Главная » Галлюциногенные » Джеймс холлис - душевные омуты. Джеймс Холлис: «Какую смерть выбрать, подходя к развилке

Джеймс холлис - душевные омуты. Джеймс Холлис: «Какую смерть выбрать, подходя к развилке

В книге «Призраки вокруг нас» Джеймс Холлис повествует о том, что люди откликаются на проявления таких невидимых форм, как тени родителей и дальних предков, внутренние голоса, фантазии, импульсы, нерассказанные истории, комплексы, синхронии и таинства, которые перемещаются сквозь нас и сквозь время. Он показывает путь к их психологическому осмыслению, изучая влияние прошлого на нашу теперешнюю сознательную жизнь, и подчеркивает необходимость погрузиться в этот загадочный мир. Такое погружение может сделать нашу жизнь более углубленной, более осмысленной, более...

  • 25 мая 2015, 18:52

Жанр: ,

+

В книге «Душевные омуты» автор исследует те «топи» и «трясины», – вину, печаль, потери, предательство, депрессию и многое другое, – которые время от времени нас затягивают. Читатель, прочитав эту книгу, возможно, не только найдет в своих страданиях глубокий смысл, но и откроет для себя путь к личностному развитию и самоутверждению.

Книга будет интересна специалистам, приверженцам юнгианской психологии, а также широкому кругу...

  • 25 мая 2015, 17:33

Жанр: ,

+

Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди, не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни? Изучение теневых сторон нашей жизни очень полезно для личностного роста, поскольку способствует преодолению внутренних разрывов и противоречий, а также помогает обнаружить те внутренние силы, которые работают против нас, и понять, почему так происходит. В этой книге Джеймс Холлис предлагает свою помощь в том, чтобы сделать наше поведение более разумным, и указывает пути выхода на новый уровень осознания наших решений и...

  • 25 мая 2015, 17:05

Жанр: ,

+

Основная и общая задача психотерапии в этот тяжелый для человека период переоценки и переосмысления жизни – помочь сохранить ощущение того, что в его жизни является главным, и показать, что при переходе через этот «перевал» в среднем возрасте появляется уникальная возможность снова почувствовать свою значимость, более сознательно совершить свой выбор и сделать гораздо более интересной и захватывающей свою жизнь.

Книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу...

  • 17 мая 2015, 14:52

Жанр: ,

+

Турбулентные эмоциональные изменения, которые возникают на протяжении взрослого периода жизни и сопровождаются вопросами о правильности сделанных нами выборов, о реализации наших возможностей и ощущением застоя, обычно называют «кризисом середины жизни». В этой книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис исследует, каким образом мы можем продолжить свое развитие и приблизиться к своей собственной сути, когда традиционные возрастные роли – профессиональные, дружеские, семейные – уже не справляются с этой задачей. На примере отдельных случаев и провокационных наблюдений формулируются мудрые и обнадеживающие послания, способные помочь нам преодолеть острый период второй половины...

  • 17 мая 2015, 14:47

Джеймс Холлис

Душевные омуты

Введение. ПОИСКИ СМЫСЛА

Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь.

И. В. Гете

Существует мнение, а может быть, навязчивая фантазия, что цель жизни заключается в том, чтобы найти свое счастье. Во-первых, его обещает Конституция Соединенных Штатов Америки; она обещает «жизнь, свободу и достижение счастья». Кому из нас не хотелось бы оказаться в один прекрасный день на солнечной лужайке, где можно спокойно отдохнуть без каких бы то ни было неприятностей, провести беззаботно время и почувствовать себя совершенно счастливым?

Но природа, судьба или боги направляют события совершенно иначе, развеивая эту фантазию. Западному мышлению всегда было свойственно различать то, к чему мы стремимся, и те ограничения, с которыми нам приходится сталкиваться. Для Паскаля мы были только жалкими тростинками, которым безразличная Вселенная постоянно грозила гибелью; но при этом мы были мыслящими тростинками, которые поддерживали связь с космосом. Фауст Гете заявляет о наличии у него внутри двух душ: одна цепляется за эту вращающуюся планету, а другая устремлена в небеса. Ницше напоминает нам о том прискорбном дне, когда мы узнаем, что мы не боги. Вот что пишет Уильям Хэзлитт:

Человек - единственное животное, которое смеется и плачет; ибо он - единственное животное, которое удивляется различию между тем, какими нам являются вещи и какими они должны быть.

Йозеф Кнехт в романе Гессе «Игра в бисер» жалуется:

О, если бы только было возможно обрести понимание… Если бы существовала догма, чтобы в нее верить. Все мимолетно и противоречиво; нигде больше нет определенности… Разве это не так?

Бесконечна мольба, возносящаяся из разверзшейся пропасти между ожиданиями и реальным опытом. Человек, по-видимому, стоит перед тяжелым, но неизбежным выбором: то ли стоически выдержать страдания, связанные с существованием этой пропасти, и вести себя героически, то ли сетовать на превратности судьбы. Но юнгианская психология, а также практика ее применения, пробуждающая человека для личностного развития, предлагает иную перспективу, основанную на идее, что целью жизни является не счастье, а смысл.

В какие-то моменты жизни мы можем испытывать ощущение глубокого счастья, но это ощущение является эфемерным и не может возникнуть ни в результате усилия воли, ни вследствие слепой надежды. Юнгианская психология, как и большинство великих религиозных учений и известных мифов, на основе которых она сделала многие свои открытия, утверждает, что именно душевные омуты и бесконечные страдания становятся той почвой, в которой зарождается смысл. Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости.

Не испытывая страданий, через которые, согласно божескому промыслу, приобретается психологическая и духовная зрелость, человек остается неразумным, инфантильным и зависимым. Кроме того, многие наши пагубные зависимости, идеологические пристрастия и неврозы являются формой избегания страданий. Четвертая часть жителей Северной Америки - это приверженцы фундаменталистских учений; они стремятся облегчить свое жизненное странствие, принимая упрощенную черно-белую систему ценностей, духовно подчиняясь своему лидеру и проецируя, в случае необходимости, свои жизненные противоречия на окружающих людей. Другие 25–50 % жителей подвержены какой-либо зависимости, но, добившись на какое-то время устранения страха перед жизнью, они обязательно сталкиваются с ним в будущем. Оставшиеся предпочитают быть невротиками, формируя систему феноменологических защит от превратностей жизни и ударов судьбы. Такие защиты тоже порабощают душу, и человек проявляет во всех жизненных ситуациях лишь рефлекторные реакции, коренящиеся в его прошлом, но не в настоящем.

Древние говорили, что религия нужна тем, кто боится оказаться в аду; а духовность - тем, кто там уже побывал. Пока мы не увидим существующую разницу между тем, что мы жаждем испытать, и тем, что мы испытываем, пока мы осознанно не поставим перед собой цель достижения высокого уровня духовности, мы будем всегда стремиться избегать, отрицать или воображать себя жертвами, малодушными и недовольными собой и окружающими.

Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством, и ее глубочайшим смыслом.

Несомненно, самая глубокая ирония в искусстве исцеления заключается в искажении идеи души в психологической практике. Более ста лет тому назад была опубликована работа Фрейда и Брейера «Исследование истерии». В конце XIX в. внимание врачей было приковано к страданиям тех пациентов, которые, с одной стороны, не могли обрести состояние душевного комфорта и психического равновесия в религии, а с другой, не могли исцелиться с помощью чистой медицины. Наука о душевных страданиях людей не существовала для тех, кто все больше и больше увлекался новыми научными веяниями.

По мнению Юнга, психология стала развиваться последней из так называемых социальных наук, так как по существу была основана на заимствованных у них великих мифах и концепциях. В переводе с греческого psyche означает «душа» и этимологически происходит от двух слов: 1) существительного «бабочка» (таинственные, прекрасные, но мимолетные движения которой символизируют наши душевные переживания); 2) глагола «дышать» (выражающего невидимое дуновение, возникающее с рождением человека и прекращающееся в момент его смерти).

Однако вся ирония заключается в том, что современная психология часто обращается только к наблюдаемому поведению, сводится к неким статистическим моделям и структурам, подлежащим реорганизации, или к биохимическим аномалиям, требующим медикаментозного лечения. Хотя эти методы лечения достаточно важны и приносят определенную пользу, они редко учитывают самые глубинные потребности человека, т. е. смысл его жизни. Любая терапия, не затрагивающая проблемы души, в конечном счете обязательно окажется поверхностной независимо от того, какое облегчение она приносит сначала.

По правде говоря, мне неловко признаться, что одна из главных для меня книг - книга Джеймса Холлиса «О самом главном». Предполагается, что продвинутые читатели переживают изменения под воздействием более тонких средств, романов и стихов, которые не заявляют с порога о своих амбциях по части жизненных перемен. Но я не думаю, что заголовок этой мудрой книги нужно воспринимать как примитивный ход, характерный для изданий типа «помоги себе сам». Скорее это освежающая прямота высказывания. «Жизнь полна неприятностей», – пишет психоаналитик Джеймс Холлис. Он вообще редкий пессимист: многочисленные отрицательные отзывы на его книги написаны людьми, которых приводит в бешенство его отказ нас энергично приободрить или выдать универсальный рецепт счастья.

Если бы я был подростком или хотя бы был молод, меня бы тоже раздражало это нытье. Но я прочитал Холлиса в нужный момент, несколько лет назад, и его тексты стали для меня холодным душем, отрезвляющей пощечиной, сигналом тревоги – выбирайте любую метафору. Это было именно то, в чем я крайне нуждался.

Джеймс Холлис как последователь Карла Юнга считает, что «Я» – тот голос у нас в голове, который мы считаем собой, – на самом деле только маленькая часть целого. Конечно, у нашего «Я» есть множество схем, которые, по его мнению, приведут нас к счастью и чувству безопасности, под которым обычно подразумевается большая зарплата, общественное признание, безупречный партнер и идеальные дети. Но в сущности, «Я», как утверждает Холлис, – всего лишь «тонкая пластинка сознания, плавающая по сверкающему океану, именуемому душой». У мощных сил бессознательного есть собственные планы относительно каждого из нас. И наша задача – выяснить, кто мы такие, а потом внять этому призванию, а не сопротивляться ему.

Наши представления о том, чего мы хотим от жизни, вполне вероятно, не совпадают с тем, чего жизнь хочет от нас

Это очень радикальное и в то же время смиренное понимание задач психологии. Оно означает, что наши представления о том, чего мы хотим от жизни, вполне вероятно, не совпадают с тем, чего жизнь хочет от нас. И еще оно означает, что, проживая осмысленную жизнь, мы, скорее всего, нарушим все свои планы, должны будем покинуть зону самоуверенности и комфорта и выйти в область страданий и неизвестности. Пациенты Джеймса Холлиса рассказывают, как они наконец поняли в середине жизни, что годами следовали предписаниям и планам других людей, общества или собственных родителей, и в результате с каждым годом их жизнь становилась все более фальшивой. Есть искушение им посочувствовать, пока не понимаешь, что мы все такие.

Раньше человечеству, по крайней мере, в этом отношении было легче, считает Холлис вслед за Юнгом: мифы, верования и ритуалы давали людям более прямой доступ к области душевной жизни. Сегодня мы пытаемся игнорировать этот глубинный уровень, но он, будучи подавлен, в конце концов где-нибудь прорывается на поверхность в виде депрессии, бессонницы или кошмаров. «Когда мы сбились с пути, душа протестует».

Но нет никакой гарантии, что мы вообще расслышим этот зов. Многие просто удваивают усилия, чтобы найти счастье на старых, проторенных путях. Душа вызывает их на встречу с жизнью – но, пишет Холлис, и эта формулировка имеет двойной смысл для практикующего терапевта, «многие, по моим наблюдениям, не приходят на назначенную встречу».

На всякой важной жизненной развилке спросите себя: «Такой выбор сделает меня крупнее или мельче?»

Ну хорошо, а каков тогда ответ? Что действительно самое главное? Не ждите, что Холлис скажет. Скорее намекнет. На всякой важной жизненной развилке он предлагает нам спросить себя: «Такой выбор сделает меня крупнее или мельче?» В этом вопросе есть что-то необъяснимое, но он помог мне пройти через несколько жизненных дилемм. Обычно мы спрашиваем себя: «Стану ли я счастливее?», но мало кто, честно говоря, хорошо представляет себе, что принесет нам или нашим близким счастье.

А вот если спросить себя, уменьшишься ты или увеличишься в результате своего выбора, то ответ поразительно часто очевиден. Каждый выбор, по мнению Холлиса, который упорно отказывается быть оптимистом, становится для нас своего рода смертью. Так что, подходя к развилке, лучше выбирать то умирание, которое нас возвышает, а не то, после которого мы застрянем на месте.

Да и вообще, кто сказал, что «счастье» – это пустое, неопределенное и довольно нарциссическое понятие – лучшая мера, чтобы мерить чью-то жизнь? Холлис цитирует подпись к карикатуре, на которой психотерапевт обращается к клиенту: «Послушайте, и речи быть не может о том, чтобы вы обрели счастье. Но я могу предложить вам захватывающую историю о ваших невзгодах». Я бы на такой вариант согласился. Если результатом будет жизнь, в которой больше смысла, то это даже не компромисс.

«О самом важном. 24+»

7 декабря состоится видеоконференция выдающегося мыслителя, юнгианского психоаналитика Джеймса Холлиса . Он выступит перед русскоязычными психотерапевтами, психологами, коучами и всеми любителями психологии. Длительность видеоконференции – 3 часа. Автор многочисленных книг и статей затронет три основные темы:

  • Как быть счастливым во второй половине жизни?
  • Как выстроить здоровые отношения с собой, окружающими, миром?
  • Как найти внутренние ресурсы и пережить кризисы?

Любой участник вне зависимости от того, находится ли он в зале или следит за беседой онлайн, может задать свой вопрос Джеймсу Холлису. Самые интересные из них озвучит ведущая и модератор мероприятия – главный редактор журнала PSYCHOLOGIES Ксения Киселева .

Прислать вопросы и присоединиться к трансляции можно на сайте проекта.

1 J. Hollis «What Matters Most: Living a More Considered Life» (Avery, 2009).

"Одержимое стремление обрести безграничное счастье, присущее всей современной культуре, исказило реальную жизнь. Такое стремление к счастью может привести прямо в ад".

современном обществе появилась некая ползучая новая ортодоксия, которую порой называют "позитивное мышление". В своем худшем проявлении этот патентованный оптимизм дает возможность прятать голову в песок, отрицать вездесущность страдания и прятаться под панцирем невосприимчивости к чужой боли, чтобы обеспечить свое эмоциональное выживание."

Джеймс Холлис о счастье, позитивном мышлении и взрослении

"...Нам остается лишь передать в наследство другим поколениям основные убеждения двадцатого века: материализм, гедонизм и нарциссизм, разбавленные некоторыми навыками владения компьютером...

Вся современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от одиночества и мыслей о себе.

"Многие из нас подвержены так называемой «ходячей депрессии» или даже «улыбающейся депрессии». Мы неплохо справляемся с собой, но остающаяся на душе тяжесть не позволяет появиться ощущению свободы , которое тоже является частью нашего странствия. Такая депрессия встречается повсеместно и часто остается незамеченной. Она не дает почувствовать вкус жизни."

Подписывайтесь на в INSTAGRAM

"Важно принять, что деятельность нашей психики зачастую неподконтрольна Эго, что нас будет затягивать вниз, в омут, погрузившись в который мы будем испытывать страдания. Нас не спасут никакое отрицание, никакое эмоциональное отчуждение, ни "хорошая работа", ни "правильное мышление". Современная фантазия о "счастье" является вредной, так как счастье недостижимо, а в действительности делает нас еще более невротичными и привязанными к своим травмам".

"Если бы нам не было больно, психика была бы уже мертва... Наша психика часто использует депрессию, чтобы привлечь наше внимание и указать нам на то, что где-то в глубине нас кроется ложь... Боль и страдания - явный признак того, что остается нечто живое, ожидающее нашего призыва снова вернуться к жизни... Глупо в печали рвать на голове волосы, ибо наличие лысины не уменьшает страданий."

"Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости."

О СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

"Становление зрелой личности прямо зависит от того, в какой мере человек может взять на себя ответственность за свой выбор , перестать обвинять окружающих или ожидать от них избавления, а также признать боль, связанную со своим одиночеством, независимо от своего вклада в формирование социальных ролей и укрепление социальных отношений."

"Независимо от того, в какой мере наша социальная жизнь связана с семьей, мы совершаем странствие по ней в одиночестве и должны научиться находить внутренние ресурсы и равновесие, иначе никогда не станем взрослыми".

"Во второй половине жизни нам приходится отказаться от двух великих фантазий: что в отличие от других людей мы бессмертны и что где-то живет «Добрый Волшебник», «мистический Другой», который может избавить нас от экзистенциального одиночества. Потеря надежды на спасение, которое придет извне, дает нам шанс самим поучаствовать в собственном спасении."

"Юнг в 1945 г. в письме Ольге Фрёбе-Каптейн заметил, что opus, работа души, включает в себя три составляющие: «инсайт, терпение и действие».

Психология, заметил он, может помочь лишь испытать инсайт. Потом человеку нужна моральная сила, чтобы сделать то, что он должен, а также терпение, чтобы выдержать последствия своих действий."

"Изменение всегда вызывает тревогу. Тревога - это цена билета на жизненное странствие; нет билета - нет странствия; нет странствия - нет жизни. Мы можем бежать от тревоги, сколько хватит сил, но это значит, что мы бежим от своей жизни. которая у нас одна."

"Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе."

"Я - это не то, что со мной произошло; я - это то, кем я хочу стать. Но мы и наша история – это не одно и то же; в конечном счете мы – это то, что хочет войти в мир через нас. Если наши действия правильны, мы ощущаем приток энергии".

"Целью жизни является не счастье, а смысл". опубликовано .

©Джеймс Холлис

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознания - мы вместе изменяем мир! © econet



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта