Главная » Галлюциногенные » Гештальт психология. Что такое гештальтпсихология и гештальттерапия? Основные идеи гештальтпсихологии

Гештальт психология. Что такое гештальтпсихология и гештальттерапия? Основные идеи гештальтпсихологии

Гештальтпсихология от нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии : Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии : Основателем гештальтпсихологии по праву считается Фредерик Перлз в ряду его последователей выделяются немецкие психологи: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.

Базовые Идеи

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле », которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия , фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия - константы, фигура, фон - в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

  • Близость . Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть . Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность . Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость . Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность . Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона . Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Методологический подход гештальтпсихологии

базировался на нескольких основаниях - понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые

Гельштат-психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат-психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат-психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гельштат-психология (англ. Gestalt psychology ) - психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М . Вертгеймер , В . Кёлер , К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой , при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения . Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения , формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона» ),оптико-геометрических иллюзий . Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты : «фактор близости» , «фактор сходства» , «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт , напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля - закон прегнантности , т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций ), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача ), инсайт , а также новый метод эмпирического исследования мышления - метод «рассуждения вслух» ,который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 1920-е гг. К . Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива , Топологическая и векторная психология ).

После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма , психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии , системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии ), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л . С . Выготский , Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм ) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в становлении системного подхода - не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, кои должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга головного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в мозге головном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследования экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых, отношений - центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследования мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование структур познавательных, благодаря коему эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как таковая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нового Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствовала детерминистскому анализу этих процессов психических. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организованной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенные как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толковать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

Введение

Психология способна быть одновременно по-научному точной и по-человечески многообразной, и ученые, которые являются приверженцами теории гештальтов, горды тем, что первыми сумели продемонстрировать это.

Гештальт-психология – это течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.

«Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации игдивидуальных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка гештальт-психологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята. Основная идея гештальта состоит в том, что это – целое; полное, покоющееся в себе целое» .

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины XX века выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение гештальтпсихологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже XIX-XX в.в. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt – целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа .

В области философии наибольшее влияние на представителей гештальтпсихологии оказали системы Ф.Брентано и Э.Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

Непосредственное начало гештальтпсихологии положено М.Вертхеймером. Первые экспериментальные исследования гештальт-психологии посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача.

Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

Ещё одно направление гештальтпсихологии посвящено изучению личности и связано с работами К.Левина и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихологии не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях.

Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии .

1. Постулаты М. Вертгеймера.

Главным постулатом Макса Вертгеймера являлось, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов .

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический фон (весь научно-теоретический "гештальт"), в пределах которого складывалась новая школа.

Вертгеймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии .

Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на другие психические процессы, в частности на мышление, которое было понято им как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи.

Решение задачи, по Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления М.Вертгеймер усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей.

Эти представления Вертгеймер, наиболее полно изложенные в работе «Продуктивное мышление», которая считается классической, составили эпоху в психологическом исследовании мышления. Как показало последующее развитие психологии, одним из самых уязвимых мест концепции М.Вертгеймера оказался тот факт, что объяснение механизмов мышления давалось в ней без учёта социально-исторической природы мыслительной деятельности.

2. Основные положения учения Ф.Перлса.

Основной тезис следующего гештальт-психологии заключается в том, что окружающий мир воспринимается не как отдельные элементы (которые, согласно структуралистам, затем интегрируются сознанием или, согласно бихевиористам, обусловлены стимулированием), а как организованные, целостные формы – гештальты.

Само восприятие генетически запрограммировано, что существенно для выживания индивида. Многие идеи гештальт-психологии стали основополагающими для исследования различных разделов психологии - от восприятия до динамики групп, которые также не являются простой суммой входящих в нее индивидов.

Точный лингвистический эквивалент немецкому слову гештальт в русском языке найти трудно. Его можно перевести как фигура, конфигурация. Точнее – это специфическая организация частей, которая составляет органическое целое.

Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ф.Перлс отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует. Ф.Перлс полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон .

Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Перлс очень верил в то, что он называл «мудростью организма». Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном. «Любое нарушение организмического равновесия, – писая Перлс, –составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия... Формирование фона, оказывающегося особенно сильным, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон организмической саморегуляции». Интерес Перлса больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гешталып-терапия – это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего) .

Основными понятиями гештальт-терапии являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость . Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды – фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами. Отношение между фигурой и фоном – одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф.Перлс применил это положение к описанию функционирования личности .

Когда вы смотрите, скажем, на собаку, что вы видите? Скорее всего, ваш ответ будет «собака» или «животное». Вы воспринимаете её как единое целое, а не лапы, голову и хвост отдельно. Фредерик (Фриц) Перлз первым увидел важность рассмотрения человека в целом, наподобие того, как мы воспринимаем все окружающие нас предметы. Направление психологии, которое рассматривает человека в контексте его окружающей среды и его отношений с ней, получило название гештальтпсихология.

Основываясь на законах, принципах и понятиях гештальтпсихологии Перлз разработал новую форму терапии, которую он назвал гештальттерапией. Это направление психотерапии фокусируется на том, что происходит в конкретный момент, на основе понимания существования личности в рамках текущей среды. Взаимодействуя с клиентом, гештальттерапевт всегда работает с тем, что происходит «здесь и теперь», а не с прошлым либо с будущим человека.

Описание

Если попытаться дать общую характеристику, то гештальтпсихология является одним из направлений гуманистической психотерапии, которое возникло в 1940 году. Её основатель, Фридерик (Фриц) Перлз первоначально пытался создать альтернативу традиционному психоанализу. Но сегодня гештальттерапия является одним из самых популярных методов работы с людьми, которым требуется психологическая помощь.

Гештальтпсихология считает своими основными целями расширение осознанного мышления клиента, следствием чего является его понимание и принятие себя. Таким образом человек достигает внутриличностной целостности, а его жизнь наполняется смыслом. Кроме того, эта психотерапия способна значительно улучшить контакт человека с внешним миром, а также с окружающими.

Основоположниками гештальтпсихологии считаются Фридерик Перлз, его супруга — Лаура Перлз, а также Пол Гудмен. Однако у истоков этого направления также стояли такие представители разных психологических школ, как Курт Коффка, Макс Вертгеймер и Вольфганг Келлер. Коффка, в частности, известен тем, что первым применил методы и идеи гештальтпсихологии для исследования психического развития ребёнка.

Первоначально гештальтпсихология формировалась как отдельная теория школы фрейдистских аналитиков под влиянием принципов экзистенциальной философии. Кроме того, на неё сильно повлияли различные идеи и положения таких наук, как медицина и психиатрия. Позднее гештальттерапия стала частью гуманистического подхода, поскольку взаимодействие между терапевтом и клиентом здесь всегда происходит в форме диалога. Современные гештальттерапевты и их клиенты используют творческие и экспериментальные методы, чтобы повысить свою осведомлённость, свободу и уверенность в себе.

Слово «гештальт» происходит от немецкого слова, которое переводится как «форма», «образ» или «структура». Это слово предполагает целостность или сущность чего-либо. Под гештальтом психотерапевты подразумевают особую организацию частей в виде единого целого. Гештальтпсихология рассматривает человека как целостность, которую нельзя делить на части (нет души и тела отдельно, есть личность). В своё время гештальтпсихолог К. Левин разработал теорию о психологическом поле. Он считал, что поведение человека определяется целостностью всего жизненного пространства, достижением равновесия между влиянием окружающей среды и потребностями человека.

Основной целью гештальттерапии является осознавание клиентом потребностей, желаний, чувств, мышления, восприятия, телесных проявлений, внешнего мира и предпочитаемых межличностных взаимоотношений. Гештальтпсихология никогда не была рассчитана на моментальное изменение поведенческих реакций или быстрое устранение негативной симптоматики. Предметом её изучения является нечто большее, чем простое решение отдельных проблем. Работа с представителем этой школы психотерапии способна полностью изменить способ жизни клиента. Гештальттерапевт способен научить клиента брать ответственность за все свои чувства, поступки и мысли, полностью погрузиться в настоящее, установить осознанный контакт с реальным миром.

Понятия

Теория гештальттерапии заключается в таких понятиях:

  • Гештальты. Человек и среда объединяются в гештальт, или же в структурное целое, которое называется полем. Среда всегда воздействует на организм, а организм преобразует среду. Если попробовать применить это к межличностным взаимодействиям, то становится понятно, что хотя на человека сильно влияет поведение и реакция окружающих, однако если человек меняет своё поведение, то и окружающие его люди изменятся;
  • Целостность. Человек — единое социо-био-психологическое создание. Любые попытки поделить человека на составные части, к примеру, на тело, разум и душу, являются неестественными;
  • Фигура на фоне. Взаимодействие фона и фигуры — одно из ведущих понятий этого направления психологии. Поведением любого человека управляет принцип формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм управляется посредством саморегуляции. Она зависит от того, насколько человек осознаёт настоящее, а также от того, способен ли он находиться «здесь и сейчас». Возникающая потребность активно привлекает к себе внимание – подобно фигуре, которая появляется на фоне. Адекватное взаимодействие с объектом желаний приводит к удовлетворению потребности, вследствие чего гештальт благополучно завершается. А вот незавершённые гештальты приводят к невротическим расстройствам.

Проще всего понять, что же представляет собой гештальтпсихология, ознакомившись с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живите теперь. Будьте в настоящем;
  2. Живите здесь. Взаимодействуйте с теми вещами, которые есть на самом деле;
  3. Никогда не фантазируйте о своей жизни. Ваш опыт всегда является реальностью;
  4. Перестаньте слишком много размышлять. Пробуйте и наблюдайте;
  5. Выражайте испытываемые чувства, а не занимайтесь манипулированием. Перестаньте рассуждать, объяснять и искать оправданий;
  6. Примите боль и проблемы наравне с удовольствием;
  7. Поступайте так, как вы считаете нужным, а не как «должны» кому-то. Не создавайте кумиров;
  8. Несите ответственность за все реакции;
  9. Всегда оставайтесь собой.

Осознавание

Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии. Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям. Этот принцип активирует процесс осознавания.

Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.

Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.

Аутентичная личность и ответственность

С осознаванием всегда тесно связана такая способность как ответственность. Под этим понятием Перлз понимал способность человека делать выбор, а также отвечать за происходящее. Чем больше клиент осознаёт реальность, тем больше он может опираться на себя.

Гештальтпсихолог ожидает от клиента ответственного поведения. Клиент должен нести ответственность за свои поступки, реакции, мысли, а также чувства. Ответственный человек постепенно развивается в аутентичную личность. Он чётко понимает, чем его фантазии отличаются от реальных ощущений, не навязывает никому свои представления, никогда не требует от людей соответствовать его ожиданиям. Аутентичная личность самостоятельно отвечает за свой внутренний мир, она осознаёт свои потребности и чувства, действует в соответствии с ними, всегда доверяет своей интуиции. Поступки и реакции такой личности всегда соответствуют окружающей среде. Такой человек осознает границы своих желаний и возможностей, не склонен преувеличивать или преуменьшать их. Он способен найти способ удовлетворения потребностей, всегда свободно делает свой выбор.

Как работает гештальтерапевт

Перлз полагал, что развитие ответственности и осведомленности в своих чувствах, реакциях и мыслях «здесь и теперь» способно решать личные проблемы. Другими словами, люди могут регулировать свои действия, когда они осознают, что происходит. Гештальттерапевт работает не только с самой проблемой, но и со способами, мешающими налаживанию контакта. Психотерапия происходит посредством эмоций и ощущений.

Гештальтпсихология полагает, что для любых изменений клиент должен принять то, чем он является. Чем больше человек работает, чтобы стать чем-то отличаться от окружающих, тем больше шансов, что он будет оставаться подобным им. Такова теория изменений: мы меняемся, когда мы осознаем, что мы пытаемся стать тем, чем мы не являемся. Парадокс!

Гештальттерапия фокусируется на том, что происходит между психотерапевтом и клиентом в конкретный момент. Гештальттерапевт не пытается изменить поведение либо устранить нежелательные симптомы клиента, а рассматривает его проблемы как существенные элементы терапии как отдельных лиц, так и при групповой работе.

Лекарство от прошлого находится в настоящем времени. Когда мы зацикливаемся на прошлом либо фантазируем о будущем, то живём не полной жизнью. После того, как клиент полностью научится находиться «здесь и сейчас», он берёт на себя ответственность за реакции и действия, что позволяет ему жить более непосредственной жизнью. Хотя гештальтпсихология не ставит главной целью развитие духовности, в результате такой психотерапии у человека усиливаются способности к состраданию, смирению и уважению других людей.

Способы воздействия и методики

Гештальттерапия практикуется в виде индивидуальных и групповых упражнений и экспериментов. Такие упражнения были специально разработаны для пробуждения у клиента действий, эмоций или мотивации. Гештальттерапевт помогает своему клиенту повысить своё осознавание, научиться быть «здесь и сейчас».

К главным процедурам гештальттерапии относят: взятие ответственности, усиление чувств, расширение своего осознавания, интеграцию противоположностей, работу с фантазиями и мечтами, преодолевание сопротивления.

В отличие от упражнений, применяемых с начала психотерапии, эксперименты возникают в ходе продвижения терапевтических отношений. Они являются главным компонентом гештальттерапии, позволяя человеку понять различные аспекты конфликта, жизненного опыта или же то, что касается его психического здоровья. Двумя самыми известными методами в гештальттерапии считаются техника «Пустого стула» и техника преувеличения.

Техника «Пустого стула» — это своеобразная квинтэссенция гештальттерапии. Это особое упражнение, где терапевт ставит клиента напротив пустого стула. Клиента просят представить, что кто-то из его знакомых (к примеру, супруг, начальник либо друг), либо даже его отдельная часть сидит на этом стуле. Терапевт инициирует диалог между стулом и клиентом, наблюдая за мыслями, эмоциями и поведением человека. Иногда терапевт и клиент меняются ролями, и тогда уже клиент может наблюдать за действиями и реакциями терапевта относительно метафорического лица, сидящего на стуле. Эта техника особенно полезна тем людям, которые хотят вспомнить о какой-либо ситуации или восстановить утраченные части своей личности.

Другим распространенным упражнением в гештальттерапии является техника преувеличения. В рамках этой техники клиента просят многократно повторять и преувеличивать какое-либо конкретное движение или выражение, например, сильно хмуриться или раскачивать ногой. Это делается для того, чтобы человек осознал взаимосвязь своих эмоций и поведения.

Это всего лишь два из множества методов гештальттерапии, помогающих клиентам повышать осведомленность о своих непосредственных переживаниях. Посредством упражнений и спонтанных экспериментов гештальттерапия также позволяет людям восстановить связь со своими частями, которые они игнорируют или отрицают.

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит. Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек . Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии. В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи. Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением - это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт - это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность . Таким образом, гештальт - это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие .

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К. Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название - «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура - фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями .

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт - это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов. Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения. Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает - есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком - это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец. Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться. Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта. Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию. Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга. На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом - пациент, главный участник игры. Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью. Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами. Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:
  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин-ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во "Евразия", 2002.
  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.htm

Редактор: Бибикова Анна Александровна



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта