Главная » Галлюциногенные » Кто изобрел лифт и когда? Как был изобретен лифт.

Кто изобрел лифт и когда? Как был изобретен лифт.

Чтобы построить небоскреб, изобрести стальной каркас было недостаточно. Нужно было еще одно изобретение, возможно даже более важное. Ведь не заставишь же обитателей небоскреба, да и просто более-менее высокого дома ходить пешком по лестницам. Устройством, решившим проблему с обитанием людей на высоких этажах, стал лифт.Вопреки широко распространенному мнению, лифт изобрел не Элайша Отис. Задолго до него подъемники использовались в горном деле, строительстве, но в домах они не приживались. Причина проста – человек, способный позволить себе подъемник, желал за свои деньги получить хоть какие-то гарантии безопасности своего нахождения в висящей на пусть и стальном тросе корзине. Но простого, дешевого и надежного устройства, обеспечивающего такую безопасность, не было.Именно это желанное устройство * Отис и изобрел. И не только изобрел, но и как грамотный предприниматель лично представил публике. Хотя, возможно дело было не в грамотности: при испытаниях погибли два сотрудника Отиса, денег никто давать на новые разработки не хотел, и выбор стоял между риском и банкротством. В 1853г. при большом стечении публики в Нью-Йоркском Хрустальном дворце изобретатель взобрался на тяжелую, груженую мешками платформу, которая была поднята на высоту десятка метров, и, к ужасу присутствующих, перерубил канат, на котором платформа держалась. Благодаря свежезапатентованному устройству Отиса платформа не упала, и с тех пор лифт из чуда техники постепенно стал превращаться в повседневный бытовой прибор.

Первые лифты были, как и положено в те времена, паровыми. Широкого распространения они не получили, поскольку далеко не в каждом доме готовы были держать постоянно работающую паровую машину, да и механизмы самого подъемного устройства были очень громоздкими. Зато лифт стал визитной карточкой зданий с большим потоком посетителей: контор, магазинов, отелей. С его появлением именно эти здания растут быстрее всего, практически сразу появляются 5-7 и даже 10 этажные «протонебоскребы».

Лифтовая машина фирмы Отис на выставке в Филадельфии в 1876-м году.

(слева)Паровой лифт в офисном здании в Чикаго, 1893й год.
(справа)реклама фирмы производителя лифтов, конец XIX века
Следующим этапом в развитии стал лифт гидравлический. Он не требовал постоянной работы паровой машины, был значительно менее пожароопасен, однако и у него были свои недостатки. Первый – необходимость изготовления шахты для поршня. Если лифт ходит вверх-вниз на 5 этажей, то шахта должна быть ниже первого этажа на те же 5 этажей. С этой проблемой справились достаточно быстро — поршни стали делать горизонтальными или составными. Вторая проблема осталась неразрешима до сих пор – гидравлика не позволяет сделать лифт хоть сколько-нибудь скоростным.

Примерное устройство гидравлического лифта;
реклама производителя электрических лифтов, начало XX века
Лифт впервые стал таким, каким мы его знаем — электрическим, впервые в 1904м году. Общие принципы его работы с тех пор не меняются. Второе же его назначение – показывать насколько современно и функционально здание, в котором вы находитесь, актуально и по сей день. Наиболее ярко это проявилось именно в тех зданиях, которые не могли бы быть построены без изобретения лифта – небоскребах.

Любопытно, что облик современных городов во многом сформирован не только фантазией архитекторов, но и техническим устройством, всю ценность которого мы сознаем, только когда оно выходит из строя. Если бы лифт никогда не изобрели, вряд ли бы стали строить дома выше четырех-пяти этажей.

Очевидно, мы никогда не узнаем, кто и когда впервые понял, что тяжелый груз на высоту можно не только затащить или закатить, но и поднять с помощью немудреных приспособлений. А предположить, что представляли собой эти древнейшие прообразы подъемного механизма, получившего впоследствии название «лифт» (от англ. to lift «поднимать»), мы можем, обратившись к обычаям некоторых папуасских племен, которые до сих пор не затронуты цивилизацией машин. По свидетельствам этнографов, они погребают умерших на вершинах деревьев, используя для этого плетеные платформы, поднимаемые при помощи противовесов.

Предком лифта, как и прочих подъемных механизмов, является рычаг, известный людям с древнейших времен. Рычаг, похожий на колодезный журавль, а также системы тросов и противовесов использовали еще в Древнем Египте при строительстве пирамид. Первое упоминание о подобных приспособлениях относится примерно к 2600 г. до н. э. С их помощью поднимали каменные блоки весом до 100 кг.

В трактате «Десять книг об архитектуре» известного римского архитектора Витрувия упоминается подъемная машина, построенная греческим ученым Архимедом в 236 г. до н. э. А уже в I в. н. э. простейшие подъемники получили повсеместное распространение. Во время раскопок города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия, были обнаружены остатки агрегата, который поднимал приготовленные блюда из кухни в столовую на втором этаже. В Риме подъемные платформы доставляли на арену Колизея гладиаторов и животных. При императоре Нероне, увлекавшемся театральными постановками, такие платформы поднимали на сцену актеров и декорации. Примерно этим же временем датируют описание подъемника с кабиной, подвешенной на пеньковом тросе. Все такие механизмы приводились в движение мускульной силой животных или рабов.

К VI в. относится появление подъемника в Синайском монастыре в Египте. Это была плетеная клеть на нескольких тросах, приводимая в движение с помощью колеса, которое вращали ослы. В Китае и Индии подобные устройства использовали для подъема воды из реки, причем иногда в качестве движущей силы выступали люди, вращающие педали. В Европе первые лифты появились гораздо позже, в основном во дворцах и крупных монастырях, а также в шахтах и карьерах для подъема на поверхность добытых полезных ископаемых. Сохранившееся по сей день устройство во французском аббатстве Мон-Сен-Мишель было сооружено в XII в. Оно представляет собой деревянные салазки, на которых грузы поднимали по каменному пандусу с помощи лебедки.


Пока едет лифт

Короткий рассказ о концепции какого-либо нового продукта, проекта или сервиса называется презентацией для лифта (Elevator Pitch). Считается, что она должна быть достаточно краткой, чтобы ее можно было полностью рассказать за время поездки в лифте, т. е. должна занимать максимум 2 минуты. Разумеется, это относится исключительно к современным лифтам: самые первые, весьма медленные, напротив, располагали к многословию.

Лифт XV в. Иллюстрация из книги Конрада Кайзера «Военные укрепления».

Подъемник-пандус в аббатстве Мон-Сен-Мишель.

Практически все средневековые лифты за исключением рудничных, которые опускали и поднимали шахтеров, были грузовыми. Первый в европейской истории пассажирский лифт-платформа был сконструирован в 1743 г. в Версальском дворце. Устройство предназначалось для короля Людовика XV, чтобы он мог тайно навещать фаворитку, апартаменты которой располагались этажом выше. Впрочем, поскольку лифт двигался при помощи слуги, тайны все равно не получилось.

В России первый пассажирский лифт появился в 1795 г. Выдающийся изобретатель Иван Кулибин сконструировал в Зимнем дворце «самоподъемное кресло», которое медленно курсировало между первым этажом и царскими апартаментами. Специальные гайки, двигаясь по двум вертикально установленным ходовым винтам, поднимали и опускали площадку с сиденьем. Механизмом управлял один человек.

Через пять лет в качестве привода для лифта впервые была использована паровая машина. Это произошло на одной из угольных шахт Америки, владелец которой рассчитал, что подобная конструкция ускорит подъем угля на поверхность, а следовательно, увеличится эффективность производства. В течение последующих десятилетий паровые лифты появились на промышленных предприятиях сначала в Англии, затем и в других странах.

Существенным недостатком такого лифта было то, что для его функционирования требовалась постоянная работа паровой машины, к тому же он производил много шума. Эти обстоятельства не позволяли использовать паровые лифты в жилых зданиях. Отчасти проблема была решена в 1845 г., когда американец Уильям Томсон разработал лифт с гидравлическим приводом. Тут тоже не обошлось без паровой машины, которая поддерживала давление жидкости, но ее можно было разместить в отдалении, а воду к лифту подавать по трубопроводу. После того как английский инженер Уильям Армстронг изобрел гидравлический аккумулятор для увеличения и обеспечения постоянства водяного давления, пассажирские гидравлические лифты начали устанавливать в гостиницах и общественных зданиях, а затем и в респектабельных жилых домах.

Новомодный фаэтон. Гравюра XVIII в.

Спуск в соляную шахту в Величке, Польша. 1869 г.

Первое время лифт был далеко не самым надежным устройством иногда тросы обрывались, и кабина падала, из-за чего многие предпочитали ходить по лестнице пешком. Абсолютно безопасным его сделало изобретение американского инженера Элайши Грейвса Отиса, которого иногда ошибочно называют изобретателем лифта. В 1852 г. он предложил не крепить трос прямо к кабине, а использовать упругую стальную пластину-рессору вдоль стен шахты устанавливались зубчатые рельсы. Вес даже пустой платформы заставлял пружину выгибаться, и она свободно проходила между рельсами. При обрыве троса пружина, распрямившись, концами застревала в зубцах рельсов и предотвращала падение.

Отис назвал свое изобретение безопасным лифтом и вместе с сыновьями открыл небольшую компанию по производству подъемников (сейчас Otis Elevator Company является мировым лидером в производстве лифтового оборудования). В 1857 г. первый пассажирский лифт Otis Elevator был установлен в пятиэтажном универмаге на Бродвее.

Он брал «на борт» до пяти человек и вез их со скоростью 20 см в секунду. Через два года компания спроектировала винтовой лифт, работающий по тому же принципу, что и «самоподъемное кресло» Кулибина. Система эта оказалась слишком дорогой и неудобной, а подъем очень медленным, поэтому от проекта отказались.

Чертеж первого лифта Э. Отиса. 1861 г.

Лифты на палубе первого класса пассажирского лайнера «Олимпик». 1911 г.

Конкуренты тем временем не дремали. Во второй половине XIX в. в США началась эра небоскребов, и первое время подрядчики лифтам Отиса предпочитали гидравлические лифты без тросов поршень, ходивший в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такие лифты двигались намного быстрее паровых. Но, когда высотные дома перескочили за отметку 20 этажей, от подобной системы пришлось отказаться уж слишком глубокую яму для размещения гидроцилиндра приходилось выкапывать под фундаментом.

Спустя некоторое время был сконструирован гидравлический лифт с цилиндром, размещенным горизонтально: поршень тянул через систему блоков канат, поднимавший кабину. На Всемирной выставке 1867 г. в Париже был продемонстрирован разработанный инженером Леоном Эдду гидравлический лифт новой конструкции с использованием плунжера вместо поршня. Недоброжелатели пытались доказать непригодность подобных лифтов для высотных зданий, но на выставке 1878 г. Эдду представил плунжерный лифт с высотой подъема 128,5 м. Позднее лифт с подобным устройством был установлен на Эйфелевой башне.

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось противостояние паровых и гидравлических лифтов, если бы в 1880 г. компания немецкого инженера Вернера фон Сименса не соорудила в городе Мангейме первый в мире электрический лифт с реечным механизмом. На высоту 20 м он поднимался за 10 с. Однако для того, чтобы новинка захватила рынок, понадобилось почти десятилетие. В 1889 г. Otis Elevator Company одна из первых начала массовое производство электрических лифтов.

Дальнейшие усовершенствования касались в основном систем управления и автоматизации обслуживания лифта. Когда-то для его эксплуатации требовался целый штат персонала: управляющий паровой машиной инженер, лифтер в кабине, дежурные на этажах, закрывающие и открывающие двери шахты.

В. фон Сименс.

В начале XX в. уже обходились лифтером в кабине и одним электромехаником на несколько лифтов в здании. А в 1924 г. специалисты Otis Elevator Company создали систему вызова лифта нажатием кнопки на этаже, которая вместе с автоматическими дверями, изобретенными инженером Хауттоном в 1926 г., позволила полностью автоматизировать лифты и упростить их обслуживание.

Казалось, все возможное в этой области уже придумано и изобрести что-то принципиально новое невозможно, но в конце века произошел настоящий прорыв. В 1996 г. финская компания KONE начала производить лифты MonoSpace с безредукторным приводом EcoDisc, не требующие машинного помещения, а еще через несколько лет лифты MaxiSpace без противовеса.

Компании Otis Elevator и Schincller в конструкции своих лифтов сменили металлические тросы на полиуретановые ремни, что существенно снизило уровень шума. Скорость движения и максимальная грузоподъемность лифтов увеличиваются год от года. Возможно, через некоторое время у этого устройства появится совершенно новая функция: с начала XXI в. осуществляются работы по созданию космического лифта для доставки грузов на орбитальную станцию. Трудно поверить, что все началось с обычной корзины, которую подтягивали вверх с помощью переброшенной через балку веревки.

Дружно вверх

Самые большие лифты в мире разработала компания Mitsubishi Electric, установившая пять лифтов-вагонов в 41-этажном офисном небоскребе Umeda Hankyu Building в Осаке. В каждом лифте может свободно поместиться 80 человек а это почти как три школьных класса со своими классными руководителями. Общий вес, который способен поднять лифт, составляет 5250 кг! Лифты подойдут и тем, кто боится тесноты и духоты: потолки в них очень высокие, а стены стеклянные и позволяют при подъеме любоваться видами города.

Помимо кнопок с цифрами на каждой приборной панели в лифте есть кнопки экстренного вызова и удержания дверей.

Лифт - уникальное изобретение, которым сейчас пользуется большая часть населения планеты. Это подъёмное устройство очень прочно вошло в быт. Настолько прочно, что большинство людей уже не задумывается о том, кто изобрел лифт и когда. В статье мы подробно об этом расскажем.

Кто первый изобрел лифт и когда это случилось?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам необходимо перенестись в Древний Рим. Именно там, в местечке Геркулануме, появился первый прообраз лифта. Так как город находился у подножия Везувия, вскоре он пал жертвой вулкана. На раскопках одного дома археологи, которые точно знают, кто изобрел лифт, нашли отлично сохранившиеся детали подъёмника, использующегося для поднятия готовых блюд из кухни в столовую. Найденные элементы датируются 79 годом н. э. Именно в это время и произошло извержение Везувия.

Однако в некоторых источниках существуют письменные упоминания о более ранних прообразах подъёмников. Так, архитектор из Рима по имени Витрувий указал в своём трактате, что заказывал разработку конструкции лифта Архимеду из Сиракуз. Рукопись датируется 236 годом до н. э.

Франция

В 1743 г. в Версальском дворце Людовика XV соорудили пассажирский лифт. Устройство создавалось только с одной целью: монарх мог на нём без особых усилий подняться в верхние апартаменты, где жила его любовница.

Кто изобрел лифт в России?

В 1795 году в Петербурге, в коридорах Зимнего дворца, можно было наблюдать тучного увальня А. Безбородко. Канцлер находился в несвойственной для себя экзальтации и возбуждении. Позже выяснилось, что Безбородко «взлетел» в «самоподьёмном кресле» в царские апартаменты. Как раз оно и было прообразом устройства, которому посвящена данная статья.

Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: «Кто изобрел лифт в России?» Это был выдающийся изобретатель Иван Кулибин. Его подъёмный механизм запускался с помощью одного либо двух человек: по которые были установлены вертикально, двигались специальные гайки, поднимавшие площадку с кабиной. Это устройство стало любимым развлечением дворцовой челяди и высших сановников. Подъёмник Кулибина был первым пассажирским лифтом, построенным в Российской империи.

Америка и Англия

В 1800 году в качестве привода для подъёмника впервые применили паровую машину. Это случилось в Америке на одной из шахт, где добывали каменный уголь. Её владелец быстро понял, что применение паровой машины в разы увеличит скорость подъёма угля и существенно повысит эффективность производства. С этого времени началась эпоха рыночной эксплуатации лифтов. В экономическом плане пользоваться подъёмниками стало выгодно. Уже в 1835 году промышленные предприятия Англии стали применять грузовые паровые лифты.

Гидравлический подъёмник

Но у новых устройств имелся один серьёзный недостаток. Нужно было регулярно поддерживать эксплуатацию паровой машины. Это не создавало особых проблем на шахтах, где лифт использовали постоянно. Но на обычных предприятиях, где подъёмник эксплуатировался эпизодически, по этой причине возникала масса неудобств. А в жилых домах вообще не устанавливали паровые лифты из-за их чрезмерной шумности. Отчасти проблему решили в 1845 году. Американский изобретатель Вильям Томпсон придумал первый гидравлический подъёмник. В его конструкции тоже присутствовали недостатки, так как требовался источник давления в жидкости. Для этого вновь использовали паровую машину. Только теперь её можно было расположить удалённо от места установки лифта. А сама жидкость подавалась под высоким давлением по трубопроводу. В то время в ряде городов уже использовали централизованные системы водопровода. Но из-за низкого давления, не превышавшего 0,38 МПа, они были непригодны для подъёмников Томпсона.

Совершенствование конструкции

В 1851 году Вильям Армстронг (инженер) придумал гидравлический аккумулятор. Это устройство увеличивало и обеспечивало постоянство давления при подаче воды в цилиндр. Конструкция аккумулятора была несложной. Вертикальный цилиндр (диаметр плунжера - 40-45 сантиметров) поддерживал ящик из стали, наполненный гравием или камнями. На самом деле в подъёмнике Армстронга присутствовали все ключевые компоненты современного гидравлического лифта. Это и гидроаккумулятор, и мультипликатор, и гидроцилиндр плунжерного типа. Европейские инженеры поставили перед собой только одну задачу. Они решили усовершенствовать конструкцию подъёмников с плунжерным гидроцилиндром прямого действия. Первый подобный лифт появился в 1849 году в Англии. Его установили в отеле «Осмастон Манор». А уже к середине 60-х такой гидравлический пассажирский подъёмник стали использовать все крупные гостиницы Англии.

Безопасный вид транспорта

И здесь мы подходим к ответу на вопрос: «Кто изобрел лифт в 18 веке?» Отис Элиша Грейвс - вот имя этого инженера. Именно он придумал самый безопасный подъёмник в мире. За свою жизнь американец сменил много профессий: строил кареты, трудился на лесопилке, был чернорабочим, служил на фабрике мебели. Именно здесь его попросили сделать подъёмник для доставки пиломатериалов на второй этаж. Во время работы над данным проектом Грейвс и придумал своё изобретение.

До Отиса трос крепился непосредственно к кабине, а Элиша зафиксировал его с помощью упругой пластины-рессоры из стали. По бокам подъёмника изобретатель установил зубчатые рельсы. Даже под весом пустой платформы сама пружина легко выгибалась и проходила между ними. Если же канат обрывался, то пружина распрямлялась и застревала своими концами в зубцах рельсов, не давая кабине упасть. Тот, кто изобрел лифт до Элишы, даже и мечтать не мог о подобной системе безопасности.

«Отис Элеватор»

Вскоре Грейвс открыл свою компанию Otis Elevator. Продаваемые подъёмники он называл самыми безопасными лифтами в мире. В 1854 году, чтобы увеличить сбыт своей продукции, Отис придумал рекламный трюк. В Нью-Йорке, в одном из выставочных залов с высоким куполом (12 метров), изобретатель разместил между двумя опорами подъёмную платформу. На вершине конструкции стоял помощник Отиса с длинным мечом в руке. Сам Грейвс в цилиндре и смокинге находился на платформе среди ящиков и бочек. Когда лифт при помощи паровой машины поднимался на самый верх, ассистент по команде Элишы обрубал канат. Платформа падала вниз, но через пару метров со страшным скрежетом срабатывала автоматика и останавливала её. Зрители рукоплескали тому, кто изобрел лифт. Элиша Грейвс Отис снимал цилиндр и раскланивался во все стороны.

Электрический подъёмник

Время шло, и конструкции лифтов совершенствовались. В 1887 году А. Майлс из Америки получил патент на электрический подъёмник. В новой конструкции имелась система блокировки дверей шахты на случай отсутствия на этаже кабины.

В 1889 году Otis Elevator смонтировала первый лифт подобного типа в одном из нью-йоркских небоскрёбов. С этого момента пошло распространение электрических подъёмников по всем городам мира. Дальнейшие изобретения в области лифтов касались в основном автоматизации обслуживания и систем управления. Для эксплуатации самых первых подъёмников требовался плотный штат сотрудников (дежурные на этажах, лифтёр в кабине, инженер паровой машины). Но к началу XX века нужен был всего один лифтёр и один электромеханик на несколько шахт в здании. К ещё одному новшеству относилось введение униформы. Теперь одетые в неё лифтёры стали ключевыми фигурами персонала в каждом отеле того времени. В 1924 г. компания «Отис Элеватор» создала систему вызова лифта с помощью нажатия кнопки. А спустя два года инженер Хаугтон изобрёл автоматические двери. Появившиеся устройства позволили автоматизировать подъёмники и существенно упростить их обслуживание.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, кто придумал лифт и когда. Мы отследили эволюцию этого устройства от античности до сегодняшних дней. А что дальше? Каким инженеры видят лифт будущего? Совершенно точно, что он будет быстрым, автоматическим и безопасным. А может быть, даже космическим!

Разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца . В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское .

Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году . Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить небоскрёбы.

Проблемы проектирования лифтовых систем

Создание лифта для большой высоты - сложная инженерная задача. Масса тросов при большой длине превышает массу других подвижных элементов и требует сложного и тяжёлого противовеса.

Расчёт лифтов

Сложность проблемы заключается не только в обеспечении перевозки интенсивных пассажиропотоков в высотных зданиях, но и в необходимости оптимального разъединения или объединения отдельных пассажиропотоков многофункциональных комплексов: жильцов в жилой части зданий, служащих в офисной части зданий, покупателей в торговых учреждениях и т. д.

При этом для решения проблемы необходимо применять наиболее эффективные средства вертикального транспорта: скоростные электрические пассажирские лифты для высотной части зданий с компьютеризированными системами группового управления, пассажирские электрические лифты средней скорости для нижней части высотных зданий; гидравлические пассажирские лифты и грузовые лифты для нижних этажей зданий и комплексов; электрические или гидравлические лифты для обслуживания многоэтажных автомобильных стоянок; эскалаторы и пассажирские конвейеры для перемещения массовых пассажиропотоков в нижних этажах комплексов.

Провозная способность

Провозная способность вертикального транспорта рассчитывается с учётом таких параметров лифтов, как грузоподъёмность, скорость, число вероятных остановок кабины во время кругового рейса, характеристики разгона и торможения, затрат времени на открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров.

Существенное влияние на провозную способность лифтов оказывает эффективность организации их движения, обеспечиваемая современными компьютеризированными системами группового управления. Эти системы способны регистрировать данные о загрузке кабин лифтов, направлении и интенсивности пассажиропотока, времени ожидания выполнения вызова на этажах. На основе этих данных системы вырабатывают управляющие сигналы, оптимизирующие работу лифтов. Для высотных многофункциональных зданий расчёт вертикального транспорта осуществляется методами математического моделирования.

Безопасность и обслуживание

Общее положение

При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена.

В России безопасность лифтов регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». С 15 февраля 2013 российский технический регламент "О безопасности лифтов" Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1175 признан утратившим силу. С 15 февраля 2013 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) признаны не подлежащими применению приказом Ростехнадзора от 14 января 2013 г. N 5.

Указанный технический регламент устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов, которые раскрываются в принимаемых на его основе международных стандартах . По мнению экспертов профессиональной ассоциации лифтовиков Национальный лифтовый союз , добровольный характер применения указанных стандартов является главной угрозой безопасности лифтов в современных условиях .

С 14 февраля по 13 мая 2013 в России государственного надзора за безопасностью лифтов не существовало. С 13 мая за эксплуатацией лифтов надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, надзор над лифтами, выпускаемыми в обращение, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Обслуживание и ремонт

Средний проектный срок службы лифта составляет 25 лет . По достижении этого возраста ходовой части и системам безопасности требуется пройти диагностику со стороны отдела технического контроля. По результатам диагностики высчитывается срок дальнейшей эксплуатации (обычно 3 года, в зависимости от износа основных узлов). Один раз в 24 месяца проводится техническое освидетельствование лифта. В соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» проводятся капитальные ремонты, а также ежемесячные осмотры. Эксплуатация устаревшей ходовой части противоречит нормам эксплуатации и правилам техники безопасности. Использование лифта в данном случае является небезопасным для пассажиров. Однако многие квартирные товарищества и коммунально-жилищные управления игнорируют данные правила техники безопасности, подвергая большому риску жизни жильцов многоэтажных домов.

Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы . Они обеспечивают дистанционный контроль исправности и доступа к лифтовому оборудованию, а также переговорную громкоговорящую связь диспетчера с кабиной и машинным помещением лифта. Применение таких систем позволяет также сократить затраты на обслуживающий персонал - лифтеров.

Пожарная безопасность лифтов

Важнейшей проблемой для современных многонаселённых зданий является обеспечение пожарной безопасности лифтов, а также установка в зданиях лифтов для пожарных.

При возникновении пожара в здании существует опасность использования лифтов пассажирами, поскольку они не осведомлены об имеющихся в этом случае рисках, и лифты не выведены из эксплуатации. За исключением некоторых специальных случаев, лифты не предназначены для использования во время пожара.

В зданиях, сооружениях и строениях высотой 28 и более метров шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур шлюзов с избыточным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре .

Режим «Пожарная опасность»

Режим работы лифта «Пожарная опасность» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание. Из режима «Нормальная работа» в режим «Пожарная опасность» лифт переводится автоматически после подачи сигнала «Пожар» из системы пожарной сигнализации или пожаротушения . При этом сигнал «Пожар» подаётся размыканием контактов, либо путём передачи информации в виде последовательных сигналов в соответствии со стандартизированными протоколами.

Предположим, что кабина с пассажирами в режиме «Нормальная работа» поднимается на большой скорости, и в этот момент поступил сигнал «пожарная опасность». Это вызывает замедление кабины и подход её в зону точной остановки. При остановке кабины после движения вверх её двери не открываются. После остановки кабины она спускается на первый этаж.

Из режима «пожарная опасность» в режим «нормальная работа» лифт переводится из машинного помещения .

При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. При этом также отключается кнопка «Стоп» в кабине. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), выполняется следующее:

  • при движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж;
  • при движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

Если включение режима «Пожарная опасность» произошло во время выполнения режима «ревизия» или в момент технического обслуживания, то должен подаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведён в нормальный режим работы, что позволит включить режим «Пожарная опасность».

Для информации о том, что лифт, прибывший на посадочный этаж, не может быть использован для перевозки пассажиров, на посадочном этаже должен быть размещён индикатор «Вход запрещён». Индикатор включается при прибытии лифта на посадочный этаж.

При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подаётся для каждого лифта отдельно.

Режим «Перевозка пожарных подразделений»

Режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая его работу под непосредственным контролем и управлением пожарных. При этом режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» является следующей фазой после режима «Пожарная опасность» .

Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара .

Мировой и отечественный опыт, полученный при пожарах в высотных зданиях, показал, что для борьбы с пожаром необходимо использование специально предназначенных для этой цели лифтов. Лифты для пожарных должны обеспечить быструю доставку пожарных подразделений на этажи для борьбы с пожаром, сохранив силы пожарным для борьбы с огнём. Эти лифты должны иметь дополнительную защиту от факторов пожара (в исполнении конструкции и строительной части лифтов) и обязательно оснащаться специальной системой управления, связанной с размещёнными на этажах тепловыми и дымовыми извещателями .

В обычное время лифт для пожарных используют в качестве пассажирского лифта [ ] .

Лифт для пожарных, в отличие от обычных лифтов, должен иметь конструкцию, позволяющую использовать его при пожаре как можно дольше.

Перевозка на лифте для пожарных в обычное время грузов должна быть запрещена, так как в случае пожара это может привести к недопустимой задержке или невозможности использования лифта для борьбы с пожаром.

Надёжность обеспечения энергоснабжения является важнейшим условием работы лифта для пожарных .

Признаки изношенности ходовой части лифта

  • Звук трения металлических поверхностей.
  • Кабина лифта перемещается с отклонениями от вертикального направления.
  • Кабина перемещается неравномерно.
  • вибрации в процессе спуска/подъема кабины лифта
  • неточность остановки (допустимое отклонение точной остановки кабины лифта 35 мм)

В случае застревания кабины обычно нажимают кнопку «вызов» для вызова диспетчера. Самостоятельный выход из кабины, застрявшей между этажами, крайне опасен для жизни - можно упасть в шахту лифта и разбиться. Также проникновение в шахту лифта опасно для жизни.

Лифты в кинематографе

  • «Лифт на эшафот » (Франция, 1957)
  • «Три банана » (СССР, 1971) - мультфильм, в котором мальчик улетает в космос на волшебном лифте.
  • «Скорость » (США, 1994)
  • «Миссия невыполнима » (США, 1996)
  • «Лифт » (США, 2001)
  • «Кейт и Лео » (США, 2001)
  • «Лифт уходит по расписанию» (Россия, 2002)
  • «100 девчонок и одна в лифте » (США, 2003)
  • «Лифт » (Россия, 2006)
  • «Роковой выбор» (США, 2007)
  • «Отключка » (США, 2008)
  • «Дьявол » (США, 2010)
  • «Лифт [убрать шаблон] » (США, 2011)
  • С начала XXI века ведётся разработка проектов по созданию космического лифта , который бы позволил поднимать грузы на околоземную орбиту.
  • Речь, используемая для представления новых проектов, называется «презентацией для лифта ». Считается, что такая презентация должна быть достаточно краткой, чтобы её можно было полностью рассказать за время поездки в лифте.
  • Самый высокий небоскрёб США («Уиллис-тауэр » в Чикаго) имеет 106 лифтов, 16 из которых - двухэтажные, то есть принимают и высаживают пассажиров сразу с двух этажей. Два экспресс-лифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 метров за минуту и несколько секунд.
  • Самые скоростные лифты установлены в здании Taipei 101 - они развивают скорость 16,83 м/с. В здании Бурдж-Халифа (самое высокое здание в мире) скорость лифтов составляет только 10 м/с .
  • Николас Вайт - сотрудник журнала BusinessWeek , офис которого находится в здании McGraw-Hill building, 15 октября 1999 года в результате скачка напряжения застрял в лифте на 41 час .
  • Самый высотный лифт находится в Шамони (Франция), он прорублен в скале и поднимает туристов с высоты 3777 метров на высоту 3842 метра.
  • Самый загадочный лифт есть в Диснеевском аттракционе Призрачное поместье , The Haunted Mansion. Лифт-галерея, в котором оказываются замурованные люди, опускается вниз с сопровождающим голосом (Ghost Host), в котором квадратные портреты вытягиваются и становятся прямоугольными. Помещение называется Stretching Room - «Удлиняющая галерея» (в парижской версии аттракциона эта комната названа «Секретная комната» (Secret Room)). Опускается лифт ровно на один этаж вниз. Как только он опускается и портреты полностью уже показаны, потухает свет, и в The Haunted Mansion наверху видно повешенного самим собой Мастера Грейси (скелет). В Парижской версии аттракциона Фантом повесил жениха Невесты, Джона, на самом высоком месте и жутко насмехается над человеческой верностью.
  • Также у Корпорации Дисней есть самый известный лифт, используемый в аттракционе Башня Террора Сумеречной Зоны. Лифт перемещается внутри тринадцатиэтажного здания сначала горизонтально вперед, а потом резко падает с 13-го этажа 7 раз. После семи падений лифт перемещается горизонтально назад на своё исходное место (где все начиналось).
  • Крупнейшее отдельно расположенное здание имеет 161 лифт, оно построено в

Куда бы мы сегодня не пришли, будь то подъезд многоквартирного дома, офисное здание, учебное заведение, мы ищем лифт. От мысли, что придется несколько этажей пройти пешком, начинают дрожать коленки, как так?

Ведь люди когда-то жили без лифтов, но у них не было столько этажей в зданиях, правда? Но дела не всегда в количестве этажей. Например, Людовик XV, который жил в Версале, ленился подняться на следующий этаж к своей любовнице. Именно поэтому он и хотел приобрести лифт. Так что, мы пользуемся лифтом не тогда, когда чисто физически сложно дойти, а просто из удобства или лени.

Официально принято считать, что первый лифт был установлен в 1743 году у того самого Людовика. Если же мы обратимся к старинным источникам, то увидим информацию о пассажирском подъемнике, например, в Синайском монастыре, то же самое можно увидеть в источниках, которые рассказывают о древнем Риме.

В 1795 году Кулибин разработал винтовые подъемные и спускные кресла, так они тогда назывались. Это было сделано для здания Зимнего Дворца. Конечно, никакого механизма тогда ещё не было, использовалась сила рабов и слуг, иногда их место занимал тягловый скот. До тех пор, пока не изобрели паровую машину, всё продолжалось вот такими силами.

Очень важным моментом в истории современного лифта стал автоматический ловитель, это то самое устройство, которое останавливает лифт в случае, если обрывается трос. Изобретение принадлежит американцу, который был строительным рабочим, потом провел много времени на лесопилке, строил кареты, успел послужить на мебельной фабрике, изготавливал кровати.

Для того, чтобы отправлять доски на второй этаж, Отис придумал лифт. Этот человек прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину, которая похожа на рессоры. По бокам подъёмника мастер создал зубчатые рельсы, пружина выгибалась под весом пустой платформы и проходила между рельсами. А если канат отрывался, пружина распрямляется, и концы застревали в зубцах рельсов, падения не происходило.

Свое изобретения мужчина назвал "безопасным лифтом", он даже создал небольшую мастерскую, где изготавливал такие же конструкции. Наверное, вы слышали о такой фирме, как "Отис", они делают много разной техники, в мире эти машины очень популярны. В 1854 году компания даже придумала специальный трюк, который бы заманивал людей.

Заключался он в том, что в выставочном зале двигалась платформа, ее высота составляла 12 м. На вершине стоял помощник, который держал в руке длинный меч. На самой платформе вместе с бочками и ящиками стоял Отис, он был одет во фрак и цилиндр.

Итак, паровая машина подтягивает платформу вверх, ассистент в нужный момент обрывает канат мечом. Платформа летела вниз, через некоторое время останавливалась. Пятиэтажный магазин на Бродвее стал первым, где установили лифт компании "Отис". Конструкция могла поднять до 5 человек, двигалась она со скоростью 20 см в секунду.

В домах не выше 20 этажей применяли гидравлические лифты без каната, на тот момент, когда стали строить небоскребы, Отиса уже не было в живых. В 1859 году компания этого изобретателя установила в отеле "Пятая авеню" винтовой лифт, кабинка ходила словно гайка по винту. Система оказалась очень медленно и дорогой, поэтому лифты такого рода больше не производились.

А в отеле его даже заменили на другой. Что касается первого электрического пассажирского лифта, его создала немецкая фирма "Сименс и Гальске". Это случилось В 1880 году, конструкция поднималась на высоту 22 м за 11 секунд. Компания "Отис" создала первый электрический лифт в 1889 году, его установили в Нью-Йоркском небоскрёбе.

Кстати, самый высокий небоскреб в США имеет 106 лифтов, 16 лифтов двухэтажные, они одновременно принимают и высаживают людей сразу с двух этажей. Есть сегодня и экспресс лифты, которые за минуту и несколько секунд преодолевают 412 метров.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта