Главная » Галлюциногенные » Историки древней греции. Историки греции

Историки древней греции. Историки греции

Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?

ПЯТЬ МИНУТ!

Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».

Почему «Развитие»?

Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:

  • Мы работаем в этой сфере уже 10 лет. Вдумайтесь: это два десятка учебных полугодий, в течение которых наши клиенты получали неизменно качественные рефераты, курсовые или дипломы на заказ.
  • Первый интернет-заказ на написание дипломной работы мы приняли в 2001 году. С тех пор агентство «Развитие» не ограничено не только тематическими, но и географическими рамками: мы выполняем рефераты, курсовые и дипломы всех специальностей из любой точки России и зарубежья. Достаточно заполнить форму онлайн-заказа, или связаться с нами по телефонам или e-mail - и Вам остается только вручить готовую работу своему преподавателю.

Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.

Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?

  • Наши специалисты пользуются обширной научной библиотекой по всем специальностям, в которой представлены разнообразные пособия, тематическая периодика, практическая литература, энциклопедия, отечественные и переводные издания - вплоть до уникальных материалов, недоступным простым студентам;
  • В агентстве «Развитие» дипломы, курсовые или рефераты на заказ пишут только специалисты по данной отрасли. Все сотрудники агентства имеют профильное образование и обладают высокой квалификацией;
  • Вы оплачиваете работу только после того, как убедитесь в том, что она соответствует Вашим требованиям. Никаких «котов в мешке»!

История означает «исследование». Отдельные элементы исторической науки в форме летописей, генеалогий царей и героев, записей мифологический преданий, существовали уже в государствах Древнего Ближнего Востока, но лишь греки подошли к их изучению с точки зрения рационального анализа, стремясь вычленить из традиции элементы достоверного знания. Изобретение истории предполагало появление критического метода, разработка и применение которого нашло воплощение в работах историков классического периода.

Логографы

Первые сочинители, работающие в историческом жанре, занимались собиранием мифологической традиции, составлением генеалогии и хронологии. Фукидид с некоторым пренебрежением называл их логографами - «записывающими сказки». Сегодня под этим словом обычно объединяют авторов, предшествовавших Геродоту: Кадма из Милета, Харона из Лампсака, Гелланика из Митилены, Акусилая из Аргоса и наиболее известного Гекатея из Милета.

Геродот

Геродот (около 484-425 гг. до н. э.) родился в Галикарнасе в Карии, принадлежал к знатному роду, в молодости боролся против тирана Лигдамида, подвергся изгнанию и долго жил на Самосе. В 455-444 гг. до н. э. он путешествовал, объехал значительную часть Малой Азии и Ближнего Востока, Египта, Балканского полуострова и Причерноморья. Около 446 г. до н. э. историк поселился в Афинах, где познакомился с Софокломи вступил в кружок Перикла.

В 444 г. до н. э. он участвовал в основании колонии в Фуриях в Южной Италии, где провел последние годы жизни.

Перу Геродота принадлежит «Изложение событий», или «История», написанная на ионийском диалекте. Разделение на девять книг и их названия по именам муз относятся к более позднему периоду. Значительная часть сочинения была создана еще в пору пребывания историка на Самосе, поскольку известно, что Геродот читал свою книгу в Афинах и получил за нее награду в десять талантов. По образцу логографов автор не ограничивался изложением политической истории, а приводил обширный географический и этнографический материал.

Композиция всего произведения сложна и включает несколько параллельных линий повествования. В первой части сочинения Геродот рассказал историю лидийцев, мидян, вавилонян, египтян и скифов по мере их покорения персами. Вторая часть начинается с Ионийского восстания, после которого Геродот перешел к описанию греко-персидских войн. Кульминация повествования - описание похода Ксеркса, сражения при Фермопилах, Саламине и Платеях. Труд оканчивается описанием взятия Сеста афинянами в 478 г. Вопрос о том, успел ли Геродот его завершить, до сих пор остается открытым.

Согласно Фукидиду движущими силами истории являются страсти и воля людей, а не божественное вмешательство, чудеса или мифы. Эти рациональные представления позволили ему показать Пелопоннесскую войну как процесс, обусловленный политическим развитием Афин и Спарты в период, последовавший вслед за греко-персидскими войнами.

Фукидид

Фукидид (около 460 - около 396 гг. до н. э.) родился в Афинах в знатной семье. По-видимому, в юности он получил хорошее образование, в зрелом возрасте активно занимался политикой. По взглядам историк принадлежал к умеренной олигархии. В 424 г. до н. э. он командовал афинской эскадрой на севере Греции. Спартанский полководец Брасид при его попустительстве захватил Амфи-поль. Дома Фукидид был обвинен в измене и подвергся изгнанию.

В родной город он вернулся лишь после окончания войны и всеобщей амнистии. Будучи изгоем,историк внимательно продолжал следить за политическими событиями и перипетиями Пелопоннесской войны. Результатом его размышлений стала «История» в восьми книгах.

В сочинении Фукидид разработал рациональную концепцию и методологию истории. Главной задачей историка, по его убеждению, является отыскание истины и верное изложение событий, что позволяет извлечь из нее уроки на будущее. Для этого ученый должен сохранять беспристрастность и критически относиться к источникам информации. Фукидид старался основываться на личных наблюдениях и свидетельствах очевидцев, в сочинении он также использовал официальные документы. Значительное место уделялось изложению различных точек зрения и рассуждениям главных действующих лиц.

В философствованиях такого рода Фукидид часто излагал собственный взгляд на скрытые причины событий. Лучшей считается речь на могиле воинов, павших в первый год войны, вложенная им в уста Перикла, которая является яркой апологией демократии Афин и их заслуг перед греческой культурой. Произведение Фукидида было чрезвычайно высоко оценено еще в древности, у него были продолжатели и последователи, которым, впрочем, не удалось с ним сравниться.

Ксенофонт. Национальный музей Александрии

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье, в юности получил хорошее образование. В 401 г. до н. э. принял участие в походе 10 тыс. греческих наемников в Персию. В качестве одного из командиров наемников Ксенофонт затем служил во Фракии царю Севту, а после ходил в экспедицию спартанского царя Агесилая в Малую Азию. По возвращении в Грецию в 394 г. до н. э. историк сражался в битве при Коронее на стороне спартанцев против союзных Афинам фиванцев. За это он был приговорен к изгнанию и значительную часть жизни провел в подаренном ему Агесилаем имении близ Олимпии.

Литературное наследие Ксенофонта довольно обширно и включает сочинения различного жанра и содержания, написанные в разное время. Все они сохранились до нашего времени. Самым известным произведением является «Анабасис», в котором Ксенофонт изложил воспоминания о походе Кира Младшего против брата, персидского царя Артаксеркса, его поражении и гибели, и последовавшем 15-месячном возвращении греческих наемников домой. По литературным достоинствам и ценности сообщаемой информации «Анабасис» не знает себе равных. Еще одним сочинением Ксенофонта является «Греческая история» в семи книгах, продолжающая труд Фукидида. Эта работа весьма далеко стоит от оригинала. В то же время историку нельзя отказать в умении описывать ключевые события и выделять ярких личностей.

Книга: Историки Греции. Геродот. Фукидид. Ксенофонт / пер. с древнегреч. И. Мартынова, Ф. Мищенко, С. Жебелева, С. Ошерова; сост. и предисл. Т. Миллер. Примеч. М. Гаспарова и Т. Миллер. - М. : Художественная литература, 1976. - 430 с. - (Библиотека античной литературы).

Характеристика: В древнегреческой литературе имена Геродота, Фукидида, Ксенофонта стоят в одном ряду с именами Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана или Платона. Как и великие драматурги или знаменитый автор диалогов, три названных историка создали произведения, которые уже в античности были оценены как классическая норма и образец литературного жанра. Их творчество завершает и увенчивает формирование в художественной прозе рационалистической картины мира, которая стала складываться в VI веке до н.э. Именно тогда утвердившееся после великой колонизации VIII–VI веков полисное рабовладельческое общество начало созидать внутри себя новую культуру, дополняя и исправляя то представление о мире, которое давал греку героический эпос.

В VI веке подвергались пересмотру присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных грекам землях и народах. Тогда появились первые учения о материальной первооснове мира и его структурном единстве и были сделаны попытки аллегорически истолковать мифы и найти им не противоречащее разуму объяснение. В том же VI веке до н.э. появились и первые хроники , этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить по косвенным указаниям поздних авторов и по сохранившимся фрагментам, первые начатки повествовательной прозы сосредоточивали свое внимание на родословиях основателей городов, достопримечательностях местностей и обычаях народов. Составителям интересны были красочные детали и мелкие подробности. Источником сведений для хронистов служили старинные предания, мифы, сказы. Там, где «факты» казались бессмысленными, хронист отвергал их или находил для них согласное с разумом объяснение. Определяющей чертой этих первых памятников повествовательной прозы становилось стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно проверить собственными глазами. К работе хронистов прилагалось слово ίστωρία («история»), которое имело двойной смысл: «свидетельство очевидца» и «расследование путём допроса».

Новой художественной прозой стало историческое повествование Геродота и Фукидида - литературный жанр, который возник в V веке и резко отличался и от ранних этнографических хроник, и от героического эпоса. От хроник он отличался тем, что рассматривал судьбу людей и народов, от эпоса - тем, что освобождал историю от мифа. То обстоятельство, что новое словесное творчество началось именно с этого жанра, было обусловлено особенностями жизни эллинского мира после греко-персидских войн (500–449 гг. до н.э.). Греко-персидские войны привели к неслыханному возвышению Афин. В таких условиях события современности приобретали для греков V века не меньшее значение и интерес, чем события далёкого прошлого. Живой интерес к современности способствовал появлению литературы, которая стала искать себе сюжеты не в мифологии, не в вымысле, а в реальной жизни. И первым событием, которое послужило материалом для создания новой литературы, стали греко-персидские войны.

Эти войны, в которых отстаивалась независимость Греции, поневоле заставляли задуматься и осмыслить происходящее, по-новому осветить взаимоотношения эллинского и восточного мира. Хроники VI и V веков до н.э. описывали лишь географию и этнографию местности. Теперь же требовалось понять и объяснить судьбу народов, втянутых в войну. Задачу эту выполнил Геродот в своей «Истории» - истории греко-персидских войн. Геродот поступал так же, как до него поступал эпический поэт, слагавший героический эпос из отдельных «малых песен». Необъятный материал хроник, легенд, устных преданий, собственные путевые наблюдения и сведения очевидцев, Геродот впервые собрал вместе и использовал для одной общей цели. Цель, которую Геродот ставил перед собой, была тоже вполне традиционной для эпоса. По его собственным словам, он написал свой труд для того, чтобы прославить подвиги греков и варваров и объяснить, почему они воевали друг против друга.

Свой рассказ Геродот сосредоточил вокруг истории царствования тех восточных правителей, с которыми греки вступали в столкновение, и протянул нить из глубины VII века к своей современности, от лидийского царя Креза к Ксерксу. При описании этих царствований Геродот применил обычный для эпоса композиционный прием: в канву основного повествования он ввёл подробные сведения о народах, имевших какое-то отношение к упоминаемым им властителям, и таким образом создал целостную картину всего знакомого грекам средиземноморского мира - его истории, географии, этнографии. Эта новая картина вселенной была близка эпосу по своим «космическим» масштабам, но несла в себе иное, чем в эпосе, видение мира. По ходу изложения событий Геродот не только сообщал то, что ему удалось узнать, но и опровергал то, что находил недостаточно достоверным, противопоставляя чужому мнению своё собственное как более разумное.

Как и хронисты, Геродот необычайно внимателен к предметам видимого мира, обычаям народов, ландшафту и животному миру разных стран. Но «История» Геродота существенным образом отличалась от хроник не только своим объёмом, но и замыслом. Она была задумана не как история местностей, а как история народов. Грекам V века она не только сообщала более точные сведения о знакомых им странах, но и давала ключ к пониманию событий современности. Геродот улавливал повторение одной и той же закономерности и благодаря этому получал возможность изобразить греко-персидские войны в их неразрывной связи с общим ходом мировой истории. Здесь опять Геродот использовал опыт хронистов. Для хроник, как и для более древних сказок и преданий, был обычен рассказ о вещих снах и сбывшихся предречениях оракулов, и Геродот внес этот элемент в описание жизни почти всех восточных правителей. Таким образом судьбы царей в «Истории» Геродота подчинены некоему таинственному миропорядку, где заранее предопределены их возвышение и падение. Все их попытки отвратить от себя беду обречены на неудачу. Но воля божества, подчиненность человека року - всё это для Геродота лишь одна сторона мирового порядка. С нею неразрывно связан и другой закон - закон возмездия за человеческие поступки. Через все повествование красной нитью проходит мысль, что все люди несут расплату за свои дела. Человеческая жизнь, показывает Геродот, не только предначертана свыше, она зависит также и от поведения самих людей. Этот второй угол зрения на события позволил Геродоту истолковать победу эллинов не только как явление космического масштаба, но и как факт этический, не только как свершение воли богов, но и как проявление морального превосходства эллинов над персами.

«История» Геродота была своеобразным «послесловием» к войне с персами. Примерно через пятьдесят лет после неё, как «послесловие» к другой войне, теперь уже междоусобной, было создано ещё одно произведение повествовательной художественной прозы - «История Пелопоннесской войны» Фукидида . Её автором был военачальник, который пережил всю эту войну, внимательно наблюдал отдельные её события и этапы, стоял близко к делам обеих воюющих сторон. Биографией Фукидида в значительной мере объясняется и характер источников, которыми он пользовался, и его взгляд на действительность. Геродот включал свои личные наблюдения в уже готовые, составленные до него хроники и в его «Истории» всё же преобладал материал, полученный из вторых рук. Фукидид писал по свежим следам событий, как очевидец, и старался говорить лишь о достоверных, заведомо проверенных фактах. В фокусе его внимания оказалась политическая и военная жизнь греческих городов-государств последней трети V века.

Фукидида интересовало и то, как ведутся сражения, и то, как ведётся политическая игра. Он не только сумел нарисовать в своей «Истории» картину столкновения интересов в греческом обществе, но и попытался поставить весь ход греческой истории в зависимость от действия чисто утилитарных стимулов. Далёкие легендарные времена, знакомые любому греку по мифам и эпическим преданиям, Фукидид переосмыслил в начале своего труда как историю постепенного роста богатств и морской мощи и связанных с этим изменении в политическом строе. Он не ссылался, подобно Геродоту, ни на волю рока, ни на закон возмездия, а скрупулезно исследовал реальную действительность. Анализ политики полисов приобрёл для Фукидида сугубо практический смысл: выяснить, благодаря чему Афины сумели достичь могущества и почему не сумели его удержать. Подобно тому как Геродот видел источник слабости персов в их покорности воле деспота, а силу эллинов - в отсутствии у них единовластия, Фукидид устанавливал связь между заинтересованностью афинян в делах государства и могуществом их полиса.

Если Геродот, описывая события, обычно задавал себе вопрос «Почему они произошли?», то Фукидид спрашивает себя «Чем определился выбор? Ради чего предприняты те или иные действия?». Cвязь реальных утилитарных причин и следствий Фукидид вскрывает не только в поведении отдельных лиц, но и в истории самого афинского государства. Если у Геродота трагическая судьба его героев предрешена заранее и все попытки избежать её заведомо обречены на неудачу, то для Фукидида трагический конец морского могущества Афин вовсе не фатален и не неизбежен. Он мог бы не наступить, если бы политические деятели не совершили всех своих ошибок, если бы свои корыстные интересы они не поставили выше интересов государства в целом. Несчастье постигло афинян не по воле богов и не как наказание за преступление, а в результате неверно поставленной цели.

«История» Фукидида осталась незавершённой: повествование обрывается в ней на событиях 410 года до н.э. Последние годы Пелопоннесской войны (411–404) описаны уже Ксенофонтом Афинским в его «Греческой истории», которая составлена как прямое продолжение труда Фукидида и доведена до 362 года до н.э. Ксенофонт родился во время Пелопоннесской войны, и его творчество принадлежало совершенно новому периоду как в политической истории Греции, так и в истории её литературы. В литературе этого времени центр тяжести переместился с поэтических жанров на прозаические, с мифологических сюжетов - на сюжеты, заимствованные из реальной жизни, а в них - с изображения жизни народов на изображение жизни отдельных людей.

Внимание Ксенофонта как писателя сосредоточено вокруг изображения жизни двух типов людей: философа и полководца. Памяти своего учителя Сократа Ксенофонт посвятил «Воспоминания о Сократе», «Апологию Сократа», диалоги «Пир» и «Домострой». Образ полководца нарисован им в таких произведениях, как «Киропедия» (вымышленное повествование о жизни персидского царя Кира Старшего), «Агесилай» (биография спартанского царя, в войске которого служил Ксенофонт) и, наконец, «Анабасис» (рассказ о походе Кира Младшего и возвращении греческого отряда на родину).

В центре повествования Ксенофонта стоит повседневная, будничная жизнь его героев с её практическими заботами, нуждами и мелкими развлечениями. Как никто до него, он видит, любит и живописует быт, которым живут его современники. Высшая доблесть человека в его глазах - это умение достойно вести себя в этом быту, умение дружески обращаться с другими людьми. Все положительные герои Ксенофонта обладают одними и теми же свойствами: они человеколюбивы, гуманны, верны своим друзьям и сами пользуются их любовью. Гораздо более тщательно, чем это делалось до него, Ксенофонт прослеживает, как нравственные качества проявляют себя в поведении человека. Творчество Ксенофонта - ещё один важный шаг на том пути созидания нового словесного искусства, начало которому было положено Геродотом. Это новое, невиданное до того искусство прозы впервые осмысливало жизнь человека рационалистически, как связь причин и следствий, и пыталось вскрывать эту связь при изображении реальной действительности.

Греческие писатели-прозаики отказывались от привычных для поэзии мифологических сюжетов, описывая события реальной жизни, и одновременно заимствовали у поэзии её художественные приемы, применяя их в своем новом искусстве. В сочинении Геродота разрозненные факты, собранные хронистами, были объединены в одну общую картину при помощи композиционных приемов, перенесённых в прозу из эпоса, и это дало возможность не только объяснить по-новому историческое прошлое народа, но и впоследствии раскрыть в самой реальной жизни причины, которые определяют ход исторических событий. Попытка эта была сделана Фукидидом. После него в прозаической литературе IV века до н.э. решалась по существу уже новая задача: рационалистически переосмысливалась не история народа, а развитие человеческой личности. Впервые писатели предлагали своим согражданам норму и пример идеального поведения не в образах героев эпоса, а в фигурах живых лиц, принадлежавших истории, а не мифу.

Формат: Djvu.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта