Об эмоциях говорят разное: кто-то – что «эмоции мешают жить», другие сетуют на свою гиперэмоциональность, третьи, на фоне популярных сейчас книг и статей на тему эмоционального интеллекта , стараются повысить не только IQ (intelligence quotient), но и EQ (emotionality quotient)… Сами по себе эмоции — вещь незаменимая, но иногда они слишком сильны — и это вредит и «владельцу», и окружающим.
Я не очень люблю выражение «держать эмоции под контролем» (мне видится в нем какое-то давление на личность), но ведь факт остается фактом: контролировать эмоции и чувства можно и нужно. Умение держать себя в руках и сохранять ясный и свободный от сиюминутных вспышек эмоций ум — это ценится в любой ситуации и в любом месте: и на работе, и в семье. Предлагаю сегодня поразмышлять на эту тему: как научиться владеть собой?
Как раз в дни, когда была задумана эта статья, я посмотрела фильм «Король говорит» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Сюжет не говорит о том, как научиться владеть собой, прямо, но одна мысль показалась мне созвучной. Когда будущий король приходит на прием к врачу, тот спрашивает о самом раннем воспоминании, чтобы понять причину, по которой герцог заикается. Доктор уверяет, что никто не начинает заикаться просто так.
И ведь правда – ничего не бывает просто так, все имеет причину, ничто не появляется на пустом месте.
Человек, который считает, что ему нужно научиться владеть собой, скорее всего имеет в виду, что случаются моменты, когда он просто не в состоянии контролировать свои эмоции и чувства. Он перестает быть хозяином эмоций. Эмоции (чаще негативные) становятся хозяином его самого, а он — их заложником.
Почему же возникают эти негативные эмоции? Они имеют свою причину (иногда она тоже, как и заикание, уходит корнями в детство), которую нельзя игнорировать. Возникшая негативная эмоция – это красная лампочка, которая сигнализирует: что-то не в порядке, какая-то потребность не удовлетворяется. Какая? Ваша задача ее найти (возможно, вместе со специалистом) – не игнорировать ее, а сесть за стол переговоров с этой эмоцией и обнаружить: что не так?
Мне нравятся слова Юнга: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Юнг говорит о депрессии, но слова можно отнести и к любой другой тревожащей эмоции.
Многие путают и считают, что подавлять и управлять своими эмоциями – одно и то же . Подавлять – это значит не считать важными, не уделять внимания, запрещать себе разбираться, что со мной происходит.
Управлять эмоциями – значит к месту их проявлять: ведь иногда они бывают неуместны, могут обидеть других людей, не дают спокойно подумать над ситуацией. Владеть своими эмоциями — это также значит понимать и учитывать, что порой слишком интенсивные эмоции – следствие нехватки отдыха, недосыпа, голода, усталости, болезни…
1. Начните с лица. Если хотите быстро взять негативную эмоцию под контроль, то начните с … изменения лица и мимики. Как это работает? Обычно мы хотим победить какую-то негативную эмоцию – злость, раздражение и др. Чтобы убрать ее – нужно «сменить» лицо, придав ему выражение той эмоции, к которой вы стремитесь. К примеру, улыбнитесь, расправьте морщинки на лбу, расслабьте челюсти, если вы злитесь или очень расстроены. Затем начните дышать ровно, снизьте темп речи, смягчите интонации.
Мозг сначала удивится: что происходит – внутри все кипит, но лицо и тело выражают положительные эмоции? Но потом внутреннее состояние «подтянется» за внешним: улыбкой и правильной расслабленной мимикой можно управлять своими эмоциями. Мне нравится этот способ своей простотой, и несколько раз он меня здорово выручил.
Улыбнитесь — и настроение улучшится, а эмоции придут в норму
2. Чтобы было легче держать неприемлемые эмоции под контролем, осознайте их скрытый смысл или бессмысленность. Страх, злость, сильнейшая обида, жуткое раздражение, расстроенность… Иногда такими состояниями человек преследует свои цели – к примеру, добиться внимания к себе, помощи, получить свое; причем делается это часто неосознанно. Понаблюдайте за собой и ответьте честно: какие скрытые выгоды получаете от собственных эмоций вы? Если их не находится, то задайте себе другой вопрос: а для чего тогда, собственно, так переживать, злиться, обижаться?.. По сути эти эмоции лишь нанесут вред тому, кто их чувствует – и больше ничего.
3. Визуализируйте эмоцию. Научиться владеть собой поможет простое упражнение: представьте свою бурную эмоцию в виде огня – почувствуйте, насколько большой это костер и как от него жарко. Затем визуально обрушьте на этот костер огромную струю воображаемой воды – потушите его, так, чтобы не осталось ни одного тлеющего уголька.
4. Используйте чувство юмора. Иногда чувство юмора способно снимать напряжение конкретной ситуации, лучше осмысливать ее и, как следствие, помогает держать эмоции под контролем. Не накручивайте себя, а посмейтесь. Иногда бывает трудно пошутить и самому мысленно посмеяться над этой шуткой, особенно если страсти зашкаливают — если не можете прибегнуть к собственному чувству юмора, прибегайте к чувству юмора других: сядьте поудобнее и 20 минут читайте смешные анекдоты или посмотрите до ужаса смешной видео-ролик или фильм.
А можно не только учиться держать эмоции под контролем, но и исключать поводы для появления и проявления негативных переживаний. К примеру, если вы знаете, что каждый поход на рынок выжимает все силы, и вы обязательно будете раздражены медлительностью или настойчивостью продавцов, выберете другой вид покупок – покупайте через интернет с доставкой или перепоручите эту обязанность членам семьи, кому это не составляет такого труда, как вам. Если такие бурные всплески эмоций вызывает работа – то, возможно, это сигнал, чтобы ее сменить ? А может, не только работу, но и сферу деятельности?
А что помогло вам научиться владеть собой? Легко ли держать свои эмоции под контролем?
Развитие самообладания – изначально неверная формулировка, т. к. самообладание – это нормальное состояние человеческой психики. Но в стрессовой ситуации его можно потерять, так же, как лодка в сильный шторм теряет равновесие и переворачивается. Поэтому ваша задача не развить, а научиться владеть собой, сохранять и поддерживать в равновесие, несмотря на любые внешние раздражители.
Чтобы понять, как этому научиться, давайте разберемся, что такое эмоции, и как они работают. Эмоции – это часть сигнальной системы, которая регулирует поведение человека в зависимости от складывающихся обстоятельств. Их можно сравнить с рефлексами: когда горячо, вы отдергиваете руку, когда страшно – отходите назад и т. д. Разница в том, что рефлексы – это быстрая и бессознательная реакция на некую реальную или потенциальную угрозу, а эмоции – более сложные маркеры, благодаря которым вы не путаетесь во множестве окружающих явлений.
Сильные эмоции, такие как гнев, панический страх и отчаяние, тоже указывают на реальную угрозу, точнее говоря, на угрозу, которую вы считаете таковой.
Например, у человека может возникнуть паника как при пожаре, так и при необходимости выступить на сцене. Пожар – это прямая угроза жизни, выступление – нет, но паника или сильный страх все равно возникают очень часто. Точно так же во время бытовых ссор может возникнуть неконтролируемый гнев, который природой задумывался как реакция на серьезное посягательство. Например, медведица приходит в ярость, когда что-то угрожает медвежатам.
Почему же сильная эмоция возникает там, где отсутствует единственная веская причина для ее появления – реальная угроза? Потому что наше подсознание работает иначе, чем сознание. Его маркеры мало изменились со времен пещерных людей, оно не знает, что такое современный социум, цивилизация, закон и правила поведения. Поэтому публичное выступление воспринимается подсознанием так же, как выступление перед племенем или общиной, и, если оно закончится неудачно, человека могут изгнать. Изгнание в первобытном обществе – это почти верная смерть, т. к. суровые условия существования позволяли людям выживать только в общинах.
Главная беда с эмоциями – это стремление человека их романтизировать: поступать якобы нужно именно так, как подсказывают чувства. Иногда это в самом деле так, потому что природа предусмотрела за нас многое, и там, где «спит» разум, эмоциональная чуткость может даже спасти вам жизнь. Но это не касается тех случаев, когда мнимая угроза принимается за реальную! Поэтому просто знайте: если эмоции выходят из берегов, они почти наверняка необоснованны. Если объяснить и уяснить себе этот факт, сохранить самообладание в стрессовой ситуации станет легче, т. к. разумных причин доверять эмоциональным состояниям у вас больше не будет.
Маркер – это некая особенность физиологии или поведения, которая может сыграть роль «тревожной лампочки», просигнализировав о скорой потере выдержки. Все люди разные, поэтому индивидуальные маркеры у каждого свои. Вы определите их, если понаблюдаете за собой в стрессовых ситуациях. Общие признаки же характерны почти для всех:
Чаще всего признаки из списка означают, что контроль уже потерян, поэтому желательно составить свой список индивидуальных маркеров, чтобы распознавать опасность как можно раньше и развить самообладание.
То есть ситуации, шаги или вещи, которые больше всего действуют на вас раздражительно. Советуем составить список от руки и периодически его перечитывать. Это тоже разновидность маркеров: когда вы осознаёте, что реагируете на одну и ту же ситуацию всегда одинаково, вам проще морально к ней подготовиться и закрепить умение владеть собой.
Раздражителями могут быть конкретные люди: «бывшие», начальники, родственники, коллеги на работе, кто угодно. В этом случае лучше всего свести контакты к минимуму.
Чтобы абстрагироваться, нужно понять, что вы теряете контроль одним из трех предложенных выше способов. Когда этот факт уже не вызывает сомнений, думайте о том, как вы выглядите со стороны. Оценивайте свои жесты, слова, интонации, вдумывайтесь, что вы говорите и как. Суть приема в том, что со стороны проще правильно и качественно оценить поведение. Если вы сможете примерить на себя роль наблюдателя, то сможете определить, где перегибаете палку. Кроме того, сам факт смены объекта внимания сыграет вам на руку, ведь вы перестанете думать о раздражителе и начнете думать о собственной реакции на него.
Между нервным возбуждением и его физическими проявлениями существует обратная связь. Когда вы нервничаете, дыхание сбивается, становится тяжелым и неровным. Когда вы испытываете панический приступ, дыхание в буквальном смысле сходит с ума. Первое, что нужно сделать, – вернуть его под контроль, это в конечном итоге поможет научиться самообладанию. Контроль над ритмом и глубиной дыхания возвращает способность контролировать себя, по меньшей мере, частично. Вот почему заставляют глубоко дышать тех, кто испытал шок, травму, паническую атаку или другой сильный стресс.
В упражнении нет ничего сложного – сделайте глубокий вдох носом и выдох через рот, повторите несколько раз.
Для этого достаточно сосчитать до десяти. Если заняться счетом невозможно в процессе разговора, возьмите паузу. Ответьте на звонок, попейте воды или заговорите с другим человеком. Умение красиво говорить часто связано с умением «перезаряжаться». Особенно это актуально для изматывающих тяжелых переговоров, длящихся часами: так можно сбросить накопившийся негатив, вернуть мыслям трезвость. Искусство оказывать влияние на людей строится на получении преимущества. В тяжелых переговорах преимущество получает тот, кому удается передохнуть.
Не надо закрывать глаза и пытаться думать о хорошем, это никогда не работает. Реально отвлечься и не нервничать позволяет только занятие, найдите его себе. Поточите карандаш, протрите монитор компьютера, обновите браузер в телефоне. Главное – сделайте что-нибудь.
Физические признаки невозмутимости подавляют эмоциональную активность, мы разбирали причину этого явления выше на примере контроля дыхания. Но не только дыхание может вернуть в норму ваше самочувствие, есть еще более любопытные психологические хитрости. Например, человек не способен испытывать страх, когда он ест. Прием пищи тесно связан с безопасностью, т. к. на заре человеческой истории одно было невозможно без другого. Можно снизить влияние эмоции почти в любой ситуации, если просто что-нибудь пожевать. Также отличное лекарство против сильных чувств – это смех. Приступ настоящего смеха способен уничтожить все негативные эмоции сразу, да так, что вы о них и не вспомните. Так что, если нужно срочно избавиться от досаждающего беспокойства, уделите пару минут чтению анекдотов или просмотру забавного ролика на ютьюбе.
Невозможно научиться управлять собой и своими эмоциями одними «тактическими» средствами. Для этого нужна база в виде крепкой психики, уверенности в себе, хорошего здоровья. По возможности занимайтесь спортом, высыпайтесь, питайтесь правильно, проводите больше времени на улице и меньше за компьютером. Запишитесь к психологу, если есть проблемы с самооценкой. Это в комплексе сделает вас стрессоустойчивым лучше, чем все «военные хитрости» вместе взятые.
Творческий процесс позволяет совершить любое действие ритуально, посредством созданных образов. То есть, когда очень хочется причинить кому-то вред из злости, зависти или обиды, переносите это чувство на рисунок, стихотворение или актерский этюд. Результат заставит вас удивиться.
Самые невозмутимые люди – интеллектуалы, потому что книги – источник мудрости. Чем больше книг вы прочтете, тем больше примеров ужасных ошибок, совершенных в состоянии аффекта в конфликтных ситуациях, пройдет через ваш эмоциональный фон. Говоря проще, герой книги вышел из себя и убил человека, а эмоциональные последствия пережили вы. Больше книг, больше прививок, меньше шанс потерять контроль над собой.
Помимо теоретической части обучения в актерской школе, педагоги предлагают практические занятия стендап которые позволят вам выступать более профессионально на сцене или просто научат блестяще шутить на любой вечеринке.
Разделы: Химия
Форма урока: практическая работа.
Задачи урока:
Повторить и закрепить практические умения и
навыки по выполнению химических опытов,
обращению с реактивами, соблюдению правил
техники безопасности;
- научиться подбирать необходимые для работы
реактивы, предполагать наблюдаемые явления,
делать выводы;
- закрепить навыки по составлению уравнений
реакций ионного обмена, составлению уравнений
диссоциации, полных и сокращенных ионных
уравнений.
Продолжить формирование
мировоззренческих понятий о познаваемости
природы, причинно-следственной зависимости
между составом, строением и свойствами веществ;
- ученики должны уметь работать аккуратно,
сознательно соблюдать установленные правила
(например, техники безопасности).
Оборудование: графопроектор с кодопленками, таблица растворимости, телевизор, программированное методическое пособие, таблицы для заполнения отчета о работе и справочные таблицы (приложение 1 ), штативы с пробирками, поддоны, склянки для отходов, песочные часы, индикаторы – фенолфталеин и лакмус, растворы хлорида бария, сульфата железа (II), карбоната натрия, серной кислоты, нитрата серебра, красной кровяной соли, гидроксида натрия, хлорида кальция, сульфата меди (II), гидроксида кальция, соляной кислоты. Для решения задач по распознаванию веществ ученикам в пронумерованных флаконах выдаются растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция.
Структура урока:
Мотивация. Распознаванием веществ, доказательством их состава занимается целая наука – аналитическая химия. В ней занято больше людей, чем в химическом производстве.
Повторение. Давайте вспомним методы определения катионов и анионов в растворах (можете воспользоваться выданными справочными материалами):
Вам предстоит выполнить самостоятельно 4 опыта. На каждый из первых трех отводится по 7 минут. Если затраты времени окажутся больше, третий опыт можно не выполнять. Для контроля времени воспользуйтесь песочными часами. В конце урока вы передаете учителю ответ на задачу по распознаванию веществ (опыт 4) в виде двух заполненных таблиц. По итогам урока вы получаете две оценки: за выполнение контрольного опыта и за выполнение всей работы.
Последовательность работы с программированным пособием (таблица 1). Вы читаете первое задание, напечатанное на левой странице разворота пособия наверху, и записываете на этой странице пропущенное слово, сформулированный ответ, уравнение реакции. На левой стороне правой страницы разворота, отделенной вертикальной чертой, приводятся необходимые пояснения и рисунки, помогающие прийти к правильному ответу. Выполнив задание, переверните страницу и на правой стороне следующего разворота найдите ответ и сопоставьте записанный вами с правильным, напечатанным под тем же номером.
Получив подтверждение правильности ответа, вы можете перейти к следующему заданию, которое напечатано наверху левой страницы следующего разворота и имеет номер на единицу больше предыдущего.
Перед проведением опытов ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
Правила техники безопасности:С правилами техники безопасности ознакомлен (а) …………………(подпись)
Таблица 1
Программированное пособие
Левая страница разворота пособия | Правая страница разворота пособия | |
Задание | Пояснение к заданию | Ответ |
Опыт 1
Подтвердите качественный состав хлорида бария 1. В водном растворе хлорид бария диссоциирует на ионы BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl - Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов ……. и анионов …… |
||
2
. По таблице 2 (Приложение 1
) выберите
соответствующие реактивы Реактивом на катионы бария является ……- анион, …… Реактивом на хлорид – анионы являются катионы …… |
1
.
Cl - (хлорид - анионов) |
|
3
. Для проведения
реакции отлейте в две пробирки две пробы
исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку бесцветный прозрачный раствор серной кислоты ……, содержащий сульфат – анионы BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl Ba 2+ + 2Cl - + 2H + + SO 4 2- = BaSO 4 + 2H + + 2Cl - Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 Проверка уравнений по сумме коэффициентов: в молекулярном уравнении …… в полном ионном уравнении …… в сокращенном ионном уравнении…… |
2
. сульфат - , SO 4 2- серебра, Ag + |
|
5
. Добавьте во вторую пробирку
раствор нитрата серебра ……, содержащий катионы
серебра Образуется …… осадок в результате протекания реакции BaCl 2 + 2AgNO 3 = Ba(NO 3) 2 + 2AgCl Ba 2+ + 2Cl - + 2Ag + + 2NO 3 - = Ba 2+ + 2NO 3 - + 2AgCl Ag + + Cl - = AgCl Сумма коэффициентов: в молекулярном уравнении …… в полном ионном уравнении …… в сокращенном ионном уравнении …… |
4 . | |
Вывод Используя реакции осаждения, мы доказали, что раствор хлорида бария содержит катионы …… и анионы ……, тем самым подтвердили состав заданной соли |
5
. белый творожистый |
|
Опыт 2
Подтвердите качественный состав сульфата железа (II) FeSO 4 = Fe 2+ + SO 4 2- Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и анионов …… |
||
2
. По таблицам 2 и 3 (Приложение
1
) выберите соответствующие реактивы Реактивом на катионы двухзарядного железа является раствор щелочи, содержащий …… - анионы или раствор красной кровяной соли …… Реактивом на сульфат – анионы являются катионы бария …… |
1
.
SO 4 2- , сульфат- анионов |
|
3
. Для проведения
реакции отлейте в три пробирки три пробы
исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку раствор гидроксида натрия Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции FeSO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + Fe(OH) 2 Fe 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - = 2Na + + SO 4 2- + …… Fe 2+ + 2OH - = …… |
2
. OH - , гидроксид – |
|
5
. Добавьте во вторую пробирку
раствор красной кровяной соли K 3 Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции 3FeSO 4 + 2K 3 = 3K 2 SO 4 + Fe 3 2 3Fe 2+ + 3SO 4 2- + 6K + + 2 2- = 6K + + 3SO 4 2- + Fe 3 2 3Fe 2+ + 2 2- = Fe 3 2 Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно равны ……, ……, …… (При выполнении контрольной работы проводят только одну качественную реакцию на определяемый ион) |
4
. зеленоватого |
|
6
. Добавьте в третью пробирку
раствор хлорида бария …… Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции FeSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + FeCl 2 Fe 2+ + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl - = BaSO 4 + Fe 2+ + 2Cl - …… + …… = …… Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно ……, ……, …… |
5 . | |
Вывод Используя реакции осаждения, мы доказали, что в составе сульфата железа (II) содержится катион …… и анион …… |
6
.
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 v |
|
Опыт 3
Подтвердите качественный состав карбоната натрия 1. В водном растворе эта соль диссоциирует на ионы Na 2 CO 3 = …… + …… Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и CO 3 2- (…… - анионов) |
||
2
. По таблицам 1 и 2 (Приложение 1
) выберите
соответствующие качественные реакции Натрий определяют по окрашиванию бесцветного пламени газовой горелки (при выполнении работы опыт не проводится). Реактивом на карбонат - анионы являются катионы …… и растворы кислот, содержащие катионы …… |
1
.
Na + и (карбонат-анионов) |
|
3
. Для проведения
качественных реакций на карбонат – ионы отлейте
в две пробирки пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку раствор хлорида кальция …… (или гидроксида кальция ……), содержащий катионы …… Образуется белый осадок, растворяющийся при добавлении соляной кислоты …… (при этом в пробирке появляются пузырьки прозрачного бесцветного газа) При образовании осадка протекает реакция Na 2 CO 3 + CaCl 2 = 2NaCl + CaCO 3 2Na + + CO 3 2- + Ca 2+ + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +CaCO 3 …… + …… = …… Сумма коэффициентов в уравнениях соответственно ……, ……, ……. |
2 . | |
5
. Добавьте во вторую пробирку
раствор соляной кислоты …… Выделяется газ без запаха, вызывающий помутнение известковой воды (доказательство выделения CO 2: смочите стекло раствором гидроксида кальция и подержите над пробиркой до помутнения) Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O 2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - +CO 2 + H 2 O 2H + + CO 3 2- = CO 2 + H 2 O Суммы коэффициентов ……, ……, …… |
4
. CaCl 2 или Ca(OH) 2 Ca 2+ (кальция) Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 v |
|
Вывод Используя реакцию осаждения и реакцию с выделением газа, мы доказали, что раствор карбоната натрия содержит …… – анионы CO 3 2- |
5. | |
Опыт 4.
(Задача на
распознавание веществ) Распознайте с помощью характерных реакций растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция, находящиеся в трёх пронумерованных флаконах (Распознать – значит определить опытным путём, какое вещество находится в каждом из флаконов) 1. Вещества, находящиеся в выданных растворах относятся соответственно к классам ……, ….… и ……, и являются (сильными / слабыми) …… электролитами В водном растворе эти вещества диссоциируют на ионы H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- Ca(OH) 2 = Ca 2+ + 2OH - CaCl 2 = Ca 2+ + 2Cl - Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе следующих катионов: H + , Ca 2+ , и анионов: SO 4 2- , OH - , Cl - |
||
2
. По таблицам 2 и 3 (Приложение
1
) выбираем соответствующие реактивы Определяемый ион: Реактив: катион водорода H + …… катион кальция Ca 2+ …… гидроксид - анион OH - …… сульфат - анион SO 4 2- …… хлорид - анион Cl - …… |
1
.
основание -(щелочь) сильными |
|
3
. Для проведения реакций
отлейте в три чистые пробирки по 0,5 мл каждого из
трёх образцов С помощью таблицы растворимости выберите последовательность добавления реактивов так, чтобы в одном опыте у вас мог образоваться осадок только в одной пробирке: 5…… (опыта может не быть) |
2
.
CO 3 2- , Na 2 CO 3 лакмус или фенолфталеин |
|
4
. Добавьте реактив №1
в три пробирки с образцами. Наблюдения запишите в рабочую таблицу 2 5. Добавьте реактив №2 в три новые пробирки с образцами. Наблюдения запишите в таблицу 2. Если с помощью реактивов 1 и 2 вы установили качественный состав одного из образцов, можете записать его в соответствующей строке внизу таблицы. С этим образцом опыты далее не проводят 6. Добавьте реактив №3 к пробам оставшихся образцов. Запишите наблюдения По аналогии продолжайте работу с реактивами №4 и №5 |
3
. 1 или 2 - BaCl 2 2 или 1 - лакмус 3, 4, 5 - свои варианты |
|
7 . Заполните таблицы 2 и 3 и передайте на проверку |
Домашнее задание. В дополнение к сокращенным ионным уравнениям рабочей таблицы опыта 4, напишите в тетради молекулярные и полные ионные уравнения.
Таблица 2
Результаты решения задачи на распознавание
Таблица 3
Отчет о выполнении задачи на распознавание (опыт 4)
Задача 1
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Задача 2
В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Задача 3
Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора сульфида натрия. Прилейте в одну из них такой же объём хлорной воды, а в другую - бромной воды. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 4
Вам даны три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 5
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 6
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 7
Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 8
Вам даны три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 1
Проведите реакции, с помощью которых можно доказать, что выданное вам в закрытых сосудах вещество является:
а) хлоридом аммония;
б) карбонатом натрия;
в) нитратом аммония;
г) нашатырным спиртом;
д) карбонатом кальция;
е) силикатом натрия.
Задача 2
Докажите опытным путём, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.
Задача 3
Докажите опытным путём, что:
Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 4
Получите аммиак из следующих солей:
Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 5
Проведите реакции, которые выражаются сокращёнными ионными уравнениями:
Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.
В четырёх пробирках вам даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Вариант 1
Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё 1-2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 76) и наденьте на кончик трубки ещё одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с газоотводной трубки и, не переворачивая её, немного наклонив, поднесите отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук - водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран «гремучий газ».
Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 168, и проверьте его на герметичность.
Рис. 168.
Получение аммиака и его собирание методом вытеснения воздуха
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объёмом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, а затем нагревайте только в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки. Что вы наблюдаете? Почему вода в пробирке поднялась? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда. Переверните пробирку и добавьте в неё 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щёлочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вариант 2
Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 109, и проверьте его на герметичность. Пробирку примерно на 1/4 объёма заполните перманганатом калия КМnO 4 , у отверстия пробирки расположите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда для сбора кислорода.
Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку с КМnO 4 , а затем нагревайте только в том месте, где находится вещество.
Наличие кислорода в сосуде проверяйте тлеющей лучинкой.
Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с 2-3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Налейте в две пробирки раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую - бромную воду. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Хлорная и бромная вода - окислители, поэтому в обеих пробирках сульфид окислится до серы.
Растворы обесцвечиваются.
Вам выданы три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.