Главная » Галлюциногенные » Памятник рабочему на плотине гувера. Прорвет ли дамбу Гувера? Экскурсия по плотине

Памятник рабочему на плотине гувера. Прорвет ли дамбу Гувера? Экскурсия по плотине

Плотина Гувера, также дамба Гувера или дамба Боулдер – уникальная и самая известная гидротехническая конструкция в США. Она сооружена на стыке штатов Аризона и Невада, в образованном крупной рекой Колорадо, узком Черном каньоне, недалеко от Лас-Вегаса и Боулдер-Сити. Бетонная арочно-гравитационная дамба служит не только как мощная гидроэлектростанция, но и как главная составляющая системы мелиорации и охраны от наводнений в юго-западной части США.

Плотина Гувера , находящаяся в сорока восьми километрах от «Мировой столицы развлечений», включена в список посещений туристов и являет собой одну из интересных и популярных достопримечательностей Соединенных Штатов. Плотину в 1981 году включили в Национальный регистр исторических мест США.

Дамба, имеющая высоту 221 метр, образует водохранилище (озеро) Мид . В создании плотины важную роль сыграл тридцать первый президент страны – Герберт Гувер , в честь которого она была названа. Началось строительство в 1931 году, а закончилось раньше на два года запланированной даты, в 1936 году. Управляет плотиной Бюро мелиорации США (подразделение Министерства внутренних дел США).

Искусственно образованное озеро назвали в память Элвуда Мида, который был в период проектирования и сооружения дамбы Гувера, руководителем Бюро мелиорации США. Крупное в стране водохранилище Мид, имеющее площадь 640 кв. км, простирается вверх по течению реки на двести километров. Озеру Мид в 1964 году присвоили статус Национальной зоны отдыха США.

История строительства

В Скалистых горах во время таяния снегов река Колорадо, проявляя свой бурный необузданный нрав, зачастую затопляла, лежащие по течению ниже, фермерские угодья. Планировалось, что возведение плотины решит проблему с колебаниями уровня реки. Проектировщики ожидали, что водохранилище поспособствует развитию орошаемого земледелия, послужит источником водоснабжения Южной Калифорнии, в частности Лос-Анджелеса.

Сомнения штатов, расположенных в бассейне Колорадо , в правильном и справедливом распределении между потребителями водных ресурсов явились одной из преград для осуществления проекта. Опасались, что Калифорния с ее финансовыми ресурсами, влиянием, нехваткой воды станет предъявлять права на большее количество ресурсов водохранилища.

Созданная в 1922 году комиссия включала представителей от заинтересованных штатов, от федерального правительства (был выбран тогдашний министр торговли Герберт Гувер). В конце осени 1922 года была подписана Конвенция реки Колорадо : в ней были утверждены способы раздела водных ресурсов. Документ, открывший возможности для строительства плотины, назвали «Компромисс Гувера».

На масштабное строительство такого гидротехнического сооружения требовались значительные средства из государственного бюджета. Белый дом и Сенат не сразу одобрили финансирование проекта. Президент Калвин Кулидж лишь в 1928 году подписал документ, поддерживающий постройку. Ассигнования были выделены в 1930 году, когда президентом государства стал Герберт Гувер. Первоначально планировалось возводить плотину в каньоне Боулдер, поэтому ее иногда называют «дамбой Боулдер».

На строительстве плотины было задействовано несколько тысяч рабочих, летом 1934 года насчитывалось (максимально) 5251 человек. В контракте на строительство было заранее оговорено, что выходцы из Китая на работу не нанимаются; чернокожих работников, принятых на низкооплачиваемые задания, было не больше тридцати.

Рядом с плотиной планировалось для строителей возвести городок – Боулдер-Сити . Но в целях снижения массовой безработицы в период Великой депрессии и ускорения возведения конструкции увеличивали количества рабочих мест на строительстве. К приезду рабочих Боулдер-Сити был не готов, поэтому строители первое лето жили во временных лагерях.

Тяжелые условия труда

Опасные условия труда и плохое жилье вызвали возмущения, в августе 1931 года состоялась забастовка. Вскоре рабочих разогнали, используя оружие и дубинки, но строительство городка ускорилось, весной 1932 года рабочие имели возможность переселяться в постоянные жилища. На время строительных работ в Боулдер-Сити запрещались азартные игры, проституция, распитие спиртных напитков. В городе продавать спиртные напитки запрещалось до 1969 года, а игорный бизнес не разрешен до сих пор (в штате Невада в единственном городе).

Строилась плотина при очень неблагоприятных условиях. Работы велись в тоннелях с избытком угарного газа. Вследствие отравления многие пострадавшие стали инвалидами или погибли. Работодатель смог доказать, что заболевание – осложнение пневмонии, таким образом сняв с себя ответственность за это. На опасных работах строительства дамбы Гувера впервые были использованы защитные каски.

За весь период строительства погибли 96 человек. Первым погиб топограф Дж. Тирни, зимой 1922 года утонул в Колорадо, выбирая наилучшее место для стройки.

Работы по возведению туннелей и бетонной плотины

Для строительства выбрали место в узком каньоне на стыке Невады и Аризоны. В каменных стенах Черного каньона пробурили четыре туннеля диаметром 17 м, чтобы отвести от строительства воду из реки. Стены туннелей были заделаны бетоном в толщину на 0.9 м, полезный диаметр составил 15,2 м. Когда строительство было закончено, часть туннелей перекрыли «пробками» из бетона, через остальные подают воду к турбинам и сбрасывают излишки воды. То, что водосброс осуществляется через туннели в скалах, дает стабильность плотине.

Были построены две дамбы-кессона, чтобы отгородить место строительства и предотвратить возможное затопление. Чтобы обезопасить работы, предварительно провели очистку стен каньона от беспорядочно лежащих скал и камней, с помощью динамита они подрывались, затем сбрасывались вниз.

В основание плотины заливался бетон. Для его производства были разработаны месторождения нерудных полезных ископаемых, построены новые бетонные заводы. Раньше работы подобного размаха никогда не проводились, поэтому многие технические решения, примененные в строительстве, имели уникальный характер.

Чтобы охлаждение бетона происходило быстрее, плотину сооружали не сплошным монолитом, а как серию связанных между собой колонн в форме трапеций, так излишнее тепло, выделявшееся при застывании смеси, рассеивалось. По расчетам инженеров получалось, если бы плотина была построена как монолит, то бетон остывал бы до температуры окружающей среды 125 лет. За такое время появились бы трещины, дамба разрушилась. До сих пор процесс отвердевания бетона не завершен.

На момент завершения строительства плотина Гувера была самым массивным искусственным гидротехническим сооружением на планете. Использованного бетона могло хватить для прокладки дороги 20 см в толщину и 5 м в ширину от Сан-Франциско до Нью-Йорка, т.е. пересечь Соединенные Штаты от Тихого океана до Атлантического.

Энергоснабжение региона

Генераторы гидроэлектростанции первое электричество выработали в октябре 1936 года. Станция в 1961 году была модернизирована: запущены дополнительные генераторы. Ныне работают 17 генераторов с максимальной мощностью 2074 МВт. Такая мощная электростанция является важным объектом на западе США в поддержании баланса энергопотребления.

Архитектура комплекса

По плану плотина и здание гидроэлектростанции должны были представлять простое архитектурное сооружение. С внешней стороны дамба будет выглядеть как обычная стена, сверху обрамленная балюстрадой, построенной в неоготическом стиле. После критики современников за простоту проект переделал архитектор из Лос-Анджелеса – Гордон Кауфман. Он выполнил экстерьер зданий в традициях стиля ар-декор. Башенки, «вырастающие» из дамбы, украшают верхнюю часть плотины. На водосбросных башнях установлены часы, показывающие на одних Североамериканское тихоокеанское время (штат Невада), на других – Горное (штат Аризона).

Транспортное значение

До 2010 года плотину пересекала дорога в меридиональном направлении, которая связывала Аризону с мексиканской границей. Прилегающее к дамбе шоссе не соответствует магистрали и имеет недостаточный объем пропускаемого транспорта. Спускающийся к дамбе Гувера серпантин включает узкие и крутые повороты, места с плохим обзором.

Движение автотранспорта после теракта 11 сентября 2001 года было ограничено. Чтобы исключить провоз взрывчатки, одни машины подвергаются обязательному досмотру, другие – периодическому. Эти меры ускорили в обход плотины Гувера сооружение моста через Черный каньон.

В октябре 2010 года возле дамбы Гувера открылся Мемориальный мост Майка О’Каллагана – Пэта Тиллмана, увеличивший существенно пропускную способность шоссе. По мосту протяженностью 580 м, высотою над рекой Колорадо 270 м автотранспорт имеет возможность двигаться в каждом направлении по двум полосам. Он представляет две параллельные арки из железобетона, выгнутые вверх, упирающиеся в берега.

Влияние сооружений на окружающую среду

Сооружение плотины Гувера и создание водохранилища Мид в значительной степени оказало воздействие на водный режим реки Колорадо , в особенности на экосистему дельты. В течение всего периода строительства и наполнения водохранилища вода не могла достичь дельты реки. Устье, до существования плотины представляло собой зону, где смешивалась соленая и пресная вода, после постройки превратилось в соленый лиман.

С появлением дамбы прекратились наводнения, которые случались часто в нижнем течении. Несколько видов животных и растений, которые приспособились к постоянным затоплениям, попали под угрозу исчезновения. Заметно сократилось количество рыбы.

Туризм

Такой необычный и интересный объект, как дамба Гувера не мог остаться без внимания туристов всего мира. В 1937 году после завершения строительства комплекс плотины был доступен для посещения туристических групп. Количество посетителей выросло с увеличением популярности расположенного вблизи Лас-Вегаса. В 1996 году количество туристов, побывавших на плотине за год, составило более миллиона.

Плотина Гувера представляет собой и гидроэлектростанцию в США. Сооружена она в низовье реки Колорадо. Высота плотины составляет 221 м. Она находится в Чёрном каньоне, около штатов Невада и Аризона. Названа была в честь 31-го президента страны - который сыграл в её строительстве важную роль. Возведение дамбы происходило в 1931-1936 гг.

Дамба Гувера находится под управлением подразделения МВД США Бюро мелиорации. Она является одной из самых известных достопримечательностей Лас-Вегаса.

Предыстория

До момента возведения плотины Колорадо (река) нередко демонстрировала свой бурный нрав. В период таяния снегов в горах она очень часто затопляла угодья фермеров, которые находились ниже по течению. Проектировщики считали, что строительство плотин поможет сгладить колебания уровня реки. Кроме того, ожидалось, что данное водохранилище подтолкнет развитие и станет источником водоснабжения многих районов Южной Калифорнии.

Одним из основных препятствий для осуществления данного проекта оказались сомнения представителей штатов, находившихся в бассейне Колорадо. Река, а точнее ее водные ресурсы, должны были справедливо распределяться между потребителями. Были мысли, что Калифорния, со всем её влиянием и финансами, предъявит права на основную часть водных запасов данного водохранилища.

Из-за этого была создана комиссия, которая включила по одному представителю из каждого заинтересованного штата, а также представителя из федерального правительства. Итогом ее деятельности стала подписанная Конвенция реки Колорадо. В ней были закреплены способы распределения водных ресурсов. Это и открыло путь к возведению плотины.

Постройка гидротехнического сооружения такого масштаба требовала привлечения существенных средств из бюджета государства. Законопроект о финансировании получил одобрение Белого дома и Сената США не сразу. В 1928 года Калвином Кулиджем был подписан билль, дающий добро на осуществление данного проекта. Первые же ассигнования на постройку были выделены лишь спустя 2 года. Президентом тогда уже был Герберт Гувер.

План предусматривал строительство плотины в Боулдере (каньон реки Колорадо). И хотя окончательно было решено возводить ее в Чёрном каньоне, данный проект стал называться Боулдер Каньон Проджект.

Строительство

На строительство плотин подряд был поручен нескольким компаниям. Среди них: Six Companies, Inc., Morrison-Knudsen Company; Utah Construction Company; Pacific Bridge Company; Henry J. Kaiser & W.A. Bechtel Company; MacDonald & Kahn Ltd., J. F. Shea Company.

Рабочие

В строительстве принимали участие тысячи рабочих (в 1934 году максимальное количество составило 5251 человек). Согласно условиям контракта, на работу не допускался наём китайских работников, а общее число чернокожих наемников не превышало 30 человек, при этом заняты они были на самых малооплачиваемых работах. Предполагалось, что рядом с плотиной для строителей будет возведён небольшой городок, однако график был переработан в пользу увеличения числа рабочих мест и ускорения процесса (для снижения безработицы, которая стала итогом Великой депрессии). Из-за этого к моменту приезда первых наемников город был еще не готов, и строители дамбы первое лето провели в лагерях.

Опасные условия работы и задержка сдачи жилья повлекли за собой забастовку, которая состоялась в 1931 году. При этом рабочие были разогнаны с применением силы (полицейские использовали дубинки и оружие). Однако темпы строительства городка было решено ускорить, и весной следующего года люди переселились в уже постоянные жилища. На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены азартные игры, проституция, а также продажа алкогольных напитков. Последний запрет здесь оставался вплоть до 1969 года. Игорный же бизнес тут не разрешен и по сегодняшний день, что делает Боулдер-Сити единственным городом в штате Невада, в котором действует подобный запрет.

Условия работы

Плотина Гувера, фото которой представлены в данной статье, строилась в тяжелейших условиях. Какая-то часть работ проходила в тоннелях, там рабочие страдали от угарного газа, которого здесь было в избытке (некоторые строители вследствие этого погибли или стали инвалидами). Работодатель тогда заявил, что смерти стали последствием перенесенной пневмонии, и ответственности он не несёт. При этом строительство данной плотины стало первой стройкой, на которой работникам были выданы защитные каски.

За время возведения дамбы (плотины) погибло в общей сложности 96 человек. Самым первым из них оказался топограф Дж. Тирни, который утонул в конце 1922 года в Колорадо, выбирая наилучшее места для строительства. По иронии судьбы, последней жертвой дамбы оказался Патрик Тирни, его сын, который умер спустя 30 лет, упав с водосбросной башни.

Предварительные работы

Строительство дамбы плотины было намечено на границе между Аризоной и Невадой в узком каньоне. Для отвода воды в сторону от точки строительства были созданы 4 тоннеля. Стоит отметить, что их общая длина составила 4,9 км. В 1931 году началось строительство самих тоннелей. Их отделка была создана из бетона, толщина которого составила 0,9 м, за счет чего полезный диаметр водоводов достиг 15,2 м.

Тоннели после завершения строительства были частично перекрыты «пробками» из бетона и местами используются для сброса излишков воды. Тот факт, что водосброс происходит не через тело самой плотины, а через тоннели, которые расположены в скалах, придаёт стабильности всей конструкции.

Возведение дамб-кессонов

Для предотвращения вероятного затопления, а также изоляции места строительства было сооружено 2 дамбы-кессона. Верхняя дамба начала возводиться в 1932 году, хотя на тот момент отводящие тоннели были не достроены.

Для обеспечения безопасности работ до начала сооружения были проведены различные мероприятия по очищению стен каньона от скал и свободно лежащих камней: они сначала подрывались динамитом, а потом скидывались вниз.

Строительство бетонной дамбы

В основание плотины первый бетон был залит в 1933 году. Для его производства были вскрыты ближайшие месторождения нерудных материалов. Кроме того, специально для этого были выстроены бетонные заводы.

Поскольку работы такого масштаба никогда ранее не производились (здесь стоит отметить, что никакие плотины мира не могли сравниться с размахом этого строительства), несколько технических решений, используемых в процессе, носили поистине уникальный характер. Например, одной из проблем оказалось охлаждение бетона. За счет этого вместо сплошного монолита дамба Гувера строилась как серия связанных между собой колонн в виде трапеций. Это давало возможность излишнему теплу, которое выделялось при застывании смеси, рассеяться.

Инженеры поняли, что если плотина Гувера будет возведена как монолит, то для охлаждения бетона до необходимой температуры потребовалось бы 125 лет. За счет этого могли появиться трещины, а в дальнейшем это повлекло бы за собой разрушение дамбы. Кроме того, каждая форма для ускорения охлаждения слоёв бетона содержала в себе охлаждающую систему из металлических дюймовых труб, куда поступала охлажденная речная вода. Нужно сказать, что отвердевание бетона и сегодня не завершено.

Электростанция

Создание котлована для гидроэлектростанции было проведено вместе с рытьём котлована, который предназначался для основания плотины. Необходимые земляные работы были завершены в 1933 году, в том же году был залит первый бетон в помещение электростанции.

Первое электричество генераторами станции было выработано в 1936 году. Спустя 25 лет в ходе модернизации этой станции запущены были другие дополнительные генераторы. В нынешний момент электричество здесь вырабатывают семнадцать генераторов, максимальная мощность которых 2074 МВт.

Роль электростанции сегодня

Электростанция играет очень важную роль для поддержания баланса энергопотребления в западной части США. От энергопотребления зависит корректировка нагрузки на каждый из генераторов, что регулируется распределительной станцией, расположенной в Финиксе. Интересно, что до 1991 года применялась система с управлением в ручном режиме; в дальнейшем была проведена компьютеризация данной системы.

Архитектура

Изначальный проект предполагал очень простое архитектурное решение здания гидроэлектростанции и дамбы. Предполагалось, что у дамбы внешняя сторона будет обычной стеной, обрамлённой сверху балюстрадой, созданной в неоготическом стиле. В то время как здание электростанции вообще не должно было отличаться от простого фабричного цеха.

Многими современниками предложенный проект критиковался за свою чрезмерную простоту, которая, по их мнению, не соответствовала эпохальному характеру, который носила плотина Гувера. В результате для переделки проекта пригласили лос-анджелесского архитектора Гордона Кауфмана. Ему удалось переработать проект, выполнив экстерьер этих сооружений в стиле арт-деко. В результате верхняя часть плотины была украшена башенками, которые «вырастали» прямо из дамбы. Кроме того, он разместил часы на водосбросных башнях. Одни из них демонстрируют Горное время, а вторые — тихоокеанское Североамериканское время.

Название плотины

Изначально плотина Гувера должна была возводиться в каньоне Боулдер, следовательно, в официальных документах она называлась «плотина Боулдер». При этом на официальном открытии данного строительства Рэй Вилбур, секретарь МВД США объявил, что данное сооружение получит название в честь президента США Гувера. Таким заявлением Вилбур продолжил традицию присвоения имён президентов крупнейшим плотинам США. Конгресс США утвердил это официальное название в 1931 году.

Спустя год Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту, кандидату от демократов. После того как Рузвельт вступил в должность, администрация США предложила изменить название дамбы на «плотина Боулдер». По этому поводу официального решения не было принято, но из всех туристических путеводителей и официальных документов тех лет имя Гувера пропало.

Через 2 года после гибели Рузвельта, Джек Андерсон, калифорнийский конгрессмен, представил проект о возвращении строению имени Гувера. Соответствующий законопроект подписал президент, и с того момента плотина носит имя «плотина Гувера».

Транспортное значение

По плотине до 2010 года проходило шоссе 93, которое пролегало в меридиональном направлении и связывало мексиканскую границу со Часть шоссе, которая прилегала к плотине, объёму пропускаемого транспорта и магистрали не соответствовала. Дорога имеет в каждом направлении только по одной полосе, а её спускающийся к плотине серпантин включает несколько узких и крутых поворотов, мест с очень плохим обзором. Кроме того, дорога подвержена частым оползням.

Нужно отметить, что после террористической атаки 2001 года было ограничено движение транспорта через эту плотину. Некоторые типы автомобилей перед проездом подвергаются обязательному досмотру для исключения провоза взрывчатки, остальные осматриваются только периодически.

В 2010 году около плотины Гувера открылся мост Майка О’Каллагана. Он существенно увеличил пропускную способность данного шоссе.

Влияние на природу

Формирование водохранилища Мид и строительство данной плотины оказало ощутимое влияние на реку Колорадо, ее водный режим, а в особенности на её экосистему. Таким пагубным влиянием отличаются многие большие плотины. За 6 лет возведения плотины и заполнения водохранилища вода дельты практически не достигала.

Постройка прекратила частые наводнения, которыми отличался каньон реки Колорадо. Но это поставило под прямую угрозу сразу ряд видов растений и животных, которые уже приспособились к регулярному затоплению. Возведение плотины ниже по течению сократило популяцию рыб. В нынешний момент 4 вида рыб находятся под угрозой полного исчезновения.

Даже сегодня на местности около водохранилища Мид можно увидеть след от верхнего уровня воды, который был достигнут в 1983 году. Это произошло из-за необычно большого количества осадков, которое выпало как результат эффекта Эль-Ниньо на западе США.

Образ этой плотины использовался в различных произведениях искусства. К примеру, дамба была упомянута в книге «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, в кинофильмах «Универсальный солдат» и «Трансформеры», а также в мультипликационном фильме «Бивис и Баттхед».

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото





До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project


Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы - израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.
Wooden forms seen above the dam.*

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.
(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.

Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.
(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.
(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# – Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.
(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.
(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.
(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.


Плотина Гувера (дамба Гувера, дамба Боулдер) - одна из самых больших и, наверное, самая известная плотина в США. Она построена на границе штатов Невада и Аризона в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо . Плотина Гувера является не только крупной гидроэлектростанцией, но и главной составляющей системы мелиорации и защиты от наводнений на юго-западе США.

Плотина Гувера, расположенная в сорока километрах от Лас-Вегаса входит в "обязательный для посещения" список отдыхающих в "Мировой столице развлечений" туристов (так же как и знаменитый Гранд-Каньон) и представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей США .


Плотина Гувера. Идеи и проекты


Черный каньон на реке Колорадо, фото 1871 года

Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений. Необходимость такого решения была обусловлена своенравным "характером" реки (так, в 1905 году после ливневых дождей Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны) представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта - дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали, что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.

В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного заинтересованного штата. Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи штатов США , по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг , Колорадо , Юта , Нью-Мексико , Невада , Аризона и Калифорния). В работе этой комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии сам ставший Президентом США . Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в Конгрессе США , но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в 1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.

21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство "Проекта каньона Боулдер" и предусматривающий его финансирование. Кроме "главной" плотины, ставшей известной как "дамба Гувера", проектом предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины - Империал (Imperial Dam ), а также "Всеамериканского канала" (All-American Canal ), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но засушливые земли Южной Калифорнии .

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого "конструктора плотин" Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста на реке Сакраменто в Северной Калифорнии , крупнейшей в США плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон , а также предложивший проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой "арочно-гравитационной" бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на вершине - всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.





Джон Сэвидж с группой инженеров изучает место постройки плотины Гувера в Черном каньоне

Плотина Гувера. Строители и строительство


В июле 1930 года Герберт Гувер, уже будучи Президентом США, выделил из бюджета страны первую часть денег, необходимых для постройки плотины. В январе 1931 года был объявлен тендер на строительство плотины. Любой желающий мог получить документацию всего лишь за пять долларов, но каждое предложение от потенциального подрядчика должно было быть подтверждено залогом в два миллиона долларов США, победитель торгов обязан был представить денежную гарантию в пять миллионов долларов. Одним из обязательных условийц были жесткие сроки строительства - семь лет. В случае, если подрядчик не укладывался в отведенное на строительство время, контрактом предусматривались крупные штрафные санкции.

Торги выграл консорциум Six Companies ("Шесть компаний"), объединивший строительные компании из штатов Юта , Айдахо , Орегон и Калифорния . Руководителем строительства был назначен Фрэнк Кроу, опытный инженер, имевший большой опыт в сооружении плотин. На его счету было несколько важных изобретений, позволявших значительно ускорить строительство таких огромных бетонных конструкций, какими были плотины.

Плотина Гувера строилась в годы Великой депрессии, а район Черного каньона был очень далек от больших городов. Лас-Вегас был тогда всего лишь небольшим городком в пустыне, все значение которого определялось проходящей через него железной дорогой. Но именно Лас-Вегас стал перевалочным пунктом для тысяч безработных со всей Америки, устремившихся на строительство новой плотины. Уже в 1930 году было начато строительство железной дороги, связавшей Лас-Вегас со "строительной площадкой" будущей дамбы Гувера.

Проектом предусматривалось еще до начала возведения плотины построить город для ее строителей - Боулдер-Сити. Но с целью как можно быстрее занять работой большее количество людей Президент США Герберт Гувер распорядился начать работы уже весной 1931 года, на полгода раньше, чем планировалось. Город для строителей еще не был готов и люди были вынуждены жить во временных лагерях, очень плохо приспособленных для жаркого климата Невады . Тяжелые и очень опасные условия труда в сочетании с отсутствием нормального жилья и все это в условиях ужасной жары (а тем летом в Неваде температура часто превышала 45°С) - забастовки были неизбежны. В августе 1931 года рабочие предъявили администрации стройки ряд требований. Фрэнк Кроу, известный своим очень жестким характером, ответил приказом об увольнении практически всех работников и распорядился набрать на строительство новых. Лишь в конце 1931 года, когда строители начали заселять новые дома в Боулдер-Сити, условия их жизни стали улучшаться.



Очистка стен каньона



Панорама Боулдер-Сити, 1933 год


Один из бурильщиков, прокладывавших тоннели на строительстве дамбы

Сооружение плотины Гувера было очень сложной инженерной задачей. Сначала необходимо было укрепить стены каньона, обнажив скальные породы, на которые впоследствии должна опереться бетонная арка плотины, и одновременно обезопасив работающих внизу от падения камней (главной причины несчастных случаев на строительстве плотины). Эти работы выполнялись скалолазами с помощью отбойных молотков и динамита.

Для того, чтобы осушить место будущей строительной площадки, необходимо было отвести воды реки Колорадо. Были сооружены две временные, так называемые "кесонные" плотины, расположенные выше и ниже места строительства дамбы. В скалах каньона пробурили четыре огромных тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. Диаметр тоннелей составлял около семнадцати метров, а после облицовки бетоном - около пятнадцати метров, суммарная длина тоннелей плотины Гувера - около пяти километров. Строительство тоннелей было начато в мае 1931 года, а уже в ноябре 1932 года в "аризонские" тоннели направили реку ("невадские" бsли запаснsми, на случай паводков). После окончания строительства плотины тоннели частично заглушили, а частично использовали для сброса воды.

В июне 1933 года, на полтора года раньше, чем планировалось, на строительстве плотины Гувера начались бетонные работы. Для изготовления огромного количества бетона в Неваде вблизи строительной площадки были построены два завода. Доставка бетона осуществлялась в специальных емкостях объемом более шести кубометров, каждая из них в заполненном состоянии весила около восемнадцати тонн. Эти огромные бадьи везли к каньону на специальных вагонах, а затем транспортировали к месту выгрузки с помощью канатов.

При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.






Почти завершенная плотина Гувера перед затоплением

Всего для создания плотины Гувера было использовано более двух миллионов четырехста восьмидесяти тысяч кубометров бетона. Еще восемьсот пятьдесят тысяч кубометров пошло на строительство электростанции и других сооруженний комплекса плотины. На момент постройки это было самое большое сооружение в мире, созданное человеком.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. Интересно, что на каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США , по которому живет штат Аризона , а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада .



Плотина Гувера. Вода и электричество


Президент США Франклин Рузвельт на плотине Гувера

Строительство плотины Гувера было завершено раньше, чем предусматривалось планами. 30 сентября 1935 года Президент США Франклин Рузвельт провел торжественную церемонию открытия плотины (хотя строительство электростанции и некоторые другие работы были завершены лишь весной 1936 года).

Учитывая, что Герберт Гувер был соперником Рузвельта на выборах, неудивительно, что во время нахождения последнего на посту Президента новая плотина была известна как "плотина Боулдер". Лишь в 1947 году плотине вернули ее название, утвержденное Конгрессом США еще до начала строительства.

По официальной статистике на строительстве плотины погибли сто двенадцать человек. Считается, что еще сорок два работника погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей.

Постройка гигантской плотины на реке Колорадо позволила, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечить орошение полей Южной Калифорнии и устранить угрорзу разрушительных наводнений. Электроэнергия, получаемая на плотине Гувера дала мощный импульс развитию юго-запада США, в том числе и знаменитому Лас-Вегасу . В восьмидесятых - девяностых годах XX века была проведена реконструкция электростанции, та что она и в наши дни остается одной из мощнейших в США. Около четверти производимой энергии потребляет Невада , примерно пятую часть - Аризона , а остальную - Калифорния .

Образованное плотиной озеро было названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителем Бюро мелиорации США во время проектирования и строительства дамбы Гувера. Озеро Мид - крупнейшее в США водохранилище, оно тянется почти на двести километров вверх по течению реки Колорадо. Площадь озера - 640 км 2

По плотине Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону через Неваду и Айдахо с Монтаной . Эта дорога соединяет в том числе Лас-Вегас и Финикс, одни из наиболее быстро растущих городов США . После трагических событий 11 сентября 2001 года из соображений безопасности движение автотранспорта по дамбе было ограничено, а для грузовиков - запрещено. В 2003 году в полукилометре вниз по течению от плотины Гувера было начато сооружение моста через Колорадо, который называли "Объезд дамбы Гувера". В октябре 2010 года открылось движение по новому мосту, названному в честь губернатора штата Невада Майка О"Каллагана и известного спортсмена-футболиста из Аризоны Пэта Тиллмана, погибшего в Афганистане.

Плотина Гувера и сегодня, через много десятилетий после постройки, продолжает оставаться великолепным образцом инженерного гения проектировщиков, самотверженного труда строителей и одной из самых известных достопримечательностей Америки .


Панорама плотины Гувера и Мемориального моста Майка О"Каллагана - Пэта Тиллмана




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта