Главная » Галлюциногенные » Пример характеризующий понятие этнос. Что такое этнос и этнические группы? Структура этнической группы

Пример характеризующий понятие этнос. Что такое этнос и этнические группы? Структура этнической группы

Этнос - это устойчивая межпоколенная группа людей , объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием, а также мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Основы теории этноса были заложены в 1920-х годах С. М. Широкогоровым, который рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В частности, Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ей от таковых и других». В 1960–1980-е годы концепция Широкогорова была развита советскими этнографами (Институт этнографии Академии наук СССР). Наиболее последовательной её марксистской интерпретацией стала дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать «этникосы» (этносы в узком значении слова) как совокупности людей, объединённых общим языком, культурой, самосознанием и самоназванием (этнонимом), и «этносоциальные организмы», или «ЭСО» (этносы в широком значении слова) как этносы, сопряжённые с территориально-политическими общностями (государственно-образующими или существующими в пределах государств). Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определённой общественно-экономической формации этносоциальные организмы составляют определённую социально-экономическую целостность, выступая в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этносов, проинтерпретированная применительно к различным эпохам развития человечества.

В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации (см. ). Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этносов отличает работы Л. Н. Гумилёва, которые, однако, принято относить скорее к области квазинаучных изысканий. В них этносы представлены как элементы так называемой «этносферы» - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения некоторой общностью людей уникального природного ландшафта (места развития этноса), точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный «стереотип поведения». Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует этнос как носителя определённого культурного типа, если понимать культуру как специфическую «технологию деятельности». Этнос, по Гумилёву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. Значительное внимание в этой концепции уделяется исследованию проблем возникновения и развития этносов - этногенезу. По Гумилёву этногенез понимается как как процесс, детерминированный преимущественно географическими и геокосмическими факторами; формирование этноса в нём рассматривается как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта, в котором протекал этногенетический процесс. Согласно Гумилёву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создаёт социальные институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и так далее. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилёва приобрела в Советском Союзе необычайную популярность, особенно за пределами научной аудитории, но не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как её теоретические положения, так и весьма вольное обращение автора с историческим материалом.

В целом, концепции этноса при всех различиях имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объём которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этноса крайне затруднённым. Фактически понятие «этнос» отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным и до-индустриальным стадиям развития обществ, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие «этнос» оказалось непродуктивным. В зарубежной социально-культурной антропологии понятие «этнос» употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным, за исключением ряда эволюционно-исторических подходов к изучению этнической реальности, распространённых в странах Восточной Европы, а также в Германии и Финляндии. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определённой нации или этнической группе.

ЭТНОС, -а, м. (2 половина XX века). Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация. Состояние немецкого этноса в России. Это характерно для любого этноса .

Греч. ethnos – народ, племя.

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 922.

Классификация этносов

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ - распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей. Существует несколько классификаций, групп, однако наиболее распространенные из них - ареальная и этнолингвистическая классификации. При ареальной классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается прежде всего в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Ареальную классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование...

Этничность

ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик.

Этнос (Лопухов, 2013)

ЭТНОС - исторически возникшая, локализованная, устойчивая, большая группа людей, объединенная общностью ландшафта, территории, языка, хозяйственного уклада, культуры, социального строя, менталитета, т. е. этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Им предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан.

Этнос (ДЭС, 1985)

ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этноса; нередко этносы образуются и из разноязычных групп (например, многие нации Америки). В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и т. п.

Этническая группа (НиРМ, 2000)

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, ), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными. Исторические условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка.

Этнос (Кузнецов, 2007)

ЭТНОС, этническая общность - совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Этномами являются русские, французы, чехи, сербы, шотландцы, валлоны и т.п. Этнос может состоять из: а) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; б) этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, в) этнических диаспор - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Ряд этносов подразделен на

Немного
о нациях, этносах и научных подходах.

О некоторых понятиях.
Этнология от греческих слов – еthnos – народ и logos – слово, суждение – наука о народах мира (этносах, точнее,

этнических общностях) их возникновении (этогненезе), истории (этнической истории), их культуре. Термин этнология своим
распространением обязан известному французскому физику и мыслителю М. Амперу, который определил место этнологии в системе гуманитарных наук наряду с историей, археологией и другими дисциплинами. При этом этнология включала в себя, по
мысли Ампера, в качестве субдисциплины физическую антропологию (науку о физических свойствах отдельных этнических
групп: цвете волос и глаз, строении черепа и скелета, крови и др.). В XIX в. в странах Западной Европы
этнологические исследования успешно развивались. Наряду с термином «этнология» получило распространение и другое название этой науки – этнография
– от греческих же слов – ethnos – народ и grapho – пишу, т.е. описание народов, их истории и культурных особенностей. Однако во
второй половине XIX в. возобладала точка зрения, согласно которой этнография рассматривалась как
преимущественно описательная наука, основанная на полевых материалах, а этнология – как теоретическая дисциплина,
базирующаяся на данных этнографии. Наконец, французский этнолог К. Леви-Строс считал, что этнография, этнология и антропология – три последовательных этапа в развитии науки о человеке: этнография представляет описательный этап изучения этносов, полевые
исследования и классификацию; этнология – синтез этих знаний и их систематизацию; антропология стремится изучить
человека во всех его проявлениях
. В итоге в разные времена и в разных странах отдавали предпочтение какому-либо из этих терминов, в зависимости от
выработавшейся традиции. Так, во Франции до сих пор преобладает термин «этнология» (l’ethnologie), в Англии наряду с ним
широко употребляется понятие «социальная антропология» (ethnology, social anthropology), в США принято обозначение
этой науки – «культурная антропология» (cultural anthropology). В российской традиции
термины «этнология» и «этнография» первоначально рассматривали как синонимы. Однако с конца 1920-х гг. в СССР этнологию наряду с социологией стали считать
“буржуазной” наукой. Поэтому в советскую эпоху термин «этнология» был практически полностью вытеснен термином «этнография». В последние годы, однако,
возобладала те нденция называть эту науку, следуя западным и американским образцам – этнологией или социокультурной
антропологией.

Что же есть этнос, или этническая группа (точнее, этническая общность или этническая
группа)? Это понимание сильно варьирует в разных дисциплинах – этнологии,
психологии, социологии и у представителей разных научных школ и направлений. Вот
коротко о некоторых из них.
Так, многие российские этнологи продолжают рассматривать этнос как реально
существующее понятие – социальную группу, сложившуюся в ходе исторического
развития общества (В. Пименов). Согласно Ю. Бромлею, этнос – это исторически
сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая
общими относительно устойчивыми особенностями языка, культуры и психики, а
также осознанием своего единства (самосознанием), фиксированном в самоназвании.
Главное здесь – самосознание и общее самоназвание. Л. Гумилев понимает этнос
прежде всего как природное явление; это тот или иной коллектив людей (динамическая
система), противопоставляющая себя другим аналогичным коллективам (мы и не
мы), имеющий свою особую внутреннюю
структуру и заданный стереотип поведения. Такой этнический стереотип, по мнению
Гумилева, не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе
культурной социализации и является довольно прочным и неизменным в течение
жизни человека. С. Арутюнов и Н. Чебоксаров рассматривали этнос как пространственно
ограниченные сгустки специфической культурной информации, а межэтнические
контакты – как обмен такой информацией. Существует также точка зрения, согласно
которой этнос – это, как и раса, изначально, вечно существующее сообщество
людей, и принадлежность к нему определяет их поведение и национальный характер.
Согласно крайней точке зрения, принадлежность к этносу определяется рождением –
в настоящее время среди серьезных ученых ее практически никто не разделяет.

В зарубежной антропологии в последнее время распространено убеждение, что этнос
(вернее этническая группа, так как зарубежные антропологи избегают употреблять
слово «этнос») – это искусственный конструкт, возникший в результате целенаправленных
усилий политиков и интеллектуалов. Однако большинство исследователей сходятся в том, что этнос (этническая группа)
представляет собой одну из наиболее устойчивых групп, или сообщностей люлей.
Это межпоколенная общность, устойчивая во времени, со стабильным составом, при
этом каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить»
из этноса.

Вообще надо обратить внимание, что теория этноса – это любимое детище отечественных
ученых; на Западе проблемы этничности обсуждаются совсем в другом ключе.
Западным же ученым принадлежит приоритет в разработке теории нации.

Еще в 1877 г. Э. Ренан дал этатистское определение понятию «нация»: нация объединяет
всех жителей данного государства вне зависимости от их расы, этнической. Релилгиозной
принадлежности и пр. Начиная с XIX в.
оформились две модели нации: французская и немецкая. Французская модель, следуя
Ренану, соответствует пониманию нации как гражданского сообщества
(государства), основанного на политическом выборе и гражданском родстве.
Реакцией на эту французскую модель была модель немецких романтиков, апеллирующая
к «голосу крови», согласно ей нация – это органическая общность, связанная
общей культурой. В настоящее время говорят о «западной» и «восточной» моделях общества,
или о гражданской (территориальной) и этнической (генетической) моделях нации, Немало
ученых полагают, что идея нации нередко используется в политических целях - правящими
или желающими получить власть групиировками. Что
касается этносов, или этнических групп (этносов), то в зарубежной, а в последние
годы и в отечественной науке принято различать три основных подхода к этому
кругу проблем – примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский
(или ситуационистский).

Несколько слов о каждом из них:

Одним из «пионеров» в изучении этничности, чьи исследования оказали огромное воздействие на социальную науку,
был норвежский ученый Ф. Барт, утверждавший, что этничносгь – это одна из форм
социальной организации, культуры (этническое – социально организованная
разновидность культуры). Он также ввел важное понятие «этническая граница» – эьл
та критическая черта этнической группы, за которой кончается приписывание к ней
членов самой этой группы, а также отнесение к ней членами других групп .

В 1960-е годы, как и другие теории этничности, была выдвинута теория примордиализма (от англ. primordial – изначальный).
Само направление возникло гораздо раньше, оно восходит к уже упоминавшимся
идеям немецких романтиков, его последователи считали этнос – изначальным и
неизменным объединением людей по принципу «крови», т.е. обладающим неизменными
признаками. Этот подход получил развитие не только в немецкой, но и в русской
этнологии. Но об этом позже. В 1960-егг. на Западе получала распространение не
биологически-расовая, а «культурная» форма примордиализма. Так, один из ее
основателей, К. Гирц утверждал, что этническое самосознание (идентичность) относится
к «примордиальным» чувствам и что эти примордиальные чувства во многом определяют
поведение людей. Эти чувства, однако, писал К. Гирц, не являются врожденными,
но возникают у людей в рамках процесса социализации и в дальнейшем существуют
как фундаментальные, иногда – как неизменяемые и определяющие поведение людей –
членов одной этнической группы . Теория примордиализма неоднократно подвергалась серьезной критике, в особенности
со стороны сторонников Ф. Барта. Так Д. Бейкер отмечал, что чувства изменчивы и
ситуационно обусловлены и не могут порождать одно и то же поведение .

Как реакцию на примордиализм этничность стали понимать как элемент идеологии (приписывания самих себя к
данной группе или приписывание к ней кого-либо членами других групп) . Этничность и этнические группы стали
рассматривать также в контексте борьбы за ресурсы, власть и привилегии. .

Прежде чем охарактеризовать другие подходы к этничности (этносам), уместно будет вспомнить определение,
данное этнической группе немецким социологом М. Вебером. Согласно ему, это
такая группа людей, члены которой обладают субъективной верой в общее
происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и
другого вместе, или по причине общей памяти . Здесь подчеркивается именно
ВЕРА в общее происхождение. И в наше время многие антропологи полагают, что главным
дифференцирующим признаком для этнической группы может выступать ИДЕЯ общности
происхождения и / или истории.

В целом же на Западе в противовес примордиализму и под влиянием идей Барта получили наибольшее
распространение конструктивистский подход к этносу. Его сторониики считали
этнос конструктом, созданным отдельными личностями или элитами (властными, интеллектуальными,
культурными) с определенными целями (борьба за власть, ресурсы и пр.). Многие
также особенно подчеркивают роль идеологии (прежде всего, национализмов) в конструировании
этнических общностей. К последователям конструктивизма относятся английский
ученый Б. Андерсон (его книга носит «говорящее» и выразительное название «Воображаемые
сообщества» - ее фрагменты выкладывались на этом сайте), Э. Геллнер (о нем тоже
шла речь на этом сайте) и многие другие, чьи работы считаются классическими.

В то же время, некоторые ученые не удовлетворены крайностями обоих подходов. Есть попытки им «примирения»:
попытки представить этносы как «символические» общности, основанные на
множествах символов – опять же вере в общее происхождение, в общее прошлое, общую
судьбу и пр. Многие антропологи особо подчеркивают, что этносы возникли
относительно недавно: они не неизвечны и не неизменны, но меняются под
воздействием конкретных ситуаций, обстоятельств – экономических, политических и
т.д.

В отечественной науке теория этноса стала особенно популярна, причем, изначально
в ее крайней примордиалистской (биологической) трактовке. Она разрабатывалась еще С.М. Широкогоровым, который
рассматривал этнос как биосоциальный организм, выделяя в качестве основных его
характеристик происхождение, а также язык, обычаи, жизненный уклад и традицию
[Широкогоров, 1923. С. 13]. Во многом его последователем был Л.Н. Гумилев,
отчасти продолжая эту традицию, рассматривал этнос как биологическую систему,
особо выделяя пассионарность как наивысший этап ее развития [Гумилев, 1993]. Об
этом подходе написано довольно много, но сейчас мало кто из серьезных исследователей
полностью разделяет воззрения Л.Н.Гумилева, которые можно считать крайним выражением
примордиалистского подхода. Эта теория восходит своими корнями к воззрениям немецких
романтиков на нацию, или этническую группу с позиции «общей крови и почвы», т. е.
некоей кровнородственной группы. Отсюда и нетерпимость Л.Н. Гумилева к
смешанным бракам, потомков которых он считал «химерическими образованиями»,
соединявшими несоединимое.

П.И Кушнер считал, что этносы отличаются друг от друга рядом специфических признаков,
среди которых ученый особенно выделял язык, материальную культуру (пищу, жилище,
одежду и др.), а также этническое самосознание [Кушнер, 1951. С.8-9].

Особняком в ряду отечественных исследований стоят исследования С.А. Арутюнова и Н.Н.
Чебоксарова. Согласно им, «...этносы представляют собой пространственно ограниченные
«сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты – обмен
такой информацией», а информационные связи рассматривались как основа существования
этноса [Арутюнов, Чебоксаров, 1972. С.23-26]. В более поздней работе С.А. Арутюнова
целая глава, посвященная этой проблеме, носит «говорящее» название: «Сеть
коммуникаций как основа этнического бытия» [Арутюнов, 2000]. Представление об
этнических группах как о специфических «сгустках» культурной информации и
внутренних информационных связях очень близко к современному пониманию любой
системы как своего рода информационного поля, или информационной структуры. В
дальнейшем С.А. Арутюнов прямо пишет об этом [Арутюнов, 2000. С. 31, 33].

Характерной особенностью теории этноса является то, что ее последователи рассматривают
этносы как универсальную категорию, т. е. люди, согласно ей, принадлежали к
какой-то этнической группе / этносу, значительно реже – нескольким этносам. Сторонники
этой теории считали, что этносы сформировались в тот или иной исторический
период и трансформировались в соответствии с изменениями общества. Влияние марксистской
теории выразилось и в попытках соотнести развитие этносов с пятичленным делением
развития человечества – выводом о том, что каждой социально-экономической формации
соответствует свой тип этноса (племя, рабовладельческая народность, капиталистическая
народность, капиталистическая нация, социалистическая нация).

В дальнейшем теория этноса разрабатывалась многими советскими исследователями, в
особенности Ю.В. Бромлеем, который
полагал, что этнос – это «...исторически сложившаяся
на определенной территории
устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными
особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и
отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в
самоназвании» [Бромлей, 1983. С. 57-58]. Тут мы видим и воздействие идей
примордиализма – С. Шпрокогорова, и М. Вебера.

Теорию Ю.В. Бромлея, как и его сторонников, справедливо критиковали еще в советский период.
Так, М.В. Крюков неоднократно и, на мой взгляд, совершено справедливо отмечал
надуманность всей этой системы народностей и наций [Крюков, 1986. С.58-69].
Е.М. Колпаков, например, указывает, что под бромлеевское определение этноса
подходят очень многие группы, не только этнические [Колпаков, 1995. С. 15].

С середины 1990-х годов в отечественной литературе стали получать распространение
воззрения, близкие к конструктивистским. Согласно им, этнические группы – не реально
существующие общности, а конструкты, создаваемые политической элитой или
учеными в практических целях (подробнее см.: [Тишков, 1989. С. 84; Тишков,
2003. С. 114; Чешко, 1994. С. 37]). Так, по мнению В.А. Тишкова (одна из работ
которого носит выразительное название «Реквием по этносу»), советские ученые сами
сотворили миф о безусловно объективной реальности этнических общностей, как
неких архетипов [Тишков, 1989. С.5], сам же исследователь считает этносы искусственными
конструкциями, существующими лишь в головах этнографов [Тишков, 1992], либо
результатом элитных усилий по конструированию этничности [Тишков, 2003. С.
118]. В.А. Тишков определяет этническую группу как группу людей, члены которой обладают
общим названием и элементами культуры, мифом (версией) об общем происхождении и
общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством
солидарности [Тишков, 2003. С.60]. Опять – воздействие идей Макса вебера, высказанных
почти столетие назад…

Не все исследователи разделяют эту точку зрения, сложившуюся не без влияния идей
М. Вебера, например, С.А. Арутюнов, неоднократно выступавший с ее критикой [Арутюнов,
1995. С.7]. Некоторые исследователи, работающие в русле советской теории
этноса, считают этносы объективной реальностью, существующей независимо от нашего
сознания.

Хотелось бы заметить, что, несмотря на резкую критику в адрес сторонников теории этноса,
воззрения исследователей-конструктивистов не так уж кардинально отличаются от
взглядов первых. В определениях этносов или этнических групп, даваемых
перечисленными учеными, мы видим немало общего, хотя отношение к определяемым
объектам расходится. Более того, вольно или невольно многие исследователи
повторяют определение этнической группы, данной еще М.Вебером. Повторю ее еще
раз: этническая группа - это такая группа людей, члены которой обладают субъективной
верой в общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев,
или того и другого вместе, или по причине общей памяти . Таким образом, основные положения
М. Вебера оказали заметное воздействие на различные подходы к изучению этничности.
Более того, его определение этнической группы иногда почти дословно употребляли
сторонники разных парадигм.

Этнос - центральное понятие этнологии . Однако в современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Между тем, не разобравшись в сущности этого феномена, мы не сможем правильно понять множество производных понятий и терминов, трудно будет адекватно осмыслить явления и процессы этнического характера.

Этническая терминология появляется в научной литературе еще во второй половине XIX в. В нашей отечественной литературе термин «этнос» появляется в начале ХХ в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 20-е годы русским этнографом С.М. Широкогоровым. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, «хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других». Такое понимание этноса у С.М. Широкогорова удивительным образом сочетается с причислением этой общности к биологическим.

С начала 70-х годов XX в. развернулась дискуссия вокруг понимания зтничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявились две основные позиции по определению понятия «этнос» . Согласно одной точке зрения, этносы представляют собой биологические единицы - популяции. Природное биологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева . Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова. С точки зрения этих ученых каждый этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, управляется общественными законами.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю.B. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании .

Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Этнос - это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос - это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественноисторическим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.

Введение в научный оборот термина «этнос» обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», которое употребляется ддя обозначения различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т. д.). Применение термина «этнос», позволяя избежать многозначности слова «народ», дает возможность для выражения того значения слова, которое оно имеет, когда речь идет о народах мира, т. е. о племенах, народностях, нациях. Если мы говорим, например, «русский народ», то имеем в виду общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных исторически развивающихся коллективов. В этом же смысле мы говорим «украинский народ», «белорусский народ», «польский народ», «французский народ» и т. д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения.

Факторы образования и признаки этноса различаются . Так, сформирование каждого этноса обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей, что, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса . Общность территории содействует также самовоспроизводству этноса: она обеспечивает развитие хозяйственных и других видов связей между частями этноса; природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, отражаясь в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры быта и ценностно-нормативных систем. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самосознание общности. Значит, следует четко разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и фактор его существования. Целостность территории - важнейшее условие формирования этноса, но уже сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет ее.

Первичная территория, на которой происходит становление этноса, может затем расширяться в результате расселения этноса или утратить компактность, уменьшиться в своих размерах, расчлениться на части из-за миграций в его пределы иноэтнических групп . Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самоназвание общности. И носители одного самосознания, проживающие даже на отдаленных друг от друга территориях, нередко из поколения в поколение сохраняют свою этническую принадлежность (например, армяне в России, Ливане, Сирии, США, украинцы в России, США, Канаде и т. д.).

Народы мяо и яо расселены и в Южном Китае, и во Вьетнаме, и в Лаосе, и во всех этих странах они живут островками среди основного населения.

Мексиканцы есть не только в Мексике, миллионы их живут и работают в США.

Индейский народ кечуа живет не только в Перу и Боливии, где его язык признается одним из официальных, но и в Эквадоре, Аргентине, Чили.

Этнос может на протяжении своей истории даже менять территорию, целиком или почти целиком перебираясь на новое место . Калмыки всего лишь четыре века назад жили в Центральной Азии, а с XVII в. они живут в Нижнем Поволжье (точнее, в западной части Прикаспийской низменности). Венгерский этнос за последние полторы тысячи лет сменил четыре, а возможно, и пять территорий расселения.

Таким образом, выступив как условие формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором последующего воспроизводства этноса .

Важнейший отличительный признак этноса - язык. Он является либо условием его формирования, либо итогом этногенеза. Последнее особенно заметно и в случае формирования этносов из разноязычных групп населения. В результате такой тесной связи язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности. Однако роль общности языка как этнического признака в полном смысле этого слова не согласуется со случаями, когда части одного этноса говорят на разных языках. Так, в России отдельные группы единого мордовского народа говорят сейчас на трех языках: часть - на мокшанском, часть - на языке эрзя, третьи, оставаясь мордвинами, создают собственную национальную культуру, пользуясь русским языком, который стал для них единственным и родным.

Следует иметь в виду и случаи, когда части одного этноса говорят на очень сильно расходящихся диалектах. Это относится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых попросту не понимают друг друга.

С другой стороны, немало примеров, когда разные этносы говорят на одном языке. Англичане и австралийцы, например, говорят на дном языке - английском. На нем же говорят жители США, большая часть канадцев, население острова Ямайки в Центральой Америке, новозеландцы и большинство ирландцев. Тем не менее все это - разные народы.

И все же язык занимает важнейшее место среди основных признаков народа, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке, как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику. Она может заключаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, лексике, специфических оборотах и фразеологических сочетаниях, но в той или иной форме обычно присутствует. У разных народов, пользующихся одним и тем же языком, в речи непременно есть этнические различия и в деталях произношения, и в обращении. Например, американцы зовут друг друга уменьшительными именами. В Англии это возможно, как правило, только при довольно близких приятельских или родственных отношениях.

На ряду с языком важнейшее значение для устойчивого функцонирования этноса имеют специфические элементы их материальной и духовной культуры
. Это, прежде всего, те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. К особенностям культуры в широком значении относятся этнические черты образа жизни народа.

В чем он, собственный особенный образ жизни каждого народа, как выражается этническое своеобразие в культуре в широком смысле этого термина? В чем оно проявляется или может проявляться?

Разумеется, во многом. В том, например, как люди работают, какими орудиями они при этом пользуются. Сложна ли, скажем, «конструкция» сохи - одного из древнейших пахотных орудий, которым на протяжении долгих веков возделывали землю крестьяне Восточной Европы? Между тем, их конструкций насчитывалось несколько десятков. Разными сохами пользовались жители центра России, Литвы, Белоруссии.

Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличался от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Но традиционная латышская телега тоже отличается от русской, хотя и в ту, и в другую запрягают лошадей.

Своеобразны традиционные жилища у различных народов мира. Здесь и свайные постройки, и плавучие жилища, и переносные жилища и т. п. Русские крестьяне в прошлом почти в любых природных условиях по традиции строили дома из дерева. Даже если они переселялись в районы, где нет леса. В полярной тундре срубы возводили из плавника - бревен, прибитых к берегу моря или реки.

Особой приметой этноса является и одежда . По одежде русской крестьянки начала XIX в. нередко удавалось определить ее «малую» родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-либо можно было определить, из какой местности происходит человек. И теперь в обиходе говорят о народной русской, таджикской или латышской одежде. Однако одежда разных народов становится все более однотипной, теряет свой этнический характер. Национальные же костюмы во многих случаях становятся лишь праздничной одеждой.

Иногда формированию этноса способствует общность религии входящих в него групп людей . Например, у хорватов, сербов и боснийцев в Югославии один и тот же язык, но хорваты - католики, сербы - православные, боснийцы - мусульмане; и хорватов, и сербов, и боснийцев рассматривают как три разные народа. (Кстати, боснийцы сами себя называют «муслимане».) Однако есть в Югославии и небольшие группы сербов-католиков и хорватов-православных.

Но вот ливанские арабы - частью мусульмане, частью христиане, да еще разных толков. Однако это не привело к их разделению на разные этносы.

Этносам свойственно сознание и чувство принадлежности к данной общности - этническое самосознание . Самосознание членов этноса как бы фокусирует представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в него людей.

Даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, испанцев, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самое название. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом огромную роль играет антитеза: «мы - они». Примечательно, что само представление (в том числе обыденное) о существовании рассматриваемой нами категории человеческих общностей неизбежно предполагает подобное различие.

В чем бы конкретно ни находило свое выражение этническое самосознание, сам факт его проявления, отделения в сознании людей с одними этническими признаками от людей с другими этническими признаками знаменует формирование нового этноса. Когда белорусы стали думать и говорить о себе как о людях, в чем-то отличающихся и от древних русичей, и от живущих к югу украинцев, и от литовцев на севере, и от русских на востоке, причем отличающихся не по одной лишь территории расселения, но и по обычаям, языку, чертам быта, они перевели на уровень сознания - уровень субъективный - некоторые объективные показатели своего существования, осознали их.

Или например, когда речь идет о венграх как этносе, то всегда само собой разумеется, что венгры представляют себе, что тем-то отличаются
от немцев, японцев, от любого другого этноса. То есть, мы, венгры такие-то, а все прочие - другие.

Каждый из этносов имеет непременный внешний признак - самоназвание (собственное имя, этноним). Само существование самосознания - этнонима - предполагает, что у этой общности сформировалось этническое самосознание .

Таким образом, для этноса характерно не только обладание общностью определенных объективных свойств. Этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей . Это осознание членами этноса своего группового единства и есть этническое самосознание, внешним выражением которого является самоназвание. Такое этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности (оттесняющей в этом отношении даже признак родного языка), но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

Полезное видео

Подведем итоги

Этнос – понятие нестабильное и динамичное, но вместе с тем это нечто постоянное, имеющее свою четкую историю и корни. Этносы, которые мы знаем сегодня, сформировались из ранее существовавших племен, которые ныне уже не с нами.

Национальная карта нашей планеты постоянно менялась, но люди, находясь в вечном поиске своего «Я», всегда будут возвращаться к истокам и искать своих предков.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта