Главная » Галлюциногенные » Поступок жанны в рассказе бедные люди.  Л.Н.Толстой

Поступок жанны в рассказе бедные люди.  Л.Н.Толстой

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

(по рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди»)

Цель. Путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

  1. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
  2. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»
  3. Проанализировать художественные особенности рассказа.
  4. Понять авторскую позицию.
  5. Дать собственную оценку решению героев.
  6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Оборудование:

Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма П.И.Чайковский «Старинная французская песня»

Учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Обращаю внимание ребят на тему урока: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

  1. Читаю отрывки из сочинений:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта - это хорошее отношение к людям.

Сострадание - это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Ребята, а вы себя считаете добрыми? Почему?

  1. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди». В начале чтение звучит на фоне «Старинной французской песни» Чайковского.
  1. Поделитесь первыми впечатлениями.
  2. Анализ рассказа.
    1. Составление плана. На сколько частей можно поделить рассказ?

I. Ожидание мужа.

Ii. Смерть соседки.

Iii. Добрый поступок.

    1. На чем акцентируется внимание читателя в 1 части?

Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям.

    1. Когда Жанна вошла к соседке, что она увидела?

Рука матери. Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

    1. Что побудило Жанну взять детей?

Работа в тетради: Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. — Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
  1. Сделайте вывод. Объясните причины такого изменения.
  2. Перечитаем по ролям финал. Если бы мы ставили сценку, как этот отрывок выглядел бы на сцене?
  3. Рассказ называется «Бедные люди» Можно ли придумать другие названия? Учитель или дети предлагают название «Богатые люди» В чем их богатство?

Собираем «богатства» в корзинку: на «Бриллиантах» из цветной бумаги ребята пишут качества, которыми обладали герои рассказа.

  1. Предлагаю проверить, а есть ли среди нас такие богатые люди? Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
  2. Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
  3. После такого разговора какое домашнее задание вы можете предложить?

Варианты д/з:

  1. Отзыв о рассказе.
  2. Статья в газету о добром поступке.
  3. Похожий рассказ на современном материале.
  4. Стихи о доброте.

После прочтения произведения Льва Толстого «Бедные люди» в голове появляется масса различных вопросов. Тот, который я хочу поднять в этом сочинении, звучит так: что именно означает название рассказа? Что Лев Толстой имел в виду, когда назвал так свое произведение? На каком слове он сделал ударение – на слове «бедные» или на слове «люди»? Возможно, перестановка акцента поменяет смысл всего произведения.

На протяжении всего рассказа читатель напряжен. Какой будет развязка, как отреагирует муж Жанны на двух приёмышей в своей семье? Несмотря на то, что данное произведение Льва Толстого является довольно коротким, характеры главных героев раскрыты хорошо. Буквально по нескольким словам, сказанным о них, можно увидеть всю суть их жизни.

Симон. Как она стала вдовой? Может, её муж погиб в одной из бурь, вроде той, о которой говорилось в рассказе. Может, он умер от болезни, как умерла она. Много ли счастья узнала Симон за свою жизнь? Наверное, не больше, чем может узнать бедный человек. И не меньше, чем может узнать женщина, родившая ребенка. «Да, тяжело ей было умирать» — говорит о ней Жанна. Умирать тяжело всегда, но когда ты понимаешь, что от твоей жизни зависит жизнь твоих детей, это тяжелей втройне. Что она чувствовала, когда в последний раз укутывала своих спящих детей, не дай Бог никому никогда почувствовать.

Муж Жанны. Писатель даже не дал ему имени. Безымянный рыбак, высокий и смуглый, работающий весь день напролет. Таких было сотни, тысячи во все времена. Из поколения в поколение подобные мужчины воевали со стихией, чтобы прокормить себя и свою семью. Рыбаки в большинстве своем храбры, терпеливы и упорны – но у всех ли они настолько человечны, насколько оказался муж Жанны? Его жена боялась, что в бесконечной борьбе за выживание и пропитание, измотанный бедностью и тяжелым трудом, он потерял способность сострадать. К счастью, она ошиблась.

Жанна. Верная жена, любящая своего мужа. Она ждет его каждый день и никогда не может быть уверена, что он вернется домой. Жанна воспитывает пятеро детей и ведет хозяйство. Она отлично знает, каким адским трудом занимается её муж. И понимает, что их семья очень бедна. Кто бы имел право винить её, если она бы не взяла к себе сирот? Никто. Да вот только невозможно жить дальше, если знаешь, что в соседнем доме умирают от голода и холода дети. Если, конечно, в тебе осталось хоть что-то человеческое. Вот Жанна и не смогла просто пройти мимо. С одной стороны – её собственные дети могут голодать из-за двух приёмышей. А с другой стороны – повернись судьба по-другому, и это она лежала бы мертвая в избе, а рядом с ней спали её малыши.

Конфликт между долгом перед семьей и долгом перед собой, поднятый в этом рассказе, страшен. Разве может считаться нормальным, когда что-то отнимает у человека право на человечность и милосердие? Говорят, что бедность не порок – это ложь. Да, очень часто люди не виноваты в собственной бедности, в ней виновато устройство общества, при котором возможно разделение на разные социальные касты. С бедностью нужно бороться, это явление нужно лечить, как лечат раковые опухоли.

Так что же все-таки хотел сказать Лев Толстой, назвав свое произведение «Бедные люди»? Хотел ли он написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком? К сожалению, у него мы это уже спросить не сможем, поэтому каждый сможет подчеркнуть в названии то слово, которое посчитает нужным.

    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые […]
    • Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» в конце 19 века. В то время на Кавказе не утихали военные действия, постоянно происходили стычки русских с горцами. Рассказ повествует о судьбах двух главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина. Сюжет рассказа достаточно прост: герои попадают в плен к горцам и пытаются совершить побег. Однако Толстой показывает, насколько разным может быть поведение людей в одной ситуации. Жилин – человек действия, это проявляется в каждом его поступке. Став пленником, […]
    • "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе. В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
    • Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
  • Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
    Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
    Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
    произведение В.Гюго?
    ХОД УРОКА
    Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
    Виктор Гюго

    1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
    2. Что такое, по­вашему, доброта?
    3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
    (Составление кластера)
    Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
    учащийся работает со словарём Ожегова.
    Запись на доске: Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям,
    стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
    ­ Скажите, почему мы заговорили о доброте?
    Творческая история рассказа
    ­ Какие чувства у вас вызвал рассказ?
    ­ Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
    стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
    высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
    произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
    религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
    литература, 1983. Т. 15)
    "Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову­
    Посадову 3 марта 1905 г.Ч
    Чтение фрагмента стихотворения Гюго
    Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
    Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
    передается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка)
    ­Почему выбрали именно эти эпизоды?
    ­ Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
    ­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
    сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
     Ожидание мужа.
     Смерть соседки.
     Добрый поступок.
    ­Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
    ­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

    Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
    Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:




    прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
    синтаксической выразительности
    прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
    природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
    Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
    «Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
    прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
    раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе
    и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
    рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
    прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
    (синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
    на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­
    Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу

    ­ Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
    ­ Какую страшную картину увидела Жанна?
    ­ Раздумывала ли она, как ей поступить?
    ­ Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
    отношению к детям.
    ­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
    ­ Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
    любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­
    мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери.
    ­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она ­ мать. У неё своих
    пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
    ­ О чём думает потом? Мысли о муже.
    ­ Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
    Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
    ним.
    ­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
    беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
    Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
    Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся. А у ребяток все нет
    обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
    хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
    Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
    - Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
    ­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
    беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
    торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­то
    скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
    еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он

    меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
    Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
    задумывается и долго сидит у кровати”
    ­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
    решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
    проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
    проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай же
    скорей! Но Жанна не двигалась с места. ­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
    Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
    понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
    людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
    ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
    ­ А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
    Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
    ­ Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
    ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
    ­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
    Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
    ­ Какое название предложили бы вы?
    Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
    Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
    Доброту не купишь на базаре,
    Искренность у песни не займёшь.
    Не из книг приходит к людям зависть.
    И без книг мы постигаем ложь.
    Все учились по одним программам,
    Но не всем пошло ученье впрок.
    Тот, как был, - так и остался хамом.
    Этот вот - от чванства занемог.
    Видимо, порой образованью
    Тронуть душу не хватает сил.
    Дед мой без диплома и без званья
    Просто добрым человеком был.
    Значит, доброта была вначале?…
    Пусть она приходит в каждый дом,
    Что бы мы потом ни изучали,
    Кем бы в жизни ни были потом.

    Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
    автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
    личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
    доброта (Л.Н.Толстова и др.)
    Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
    рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
    Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
    уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
    и умиляюсь.
    Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
    принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко.
    - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
    будет соли добыть, похлебку посолить...
    - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
    Далеко Ротшильду до этого мужика!
    РАБОТА В ГРУППАХ


    Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
    синтаксической выразительности.
    Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
    природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
    описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
    «В бурю» 1872г.

    1
    2

    Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
    образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и на
    репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
    (1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

    1
    2
    3

    Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
    событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
    гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
    Неаполитанского залива» (1842)

    Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
    ­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
    ­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

    ­ Актуальна ли тема рассказа в наше время?
    ­ Почему доброта так важна в нашем обществе?
    Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение.
    Высказывания Л.Н.Толстого:
    «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
    «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
    «Делая добро, будь благодарен за это».
    «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
    доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
    Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
    Вопросный план
    1. Что такое доброта?
    2. Какие поступки можно считать добрыми?
    3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
    4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
    5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
    6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
    Пример сочинения
    Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
    согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
    радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­то
    причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
    ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
    карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
    Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
    приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
    совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
    Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
    важны, только у доброго человека они могут быть.
    К сожалению, по­настоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
    художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
    «Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
    осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
    с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
    способен на такой серьезный поступок.
    Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
    который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
    содержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
    вещей.
    В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
    для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
    годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила

    бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечение
    в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
    Добро – ключ к Миру.

    Которое никогда не ветшает»

    (Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
    Цель :1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

    2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

    3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта

    4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

    Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.

    Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

    Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

    Ход урока:


    1. Организационный момент.
    Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

    Нам желают «Доброго пути!»

    Будет легче ехать и идти

    Приведет, конечно, добрый путь

    Тоже к доброму чему-нибудь.

    Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?


    1. СТАДИЯ ВЫЗОВА
    Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

    Работа в тетради:

    Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

    Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

    Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .

    Вывод:

    Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?


    1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
    Поделитесь первыми впечатлениями .

    Анализ рассказа.

    На сколько частей можно разделить рассказ?


    • Ожидание мужа.

    • Смерть соседки.

    • Добрый поступок.
    А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

    Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)


        • о жизни Жанны от 1 лица
    Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

    Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

    ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ

    Найдите прилагательные , которые употребляет автор, говоря о матери.

    На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери .) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

    Найдите прилагательные и наречия , которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)

    Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

    Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
    Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

    Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»

    В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

    Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

    Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.


    В начале

    В конце

    Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.

    Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.



    Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”

    Ваши выводы

    Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.

    Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.

    Обратим внимание на название рассказа .

    Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.

    Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

    Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме . Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

    Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?

    Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

    Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.


    1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
    Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете? .

    Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

    Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

    Творческая работа.


    • Синквейн «Что такое Доброта».

    • О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»

    • Продолжите стихотворение по данному началу
    «О, мудрецы, вы бесконечно правы,

    Наш мир спасут добро и красота...»


    Озвучиваем написанное.

    Раздаем «богатства» : каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.

    Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

    Доброту не купишь на базаре.

    Искренность у песни не займёшь.

    Не из книг приходит к людям зависть.

    И без книг мы постигаем ложь.


    Видимо, порой образованью

    Тронуть душу не хватает сил.

    Дед мой без диплома и без званья

    Просто добрым человеком был.


    Значит, доброта была вначале?..

    Пусть она приходит в каждый дом,

    Что бы мы потом ни изучали,

    Кем бы в жизни ни были потом.


    А. Дементьев

    Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.

    Лист деятельности учащегося
    Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого

    Рассказ «Бедные люди»

    «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

    Генри Дэвид Торо

    Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)

    1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

    2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________

    В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.

    В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.

    Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.

    Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.

    Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.

    Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.

    Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.

    Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».

    Вариант 2

    В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.

    Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.

    Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.

    Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.

    Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.

    Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.

    Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.

    В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.

    Несколько интересных сочинений

    • Анализ произведения Одна ночь Быкова

      Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.

    • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

      Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать

    • На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

      Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

    • Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

      В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта