Главная » Галлюциногенные » Прессуют на работе способы избежать беларусь. Как противостоять психологическому давлению на работе? Какое выбрать поведение, чтобы выжить в коллективе

Прессуют на работе способы избежать беларусь. Как противостоять психологическому давлению на работе? Какое выбрать поведение, чтобы выжить в коллективе

Проблемы в коллективе сегодня не редкость, не смотря на многочисленные тимбилдинговые компании и организации, штатных психологов чуть ли не в каждой захудаленькой фирме, торгующей скрепками в розницу, общее смягчение нравов XXI века. Так что, приходя в новый коллектив, каждый новичок должен быть на всякий случай готов к моббингу или буллингу по отношению к себе. Эти два слова, неприятные на слух, ещё менее приятны по сути явлений, которые за ними скрываются.

Моббингом принято называть коллективную травлю одного сотрудника большинством других или группой других сотрудников, при молчаливом согласии остальных, не участвующих в коллективной травле.
Буллинг же - определение для травли индивидуальной, когда один третирует другого, а остальные не участвуют.

Причины такого поведения могут быть различными. Очень часто фактором, толкающим одного человека или группу людей начать полноценную компанию по выдавливанию кого-нибудь из , становится самая обыкновенная зависть. Жертвами такого рода агрессии становятся самые успешные и удачливые члены коллектива, в руках которых всегда спорится работа, и каждому их начинанию сопутствует успех. Начальник в такого человека буквально влюблён, и выдал ему недавно отпуск вперёд всех остальных, во время которого "этот выскочка" съездил в тёплые страны, вместе со своей счастливой семьёй, пока остальные уныло сидели в зимнем офисе, корпя над отчётами.

Следует сразу отметить , что целью агрессии всегда является целенаправленное выдавливание при помощи психологических атак человека из данного коллектива, хотя эта цель может и не осознаваться агрессорами. Вполне вероятно, что никаких конкретных целей они себе сознательно не ставят, им просто приятно "прищучить этого зазнайку" или "поставить на место этого сноба".

Другой причиной может стать, конечно, некрасивое поведение со стороны самого новичка. Многие новенькие, едва придя в компанию, начинают мнить себя большими знатоками своего дела и с вершин собственного дутого авторитета пытаются порулить местными обычаями, правилами работы и установками, которым не один год. Такие тоже получают резкий отпор, как правило, сразу от большинства своих новых коллег. Демонстративность поведения таких людей часто сочетается с надменной заносчивостью и просто уникальным талантом бесить окружающих самим фактом своего присутствия в комнате. Может показаться, что такие товарищи - редкость, но на деле одного такого легко найти практически в любой компании. Они извечные объекты для психологических пинков со стороны собственных коллег, и, как правило, не могут даже понять, почему их так недолюбливают.

Ещё достаётся подхалимам , новичкам, только пришедшим в коллектив, и тут же определившим для себя, что они будут "работать на начальство". С самых первых дней такие люди начинают лебезить перед собственным босом, вызывая презрительные взгляды равных по рангу сотрудников фирмы. Конечно, никому не нравятся подхалимы, так что нет ничего удивительного и в том, что они подвергаются регулярным нападкам.

Ещё один случай - виктимное поведение , или как его ещё называют, комплекс жертвы. Это ситуация, в которой один сотрудник начинает вести себя, как жертва, что при наличии хотя бы одного потенциального агрессора в коллективе неизбежно приводит к буллингу, а если комплекс достаточно силён, то даже и к моббингу. Проявляется виктимное поведение в постоянном преклонении перед начальством, самоуничижение перед другими сотрудниками, жалобы на собственную жизнь, на собственную бездарность, глупость, неустроенность и слабость.

Проявлений у психологического давления в профессиональной среде может быть множество. Так, самый распространённый способ издевательств - это простые насмешки. Постоянные подколки, едкие замечания и комментарии, которые выводят вас из равновесия, и постепенно ковыряют трещину в вашей самооценке.


Также это может быть разного рода саботаж : сокрытие важной информации, необходимой по работе, уничтожение важных данных на вашем компьютере, организация срывов сроков по , обыкновенное вредительство, вроде "нечаянного" проливания кофе на уже готовый к сдаче отчёт и так далее. Ставить палки в колёса стараются так, чтобы вся ответственность легла исключительно на изгоя.

Ещё один способ - игнорирование в личном общении. Сотрудника, "выдавливаемого" из коллектива, с разной степенью демонстративности могут не пригласить на день рождения, какую-нибудь прощальную вечеринку, связанную с выходом на пенсию или увольнением другого сотрудника, иногда даже на корпоративы.

Иногда в моббинге , вместе с сотрудниками, участвует и начальство. Хотя, казалось бы, если не нравится один из сотрудников - почему бы его просто не уволить? Но очень часто люди поступают иррационально, принимают на работу того, кто им не нравится, а потом сами же с ним и воюют. Поэтому, ждать милости от окружающих нет смысла, нет смысла пытаться "перетерпеть" и ждать, пока отстанут. Нужно самостоятельно предпринимать хоть какие-то действия.

Лучший способ начать бороться с моббингом и буллингом , которому вы подвергаетесь на работе - это прочесть всё вышенаписанное, узнать в описанных типажах себя и начать предпринимать действия к тому, чтобы перестать вести себя так. Перестать быть жертвой, заставить себя уважать. Это можно сделать резкой ответной агрессией, после которой последует длительный период "осады" - эмоциональной блокады и игнорирования любых попыток вас подначить. Агрессия же нужна для того, чтобы показать, что вы не сдались и смирились с насмешками, а просто считаете себя выше этого, они достали вас и более вы в этом не участвуете. Сказать это вслух - тоже прекрасная идея. Ну и, разумеется, перестать вести себя отвратительным образом, поработать над уважением не только к себе, но и к окружающим также. И стараться прикрывать собственные достижения, если вы видите, что они вызывают чёрную зависть в слабых сердцах.

В жизни каждый из нас хоть раз оказывался под давлением на работе: вашим мнением пренебрегали, не позволяли принимать ни одного самостоятельного решения без согласования с руководством, достижения с легкостью обесценивались на глазах у коллег и тому подобное. Давайте разберемся и попробуем проанализировать самые распространенные ситуации.

Процессами психологического давления со стороны коллег и руководства, исследованиями на тему насилия на работе ученые занимаются с середины 80-х годов прошлого века. Понятия моббинг, буллинг, боссинг, стаффинг – пришли к нам с Запада. В России же не привыкли «выносить сор из избы», и поэтому термины, отражающие все аспекты психологического притеснения на рабочем месте, не известны ни российскому законодательству, ни судебной практике в нашей стране.

В жизни каждый из нас хоть раз оказывался под давлением на работе: вашим мнением пренебрегали, не позволяли принимать ни одного самостоятельного решения без согласования с руководством, достижения с легкостью обесценивались на глазах у коллег и т. п. Многим работа испортила жизнь. А представьте, сколько «прекрасных» возможностей есть, чтобы выжить неугодных сотрудников из компании, даже не прибегая к сложным правовым и административным процедурам. А еще можно переложить на коллег часть своей работы, а еще Чем же вредна и чем опасна такая патология в межличностных отношениях для компании? И что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? Давайте разберемся и проанализируем самые распространенные ситуации.

Гендерный фактор при управлении коллективом

В управлении персоналом женщина-руководитель больше внимания уделяет психологическому климату в коллективе, отношениям между сотрудниками, отличается от мужчины-руководителя большей чуткостью к подчиненным. Но женщине свойственно быть более восприимчивой к критике, необъективной к происходящим процессам и людям, что не позволяет ей вести себя конструктивно. Именно излишнюю эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления.

На стиль мужского руководства очень сильно влияют стереотипы, согласно которым мужчина должен быть суров, непреклонен, требователен и даже иногда несправедлив, если, как он считает, этого требуют интересы дела. Агрессия у мужчин часто проявляется, когда они не хотят показывать свою чувствительность. Вместо того чтобы проявить сочувствие и помочь, мужчина может, не желая показать свою слабость, проявить неоправданную агрессию. Считается, что жесткая мужская модель управления намного эффективнее. Психологи утверждают, что стереотипы «хорошего менеджера» и «типичного мужчины» во многом совпадают. Но ученые обнаружили, что поведение лидера, достигающего успеха, также включает в себя черты, характерные в первую очередь для «женского» поведения. Хороший руководитель должен быть целеустремленным и уметь отстаивать свое мнение (мужские черты), а также он должен уметь общаться с людьми и ценить их по достоинству (женские качества).

Войны внутри коллектива

В мировой практике есть уже достаточно большое количество исследований, посвященных психологическому прессингу и дискриминации в отношении работников. Так, в 2003 году американская организация, изучающая проблему притеснений на рабочем месте, The Workplace Bullying & Trauma Institute, провела исследование, по результатам которого стало известно, что чаще всего жертвами психологического прессинга оказываются женщины (80 процентов). Гендерные особенности определяют и то, кто становится инициатором, а кто участником психологического давления. Если объект давления – женщина, то агрессором чаще всего выступают мужчины (54 процента), нежели женщины (соответственно 46 процентов). В отношении «жертв»-мужчин ситуация более определенная – коллеги-мужчины чаще готовы самоутверждаться за счет соперников – в 72 процентах случаев. Мужчины используют служебное положение, в то время как женщинам свойственно привлекать для организации преследования «жертвы» свои неформальные контакты внутри компании. Мужчины чаще, чем женщины, угрожают увольнением и не стесняются оскорблять. Женщинам же свойственно бойкотировать объект преследования, распространять слухи и сплетни.

Ситуация первая. Все против одного

В сложившийся коллектив одного из отделов ЗАО «Р» каждые три месяца приходит новый сотрудник. После третьего увольнения руководитель отдела персонала, заметив такое положение дел, провела выходное интервью с увольняющимся. Оказалось, что в отделе есть собственный свод негласных правил и установок и свой неформальный лидер – ведущий менеджер Елена А. И если новичок не отвечает определенным стандартам, то сразу настраивает коллектив против себя. А руководитель-мужчина сидит в отдельном кабинете и этого ничего не видит или может быть не хочет видеть.

Вариант решения. В коллективе есть свой неформальный лидер – это женщина, которая устанавливает свои порядки в отделе и конкурирует в ряде случаев с мужчиной-начальником. В данной ситуации можно предпринять следующие действия: во-первых, предложить руководителю пересесть в один кабинет с подчиненными.Тогда при начальнике неформальному лидеру придется вести себя более сдержаннее и психологическое давление на новичков будет снижено. Во-вторых, в качестве решения можно предложить руководителю отдела распределить должностные обязанности среди сотрудников отдела таким образом, чтобы убрать из штатного расписания «проблемную» вакантную единицу.

Ситуация вторая. Офисные террористы

Случалось ли вам описывать свою работу поминутно начальнику либо выслушивать указания от него, что нужно делать, причем на уровне отдельных действий, а не задач или подзадач, ваша работа резко критиковалась без конкретных объяснений и предложений и т. п.? Если да, то это значит, что ваш начальник – офисный террорист или микроменеджер*. В основе такого поведения лежит отсутствие доверия, поскольку микроменеджер считает, что кроме него никто не сможет выполнить работу или выполнить ее так же хорошо, как он сам. Поэтому микроменеджеры не делегируют ответственность, а если и делегируют, то впоследствии тщательно и до мельчайших деталей проверяют ход работы и полученные результаты. Микроменеджер отвергает любые инициативы сотрудников. Главный посыл рабочих отношений – «Начальник всегда прав!». Микроменеджмент деморализует и ограничивает личное развитие сотрудников и способствует увольнению наиболее перспективных. Подчиненный микроменеджера просто замыкается в себе, эмоционально и интеллектуально отстраняется от рабочего процесса, становится безынициативным. Как правило, микроменеджмент мешает и самому начальнику – его карьерный рост быстро вязнет в текучке дел.

Важно отличать неправомерное вмешательство в работу подчиненных от поддержки и участия, хотя большая часть микроменеджеров искренне полагают, что их стиль управления самый верный, и они даже не понимают, какой вред наносят людям, себе и рабочим процессам.

Варианты решения. В данной ситуации можно предложить провести оценку работы микроменеджера по методу «360 градусов». Эта процедура в щадящем режиме поможет микроменеджеру увидеть себя со стороны, узнать, как воспринимают и оценивают его поведение сотрудники. Существует еще один вариант влияния на микроменеджера – перевод его на другую должность или ограничение его воздействия на коллектив своей деятельностью (для этого необходимо расширить полномочия у его заместителя). Также ищите подходящего кандидата внутри компании, готового при необходимости заменить микроменеджера.

Ирина Зыкова,

кандидат юридических наук, ведущий юрисконсульт компании «ФИОКАН» (Москва):

«Зачастую, попадая в ситуацию психологического давления со стороны начальника, работник рано или поздно предпочитает сменить место работы "по собственному” желанию, не дожидаясь негативной формулировки в трудовой книжке. Но всегда ли это является единственным возможным вариантом поведения? Общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и уже есть прецеденты по обращениям российских граждан в Европейский суд по правам человека по схожим обстоятельствам (см., например, постановление от 30 июля 2009 г. по делу "Даниленков и другие против Российской Федерации”)**. Косвенное отражение данных положений содержится и в российском законодательстве – статья 2 Трудового кодекса устанавливает один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Одна из основных форм защиты нарушенных прав – это судебная, однако тут необходимо помнить о том, что в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений (п. 1. ст. 56 ГПК РФ). Иными словами, работнику необходимо доказать, что на него было оказано психологическое воздействие и данным воздействием ему причинен вред. Доказать свое негативное психологическое состояние возможно путем проведения психологического обследования, а вот как доказать причину такого состояния, представляется весьма затруднительным но, не невозможным – для этого необходимо соответствующее заключение специалиста. Вместе с тем нужно помнить, что решение суда будет построено на анализе позиций обеих сторон, и не исключена ситуация, когда работник может быть не прав».

Ситуация третья. Выживает сильнейший

В одной крупной торговой компании поддерживается атмосфера соперничества, и руководство, в основном мужского пола, снаружи наблюдает за сотрудниками, не вникая в процессы внутри коллектива. Там психологическое давление – это всего лишь хороший способ отстоять привилегии, начиная с комфортабельного рабочего места в офисе, привлекательного проекта в работе и заканчивая поездками в интересные командировки. Использовались все средства: регулярные доносы, открытое противостояние и всевозможные «подставные» ситуации. В итоге работа стала игрой на выживание и началась текучесть кадров.

Вариант решения. Всем известно, что «рыба гниет с головы». Необходимо сначала изменить процесс коммуникации и управления персоналом на верхнем уровне. Отделу персонала придется оперировать цифрами и представить их руководству компании. Для этого необходимо оценить затраты на поиск необходимых сотрудников как по времени, так и в денежном эквиваленте, указать в отчете, какие риски несет компания, теряя высокопрофессиональных сотрудников. Возможно также предложить руководству «сменить игроков на поле» – осуществить ротацию персонала в компании, так как кадровый застой является особенно опасным. Все это поможет снизить накал страстей и покажет истинные возможности каждого сотрудника.

Алена Приходько,

кандидат психологических наук, психолог (Москва):

«Причиной любых конфликтов в принципе является столкновение противоположных точек зрения и нежелание сторон идти на уступки. Такое неконструктивное поведение часто влечет агрессивное поведение. Агрессия может быть как прямая – "в лицо”, так и косвенная – "за глаза”. Прямая агрессия, как правило, эмоциональна – человек выпустил пар, освободился от переполняющих его чувств и успокоился. В то время как косвенная агрессия проявляется осознанно, а кроме того, инструментально, с использованием ресурсов. Согласно гендерным исследованиям эмоциональной социализации, женщины более агрессивны, чем мужчины, только их агрессия проявляется на вербальном уровне и, как правило, косвенно. Однако существуют данные о том, что эмоции отражают статус человека в группе, а значит, женщина-начальник приобретает право выражать эмоцию начальника – гнев и проявлять агрессию прямо. Социальная роль сильно влияет на эмоциональную сферу, а если сфера деятельности связана с "мужскими” профессиями, то и на развитие мужских черт у женщин».

Ситуация четвертая. Казнить нельзя помиловать

В производственной компании, где большая часть сотрудников – мужчины, в том числе и околопенсионного возраста, в качестве руководителя подразделения приняли молодого и энергичного менеджера-мужчину. Прошло полгода, и работники, отработавшие полжизни на предприятии, стали часто болеть, а один вообще попал в больницу с сердечным приступом. Как оказалось, новая команда сотрудников, пришедшая вместе с руководителем, распространила слух, что грядет обновление компании и «старичков» понизят или уволят по сокращению за ненадобностью.

Вариант решения. Стоит помнить, что любые перемены – это страх перед неопределенностью будущего. Если в задачах у топ-менеджмента не стоит радикальное обновление коллектива компании, то важно поговорить со старыми сотрудниками и подробно рассказать обо всех изменениях в компании, уточнив перспективы практически для каждого из них. Только открытое информирование позволит пресечь распространение слухов и сплетен.

Ситуация пятая. Женское противостояние

Женский коллектив с руководителем женщиной на протяжении нескольких лет жил душа в душу. Но так случилось, что прежняя руководительница уехала по семейным обстоятельствам жить за границу, а на ее место пригласили новую, со стороны. Возникло сильное сопротивление у сотрудников к вновь назначенной начальнице. Любые распоряжения игнорировались подчиненными, обязанности исполнялись формально.

Вариант решения. В женских коллективах, где и руководитель тоже женщина, самый высокий уровень возникновения психологических притеснений и конфликтных ситуаций. В данном случае новой руководительнице можно посоветовать честно сказать всем сотрудникам, что их поведение осложняет ей жизнь, создает нерабочую обстановку, мешает выполнению должностных обязанностей. Такой провокационный подход может резко улучшить отношение большинства сотрудников к новому руководителю.

Серьезные нарушения в поведении сотрудников – это не проблема отдельно взятых людей, в большей степени – это серьезная проблема целой компании. Обновляйте кадровую политику компании, совершенствуйте управленческие навыки у руководства, а главное – всегда держите «руку на пульсе» – будьте в курсе всех процессов, происходящих в компании.

* Микроменеджер – это руководитель, чей стиль управления приводит к снижению эффективности работы отдела или компании, при котором осуществляется чрезмерный контроль за подчиненными, игнорируется обратная связь и делегирование полномочий.

** Суть дела. Члены профсоюза докеров Калининградского порта в 2001 году подали жалобу в Европейский суд, указав на то, что были нарушены их права на свободу ассоциации и свободу от дискриминации. Со стороны руководства порта были созданы невыносимые условия для работников – членов профсоюза: были ухудшены условия труда (расформированы бригады, квалифицированных докеров перевели на неквалифицированную работу и др.), снижена заработная плата, были созданы невыносимые психологические условия на рабочих местах. 30 июля 2009 года Суд постановил выплатить каждому заявителю по 2500 евро в качестве компенсации морального вреда.

Давление психологическое - это влияние, оказываемое одним человеком на других людей с целью изменения их мнений, решений, суждений, или личностных установок. Оно осуществляется далеко не самыми честными и правильными, с точки зрения человечности, способами. Но, к сожалению, столкнуться с ним может каждый.

Принуждение

Давление психологическое может проявляться в различных формах. Принуждение является одной из таковых. Это - самая наглая и беспрецедентная попытка воздействовать на другого человека. Данный метод по своей сути является противоправным применением психического насилия.

Со стороны его применение выглядит, как информационное воздействие на сознание человека. Которое может сопровождаться угрозами применения физического насилия. Но это крайние случаи.

Чаще всего моральный насильник оперирует другими «козырями». Это может быть его власть, деньги, влиятельный статус, компрометирующие данные. Некоторые пытаются уничтожить свою жертву. Говорят такие слова, которые стирают в порошок достоинство человека и втаптывают в грязь его уверенность в своих силах. Подобный характер могут носить и поступки.

Другие же следуют тактике навязчивости. Она заключается в намеренном моральном мучении человека различными методами.

Как реагировать?

Этому виду давления очень сложно противостоять. Но возможно (при должном желании). Самое важное - точно обозначить для себя цели, которые пытается преследовать изневольщик. Надо понять, чего он хочет. И после этого действовать в точности наоборот. Только не давая ему понять, что противостояние оказывается намеренно. Он должен воспринять уверенность того, кого пытается сделать «жертвой», как черту характера. В конце концов, неудавшийся моральный насильник оставит человека в покое. Так как поймёт, что намеченной цели ему не добиться.

Вот только если он одержим ею, то придётся набраться терпения и силы духа. Потому что изневольщик просто так не отстанет. Перед этим он перепробует всевозможные методы. Если ситуация доставляет слишком сильный дискомфорт, лучше от неё уйти. В прямом смысле слова - разорвать все контакты. А вот из-за преследования, которое вполне может начаться, если изневольщик фанатичен, можно обратиться в полицию.

Унижение

С помощью него тоже нередко осуществляется давление. Психологическое унижение направлено на то, чтобы морально «раздавить» человека. В ход идёт каждое слово, способное указать на его ущербность, неполноценность и ничтожность. Но как таким образом удаётся повлиять на человека? Ведь он, наоборот, должен воспринять любую просьбу или приказ «в штыки», разозлившись на услышанное! Да, это логично. Но на деле происходит иначе.

Оскорбления вводят человека в состояние некой прострации. Она ощущается даже физически - в висках начинает стучать, дыхание учащается, а стук сердца отдаёт где-то в области горла. Человека поглощает обида, смешанная с недоумением, злостью, и прочими, вызывающими адреналин, чувствами.

Это можно понять. Ведь унижение серьёзно бьёт по благополучию человека. Потому что чувство собственного достоинства - высшая моральная ценность. Даже в пирамиде Маслоу она находится на четвёртом уровне.

Так вот, в момент, когда человек оказывается окутанным состоянием обиды, всё тот же агрессор, спровоцировавший случившееся, пользуется удобным случаем надавить на него: «Ты хотя бы это способен сделать?».

Такая фраза буквально выводит из транса. Безусловно, находясь в нормальном состоянии, человек бы моментально отмахнулся. Вот только в подобной ситуации активируется психологический механизм защиты. На подсознательном уровне у человека просыпается желание доказать свою значимость и убедить обидчика в том, что тот ошибся на его счёт. И он хватается за поручение. А ведь это и нужно было обидчику.

Противостояние

Поскольку давление психологическое вполне успешно осуществляется посредством унижений, необходимо рассказать об эффективном способе борьбы с данным воздействием.

Итак, нужно запомнить, что подобный метод работает лишь с теми людьми, которые не уверены в себе. Самодостаточная личность только посмеётся над попытками какого-то агрессора-неудачника воздействовать беспочвенными оскорблениями. Они его просто не заденут.

Поэтому нужно стать такой самодостаточной личностью. Любое грубое слово должно превратиться в своеобразный сигнал, напоминающий человеку о том, что пора активировать защиту, и не поддаваться на провокации.

В душе, конечно, может бушевать буря. Но внешность должна максимально обезоружить агрессора. Расслабленный незаинтересованный взгляд, случайная зевота, свободная поза, лёгкая ухмылка - такой вид намекнёт ему на его безуспешные попытки заставить человека что-то сделать столь гнусным методом. А когда он закончит распинаться, можно обронить простую безразличную фразу, которая поставит его в тупик: «Ты всё сказал?». Или альтернативное: «Я тебя услышал(а)». А можно ограничиться и вовсе одним словом: «Хорошо». Игнорировать полностью обидчика не нужно. Ведь он знает, что человек не глухой, а значит, слышит его. И если он молчит - то, скорей всего, просто не знает, что ответить. Так что как минимум одна реакция должна быть.

Внушение и убеждение

Это более деликатный метод, при помощи которого оказывается психологическое давление. Им владеют не все. Ведь нужно уметь осуществлять воздействие на чужое сознание, провоцирующее некритичное восприятие им установок и убеждений.

К тому же такие манипуляторы мастерски владеют словом. Они эмпатичны, наблюдательны, и точно знают, что нужно сказать тому или иному человеку, чтобы он сам под его воздействием переконструировал свои установки. Такие люди умело играют с подсознанием «жертвы». Они задействуют интонацию, мнимое дружелюбие и откровенность, сопереживание и многие другие полубессознательные способы.

Ярким примером можно считать всем известные мошеннические онлайн-схемы - одностраничные сайты, на которых красочно описывается какой-то «инновационный» метод заработка, становящийся доступным пользователю после пополнения им своего же счёта (в дальнейшем якобы нужного ему) на определённую, «чисто символическую» сумму. Возглавляют такие ресурсы видео, строящиеся по одному и тому же принципу. Некий человек сначала душевно рассказывает свою историю о том, как он вышел из грязи в князи, а потом переключается на пользователя - начинает говорить, что он достоин лучшей жизни, и ему стоило бы подумать о себе, семье, детях, родителях. Он ничего не теряет - каких-то пять тысяч окупятся чуть ли не в первые 10 минут активации системы.

Удивительно, но такое психологическое давление работает. Слова «оратора» задевают за живое, проникают в душу, заставляю поверить, мотивируют. Но, естественно, выигрывает от этого только лишь он.

И это лишь один пример. В жизни такое тоже встречается очень часто. И если в Интернете можно просто заставить себя закрыть страничку, то в действительности приходится противостоять.

Манипуляция

Часто психологическое давление на человека оказывается посредством именно этого метода. Манипуляция подразумевает использование насильственной, обманной или скрытой тактики. И если в случае с унижением или принуждением человек понимает, что его атакуют, то в данной ситуации - нет.

Манипулятор, продвигающий свои интересы за счёт остальных людей, умеет скрыть своё истинное лицо, агрессивное поведение и недобрые намерения. Ему отлично известны психологически уязвимые места «жертвы». А ещё он жесток и безразличен. Манипулятор не беспокоится о том, что его действия могут нанести ущерб тому, кого он воспринимает, как свою «пешку».

Психологическое давление на человека манипуляцией оказывается различными способами. Психолог Харриет Брейкер, например, отмечала вниманием пять основных:

  • Положительное подкрепление - мнимое сочувствие, очарование, похвала, извинения, одобрения, внимание, лесть и подхалимство.
  • Отрицательное - обещания об избавлении от неприятной, непростой и проблемной ситуации.
  • Частичное подкрепление - поощрение человека к упорству, в итоге приводящее его к провалу. Яркий пример - казино. Игроку могут позволить выиграть несколько раз, но в итоге он спустит всё до копейки, увязнув в азарте.
  • Наказание - запугивания, брань, попытка навязать чувство вины.
  • Травмы - одноразовые вспышки гнева, истерики, оскорбления, а также прочие примеры пугающего поведения, направленного на испуг жертвы и убеждения её в серьёзности намерений манипулятора.

Есть ещё и масса других способов. Но, впрочем, какими бы они ни были, цель у манипулятора всегда одна - обрести личную выгоду и достичь поставленной цели.

Как избежать манипуляций?

На этот вопрос тоже стоит дать краткий ответ. О том, как противостоять психологическому давлению, осуществляемому посредством манипуляций, имеется очень много рекомендаций и советов. И к какому бы из них человек ни прислушался, ему придётся всегда делать одно и то же - держать ситуацию под своим контролем.

Ему необходима уверенность в себе, самообладание, здоровая недоверчивость и внимательность. Очень важно вовремя заметить начало манипуляции. Это легко - человек почувствует, как на его слабые места оказывается давление.

Ещё не помешает привычка анализировать происходящее. И речь идёт не только об изучении поведении потенциальных манипуляторов. Человеку, кроме этого, необходимо присмотреться к своим целям, мечтам и планам. Действительно ли они принадлежат ему? Или данные установки когда-то были ему навязаны, и он сейчас им следует? Об этом всём нужно хорошо подумать.

Как противостоять психологическому давлению? Нужно стать критичным. И визуально неприступным. Манипуляторы всегда рассчитывают на быстрый результат. Нельзя им его давать. На каждое предложение или просьбу нужно отвечать: «Я подумаю». И действительно поразмыслить не помешает. В спокойной обстановке, вне всякого давления, получится «прощупать» просьбу изнутри и понять, действительно человеку нужна помощь, или он лишь пытается извлечь для себя выгоду.

И если принято решение об отказе, надо высказать его в твёрдой форме, показав характер. Услышав неуверенное «Да нет, наверное…», манипулятор начнёт «доламывать» человека. Нельзя этого допустить.

Кстати, не нужно стесняться показывать «кукловоду» свои эмоции. Это его обличит, и он отстанет. Можно обойтись простой фразой, вроде: «Я тебе ничего не обязан, а из-за твоей настойчивости я чувствую себя неблагодарным!».

Обращаясь к закону

Важно отметить, что даже в уголовном кодексе есть информация про психологическое давление на человека. УК РФ не будет лишним открыть и пролистать до статьи № 40. Она называется «Физическое или психическое принуждение». И это - прямая отсылка к тому, о чём говорилось в самом начале. Только здесь всё более серьёзно.

Речь идёт о преступлениях, совершаемых людьми под давлением агрессора. В первом пункте статьи сказано, что вред, причинённый интересам, охраняемым законом, не считается правонарушением. Но только в том случае, если человек не мог в тот момент руководить своими действиями. Допустим, его принуждали под дулом пистолета, или держа на прицеле кого-то из родных.

Но если это было психологическое давление на человека? Статья № 40 в таком случае отсылается к предыдущей, под номером 39. Вопрос, касающийся уголовной ответственности за совершение преступления под психическим воздействием, решается с учётом её положений.

Статья № 39 называется «Крайняя необходимость». Там говорится, что преступление таковым не является, если оно было совершено ради устранения опасности, угрожающей человеку или другим людям непосредственно.

Однако это ещё не всё, что сказано в УК. Психологическое давление ещё упоминается в 130-й статье. Там отмечено, что унижение достоинства и чести другого человека, выраженное в крайней форме, карается штрафом до 40 000 рублей, или же зарплатой за три месяца. В особо тяжёлых случаях назначается 120 часов общественно полезных работ или 6 месяцев исправительных. Максимальное наказание - ограничение свободы до 1 года. Весьма серьёзные последствия психологического давления.

Статья УК РФ также гласит, что оскорбление, выраженное публично (через СМИ, в выступлении, в видеообращении, и т. д.), наказывается в два раза бóльшим штрафом. Максимальное наказание - 2 года ограничения свободы.

В случае с детьми

Психологическое давление на ребенка - это ещё более серьёзная тема. Всем известно, насколько у детей (у большинства, во всяком случае) слабое и неокрепшее сознание. Воздействовать на них крайне легко. И речь идёт не о здоровом давлении, которое даже таковым назвать нельзя («Не уберёшь игрушки - не буду с тобой разговаривать» - воздействие через чувство вины). Имеется в виду самое настоящее принуждение к чему-либо, атака ребёнка (психологическая).

Давление УК РФ в данном случае определяет, как «Неисполнение обязанностей по воспитанию». Это статья №156. Причём положения касаются не только родителей, а ещё и работников образовательных, социальных, воспитательных и медицинских организаций. Жестокое обращение - вот, к чему приравнивается психологическое давление. Статья прописывает и наказания. Это может быть штраф в 100 000 рублей, обязательные работы (440 часов), ликвидация права занимать определённую должность, или лишение свободы на три года.

Но, конечно, до судебных разбирательств дела доходят редко. Психологическое давление статья УК характеризует в специфическом ключе, в жизни же оно встречается в другом проявлении.

Многие родители просто бесцеремонно вмешиваются в пространство ребёнка, жестоко контролируют каждый его шаг, принуждают делать то, что ему не нравится (ходить в секцию по боксу, когда малыш хочет заниматься танцами, например). Некоторые уверены - если указывать ему на недостатки, то он их исправит. Но это не так. Не со всеми взрослыми, обладающими окрепшей психикой и умом, такое срабатывает. А ребёнок и вовсе замкнётся в себе, начав сомневаться в собственных силах и способностях, и постоянно чувствуя вину не понятно за что. Родители, оказывая давящее влияние, таким образом, отражают свои собственные переживания и страхи. Но в итоге они становятся врагами своего ребёнка, а не союзниками. Поэтому к вопросам воспитания необходимо подходить очень ответственно. Рождение и личностное формирование нового члена общества - это огромная ответственность и серьёзный труд.

Трудовая сфера

Напоследок хотелось бы немного поговорить про психологическое давление на работе. Ведь чаще всего именно в трудовой сфере человек сталкивается с данным явлением.

Нужно понять в первую очередь, что организация, в которой работает человек - это всего лишь структура. В которой каждый занимает своё место, и выполняет определённые задачи. И отношения между коллегами должны быть соответствующие, деловые. Если кто-то вдруг попытается надавить на человека, чтобы тот прислужил (подменил, сделал грязную работу, вышел в выходной), нужно отказать достойно - несколько холодно, но максимально вежливо. Нельзя ставить интересы чужих людей выше своих. Особенно если они имеют достаточно смелости, чтобы подходить с подобными требованиями.

Исключения составляют лишь те случаи, когда коллеге действительно нужна помощь. Кстати, бояться сплетен, слухов, пересудов или же попыток «подсидеть» не нужно. Человек должен помнить, что он - профессионал в первую очередь. Его навыки и производительность от злых языков хуже не станут. А с боссом, если он заинтересуется темой, всегда можно объясниться.

Гораздо хуже, если «натиски» исходят непосредственно от начальника. А есть такие руководители, которым лишь в радость оказать психологическое давление на человека. Статья УК РФ тут, конечно, не послужит информационным подспорьем, а вот положения Трудового Кодекса - вполне.

Чаще всего простые работники сталкиваются с настойчивыми «просьбами» начальника подать заявление на увольнение по собственному желанию. Это противоречит 77-й статье ТК РФ, так как подобные действия исключают свободу волеизъявления сотрудника. И человек имеет полное право обратиться в прокуратуру, чтобы открыть трудовой спор, или же прямиком в суд. Но потребуются доказательства, полученные без нарушения закона. Они нужны, кстати, в любом случае какой бы ни была жалоба.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что тема психологического давления действительно очень подробна и интересна. Она содержит в себе ещё множество нюансов и важных моментов. Но с ними, при наличии желания, можно ознакомиться в индивидуальном порядке. Знания такого характера никогда не бывают лишними.

Дата публикации: 15.04.16

На работе мы проводим большую часть своей жизни. Именно поэтому так важна атмосфера в коллективе. Согласитесь, когда отношения с коллегами ровные, а сплетни и слухи не сопровождают каждый рабочий день, то работается намного легче и приятнее. Но что делать, если ты стала жертвой травли на работе? Причем со стороны непосредственного начальника…

Если прессинг со стороны коллег называют новомодным словом « », то для случаев, когда инициатором войны против рядового сотрудника является начальство, выделили отдельный термин – «боссинг». Если верить статистике, 55 % случаев преследований на рабочем месте осуществляются по инициативе или даже при непосредственном участии руководителя.

Если начальник однажды устроил тебе выволочку за не вовремя сданный отчет, поводов для волнения нет, это просто рабочие моменты. «Боссинг» — это целый ряд тщательно спланированных действий, направленных на то, чтобы выжить из коллектива конкретного сотрудника. В этом случае работника систематически унижают при коллегах, осознанно не замечают результатов его работы, дают заведомо провальные проекты и ставят нереальные сроки, чтобы потом снова публично указать на его профнепригодность.

Ничто в жизни не происходит «вдруг». В чем же причины «боссинга»?

    — начальник может осознавать, что сотрудник превосходит его в профессиональном плане, и желать избавиться от соперника;

    — некоторые руководители просто самоутверждаются за счет сотрудников по принципу «хочу казню, хочу милую». Такие начальники являются элементарными самодурами, и под их началом лучше не работать – психика будет здоровее;

    — шефу (а чаще – шефине) просто не хватает личной жизни. Устраивая на рабочем месте такой себе «бразильский сериал», руководитель просто развлекается, раскрашивая свою серую жизнь;

    — руководитель просто не соответствует своей должности по уровню профессионализма и человеческим качествам. Вместо того, чтобы создавать здоровую атмосферу в коллективе, он демотивирует сотрудников; — твое место нужно освободить для «протеже». Сложный вариант, ведь когда нужно пристроить нужного человека, шансов на спасение практически нет.

Как определить, что ты стала жертвой боссинга?

    — Начальник стал критиковать тебя при каждом удобном случае, по поводу и без.

    — Претензии шефа необоснованны, аргументы отсутствуют, а о путях решения проблемы тебя никто не спрашивает.

    — Начальство «заворачивает» все твои идеи, и отказывает в приеме под разными явно надуманными предлогами.

    — Твои задания передают коллегам, «забывают» пригласить на совещание, ставят заведомо нереальные сроки.

    — Коллеги, видя отношение к тебе начальства, также начинают хамить, или же открыто игнорировать. — Результаты твоей работы оказываются ненужными.

Боссинг – уходить или бороться?

Вариантов, сама понимаешь, всего два – уволиться на радость начальнику, или бороться за свое место в компании. Сдаться, конечно, проще, но если работа тебе дорога, настройся на долгую и непростую борьбу за восстановление своего профессионального имиджа.

    — Даже если начальник самодур, в твоем поведении было что-то, спровоцировавшее его атаку. Постарайся понять, что именно – ты показала свое превосходство над шефом в профессиональном плане, пренебрежительно отозвалась о его вкладе в работу коллектива и т.п.

    — Убедись в том, что ты профи в своем деле, и упрекнуть тебя в невежестве никто не сможет. Подтяни свои знания, посети курсы повышения квалификации, в общем, будь в тонусе, чтобы недоброжелателям не к чему было подкопаться.

    — Не давай втянуть тебя в офисные интриги, не распространяй сплетни и не давай повода сочинять сказки о себе. Соблюдай правила деловой переписки, не храни на столе важные документы – в такой ситуации лучше быть излишне бдительной, чем стать жертвой провокации.

    — Постарайся решиться, и открыто обсудить с начальником сложившуюся ситуацию. Обычно офисные диктаторы любят, когда от них кто-то зависит, поэтому с удовольствием «снисходят» до жертвы. Возможно, если ты признаешь авторитет шефа, и попросишь совета, ситуация в корне изменится. — Не теряй выдержку в любой ситуации, и помни, что ты – свободный человек, и в любой момент можешь оставить работу, которая тебя не устраивает. Внутреннее равновесие и согласие с собой стоят дороже любой зарплаты.

Полное собрание материалов по теме: прессинг на работе от специалистов своего дела.

Вечер воскресенья становится для вас кошмаром, потому, что вам завтра идти на работу? Скорее всего, вы стали жертвой моббинга – прессинга и травли на рабочем месте.

Как избежать моббинга?

Запомните, работа – это не место для личных отношений!

Заводить подруг, друзей, врагов там не надо. Там надо зарабатывать деньги. Поэтому откровенные рассказы о своей личной жизни, обсуждение коллег, начальства нужно свести к минимуму. Обговаривайте только рабочие моменты. Проявляйте равную доброжелательность ко всем.

Если в новом коллективе принято шушукаться и критиковать начальство, не спешите принимать чью-либо сторону. Во-первых, никто не отменял главного правила «Начальник всегда прав». Во-вторых, вы не знаете, кто в этом месте доносит. Такие люди, как правило, очень милые и всем своим видом располагают к откровенной беседе. Наложите табу на подобные откровения, а о начальстве лучше не говорите вообще. Каждое ваше высказывание можно будет вывернуть наизнанку.

Чаепитий и кофепитий с коллегами в нездоровом коллективе лучше, по возможности, избегать. Сошлитесь на проблемы со здоровьем и необходимость строгой диеты. Сделайте вид, что вас загрузили работой по самое горло. Конечно, это нужно сделать тактично, чтобы не возникло впечатление, что вы игнорируете коллектив.

Выполняйте свои профессиональные обязанности старательно. Если руководство отдает нелепые распоряжения, в чем-то ошибается, помните правило №1. В конце концов, за все отвечает старший.

Как себя вести при моббинге

При горизонтальном моббинге (травля идет на уровне коллег) нежелательного развития событий можно избежать такими путями:

Откровенным разговором. Вопрос в лоб «Что вы от меня хотите и чего вы добиваетесь?» – это не то, к чему привыкли люди, плетущие интриги;

Спокойным поведением . Скандалисты ничего не могут сделать, если человека невозможно вывести из себя. Помните, что поведение подобных людей – это отражение их проблем и никакого отношения к вам не имеет;

Ровное доброжелательное отношение со всеми. Если человек с тобой вежлив и приветлив, не всякий сможет нахамить или как-то по- другому проявить свою враждебность.

При нанесении урона работе, утаивании служебной информации защищайте себя, но спокойно, без слез и истерик.

Вертикальном моббинг (прессинг со стороны начальника) может иметь разные причины. Он может возникнуть как результат недоброжелательности коллег (доносы, наветы), или как личный интерес (н-р: ваше место хочется отдать кому-то другому). В первом случае, поможет профессионализм. Может быть, не сразу, но человек разберется, что к чему. Не помешает лишний раз показать свою работу и достижения. Во втором случае, удержаться можно только при наличии крепкой нервной системы. Если вы хорошо выполняете свои обязанности, а провокации на вас не имеют должного воздействия (вывести из себя вас не удается), скорее всего, от вас отстанут. Никому не интересно ломиться в закрытые двери.

Когда все выше перечисленное не помогает или защита уже начинает сказываться на здоровье, нужно уходить. Закрывая одни двери, мы открываем новые возможности. А за бывших коллег и начальника самодура не беспокойтесь. Они окружены негативной энергией, которая, прежде всего, съедает их самих.

Специалисты выделяют несколько распространенных категорий жертв психологического прессинга на работе: новички на испытательном сроке, вновь назначенные на должность сотрудники, коллеги, с которыми вдруг приходится делить функционал… Вас нет в этом списке? Увы, потенциально стать объектом преследования со стороны коллег может каждый…

Моббинг, буллинг, боссинг…

Конфликтные ситуации на работе случаются довольно часто, и это неудивительно, ведь они – непременный атрибут межличностного общения. Порой конфликты приобретают весьма неприятный характер, и вы начинаете задумываться о том, чтобы уйти в отпуск, дав отдых нервам. А если ситуация усугубляется, настроение все хуже и хуже, вы чувствуете нервное напряжение восемь часов в день пять дней в неделю и начинаете подумывать об увольнении… Остановитесь и попытайтесь понять – рациональна ли причина возникающих конфликтов, связана она только с работой, или вы, возможно, просто стали жертвой такого явления, как моббинг. Что же это за страшный зверь и как его побороть?

Что такое моббинг?

Определимся с терминами. Моббинг (от англ. mobbing – притеснять, грубить, нападать; mob – толпа) – вид психологического давления, когда сотруднику создают невыносимую атмосферу в коллективе – за счет претензий к качеству работы или придирок личного характера. Жертвами такого прессинга часто становятся новички и наиболее уязвимые члены коллектива. Вот какое определение этому явлению дает постоянный консультант наших проектов Элина Полухина: «Моббинг – психологический “террор” на рабочем месте. Попросту говоря – офисная дедовщина или травля. Методичное, целенаправленное преследование и несправедливое отношение к работнику со стороны коллег, начальства или подчиненных».

Часто моббинг призван утвердить существующий в организации порядок вещей, авторитет негласных лидеров, выражаясь примитивным языком – «показать, кто в доме хозяин». Но такой мотивацией руководствуются весьма недалекие люди. «Моббинг – это реакция стада на белую ворону. Но человек живет не в стаде и не в стае. Человек живет в группе, которая есть совокупность личностей. Взрослых, самостоятельных личностей. Каждая из которых от рождения наделена равными и неотчуждаемыми правами и свободами. Поэтому аргументы “здесь так заведено” или “а у нас так принято” ущербны и в основе своей суть тропа, ведущая в болото неэффективности, убытков и застоя», – считает наш читатель Андрей Николаевич Соловьев.

Понятие «моббинг» синонимично понятию «буллинг» (от англ. bully – хулиган). Буллинг подразумевает также открытую агрессию со стороны гонителя. Иногда под этим термином подразумевают только вертикальный моббинг – то есть давление со стороны начальника. Этот вид офисной травли остроумные пользователи нашего портала окрестили также «боссингом».

Причины моббинга

Могут быть самыми разнообразными. Например, опасения, что вновь пришедший в коллектив молодой, работоспособный сотрудник обратит внимание руководства, что достижения «старичков» весьма скромны и убедит пересмотреть систему компенсаций. Или зависть к незаслуженному, на взгляд окружающих, выделению одного работника из многих – повышение его в должности, зарплате, предоставление льгот и т. п. Иногда причины моббинга столь нерациональны, что можно только удивляться фантазиям, приходящим в голову сотрудникам. Например, один из посетителей нашего портала поведал историю, что он подвергся травле на работе за… отказ обустраивать свою личную жизнь. Но если не брать совсем уж абсурдные ситуации, то причины моббинга в большинстве случаев связаны с банальными человеческими слабостями или страхами.

Черная зависть

Вот какую историю рассказал один из читателей «Планеты HR», к сожалению, не представившийся. После окончания вуза молодой человек устроился фармацевтом в аптеку и благодаря уважительному отношению к посетителям быстро завоевал их доверие. «Люди приходили только ко мне, а когда у меня выпадали выходные, спрашивали когда я буду работать, разворачивались и уходили». Коллектив в аптеке был женский, и сотрудницам не понравилось, что новичок «перетягивает» на себя клиентуру. «Сначала я почувствовал “подставу” со стороны “зрелых” женщин. То в мою смену весь товар (дня за 2-3 прихода) вытащат и просят меня после работы (а работали до часу ночи) оформить выкладку, расположить на места хранения…»

Разгорающийся конфликт удалось разрулить благодаря умелым действиям заведующей аптеки, которая, поняв, в чем проблема, сумела поднять самооценку других членов коллектива. Почувствовав свою значимость, коллеги молодого человека остыли и перестали к нему цепляться. Но на том злоключения нашего читателя не закончились. Поскольку он хорошо работал, его повысили и перевели на работу в отдел маркетинга, где вновь прибывший столкнулся с буллингом со стороны непосредственного руководителя.

«Мои практические познания о лекарственных средствах, мой быстрый рост прямо-таки давил на начальницу отдела. Она просто возмущалась, когда я ненароком поправлял ее, дабы избежать глобальных ошибок в планировании. Потом началось: отчеты, о которых я и не знал, соответственно не выполнялись, и по наступлению срока их сдачи на меня обрушивался шквал: “А чем это ты тут занимаешься? Не мог спросить у меня, есть ли для тебя еще работа?” (сидели за столами напротив друг друга). Потом начались “предположения”, что я все задания, приходящие по электронной почте, просто удаляю…»

Не выдержав абсурда ситуации, молодой человек был вынужден уволиться по собственному желанию и перейти в медицинские представители.

Вас тут не сидело!

С моббингом из-за желания нового руководства «освободить» рабочее место под «своего человека» столкнулась наша читательница Надежда Барамзина. В течение восьми лет она работала главным бухгалтером в дочерней структуре известного банка, за это время успешно прошла несколько выездных налоговых проверок, была на хорошем счету у руководства, претензий к ее работе не возникало. Но после того, как у банка сменился собственник, старую команду, мягко говоря, попросили. «По сути, началась травля – и генерального, и нелояльного к новой власти финансового директора, и ведущих менеджеров, и меня (тем более, что был хороший, покладистый кандидат на мою должность – моя заместительница и по совместительству сноха главного бухгалтера банка, которому принадлежала наша фирма…)», – рассказывает Надежда.

Фирма, которая приносила банку миллионные дивиденды, была объявлена неликвидной, менеджеров обвинили в неумении проводить сделки. Рациональные аргументы в расчет не принимались. Началось и сведение личных счетов. «Например, наша “кураторша”, которая годом ранее с моим шефом на корпоративах пила коньяк и радостно повизгивала (“ах, как я вас всех люблю, как с вами приятно работать”), теперь в беседе наедине позволяла себе высказывания в мой адрес, например, такие: “Вы принимали участие в воровстве”… Когда я пыталась пригрозить судом, мне с иезуитской улыбкой говорилось: “Что Вы, нас же никто не слышит, Вы ничего не докажете”… Впоследствии я ходила к ней на рандеву с диктофоном… Обстановка была – бежать хотелось без оглядки…» – продолжает читательница.

Ситуация нагнеталась слухами из банка об увольнении под любым предлогом после очередной комплексной проверки. В итоге весь генералитет, не выдержав прессинга, подал в отставку. «Генеральный, будучи по жизни шутником-здоровяком, в итоге уходил похудевшим и серого цвета. Финансовый директор мне рассказывала, что с ней тоже велись беседы: “Лучше соглашайтесь на понижение в должности, или мы вас все равно уволим, если захотим…” Она тоже уволилась, причем ушла, даже не забрав свои личные вещи».

Не выдержала и Надежда – уволилась, вернее, сбежала с работы, в никуда. «Полгода непрерывных головных болей, и в итоге нервное истощение…» – грустно констатирует она.

Как бороться?

Работать в условиях постоянного психологического давления очень трудно. Если это давление исходит от непосредственного руководителя, выход из ситуации в большинстве случаев один – увольнение. Проще уволиться, чтобы не трепать себе нервы, ибо заработанных денег может не хватить на их восстановление. А если прессингуют коллеги? Уходить из-за того, что в коллективе водятся какие-то злыдни не хочется. Но как себя вести, если вы оказались в положении гонимого? Каратаевский принцип «Подставь другую щеку» в данной ситуации явно не применим. Наши читатели предлагают два пути выхода из ситуации.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет

Первое, что напрашивается, когда вас бьют, – ударить в ответ, ведь агрессия порождает агрессию. Так вы получите моральное удовлетворение от того, что вам не приходится себя сдерживать. Смело говорите, что думаете, и идите прямо на врага! Если вы нанесете ответный удар, неприятель испугается вашей силы и отступит, возможно, навсегда. Именно так считает одна часть нашей аудитории.

«Нужно найти в себе силы спорить и стать конфликтным. Бесконфликтные, тихие и уступчивые люди, безусловно, приятны в общении, но именно эти их качества и привлекают моббера, как кровь акулу, – считает один из участников обсуждения Антон Юрьевич Пахмутов. – Но никто не обидит сильного, если рядом слабый. А слабых полно – целые отделы, начальники и подчиненные. В такой ситуации не нужно быть вежливым и говорить: “Спасибо, что пнули меня, я очень многому научился”. Надо отодвинуть рамки конфликтного общения до тех пределов, за которыми начинает действовать закон, а не корпоративная этика. Если моббер будет знать, что “наезд” на коллегу гарантированно чреват конфликтом, при котором вероятность испытать неприятные ощущения будет довольно высока, он выберет себе другую цель».

Если же ситуация доходит до увольнения – нужно стоять до последнего, так как по закону уволить сотрудника очень сложно. Компания, практикующая запугивание и последующее увольнение «по собственному желанию», сама обязательно имеет нелады с законом, значит, работодателя тоже есть чем припугнуть. Когда совсем невмоготу, то можно уволиться, но даже уход должен стать для работодателя показательным. «Не нужно писать: “Прошу уволить меня…”, эта фраза унижает человека как наемного работника, и она не предусмотрена никаким нормативным правовым актом. Работник заключает с компанией договор, то есть двустороннее соглашение, регламентируемое Трудовым кодексом, так что спокойно пишите: “Расторгаю трудовой договор в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию”. Никто, никакая бухгалтерия и отдел кадров не имеют право заставить работника переписать заявление, написанное по букве закона», – настаивает Антон Юрьевич Пахмутов.

Улыбайтесь – это всех раздражает

Возможно, уклонение от конфликта – более верный способ нейтрализовать недоброжелателей, полагают противники агрессивных методов противодействия моббингу. Нужно не поддаваться на провокационные высказывания и реагировать на оскорбительные действия не так, как предполагают ваши недруги. Иными словами – ни в коем случае нельзя показать, что их действия вас задевают. «Не стоит обращать внимание на дураков, о себе мнящих», – высказывается наша читательница Юлия.

Конечно, иногда так и подмывает ответить на грубость тем же. Но этого делать ни в коем случае нельзя. Нужно держать себя в руках. Когда недруги поймут, что их старания пропадают даром, они потеряют к вам интерес и переключатся на другой объект.

Своим рецептом правильного отношения к преследователям делится участник обсуждения в проекте HeadHunter Live Антон Викторович Губарьков: «Для успешного общения с людьми, которые вас “травят”, необходимо научиться не спорить с ними, а соглашаться. Даже если они несут полную чушь. Ведь если они несут чушь, то их мнение для нас ничего не стоит. И наше согласие с ними тоже стоит недорого. Ведь мы так не считаем. Так пусть они заблуждаются и считают нас недоумками, неумехами и т.д. А нам остается только работать и учиться работать еще лучше. А им сказать искреннее спасибо за критику. Они же нам бесплатно указывают пути к совершенствованию. “Благословите гонящих вас. Они, сами того не подозревая, гонят вас к светлому будущему”».

Хранить такое философское спокойствие, конечно, не всем под силу. Особенно если ситуация зашла так далеко, что вас, возможно, уволят из-за наговоров. Но это не самый плохой выход из ситуации. Во-первых, вам наконец-то не нужно будет работать в ужасных условиях. Во-вторых, вы избавитесь от слабого начальника, который не в состоянии разрешить конфликт между собственными сотрудниками и понять, где правда, а где наговор. Очевидно, что ваше развитие в компании при сложившейся ситуации все равно будет невозможно: продвинуться в профессиональном плане вам будет мешать постоянно испорченное настроение, а карьерный рост будет невозможен из-за недальновидного руководства.

Наш читатель Антон Викторович Губарьков делится образцом письма, которое можно было бы послать на прощание своему боссу: «Уважаемый, ФИО. Спасибо, что уволили меня. Это же совершенно невозможно постоянно… (далее идет перечисление всех наветов и обвинений). Я совершенно согласен с тем, что при моем текущем уровне квалификации… (далее перечисление всех своих реальных достоинств) я совершенно непригоден для работы в качестве… (должность). Пожалуйста, скажите мне какие личные качества и навыки мне нужно наработать, а от каких избавиться, чтобы быть достойным работать в такой замечательной компании, как… (название организации). Я постараюсь использовать освободившееся от работы время для того, чтобы усовершенствовать себя. С уважением, (подпись)».

Спокойное отношение к происходящему в любом случае поможет сохранить чувство собственного достоинства и остаться хозяином положения.

Конечно, каждый волен выбирать наиболее приемлемый для него способ борьбы с моббингом. Лучше всего действовать по ситуации. Иногда сохранить лицо – это вовремя уйти, а иногда – сражаться до последнего и победить! Об этом пишет planetahr.ru.

Еще статьи: Психологическое айкидо в деле

Ситуация, когда весь коллектив ополчился против одного человека, знакома многим. Что же делать, если из-за этого приходится жить в постоянном стрессе? Сегодня на сайте Кошечка.ру ты узнаешь что такое моббинг на работе и как противостоять этому явлению.

Моббинг: экскурс в историю

Понятие «моббинг» появилось в нашем обиходе сравнительно недавно. Хотя с этим явлением человечество знакомо еще с самых древних времен, психологи начали исследовать эту сферу человеческих отношений в 80-х годах прошлого столетия.

Это слово ввел в нашу речь психолог из Швеции Х. Лейман. Произошло оно от английского слова «mob», что в переводе означает «толпа». Именно Лейман дал этому понятию четкое определение. Моббинг – это открытое и враждебное отношение большинства людей в трудовом коллективе к индивиду, которое проявляется с завидной регулярностью.

Жертву моббинга всячески гнобят, доводя до увольнения с работы. Психологическими исследованиями доказано, что от преследований на работе страдает около 20% человек. Около 10% самоубийств случается по причине моббинга. Как видишь, это явление в рабочем коллективе представляет опасность не только для психологического, но и для физического здоровья.

Причины моббинга

К самым распространенным причинам, которые приводят к тому, что один из членов коллектива становится изгоем, относятся:

  • Неблагоприятный психологический климат на работе.

Бывает, что из-за неправильно организованной работы, начальника-диктатора или же процветания статуса сплетников и доносчиков в коллективе, нарастает недовольство. Рано или поздно эта бомба замедленного действия взорвется и недовольство сотрудников будет обращено на того кто является в коллективе самым слабым. Может пострадать и тот человек, который в момент эмоционального всплеска случайным образом спровоцирует своих сотрудников на агрессию.

  • Появление на работе новичка, который не такой как все.

Еще статьи: Уйдет ли мужчина из семьи

«Белых ворон» очень часто считаю чужаками; их не принимают в коллектив. Люди настороженно относятся к новшествам и отторжение того, что является для них неприемлемым, происходит на бессознательном уровне. В этой ситуации моббинг возможен только на работе где существуют свои, хорошо устоявшиеся традиции в общении. В молодых коллективах моббинга практически не бывает.

  • Зависть

Твой успех в финансовом благополучии, продвижении по карьерной лестнице и, даже, в личной жизни может стать причиной моббинга от твоих коллег на работе.

  • Самоутверждение за счет другого

Самоутверждение за счет того, кто слабее присуще не только детским, но и взрослым коллективам.

  • Нелюбовь начальника

Моббинг от коллег на работе возможен из-за того, что коллектив просто напросто настраивается на волну своего начальника и в угоду ему начинает травить нелюбимого им сотрудника.

Однако самой главной причиной этого явления психологи считаю саму личность жертвы. К травле на работе могут привести как твои недостатки, так и твои достоинства, нужно просто, чтобы этих качеств не было у агрессоров.

Спровоцировать моббинг можно, если:

  • Сплетничать;
  • Проявлять слабость и неуверенность;
  • Задаваться;
  • Хвастаться;
  • Возмущаться и жаловаться на работу;
  • Быть любимым работником начальника;
  • Игнорировать банкеты и корпоративы, выделяясь из толпы;
  • Приходить на работу вовремя, если в коллективе принято немного опаздывать, или наоборот;
  • Получить премию или награду.

Начальство тоже может применять моббинг с целью сокращения численности сотрудников. Такой прием часто используют, в случае если нужно уволить кого-то в целях экономии, а объективных причин для увольнения нет.

Два наиболее часто встречающихся вида моббинга на работе

Моббинг имеет много разновидностей, но два из них встречаются чаще всего. Ты должна знать их, чтобы своевременно распознать и предпринять шаги к устранению этого явления в твоей жизни.

  1. Вертикальный и горизонтальный. Вертикальный направлен на начальника или же наоборот: когда начальник пытается выжить подчиненного. Горизонтальный – это когда группа людей травит одного из коллег.
  2. Скрытый или латентный. В этом случае жертва испытывает дефицит общения в коллективе, ее игнорируют, обращаясь только по вопросам работы.

Еще статьи: Нужен ли замужней женщине любовник

Цель этих действий направлена только на одно – заставить человека покинуть работу.

Как противостоять моббингу

Бороться с моббингом на работе не только можно, но и нужно! Иначе жертве нападок со стороны коллег грозят: депрессия и стресс, заниженная самооценка, снижение работоспособности и потеря концентрации, агрессия без мотива и, на фоне всего этого, обострение хронических болезней.

Если ты чувствуешь, что стала жертвой моббинга, первое что ты должна сделать – это успокоиться и проанализировать сложившуюся ситуацию. Проанализируй все и выясни, из-за чего сложилась такая ситуация. Уйти с работы можно, но если ты не выяснишь причины гонений, то вполне закономерно, что на новом рабочем месте ты снова станешь жертвой.

Чтобы проанализировать ситуацию, выявить главного зачинщика конфликта и людей, которые смогут тебя поддержать, психологи советуют завести тетрадь, в которую ты должна будешь записывать все, что касается твоих отношений с коллегами. Со временем эти записи помогут тебе выяснить истинную причину травли на работе.

Как бороться с моббингом на работе, если все только и ждут, когда ты сломаешься и покинешь свое рабочее место? Не сдавайся! Докажи всем, что ты незаменимый сотрудник! Научись спокойно реагировать на колкости; игнорируй их и продолжай спокойно и уверенно делать свою работу. Ни в коем случае не отвечай на оскорбления, не опускайся до уровня людей обижающих тебя.

В момент травли более ответственно относись к своим рабочим обязанностям. Любой твой прокол может быть впоследствии использован против тебя. Исключи опоздания, некачественно выполненную работу, задержки с выполнением заданий. Такой подход к работе не позволит агрессорам выбить тебя из колеи.

Если травля на работе только начинается, постарайся дать жесткий отпор. Агрессоры поймут, что с тобой этот номер не пройдет и отступят.

Запомни, инициатор прессинга сразу же почувствует твою слабину, если ты будешь проявлять панику и страх. Это только повлечет за собой новые нападки. Не доставляй никому такого удовольствия!

Все же пускать ситуацию на самотек – нельзя. Игнорируя насмешки, не молчи, когда об тебя «вытирают ноги». Чрезмерная терпеливость и слабость не сделают агрессоров жалостливыми. Истерика тоже не поможет. Лучше всего максимально вежливо, но с достоинством дать понять, что ты не намерена больше терпеть нападки.

Бороться с нападками можно путем построения конструктивного диалога с агрессорами. Попытайся поговорить по душам с главным зачинщиком конфликта, очень часто такой прием налаживает ситуацию, ведь диалог – лучше, чем спор.

Избегай профессиональных ошибок. Внимательно анализируя происходящее, ты вовремя сможешь заметить «подложенную свинью» и исправить ситуацию.

Еще статьи: Как правильно вести себя с мужем?

Что делать если ситуация выходит из-под контроля? Сайт ko6e4ka.ru. советует: на этот случай, желательно, иметь видеокамеру или диктофон, чтобы иметь возможность аргументировать противоправные действия против тебя в суде.

Моббинг на работе – психологический вампиризм, как противостоять этому? Общеизвестно, что психологические вампиры жаждут ответной реакции. Им нужна твоя агрессия, истерика и раздражение. Если этого не будет «вампир» быстро утратит к такой жертве интерес. Игнорируй чужое неприятие тебя, рано или поздно агрессоры успокоятся, утратив к тебе интерес. В этой ситуации главное не сорваться и выдержать!

Увольнение с работы – это полная капитуляция! Но, если ты не можешь больше терпеть сложившуюся ситуацию, если ты постепенно превращаешься в нервную женщину с темными кругами под глазами, подумай: стоит ли вообще терпеть все это? Возможно, проще будет уволиться, чтобы пересмотреть свое отношение к ситуации, подлечить нервы и, выучив это урок, найти новую работу, чтобы начать новую жизнь в душевном коллективе.

  • Заговор против жертвы
  • Пять причин моббинга
  • Буллинг: один на один
  • Как наладить отношения?
  • Боссинг: начальник - против

Моббинг, буллинг, боссинг… Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.

Заговор против жертвы

Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.

Это типичный пример моббинга (mob - толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга - добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с “поля брани”.

Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо - в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия… Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.

У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, депрессия и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: “Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?”.

Пять причин моббинга

Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.

  1. Банальная зависть и страх, что вы перейдете кому-то дорогу, - поэтому успешные профессионалы довольно часто подвергаются остракизму.
  2. Иногда пусковым механизмом становится ссора между людьми , которая, достигнув своего пика, приводит к преследованию на рабочем месте.
  3. Еще один вариант - начальника и его подчиненного в свое время уже связывали отношения , выходящие за рамки служебных: например дружеские или любовные. Но затем они были прерваны. Однако обеим сторонам приходится работать вместе, и в некоторых случаях босс будет стремиться избавиться от человека, с которым его что-то объединяло.
  4. Чаще всего офисные войны провоцирует нездоровая атмосфера в компании - постоянная текучка кадров, жесткая система штрафов и контроля, недоверие друг к другу. В таком коллективе присутствует скрываемое до поры до времени напряжение, которое рано или поздно потребует разрядки. И тогда “козлом отпущения” может стать любой.
  5. Большую роль в том, имеется ли в организации тенденция к “охоте на ведьм”, играет личность руководителя . Есть начальники, обожающие манипулировать людьми и сталкивать их лбами. Коллективная травля сотрудника происходит с их молчаливого одобрения, а то и с их подачи, когда чужими руками они хотят избавиться от неугодного человека. Иногда руководители недооценивают степень серьезности сложившейся ситуации, терпимо относятся к подобным выходкам подчиненных и не предпринимают никаких мер по отношению к зачинщикам травли, оставляя у тех чувство безнаказанности. А ведь начальник как никто другой несет ответственность за положительный психологический климат в коллективе и урегулирование производственных конфликтов.

Дарья Стасевич, психолог

В некоторых компаниях принята “дедовщина” новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег - поведением, внешним видом, - и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин - вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся “правила игры” и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить “своего” человека.

Буллинг: один на один

Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. “Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала”, - делится Майя.

Это еще один вариант психологического террора - буллинг (bully - хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда “свежей крови”. Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего “барашка”.

Как наладить отношения?

Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы . Главное - осознать, ради чего вы готовы сражаться.

Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант - игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как “внешнее согласие”: “Возможно, вы правы, я подумаю над этим”. Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.

Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.

Еще статьи: Если вам угрожают словесно

Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе . При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации - собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.

Карина Хутаева, директор международного образовательного центра

Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто “нападающие” специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь “доброжелатели” надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.

Наталья Веригина, бизнес-тренер

Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются одиночки, держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми - это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать “армию союзников”. Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее - непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании “ритуалы”, чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.

Боссинг: начальник - против

Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.

В этом случае речь идет о боссинге (boss - шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.

Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.

На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.

Специалисты рекомендуют в любом случае увольняться из такой компании, где допускается безнаказанный террор людей, и чем раньше, тем лучше. Иначе последствия для вашего здоровья и психологического состояния могут стать необратимыми.

Дарья Стасевич, психолог

Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход - не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав - подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.

Обсуждение

А мне вот интересно, почему это директор образовательного центра говорит банальщину, не имеющую ничего общего с реальностью. Если человек 10 лет занимается цигуном или там какими-то боевыми искусствами, в которых учат сохранению баланса, то ему не нужен будет такой совет. А банальное – “успокоиться”, еще бы суициднику такое посоветовали для полноты непрофессионализма. на работе, где речь о травле, скорее работают принципы животного мира. Следовательно и разговаривать с ними надо на том же языке, А не строить из себя кого-то всего такого спокойного = то есть, не такого как они. Вот по опыту, в России, достаточно один раз выругаться, просто одно волшебное слово из четырех букв и нападающий мгновенно впадает в роль жертвы – чего собственно и хочет подсознательно. Какой смысл разговаривать с людьми на чуждом им языке? Они не поймут и не примут, все же настолько просто!

30.11.2017 20:10:25, Альфацентавра

“Возможно, вы правы, я подумаю над этим” =)

Как можно высмеивать беременность? Очень даль, что беременные не защищены толком от нерадивых работодателей, у меня самой был печальный опыт

Нельзя терпеть неуважение,а если нравится работа так сильно,то можно и потерпеть)

Боссинг у меня сейчас на работе, началась травля меня боссом, потому что она узнала что я беременна. Это ужасно, она высмеивает мое положение при коллегах, учитывая,что самой 40 лет и сама она никогда не рожала, а для нее 1,5года назад вынасила чужая тетка ее ребенка, для нее все беременные-это быдло, которое само вынашивает детей. Она лишила меня соц.пакета компании,угрожала по телефону и при коллегах, что понизит меня до самого низкоквалийицированного труда, что уволит меня, мне бы выдержать этот стресс до декрета и в эту компанию я уже ни за что не вернусь,только из-за того что моя начальница тиран и человек мыслящий штампами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта