Главная » Галлюциногенные » Культурно-историческое наследие села. Презентация на тему "культурно-духовное развитие ивановского края"

Культурно-историческое наследие села. Презентация на тему "культурно-духовное развитие ивановского края"


Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители: Святоезерская пустынь (г. Южа) Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности) Макарий Решемский монастырь (п. Решма) 1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь


Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь


Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь.


Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей. Местный иконописец Герасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена.


Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в) Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в) Воскресенская церковь в Лухе(17 в) Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Первое упоминание об Иванове относится к 1561 году и по преданию связано с именем Ивана Грозного, хотя по некоторым данным, не подтвержденным, к сожалению, историческими документами, деревня Ивань упоминается еще в 1328 году.

20 июня 2003 года Ивановская область праздновала 85-летие со дня своего основания. Точкой отсчета истории области, как официально оформленного в административно-территориальном отношении самостоятельного региона, является постановление наркомата внутренних дел РСФСР, принявшего решение об образовании Иваново-Вознесенской губернии, преемницей которой вскоре стала Ивановская область. Это историческое для региона постановление было принято 20 июня 1918 года, поэтому этот день по праву считается Днем Рождения Ивановской области.

Ивановская область сравнительно молода. Однако формирование ее как хозяйственного единого и политического организма началось задолго до того, как она появилась на карте страны. Территория нынешней Ивановской области находится в самом сердце России - на Верхней Волге - в центре исстари русских земель Владимиро-Ростовского ополья.

Первое упоминание об Иванове относится к 1561 году и по преданию связано с именем Ивана Грозного, хотя по некоторым данным, не подтвержденным, к сожалению, историческими документами, деревня Ивань упоминается еще в 1328 году. Судя по летописям, самый древний город нашего края - Юрьевец (1225 год), а по результатам археологических раскопок уже существовали в домонгольский период города - Шуя (связан с известнейшим княжеским родом Шуйских), Кинешма, Плёс, Гаврилов Посад, Кохма.

Как и на остальных территориях Владимиро-Суздальского княжества возводилось много православных храмов, основывались монастыри.

Ивановский край издревле являлся одним из центров ткачества и переработки льна в России. Уже в первой трети XIX века за Ивановом и окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. Край производил большую часть хлопчатобумажной продукции России, его сравнивали с Англией, в то время славившейся своим текстилем. Иваново - с Манчестером. Шую - с Ливерпулем. На крупнейших ярмарках заводится «особенный ряд», названный ивановским.

К концу XIX века, как результат бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 году, в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии. Этот фабричный край был разделен прямо по своей середине административной границей между Владимирской (Шуйский уезд) и Костромской (Кинешемский и Юрьевецкий уезды) губерниями. Граница эта возникла еще в 1778 году, когда в период царствования Екатерины II было установлено новое деление Российской империи на губернии. Она просуществовала 140 лет - с 1778 по 1918 год.

Граница серьезно затрудняла экономическое, политическое и культурное развитие района, представлявшего собой единый экономический комплекс. Основу его составляла крупная фабрично-заводская промышленность. В 1914 году на предприятиях региона, представленного сегодня Ивановской областью, трудилось около 156 тысяч рабочих. Население региона насчитывало 1 млн. 100 тыс. человек. Исключительно однородной была промышленная специализация района - здесь выпускались, преимущественно хлопчатобумажные, а также льняные ткани.

Неофициальным центром «ситцевого царства», как называли наш край, его столицей - был город Иваново-Вознесенск - по статусу безуездный город, подчиненный Шуе. Поэтому - несмотря на то, что Иваново-Вознесенск по своему промышленному развитию намного обогнал такие губернские центры как Владимир и Кострому - в городе практически не было административных учреждений, крайне мало выделялось государственных ассигнований на благоустройство, народное образование и здравоохранение. До революции здесь насчитывалось несколько десятков предприятий, на которых трудилось около 30 тысяч человек. Население города составляло 160 тыс. человек.

Текстильный край имел не только «столицу», но и свой «парадный вход» - его роль играла Кинешма, через которую по Волге весь регион снабжался хлопком, нефтью, хлебом, осуществлялся сбыт готовой продукции. Через край с севера на юг и с юга-запада на северо-восток пролегали железнодорожные линии, связывающие основные промышленные центры региона. Внутри текстильного района сложились прочные, годами налаженные экономические связи. Прядильные предприятия снабжали ткацкие пряжей, последние поставляли на отделочные предприятия суровье. Машиностроительные и химические обслуживали нужды текстильной индустрии, поставляли для нее литье и запасные части к станкам, химикаты для отделочного производства.

Существовали также важные политические причины для объединения искусственно разделенных частей края. Ведь Иваново-Вознесенск был в тот период одним из центров революционного рабочего движения, которое являлось ядром политических процессов в стране. Именно здесь в 1905 году возникли Советы рабочих депутатов - прообраз победившей в 1917 году Советской власти.

Все это также учитывалось при создании новой губернии. И все-таки главное состояло в том, что разделенность нашего экономического района между двумя губерниями, его «административное бесправие», объективно тормозило как развитие самого района, так и страны в целом.

Эти экономические и политические предпосылки в основном и обусловили образование Иваново-Вознесенской губернии. Соответствующее объединительное движение началось еще до октября 1917 года - после Февральской революции. В нем участвовали самые широкие круги общественности, как буржуазной, так и народно-демократической. Но практически вопрос о создании новой губернии стал решаться сразу после октября 1917 года.

Уже 6-7 декабря 1917 года первый съезд Советов, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, кооперативов, городских и земских самоуправлений Ивановой-Вознесенского промышленного района рассмотрел вопрос о создании Иваново-Кинешемской губернии и решил немедленно приступить к практической работе. На съезде были образованы исполнительный комитет, комиссариаты труда и промышленности, влияние которых распространялось на наш регион.

28-29 января 1918 года II съезд Советов Иваново-Кинешемского района объявил себя губернским учредительным съездом. Были созданы новые отделы исполкома, а сам районный исполком был переименован в губернский во главе с М.В.Фрунзе.

Еще один шаг к организации губернии был сделан на III съезде Советов Иваново-Вознесенского района 21-24 апреля 1918 года. На этом съезде были намечены конкретные границы губернии. Делегаты приняли решение выйти в правительство с просьбой о создании новой губернии и утверждении ее границ.

Организация новой губернии шла далеко не гладко. Не хватало опыта, знаний, квалифицированных кадров. Осторожную, выжидательную позицию занимали достаточно широкие слои крестьянства региона. Ряд влиятельных партийных и советских работников из Владимира и Костромы противодействовали начатому делу. Но процесс был уже необратим.

20 июня 1918 года постановлением коллегии при народном комиссаре по внутренним делам была утверждена Иваново-Вознесенская губерния с центром в городе Иваново-Воэнесенске в составе территорий, определенных III съездом Советов Иваново-Кинешемского района. Этот день и считается Днем Рождения Ивановской области.

Прошедшие годы, исторический опыт позволяют сегодня говорить о том, что создание новой губернии было делом оправданным, дало сразу же мощный толчок развитию нашего края, его экономическому, социальному и культурному росту.

Опираясь на приобретенный губернский статус, ивановцы уже с конца 1918 года стали постепенно запускать остановившиеся фабрики и заводы, налаживать продовольственное снабжение голодающего населения.

Образование самостоятельной губернии позволило в 1920-1924 годах полностью восстановить экономический потенциал края. В 1918 - начале 20-х годов в Иваново-Вознесенске были открыты политехнический институт и институт народного образования, краеведческий музей, публичная библиотека, Дом работников просвещения, социально-экономический техникум, ряд общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения.

Мощный потенциал Иваново-Вознесенской губернии был максимально использован для проведения индустриализации страны в конце 20-х и в З0-е годы XX века. Нельзя признать случайным тот факт, что центром новой промышленной области, созданной в январе 1929 года, стала именно Иваново-Вознесенская губерния, объединившая вокруг себя Владимирскую, Костромскую и Ярославскую губернии. Регион получил название Ивановской промышленной области. Ее создание позволило решить многие важнейшие вопросы хозяйственного и культурного развития как тех регионов, которые вошли в ее состав, так и страны в целом. Заметим, что в силу экономических и культурных предпосылок, Ивановский край вновь оказался в центре событий. Именно в этот период в Иванове были введены в строй ИвГРЭС, Меланжевый комбинат, заводы "Ивторфмаш" и им. Королева, хлебный и мясокомбинат, рыбозавод, ряд других предприятий. На базе политехнического института были основаны четыре самостоятельных вуза и ряд техникумов. Открыто около двадцати новых школ. Построены цирк, драматический театр, кинотеатры, стадион "Текстильщик", почтамт, железнодорожный вокзал. Заработали областное радио, автоматическая телефонная станция, было открыто трамвайное и автобусное движение. Широкий размах приобрело жилищное строительство. Такая же картина была характерна и для всех центров и уголков Ивановской промышленной области.

В годы Великой Отечественной войны тысячи ивановцев участвовали в защите нашей Родины. Многие из них не вернулись домой... Ивановцы с честью сражались с иноземными захватчиками. Их вклад в дело Победы оценен по достоинству - 156 наших земляков удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 20 - награждены орденами Славы трех степеней.

Наш текстильный край - родина целой плеяды выдающихся советских военачальников:

А.М. Василевского - Маршала Советского Союза, Начальника Генерального Штаба (1942-45,1946-48), военного министра СССР (1949-53), дважды кавалера ордена «Победа», дважды Героя Советского Союза;

С.Ф. Жаворонкова - Маршала авиации;

А.В. Горбатова - Генерала армии, Героя Советского Союза;

Н.М. Хлебникова - Генерал-полковника, Героя Советского Союза;

П.А. Белова - Генерал-полковника, Героя Советского Союза;

Л.М. Сандалова - Генерал-полковника и других.

В годы войны ивановцы самоотверженно трудились и в тылу, выпуская продукцию нужную фронту.

В послевоенный период население области восстанавливало народное хозяйство, причем бурное развитие получала не только традиционная текстильная промышленность, но и машиностроение, и другие отрасли. Были введены в строй такие крупные производства, как Ивановские заводы тяжелого станкостроения, автомобильных кранов, текстильных машин, чесальных машин, целый ряд машиностроительных заводов и производств в районных городах области.

Сходным с 20-30-ми годами в плане экономического роста был период конца 50-х - начала б0-х годов, когда Иваново стал центром Верхне-Волжского экономического района, где проходила деятельность Верхне-Волжского Совета народного хозяйства (Совнархоза) - крупного регионального экономического объединения на северо-востоке европейской части России. Очевидно, что выбор города Иваново в качестве экономического центра региона и в этом случае был закономерным решением.

Как мы видим, Ивановская область жила и развивалась вместе со всей страной, испытывала взлеты и падения, добивалась успехов и терпела поражения. И подводя итоги сказанному, вновь и вновь анализируя живую связь времен, приходим к вы-воду: создание нашей области - дело естественное, закономерное, нужное. Только на пути консолидации всех сил населения Ивановской области, упрочения сложившихся экономических, социальных и культурных связей, возможно решение задач, стоящих сегодня перед страной, текстильным краем, каждым из нас. Именно в единении всегда была и будет наша сила!

С ивановской землей связана жизнь и деятельность таких выдающихся деятелей российской науки, культуры и искусства, как ученого-астронома Ф. А. Бредихина; русского драматурга А. Н. Островского; знаменитого путешественника адмирала Г. И. Невельского; художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Б. М. Кустодиева, палешан - братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, И. И. Голикова; ученого Н. Н. Бенардоса (изобретателя электросварки); ученого И. В. Цветаева (отца поэтессы Марины Цветаевой); писателей П. А. Зарубина, А. А. Потехина, П. И. Мельникова-Печерского, В. Г. Короленко, Д. А. Фурманова; поэтов С. Ф. Рыскина, М. А. Дудина; композиторов А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна и многих других.

Русская Цивилизация

Накануне юбилея Иваново-Вознесенской губернии мы решили составить своеобразный рейтинг наиболее значимых для губернии исторических личностей. Стать экспертами мы попросили наших известных земляков, проявивших себя в разных сферах жизни. Каждый из них должен был назвать пять, по его мнению, самых достойных персон. Вот что получилось.

Наши эксперты

Юрий Орлов - писатель, председатель ивановского регионального отделения «Союза писателей России».

Наталья Шутова - театровед, преподаватель Ивановского колледжа культуры.

Андрей Кабанов - уполномоченный по правам человека в Ивановской области.

Александр Сакуров - известный музыкант, джазмен.

Олег Волынкин - путешественник, председатель регионального отделения Русского географического общества.

1-е место

Его безоговорочно отдали Михаилу Фрунзе, которого поставили во главе списка четверо из шести экспертов. Трое из них высоко оценили его политическую деятельность. «Он дал импульс развитию региона», - пояснил Андрей Кабанов. «Если бы не его воля, губернии не существовало бы», - вторит ему Василий Баделин. А Наталья Шутова оценила первого губернатора с другой точки зрения: «Он подписал декреты о создании двух театров - в Иванове и Шуе. Казалось бы, вокруг разруха - какой театр? Но он был твердо убежден, что людям нужна и духовная пища», - поясняет театровед.

Михаил Фрунзе

Революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. В 1918 году - председатель Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома, губсовнархоза и военный комиссар Иваново-Вознесенской губернии.

2-е место

С определениями второго и последующих мест всё было не так однозначно. Тем не менее после Фрунзе большее число баллов набрал Андрей Тарковский. «Он наш бренд, мировая знаменитость, - пояснил свой выбор Андрей Кабанов. - На нашей земле он сформировался как личность и прославил нашу губернию на весь мир». А Александр Сакуров поставил его на второе место без каких-либо комментариев.

Андрей Тарковский

Советский кинорежиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской промышленной области (ныне - сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области), рос в литературной семье. В войну мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. Несмотря на то что взрослая жизнь режиссера прошла за пределами нашей области, образом отчего дома стал для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Как известно нашим читателям, с 2007 года в нашей области проводится кинофестиваль «Зеркало», носящий его имя.

3-е место

Оно отдано Якову Гарелину. «Выдающийся меценат, городской голова, он отдал Иванову много душевных сил», - пояснил, к примеру, свой выбор Олег Волынкин.

Яков Гарелин

Фабрикант и меценат, основатель мануфактурного дела. Почетный гражданин города Иванова. При его руководстве началось крупномасштабное благоустройство Иваново-Вознесенска и озеленение улиц. В частности, в центре города появились фонари, был разбит парк, ныне называемый парком имени Степанова, заложен общественный сад по берегам ручья Кокуй (ныне - бульвар Кокуй). Также были открыты: публичная библиотека, реальное и женское училища. Написал книгу «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад», изданную в 1885 году. В 2011 году в Иванове в начале Шереметевского проспекта меценату поставили памятник.

4-е место

На него поставили Дмитрия Бурылина. Так исторически сложилось, что имена двух меценатов почти всегда идут рядом, и наш опрос не стал исключением.

Дмитрий Бурылин

Иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель конца XIX - начала XX века. В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой музея. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его «хранилище редкостей» переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нем, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем.

5-е место

Завершают наш список Александр Василевский и Дмитрий Фурманов. «Это выдающийся полководец, - говорит про маршала Василий Баделин. - Мы должны гордиться этим человеком. На Западе его очень уважают и даже специально изучают его полководческий талант…» «В первую очередь хочется отметить писательскую деятельность Фурманова. Он прославил нашу губернию, сделал ее известной благодаря своему роману «Чапаев», - убежден Юрий Орлов.

Александр Василевский

Советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. В годы Великой Отечественной войны в должности начальника Генерального штаба (1942-1945) принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февраля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга. В 1945-м главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

Дмитрий Фурманов

Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Настоящая фамилия Фурман. Позднее стал подписываться как Фурманов. Во главе сформированного им из иваново-вознесенских рабочих отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания в 1918 году. Осенью того же года становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). В начале 1919 года отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта - комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев.

Кроме того, наши эксперты назвали и других выдающихся личностей:

Егор Властов - генерал-лейтенант, герой войны 1812 года.

Отец Леонтий Михайловский - один из самых почитаемых святых ивановской земли, был священником в селе Михайловское Фурмановского района.

Анатолий Мальцев - академик Академии наук СССР, создатель уникальной математической школы.

Владимир Кабаидзе - директор ИЗТС, воспитал плеяду замечательных кадров.

Иван Голиков - талантливый художник Палеха.

Василий Демидов - создатель первого в Иванове общедоступного театра.

Александр Третьяков - кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов, создавал хронику Иванова.

Евгений Богородский - журналист, бывший редактор «Рабочего края».

Авенир Ноздрин - поэт, журналист, революционер.

Михаил Дудин - поэт, Герой Социалистического труда.

Владимир Жуков - поэт-фронтовик, почетный гражданин Иванова.

Владимир Клюев - с 1972 по 1985 год - первый секретарь Ивановского обкома КПСС, позже - министр легкой промышленности СССР.

Андрей Бубнов - советский политический и военный деятель, революционер.

Исидор Любимов - русский революционер, ближайший сподвижник Фрунзе в годы революции и Гражданской войны, руководитель внешней торговли (1930—1931), нарком легкой промышленности СССР (1932-1937).

Дмитрий Семёновский - русский и советский писатель, переводчик.

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах.

К коренным народам относят исконное население, обитающее на своих землях задолго до формирования государственных границ. В российском законодательстве существуют понятия «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы», которые следует отличать от наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации - русских, татар, башкир и других.

На сегодняшний день в России проживают 65 малых коренных народов, общая численность которых – около 500 тысяч или 0,3% населения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из наиболее многочисленных национальностей России русские - 80,9% (в 2002 году – 80,64%), татары – 3,87%, украинцы – 2,05%, башкиры - 1,16%. Самые многочисленные среди малых коренных народов России – ненцы, их 41 тысяча человек, а самые малочисленные – кереки, их на всю страну всего 8 человек.

По информации отдела информации Ивановостата, в Ивановской области проживают 962 тысячи 219 русских. Второе место занимают украинцы, их насчитывается 7684 человека, татары на 3-м месте – их 6696 человек, армяне на 4-м месте (4645 человек), 5 место за азербайджанцами (3543), 6 – белорусы (2379), 7 – цыгане (2283), 8 – узбеки (1399), 9 – мордва (1243), 10 – чуваши (1240 человек).

По переписи населения 2010 года в Ивановской области примерно 30 человек - представители около 20 небольших групп малых народов России. Это: абазины, ижорцы, камчадалы, коряки, кумандинцы, чуванцы, нагайбаки, ненцы, чукчи, шорцы и другие. Кроме того, около 40 человек, тоже малочисленные (по 1-2 человека), - представители примерно 25 иностранных государств. Это: австрийцы, албанцы, американцы, бенинцы, ботсванцы, бразильцы, британцы, бурундийцы, голландцы, итальянцы, киприоты, лаосцы, мексиканцы, нигерийцы, португальцы, суданцы, угандийцы, шведы, эквадорцы и другие.

Как в нашей области, так и в целом по России, за время от переписи населения 2002 года значительно увеличилось число постоянно проживающих, относящих себя к киргизам, таджикам и узбекам. Киргизов на ивановской земле в 2010 году оказалось в 7,6 раза больше – их численность увеличилась с 62 до 470 человек, таджиков стало больше в 2,7 раза – с 326 до 888 человек, а узбеков в 2 раза – с 698 до 1399 человек.

Последние новости Ивановской области по теме:
Большие и малые народы в Ивановской области

Большие и малые народы в Ивановской области - Иваново

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах. К коренным народам относят исконное население,
16:57 07.08.2012 IvanovoSite.Ru

Одной из основных социально-экономических тенденций в XVII веке стало значительное укрепление феодального землевладения. С одной стороны, расширялись земли боярско-княжеской знати, с другой – увеличивалось мелкое и среднее поместное землевладение дворян, которым первые Романовы достаточно щедро раздавали земли. Среди титулованных вотчинников нашего края следует отметить князей Голицыных, владевших слободой Холуй; Черкасских, которым принадлежали сёла Иваново, Васильевское, Нижний Ландех. Село Лежнево в XVII веке принадлежало Пушкиным – предкам поэта, его хозяевами были последовательно Гаврилович, Матвей Степанович и Фёдор Матвеевич Пушкины. Последний в конце столетия принял участие в заговоре полковника Циклера, направленном против юного Петра I, и был казнён, именно об этих событиях поэт писал: “…С Петром мой пращур не поладил и был за то повешен им” (справедливости ради уточним, что Ф. М. был не повешен, а обезглавлен).

Наряду со знатью, владевшей десятками и сотнями тысяч крепостных в разных местностях России, росла и укреплялась поместная дворянская прослойка. Типичным представителем её был, например, Данила Змеев, которому Василий Шуйский пожаловал за “московское осадное сидение” большое село Кузнецово (Шуйский район), к той же категории средних и мелких землевладельцев принадлежали дворяне Кашинцовы, имевшие поместья в окрестностях Шуи.

Значительные масштабы приобрело монастырское землевладение. По-прежнему, как и в предыдущее столетие, десятки деревень и сёл принадлежали в крае богатому суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю. Пашнями, покосами, рыбными ловлями владели многочисленные монастыри, расположенные в пределах нынешней Ивановской области: Воробьёвский (село Дунилово Шуйского района), Николо-Писчуговский (Комсомольский район), Николо-Борковский (близ поселка Холуй) и др. Отметим, что последний из них был основан одним из сыновей Д. М. Пожарского по желанию самого полководца. Наиболее богатым из местных монастырей был в этот период Николо-Шартомский, ему принадлежало 1470 душ крестьян в современном Шуйском районе, а такие соляные варницы возле города Нерехты.

Кроме частновладельческих и монастырских земель в нашем крае были и дворцовые земли, которыми распоряжался сам царь. Они охватывали почти полностью Юрьевецкий и Пучежский районы, дворцовыми сёлами были Дунилово (Шуйский район) и Гари (Ильинский район). Эти земли поставляли все необходимое для царского двора. Так, оброк, отправлявшийся из Дунилова в Москву, включал , мед, воск, соления, орехи, мясо, рыбу, грибы, сукно, холст, шубы и многое другое. Из дворцового фонда производились царем земельные пожертвования. В 1685 году Дунилово и его окрестности были отданы боярину Федору Абрамовичу Лопухину, на дочери которого женился Петр I. Этот был весьма щедрым. В руки Лопухина перешло 56 сел и деревень, в которых насчитывалось 1660 душ крестьян. Дворцовому ведомству принадлежал также конный завод в Гавриловой слободе. Есть предположение, что в XVII веке это был один из самых крупных конных заводов в России. К нему были приписаны окрестные села и деревни Ярышево, Закомелье, Шекшово и др., их крестьяне должны были снабжать фуражом государственных лошадей. Заводу принадлежали также обширные луга по рекам Ирмесу и Воймиге.

Административное деление края в XVII веке значительно отличалось от современного, границы XVII века не имели ничего общего даже с делением

XVIII и XIX столетий. Основной административной единицей в это время был уезд. Центральные и западные районы области, а также Южский, Пестяковский, Верхне-Ландеховский районы входили в Суздальский уезд, восточные – в Юрьевецкий, северные – в Костромской. Существовали также небольшие Кинешемский, Лухский и Шуйский уезды. Уезды делились на станы, в частности, окрестности Иванова входили в Талицкий стан, Южский район в Стародубо-Ряполовский стан.

В рассматриваемый период в хозяйственной жизни края происходили важные изменения – начал формироваться всероссийский внутренний рынок. Возникала более или менее отчётливая специализация различных районов на производстве тех или иных видов сельскохозяйственной или ремесленной продукции. Естественным следствием этого становился интенсивный торговый обмен между отдельными регионами, в этой связи существенно возросла в XVII веке ярмарочная торговля.

Замосковный край, куда входила территория современной Ивановской области, не отличался плодородием почвы, и выращенный урожай зачастую не мог прокормить в течение года растущее население. Поэтому для многих крестьян дополнительным источником существования становились промыслы. Нередко крестьяне совсем забрасывали землю и жили только ремесленным трудом, такое хозяйство называлось “непашенным”. Существовали целые сёла, где население почти не занималось сельским хозяйством. В селе Иванове в 1630 году из 89 крестьянских дворов 73 были непашенными, а по переписи 1667 года из 312 дворов того же села только 38 значились как “пашенные”. К концу XVII века относятся первые свидетельства о том, что в Иванове развивалось текстильное производство. Это челобитная ивановского крестьянина Трифона Григорьева от 1691 года, жаловавшегося на то, что в Холуе во время ярмарки его ограбили и “сняли” с него 12 рублей, вырученных им за “холщёвый промысел”. Изготовление тканей было развито и в селе Тейкове. Это видно из документа 1672 года, в котором сказано, что на Макарьевской ярмарке была куплена для тейковчан краска; несомненно, она предназначалась для окраски тканей. В окрестностях Шуи – в селах Дунилове, Афанасьевском, Васильевском выделывали кожи, шили полушубки, тулупы, рукавицы, именно в связи с этим крупнейший местный феодал – князь Шуйский – получил прозвище “шубника”.

В городах ремесло также получало всё более широкое распространение. Предметом гордости шуян было мыловаренное производство, в XVII веке в Шуе работало 11 “мыльных варниц”, 16 кожевенных заводов (под словом “завод” здесь следует иметь в виду ремесленную мастерскую), 14 сыромятных, 7 скорняжных, 4 рукавичных и 4 меднокотельных завода, 11 кузниц, существовало и “иконописное мастерство”. При этом Шуя не отличалась очень большими размерами среди соседних городов. Так, по переписи 1681 года здесь значилось 203 двора, во Владимире – 400, в Суздале – 515.

Продавали ремесленный товар как на всероссийских ярмарках – Макарьевской, Ирбитской и др., так и на местных. Среди них наибольшую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, ярмарки в сёлах Введенье, Дунилово, Писцово, Холуй. Специально для торговли в Шуе был построен обширный гостиный двор. Здесь торговали местные и приезжие купцы и ремесленники. Среди них было много ивановцев, по этому поводу некто Лучка Ялагин (вероятно, управляющий вотчиной) сообщал своему хозяину, князю Черкасскому, что крестьяне из Иванова “почасту в Шую с товаренцом волочатца”. В Шуе у князей Черкасских был особый осадный (то есть освобожденный от различных пошлин и сборов) двор, заведённый, вероятно, для тех ивановцев, которые приезжали сюда по торговым делам.

О том, что можно было купить на Шуйском гостином дворе, свидетельствует отрывок из таможенной книги города Юрьева-Польского. В нём говорится, что юрьевский крестьянин привез из Шуи 90 сит, 180 рогож, 50 кулей, 100 деревянных ставцов (деревянная посуда). Здесь можно было купить и съестные припасы, домашних животных. География торговых связей Шуи была исключительно широкой, в гостином дворе была даже лавка английской торговой компании.

За пределы нашего края товары вывозились, как правило, по Волге через Кинешму, Плёс, Юрьевец. Существовало торговое судоходство и по реке Тезе. Оно известно с 1611 года, когда последовал указ о сборе пошлин с судов, идущих вверх по Тезе в Шую с товаром. Теза в XVII веке была гораздо полноводней, чем сейчас, по реке могли проходить крупные суда – барки, называвшиеся “тезянками”. От 1686 года сохранилась грамота царей Петра и Ивана и царевны Софьи, где запрещалось перегораживать Тезу мельничными плотинами в ущерб судоходству. Купцы из нашего края возили товары и в весьма отдалённые районы. В таможенных книгах городов Великого Устюга и Тотьмы упомянуты в XVII веке торговцы из Кинешмы и Решмы. Кинешемские купцы проникали со своими товарами и в Сибирь. Торговые люди везли товар также за границу, в документе 1654 года упомянуты “костромитин Ивашко” и “кинешемец Микитка”, ездившие торговать в Тилянь” и “Кизилбашские города”, т. е. в Персию.

В XVII веке значительно усилился феодальный гнёт, происходит окончательное закрепощение крестьян. Это вызвало целый ряд беспрецедентных по своим масштабам народных выступлений – крестьянские восстания под руководством И. Болотникова и С. Разина, городские восстания середины XVII века. На территории нашего края таких крупных народных выступлений не было. Наиболее распространёнными формами протеста крестьян и посадских людей были побеги, подача прошений. Беглые чаше всего уходили в разбойничьи ватаги, которые нападали на богатых людей и грабили их. Старинные акты и предания XVII века пестрят упоминаниями о “разбоях” и “татьбе” в окрестностях Шуи и села Иванова, в других местах нашего края.

Своеобразной формой социального протеста был раскол, возникший после церковной реформы патриарха Никона (1608-1681). Религиозная оболочка старообрядчества в значительной степени скрывала недовольство людей феодальной эксплуатацией и произволом светских властей. С нашим краем был связан один из наиболее видных идеологов и вождей раскола протопоп Аввакум Петрович (1620-1682). В 1652 году он два месяца исправлял священническую должность в городе Юрьевце. Раскольничье учение активно пропагандировалось во второй половине XVII века в районе Кинешмы, Решмы, Юрьевце. Здесь создали группы своих приверженцев монах Калитой Колесников и его ученик Подрешетников. Они убеждали народ не ходить в церковь, не молиться официальным иконам, не слушать священников. Старообрядческая община существовала и в селе Иванове. Об этом свидетельствует относящийся к 60-м годам XVII века документ – “извет” (донос) некого старца Серапиона “на новых еретиков, на богомерзких пустынников и лживых учителей”, где обличаются местные раскольники. Как явствует из этого документа, раскольничья идеология приняла в Иванове крайние формы, отрицалась не только официальная церковь, но и царская власть.

Культурное наследие, оставшееся нам от XVII века, сравнительно небогато. В нашем крае не было крупных административных, торгово-промышленных и религиозных центров, таких, как соседние Кострома, Владимир, Суздаль, . Памятников архитектуры, возведённых до XVII века, в области нет, а те, которые относятся к этому столетию, насчитываются единицами. Среди них особое место занимает комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря рядом с селом Введенье Шуйского района – Никольский собор, построенный в 1651 году, и Казанская церковь (1678). Большой интерес представляют также Воскресенская церковь (1680), стоящая в центре посёлка Лух, и две Троицкие церкви (зимняя и летняя) в поселке Писцово. В этом же столетии были возведены такие памятники как Успенская церковь и Щудровская палатка в Иванове. Успенская деревянная церковь, расположенная в начале улицы Фрунзе, первоначально находилась на территории Покровского монастыря, стоявшего в XVII веке на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина. Затем её дважды переносили с места на место, пока она не была поставлена там, где расположена в настоящее время. Что касается Щудровской палатки, то она в XVII столетии служила вотчинной конторой князей Черкасских, отсюда наместники князя управляли селом и окрестными деревнями, входившими в княжескую вотчину. Свое название палатка получила по имени местного крестьянина Щудрова, который в начале XIX века приспособил здание под мастерскую для отделки тканей.

В XVII веке в нашем крае получило широкое распространение иконописа-ние. Центрами его были не только широко известные села Палех и Холуй, но и города Кинешма и Шуя. Многие иконы, изготовленные умелыми мастерами, представляли собой настоящие произведения искусства. Однако большая часть их писалась по шаблонам и была рассчитана на массового потребителя. Их сотнями и тысячами покупали крестьяне и посадское население. В документе 1688 года говорилось. Что «в некой веси Суздальского уезда, иже именуется село Холуй, поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха» Это свидетельствовало о том, что «богомазы» не всегда придерживались жестких церковных канонов в своем ремесле. Иконы, изготовленные в нашем крае, продавались на местных ярмарках, вывозились и за его пределы. Грамота от 1650 года сообщала о том, что крестьяне из окрестностей Шуи регулярно отправлялись «в ходьбу в Украйные города иконы менять».

Цит. по: Балдин К. Е., Ильин Г. В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 16 – 20.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта