Главная » Галлюциногенные » Повторять материал. Сколько раз нужно повторять английские слова, чтобы запомнить? Метод образной связки

Повторять материал. Сколько раз нужно повторять английские слова, чтобы запомнить? Метод образной связки

СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ ИЛИ ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ

"Сто раз надо ему повторить", "ка об стенку горох", "пока не прикрикнешь – не сделает" – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в "маленькой стране" действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными.
ОШИБКА 1.
ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!
Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.
ОШИБКА 2.
ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.
Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.
ОШИБКА 3.
«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».
Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.
ОШИБКА 4.
МНОГОСЛОВНОСТЬ.
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».
Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.
ОШИБКА 5.
КРИК
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».
Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

ОШИБКА 6.
ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.
ОШИБКА 7.
МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.
Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

ОШИБКА 8.
ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»
ОШИБКА 9.
ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.
ОШИБКА 10.
НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».
Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.
НАУЧИЛСЯ САМ - НАУЧИ ДРУГОГО!
Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Алексей Бессонов - чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации, руководитель и тренер Центра развития памяти Алексея Бессонова, полиглот, автор книги «9 ½ недель на иностранный язык», провел в Киеве мастер-класс по техникам запоминания иностранных слов.

Метод образной связки

Запомнить иностранное слово - это образовать связь между значением слова и его формой. Раньше учили проговаривать стол , потом a table , и тогда образовывалась связка образ стола - стол - а table . Правильней запоминать связку образ стола - а table . Перевод запоминаемого слова лишний.

Дело в том, что все, что мы делаем одновременно, у нас в сознании связывается. И если учить слова, проговаривая их перевод, то это лишнее звено будет усложнять процесс коммуникации впоследствии.

«Настоящее знание языка - это беспереводное знание, когда вы думаете на иностранном языке. Этого не случится сразу, но к этому надо стремиться с первых дней изучения иностранного языка»

Карточная система для запоминания слов

Возьмите бумажные/картонные листочки. На одной стороне пишете целое выражение на изучаемом языке. На другой - перевод с транскрипцией. Важно, чтобы на начальном этапе кто-то обязательно поставил и проконтролировал ваше произношение.

Важно помнить, что фразы нужно записывать именно так, как они вам встретились в контексте - учебнике, книге в оригинале, фильме. Если в языке, который вы изучаете, есть артикли, то указывайте артикль на карточке. Алексей также рекомендует через фразы осваивать формы спряжений и склонений и т.п.

Примеры: to be hungry I’m hungry, see-saw-seen He has seen it already. She saw it yesterday. They see it every day. On Monday. In the morning. At 3 o’clock.

«Наша память склонна запоминать блоки информации. Именно поэтому свой телефонный номер мы запоминаем по частям - по две или три цифры. Если вы заучиваете 10 слов или 10 выражений, то память затратит примерно одинаковое количество усилий, но во втором случае вы выучите в итоге 20-30 слов и получите готовые блоки для составления предложений»

Есть два вида словарного запаса - активный и пассивный. Во время общения мы пользуемся преимущественно активным словарным запасом. Из пассивного состояния слова тоже можем достать, но не быстро.

Поэтому фразы лучше заучивать до автоматизма, образовывать рефлекторную связь между образом и словом, - тогда они станут вашим активным словарным запасом. Потом, в речи, вы не будете задумываться, какой предлог или артикль надо употребить. Период формирования такого рефлекса в среднем - 1 месяц.

Особенности работы с карточками

1. Берете карточку с словосочетанием, ПРОГОВАРИВАЕТЕ иностранное слово ВСЛУХ (если такой возможности нет, то делайте минимальные движения языком/губами) и представляйте ОДНОВРЕМЕННО образ того, что проговариваете.

У каждого слова есть звуковая копия - когда вы понимаете значение услышанного слова, и мышечная копия, когда вы сами произносите слово. Чтобы последняя была «верной», нужно слово проговорить.

2. Возьмите карточки (столько, сколько планируете выучить за этот заход) одной стороной вверх -иностранной сначала - и представляете значение. Если забылось значение, подсмотрите на обратной стороне. И так всю выбранную стопку три раза, каждый раз перемешивая, на максимальной скорости. Потом другой стороной и также три раза быстро.

Мнемотехнические приемы

Если слово не запоминается, придумайте для него ассоциацию.

Пример: запоминая испанское el piso (квартира), можно представить в квартире песок.

Но производить такую манипуляцию с каждым сложным словом не стоит, так как потом, воспроизводя его из памяти, сначала придется вспомнить ассоциацию, а это удлиняет процесс коммуникации.

N.B.: если и ассоциация не помогает, возможно, это слово редкое в употреблении. Не стоит на него тратить время в таком случае.

Если отрабатываете правописание, напишите несколько раз сложное слово. Если чувствуете, что «плаваете», воспользуйтесь мнемотехническим приемом.

Пример: чтобы не путать омонимы dear и deer, ко второму дорисуйте от руки рога и этот образ останется в памяти, к омонимам week и weak примените графическую ассоциацию нЕдЕля - две одинаковые буквы и в английском, и в русском.

Как, когда и сколько повторять

Изучение новых слов вряд ли у вас вызывает яркие впечатления, а потому они будут быстро забываться.

Согласно кривой забывания Эббингауза, через час забывается - до 60 % только что изученного. Затем процесс забывания несколько замедляется. Через 9 часов мы помним 35 % изученного. Через день - 33 %. Через трое суток - 20 %. Через месяц - около 20 %.

Поэтому повторять надо:
1. Сразу после запоминания
2. Еще раз в течение суток - если учили вечером, повторите утром. Если учили утром, повторите вечером того же дня.
3. Через неделю.
4. В конце месяца (в это время информация переходит в долговременную память)
5. По мере необходимости - раз в полгода, к примеру.

«Язык нужно учить быстро. Лучше по 10 минут в день, но каждый день. Если вы повторяете изученное не на следующий день, а через два дня, то потратите на это в два раза больше усилий. День пропущенный в повторении - потрачен на забывание»

Такая система повторений применима к любым навыкам, которые вы хотите освоить. Тот, кто занимается музыкой или спортом знают, как важна регулярность в занятиях.

Самый главный секрет изучения иностранных слов

Приготовьте коробку под ваши карточки. Сделайте отделения Завтра/Через неделю/ Через месяц/ По мере необходимости.

Когда, перебирая карточки, видите хорошо знакомое слово, перекладывайте в секцию Завтра. Слова, которые не запомнили, оставьте в первой ячейке. В конце недели повторите выученное. Потом в конце месяца. Слово уже в активном словарном запасе? Переложите в секцию «По мере необходимости».

Преимущества коробки

  • Вы экономите время, потому что уделяете внимание тем словам, которые еще не выучили, и не тратите время на просматривание уже выученных.
  • Карточки можно носить с собой и повторять в любое свободное время в транспорте или ожидая приема у доктора.
  • Вы сами регулируете интенсивность изучения слов.

Сколько слов нужно учить в день/неделю

Чтобы понимать 90% разговорной речи, нужно знать от 500 до 1000 самых употребляемых слов. Знание второй тысячи вам улучшит понимание на 2-3%. Если учить по 10 слов в день, 2000 слов вы выучите менее, чем за год, а это очень хороший словарный запас.

Если до сих пор, изучая язык, вы записывали себя в категорию людей, которым иностранные языки даются сложно, то просто попробуйте описанную систему.

«Если вы смогли освоить родной язык, то и иностранный способны освоить»

Было бы здорово, если бы наш мозг мог отправлять в долговременную память и закреплять в ней новые выражения и грамматические закономерности с первого раза, с первого взгляда, прослушивания и прочтения. Но, к сожалению, механизмы памяти работают не так. Поэтому повторение, как известно, по-матерински сопутствуя учению, неразрывно с ним связано и необходимо.

Психологи предпринимали множественные попытки в поиске нужного количества повторения слова, которое было бы достаточным для его запоминания. Одно из последних исследований показало, что человеческое сознание начинает отвечать на новое слово, как на знакомое, после 160-ти его последовательных прослушиваний. Что же, казалось бы, проще - просто послушать все английские слова по паре сотен раз, и дело в шляпе. Что же оставим подобные эксперименты британским ученым и попробуем разобраться, как эффективно организовать повторение в процессе реального продуктивного овладения языком.

Для того, чтобы языковой материал отложился в вашей долговременной памяти и мог быть использован вами, действительно нужно встретиться со словосочетанием несколько раз в понятном для вас контексте. На наших занятиях в Языковой школе Дмитрия Никитина в Ярославле мы работаем с учебными комплексами, в которых выстроена система повторения из урока в урок. Уже изученный материал появляется в новых диалогах, упражнениях, текстах, заданиях. Кроме того учебники включают в себя специальные странички для проверки, усвоенных вами знаний, тесты и вопросники. Преподаватель также тщательно следит за тем, чтобы та или иная, усвоенная вами лексика периодически "всплывала" в новых контекстах. Конечно, многое зависит и от вас. Что же именно?

Как говорят, даже самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти. Ваши заметки в тетради - могут послужить вам отличную службу в освоении лексики, с которой вы знакомитесь на курсах английского языка. Напомним, что не стоит записывать отдельные слова с переводом, лучше заносите в тетради коллокации, слова в контексте, которые объясняют его. Объясняйте их синонимичными выражениями или, напротив, антонимами. После занятий обязательно просматривайте свои записи, здорово даже переписывать их, приводя в некую систему. К примеру, вы можете расставить все изученные выражения по возрастанию их пользы в вашей личной жизни. Отдельно выделить слова, которые вы будете использовать часто. Кроме того, можно связывать каждое выражение со страной, человеком, комнатой в квартире или любым предметом, с которым оно у вас ассоциируется. Затем желательно вслух пояснить свой выбор, таким образом, вы еще раз повторите значение выражения и свяжете его с личным опытом, что способствует его запоминанию. На наших занятиях мы также предлагаем нашим учениками пересматривать записи с прошлых уроков, находить те, значение которых они не запомнили, и просить других учеников разъяснить их. Полезно бывает сравнить свои записи с записями других студентов и дополнить их. Или, например, вспомнить, как то или иное слово, появилось в тетради, в каком контексте, кто произнес его впервые и почему. Все, что вы записали, старайтесь использовать в новых ситуациях. Не стесняйтесь, прошуршать листами вашего блокнота, чтобы припомнить какое-нибудь подходящее выражение. Произнося слова, вы сокращаете нужное для запоминания количество повторений в разы.

Тестирование - не самый приятный момент обучения. Но не нужно относиться к контрольным, как лишь к проверке ваших знаний. Мало того, что вы повторяете и пересматриваете материал перед контрольными, само по себе тестирование - отличный способ повторить что-то, выявить "западающие" моменты, снова вспомнить некие правила, восполнить пробелы.

Но проверка не обязательно должна быть строгой и формальной. На наших курсах английского языка в Ярославле мы часто предлагаем ученикам поиграть, чтобы проверить то, как они запомнили лексику. Отлично играть в шарады, объясняя ранее изученные словосочетания, с помощью жестов, мимики, рисунков, ну, и конечно лучше всего слов. Например, мы предлагаем нашим ученикам карточки со словами, один из них должен объяснить свое слово, а второй отгадать. Либо же один из игроков задает вопросы на да/нет, чтобы разгадать нужное слово, как можно быстрее. Кроме того можно составлять вопросники по пройденному материалу и затем разгадывать их, обменявшись в классе.

Очень полезно бывает просто вернуться к заданию на разговор из прошлых тем. Попробовать выполнить его снова. Попробовать пересказать текст, который вы читали на прошлой неделе, а затем проверить, сколько новой лексики, вы использовали, когда восстанавливали его. Прослушивая уже пройденные аудирования, ставить их на паузу и заканчивать фразы дикторов.

Зачем нужно домашнее задание и рабочие тетради?

Как бы ни хотелось увильнуть от работы дома, она необходима, но, конечно, остается на вашей совести. Чтобы помочь себе усвоить то, что было пройдено на уроке, вы можете попробовать составлять диалоги по аналогии с теми, которые были прочитаны в классе, переводить по памяти выражения, о которых шла речь, находить интересные коллокации для новых слов. Выполнять задания, похожие на те, с которыми вы поработали в классе. Такие задания обычно содержатся в рабочих тетрадях, с которыми вы вполне можете работать самостоятельно, контролируя себя по ключам. Многие специалисты советуют работать с упражнениями из рабочей тетради после того, как вы закончили тему по учебнику. Несколько отложенное повторение способствует более глубокому запоминанию.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение материала - пустая трата времени. Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.» Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения . Перечислим их.

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно : вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками . Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным . Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи») . Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени . В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа - концентрированным, вторая - распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция . Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться - это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование - не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения . Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье - через 6 - 8 часов (в день запоминания), четвертое - на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье - через 3 - 4 часа (в день запоминания) и четвертое - в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом , при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом - иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения - исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации «шинковки» материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, - и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором - повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова:

1 -1

Вам знакома следующая ситуация?

Вы изучили новый материал. Все показалось вам простым и понятным. Но через некоторое время вам сложно вспомнить правило, вы начинаете путаться, и вам приходится разбираться в нем еще раз. Из-за этого ваше обучение двигается медленно.

Как этого избежать?

В обучении английскому языку очень важную роль играет повторение материала. Ведь именно повторение позволяет закрепить материал и надолго запомнить его.

В статье я дам вам 6 советов, как не растерять то, что изучено. Это позволит вам быстрее освоить язык.

Для начала давайте подробнее остановимся на том, зачем нужно повторение.

Зачем повторять материал при изучении английского языка?


Почему при изучении языка так важно повторять пройденный материал?

Для этого есть 2 весомые причины:

1. Повторяя материал, вы сразу выявляете все непонятые моменты

Иногда материал сложно понять с первого раза. Поэтому бывает так, что вам кажется, вы полностью поняли правило. Но потом вы все равно путаетесь в его использовании.

Это значит, что в материале остались какие-то непонятые моменты. И если вы с ними не разберетесь, то очень скоро забудете все, что прошли.

Повторяя материал, вы сразу выясните, что вы недостаточно поняли, и сможете разобрать это еще раз.

2. Повторяя материал, вы тренируете его использование и запоминаете его

Например, почему мы можем легко и быстро построить одно предложение, но нам нужно очень долго думать прежде, чем использовать другую конструкцию?

Просто потому, что мы легко можем использовать тот материал, который не один раз повторили и проговорили в собственной речи.

Давайте рассмотрим пример.

Прямо сейчас ответьте на вопрос:

На этот вопрос вы на автомате ответите:

I am from…Russia/Moscow.
Я из…России/Москвы.

Почему вы не задумаетесь над этим ответом?

Вы слышали этот вопрос миллион раз и столько же отвечали на него. То есть вы уже повторили его очень много раз. Поэтому ваш ответ был быстрым и уверенным.

Правильно и регулярно повторяя материал, вы сможете добиться такого со всеми английскими конструкциями.

Итак, как же эффективно повторять материал?

Совет №1: Закрепляйте изученный материал письменно

После прохождения материала обязательно закрепите его использование на следующий день. Делать это лучше всего письменно.

Если вы изучали правило, то составьте предложения, используя его. Если же вы изучали слова, то составьте предложения с этими словами.

Лучше всего, если у вас есть человек (например, ваш преподаватель), который проверит вашу работу и скорректирует ошибки.

Важно: Если вы не делаете домашние задания (закрепление материала), то вы попусту тратите своё время. Нельзя выучить английский, не делая его.

Ведь именно домашняя работа позволяет закрепить материал и выявить непонятые вами моменты.

Совет №2: Повторите новый материал на следующем занятии

Начните новое занятие с повторения материала, который вы изучили в прошлый раз.

При этом не нужно заново повторять правила. Конечно, если ваша письменная работа не выявила каких-то пробелов и недопонимания.

Самый лучший способ - это повторить материал, используя его. Для этого можно составить небольшой рассказ или диалог.

Например, на прошлом занятии вы прошли время Present Simple (настоящее простое) и список слов «Домашние обязанности».

Расскажите о том, что обычно вы делаете по дому, а с чем помогают другие члены семьи. Что из домашних обязанностей вам нравится, а что нет. Как часто вы делаете что-то по дому. Используйте как можно больше новых слов и конструкций.

Такой рассказ не займет более 15 минут, но зато вы не только повторите материал, но и научитесь рассказывать с помощью него о своей жизни.

Совет №3: Устраивайте отдельные дни для повторения


Новый материал сложно запомнить с первого раза. Поэтому обязательно устраивайте дни повторения. Например, раз в неделю повторяйте материал, который прошли за это время.

Также как и в предыдущем пункте, старайтесь повторять материал, используя его в речи.

Если вы чувствуете, что при этом какое-то правило вам использовать сложно, то обязательно отметьте эту конструкцию, и потом разберите ее еще раз.

Важно: Если разбираясь заново с этим правилом, вы чувствуете, что запутались и вам все равно тяжело его использовать, то вернитесь на шаг назад.

Значит пробелы находятся в том правиле, которое вы изучали до этого.

Например, если вы не можете составить специальный вопрос со словами (what, where, who, when, how), то вернитесь к обычным вопросам.

Совет № 4: Занимайтесь регулярно, не делайте больших перерывов

Чем чаще вы занимаетесь, тем легче вам будет запомнить пройденный материал. Если вы занимаетесь два раза в неделю, значительную часть следующего занятия вам придется потратить на повторение, так как вы будете забывать материал.

Лучше всего заниматься каждый день: разбираете новый материал, закрепляете на следующий день. Тогда вы сможете двигаться намного быстрее.

Важно: Не делайте больших перерывов в занятиях. Особенно критично это для людей, которые только начали изучение языка.

Представьте, что после месяца обучения вы решили сделать перерыв, например, на 4-6 недель.

В итоге вам придется начинать учить язык практически с нуля, так как после такого перерыва многое из пройденного материала вы даже и не вспомните. А значит потраченные время и труд будут напрасными.

Так вы сможете постоянно практиковаться и повторять материал. Например, пока едете на работу, мысленно описывайте людей рядом с вами: как они выглядят, во что одеты, чем занимаются. Описывайте улицы, по которым вы идете. При этом используйте тот материал, который вы недавно изучили.

Совет №6: Впишите английский в повседневную жизнь

Чтобы повторять материал, вам не обязательно выделять отдельное время. Вы можете это делать в перерывах между делами. Например, пока едете на работу, готовите еду, ходите по магазинам и т.д.

А если вы возьмете в привычку делать на английском то, что вы делали на русском, то вам вообще не придется искать время на отдельные занятия языком.

Например:

  • Ищите на английском информацию в поисковике
  • Смотрите фильмы и сериалы на английском
  • Читайте статьи и книги на английском
  • Смотрите и читайте новости на английском

Так вы будете практиковать и повторять свой английский язык без затраты времени.

Итог

Итак, повторение материала - неотъемлемая часть в обучении. При этом очень важно правильно и вовремя повторять пройденные темы.

Чтобы эффективно повторять материал, вам нужно:

1. Письменно закреплять отработанный материал (в виде домашних заданий)

2. Уделить 10-15 минут на следующем занятии, чтобы использовать пройденный материал

3. Устраивать отдельные дни для повторения

4. Заниматься регулярно, не делать больших перерывов

5. Приучать себя думать на английском языке

6. Вписать английский язык в свою жизнь и использовать его

Эти советы помогут вам, как следует закрепить материал, и вы сможете легко и быстро использовать его в жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта