Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов. Ех: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.
Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.
Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова, ех: о чем -то, чего -нибудь, моем ся, четыре ста – четырем стам .
При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции. Ех: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: ГЗ жен рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.
В русском языке окончания бывают
материально выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный, ех: дам, дашь. Двухфонемные: даешь, трехфонемные: белыми.
нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний. Ех: роза – розы – розами - розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания. Ех: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.
Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.
Оно окончание может выражать:
одно грамматическое значение, ех: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.
Два грамматических значения, ех: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч
Три грамматических значения, ех: красивая шуба – ж р ед ч И.П.
В русском языке представлено и варьирование окончаний, ех: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.
Омонимия окончаний.
а- вода, книга – ж р
а- стола, столба – Р.П. ед ч
а- деревца – мн ч И.П.
а- моя, твоя – ж р притяж мест
а- стройна – ж р крат прил
а- пришла – Прош вр ж р глаг
Суффиксы – служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значения. Суффиксы могут непосредственно следовать за корнем (ех: крышка, почтовый) или за другим суффиксом (ех: виноватость, ослабевать, пятерышник, шестерка).
В изменяемых словах суффикс располагается перед материально выраженным или нулевым окончанием, ех: дом – домина, молочник.
В неизменяемых словах суффикс располагается в конце слова или перед другим суффиксом, ех: крепко, братски, понемножку, пешочком.
Одно слово может иметь несколько суффиксов, ех: вода – водяной – водянистый – водянистость, заболеваемость, по-стариковски.
Суффиксы, выражающие СО значение, используются как словообразовательные средства и называются словообразовательными, ех: трамвайный, буфетчик.
Суффиксы, выражающие грамматическое значение, называются формообразующими, ех: спал, ел, бери, беги, белее, светлей, светлейший, нагревать.
На фоне материально выраженных суффиксов выделяются также нулевые суффиксы, которые тоже выражают как словообразовательное, так и грамматическое значение. В сфере грамматических значение они более частотны, ех: лети – высуши, но кинь, копай: формообразующий и у повел накл, и раздвинь – нулевой суффикс, но не у слова, а у наклонения, нес – нулевой суф вместо –л-, но несла.
Словообразовательная функция нулевых суффиксов выступает в тех случаях, где одно и то же словообразовательное значение в одних однокоренных словах передается материально выраженным суффиксом, в других нулевым, ех: синий – синева, разогревание – разогрев, промывание – промывка – промыв, скрипение – скрип.
СО суффиксы, присоединяясь к производящему слову в одних случаях переводят в другую часть речи, ех: друг – дружить, синий – синить. В других случаях присоединяющийся суффикс не влечет за собой изменения части речи, ех: гнездо – гнездышко, газета – газетчик.
Суффиксы могут образовывать разные части речи, ех: густой – густо – густота – густеть.
Словообразовательные суффиксы могут нести в себе и грамматическую информацию, т.е. показывать принадлежность слова к той или иной части речи, т.е. обладают классифицирующей функцией, ех: лив, чив – прил, ова, ева – глагол.
Суффиксы бывают исконно русские (тель, ник), а бывают заимствованными (атор, изм, ад).
Заимствованные суффиксы в русском языке создают новые слова на базе русских основ, ех: новатор, русизм.
Один и тот же суффикс в языке может выступать в разных своих вариантах, которые имеют одно и то же СО значение, ех: чик – щик, ант – янт, ство – ество.
Чаще всего такие варианты суффиксов присоединяются к разным основам, т.е. каждый вариант суффикса употребляется лишь после основ, имеющих на конце определенные фонемы или сочетания фонем, ех: ние- основы на а, е – горение; ение- основы на и – хождение, охлаждение; полнехонький – полнешенький – стилистические варианты; купание – купанье.
Но не все суффиксы имеют алломорфы, не варьируются суффиксы к, р, изн и др.
Русским суффиксам свойственна синонимия, ех: волчица – волчиха, лгун – лжец, гравировщик – гравер.
Суффиксам свойственна и омонимия:
ин- баранина, свинина – название мяса
ин- соломина, горошина – значение единичности
ин- выбоина, трещина – предмет в результате действия
ин- глубина, ширина – наименование качества
Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Дочк_ слуша_ мам_.
Добавим к словам части.
Дочка слушает маму .
Дочку слушает мама .
Дочки слушают маму .
Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.
Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.
Часть слова, которая изменяется, - это окончание.
Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.
Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.
Возьмём слово стол.
Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.
В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.
Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.
Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.
Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .
Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.
Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)
Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .
Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.
Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.
Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.
Это изменения одного слова или разные слова?
Окончание у слов одинаковое - -ишь.
Эти слова различаются основами. Это разные слова.
Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.
Понять это название (основа) поможет слово основное .
У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.
Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.
Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).
Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?
1. берёза
на берёзе
под берёзой
берёзы
2. берёза
березняк
берёзка
подберёзовик
В первом столбике слова отличаются окончаниями.
Основа слов одинаковая (берёз-).
Когда различны окончания - это формы одного слова.
Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).
Когда у слов различны основы - это разные слова.
Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.
Начальная форма слова:
Прочитайте текст и найдите формы одного слова.
Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)
длинные (какие?)
длинная (какая?)
длинный (какой?)
Это формы одного слова, так как различны окончания.
Одна их форм слова является начальной.
У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.
Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?
Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.
Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.
Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос
Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.
Что делать? - слыхать.
Ставим слова в начальную форму:
Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.
За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.
Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.
Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.
Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.
Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.
Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.
Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.
И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.
Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.
При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:
При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.
В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.
Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.
Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:
Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);
Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);
Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);
Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).
Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.
Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. Несмотря на то, что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.
Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:
Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.
Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.
Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.
Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.
Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.
Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.
Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.
Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:
Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;
Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;
Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;
Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;
Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;
Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;
Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;
Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;
Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.
Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.
Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:
Единственное число | Множественное число | Неизменяемое слово |
||
Именительный | ||||
Родительный | Кого? Чего? | |||
Дательный | Кому? Чему? | зеркалАМ | ||
Винительный | Кого? Что? | |||
Творительный | зеркалОМ | зеркалАМИ | ||
Предложный | О ком? О чём? | зеркалАХ |
На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.
В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.
Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.
Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.
Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.
Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.
река - реки - рекам
красивый - красивая - красивых
второй - второго - вторых
читают - читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела
он - его
свой - своего - своей - своих
прочитанный - прочитанная - прочитанных
Окончание - это исключительно формообразующая морфема
, которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:
Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто
Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их
Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки
Наречия
Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.