1. Попросите об одолжении
Мы говорим об эффекте,
известном как эффект Бенджамина Франклина. Однажды Франклину понадобилось завоевать расположение человека, который его очень не любил.
Тогда Франклин вежливо попросил этого человека одолжить ему редкую книгу и, получив желаемое, ещё более вежливо поблагодарил его. Раньше этот человек избегал даже говорить с ним,
но после
этого случая они стали друзьями.
Эта история повторяется раз за разом.
Суть в том,
что тот, кто однажды сделал вам одолжение, более охотно сделает это ещё раз по сравнению с тем
человеком, который чем-то
обязан вам. Объяснение простое - человек решает, что раз вы что-то
у него
просите, то и сами
в случае
нужды откликнитесь на его
просьбу, так что он должен
делать так же,
как вы.
2. Требуйте большего
Эту технику называют «дверью в лоб».
Нужно попросить человека сделать больше, чем вы в действительности
хотите от него
получить. Можно также попросить сделать нечто нелепое. Скорее всего, он откажется.
Вскоре после этого смело просите то,
что хотели с самого
начала - человек почувствует себя неуютно из-за того,
что отказал вам в первый
раз, и, если вы теперь
попросите нечто разумное, будет чувствовать себя обязанным помочь.
3. Называйте человека по имени
Известный американский психолог Дейл Карнеги считает, что называть человека по имени невероятно важно. Собственное имя для любого человека - это самое приятно сочетание звуков. Оно -
существенная часть жизни, поэтому его произнесение как бы
подтверждает для человека факт собственного существования. А это,
в свою
очередь, заставляет испытывать положительные эмоции по отношению к тому,
кто имя произносит.
Точно так же
влияет использование титула, социального статуса или сама форма обращения. Если вы ведёте
себя определённым образом, то к вам
будут относиться именно так. Например, если вы называете
человека своим другом, он вскоре
почувствует дружеские чувства по отношению к вам.
А если
хотите на кого-то
работать, называйте его боссом.
4. Льстите
На первый взгляд тактика очевидна, но есть
некоторые оговорки. Если ваша
лесть не выглядит
искренней, она принесёт больше вреда, чем пользы. Исследователи обнаружили, что люди склонны искать когнитивный баланс, стараясь, чтобы их мысли
и чувства
всегда совпадали. Так что,
если вы льстите
людям с высокой
самооценкой, и лесть
звучит искренне, вы им понравитесь, потому что подтвердите их собственные
мысли. А вот
лесть по отношению к людям
с низкой
самооценкой может привести к негативным
чувствам, потому что ваши слова противоречат их мнению
о себе.
Конечно же,
это не означает,
что таких людей надо унижать - так вы их симпатию
точно не завоюете.
5. Отражайте
Отражение также известно как мимикрия. Многие люди используют этот метод естественным образом, даже не задумываясь
о том,
что делают: автоматически копируют чужое поведение, манеру речи и даже
жесты. Но эта
техника может использоваться совершенно сознательно.
Люди склонны относиться лучше к тем,
кто на них
похож. Не менее
любопытен факт, что если при недавнем разговоре кто-то
«отражал» поведение человека, то этому человеку будет в течение
некоторого времени приятнее общаться и с другими
людьми, даже если они никакого отношения к тому
разговору не имели.
Причина, скорее всего, такая же,
как в случае
с обращением
по имени - поведение собеседника подтверждает сам факт существования личности.
6. Пользуйтесь усталостью оппонента
Когда человек устаёт, он становится
более восприимчивым к чужим
словам, будь то
просьба или заявление. Причина в том,
что усталость влияет не только
на тело,
но и снижает
уровень психической энергии. Когда вы просите
об одолжении
уставшего человека, вероятно, вы получите
ответ вроде «Хорошо, сделаю это завтра» - потому что на данный
момент человек никаких проблем больше решать не хочет.
А вот
на следующий
день человек, вероятнее всего, выполнит обещанное - люди, как правило, стараются держать своё слово, потому что иначе получают психологический дискомфорт.
7. Предложите то,
от чего
будет неудобно отказаться
Это техника, обратная пункту номер два. Вместо того, чтобы сразу обратиться с большой
просьбой, попробуйте начать с малого.
Если человек
помог вам с чем-то
незначительным, он более
охотно выполнит и просьбу
поважнее.
Учёные проверили этот способ в отношении
маркетинга. Они начали
агитировать людей выразить поддержку относительно окружающей среды и сохранения
тропических лесов. Довольно лёгкая просьба, не так ли?
Когда люди выполнили требуемое, их попросили
купить продукты - все вырученные средства будут направлены на сохранение
этих самых лесов, разумеется. Большинство людей сделали и это.
Однако будьте внимательны: не стоит
сначала просить одно, а потом
сразу совершенно другое. Гораздо эффективнее выждать день или два.
8. Умейте слушать
Говорить кому то,
что он не прав
- не самый
лучший способ расположить к себе
человека. Эффект, скорее всего, будет обратным. Существует другой способ выразить несогласие и не нажить
при этом врага. Например, послушайте, что говорит ваш собеседник, и постарайтесь
понять, что он при
этом чувствует и почему.
Тогда вы найдёте
нечто общее в ваших,
казалось бы,
противоположных мнениях и можете
использовать это для объяснения своей позиции. Выразите сначала согласие - так человек более внимательно отнесётся к вашим
последующим словам.
9. Повторяйте за собеседником
Один из самых
эффективных способов расположить к себе
человека и показать,
что вы его
действительно понимаете - это перефразировать то,
что он говорит.
Скажите то же
самое, только своими словами. Это техника
ещё известна как рефлективное слушание. Так часто
поступают психотерапевты - люди рассказывают им больше о себе,
и между
врачом и пациентом
выстраиваются почти дружеские отношения.
Такую технику легко использовать при разговоре с друзьями.
Сформулируйте только что сказанную ими фразу как вопрос - так вы покажете,
что внимательно слушали и поняли
человека, и ему
будет с вами
комфортнее. Он также
будет больше прислушиваться к вашему
мнению, потому что вы уже
ясно дали понять, что он вам
небезразличен.
10. Кивайте
Когда люди кивают, слушая что то, то это как правило означает, что они с согласны с говорящим. И для человека естественно предположить, что когда кто-то кивает при разговоре с ним, то это тоже означает согласие. Это тот же самый эффект мимикрии. Так что кивайте на протяжении всей беседы с человеком - впоследствии это поможет вам убедить собеседника в вашей правоте
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .
Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).
Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;
3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.
Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.
Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.
Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.
Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.
– подмена тезиса в ходе доказательства;
– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;
– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:
Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:
Целью воздействия является:
Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:
Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.
Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.
Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.
Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.
Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.
Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:
Какие методы воздействия применяются?
Условия, которые этому способствуют:
Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».
Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.
Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).
Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).
Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.
Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.
Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.
По материалам П.Столяренко
Одним из направлений психологии являются методы психологического воздействия на людей
. Они включают в себя различные способы оказания влияния на окружающих, которые используются людьми в повседневной жизни в процессе построения семейных, общественных и профессиональных отношений.
Когда между индивидами происходит взаимодействие, не имеет значения, на каком уровне, оно включает в себя определенное воздействие друг на друга путем убеждений, подражаний, внушения или заражения. Причем последний способ является наиболее распространенным и используется с древних времен.
Сам человек, который оказывает психологическое воздействие на людей путем использования внушения, не должен находиться на уровне эмоционального транса. В основе успешного внушения лежит признание авторитетности мнения источника, а для этого ему необходимо иметь здравый рассудок, проявлять уверенность в своей точке зрения и грамотно работать с возражениями и сомнениями. Результат не будет достигнут, если индивид, который пытается внушить информацию, не является авторитетом для оппонента.
Большое значение в достижении поставленной цели имеет интонация, с помощью которой внушающий подает информацию, тон должен быть уверенный, авторитетный, в разговоре необходимо задействовать значимые, весомые доводы и слова.
Каждый индивид по-разному реагирует на внушение, в виду своего уровня устойчивости к воздействию со стороны, отсутствия критического восприятие сведений, поступающих со стороны и других особенностей психики и подсознания. Намного легче оказывать психологическое воздействие на людей путем внушения, если они обладают неустойчивой внимательностью, или их нервная система расшатана и слаба.
Внушение может осуществляться в трех основных формах:
1. Человеку внушают определенную информацию в то время, когда он бодрствует;
2. Объект внушения находится в расслабленном состоянии, а именно его мышечные и психические способности;
3. Внушение с помощью гипноза.
Первый тип внушения включает в себя воздействие на подсознание объекта, когда он находится в состоянии бодрствования, и он, в свою очередь, делиться на подтипы: поведенческие элементы внушения, эмоциональные и интеллектуальные. Попробуем рассмотреть на примере каждый подтип, чтобы обрисовать полную картину того или иного внушения.
Для того чтобы внушение было эффективным, оппонент должен воспринимать сведения с минимальной критичностью. Для этого используют эмоциональную переориентацию значимости с одних сведений на другие, или свидетельства.
Методы психологического воздействия , основанные на переориентации значимости сведений, включают в себя определенные способы подачи информации. для того, чтобы достигнуть цели и внушить человеку положительное отношение к тематике внушения, можно провести аналогию с теми моментами, которые вызывают у объекта одобрение. Например, для того, чтобы стимулировать активное развитие индивида в определенном направлении, можно приводить в пример успехи и достижения других людей. Точно также можно действовать и от обратного, например, для того, чтобы переубедить человека поступать тем или иным образом, можно привести в пример ситуацию, когда кто-либо сделал аналогичный поступок и получил лишь дополнительные проблемы.
Для того, чтобы оказать психологическое воздействие на людей с помощью внушения, необходимо минимизировать критичное восприятие предоставляемой информации. Это можно осуществить с помощью приема свидетельствования. Для этого следует прибегнуть к цитатам успешных людей, привести примеры из жизненного опыта профессионалом и знаменитостей, которые могут стимулировать как положительный эффект, так и отрицательный. Выбор направления эмоционального восприятия зависит от того, чего хочет достичь человек, внушая информацию. Некоторые специалисты советуют использовать приемы психологического воздействия, основанные на подсознательном желании человека соответствовать большинству. Для этого приводится общественное мнение, как стимулятор положительного восприятия информации.
Попытки внушить определенные сведения человеку могут иметь место в тот момент, когда он находится в расслабленном состоянии. Здесь основной упор делается на то, что индивид больше сам себе начинает внушать какие-либо сведения, опираясь на воображение, как на рычаг управления состоянием собственной психики и самочувствия. Эксперты считают, что существует взаимосвязь между мышечной системой человека и его эмоциональными стрессами и переживаниями. Во время стрессовых ситуаций чувствуется повышение напряженности практически всех групп мышц, а вот когда индивид расслабляется, его накал эмоций тоже сходит на нет.
Эмоциями также можно управлять с помощью дыхания. Человек, находясь в возбужденном эмоциональном состоянии, дышит часто и неравномерно, при этом делая неглубокие вдохи. В расслабленном состоянии дыхательные процессы нормализуются, человек вдыхает воздух глубже, медленнее и ритмичнее. Это форма психологического воздействия, которая называется аутотренинг, направленная на самоконтроль и управление собственными эмоциями. Для достижения желаемого результата необходимо изучить ряд упражнений, которые помогут управлять эмоциональными проявлениями и влиять на собственное самочувствие.
Аутотренинг позволяет использовать методы психологического воздействия на людей, которые подразделяются на три основных группы.
Группа 1. Воздействие на скелетные мышцы и дыхательный процесс с целью управления центральной нервной системой.
Группа 2. Контроль психофизического состояния индивида с помощью представления, воображения и образов, сформированных с помощью чувств и эмоций.
Группа 3. Управление психофизическим состоянием с помощью внушения на основе слов и аргументированных доводов.
Именно достигнув расслабленного состояния, человеку намного лучше удается воспринимать образы, сформулированные в подсознании на основе эмоциональных и чувственных ощущений. Именно на основе визуализации этих образов индивиду удается управлять своими чувствами, психологическим состоянием, формируя собственный настрой. Для этого он может напрямую использовать образы, с целью воздействия на психологическое состояние, или же изначально влиять на самочувствие организма, а уже через него – на психические функции.
Для того чтобы оказывать скрытое влияние на психофизиологическое состояние , понадобится освоить ряд определенных тренировочных действий. Именно используя их, вам удастся намного быстрее управлять своим состоянием, ориентируясь на словесное внушение чего-либо самому себе. Таким образом, следует произносить установки вслух, как бы указывая себе, что нужно чувствовать, что делать и так далее. Например: у меня хватит сил, я справлюсь, мне не холодно и прочие. Фразу следует произносить не быстро, в ритм со своим дыханием. Вдыхая, говорите первую часть фразы, выдыхая – вторую. Для достижения эффекта повторить действие следует два и более раз.
Для того чтобы внушить индивиду информацию при помощи гипноза, сначала необходимо ввести его в гипнотический транс . Тогда человек будет полностью находиться под влиянием того, кто его гипнотизирует, что даст возможность управлять его эмоциями, поведением и ощущениями. С помощью гипноза возможно воздействие на подсознание, двигательные и мнемонические функции, личностную и чувственную зону индивида. Наука до сих пор не смогла полностью обосновать, что такое гипноз и за счет чего он действует, признавая его своеобразным способом влияния на людей.
Человек, который находится в гипнотическом состоянии, не контролирует поведение с помощью своего мозга, что стимулирует потерю управления своим поведением, восприятия ситуации и критическое понимание собственных поступков. Гипнотизируя индивида, ему могут внушить, что его органы чувств обостренно воспринимают внешние факторы воздействия, или, наоборот, восприимчивость занижена. Например, человеку может обычный шелест казаться грохотом, а сильнейший шум ощущаться, как легкий шепот. Гипнотическое состояние может стимулировать паралич голоса, ног или рук, но при этом оно позволяет управлять процессами памяти и мышления человека, направляя их на восстановление определенных моментов в памяти или их исключение из воспоминаний. Особенности психологического воздействия с помощью гипнозов заключаются в том, что человек может рассказать тайные сведения, сделать что-либо, что, не желая того или играть определенные внушенные роли в таком состоянии.
Это зачастую становится причиной использования гипноза, для осуществления обмана, получения секретной информации или выманивания материальных средств у человека. Гипноз может внести кардинальные изменения в психику, поведенческие и эмоциональные особенности индивида.
Ученые считают, что в психологическое воздействие на людей практически не подконтрольно коре головного мозга человека, ведь оно влияет на бессознательное восприятие реальности, а сознание не принимает в нем участия.
Любая форма психологического воздействия путем внушения может оказывать положительный результат, но только если осуществляется с гуманными намерениями. В некоторых ситуациях, внушение – единственный способ обратиться к человеку, допустим, когда он пребывает в состояниях аффекта, или же просто не воспринимает ту или иную информацию.
Легче убедить человека, который интеллектуально развит, мыслит логически, обладает покладистым и добрым характером, а в данный момент находится в отличном расположении духа. Следует уделять внимание окружающей среде: если вокруг напряженная, беспокойная и раздражительная атмосфера, то задачи психологического воздействия могут быть не достигнуты. А вот спокойная, приятная и комфортная обстановка станет отличным союзником в процессе убеждения оппонента.
Именно поэтому, большинство серьезных и важных деловых встреч проходит в расслабленной, спокойной обстановке. Но все равно намного тяжелее будет убедить личность, которая имеет сложный характер, находится в негативном настрое или ее интеллект находится на низкой стадии развития. Прежде чем приступать к убеждению индивида, надо проанализировать его личностные особенности и подобрать наиболее подходящие методы психологического воздействия. Итак, каким должен быть убедительный оппонент и его аргументы:
Необходимо учитывать индивидуальные особенности оппонента в разговоре, для того чтобы воздействовать на его подсознание;
Речь надо строить последовательно, используя логические доводы, доказательную базу, оперируя примерами и обобщениями;
В процессе убеждения надо опираться на те факты, о которых знает оппонент;
Для того чтобы убеждение действительно подействовало на человека, следует и самому быть полностью убежденным в собственной правоте. Если сам убеждающий будет преподносить информацию, сомневаясь, недоговаривая или не имея достаточного количества аргументов, ему вряд ли удастся достигнуть результата.
Очень важно, чтобы в процессе убеждения использовалась логическая цепочка доводов и аргументов, каждый из которых должен быть обоснован и объяснен. В противном случае не получится убедить человека, насколько авторитетным и статусным не было бы положение источника информации;
Очень важна общность установок и принципов обоих сторон дискуссии, в противном случае эффективность убеждений будет намного ниже. Необходимо изначально указать на существующие общие взгляды и понятия, а если же они отсутствуют, то постараться переориентировать человека с помощью примеров, фактов и общепринятых догм.
В основе убеждений всегда лежит логика, подтвержденная авторитетность, статусом и признанием излагающего лица. Эти методы психологического воздействия на людей более эффективно действуют на группу слушателей, чем во время разговора с одним человеком. Таким образом, следует логически обосновать свою правоту, используя другие мысли и мнения. В состав всех доказательств входят тезисы, довод и демонстрационная часть.
Тезисом именуется сам тематический объект убеждения, который следует четко и понятно сформулировать, подтвердив с помощью различных фактов. Например: Корень имбиря очень полезен для организма и здоровья. Так считают ведущие специалисты в области медицины, которые не раз упоминали этот факт в литературе.
Доводы – это те суждения, которые уже были признаны обществом, которые используются для того, чтобы указать на ложность или истинность тезиса.
Демонстрационная часть – это набор логических обоснований и доказательной базы, которые подразделяются на прямые, косвенные, индуктивные и дедуктивные. Индуктивными принято называть суждения, которые базируются на выводах, сделанных в процессе одной или нескольких ситуаций, которые направлены на достижение общего логического заключения. Дедуктивная доказательная база формируется на основе общих логических выводов, при этом разделяя их на отдельные, практически индивидуальные ситуации.
К сожалению, мы не можем со сто процентной гарантией предположить, как воздействовать на людей так, чтобы они прислушивались и поддерживали направление убеждения, а не воспринимали все наоборот. Есть ряд ситуаций, когда противоположенный эффект вполне ожидаем, к ним относят:
Автор убеждения не может обосновать правильность своей установки оппонентам, в том случае, если они имеют кардинально другой взгляд на объект дискуссии;
В разговоре чрезмерно много абстракций: большое количество общей информации, фактов, которые не касаются конкретного вопроса, а характеризуют общую суть проблемы.
В беседе очень часто повторяются уже сказанные ранее факты и сведения. Это стимулирует быструю утомляемость среди аудитории, возникает чувство навязчивость и, как следствие, раздражения.
Все виды психологического воздействия одинаково используются в самых разных сферах человеческой жизни: это и политические, экономические, управленческие процессы, образовательное, педагогическое, научное направление, да и множество других областей, в которых люди вынуждены контактировать друг с другом.
Подражание может действовать и на благо человека, и ему же во вред. Ведь ориентируясь на то, как поступил бы в сложившейся ситуации другой человек, мы теряем возможность полноценно использовать свои мысли, чувства и ощущения в процессе принятия решения.
Каролина Емельянова
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют психологические приемы влияния на людей. Вы узнаете, каковы методы могут применяться при желании оказать воздействие на другого человека. Выясните, как себя вести при общении с собеседником.
Люди, которые живут вместе, постоянно оказывают друг на друга определенное влияние. При этом они преследуют свои личные мотивы.
Психологическое воздействие – механизмы, способные смоделировать мышление личности.
Воздействие имеет основные факторы:
Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.
Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.
Если возникает желание контролировать разговор, нужно обращать внимание на следующее:
Вы можете обратить внимание на то, как собеседник к Вам относится, используя такие приемы.
Если хотите воздействовать на собеседника, прибегайте к следующим приемам.
Теперь Вам известно, каково психологическое влияние на человека может оказываться. Вы знаете, какие способы, а также приемы при этом применяются. Помните, что каждый день личность может поддаваться какому-то давлению, подчиняться чужой воле. Будьте предельно осторожны, сумейте вовремя распознать, если кто-то манипулирует Вами.
Вряд ли кому-то хочется совершать поступки и принимать решения, подчиняясь влиянию других людей. Потеря самостоятельности и независимости пугает и кажется нам неприемлемой. И мы всеми силами отстаиваем свою свободу, выстраивая вокруг себя барьеры, совершая поступки вопреки постороннему влиянию, а иногда и здравому смыслу. Но в то же время мы совсем не прочь узнать эффективные методы, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей.
Под влиянием в психологии понимают воздействие на психику человека с целью изменить его убеждения, взгляды, настроение и поведение. Когда речь заходит о психологии влияния, то многие представляют какие-то тайные знания и техники, позволяющие управлять другим человеком без его согласия и ведома.
Но это только один из многих мифов, которые обыватели распространяют о психологии. Нет никаких тайных знаний и запрещенных техник. Все механизмы психологического влияния знакомы каждому человеку с детства, и каждый из нас является одновременно и объектом, и субъектом влияния. Мы живем в обществе и сотнями нитей связаны с другими его членами. Прав был В. И. Ленин, несколько перефразировавший высказывание К. Маркса: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Взаимное влияние людей друг на друга – это неотъемлемая часть социальной жизни, той сложной системы взаимодействий и взаимозависимостей, которую мы называем обществом. Например, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли достойными людьми, по крайней мере, как они сами это понимают. Поэтому в процессе они оказывают влияние на детей, используя разнообразные способы и методы:
А разве дети никак не влияют на родителей? Влияют, конечно. Даже совсем маленькие крохи иногда демонстрируют настоящий талант . Простое: «Мамочка, ты у меня самая лучшая. Я так тебя люблю», - заставит растаять любое материнское сердце. Но ведь дети говорят это совершенно искренне, да и родители, влияя на своих чад, искренне желают им добра.
Мы оказываем влияние на наших друзей, подчас довольно сильно меняя их , на своих подчиненных и начальство, да и просто на случайных знакомых, с кем довелось поговорить. Недаром же есть такая поговорка: «С кем поведешься – от того и наберешься».
Человек – часть общества, и всегда испытывает на себе его влияние. Даже оказавшись на необитаемом острове или укрывшись в глухой тайге, он от этого влияния не избавится. Потому что будет продолжать жить и воспринимать окружающий мир, руководствуясь установками и убеждениями, сформированными под воздействием других людей.
Более того, оказавшись волею злой судьбы вне человеческого влияния, ребенок никогда не вырастет полноценным человеком. Это доказывают примеры так называемых детей-маугли, воспитанных в сообществах животных. Даже взрослый человек, социального окружения, постепенно утрачивает человеческий облик.
Влияние затрагивает три сферы человеческой психики:
Установка – это ракурс восприятия какого-то события, явления, человека. Как правило, установка включает в себя эмоциональную и оценочную части. Так, рассказывая о том, как интересно учиться в школе, родители формируют у будущего первоклассника установку на позитивное отношение к школьной жизни. Или, например, во время просмотра фильма у нас может сформироваться установка, что актер, играющий злодея, – плохой человек.
Когниции – знания, убеждения, представления о мире и себе. Они тоже во многом результат психологического влияния других людей, точнее, передаваемой ими информации. Если мы уважаем источник информации (человека, СМИ, социальный институт) и доверяем ему, то распространяемые им знания становятся частью наших представлений об окружающем мире, и мы даже не будем относиться к ним критически, принимая на веру.
Сложнее изменить поведение человека, так как влияние воздействует на психические процессы, а не на непосредственно. Но можно сформировать этого изменения, создать систему стимулов, побуждающих человека к определенным действиям. В любом случае именно «настройка» поведения является главной целью влияния.
Если взаимовлияния – это естественная часть отношений людей, то почему же мы так боимся стать объектом воздействия?
Причина кроется в особенностях самоидентификации, то есть в как отдельного и независимого от других людей субъекта. Осознание собственного «Я», выделение себя из социума происходит у ребенка в возрасте 3 лет и является одной из главных причин . Проявляется он в демонстративной самостоятельности и неповиновении взрослым. Так, трехлетний малыш, услышав от мамы запрет ходить по лужам, может специально начать по ним шлепать, а то и вовсе сесть в грязь. Ребенок намеренно сопротивляется влиянию, стараясь доказать свою самостоятельность.
Кризис 3 лет успешно преодолевается, но утратить ощущение собственного «Я», раствориться в безликой массе, остается на всю жизнь. Поэтому мы так негативно реагируем на попытки навязать нам чужое мнение, повлиять на наши решения и поступки. И кстати, по этой же причине не замечаем собственного влияния на других людей. Ведь здесь нашей самоидентичности ничего не угрожает, скорее, наоборот – мы утверждаем собственную независимость, воздействуя на окружающих.
Человек постоянно находится в едином поле социального взаимодействия, где он выступает и как объект, и как субъект влияния. Воздействуют на нас не только отдельные люди, социальные группы и общественное мнение, но и явления природы, вещи, события, происходящие с нами и с другими людьми. Дождь, начавшийся перед прогулкой, может испортить нам настроение и заставить поменять планы, а вооруженный , произошедший за сотни километров от нас, способен изменить наше мировоззрение.
Но здесь мы рассматриваем влияния в сфере межличностных отношений. В социальной психологии их выделяют несколько видов.
О сознательном и целенаправленном воздействии говорят, когда субъект влияния точно знает, чего он хочет достичь и как намерен изменить поведение объекта. Осознанное влияние может быть направлено и на взгляды человека, и на его эмоциональную сферу, но конечной целью все равно являются определенные поступки, действия.
Причины, по которым один человек осознанно воздействует на другого, могут быть разные. Если главной из них является получение личной выгоды, то такое влияние называют манипулированием. Но влияние может преследовать и другие цели. Например, педагогическое воздействие направлено на формирование и ребенка. На деле оно не всегда приносит пользу объекту влияния, но именно это рассматривается как основная задача воспитания.
В социальной среде в процессе взаимодействия людей постоянно происходит множество актов неосознанного влияния. Человек не только заражает своим поведением других людей, но и сам, не понимая этого, перенимает их привычки, манеры, убеждения. В первую очередь, мы неосознанно подражаем тем, кому симпатизируем и кого уважаем: своим друзьям, родителям, учителям, коллегам, киногероям. Чем более интересным, и является человек, тем больше окружающих подпадает под его влияние, хочет он этого или нет.
Открытое влияние – это такой вид воздействия, когда объект, или как его еще называют, адресат, понимает, что на него воздействуют, побуждая, подталкивая или принуждая к каким-то действиям. Это неприятное ощущение, но в этом случае у человека есть выбор – подчиниться воздействию или уклониться от него, оказать сопротивление. Уклониться бывает совсем непросто, если оказывают влияние люди, обладающие властью. Но тем не менее адресат хотя бы может попытаться отстоять свою независимость и право на самостоятельное решение.
А вот скрытое влияние – это, с одной стороны, менее этичный вид воздействия, а с другой – наиболее эффективный. Не зная, что на него оказывают влияние, объект даже не сопротивляется и ничего не может противопоставить субъекту. Осознанное, целенаправленное и скрытое влияние – это манипулирование, самый опасный вид воздействия.
Мы привыкли считать, что любое влияние – это всегда плохо, так как предполагает давление на личность. Поэтому, осознав оказываемое на нас воздействие, мы начинаем активно сопротивляться, часто делая «от противного», назло, совершаем опрометчивые поступки, ошибки, а нередко и откровенные глупости.
Но не каждое влияние разрушительно, не каждое приводит к ущемлению прав и свобод личности. Нередко оказывающий воздействие человек заинтересован как раз в том, чтобы сохранить личность своего адресата, предотвратить ошибки, которые он может совершить, помочь ему выбрать правильный путь. Родители, воспитывающие ребенка, учителя, формирующие у ученика правильную картину мира, близкие и друзья, желающие избавить дорогого им человека от – все это примеры созидательного влияния.
Различные стратегии влияния на людей – продукт длительного развития общества. Большинство из них не разрабатывалось целенаправленно, как инструменты манипулирования, и используют их люди тоже часто интуитивно.
Это основные приемы влияния, которые чаще всего используются в межличностных отношениях. Нередко они применяются в сочетании, подкрепляются авторитетом субъекта влияния, ссылками на другие еще более авторитетные источники, например, СМИ, книги, интернет и т. д.
Если влияние столь распространенный процесс, то почему одним людям удается воздействовать на окружающих, а другие на это не способны? Дело в том, что способность к воздействию на других членов общества имеется у всех, но степень ее выраженности разная. Есть несколько категорий людей, влияние которых обладает особой силой:
Эффективность влияния зависит не только от субъекта, но и от объекта влияния. Чем менее уверен в себе человек, чем ниже его самооценка, тем легче он может попасть в зависимость от манипулятора. Поэтому чтобы научиться противостоять влиянию окружающих, нужно начать с саморазвития.