Главная » Галлюциногенные » Подготовка ребенка к школе - математика. Ориентировка в пространстве

Подготовка ребенка к школе - математика. Ориентировка в пространстве

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математическая подготовка детей к школе»

Подготовила: Булатова Ирина Вячеславовна

учитель начальных классов

2015 г.

Пояснительная записка

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Цель программы: развитие математических представлений и логики у детей подготовительной группы к обучению в школе.

Задачи:

развитие математических представлений о числах и цифрах;

знакомство с математическими знаками;

развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы по математике в нашем образовательном учреждении была обусловлена наличием двух подготовительных к школе групп воспитанников, которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню математических знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный математический уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Новизна программы состоит в том, что в МАОУ СОШ г. Холма подобная форма работы апробируется впервые.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

    Учет индивидуальных возможностей и способностей ребят.

    Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

    Комплексный подход при разработке занятий.

    Систематичность и последовательность занятий.

    Вариативность содержания и форм проведения занятий.

    Наглядность.

Форма занятий - совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Средства, необходимые для реализации программы:

    учебно-тематическое планирование;

    рабочие тетради;

    прописи « Изучаем математику» Бурдиной С.В.;

    наглядные пособия;

    счетный материал;

Тематическое планирование.

№ п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.

Число и цифра 1. Логические задачи (на пространственную ориентацию, определение геометрических фигур в рисунках).

Число и цифра 2. Состав числа 2. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 3. Состав числа 3. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 4. Состав числа 4. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета).

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Число и цифра 7. Состав числа 7. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 8. Состав числа 8. Сравнение чисел. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 9. Состав числа 9. Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Число и цифра 10. Состав числа 10. Сравнение чисел.

Счёт через один в пределах первого десятка. Прямой и обратный счёт до 10.

13 - 14

Логические задачи (продолжение логического ряда, заполнение девятого квадрата, рисование фигур по клеточкам). Сравнение чисел.

Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. Сравнение чисел. Повторение.

Смысл арифметического действия «сложение».

Смысл арифметического действия «вычитание».

Прибавление и вычитание числа 1 .

Прибавление и вычитание числа 2. Состав чисел.

Прибавление и вычитание числа 3. Логические задачи (нахождение лишнего).

Прибавление и вычитание числа 4.

Знакомство с задачей.

Прибавление и вычитание числа 5. Решение задач. Повторение состава числа 5.

Прибавление и вычитание числа 6. Повторение состава числа 6.

Прибавление и вычитание числа 7. Придумывание задач по рисунку и выражению.

Прибавление и вычитание числа 8. Счёт через один. Логические задачи (

Состав числа 10.

Повторение состава чисел 8 и 9. Логические задачи ( определение геометрических фигур в рисунке).

Образование чисел второго десятка. Счёт в пределах 20.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения у дошкольников формируются следующие предпосылки универсальных учебных действий:

Предметные:

    называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    соотносить цифру с числом предметов;

    пользоваться знаками арифметических действий;

    составлять и решать задачи в одно действие сложение или вычитание;

    порядковый счет в пределах 20;

    состав числа первого десятка;

    предшествующее число, последующее, числа – соседи;

    понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

    знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

    направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;

    ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Формы и способы подведения итогов реализации программы.

Способы и методики определения результативности образовательной программы разнообразны. Степень помощи, которую оказывает учитель обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий. Наглядное представление о результатах работы дают рабочие тетради и прописи детей. Положительные результаты поощряются печатью с рисунком. Это помогает обучающимся внимательнее и серьёзнее подходить к собственным работам и стимулирует их активность. По окончанию обучения проводится последнее открытое занятие для родителей.

По итогам учебного полугодия и года курса обучения проводятся диагностические занятия, на которых знания и умения обучающихся оцениваются словесно.

Литература:

    Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Бурдина С. В. Изучаем математику. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1, 2. – Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2014.

    Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.

    Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.

    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

    Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

    Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

ова НА., Герасимова Л.П.

Елена Мельяновская
Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе

Консультация для родителей подготовительной группы

«Роль занимательного математического материала

в подготовке детей к школе »

Игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Желание достичь цели- составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат, стимулирует активность детей .

Выполнение практических действий с использованием практического материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (например, составить ракеты из геометрических фигур, расставить по порядку летательные аппараты). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена загадка. Найти, разгадать ее, невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания.

Таким образом, у воспитанников развивается логическое мышление, умение анализировать. Необходимо соответствующее руководство со стороны взрослого. Целесообразно использовать занимательные вопросы , логические концовки, загадки, дидактические игры и упражнения. Например, задачи-шутки, задания на сообразительность : На каком дереве сидит ворона после дождя? На березе выросло 6 апельсин, 2 апельсины упали с дерева. Сколько апельсин осталось на дереве? Наступил месяц февраль, сначало расцвело 5 тюльпанов, а потом еще 2 нарцисса. Сколько цветов расцвело в феврале?

Занимательные вопросы , логические концовки : На дереве сидят 4 вороны и 3 воробья. Сколько всего птиц сидит на дереве? На столе лежало 7 конфет, 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось на столе?

2 числа – 2 и 4, быстро их сложите и ответ скажите.

В процессе таких занимательных вопросов воспитанники учатся думать и размышлять, искать ответ на поставленный вопрос.

Дидактические игры и упражнения. «Поставь правильно нужный знак» , «Веселые цифры» , «Рассели цифры в домики» , «Превращение змей» . Цель : закрепить знание цифр от 0 до 10 и математических знаков > ;, <, =.

Дома с детьми можно изготовить игру «Радуга» . Для этого необходимо цветной картон и 2 шаблона с изображением радуги, ножницы.

Нужно запомнить фразу : .

Беру первый лист шаблона с изображением радуги и лист красного картона. Листы картона для прочности с двух сторон обтягиваем скотчем. Лист красного картона кладу на первую дугу радуги и вырезаю ножницами эту дугу. Дальше вырезаем остальные 6 дуг радуги.

Беру второй лист шаблона радуги и предлагаю ребенку на шаблон радуги наложить по порядку вырезанные души радуги. Проверяю правильность выполнения задания. Если ребенок выполнил задание не правильно, то повторяем фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» . Затем даю возможность исправить свою ошибку.

Можно ребенку предложить ребенку две дуги радуги, например, белую и черную. Спросить у ребенка, какие цвета радуги лишние и почему. Можно с ребенком посчитать цвета радуги, назвать порядковый номер дуг радуги, закрепить цвета радуги.

Таким образом, занимательный материал является одним из средств подготовки детей к обучению в школе .

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью игрового занимательного материала Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе «Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе» В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования.

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей с использованием занимательного математического материала Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. С этой целью следует.

Консультация для родителей «Значение использования занимательного математического материала дома» Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

План по самообразованию педагога тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Цель: Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Задачи: 1. Развивать интерес к.

Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала. Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней. Предматематическая подготовка,.

,
логопед-дефектолог.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее состав¬ляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и...? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавли¬вать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.

Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориенти-роваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

Консультация для родителей.

«Математическая подготовка к школе»

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе,

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны знать:

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.

4. Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.

1. Называть числа в прямом и обратном порядке.

2. Соотносить цифру и количество предметов.

3. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

4. Измерять длину предметов с помощью условной меры.

5. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

6. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ориентироваться на листе бумаги.

9. Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.

10. Составлять число из единиц (в пределах 10)

11. Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).

При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 го дам должен многое знать и уметь.

Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Разумеется, речь не идет о каком-то спе циальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент успешности его обучения в школе.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.

С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.

Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение - труд. Чтобы выполнить работу , приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

Задания, которые мы вам предлагаем, используются в практической работе с детьми при подготовке их к обучению в школе, и, как правило, они не новы.

Материал сгруппирован таким образом, чтобы родители могли проверить готовность своего ребенка к успешному обучению математике в школе, знали, какие задания, и в каком, объеме посильны ребенку данного возраста и как развить необходимые умения.

Как это лучше сделать - зависит в значительной степени от вашего желания и изобретательности. Используя наши рекомендации, вы сами можете придумать задания, аналогичные предлагаемым, особенно если ребе нок испытывает трудности при их выполнении.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

Для успешного обучения математике ребенок дол жен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.

Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.

Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает оп ределенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.

Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше - меньше, много - мало и т. д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.

Наша задача и задача родителей - помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. С учетом этого и построено наше дальней шее изложение.

Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.

Упражнения, задачи и игры раздела "Математика" имеют целью расширить кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок был самый умный, самый образованный, самый успешный и, конечно, счастливый. Ради него мы готовы пожертвовать всем, подарить ему целый мир, всему научить, и обучение счету – не последнее в этом ряду. Но, к сожалению, мы не всегда знаем, с чего начинать обучение математике, что от него требовать, и вообще, как подготовить его к школе.

ЗАЧЕМ МАЛыШУ МАТЕМАТИКА?

Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек способен к счету. К тому же без счета мы не можем обойтись и дня. Считают все: и школьники, и домохозяйки, и бизнесмены, и ученые.
Вторая причина – счет способствует физическому развитию мозга, а значит, и интеллекта ребенка. Главное же для дошкольника – научиться мыслительным логическим процессам.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Что же должен знать будущий школьник?

Чтобы подготовить малыша к школе, главное – научите ребенка считать до десяти (туда и обратно), складывать и вычитать в пределах десятка. Потом ему будет намного легче освоить счет до 20, 30 или до 100. Сейчас много книг и тетрадей-раскрасок для малышей "Учись считать", "Учись думать". На обратной стороне книг авторы объясняют свои задачи. Выбирая литературу, исходите из этого.


К школе ребенок должен знать прямой и обратный счет до 10 (минимум) или до 30 (это зависит от ребенка), уметь складывать и вычитать в этих пределах. 6-летний дошкольник должен уметь решать разные арифметические задачи, когда можно наглядно сосчитать предметы.
Например, показывают 2 вазы с яблоками. В одной 2 яблока, в другой 3. Сколько нужно яблок добавить в первую вазу, чтобы их получилось столько, сколько в первой вазе?"
Ребенок должен уметь решать задачи, решающиеся в уме. Например, "Представь, что в коробке для карандашей 4 карандаша, а я добавляю туда еще 2. Сколько стало карандашей в коробке?"


К школе у ребенка формируются зачатки абстрактных представлений. В подготовительной группе ребенок должен знать геометрические фигуры, направления движения, ориентироваться по часам. У него должны быть сформированы измерительные навыки, он должен уметь сравнивать множества (больше - меньше). Например, в одной коробке 5 карандашей, в другой – 6, значит, в первой коробке карандашей на один меньше, чем во второй.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ?
НАШИ ПАЛЬЧИКИ СЧИТАЛИ

Обучение счету нужно начинать с 3 лет.
Первый этап – освоение количества. Начинаем с количественных представлений, таких понятий как "много – мало", "один - много", "ничего - много". Потом, когда малыш осознает число "один", постепенно добавляем следующие числа.
Ребенок знакомится с математикой, начиная с себя, со своего тела. Он узнает, что у него один нос и два глаза, две руки, две ноги и один рот, а пальцев на одной руке пять. Считайте с ним его уши, глаза ("сколько у тебя ручек, глазок?"), считайте пальчики на одной руке, на другой, на ногах. Периодически задавайте ему вопросы: сколько ног (глаз, ушей) у мамы, у папы, у бабушки, у куклы, у мишки (сколько верхних лапок, сколько нижних).

Обучать математике ребенка можно между делом. Например, играя, гуляя, моя посуду (сколько чашек, тарелок я помыла, сколько осталось). Во время прогулки считайте листочки, цветочки и лепесточки, птичек и камешки.
Когда малыш играет с игрушками, спрашивайте, сколько у него машинок, кукол, кубиков, мячиков, сколько машинок на полу, а сколько в ящике. Обучение счету девочек и мальчиков совершенно одинаково. Просто оперируйте игрушками в зависимости от пола ребенка: с мальчиком разговаривайте об его машинках (сколько колес, рулей у машины), с девочкой – о куклах.
Так, возьмите куклу и ее вещи (например, 2 трусиков, 5 платьев, носочки). Предложите девочке поиграть: "Давай оденем куклу. Сколько тебе нужно платьев, носочков, чтобы одеть куклу? Сколько всего ты взяла трусиков? носочков?"
Когда ребенок научится легко считать предметы, задачу усложняем: рассматриваем картинки с предметами и считаем их на картинке.
Учите с малышом скороговорки, песенки, стишки, включающие в себя счет. Они помогают ребенку запомнить последовательность чисел.

ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ: ДВА ПЛЮС ДВА – ЧЕТЫРЕ.

Второй этап обучения счету - складывание.
Возьмите один мяч (стакан, кубик) и одновременно медленно скажите "один плюс". Затем возьмите второй предмет и одновременно скажите "один равняется" и, пододвигая к малышу оба предмета, произносите "двум". Повторите снова эти действия со словами "один плюс один равняется двум" или "один плюс один – два". Пусть ребенок говорит с вами.
Потом можете положить перед ним один мяч, затем другой и спросить, сколько всего мячей перед ним. Помогайте, подсказывайте малышу, не раздражаясь. Он не обязан быть вундеркиндом. Объясните, почему мячика стало два, снова пересчитав оба мяча.
Когда ребенок освоит, что один плюс один будет два, усложните задачу: прибавьте к двум мячам еще один. После решения ребенком одной задачи (но не раньше), ставьте перед ним другую. Каждое занятие должно состоять не более, чем из трех уравнений.

Не бойтесь слов "плюс" и "равняется". Не надо объяснять их значения, ребенок поймет это из контекста.
Всегда придерживайтесь одной манеры изложения, употребляя одни и те же термины. Если вы сказали один раз фразу: "один плюс два равняется трем", не стоит потом ее менять на другие, например: "к одному прибавить два будет три".
Дети видят не символы, а факты. Когда вы их учите фактам, они сами делают выводы и постигают правила. Если мы меняем термины, то ребенок имеет основания считать, что с терминами изменились и правила.
Дети – это маленькие ученые. Они обладают удивительной способностью открывать законы, если мы им сообщим факты. За первые три года ребенок усваивает больше фактов, чем за всю последующую жизнь. Затем он систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - ВЫЧИТАНИЕ.

Принципы обучения математике на этом этапе – те же.
Вы показываете 2 кубика, затем убираете один, одновременно говоря: "два минус один равняется одному".
В начале учите малыша складывать и вычитать на предметах, потом на картинках, на которых изображены эти предметы. И только потом используйте сюжетные картинки. Например, на картинке нарисована поляна, на ней 4 гриба. Белка забирает 1 гриб. Вы внимательно рассматриваете картинку: поляну, грибы (пересчитываете их), белку с грибом, потом спрашиваете: "сколько осталось грибов на поляне?"

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТь, УЧИМСЯ СЧИТАТЬ…

В 4 года начинаем малыша знакомить с цифрами. Цифра – это символ, обозначающий количество, а когда мы используем слово "число", мы имеем в виду реальное количество (не символ, а факт) самих объектов.
Сделайте карточки из белого картона, цифры напишите красным фломастером (внимание детей лучше всего привлекает этот цвет, тем более он создает хороший контраст на белом фоне). При написании пользуйтесь одним и тем же шрифтом.
В начале выберите набор цифр от 1 до 3. Показывайте по порядку, потом – в разбивку. Затем составляйте легкие уравнения. Воспользуйтесь знаками плюса, минуса, равенства.
Кстати, в дошкольную математику входят и представления о форме, величине, длительности, протяженности, пространстве, расположению между предметами и расположению по отношению к ребенку (впереди-сзади, слева-справа).

В 4 года ребенок должен не только уметь считать до 5, но и познакомиться с понятиями равенства – неравенства. Например, если в одной руке 2 камешка и в другой - два камешка, то количество камешков в обеих руках равное, и "два равно двум". Если в правой руке один камешек, а в левой – два, то количество камешков неравное, и "два не равно одному".
В 5 лет ребенок должен уметь считать до 6-8, в 6 лет – до 10, складывать и вычитать в этих пределах.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: БЫСТРЫЙ СЧЕТ. НУЖЕН ЛИ ОН?

Я хотела научить своего ребенка быстрому счету, - делится со мной мама 9-летнего Игоря. - Делала специальные карточки (до 100), наклеивала на них точки (на последних карточках было по 99, по 100 точек). Показывала быстро их малышу, он определял количество точек на карточке. Потом составляла с карточками уравнения, и достаточно, сложные (например, двадцать точек плюс пятнадцать). Мой сын уже в три года мог решать математические задачи. Но оказалось, все было напрасно. Когда я отдала его в детский сад, воспитатели не слишком обрадовались успехам моего сына. А в школе у него вообще начались проблемы с математикой. Выяснилось, что, увлекшись техникой счета и доведя ее до автоматизма, мы упустили другую, не менее важную вещь - логическое мышление. Теперь догоняем остальных".


Это - главная ошибка родителей. Решив воспитать маленького гения, они стремятся к высотам математики и информатики, и забывают (конечно, по не знанию) привить детям элементарные навыки. Например, есть дети, великолепно считающие и решающие задачи, но не знающие состава числа в пределах десятка. Они умеют считать автоматически, но как это делать, логически не понимают. Неосмысленный счет в последствии выльется в проблемы с математикой, ребенок будет путаться. А переучиваться всегда сложнее.
А какие ошибки еще делают родители?

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Часто родители стараются ускорить обучение ребенка математике, перешагивая через важные этапы его развития и необходимые для ребенка в его возрасте знания. Этого ни в коем случае нельзя делать. Есть дети, которые умеют играть в компьютерные игры, но не умеют играть с игрушками и не знают стишки Чуковского. А игрушки (обучение счету на игрушках) и детские стишки, считалки для него в этом возрасте ВАЖНЕЕ. И это упущение обязательно скажется в дальнейшем на развитии ребенка.


2. Некоторые родители, гоняясь за высокими результатами в обучении счету, забывают дать малышу представления о величине, форме, пространстве, времени, протяженности и длительности. Некоторые дети считают до 100, но не умеют сравнивать величины: высокий дом или низкий, длинная или короткая дорога, узкий или широкий шарф, не знают геометрические фигуры. Кстати, задачи на сравнение предметов по признакам и свойствам развивают логику. И ими пренебрегать нельзя. Разобраться в этом малыш должен в дошкольном возрасте, потом ему будет сложнее, и впоследствии это приведет ребенка к проблемам с геометрией в школе.


3. Еще одна ошибка родителей: часто они завышают требования к ребенку, не учитывая его возраста. Например, в 2 года требуют от малыша, чтобы он знал цифры, а у него в этом возрасте еще нет абстрактного мышления.


4. Часто родители ругают детей, раздражаются, если они считают медленно или неправильно, что-то не понимают. Далеко не все рождаются математиками и логиками. Может быть, ваш малыш – гуманитарий и ему близко искусство и творчество. Тогда не стоит насильно "лепить" из него гения математики. Порадуйтесь тому, что он такой эмоциональный, ласковый, чувствующий, понимающий.


5. У родителей, к сожалению, нет системы обучения счету. Им свойственно в обучении математике перепрыгивать с одного уровня сложности на другой. В результате, ребенок еще не освоил само понятие числа, а у него уже спрашивают, сколько будет 2 плюс 3. Особенно сложно приходится детям, воспитывающимся дома.


6. Еще хуже, когда родители ставят сразу перед ребенком несколько задач. Решить их в раз малышу не под силу. Пусть cначала он справится с одной задачей, поймет суть ее решения, и только тогда давайте ему другую задачу.


7. Чаще всего математика дома детям объясняется на пальцах. Ребенку сложно понять то, о чем идет речь из-за отсутствия наглядного материала. Чтобы понять, ему нужно все увидеть и потрогать. Поэтому дома (даже если ребенок ходит в детский сад) обязательно должен быть счетный материал, чтобы ребенок мог закрепить пройденный в детском саду материал.
Счетный материал можно купить, а можно изготовить самим вместе с ребенком из нетолстого картона, желательно цветного (или наклеить на белый картон цветную бумагу), а потом вырезать фигурки в виде домиков, грибков, елочек, корабликов, птичек, мышек.


8. Многие родители не терпеливы и торопят ребенка во время обучения счету("ну, ну, сколько?"). Главное – не скорость, а понимание сути.


9. Готовя ребенка к школе, многие родители превращают обучение счету в скучные, нудные занятия, напоминающие школьные уроки.
Математика – абстрактная наука, поэтому при обучении счету малыша нужно заинтересовать. Помните, что занятия должны приносить удовольствие как вам, так и ребенку, и проходить в виде игры.
Игра – основная деятельность дошколят. Занимайтесь только в хорошем, приподнятом настроении (чтобы не отбить у ребенка желание заниматься, обучаться, что-то познавать). Как это не покажется вам парадоксальным, чтобы привлечь интерес ребенка к этой абстрактной науке, нужно быть с ним очень эмоциональным, даже подчеркнуто эмоциональным. А значит, будьте радостны и доброжелательны.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта