Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
(по рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди»)
Цель. Путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Оборудование:
Стенд с высказываниями писателей о доброте.
Фонограмма П.И.Чайковский «Старинная французская песня»
Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Работа в тетради:
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.
Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.
Уничтожить и побороть зло можно только добром.
С добрым человеком легче общаться и дружить.
Доброта - это хорошее отношение к людям.
Сострадание - это порыв души.
Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.
Доброту невозможно описать.
Ребята, а вы себя считаете добрыми? Почему?
I. Ожидание мужа.
Ii. Смерть соседки.
Iii. Добрый поступок.
Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям.
Рука матери. Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.
Работа в тетради: Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. — Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”Собираем «богатства» в корзинку: на «Бриллиантах» из цветной бумаги ребята пишут качества, которыми обладали герои рассказа.
Варианты д/з:
После прочтения произведения Льва Толстого «Бедные люди» в голове появляется масса различных вопросов. Тот, который я хочу поднять в этом сочинении, звучит так: что именно означает название рассказа? Что Лев Толстой имел в виду, когда назвал так свое произведение? На каком слове он сделал ударение – на слове «бедные» или на слове «люди»? Возможно, перестановка акцента поменяет смысл всего произведения.
На протяжении всего рассказа читатель напряжен. Какой будет развязка, как отреагирует муж Жанны на двух приёмышей в своей семье? Несмотря на то, что данное произведение Льва Толстого является довольно коротким, характеры главных героев раскрыты хорошо. Буквально по нескольким словам, сказанным о них, можно увидеть всю суть их жизни.
Симон. Как она стала вдовой? Может, её муж погиб в одной из бурь, вроде той, о которой говорилось в рассказе. Может, он умер от болезни, как умерла она. Много ли счастья узнала Симон за свою жизнь? Наверное, не больше, чем может узнать бедный человек. И не меньше, чем может узнать женщина, родившая ребенка. «Да, тяжело ей было умирать» — говорит о ней Жанна. Умирать тяжело всегда, но когда ты понимаешь, что от твоей жизни зависит жизнь твоих детей, это тяжелей втройне. Что она чувствовала, когда в последний раз укутывала своих спящих детей, не дай Бог никому никогда почувствовать.
Муж Жанны. Писатель даже не дал ему имени. Безымянный рыбак, высокий и смуглый, работающий весь день напролет. Таких было сотни, тысячи во все времена. Из поколения в поколение подобные мужчины воевали со стихией, чтобы прокормить себя и свою семью. Рыбаки в большинстве своем храбры, терпеливы и упорны – но у всех ли они настолько человечны, насколько оказался муж Жанны? Его жена боялась, что в бесконечной борьбе за выживание и пропитание, измотанный бедностью и тяжелым трудом, он потерял способность сострадать. К счастью, она ошиблась.
Жанна. Верная жена, любящая своего мужа. Она ждет его каждый день и никогда не может быть уверена, что он вернется домой. Жанна воспитывает пятеро детей и ведет хозяйство. Она отлично знает, каким адским трудом занимается её муж. И понимает, что их семья очень бедна. Кто бы имел право винить её, если она бы не взяла к себе сирот? Никто. Да вот только невозможно жить дальше, если знаешь, что в соседнем доме умирают от голода и холода дети. Если, конечно, в тебе осталось хоть что-то человеческое. Вот Жанна и не смогла просто пройти мимо. С одной стороны – её собственные дети могут голодать из-за двух приёмышей. А с другой стороны – повернись судьба по-другому, и это она лежала бы мертвая в избе, а рядом с ней спали её малыши.
Конфликт между долгом перед семьей и долгом перед собой, поднятый в этом рассказе, страшен. Разве может считаться нормальным, когда что-то отнимает у человека право на человечность и милосердие? Говорят, что бедность не порок – это ложь. Да, очень часто люди не виноваты в собственной бедности, в ней виновато устройство общества, при котором возможно разделение на разные социальные касты. С бедностью нужно бороться, это явление нужно лечить, как лечат раковые опухоли.
Так что же все-таки хотел сказать Лев Толстой, назвав свое произведение «Бедные люди»? Хотел ли он написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком? К сожалению, у него мы это уже спросить не сможем, поэтому каждый сможет подчеркнуть в названии то слово, которое посчитает нужным.
Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
произведение В.Гюго?
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго
1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
2. Что такое, повашему, доброта?
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
(Составление кластера)
Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
учащийся работает со словарём Ожегова.
Запись на доске: Доброта это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Творческая история рассказа
Какие чувства у вас вызвал рассказ?
Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
литература, 1983. Т. 15)
"Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову
Посадову 3 марта 1905 г.Ч
Чтение фрагмента стихотворения Гюго
Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
передается по принципу композиции: завязкакульминацияразвязка)
Почему выбрали именно эти эпизоды?
Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
Ожидание мужа.
Смерть соседки.
Добрый поступок.
Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
Работа в 4х группах в соответствии с приемом:
прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности
прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рассказе
и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен
Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
Какую страшную картину увидела Жанна?
Раздумывала ли она, как ей поступить?
Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям.
Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина
матьидеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщиныматери.
На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она мать. У неё своих
пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
О чём думает потом? Мысли о муже.
Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
ним.
Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Елееле кормятся. А у ребяток все нет
обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
- Гдето он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Чтото
скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он
меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
задумывается и долго сидит у кровати”
Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, какнибудь пробьемся! Ступай же
скорей! Но Жанна не двигалась с места. Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
Какое название предложили бы вы?
Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
доброта (Л.Н.Толстова и др.)
Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сиротуплемянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
РАБОТА В ГРУППАХ
Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности.
Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
«В бурю» 1872г.
1
2
Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рассказе и на
репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
1
2
3
Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
гавань СенВалери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Неаполитанского залива» (1842)
Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Актуальна ли тема рассказа в наше время?
Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше сочинениерассуждение.
Высказывания Л.Н.Толстого:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Вопросный план
1. Что такое доброта?
2. Какие поступки можно считать добрыми?
3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
Пример сочинения
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какойто
причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
важны, только у доброго человека они могут быть.
К сожалению, понастоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
способен на такой серьезный поступок.
Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
содержание чужой ему девочкисироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
вещей.
В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила
бездомных на московских вокзалах, вывозила изпод обстрелов раненых украинских детей на лечение
в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Добро – ключ к Миру.
Которое никогда не ветшает»
(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель
:1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;
2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;
3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта
4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом
Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.
Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)
Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины
Ход урока:
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?
Работа в тетради:
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»
Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .
Вывод:
Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)
Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.
ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ
Найдите прилагательные , которые употребляет автор, говоря о матери.
На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери .) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.
Найдите прилагательные и наречия , которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)
Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?
Вывод:
Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..
Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»
В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?
Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе
Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ
):
Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
В начале |
В конце |
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. |
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!” |
Ваши выводы |
Ваши выводы. Объясните причины такого изменения. |
Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.
Обратим внимание на название рассказа .
Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме . Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.
Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?
Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.
Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?
Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)
Творческая работа.
Наш мир спасут добро и красота...»
Раздаем «богатства» : каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.
Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого
Рассказ «Бедные люди»
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
Генри Дэвид Торо
Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)
1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.
2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________
В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.
В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.
Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.
Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.
Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.
Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.
Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.
Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».
В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.
Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.
Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.
Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.
Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.
Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.
Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.
В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.
Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.
Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать
На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию
Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.
В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку