной финифти, с другой стороны - другой финифти, и с обеих сторон подложен одним металлом) и даже четырехцветным. Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Кроме того, иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами и т.д.


Герб островов Теркс и Кайкос. На шлеме Вы можете лицезреть бурелет

Про бурелет же надо сказать, что обычно состоит из шести витков. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — цвета финифти и далее в такой же последовательности.

Продолжение следует…..

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке - от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем - головных колец).

Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы - от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.

Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику.

Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.

Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль -- роль определителя.
Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала, Тонга, Лесото, Брунея.

С другой стороны, государства, где монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении как внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли не единственной абсолютной монархией в современном мире).

Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.

Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся в настоящее время монархиями, имеется тенденция в ряде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую "память" о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны -- напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали - султанат XIII в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии).

Все это еще более, так сказать, подчеркивает, что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по своему произволу может включать или исключать из числа государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего изменения смысла короны как эмблемы вряд ли возможно было предвидеть, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.

Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.-- три короны в качестве "украшения", ибо в стране ведь нет монархии. Последнее особенно подчеркнуто "советским" гимном.

Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков.

Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках. Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как "игрушку", некоторые постсоветские художники-оформители стали вводить корону и в торговые фирменные марки похожие на гербы. При этом корона посто механически заимствовалась.

Есть простой выход из сложившейся ситуации. Если традиционные виды корон не могут быть использованы в каком-либо дизайне, то можно сконструировать новую сообразуясь с правилами и здравым смыслом. Таких и в традиционной геральдике.

ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРОНЫ

Корона расположена на шлеме, который затем ставится на щит. Ваоиант, который очень часто встречаетя на средневековых гербах.

Королевская корона находится над щитом. Герб Марии Медичи и короля Генриха IV. Франция.

РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ КОРОНЫ

Античная восточная корона.

Астральная и морская короны.

Гражданские или городские короны.

ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИЧЕСКИЕ КОРОНЫ

Корона Кронпринцев Швеции.

Импреская корона Великой Британии.

Английская корона святого Эдуарда.

Корона императора Италии.

Престольная корона королевства Румынии

Прусская королевская корона.

Австрийская императорская корона.

Российская императорская корона.

СОВРЕМЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КОРОН В ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ

Герб Великобритании в качестве торговой марки королевского производства шоколада. В целях улучшения технологичности при воспроизведении убраны мелкие детали и изменен цвет льва и единорога.

Пивное производство. В гербе использована стилизованная городская корона. Это связано с названием пива, в котором есть слово крепость (burg). Гривы львов напоминают плоды хмеля из которого делается пиво.

Обувное производство. Вариант не удачной стилизации королевской короны. Она потеряла изящество, но не приобрела нового качества в замен. Очень велик контраст между массивными элементами герба и тонкой монограммой на щите.

По мимо корон существует множество других головных уборов, но здесь мы их не рассматриваем.

* Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международн.отношения, 1994.

Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам

Корона - величественный символ верховной светской (земной) и духовной (божественной) власти, знак могущества, достоинства, избранности, славы и победы.
Во всех мировых религиях корона символизирует духовное просветление и бессмертие. Отдельное значение в христианстве принадлежит терновому венцу - эмблеме мученичества Иисуса Христа.
В христианской иконографии коронованными изображались высокородные католические и православные святые: великомученица Екатерина, дочь правителя Александрии; византийская императрица Елена, мать императора Константина; княгиня Ольга, мать воителя Святослава; креститель Руси - князь Владимир Святой; французский король Людовик Святой и многие другие канонизированные цари, короли, князья и императоры.
В западном изобразительном искусстве с короной изображались не только боги, короли или святые, но и многие персонифицированные фигуры: Слава, Правда, Вера, Надежда, Мудрость и Церковь.

А вот еврейская синагога представлялась развенчанной, в виде храма со сброшенной короной. Мантика не часто обращалась к эмблеме короны, но в индийских гадальных картах ей принадлежит наипервейшее место, поскольку здесь этот символ знаменует достижение главной цели и осуществление самой заветной мечты.

В алхимии пять корон украшают аллегорическую крылатую двуликую фигуру, наполовину мужскую, наполовину женскую. Одна корона прикрывает ее шею, вторая - живот, третья находится в женской руке, четвертая лежит на эфесе меча в мужской руке, а пятая, самая большая, увенчивает соединенные воедино мужскую и женскую головы. Трактовка этого алхимического «сиамского близнеца» тоже двойственна: во-первых, он олицетворяет единство мужского и женского начал, а во-вторых, является знаком сплава золота и серебра.
В красном (шотландском) масонстве эмблема короны служит символом высшей мудрости и божественного просветления.

В современной геральдике разнообразные по форме короны украшают гербы как монархических государств (Андорра, Бельгия, Бруней, Великобритания, Дания, Канада, Лесото, Марокко, Монако, Непал, Нидерланды, Таиланд, Тонго, Швеция), так и республиканских стран, отдающих дань своему историческому прошлому (Австрия, Сан-Марино, Сомали).

В русской городской геральдике корона - одна из самых популярных эмблем. Существует несколько видов русских геральдических корон: императорская (царская или королевская), княжеская и дворянская. Например, в гербах Калуги и Астрахани, где эта эмблема имеет самостоятельное значение, изображена закрытая золотая императорская корона с навершием в виде золотого креста, а в гербе Твери - открытая золотая княжеская корона, вероятно, в знак того, что Тверь на протяжении нескольких веков оставалась столицей независимого от Москвы удельного княжества. Что касается дворянской короны, то в областной и городской геральдике эта эмблема практически не встречается.
Короны правителей западноевропейских государств.
В гербах российских дворянских родов представлены все виды геральдических корон. Золотая королевская корона украшает гербы Бабарыкиных, Дмитриевых-Мамоновых, Колычевых, Кобыли-ных, Сухово-Кобылиных, Шереметевых, Яковлевых; княжеская корона лежит в гербах Гагариных, Мятлевых, Толстых, Трубецких, Хилковых и других представителей княжеских родов, а дворянская - в гербах Коробковых, Коновницыных и многих других знатных семейств. Хотя к военному делу корона и не имеет непосредственного отношения, некоторые короли и князья, перед тем как идти в бой, надевали ее прямо на боевой шлем, чтобы их солдаты видели, что они сражаются за своего законного вождя. Проиллюстрируем эту мысль хотя бы одним примером.

Некий летописец из Кройленда, описывавший недоброй памяти короля Ричарда III, направлявшегося к месту своей последней битвы при Босворте (1485), между прочим, замечает: «...он (Ричард) ехал помпезно и величаво как настоящий властелин. Голову его венчала корона Англии».

Эту драгоценную корону, стоимостью в 120 тысяч крон, Ричард не снимал и во время боя. Дело в том, что многие англичане за глаза обвиняли Ричарда в узурпации королевской власти, поэтому он, увенчивая золотой короной свой стальной шлем, хотел показать всем солдатам и тем, что сражались за него, и особенно тем, что выступали против, кто является законным властителем Англии.

В сражении при Босворте Ричард, преданный графом Нортумберлендом, командовавшим левым флангом его войска, был разбит и пал в бою, как настоящий рыцарь. Когда он упал бездыханным, корона слетела с его головы и закатилась в кусты боярышника. Торжествующие победители подняли эту корону, поврежденную боевым топором, и тут же на поле боя увенчали ею Генриха Тюдора - главного претендента на английский трон. Таков был финал войны Алой и Белой роз.

Возможно, кому-то это покажется странным, но иногда импровизированную корону использовали как...орудие казни. В 1358 году, во время подавления крестьянской Жакерии во Франции, палачи Карла Злого надели на голову Гильо-ма Каля, вождя повстанцев, раскаленную докрасна железную корону. «Вот так мы коронуем короля Жаков!» - глумясь, вопили они.

Другой подобный случай имел место в 1514 году в Венгрии. Здесь мучительной казни был предан предводитель восставших венгерских крестьян Дьердь Дожа. Пародируя обряд коронации, изуверы усадили его на раскаленный железный трон, короновали «огненной» железной короной, а затем сожгли на медленном огне. Выходит, таким образом, что не только терновый венец, но и железная корона может считаться символом мученичества.

Из истории известно, что «отцом» короны был венок, возлагавшийся на голову победителей древних спортивных состязаний, победоносных полководцев, отличившихся римских легионеров, или отмечавший главных участников религиозных и свадебных обрядов, а «матерью» - богато украшенная головная повязка - диадема. Однако прошло немало веков, прежде чем корона, символ верховной власти правителя, приобрела традиционную форму золотого венца, украшенного драгоценными камнями.
Самые древние короны принадлежали враждовавшим между собой царям Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта. Корона первого из них, имевшая кеглеобразную форму, была белого цвета, корона второго, украшенная металлическими пластинами, - красного. После победы южного царя, объединившего всю страну под своей властью, обе короны тоже были соединены в одну. Эта двойная корона, «пшент», знаменовала собой двойное могущество «повелителя обоих миров». Пшент украшали эмблемы египетских богов и урей.

Оригинальностью формы отличалась и древняя корона персидского «шахиншаха» («царя царей»). Она состояла из двойной диадемы со стоячими крыльями по бокам и укрепленного на ней полумесяца с шаром. Крылатую корону украшали золотые эмблемы солнца и полумесяца, жемчуг и драгоценные камни.
Средневековые европейские короны, изготовленные в форме традиционного золотого обруча, усеянного драгоценностями, обладали рядом важных особенностей, возможно, небезынтересных нашему читателю. Удовлетворяя законное любопытство, автор и предлагает ему окинуть мысленным взором некоторые ювелирные шедевры, принадлежавшие когда-то великим царям, королям и императорам.
Английской королевской короной, созданной еще при Эдуарде Исповеднике (1042-1046), короновались 38 властителей Британии. Трижды она погибала, и трижды была восстановлена. В 1216 году, в царствование Иоанна Безземельного (1199-1216), британская корона утонула в заливе Уош. В 1415 году победоносный Генрих V (1413- 1422) был вынужден разбить ее на куски, чтобы оплатить услуги наемников (подругой версии, корону, находившуюся во время битвы при Азенку-ре в обозе, украли французские мародеры). В период английской революции, в 1649 году, когда король Карл I сложил голову на плахе, Оливер Кромвель, справедливо рассудив, что носить корону больше некому, приказал расчеканить ее на монеты. Однако после реставрации Стюартов (1660) на корону вновь появился спрос, и она была воссоздана во всей красе.

Теперь о внешнем виде английской красавицы. Над золотым обручем короны, украшенным большим рубином, тремя сапфирами и десятью крупными жемчужинами, поднимались широкие золотые листья, а в промежутках между ними «цвели» осыпанные драгоценными камнями лилии. До XV века английская корона была открытой сверху, но при Генрихе VI (1422- 1461) появилась сначала одна, а затем и вторая поперечные дуги, закрывавшие корону сверху и пересекавшиеся под прямым углом. В точке пересечения дуг возвышался золотой крест, переливавшийся прекрасными самоцветами.

Не следует забывать, что в эпоху Средневековья право на корону имели не только короли, но и представители землевладельческой знати. Так, английский виконт носил корону с 12 жемчужинами; граф - с жемчужинами и земляничными листьями; герцог - с широкими листьями, но без жемчужин. У герцога королевской крови на ободе короны золотые кресты перемежались лилиями.

Германская императорская корона имела вид широкого золотого обода с восемью щитками, прикрепленными к нему. Украшенные драгоценными камнями щитки, выступавшие за верхний край обода, чередовались таким образом, что между двумя маленькими помещался один большой. На переднем щитке возвышался крест, из которого исходила дуга, соединявшая его с задним щитком. Вдоль по дуге располагались восемь других щитков с роскошными украшениями из жемчуга. На маленьких щитках нижнего ряда находились замечательные эмалированные изображения Христа и трех библейских персонажей: Иезекииля, Соломона и Давида.

Кроме этой великолепной восьмигранной короны в распоряжении германских императоров имелась и другая, попроще, состоявшая из узкого золотого обруча с четырьмя зубцами в форме лилий.
Российские великие князья и цари, до Петра I включительно, венчались на княжение или царство шапкой Мономаха. По преданию, ее прислал в дар своему внуку, великому князю Владимиру Мономаху (1113-1125), византийский император Константин Мономах. Однако это всего лишь легенда, поскольку специалистами установлено, что шапка Мономаха была изготовлена лишь на рубеже XIII- XIV веков, и не в Византии, а где-то на Востоке, о чем красноречиво свидетельствует ее форма.
Шапка Мономаха - великолепный шедевр восточного средневекового искусства. Она состоит из восьми соединенных воедино выпуклых золотых пластинок, отделанных ажурным сканым узором. Каждая из пластинок украшена оправленным драгоценным камнем и тремя - четырьмя крупными жемчужинами. Шапка увенчана полукруглым навершием с четырьмя великолепными камнями (рубином, жемчугом, синим и желтым сапфиром), над которым возвышается крест с крупными жемчужинами на концах лучей. Нижний край шапки Мономаха отделан роскошной собольей опушкой.

Начиная с эпохи Петра I российские императоры пользовались коронами европейского образца. Первой из них, Таврической, короновались супруга Петра - Екатерина I (1724) и его внук Петр II (1727). Дугу, разделявшую верхнюю часть Таврической короны, украшал большой рубин, увенчанный, в свою очередь, ослепительным бриллиантовым крестом. Подобный венец, только еще более роскошный, с 2605 камнями и рубином, снятым с Таврической короны, применялся для коронации Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Большая императорская корона, изготовленная по распоряжению Екатерины II и служившая всем последующим императорам России, была самой великолепной. Наукрашение этой короны, весившей около 2 кг, пошло 75 крупных жемчужин, 58 больших и 3878 маленьких бриллиантов, а также громадный рубин.
Тиара, трехъярусная, в форме стога или пчелиного гнезда, корона римского папы, отражала три вида его власти: духовную власть в мире, временную - в Риме, и верховную власть над всеми христианскими королями.

Папская тиара, изготовленная из решетчатой ткани, украшена золотым околышем и восходящей золотой полосой, унизанной драгоценными камнями. Первоначально тиара ничуть не напоминала корону, пока папа Бонифаций VIII (1294-1303) не придал налобному ободу форму венца. Вскоре его святейшество добавил к прежнему еще один венец, обвивший тиару на некотором расстоянии от первого. Третьим золотым венцом опоясал тиару папа Бенедикт XII (1334- 1342), после чего она приобрела свой окончательный вид тройной короны. Тройная символика тиары трактуется в наше время следующим образом: папа - правитель Ватикана, духовный отец Церкви и наместник Христа на земле.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта