Главная » Галлюциногенные » Как разговаривали древние люди между собой. Древнейшие люди

Как разговаривали древние люди между собой. Древнейшие люди

"Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения"


Группирование первобытных людей в коллективы – стада

История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг..."

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом (от греческого слова "палайос" - древний и "литое" - камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило - камень с заостренными краями, палка - копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего (нового) каменного века - неолита (36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда - шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства". С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы - стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей - собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела - камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя - собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц - кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения - ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда - деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов - меди и олова для изготовления орудий труда. После медно - каменного века (энеолита) наступил бронзовый век - новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет - с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда - копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием - на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей

В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация - материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной (от латинского слова "матер" - мать и греческого "архи" - власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.

Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства - скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, " архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей - старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали споры между родами. На территории нынешней Украины насчитывалось около десятка групп племен как земледельческих, так и скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение - стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи нашли много костей мамонтов, северных оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, (название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье и других местностях. Поселения трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета - из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами и отапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Культура и верования первобытных людей

Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большое умение. Изделия, а также сооружения относятся к творениям материальной культуры. Не менее достиг первобытный человек и в области духовной культуры.

Еще до Октябрьской революции на месте Кирилловской стоянки археологи обнаружили на бивнях мамонта изображение речных волн, черепахи и птицы, парившей над рекой. Большое удивление археологов вызвала находка на Мезинской стоянке уникальных произведений первобытного искусства: скульптур идолов (изображение богов), женских статуэток и фигурок животных из бивней мамонта, украшений-подвесок, пуговиц, бусинок из ракушек. Женские статуэтки, браслеты, бивни мамонта были расписаны орнаментом из красной охры. И это - во времена позднего палеолита! Трипольские племена умели красиво расписывать орнаментом посуду. Из костей, рогов и шкур животных первобытные люди делали даже ударные музыкальные инструменты.

Постепенно складывались и религиозные представления первобытных людей: они верили в магические силы природы и духов предков, потустороннюю жизнь, заклинания, обожествляли огонь, солнце, гром и молнию, дождь и снег, реки, озера, леса, горы, луну и т.д. У племен трипольской культуры развитым было поклонение богине плодородия земли и покровительнице скота. Первобытные люди выдумывали богов, верили им и приносили в жертву не только домашних животных, но и людей, лишь бы "задобрить" своих идолов. Для жертвоприношения богам они создавали постоянные либо временные святилища (капища). Одно из таких святилищ обнаружено в Каменной Могиле вблизи Мелитополя Запорожской области. На стенах огромнейшей пещеры сохранились рисунки людей, животных, рыб и рыболовных снастей, повозок, запряженных лошадьми, всадников, изображение солнца и т.д. Это самое богатое святилище, исследованное археологами на территории Украины.

Таким образом, древнейшие люди на нынешней территории Украины пришли к общественной организации - первобытнообщинному строю: объединялись в стада, родовые общины и племена, совместно трудились; владели имуществом и орудиями труда, поровну распределяли между собой продукты питания, развивали материальную и духовную культуру, у них не было разделения людей на богатых и бедных - на классы. И длился этот строй несколько десятков тысяч лет.


Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987

3. Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002

4. Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987

5. Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999


История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг..."

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом (от греческого слова "палайос" - древний и "литое" - камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило - камень с заостренными краями, палка - копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего (нового) каменного века - неолита (36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда - шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства". С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы - стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей - собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела - камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя - собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц - кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения - ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда - деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов - меди и олова для изготовления орудий труда. После медно - каменного века (энеолита) наступил бронзовый век - новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет - с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда - копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием - на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Вопрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учёных давно. Они предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

Язык - божественный дар

Древние учёные считали, что люди начали разговаривать благодаря вмешательству высших сил, то есть считали язык даром божьим. Например, в одном египетском тексте, который датируется III веком до нашей эры, говорится о том, что творцом речи является верховный бог Птах. В других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. Об этом же говорит и Библия, в которой Бог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлёк человека к созданию языка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

В соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

Язык создали люди

Вторая гипотеза происхождения языка появилась в эпоху Античности. Такие древнегреческие и древнеримские мыслители, как Демокрит, Эпикур, Лукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал язык и боги в этом не принимали участие.

Однако эта идея не получила своего развития тогда, поскольку распространение христианства вернуло всё на пути своя, и создателем языка вновь стал Бог.

Положение вещей стало меняться лишь в XVIII веке, когда учёные уделили очень большое внимание концепциям происхождения человеческой речи. Наиболее популярными стали три:

    1. звукоподражательная , утверждавшая, что язык возник в результате подражания звукам природы. Аргумент - наличие во всех языках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теория общественного договора , подразумевавшая, что первобытные люди договорились о том, как пользоваться языком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи" . Учёные, которые её придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. Параллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действия.

Также некоторые учёные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополняя их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

Интересно, что после всех этих научных изысканий учёные-лингвисты зашли в тупик. Они, например, обнаружили, что нельзя делить языки на примитивные и развитые, опираясь лишь на их морфологическую сложность. По этой теории оказывалось, что китайский язык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному языку. Это противоречило факту существования в Китае развитой культуры.

В результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от всяческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. Их сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

Первобытные люди разговаривали как дети

Тем не менее за время изучения этого вопроса учёные пришли к выводу о том, что язык появился бессознательно. Самой простой аналогией, которая лежала у всех на виду, стало становление речи у ребёнка. Этот процесс постепенный, состоящий из ряда этапов.

В 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети. Эту идею высказали специалист по первобытному обществу Владимир Капитонович Никольский и лингвист Николай Феофанович Яковлев.

Основные положения данной концепции:

  • речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями);
  • у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. Сначала они выражали мысли словами-предложениями, которые развивали и дополняли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-понятия могли появиться в тот период развития первобытного человека, когда произошёл переход от собирательства к охоте. Эти слова-понятия состояли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами. Кроме этого, они могли обозначать и предметы, и действия, но теперь слова уже перестали быть равными предложениям.

Однако и эта концепция - лишь гипотеза. Ведь ребёнок рождается с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими. К тому же, как утверждает американский лингвист Ноам Хомский, у ребёнка уже есть в мозгу определённая программа на освоение речи, а у первобытных людей её просто-напросто ещё не было.

Одним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Нам остаётся довольствоваться одними домыслами и гипотезами.

Когда и как человек заговорил? По мнению одних ученых, это произошло 50 тысяч лет назад, другие называют цифру в миллионы лет.

Библейский взгляд

Ветхозаветная история гласит, что человек был сотворен разумным и с дарованной Богом способностью говорить. Бог привел к человеку животных, «чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы знать, как наречет всякую душу живую».

Но первым словом, произнесенным Адамом, согласно Данте Алигьери, было древнееврейское слово «El» – Бог. От Адама на древнееврейском заговорила Ева и их дети: этот язык оставался единственным вплоть до «Вавилонского столпотворения».

Подражая природе

Немецкий историк XVIII века Иоганн Готфрид Гердер серьезно поколебал «божественную теорию» происхождения языка, в которую в то время верило большинство. Ученый утверждал, что речь стала формироваться в тот момент, когда человек начал подражать звукам животных.

Современники высмеяли теорию Гердера, окрестив ее «тезисом ав-ав».

Языковед Александр Вержбовский вернулся к гипотезе Гердера, выдвинув свою теорию «двусогласных первосигналов звукоподражательного происхождения». По мнению ученого, для передачи звуков устрашающих сил природы, к примеру, грома, наши предки употребляли звукосочетания «Ган» и «Ран», а сигналы «Ал» или «Ар» выкрикивали, когда загоняли зверя в ловчую яму.

Истоки происхождения зачатков речи, согласно Вержбовскому, следует искать в одном или нескольких местах обитания «очеловеченного примата», откуда речь была разнесена во все уголки Земли. Этим «очеловеченным приматом», по мнению Вержбовского, был кроманьонец, населявший Европу 40 тыс. лет назад.

«Центр Брока»

Человека умелого (Homo habilis), обитавшего предположительно 2,5 млн. лет назад, нередко называют первым представителем рода Homo. Он обладал целым рядом признаков, которые выделяют его из царства животных: это не только умение изготавливать орудия труда и примитивную одежду, но и также строение мозга.

По мнению антрополога Станислава Дробышевского, для мозга Homo habilis характерно усиление развития участков, которые отвечают за речь.

В частности, заметная выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у него «центра Брока»: именно он обеспечивает моторную организацию речи и управление отделами мозга, координирующими речевой аппарат.

Специалисты-физиологи по следам прикрепления мышц на черепе восстановили морфологию верхней части речевого аппарата Homo habilis. Предок человека, вероятно, имел массивный язык и несоприкасающиеся между собой губы: это могло позволить гоминиду произносить звуки фонетически похожие на наши гласные «и», «а», «у» и согласные «с» и «т».

От жестов к речи

Американские нейробиологи, сравнивая строение мозга человека и обезьяны, в частности, шимпанзе, бонобо и горилл, заметили весьма знаменательное сходство. Оказалось, что так называемая «Бродмановская область 44», которая расположена в «центре Брока», и у человека, и у обезьян в левом полушарии мозга больше, чем в правом.

У человека эта область отвечает за речь, а зачем столь развитый орган обезьянам?

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой «Бродмановская область 44» у обезьян отвечает за язык жестов. Из этого вытекает предположение, что речь человека могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для общения.

Ученые из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений (США) подтвердили эти догадки: они выяснили, что за вербальные и невербальные средства общения человека отвечают одни и те же участки мозга.

Лингвист Филипп Либерман из Коннектикутского университета обратил внимание на важность глотки при произнесении гласных звуков «а», «и», «у», которые составляют основу многих современных языков. Объединяясь с согласными, эти гласные способны создавать множественные комбинации, но, главное, моментально связывать кодированные серии звуков в понятную устную речь.

Совместно с анатомом из Йельского университета Эдмундом Крелиным Либерман решил проверить в какой степени древний человек был способен произносить упомянутые звуки.

По окаменелостям ученые реконструировали голосовой аппарат неандертальца и выяснили, что его гортань находилась заметно выше ее положения у современного человека.

Затем исследователи в пластилине воссоздали глоточную, носовую и ротовую полости древнего человека. Произведя замеры, они сопоставили их с размерами голосового аппарата современного человека. Далее, заложив полученные цифры в электронную вычислительную машину, они определили резонансы и диапазон производимых звуков.

Вывод был такой: наши предки, жившие 60 тыс. лет назад, не могли произносить основные гласные в стремительных комбинациях. По мнению ученых, речь древних людей была гораздо примитивнее, при этом они говорили примерно в 10 раз медленнее современного человека.

Врожденная функция

Крупный американский лингвист Ноам Хомски выдвинул смелую гипотезу. По его мнению, человеческая речь не является результатом обучения – это генетически встроенный механизм, как слух или зрение.

Подтверждение своей теории он видит в том факте, что младенцы мгновенно и осознанно выделяют из окружающего шума информацию релевантную речи.

Эксперименты в области генетики делают теорию Хомски вполне жизнеспособной. Так, изучение ДНК митохондрии человека показало: для того, чтобы достичь современного уровня речь должна была возникнуть в результате генетической мутации 200 тыс. лет назад – это, как известно, время «митохондрической Евы».

Однако Холмски считает, что все дело в эволюционном прорыве языка, произошедшем около 50 тыс. лет назад, когда наши предки покинули Африку. Причины «языкового всплеска» лингвист видит в появлении более сложных социальных институтов, творческой активности, отслеживании природных явлений и других факторах развития человеческого общества.

Совместная деятельность

Некоторые специалисты убеждены, что человек прямоходящий (Homo erectus) должен был обладать какой-то формой языка, так как значительная часть его деятельности требовали обмена мыслями. Рисунки на окаменелостях Торральбы и Амброны уже свидетельствуют о высокой организации первобытным человеком процесса охоты.

Американский писатель Эдмунд Уайт уверен: для того, чтобы составлять предварительные планы охоты, называть животных, орудия, указывать ориентиры первобытный человек должен был разговаривать. А по мере установления внутрисемейных и общественных отношений расширялся и словарный запас нашего предка.

Подтверждением гипотезы Уайта могут служить исследования останков человека из пещеры Тотавель (Франция), которым предположительно 450 тыс. лет. Ученые их приписывают группе гоминидов, являющихся промежуточным видом между питекантропами и неандертальцами.

С помощью компьютера специалисты воссоздали прохождение звука из легких до кончика губ «тотавельского человека». Машина выдала результат в виде звуков «аах-аах», «чен-чен», «реу-реу». Для древнего охотника это весьма неплохой результат.

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток - от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей - А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, - синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры - те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта