В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.
Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:
В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.
Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.
Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.
Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:
В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:
Р. п. (кого? чего?) - И.
Д. п. (чему? кому?) - Е.
Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Приведём примеры:
Какие буквы вы бы вставили вместо точек?
Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.
Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:
Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:
Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:
Какие окончания пишутся в словах с пропусками?
Ответ: во всех словах пишется окончание -е.
Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:
Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:
Приведём несколько примеров:
Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.
Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:
Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:
У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:
Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.
Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.
Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .
У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .
Весь лес осенью стоит в особом очарован… .
Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.
Конспект урока русского языка. 3 класс.
Учитель: Федотова Н.К.
Тема урока: Начальная форма имени существительного.
Цель урока : познакомить с понятием - начальная форма существительных.
Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.
2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос
Кто? что? - это сущ. в начальной форме.
3. Развитие орфографической зоркости, формирование
Навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
Анализировать, делать выводы.
Оборудование : конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер,интерактивная доска.
Ход урока.
Цель:
На интерактивной доске открывается девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
Учитель:
Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)
Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)
Напомните, что это значит? (Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)
Что изучали мы на прошлых уроках?)
Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.
Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;
2) актуализировать способность различать части речи;
3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель : Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?
Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
Ученики отгадывают имя. (Существительное)
Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)
Учитель : Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.
1.Чистописание.
(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)
Учитель : Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?
Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.
(Ученики записывают слова.)
2. Словарно-орфографическая работа.
(Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)
Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой.Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)
Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель.
С чего начнем наш урок? (Ученики: с повторения)
Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения . Организация учебной деятельности на этапе 3.
Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».
Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.
Работа над текстом(Упр. 123).
Ученик читает задание к упражнению.
Дети записывают в тетради, а учитель на доске:
За грибами, грибов, грибы, о грибах.
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.
Учитель называет тему урока – Начальная форма.
Чтение правила на стр.71.
Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.
7. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1)уметь с помощью правила определять формы слова,работать над значением фразеологизма.
Организация учебной деятельности на этапе 7.
Учитель: М ы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.
Задание к упражнению.
3.Подобрать фразеологизм по значению : Большая усталость.- Валиться с ног.
Проверка.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.
Организация учебной деятельности на этапе 8.
Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,
собаками, кошек.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3)определить и согласовать свое домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Учитель.
Какова была цель нашего урока? (Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).
Достигли ли вы цели? Докажите.
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?
РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО:
Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР:
Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е);
ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.