Главная » Галлюциногенные » Древнее название реки танаис. История танаиса

Древнее название реки танаис. История танаиса

После разрушения Елизаветинского поселения греки из Боспорского царства основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Это произошло в 70-х гг. в III в. до н. э. на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (сейчас Дон) -- Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Город Танаис просуществовал 750 лет. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Боспорские цари управляли Танаисом через своих наместников. Однако, находясь на окраине царства, Танаис пользовался большой самостоятельностью, чем другие города, и мел свое внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» -- представителей местных племён сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников - эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о благоустройстве и строительстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.

Город вырос на краю обрывистого берега реки, изрезанного балками. Он имел центральную часть, укреплённую стеной и опоясанную рвом, глубина которого достигала 7-8 м. Однако вскоре за городскими стенами стало тесно. За рвом появились усадьбы, владельцы их в случае опасности спешили укрыться за крепостными стенами.

Район застройки, расположенный за крепостными стенами, быстро увеличивался. Жилые кварталы простирались на запад до глубокого оврага, который пересекал береговую террасу. Цитадель города имела почти квадратную форму 225*240 м. По углам её находились башни.

Город был плотно застроен. В нем было тесно за мощными стенами, их неоднократно ремонтировали. Имена тех, кто давал средства на эти работы, были увековечены на плитах, установленных в городе в общественных местах. С юга со стороны реки, находился вход в город. Там же был причал для кораблей и рынок. Ступенчатый вход с юга имел по сторонам различные плиты с декретами боспорского царя. В этом районе археологи нашли осколки плит, испещрённых родовыми знаками, оставленными кочевниками. Ступенчатый вход вёл на центральную площадь, около неё, видимо, стоял храм. К сожалению, в последующие века эта часть города неоднократно перестраивалась и была разрушена.

В ранний период жизни города возникла сеть улиц. Широкая улица пресекала город с севера на юг. От неё отходили узкие переулки в усадьбы. Каждая усадьба имела небольшой дворик, мощённый плитами, имеющими наклон к его центру, где располагалась вырубленная в скальной породе цистерна для сбора воды. Нередко переулки превращались в настоящие лабиринты.

В усадьбе к дворику примыкал дом, сложенный из рваного известняка. Он был крыт камышом. В редких случаях дом перекрывалась черепицей, которую доставляли на кораблях из-за моря. Вероятно, некоторые дома были двухэтажными. Под домом обязательно располагался большой погреб, вырубленный в скале. Камень из погреба использовался при строительстве стен дома. В погреб вела деревянная лестница. Сам он перекрывался деревянным полом. В Танаисе можно было увидеть рабов. Их содержали в железных кандалах. Подобные кандалы найдены в нескольких городских подвалах.

Основным мясным продуктом горожан на протяжении всего существования города было говядина, хотя употребляли и свинину, и баранину и конину. Найдены кости верблюда, они раздроблены, из них извлекали мозг.

Охота и рыбная ловля дополнили рацион жителей города. Вероятно, неподалёку от города имелись поля и какие-то садовые участки.

В жизни города было несколько больших катастроф. Одна из них произошла в конце I в. до н. э. Вероятно, она связана с тем, что жители Танаиса, который уже существовал две сотни лет, воспользовавшись чехардой дворцовых перемен, сменой одного правителя другим, решили обрести свою самостоятельность. Это стремление было наказано. Вскоре боспорский царь Полемон с армией подошёл к стенам города, которые казались неприступными, и взял город. Танаис был наказан «за неповиновение», городские укрепления были разрушены.

Боспорский царь Аспург, укрепившийся на престоле, уделяет внимание городу Танаису и переселяет сюда на постоянное жительство какую-то часть населения из Боспора. У переселенцев, которые обычно покупали товары, а не обменивали их, как это было принято до этого, а Танаисе, была мелкая разменная монета. Судя по надписи из Керчи, Аспург был царём танаитов. При нём Танаис вновь обрёл прочную поддержку Боспорского царя.

В середине III в. город был захвачен племенами готского союза. Спустя некоторое время, он вновь был заселён и перестроен. На рубеже эр начинает формироваться округа Танаиса. На древних холмах, где жили в бронзовом веке, вновь возрождается жизнь. Появляются посёлки меотов, переселенцев с Кубани. В настоящее время ряд меотских городищ находится на территории современного города Ростова-на-Дону или рядом с ним. Это Сухо-Чалтырьское, Темерницкое, Ростовское, Кизитиринское, Кобяковское городища. Рядом с городскими стенами Танаиса за много столетий выросло большое кладбище, «город мёртвых» -- некрополь. Над могилами горожан иногда ставили каменные надгробия для совершенствования поминальных обрядов. Но часто могильные холмики оставались без опознавательных признаков, и вскоре они были трудно различимы на местности. Нередко могилы последующих поколений горожан разрушают более древние захоронения. Это характерно для всех городских кладбищ.

Знаменитые курганы, усыпальницы знатных жителей. Некрополь охватывает достаточно большую территорию и оказывает сильное влияние на энергетику Танаиса.

Население Танаиса - греки, которые имели свою структуру управления и считались самой знатной частью горожан. Ниже шли так называемые «микс-эллины» -- малые эллины (греки). Они были потомками эллинов и местных варварских племён. В кварталах, на окраинах города слились выходцы из племён окружавших Танаис: сарматы, меоты, скифы.

За крепостными стенами в основном проживали торговцы. В их домах археологи находят многочисленные амфоры.

У местных племён были свои органы самоуправления, выдвигавшие делегатов в городской совет. Танаис управлялся советом граждан. Для обсуждения дел танаиты регулярно сходились, по греческому образцу, на центральной площади города.

Танаис прославился тем, что в нём уживались люди разных племён и народов. Внешний облик Танаита впервые века нашей эры был очень оригинальным. Танаит мог носить сарматские шаровары, греческую тунику и скифский колпак. Танаиты очень любили свой город. Когда танаит богател, он жертвовал часть денег на его защиту - возводил именную башню. Вооружение использовали сарматское - длинный меч, куртка, покрытая чешуйками брони, круглый деревянный щит. Танаиты были искусными кораблестроителями и рыбаками.

Танаиты считали своим покровителем речного бога Танаиса. Поскольку город был торговым, в нём поклонялись Гермесу - богу торговцев и путешественников. В домах купцов хранились бронзовые изображения Гермеса. Жители из местных племён почитали бога-всадника. В конце I в. до н. э. в Танаисе распространяются религиозные объединения - фиасы. Самым многочисленным был фиас бога «Внемлющего». По преданию, тогда же, Танаис посещал христианский апостол Андрей.

Танаис - крупный торговый и ремесленный центр.

Танаис был связан с Римской империей, Египтом, Галлией, многими греческими островами, Боспорским царством. Через Танаис местные племена сбывали огромные запасы зерна и рыбы. Второй по доходности была работорговля. Местные племена специально устраивали набеги, чтобы захватить пленников, которых они продавали в Танаисе. За рабами в Танаис приезжали из самого Рима. В Танаисе раб стоил в десять раз дешевле.

Местные племена пригоняли в Танаис скот, табуны коней, продавали дичь, шкуры и мясо. Танаиты и местные племена у приезжавших купцов покупали роскошные ткани, золотую и серебряную посуду, оружие и вино, драгоценные камни, специи Танаис был и ремесленным центром. Археологи нашли многочисленные пряслица - орудия ткачей, литейные формочки для отливки серёг и подвесок, кузнечные зубила, керамику из местной донской глины. Также делали различные безделушки, отливали из бронзы небольшие зеркала, которые подвешивались к поясу за миниатюрную петельку, гнули из латуни фибулы - булавки с пружиной застёжкой для складывания одежды. В одной усадьбе находилась мастерская стекольных дел, мастер которой делал стеклянную посуду.

В ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала хороший урожай пшеницы, ржи, особенно ячменя. Занимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров.

Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырьское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были, тесно связаны с Танаисом и составляла его округу.

Центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укреплённый мощными каменными стенами до 4-х метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7-8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, её использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу. В южной части к стенам подступало море, здесь располагалась гавань и портовые сооружения Танаиса.

Танаис был плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими кривыми проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под домом обязательно имелся погреб, в котором хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды. Печей в домах не было, помещение отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль. Облик светильника зависел от богатства или бедности владельца. В доме греческого купца нашли бронзовый светильник с изображением трагической маски актёра.

Наверное, в колеблющемся пламени маска оживала, а владелец, глядя на неё, вспоминал свою далёкую родину Грецию.

Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами, пред лицом беспокойных кочевников, было опасно. Там лишь хоронили мёртвых.

В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившим здесь генуэзскую крепость. В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сравняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова. Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив перед тем в том же году все генуэзские крепости Крыма (капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда он в результате многочисленных войн, наконец, перешёл к Российской империи.

Античные авторы часто попеременно именовали Танаисом (Гиргисом) то реку Дон, то Северский Донец. Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца).

В устье реки Танаис (Северский Донец), недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями, позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.

В России о Танаисе узнали из сообщений древнегреческого путешественника, «отца географии» Страбона, который в своих трудах дал наиболее обобщенную характеристику древнему городу, значение которого на протяжении нескольких веков, как центра цивилизации в Подонье трудно переоценить. Он писал, что «при впадении реки в озеро лежит одноимённый город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором»; «Танаис, -- самое большое торговое место у варваров после Пантикапеи». Из его сообщений было известно, что Танаис был разгромлен «за неповиновение» боспорским царём Полемоном. Сведения не богатые, да и они стали известны лишь в начале XIX в. О Танаисе говорили как о сказочном богатом греческом городе, что его первоначальное место нахождение было у Елизаветинского городища, в котором давно уже обнаружено множество предметов греческого происхождения.

Но когда и где был основан Танаис, когда прекратилось его существование, и замерла некогда бурная экономическая, политическая и культурная жизнь, никто толком не знал. И вот в октябре 1823 г. русский археолог А.И. Стемпковский, исполнявший обязанности одесского градоначальника, проезжая по берегам Дона в поисках места нахождения Танаиса и ознакомившись с находками жителей, пришёл к выводу, что таинственный город находился у Х. Недвиговка. Осмотрев внимательно местность, он писал: «Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающими основание башен… за рвом вся окрестность на далёкое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы (следы бывшего жилья), равно множеством больших и малых курганов, подобно как и окрестности Ольвии и Пантикапеи… По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис». Намерения Стемпковского начать раскопки не осуществились, царское правительство отказало в средствах. И только через 30 лет после настоятельных и многообещающих уговоров царь дал разрешение на использование казённых денег для производства поисков древностей. Это важное дело поручили археологу П. М. Леоньеву. Под его руководством было взрыто более 20 курганов. Однако курганы были давно разграблены «кладоискателями». Горькое разочарование охватило тогда Леонтьева и его подчинённых. Однако он ещё надеялся наудачу и от курганов перешёл к раскопкам городища и причинил много бед. Раскопки велись без всякой научно обоснованной системы, методом разрушительного поиска, следы которого в виде беспорядочных канав видны и до сих пор. Не обнаружив никаких признаком большого города с богатой по тому времени греческой архитектурой, Леоньтев утратил чувство оптимизма, всякую надежду на успех, сделал заключение о том, что никакого греческого города Недвиговское городище не представляет. С той поры это место археологов не привлекало вплоть до начала XX в. когда были проведены поиски Танаиса - «младшего» и Танаиса - «возобновлённого» у станицы Елизаветинской и на Недвиговском городище. Они, как известно, также не дали желаемых результатов. скифский савромат танаис дон

В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора Новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.

В 1955 г. Академией наук СССР сформировала Нижне-Донскую археологическую экспедицию, которая совместно с Ростовским госуниверситетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к систематическому, строго научному исследованию Недвиговского городища и некрополя. Многолетние изыскания этой экспедиции увенчались успехом. Она дала ответы на многие вопросы, научно обосновала, вещественно доказала, что так называемое Недвиговское городище и есть город Танаис, который пролежал под землёй 14 столетий, что он был основан не в I в. н. э., а в III до н. э. греками Боспорского царства и на протяжении своего существования рос, укреплялся, расширяя свои торговые, экономические и культурные связи с племенами, обитавшими в Приазовье, по Дону, Кубани, Волге и в Предкавказье.

Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

Евграф Петрович Савельев
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ ДОНА. Выпуск ІI-й
ГОРОДИЩА ДЕЛЬТЫ ДОНА.
I. Река Танаис

Река Дон у некоторых древних писателей называлась , так как по преданиям, записанным греческим историком Геродотом в V веке до нашей эры, а также и другими, на берегах Меотийского моря (Азовского) и по нижнему Дону жили когда-то воинственные женщины амазонки.

Первоначальное их пребывание было на берегах Термодонта, по всей вероятности реки Гелиса, нынешнего Кизил-Ирмака в Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря ; часть из них, после жестоких битв попав в плен к грекам, была отправлена на трёх кораблях в Элладу, но по дороге перебила всю корабельную охрану и после долгих блужданий по Чёрному морю высадилась в земле скитов (скифов), в местечке Кремны, на берегу Азовского моря. Отсюда, как говорит Гелланик, современник Геродота, амазонки нападали на соседние прибрежные народы и даже доходили до Аттики (Греция).

Амазонки считали себя дочерьми Арея, бога войны (Марса), были отличные наездницы, носили железное оружие, меч, копье и лук, и за своё мужество и телосложение считались скорее мужчинами, чем женщинами, и даже в битвах и геройских подвигах превосходили во многом мужчин. Говорили они (Гекатей, VІ век). Новорожденных мальчиков амазонки нарочито изувечивали и делали их неспособными к войне, а по возмужании заставляли их исполнять все домашние работы. У девочек же выжигали правую грудь, чтобы она не мешала владеть оружием, отчего они и получили название амазонки, a-maza (?)- без груди.

На ведическом санскрите: неослабевающая; Азва - azva - кобыла, лошадь. Азу – Azu (от «az») - быстро движущийся, быстрый (конь). Возможно, из слов: Амога - «amogha» + Азу – «Azu » + «»-как = «неослабевающая, как лошадь»; «быстрая, как кобыла» (Амога-Азу-ка = Амазонка).


И вот греко-римский историк Плутарх ( І-й век нашей эры), пользуясь древними сказаниями об амазонках, записал такое предание о реке Амазонии, Доне. У одного богатыря Беросса , владевшего рекой (нижним течением) от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом. Танаис возмужал и стал проявлять великие военные способности: метко стрелял из лука и, обладая необыкновенной физической силой, превосходно владел мечом и дротиком (копьем), был во всем воздержан, чуждался женщин, поклоняясь одному богу Арею, и, наконец, дал обет целомудрия . Богиня Венера, желая его соблазнить, не раз являлась ему в образе прекрасной девы, но молодой красавец равнодушно проходил мимо, твердо исполняя данный обет. Мстя за такое пренебрежение, богиня возбудила в нем любовь к его матери. Вначале он мужественно боролся со своей страстью, но под конец не мог уже владеть собой и, желая остаться целомудренным, бросился с высокого берега в реку Амазонии, отчего она и получила название Танаиса. (Плутарх. „Танаис”, гл. ХІV, 1-2.)

Пусть это будет миф, пусть это легенда, но нужно заметить, что позднейшие научные исследования показали, что в основе каждого мифа, каждой легенды заложена доля истины. Скифы пришли в современную южную Россию из Азии за ХV веков до нашей эры (Геродот). Гордый, свободолюбивый и воинственный народ Сарматы явился в нынешнее Задонье также из Азии, Мидии, по призыву скифов, для защиты их от врагов. Народы эти были родственные и говорили одним языком, но только на разных наречиях. Скифы были земледельцы, сарматы все - воины, даже женщины, они были хорошие наездницы и сражались вместе с мужчинами . Женщины у сарматов были в почёте и даже пользовались некоторым господством. Так отмечают древние писатели.

В осетинском языке, сохранившем древние арийские корни, собственно иранского языка пехлеви , слово дон означает воду, а дан - реку. Ко всем названиям рек Осетии прибавляется „дон”: Ар-дон и др. (Исследование Н. Зейфлица. „Сборник сведений о Кавказе”, том ІІ, 1872 г.) Осетинский язык не относится к Индоевропейским языкам.

Танаис - слово не греческое, а арийское и принятое греками от живших по этой реке народов Танаитов .

Давать обет целомудрия воинам , посвятившим себя военным подвигам для достижения какой-либо идеи есть высшая добродетель древнего днепровского и донского казачества. Отправляясь в поход против неверных, с целью отмщения за их нападения, разорения и на выручку братьев, томившихся в неволе, казачество давало обет целомудрия и трезвости и свято исполняло его. Это воздержание имеет не только физиологическое, но и, главным образом, морально-психическое значение. Целомудренный и трезвый человек тверд в своих убеждениях, упрям и настойчив. Только такие люди достигают заветной своей цели, а не пьяницы и развратники. Если же такие люди действуют в массе, объятые одной идеей, то такой военный строй подобно урагану может сокрушить все на своем пути. Таков был весь народ Сарма (Сарматы), древние насельники Дона, и родственные им Парфяне, от греческого парфенос - девственный. Следовательно, легенда о Танаисе, написанная Плутархом, метко и ярко рисует древних насельников Дона.

Ещё задолго до появления греков на реке Танаисе, финикийцы, имевшие уже сильный торговый флот, заходили в и доходили до той дальней восточной „земле”, куда их, как и позднее греков, привлекала молва о золотых россыпях и о богатстве далеких гиперборейских стран. ( В этих странствованиях финикийцы из Чёрного моря заходили в Азовское и по Маныческому проливу появлялись в Каспийском море , заходили в устья Волги и Урала , куда действительно из стран Приуральских могло доставляться золото . Из этих же стран они могли вывозить медь и другие металлы, а также мёд, воск, рыбу, какой нет в других морях, например - красную рыбу, пушной товар и хлеб.

Нужно заметить, что уровень Каспийского моря в то отдаленное время был гораздо выше современного, Волга, Урал и Дон были полны в берегах, ограничивающих их долины, а Азовское море доходило до устья реки Манычи , а в ранний период - до устья Северного Донца , т.е. до нынешней Кочетовской станицы. С течением веков дельта Дона постепенно заносилась песком и илом многоводной реки, и Каспийское море шаг за шагом отступало на запад. К VІІ веку до нашей эры Азовское море доходило до места, лежащего немного выше нынешней Елизаветовской станицы.

Древние писатели говорят также о плаваниях по Чёрному морю карийцев, живших в Карии, на западном берегу Малой Азии, и бывших то союзниками, то соперниками финикиян.

До ХІІ века до нашей эры, проливами, ведущими в Чёрное море, владели трояне. Их поддерживали родственные им народы Малой Азии и европейского побережья Франции. Началась ожесточенная борьба за обладание этими проливами между голийскими и ахейскими пришельцами с Троядой, окончившаяся в 1184 г. до нашей эры падением Нельзя допустить, чтобы греков в этой борьбе не поддерживали финикияне, имевшие уже с ХІІІ века до нашей эры многие колонии на островах и берегах Эгейского моря и стремившиеся проникнуть в северные моря. Допустить противное, значит признать беспричинную борьбу народов всей Эллады с народами малоазиатского побережья и Фракии. Греки не имели ещё торгового флота, а потому борьба за проливы для них была ещё бесполезна. Подстрекателями в этой борьбе, надо признать, были финикияне. Это несомненно, так как после падения Трои финикийцы, а за ними и карийцы, стали уже появляться в северных морях.

Похищение Прекрасной Елены Парисом, если это было, явилось только предлогом давно назревшему вопросу.

Виллуша (Троя) и Миллаванда (Милет) против Хеттского государства 1350-1300 гг. до н.э.

Мореходство у греков развивалось постепенно и достигло значительных размеров только в VІІ и VІ веках до нашей эры. Город Милет, на карийском побережье Малой Азии, сделался центром торговли. Его флот посещал все берега Средиземного моря.

На берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря) милетцы основали до 70 колоний , из которых известны: Синоп (Zalpa) - на южном берегу Чёрного моря, Фазис и Диоскурий - на восточном; Пантикапея (ныне Керчь), Нимфея, Керкинитида (ныне Евпатория), Феодосия и Ольвия - на северном.

Колонии дорян : Гераклия Понтийская, Херсонес Таврический и др. Йонийские: Фанагория и др. - на Таманском полуострове. О финикиянах и карийцах уже не было слышно, их вытеснили греки. Пантикапея, как расположенная при Керченском проливе (), близ нынешнего Керчи, держала в своих руках всю хлебную и рыбную торговлю восточной половины Скифии и Сарматии. Реки Танаис и Волга представляли удобный путь для привоза продуктов из северных и восточных стран.

Таманский полуостров представлял из себя группу островов между рукавами Гипаниса (Гупанис, Кубанис, Кубань); там находились торговые города: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Коркондама, Киммерион, Ахилеон, Апатурон и др. Несколько южнее, на берегу Понта Эвксинского, у старого устья Кубани, ныне Кизилташский и Бугазский лиманы, лежала гавань Синдов или Индов и известный в древности своей высокой восточной культурой порт Индика или Синдика. Развалины этого города теперь покоятся под холмом, поросшим бурьяном и кустарником. Наши „ученые” археологи не раз без внимания проходили этот холм мимо и старались где либо ограничиться ничего не стоящими раскопками и потом прокричать в специальных журналах о найденных ими предметах древней культуры, а между тем эта мощная культура и до сих пор покоится под незамеченными ими холмами.

Основание Пантикапеи (Керчь) относят к 511 году до нашей эры, то-есть к промежутку между и разрушением Милета персами в 494 году.

В V веке до н.э. Пантикапей уже стоял во главе союза боспорских греческих городов, носившего общее название Боспор (от бос - бык и порос - проход, бычачий проход или брод; Киммерийский — так назывался у греков Керченский пролив. В 438 году до нашей эры один из боспорских князьков, именем Спартак, соединил под своею властью оба берега Боспора и таким образом положил начало Боспорскому царству, просуществовавшему до конца ІІ века до нашей эры, а потом пришедшему в упадок и покоренному Митридатом, царём Понтийским.

Танаис на Русской реке

Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис - это формы одного слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река». Другое древнее название Дона - Сину (в Средние века переиначенное как Синяя вода) также имеет аналоги в санскрите: Синд, Синдху - тоже значит «река». Слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр - Данапр, Дунай), но только Дон именовался просто «Рекой». В раннем Средневековье - Русской Рекой (то же название иногда относили и к Волге).

Танаис, наверное, один из самых загадочных городов Приазовья-Причерноморья. Неизвестно, кто основал его. Молва приписывает это деяние боспорцам, но… выясняется, что город, существовавший с III в. до н. э., первоначально не был подчинен Пантикапею. Он вошел в Боспорское царство только после войны на рубеже н. э., когда был подвергнут разорению войсками царя Полемона (ставленника Рима, вскоре свергнутого своими гражданами).

Если сохранить в силе тезис «Танаис - это эллинистический город», то из этого следует странный вывод: ранний Танаис был «независимый греческий политический организм, противостоящий окружающим варварским племенам» 148 . Но долго ли смог бы такой «независимый организм», оторванный от базы, «противостоять» - или тут же был бы сметен сильным сарматским государством?

Разберемся, можно ли вообще применять к Танаису такие смелые термины, как «греческий» или «эллинистический» город.

По своему внешнему виду, типу застройки Танаис мало отличается от других городов побережья Черного и Азовского морей античной эпохи. Но это ни о чем не говорит: ведь так же выглядит и Неаполь, столица крымских скифов. Что же особого, характерного дали раскопки Танаиса? Прежде всего, это керамика. Обнаружены многочисленные амфоры греческого типа - как привозные из Боспора, так и местные. Но бытовая посуда горожан, найденная в большом количестве, была иной, представляя собой керамику ручной работы. Эта лепная керамика (полусферической формы типа горшка и обычного кувшина с суживающимся горлом) имела местное происхождение. Такая же керамика была распространена в Боспорском царстве (в Пантикапее, Фанагории, Тиритаке, Мирмекии) 149 .

Эта же боспорская лепная керамика находит аналогии и на Северном Кавказе, в Прикубанье, Нижнем Поволжье. То же относится и к «сероглиняной лощеной» керамике позднего Танаиса: она распространена и в Подонье, и в Прикубанье, и в Поволжье, и в Поднепровье, в Северо-Западном Крыму и в Ольвии (по Д. Б. Шелову). Лепная керамика принадлежала местному, «варварскому» населению. Ясно и другое: она была распространена в «местах обитания сарматов». В любом другом случае был бы сделан вывод: ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА ТАНАИСА И ДРУГИХ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИХ ГОРОДОВ ПРИНАДЛЕЖАЛА САРМАТАМ. Но только не в этом: «Делать какие-либо выводы о связи лепной керамики с определенной этнической группой населения в настоящее время преждевременно … Отметим, что наиболее распространенные типы танаисских сосудов находят аналогии на очень большой территории и поэтому не могут быть связаны с какой-либо определенной этнической группой» 150 .

Еще бы! Если бы в этом случае применили «керамический критерий», на который так любят ссылаться археологи (бытовая посуда служит ярким идентификатором этнической принадлежности), то оказалось бы, что все якобы «греческие» северопонтийские города были на самом деле сплошь заселены… сарматами! Оказывается, что очень уж большую территорию покрывает сарматская лепная керамика (ну что поделать: Россия так велика). Слишком много городов попадается на этой территории. И слишком сильно напоминает сарматская лепная керамика II–III вв. н. э. славянскую, такую, какой она известна в раннем Средневековье.

Небезынтересно узнать, что за люди жили в Танаисе и почему они лепили «сарматскую» керамику. Жители Танаиса делились на две группы, называясь «эллинами» и «танаитами», причем каждая из них управлялась собственными архонтами . Но установлено, что различия между этими двумя группами не носили этнического характера . По-видимому, и те и другие горожане были сарматами, поскольку даже «сами архонты эллинов носили иногда негреческие имена и, вероятно, происходили из среды эллинизированной туземной знати» 151 . Скорее всего, эллинами назывались граждане Танаиса, включавшие себя в поле греческой культуры - в отличие от своих собратьев, оставшихся верными древним устоям.

Знаменитая плита Трифона, найденная в Танаисе, может дать представление о том, кем были «архонты эллинов» в действительности. Судя по греческой надписи, на плите изображен некий «Трифон, сын Андромена». Но «несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат … Одетый в пластинчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье… Можно думать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений» 152 .

Добавим, что имена типа Трифон или Андромен вряд ли можно считать заимствованными у греков. Хорошо известно, что имена такого типа (тот же «Трифон», имена на «андр» - Андрей, Александр) издавна были популярны на Руси. Если напомнить, что дорийская элита античной Греции имела северное, дунайско-причерноморское происхождение, то возникает большой вопрос: а не был ли характерный для нее «именной набор» первоначально занесен в Грецию с берегов Дона? Не относились ли греческие и меото-сарматские приазовские имена к одной и той же традиции? (Верное замечание. Большая часть «греческих», «еврейских», «римских» имен фактически занесены в перечисленные вторичные псевдоэтнообразования русами - так, Иван отнюдь не из «иоханаана» - то и другое из местоимения «он, ен», давшего первоначальную форму «ян» - «йан, иан, иоанн» и т. д.; так же и Анна, Яна - исходит из местоимения «она» - диалектного «ена, яна». Исходные имена русов, привнесенные в вычленявшиеся и периферийные этносы, позже, в Средневековье, вернулись к нам в искаженной форме - такой, что мы зачастую и не узнаем их. И это немудрено, мало кто и сейчас сможет узнать в энглизированном «Айвенго» русское Иванко, а в арабском «Гарун ар-Рашид» - Ярун из Руси или, точнее, Ярун Русид - Ярун сын Руса, хотя всем известно, что «Раша» и «Рош» есть Россия, Русь, а, скажем, Зевс Кронид - это Зевс сын Крона. Замороченные русофобствующими политтехнологами и шарлатанами от исторической науки, мы порой не видим явного. - Примеч. Ю. Д. Петухова .)

Позднескифские городища и жилые комплексы

Можно проверить, были ли в Танаисе настоящие эллины или нет. Ответ на этот вопрос дают антропологические исследования 153 . Они выявили в городе два типа населения: 1) «длинноголовый европеоидный с узким и невысоким лицом» и 2) «короткоголовый европеоидный с несколько уплощенным лицом». Второй тип, как установлено, чисто сарматский (похожий на сибирский). Может быть, первый - греческий? Но при сравнении его с древнегреческим «отчетливо прослеживается разница». Зато большое сходство первый тип жителей Танаиса обнаруживает с коренным населением Приазовья - с синдами и меотами. На местное происхождение указывает и обряд погребения людей первого типа - скорченные захоронения, обряд, сложившийся в Южной России еще в каменном веке. Разумеется, таким способом были погребены не греки, а коренные жители Нижнего Подонья.

Исследования некрополя Танаиса вообще не обнаружили обычных для греческих погребений плит с изображениями умершего и надписями. Все особенности - долбленые гробы-колоды, курганные насыпи - имеют местное, меото-сарматское происхождение 154 . (Эти же особенности погребений были характерны и для славян раннего Средневековья…) Не следует относить к влиянию греков и обряд кремации, иногда встречавшийся в Танаисе в первые века его существования. Среди коренных жителей Восточного Приазовья и Причерноморья меотов (в отличие от чисто степных сарматов) этот обряд поддерживался с древнейших времен до раннего Средневековья, о чем свидетельствуют еще источники X в.

Древняя одежда танаитов не сохранилась, но зато остались ее металлические детали - застежки (так называемые фибулы). Эти фибулы уже давно служат археологам в качестве «следа», безошибочно указывающего путь перемещения народов. Ранний, еще II–I вв. до н. э., тип танаисских фибул - это так называемые пружинные броши. Их археологи находят в городах «с сильно варваризованным населением (Неаполь, Танаис) или на варварской периферии античных центров (Кубань, Приазовье)». Греческие фибулы в Северном Причерноморье «очень плохо известны по археологическим материалам»! 155 Если убрать никому не нужные и совершенно не научные выражения типа «варвары» и «варварская периферия», то эта фраза означает: ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ТАНАИСА СОСТАВЛЯЛИ - СКИФЫ И САРМАТЫ - ТЕ ЖЕ САМЫЕ, ЧТО ЖИЛИ В КРЫМУ, В ПРИАЗОВЬЕ, НА КУБАНИ.

Вывод прост. В ТАНАИСЕ ГРЕКОВ НЕ БЫЛО ВООБЩЕ. Почти не было даже купцов на постоянном жительстве. Есть все основания полагать, что ТАНАИС БЫЛ ОСНОВАН САРМАТАМИ И ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ПРЯМО ВХОДИЛ В САРМАТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Поэтому источники и не упоминают до I в. н. э. о его подчинении Боспору.

Находки кремниевых орудий «свидетельствуют о возникновении поселения на месте Танаиса задолго до образования здесь города». Клиновидный каменный топорик датируется рубежом III и II тыс. до н. э. «Эта находка свидетельствует о НАЛИЧИИ ЖИЗНИ НА МЕСТЕ ТАНАИСА ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ С НАЧАЛА ЭПОХИ БРОНЗЫ» 156 .

Выходит, что Танаис возник не в сарматскую эпоху, но имел более древнюю традицию. Он не был «основан», а развился в город в силу естественных причин из древнего поселения. Настолько древнего, что корни его восходят к «протоарийской» эпохе.

Танаис удивителен не только своей глубокой древностью, но и дальними связями. В городе обнаружены стеклянные сосуды хорошего качества. Изготовлялись они тут же, на месте, но имели ярко выраженный и хорошо известный в эпоху поздней античности (III–IV вв.) «кельнский тип». Основные центры изготовления стекла такого типа находились в долине Рейна; оттуда шел экспорт по Римской империи, Центральной и Северной Европе.

В районе Бахчисарая была обнаружена мастерская, изготовлявшая «кельнское стекло». Налицо местное производство по иностранным образцам; «не исключено, что в Танаисе работали приезжие стеклодувы» 157 . Очевидно, связи с Германией были прямые.

На Германию как на источник культурных «новшеств» на Нижнем Дону и в Причерноморье-Приазовье III–IV вв. указывают и фибулы. ВI–III вв. н. э. танаисские фибулы напоминали те формы, характерные для Северного Причерноморья вообще и для Боспорского царства в частности (именно в это время Танаис вошел в состав Боспора). А в III в. н. э. произошла смена типа фибул: аналоги их находятся в юго-восточной Прибалтике, нижневисленской культуре, в Словакии, Моравии, на Эльбе. То же наблюдалось во всей северопонтийской зоне - судя по находкам в Крыму, фибулы среднеевропейских форм изготавливались на месте, а не ввозились.

«Кельнское» стекло и балтийско-германские фибулы появились в Танаисе в первой половине III в. н. э., когда в Причерноморье возникла империя готов. Это государство, основанное династией из Скандинавии, было образовано силами среднеевропейских вендов. Археология подтверждает это: и стекло, и фибулы указывают на Германию, а не Скандинавию как источник культурного влияния (вендская Германия еще в начале н. э. не была германоязычной ).

Из источников известно, что к Танаису продвинулся союз герулов , которых средневековые источники отождествляли с гаволянами , одним из славяно-вендских народов Северной Германии 158 . Поскольку танаисские фибулы довольно сильно отличались от причерноморских, собственно «готских», ясно, что они были именно «герульскими» 159 .

С другой стороны, в Танаисе III–IV вв. обнаруживаются и фибулы восточно-сарматского типа. В эту эпоху город находился на границе двух крупных государственных образований - готской империи Причерноморья, образованной «германскими» вендами, и волго-донского царства, основанного аланами-сарматами. Соседство империи готов стало для Танаиса роковым. Около 250 г. н. э. город был разрушен, очевидно, в ходе гото-аланских войн. После погрома город восстановлен в 330-е и окончательно погиб в конце IV в. в результате нашествия гуннов. О падении Танаиса упоминает ряд источников. В некоторых из них он выступает под другим именем. Византийские, арабские и персидские авторы свидетельствуют о городе «РОСИЯ», который стоял в устье Дона и был разрушен готами и гуннами 160 . Видимо, это и был город Танаис, который носил второе название, такое же как и Танаис, Дон - Русская река.

Городские скачки воинов на колесницах. Серебряное блюдо из скифского кургана. В Таврии было особенно заметно влияние так называемой «греческой» диаспоры. Среди скифов, подобно Скилу, находилось множество приверженцев «греческой» моды. Они заказывали у ремесленников «греческой» диаспоры утварь. Но делать из этого вывод, что причерноморские города были «греческими колониями», нелепо. К примеру скажем, что если археологи далекого будущего найдут на месте Москвы артефакты с клеймами «made in China», это не значит, что Москва была китайской колонией

Из книги От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Сражение на реке Эна На реке Сомма благодаря наличию захваченных ранее плацдармов немцы получили возможность перейти в наступление своими танковыми соединениями без предварительной подготовки. На реке Эна немецкой пехоте понадобилось проложить путь для танков, и 9

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

57. Танаис Танаис (сканд. Tanais) – Дон , с. 32 – Танаквисл , с.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

2. Как в свое время была создана ныне общепринятая версия русской истории Почему основоположники русской истории - иностранцы? Выше, следуя Ключевскому , мы рассказали о первых шагах написания русской истории. Повторим вкратце два момента.1) XVI век - это эпоха

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.26. Смоленск, Суздаль, Танаис, Танаквисл, Тартарарики, Тракия = Туркия = Турция Финляндия, Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК =*= СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ =*= СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 =*=

Из книги Танковые сражения. Боевое применение танков во Второй мировой войне. 1939-1945 автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

Бои на реке Чир 6 декабря 336-я пехотная дивизия заняла позиции на реке Чир между Нижне-Чирской и Суровикином. В тот же день генерал Бальк, командир 11-й танковой дивизии, прибыл в Нижне-Чирскую для рекогносцировки участка местности, на котором дивизии предстояло форсировать

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Танаис История поисков и раскопокДревний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

7.3. Действия войск 10-й армии Бои на реке Бобр в районе крепости Осовец Прорыв противником обороны 13-го механизированного корпуса и 86-й стрелковой дивизии на реке Нарев За левым флангом 3-й армии дивизии 1-го корпуса 10-й армии частично находились на прежних рубежах. На

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

35. Оказывается, «античный» римский император Константин Великий сражался на русской реке Каме Согласно скалигеровской версии, император Константин I воевал в Средиземноморье, в Западной Европе, но на Руси никогда не бывал. И уж во всяком случае никогда якобы не сражался,

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смоленск Суздаль Танаис Танаквисл Тартарарики Тракия = Туркия = Турция Финляндия Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК = * = СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ = * = СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 = * =

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

155. Советская действительность была русской. Второй русской действительности может не получиться - Примитивная мысль, совершенно не оригинальная. О параллельном в человеке, что ставит себе задачи, к чему-то готовится, часто предвосхищая то, что будет потом. И второе -

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4.1. На реке Омо 4.1.1. Снова об убийцахМожно много десятков лет изучать один Олдувай, но ничего не знать о всех ископаемых Африки. И Луис Лики хорошо понимал это. Поэтому он работал не только в Олдувае, но и в других местах. Так, еще в 1932-1955 гг. он вел раскопки на острове Ризинта

Из книги Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям автора Матвеев Александр Васильевич

На пограничной реке Приехав в профилакторий судостроительного завода на Пышме, проходим через пахнущий смолой островок соснового бора и вступаем на цветущую поляну. Кругом все ухожено, бережно сохранен уголок леса, обступившего красивый изгиб реки. Подходим ближе к

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Кыпчакские степи, Танаис, набег в Европу То, что Александр был-таки в кыпчакских степях, можно видеть у Арриана и Курция Руфа. Ключевым положением в этом вопросе является локализация реки Танаис, на которой Александр воевал со скифами, разрушил семь их городов и построил

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Чёрный день в русской летописи. Воровская сделка по продаже 3-й части Русской Америки (Аляски) 1867 год, 9 апреля. Договор об уступке оставшейся части Русской Америки (Аляски) поддержан в Конгрессе США почти единогласно. Ещё бы! Чтобы отказаться от этих прекрасных и богатых

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Становление русской нации и русской государственности На небе – Бог, на земле – Россия. Сербская поговорка Начало государства Первые известные на сегодняшний день археологические культуры, прародители русского народа – восточных славян, возникли в I–II тыс. до

Мало кто знает, что на территории Ростовской области есть настоящий... греческий город! Точнее его раскопки, то что от него осталось. Город Танаис (греческий Tanaїs и Tanaїs), основан в начале 3 в. до н. э. греками из Боспорского государства. Город играл важную роль в развитии торговли по морю.

Кто только не жил на этой земле: скифы, амазонки, греки, венецианцы, половецкие племена и конечно мы, русские.Но, обо всем по порядку.

Легенда о Танаисе

Чуть больше пары тысячелетий назад, судя по заметкам греко-римских историков, на Донской земле жили прекрасные амазонки. Они сами возделывали землю, а когда наступало военное время - брались за оружие. Для того, чтобы свободно владеть оружием, бедным женщинам даже выжигали правую грудь (чтобы было удобнее бросать копье). В те далекие времена река Дон называлась Амазонией. Однажды, у амазонки Лизиппы и воина Беросса родился сын Танаис. Мальчик вырос и превратился в прекрасного,юношу, который безупречно владел оружием и разными видами боевых искусств. Чтобы посвятить свою жизнь воинскому делу Танаис принял целомудрие. Между тем, богиня любви Венера, влюбилась в молодого юношу. Он же - ноль внимания. Уязвленная богиня наказала Танаиса любовью к своей матери. Парень не выдержал испытания, и бросился с высокого холма в реку. С тех пор реку назвали "Танаис".
А затем, по названию реки, назвали и Город.

Итак, одним солнечным летним днем на машине из Ростова-на-Дону мы отправились в приключение "назад в прошлое". Узкая трасса Ростов-Таганрог, тополя вдоль дороги и жара, жара..Не доезжая до города Таганрога свернули по указателю на Танаис, который невозможно проехать.

Оставив машину у входа на заповедную территорию, купили билеты в маленькой одинокой кассе и углубились (в прямом смысле) в изучение истории.


Первое, что потрясает в этом месте - это высокое небо, бескрайняя свободная степь и отличный обзор окружающей местности (благодаря месторасположению) , уединенность, отсутствие людей.
Второе - это осознание того, что ты находишься на древней эллинской земле, воспетой самим Гомером.


Территория Танаиса - это около 3 тыс. га, большие по площади раскопки в России. Работы здесь ведутся начиная с середины 19 века и продолжаются и по сей день.

Первым дело мы решили изучить музей, сам по себе он небольшой и "небогатый". К сожалению все, что было интересного и золотого было вывезено в крупные музеи.


Первый зал музея посвящен истории города, его торговому назначению. Особое внимание уделено амфорному импорту.Основной характер занятий танаитов:ремесла, земледелие, скотоводство.К разделу "Покорение Танаиса Полемоном" примыкает уголок с реконструкциями военных машин античной эпохи в натуральную величину (евтихон и онагр), здесь же экспонируются находки деталей вооружения и воинского облачения и небольшая диорама "Расположение военных машин на сторожевой башне".


Во втором зале музея обширно представлены темы "Торговля" и "Ремесла".Третий зал музея представляет "Религию танаитов" и "Некрополь Танаиса".Четвертый зал - выставочный.


Хочу отметить, что на этой территории также жили половецкие племена, которые оставили после себя большое количество изваяний Баб, которые держат в руках подобие чаши.По преданию, половецкую бабу устанавливали около могильника, лицом к солнцу. Душа усопшего должна была переселяться в каменные изваяния.



В заповеднике можно увидеть реконструкцию половецкого дома из глины, корытого соломой. В сильный зной температура внутри такого дома около 20 градусов. Этим то мы и воспользовались для отдыха.

После посещения музея мы пошли смотреть самое интересное- древние раскопки. В этом месте можно самостоятельно полазать по раскопкам, ощутить особый дух этого места.


Копать не рекомендую, можно попасть на штраф.
На территории, конечно, не увидишь греческих колонн и площадей. Все достаточно просто - дома из камня, плотно стоявшие друг к другу, застройка хаотичная.Археологи, которые первые обнаружили городище, также как и мы, были очень расстроены, так как рассчитывали найти здесь несметные сокровища. Но оказалось, что сокровища уже кем то были не один раз найдены и вывезены.

Город несколько раз ровняли с землей, грабили могильники. Последние 100 лет еще и местные жители растаскивают его на камни для своих приусадебных хозяйств, так как заповедник плохо охраняется.

Территория делится на так называемые "кварталы", около каждого из них - табличка с планом местности: вот здесь находился бассейн, а здесь площадь.


Также можно увидеть восстановленную конструкцию римского моста и даже пройтись по ней.


После прогулки по раскопкам через дырку в заборе мы отправились прогуляться по хутору Недвиговка и спустились к притоку Дона - Северному Донцу.
Тишина, отсутствие людей... только проезжавший поезд нарушал благоденствие на этой земле.

Кто все-таки разрушил Танаис?

В 40-х гг. 3 в. н. э. Т. был полностью разрушен племенами, входившими в союз, руководимый готами.

Покидать это место совсем не хотелось. Но впереди нас ждали новые приключения...

Как доехать:
пос. Недвиговка, Ростовской области, около 40 км от Ростов-на-Дону по трассе Ростов-Таганрог



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта