Главная » Галлюциногенные » Просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм: понятие, идеи, цели

Просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм: понятие, идеи, цели

Эпоха просвещенного абсолютизма

/193/ Когда в 1740 г. умер император Карл VI, его дочери Марии Терезии достались в наследство совершенно неясные политические отношения. Хотя Прагматическая санкция формально урегулировала вопрос о престолонаследии в ее пользу, слова принца Евгения о том, что сильная армия куда более полезна, чем этот договор, оказались пророческими. Король Пруссии Фридрих II вторгся в Силезию. Конфликт тянулся восемь лет, и Мария Терезия отделалась еще сравнительно легко. Она потеряла Силезию (что было для нее весьма болезненно) и некоторые небольшие области в Италии, однако в целом Дунайская монархия была сохранена неделимой, а ее муж Франц Стефан Лотарингский сумел – после короткого виттельсбахского интермеццо – стать императором под именем Франца I (1745–1765). Попытка вернуть утраченную Силезию в ходе Семилетней войны, в которой Мария Терезия, смело сменив союзников (renversement des alliances) , воевала на стороне Франции против Пруссии и Англии, – оказалась тщетной. Война завершилась подтверждением статус-кво. Однако вскоре были приобретены новые обширные территории: полученные после раздела Польши, в котором Мария Терезия, вопреки

«моральным соображениям», все-таки приняла участие, – Галиция и Лодомерия /194/ (1772) и присоединенная несколько позже (благодаря посредничеству при заключении Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей) Буковина (1775), уже занятая к тому времени австрийскими войсками. Когда сын Марии Терезии Иосиф II, бывший с 1765 г. главой Священной Римской империи и соправителем земель своей матери, вмешался в войну за баварское наследство, уставшая от войн правительница заключила за его спиной мирный договор и получила Иннфиртель, ставший с этого времени частью Верхней Австрии.

Однако не территориальное расширение монархии было важнейшим изменением этих пятидесяти двух лет (1740–1792). В правление Марии Терезии и ее сыновей Иосифа II и Леопольда II произошло изменение курса, давшее серьезные импульсы модернизации и централизации монархии Габсбургов. Традиционное обозначение этого периода как эпохи «просвещенного абсолютизма» верно отражает две его основные черты. Во второй половине XVIII столетия в стиле управления воцарился новый дух. Деяния правителей, казалось, стали более прогрессивными и рациональными, чем поколением прежде. Одним из важнейших обоснований для любых нововведений теперь считалась их полезность для государства и населения. Однако немалую роль играли и соображения, более свойственные абсолютизму, чем Просвещению. Правители пытались упростить систему управления и провести его централизацию. В этом смысле эпоха Марии Терезии и ее сыновей никоим образом не была противоположностью абсолютизму, являя собой, скорее, его развитие и апогей. Это наглядно проявилось в стремлении установить как можно более полный контроль над подданными. Все, что было заложено в XVII и начале XVIII столетия в процессе социального дисциплинирования, теперь получало законченный вид. Городское сословие государства окончательно превратилось в подданных, пусть даже новый стиль управления обеспечивал им /195/ некоторые права – например, религиозную терпимость. Так или иначе, определение «просвещенный» не должно скрывать от нас определяемого слова – «абсолютизм».

Перестройка государства вовсе не означала его полного обновления в духе Просвещения. Тот, кто рассматривает Марию Тере- /196/ зию как «просвещенную» правительницу, довольно быстро заподозрит, что многое в ее политике никак не соответствовало просветительским идеалам. Постоянно упоминаемый факт отмены Марией Терезией пыток отражает реальное положение дел, однако редко кто вспоминает, что в ее раннем законодательстве,

Nemesis Theresiana от 1768 г., еще подробно излагались точные правила применения пыток и лишь позднее, под влиянием советника Йозефа фон Зонненфельса и собственного сына, Иосифа II, Мария Терезия действительно пошла на отмену истязаний.

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Видный специалист по истории государства и права Фридрих Вальтер метко охарактеризовал эту первую фазу реформ в 1745–1746 гг. как «внешнее упорядочение», которому не хватало объединяющей сквозной идеи. Лишь в 1749 г. началась большая государственная реформа.

Когда война окончилась, Мария Терезия, по ее собственным словам, обратила все свои «мысли… на одно лишь внутреннее /197/ устройство земель» – так начался период реформ. Новый просветительский дух отчетливо ощущается, когда Мария Терезия пишет: «И потому правитель страны обязан использовать все средства для облегчения участи своих земель и подданных, а также бедняков, а не расточать полученные деньги ради роскоши, тщеславия и великолепия». Насколько отличается эта точка зрения от расточительства эпохи барокко, пусть даже при Марии Терезии отход от барочного стиля жизни никогда не был столь очевиден, как при ее сыне Иосифе. Свою «материнскую опеку» Мария Терезия перенесла и на своих подданных, не только заботясь об эксплуатируемых крестьянах, но и пытаясь улучшить отношения в других областях, не будучи, разумеется, в состоянии перейти границ, установленных существующей системой и ее собственными воззрениями.

Мария Терезия разделяла возникший в эпоху Просвещения новый взгляд на власть, согласно которому государь правил не ради собственного удовольствия, а выполняя обязанности перед государством. Она формулировала это не в столь резкой форме, как ее противник Фридрих Прусский, называвший себя «первым слугой государства», однако ее переписка с детьми дает хороший материал для подобного вывода. Так, она поучала свою дочь Марию Антуанетту: «Мы живем в этом мире, чтобы делать добро нашим ближним. Ваша задача исполнена высочайшей ответственности, потому что мы существуем не для себя самих и не только для нашего развлечения».

Реформы Марии Терезии отчасти были ответом – впрочем, еще далеко не достаточным – на противоречия общества эпохи барокко. Уже ее отношение к войне, которую она называла «опустошением наших земель и наших кошельков», лишний раз недвусмысленно указывает, что хотя на протяжении большей части своего правления Мария Терезия вела войны, она была озабочена внутренним состоянием подвластных ей областей и в многочисленных предписаниях лично пеклась о больших и малых делах государства.

Для дальнейшего развития Австрии были особен-

Но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее

Налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Административные преобразования были проведены и на самом высшем уровне. Основанное в 1749 г. учреждение с названием Directorium in publicis et cameralibus обладало как политическими, так и финансовыми полномочиями, которые были изъяты из ведения придворной палаты (Hofkammer). Появилась и высшая судебно-правовая инстанция. Эта система была применена, за исключением Венгрии и Нидерландов, и к отдельным землям монархии, в каждой из которых в качестве высшего учреждения создавались «представительство и палата» и подчиненные им окружные ведомства.

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Одной из главных реформ Марии Терезии, безусловно, была школьная. В своей образовательной политике государство XVIII в., осознавшее благодаря идеям Просвещения значение всеобщего образования, стремилось вывести эту сферу из-под традиционно сильного влияния церкви. Одной из основополагающих просветительских идей была мысль о решении всех проблем и о преобразовании мира посредством просвещения народа, долженствующего вытеснить «темные суеверия». В габсбургских землях в начале правления Марии Терезии положение в образовательной сфере было особенно плохим. Главными внешними признаками изменений стали огосударствление и секуляризация школьного дела, однако на первом плане стояли также соображения полезности и целесообразности. Так, основание в 1757 г. Военной академии в Винер-Нойштадте следует рассматривать в связи с намеченной военной реформой.

В 1760 г. появилось еще одно центральное государственное учреждение – Придворная комиссия образовательной и книжной цензуры, которая занялась коренной реорганизацией светского образования и создала с этой целью систему «нормальных», «главных» и «тривиальных» школ. Мария Терезия пригласила /200/ из Пруссии специалиста – исповедовавшего просветительские идеи августинского аббата из Заганя (ныне в Польше) Иоганна Игнаца фон Фельбигера. В 1763 г. Фельбигер разработал для католических школ прусской Силезии Генеральный земский школьный регламент, оказавшийся весьма удачным. Поэтому Мария /201/ Терезия официально обратилась к Фридриху II с просьбой отпустить к ней Фельбигера, и тот в 1774 г. переселился в Австрию. В том же году он разработал школьный регламент, который с изданием «Всеобщего школьного порядка» приобрел силу закона. Новый закон предусматривал обязательное обучение всех детей от шести до двенадцати лет, преподавание должно было осуществляться в соответствии с методическим пособием Фельбигера. Это было не обязательное посещение школ, а именно обязательное обучение – традиция, которая, кстати, сохраняется в законодательстве и поныне. В сельской местности открывались так называемые тривиальные школы – одноклассные школы для народа, где учеников обучали письму, чтению, счету и основам религии. Уже несколько лет спустя, к моменту смерти Марии Терезии, существовало пятьсот подобных школ.

В более крупных городах были открыты трехклассные «главные школы». В их учебный план входили такие предметы, как немецкий язык, история, география и рисование. В столицах земель были устроены так называемые нормальные школы для подготовки учителей. Новым средством обучения стали школьные учебники, выпускавшиеся основанным в 1772 г. Издательством немецкого школьного ведомства (Verlag der deutschen Schulanstalt), которое под названием Австрийского федерального издательства (?sterreichisches Bundesverlag) существует и сейчас. Создание в монархии стройной и всеобъемлющей системы «народного образования» не было, разумеется, легким делом, на что указывают высокие – несмотря на обязательное обучение! – показатели неграмотности в XIX столетии.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum , размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

Реформы Иосифа II во многом продолжили преобразования Марии Терезии, однако перемены стали более радикальными и зачастую более практическими. Своими социальными мероприятиями (открытие богоугодных заведений, больниц, приютов для глухонемых) и улучшением положения крестьян (отмена барщины и крепостного права) он внес значительный вклад в модернизацию Габсбургской монархии. Его стиль правления существенно отличался от стиля его предшественников. Во время долгих путешествий (совершаемых большей частью под именем графа Фалькенштейна) он знакомился со своей страной, ее потребностями и возможностями, а в других странах посещал учреждения, могущие послужить образцом для его владений. Центральным мотивом его реформаторской деятельности стало отношение государства к религии (или религиям). Неслучайно термин «йозефинизм», укоренившийся в историографии, может быть отнесен как ко всем реформам императора, так и только к проведенному им реформированию австрийской католической церкви. Истоки йозефинизма, о которых так часто спорят историки, можно отыскать в антипапских устремлениях части клира (янсенизм или фебронианство) или в идее церкви на службе государства (французское галликанство).

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.

Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен-

Ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

В 1785 г. были основаны новые епархии в Линце и Санкт-Пёльтене, границы прочих диоцезов были изменены таким образом, что они стали совпадать с границами коронных земель. К этой централизации и реорганизации католической церкви относилось также создание центральных учреждений по подготовке католических священнослужителей, так называемых генеральных семинарий, которые наряду с преподаванием – под контролем государства – теологии должны были осуществлять подготовку «чиновников в черных рясах».

Исследователи не едины в вопросе, можно ли определять термином «йозефинизм» те реформы Иосифа II в религиозной сфе- /206/ ре, которые не были связаны с католической церковью. Проведенные им преобразования, касавшиеся других религиозных общин, также несли на себе печать просветительских идей и пошли на пользу, прежде всего, трем религиям. Патентом Иосифа II о веротерпимости за протестантами, которые после победы контрреформации долгое время могли лишь тайно исповедовать свою веру, было впервые признано законное место в государстве, хотя окончательное уравнение в правах протестантов обеих конфессий с их католическими согражданами было осуществлено лишь в XIX столетии. Религиозную свободу получила и греческая православная церковь. Евреи при императоре Иосифе II были освобождены от прозябания в гетто, пройдя первый отрезок пути к превращению в полноправных граждан.

Уже одно перечисление явлений, связанных с термином «йозефинизм» и самой атмосферой этого времени, отчетливо указывает на корни религиозной политики Иосифа II. Реформы католической церкви были порождены духом Просвещения, выступившего против излишеств барочного католицизма. Но не менее заметны здесь и централистские тенденции, направленные на создание государственной церкви. Третий импульс религиозной политики Иосифа имел национально-экономический характер, особенно повлиявший на отношение монарха к подданным-некатоликам, или, как их называли в то время, «акатоликам». Предприниматели протестантского исповедания, прибывшие из западных областей империи, стали впервые играть заметную роль в экономике в эпоху Марии Терезии. Многие мануфактуры были основаны предпринимателями, происходившими из Рейнской области и Нидерландов. Они приносили с собой капитал, профессиональные знания, предпринимательский дух, целеустремленность; зачастую вместе с ними в страну прибывали и работники-протестанты. Даже Мария Терезия, боровшаяся с тайным исповеданием протестантизма и переселявшая протестантов из Верхней Австрии в Трансильванию, была вынуждена проявлять терпимость к этим предпринимателям, необходимым трону. В Вене им даже дозволялось принимать участие в протестантских богослужениях в часовнях шведского, датского или нидерландского посольства. Иосиф был гораздо последовательнее в этом вопросе. Он понимал, что покровительство этим людям и их привлечение к службе на благо государства должны сопровождаться признанием за ними определенных прав. То же можно сказать и о право- /207/-/208/ славных, игравших важную роль в венской торговле, и о иудеях, в финансовом капитале которых нуждался двор. Нет нужды подчеркивать, что подобные экономические соображения также коренились в просветительских идеях.

Обеспокоенный закрытием монастырей и учреждением генеральных семинарий папа Пий IV устремился в Вену, однако так и не сумел заставить императора отказаться от реформ. Под конец своего правления Иосиф II, как казалось, даже мог потерять две из своих провинций. Централистская административная реформа, набор солдат и «германизация», запланированная из соображений «полезности», возмутили Венгрию, где Иосиф, испытывавший неприязнь ко всяческим церемониям, до сих пор не короновался короной св. Стефана. Против реформ императора бунтовали и Нидерланды.

После смерти Иосифа II императором на недолгое время сделался его брат Леопольд. Еще в 1765 г. он под именем Пьетро Леопольдо взошел на престол Великого герцогства Тосканского, в котором провел коренные преобразования. Его подход к политике оказался более прагматичным, он обладал чувством реальности и был к тому же настроен в конституционалистском духе. Если Иосиф II в конечном счете являлся пусть и просвещенным, но все же деспотом, Леопольд пытался сделать сословия органичным элементом системы управления. Это позволило ему умиротворить две мятежные провинции и спасти многие из реформ своего брата. Порой было достаточно лишь устранить некоторые крайности, чтобы сохранить суть нововведений. Воздействие реформ Иосифа II еще долго ощущалось в XIX веке. Сам он стал «героической фигурой», видеть его «своим» желали представители многих течений, возникших в новом столетии. Люди 1848 г. видели в нем освободителя крестьян и либерала, немецкие националисты – «Иосифа Немецкого», и даже социал-демокра-

Ты испытывали некоторую симпатию к этому монарху. Противоположностью этому являлось единодушное неприятие императора со стороны католической церкви, влияние которой ему столь успешно удалось ограничить.

После ранней и неожиданной смерти Леопольда II в 1792 г. к власти пришел его старший сын Франц II, воспитанный в Вене Иосифом II как «императорский ученик». Однако по масштабу личности он был далеко не равен дяде и отцу. Обстоятельства эпохи также не благоприятствовали просветительским или ранне- /209/ либеральным реформам. Французская революция повергла европейские династии и дворянскую элиту в ужас и вызвала ответную консервативную волну. Так окончилась эпоха великих реформ, однако произведенная ими перестройка государства в духе просвещенного абсолютизма сохраняла свое значение, пусть и с некоторыми ограничениями, до 1848 года. /210/-/211/

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма» Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:– утрата

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

автора Коллектив авторов

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Дания и Швеция в период «просвещенного абсолютизма» и революционных войн После стабильного правления Фредерика IV, сумевшего сохранить внутреннее спокойствие в стране даже в период Великой Северной войны, датский престол наследовали монархи совершенно иного склада.

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления - Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии - это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и Французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

В середине XVIII в. государи, которые до того времени всячески оберегали неприкосновенность старых отношений, стали держаться противоположной политики. Государство нового времени, сокрушив политическую силу католицизма и феодализма, сохранило за духовенством и дворянством их социальные привилегии, равно как их господство над остальными классами общества, за духовенством – господство в культурном отношении, за дворянством – в гражданском. Всередине XVIII в. борьба монархических правительств с католицизмом и феодализмом возобновилась, но на этот раз именно уже в культурном и социальном отношениях. Такой поворот в политике был дальнейшим шагом в истории абсолютной монархии, стремившейся к безусловному господству. В протестантских странах еще реформация подчинила церковь государству, а в XVIII веке к тому же самому стали стремиться равным образом и католические государи. Далее, дворянские привилегии и помещичьи поборы с крестьян были крайне невыгодны для казны, которая лучше бы пополнялась, если бы и дворяне платили налоги и если бы крестьяне были зажиточнее, не подвергаясь слишком большим поборам в пользу помещиков. Духовенство защищало свои права ссылками на закон Божий; дворянство опиралось на свое историческое право; государству оставалось только оправдывать свои притязания принципами естественного права, т.е. ссылками на тогдашнюю философию, которая в общем была одинаково враждебна и католицизму, и феодализму. Эта философия учила о равенстве всех людей, о том, что государство должно осуществлять общее благо, что выше государства нет на земле никаких учреждений, что тем не менее оно не должно навязывать подданным те или другие верования, что обязанность его просвещать народ наукой и т. п. Новое представление о государстве противоречило также и остаткам прежней феодальной раздробленности, потому что с рационалистической точки зрения – в виду того, что государство призвано осуществлять общее благо, – все провинции одного и того же государства должны были быть устроены совершенно одинаково и управляться одними и теми же законами. Раньше короли вводили централизацию, заботясь лишь о том, чтобы местные власти в отдельных провинциях были всецело подчинены центральному правительству, но оставляя за каждою областью её прежнее устройство и привилегии. Теперь правительства пошли уже дальше этого и желали привести областную жизнь, так сказать, к одному знаменателю, исходя из того часто отвлеченного понимания государства, которое они находили в философии естественного права . Так происходило сближение между абсолютизмом и «просвещением». Со своей стороны, просветители, ища, кто бы мог осуществить их идеи, останавливались на монархической власти, как на единственной силе, способной это сделать. Такова была именно точка зрения Вольтера и физиократов . Вольтер прямо проповедовал союз между монархами и философами – главным образом против властолюбия и нетерпимости католического духовенства. Он говорил, что у королей и у философов одни и те же враги, и что поэтому нужен такой союз. Наконец, подобно тому, как раньше не только общество, но и государи подвергались влиянию гуманизма , реформации и католической реакции , так и теперь они стали иногда и лично испытывать на себе влияние просветительной литературы. Прусский король Фридрих II даже сам был философом-рационалистом в религии и в политике и написал несколько трактатов в этом духе. Екатерина II составила свой «Наказ » по сочинениям Монтескье и Беккариа . Оба они искали личного знакомства с французскими писателями и вели с ними дружескую переписку. Император Иосиф II во время своего путешествия во Францию тоже познакомился со многими писателями. Если сами государи оставались равнодушными к новому направлению, то в духе последнего часто действовали их министры. Вот все это и создало просвещенный абсолютизм.

187. Деятели просвещённого абсолютизма

Эпоха просвещенного абсолютизма совпадает с веком «короля-философа» Фридриха II (1740–1786), главного представителя этой системы. Концом её следует принять французскую революцию (1789) . В эти полвека (1740–1789) в разных государствах монархи и министры правили более или менее в духе просвещения. Кроме Фридриха II и Екатерины II, а также Иосифа II, действовали в это время: в Испании Аранда , министр Карла III (1759–1788); в Португалии Помбаль , министр Иосифа-Эммануила (1750–1777); в Неаполе Тануччи , министр Карла III (царствовавшего прежде здесь, потом в Испании) и его сына Фердинанда IV (1759–1825); в Тоскане Леопольд (1765–1790), брат Иосифа II, впоследствии император под именем Леопольда II (1790–1792); в Дании Струензе министр Христиана VII (1766–1806); в Швеции Густав III (1771–1792) и др. (В Польше в это время Станислав-Август , царствовавший от 1764 до 1795, тоже стремился к реформам). Когда началась французская революция, направившаяся против самого абсолютизма, отношение правительств к «просвещению» сразу изменилось. Впрочем, некоторые направления философии XVIII в. и раньше не пользовались симпатиями государей. Фридрих II даже писал против «Системы природы» Гольбаха. Менее всего мог нравиться им Руссо со своим республиканизмом, так как правительства этой эпохи твердо держались за свою власть во всем её объеме.

188. Просвещённый абсолютизм и католицизм

Особого внимания заслуживает отношение просвещенного абсолютизма к делам религии и церкви. Главным лозунгом этой политики была веротерпимость, которой требовала и философия XVIII века. В католических странах приходилось, кроме того, устанавливать новые отношения между церковью и государством. В Испании, в Португалии, в Неаполе и в других итальянских государствах, где сильнее всего действовала с середины XVI в. религиозная реакция, правительствам пришлось выдержать особенно сильную борьбу с католическою церковью , и, например, в Португалии, при Помбале в течение десяти лет (1760–1770) были прерваны дипломатические сношения между правительством и папской курией. Меры Аранды, Помбаля, Тануччи и др. деятелей были более или менее одинаковы: папские буллы могли быть обнародываемы лишь с согласия светской власти, а прежние буллы подвергались пересмотру; права церковных судов и инквизиции уничтожались или сокращались, и духовенство подчинялось судам светским; епископам запрещалось налагать церковные наказания на людей, исполнявших королевскую волю; цензура и народное образование отнимались у духовенства; запрещалось расширять церковное землевладение и сокращалось число монашествующих, иногда же и прямо упразднялись некоторые монастыри, а их земли отбирались в казну и т. п. Особою резкостью в борьбе отличался Помбаль, который прибегал в ней к тюремным заключениям и казням, сделав из инквизиции прямое орудие светской власти. Он же и наиболее заботился о развитии в Португалии светского образования. В конце периода на тот же путь выступила и австрийская политика при Иосифе II.

189. Уничтожение ордена иезуитов

В одном случае политика, направленная против католицизма, получила даже характер международного соглашения. Орден иезуитов . поставивший своею целью подчинить государей папе, а всю образованность духовенству, был главным органом католической реакции, а потому относился одинаково враждебно как к «просвещению», так и к просвещенному абсолютизму. В середине XVIII в. учреждения ордена были уничтожены и его имущества конфискованы в Португалии (при Помбале в 1759 г.), во Франции (при Шуазеле в 1764 г.), в Испании (при Аранде), в Неаполе (при Тануччи) и в Парме (все три последние случая в 1768 г.) Главною причиною такой меры было нежелание иезуитов подчиняться законам государства. Во Франции они прямо ссылались на свои собственные уставы, и когда французское правительство потребовало у генерала ордена (Риччи) изменить кое в чем эти уставы, он ответил знаменитою фразою: «sint ut sunt aut non sint» (пусть будут, как есть, или пусть лучше их вовсе не будет). Помбаль даже вошел в соглашение с бурбонскими дворами Франции, Испании, Неаполя и Пармы, и эти правительства потребовали (1768) у папы (Климента XIII) полного упразднения ордена. Папа был защитником иезуитов и ответил отказом. Тогда после его смерти названные государства настояли на избрании такого папы, который согласился бы уничтожить орден. Этим папою был Климент XIV, который в 1773 г. своим бреве «Dominus ас Redemptor» объявил орден уничтоженным. Когда Климент XIV вскоре после этого скончался, в смерти его стали винить иезуитов. Учреждения ордена остались существовать лишь во вновь приобретенных Фридрихом II и Екатериною II провинциях (Силезии и Белоруссии), где при помощи иезуитов прусский король и русская императрица думали примирить новых своих подданных, принадлежавших к католической церкви, с подчинением иноверным государям. (Впрочем, тайно орден продолжал существовать и в других странах, пока в 1814 г. не был восстановлен для борьбы с влиянием французской революции).

190. Другие реформы

Борьба просвещенного абсолютизма с феодализмом выразилась в мерах к ограничению или отмене крепостного права, где оно существовало. Кроме того, государи и министры этой эпохи стремились к улучшению администрации и судопроизводства, к приведению в порядок законов и финансов, к поднятию народного хозяйства и народного образования, к смягчению нравов и к усиленно общественной благотворительности (новые собрания законов, школы, госпитали, воспитательные дома и т. п.). В своей экономической политике просвещенный абсолютизм держался начал меркантилизма, но в конце периода уже сказывалось и влияние физиократов. Один из немецких князей (Фридрих-Карл Баденский) даже прославился своею приверженностью к физиократическому учению.

План
Введение
1 Время
2 Основы просвещённого абсолютизма
3 Как встретили просвещённый абсолютизм
4 Страны
5 Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Введение

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

2. Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

3. Как встретили просвещённый абсолютизм

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Всё политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

5. Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

· в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)

· в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле

· в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

· в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)

· в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)

· в Швеции - Густав III (1771-1792)

· в Бадене - Карл Фридрих

· в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

· в России - Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцский, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, князь-архиепископ Иероним фон Коллоредо в Зальцбурге, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В России связана с именем Екатерины II. Эта императрица всячески пыталась реформировать государство согласно либеральным идеям, модным во второй половине XVIII века. Из-за пугачевского восстания и событий во Франции эти преобразования были свернуты.

Личность Екатерины II

Екатерина Алексеевна по происхождению была немкой Софией Августой. Она не принадлежала к царской династии Романовых, а была дочерью германского князя. В молодости она вышла замуж за будущего российского императора Петра III и только тогда переехала в Санкт-Петербург.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 имел именно европейские корни, связанные с ее происхождением. Она получила современное западное образование. Ее вкусы и интересы были гораздо вольнодумнее, чем у петербургской консервативной аристократии. В то же время София Августа прекрасно срослась с той средой, в которой ей пришлось жить согласно новому статусу. Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.

Формально жена наследника не имела никаких прав на власть. Но это не мешало Екатерине быть амбициозной и обладать государственным складом ума. Ее идеология просвещенного абсолютизма сформировалась именно в молодости, когда она еще не занимала престол.

В 1761 году умерла императрица Елизавета Петровна, и власть перешла к Петру III – мужу Екатерины. Этот человек совершенно не соответствовал своему громкому титулу. Он был тщедушен и труслив. В это время Россия победоносно вела Семилетнюю войну против Пруссии. Петр по происхождению также был немцем и заключил с прусским королем неожиданный мирный договор, отдав ему Берлин и все завоеванные земли.

Этот, мягко говоря, непатриотический поступок привел к бунту гвардии. Уже в следующем, 1762 году случился государственный переворот. Армия выбрала Екатерину II, которая после получения короны не особенно церемонилась со своим мужем.

Принципы просвещенного абсолютизма

В отличие от других российских венценосцев Екатерина, придя к власти, уже имела четкую политическую программу преобразований страны. Это были идеи просвещенного абсолютизма, подчерпнутые ею из книг великих мыслителей той эпохи – Вольтера, Монтескье и т. д. Эти французские философы в своих напечатанных трудах призывали менять общество эволюционным путем, без потрясений и революций.

Политика просвещенного абсолютизма предполагала введение нового современного законодательства, которое бы учитывало интересы всех членов общества. Именно поэтому Вольтер считал, что изменения должны были идти сверху. Только государство могло по собственной инициативе обеспечить всеобщее счастье в стране.

Опора на закон как на главную меру всех вещей тоже была не случайной. Принятые нормы должны были регулировать все сферы жизни. Тогда теоретически государство превращалось в идеально работающую машину, в которой были отточены все механизмы. Просвещенный абсолютизм в России мог наделить всех членов общества привилегиями и правами. Они зависели от принадлежности человека к определенному сословию. И крестьяне, и дворяне были защищены законом от посягательства на свои права.

Сочетание консерватизма и либерализма

Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.

Нет сомнения, что Екатерина хотела изменить страну. Однако, оказавшись на троне, она не торопилась претворять в жизнь реформы. За годы жизни в России императрица поняла, что кардинальные изменения приведут только к бедам и беспорядкам. Монарх не мог посягать на права дворянства – главной опоры государства и строя.

От преемников Екатерине досталась абсолютная монархия, в которой слово самодержца было законом. Императрица умело пользовалась всеми своими возможностями. Такое сочетание консерватизма и ее либеральных идей и получило название просвещенного абсолютизма.

Уложенная комиссия

В 1767 году просвещенный абсолютизм Екатерины 2 принес свои первые ощутимые плоды. Императрица созвала Уложенную комиссию. Так в России называлось собрание юристов и чиновников, которое рассматривало законодательство государства. Практика созывать комиссии сложилась в XVIII веке и существовала еще до Екатерины.

Как правило, такие временно работавшие органы власти систематизировали и пересматривали законы. Даже в конце XVIII столетия Россия продолжала жить согласно устаревшему Соборному уложению 1649 года, принятому в правление царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Этот свод, в частности, закрепил крепостное право в стране. В век просвещенного абсолютизма подобные нормы были уже безнадежно устаревшими. Они не давали развиваться государственной экономике и правосознанию граждан.

Наказ Екатерины

Непосредственно Екатерина II не участвовала в работе созванной ею Уложенной комиссии. Тем не менее политика просвещенного абсолютизма императрицы сказалась на решениях, принимавшихся на тех важных заседаниях. Еще накануне созыва комиссии Екатерина составила так называемый Наказ. В этом документе были собраны все наставления государыни, которые касались готовившейся кодификации и переформатирования законодательства.

Екатерина писала и редактирована Наказ на протяжении двух лет. Первый вариант документа был на французском языке. Это свидетельствует о том, что непосредственным источником его вдохновения были труды французских философов, пропагандировавших просвещенный абсолютизм в Европе.

В финальной редакции Наказ получил 20 глав и более 500 статей, касавшихся государственного устройства. Это был даже не канцелярский документ, а философское сочинение. Если бы он был полностью реализован в новом законодательстве, то просвещенный абсолютизм в России стал бы не теорией, а повседневной реальностью.

Основа государственного устройства

Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.

Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.

В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.

Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.

В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.

Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.

Гражданские свободы

Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.

В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.

В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» - путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».

Российские сословия

Согласно Наказу все российское население делилось на три сословия. Дворянство служило государству, крестьяне возделывали землю, торговцы торговали и приносили стране богатство. Такой была картина российского общества, которая представлялась Екатерине II.

Разумеется, самым привилегированным было дворянство. Этот порядок вещей подтвердился несколько позднее, когда Екатерина даровала Жалованную грамоту, в которой закреплялись все права помещиков. В то же время в Наказе императрица советовала членам Уложенной комиссии разработать законы, которые бы защищали крестьян от произвола их хозяев. К сожалению, это были только общие слова, а когда в Поволжье вспыхнуло пугачевское восстание, идея о правах сельчан стала пугалом и жупелом для императрицы.

Особенности просвещенного абсолютизма заключались во внимательном отношении государства к «третьему сословию». Если взглянуть на этот термин шире обычного, то в его рамки можно включить не только купцов, но и всех тех, кто не относился к помещикам или крестьянам. Иначе говоря, это была разнообразная интеллигенция – писатели, художники, ученые, а также свободные ремесленники, мастера и т. д.

Экономическая политика

Екатерина считала, что если бы все три сословия упорно трудились ради процветания страны, то она бы быстро разбогатела. Императрица отмечала, что двумя столпами экономики России были земледелие и право собственности. То есть в XVIII веке огромная империя все еще официально считалась аграрной страной, где промышленность стояла на втором месте, а ее вклад в общее благополучие был мал. Время показало, что эта точка зрения являлась ошибочной.

Просвещенный абсолютизм в Европе тогда требовал от государей даровать свободы всем сословиям, чтобы они могли работать ради своей выгоды, что в итоге бы вылилось в экономический рост всего государства. Это были основные принципы капитализма, которые на тот момент существовали только в Англии. Но эта страна еще в XVII столетии прошла через кровопролитную гражданскую войну. И только после нее в Англии был закреплен принцип свободы предпринимательства и гражданские свободы.

Екатерина смотрела на вещи несколько иначе. Она так и не даровала окончательную свободу крестьянству. Без этой меры все ее преобразования носили только декоративный характер. Пойти на конфликт с помещиками она не могла. Понадобилось еще несколько поколений, чтобы страна осознала ошибочность своего курса.

Толчком для этого стала неудача в Крымской войне, после которой в 1861 году Александр II (правнук Екатерины) отменил крепостное право. Но даже эта реформа не была сиюминутной. Крестьянам еще много лет пришлось вносить выкупные платежи, чтобы окончательно закрепить за собой собственный участок земли.

Суд

Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.

В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).

Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.

Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.

Административные реформы

Уложенная комиссия была распущена в 1768 году, когда шла очередная война России с Турцией. Тогда императрица на время отвлеклась от внутренних дел и занялась внешней политикой. Уложенная комиссия больше не собиралась, но принятые ею решения отразились на многих последующих екатерининских реформах.

Просвещенный абсолютизм, кратко говоря, повлиял на перемены в административном управлении в империи. В 1775 году Екатерина провела губернскую реформу. До этого Россия жила согласно внутренним границам, проведенным еще во времена Петра I. Его преемница на престоле в несколько раз увеличила количество губерний, а также уменьшила их размеры. Она дала местным чиновникам большие полномочия при решении внутренних хозяйственных вопросов.

Одной из главных проблем России на протяжении всего ее существования был ее размер. Чтобы добраться из европейской части страны в сибирские города, требовались недели. Поэтому, когда губернские чиновники обращались за советами и поручениями в Петербург, эффективность их работы на местах падала в разы.

Следующим шагом на этом пути стал выход Жалованной грамоты городам в 1785 году. Этот важный законодательный акт регламентировал права и статус всех жителей крупных населенных пунктов. Это были люди, обладавшие собственной недвижимостью в городе. Их также называли мещанами.

Жители городов получили органы самоуправления – магистраты. В них избирались представители мещан и купцов, которые решали текущие хозяйственные проблемы. Появление магистратов стало прямым последствием политики просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Значение политики Екатерины

Законы, принятые в годы правления императрицы, в массе своей просуществовали еще столетие до всесторонних реформ Александра II. Преобразования Екатерины обеспечили устойчивость самодержавной монархии в России. Государство стало эффективнее справляться с собственными внутренними проблемами – налогообложением, благоустройством, хозяйственными неурядицами.

Хотя Екатерина так и не решилась на отмену крепостного права, она до конца своих дней оставалась сторонницей гражданских свобод для всего остального населения России.

В течение длительного времени ведется дискуссия об условиях и времени появления на Западе абсолютной монархии, отношении ее к общественным классам, в частности к буржуазии, о разных этапах ее развития, о сходстве и различии российского самодержавия и западного абсолютизма, а также о его историческом значении.

Абсолютизм (от латинского слова "absolutus" - "неограниченный", "независимый"), или - последняя возникшая в период зарождения капитализма и разложения феодальных отношений форма феодального государства.

Черты абсолютизма можно выделить следующие. Глава государства считается основным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется аппаратом, подчиненным ему). Монарх распоряжается государственной казной, устанавливает налоги.

Другие основные черты политики абсолютизма - наибольшая степень централизации государства в условиях феодализма, развитый бюрократический аппарат (налоговый, судебный и т.д.). В последний входят также полиция и большая действующая армия. Характерная черта абсолютизма заключается в следующем: деятельность свойственных органов в ее условиях теряет свое значение и прекращается.

Абсолютные монархи в противовес феодальным землевладельцам своей главной социальной опорой считали служилое дворянство. Однако в целях обеспечения независимости от этого класса в целом они не пренебрегали поддержкой еще только появлявшейся в то время буржуазии, не претендовавшей на власть, но экономически сильной и способной противопоставить интересам феодалов свои собственные.

Значение абсолютизма

Роль абсолютизма в истории оценить непросто. На определенном этапе короли начали бороться с сепаратизмом феодальной знати, уничтожали остатки былой политической раздробленности, подчиняли государству церковь, содействовали развитию капиталистических отношений и единству страны в экономической сфере, процессу формирования национальных государств и наций. Осуществлялась политика меркантилизма, велись торговые войны, поддерживался новый класс - буржуазия.

Однако, по мнению некоторых исследователей, абсолютизм действовал во благо буржуазии лишь до тех пор, пока это было в интересах дворянства, которое получало от экономического развития государства доходы в виде налогов сильно возросших, а также от оживления экономической жизни в целом. Но увеличение ресурсов и экономических возможностей в основном использовалось для укрепления военной мощи стран. Это было необходимо, чтобы подавлять возникшие в тот период масштабные а также для внешней военной экспансии.

Черты абсолютизма во Франции

Характерные для большинства европейских стран (с различными модификациями) черты абсолютизма наиболее ярко воплотились во Франции. Здесь в конце XV - начале XVI вв. появились первые элементы этой формы государства. Во времена Ришелье (в период с 1624 по 1642 гг.), бывшего первым министром короля и особенно Людовика XIV (1643-1715 гг.), абсолютная монархия достигла своего расцвета. Король Людовик XIV выразил суть этой формы правления следующим простым определением: "Государство - это я!".

Абсолютизм в других странах

Специфические черты абсолютизма в Англии (в его классический период, то есть во времена правления Елизаветы Тюдор, 1558-1603 гг.) - сохранение действующего парламента, отсутствие постоянной армии и слабость бюрократического аппарата на местах.

В Испании, где в 16 веке не смогли получить развитие элементы буржуазных отношений, основные черты постепенно выродились в деспотию.

В Германии, которая была в то время раздробленной, он складывался не в масштабах государства, а в пределах конкретных территорий различных княжеств (княжеский абсолютизм).

Основные черты просвещенного абсолютизма, характерные для некоторых европейских стран во второй половине 18 века, рассмотрены ниже. Эта форма правления в целом не была однородной. Особенности и черты абсолютизма в Европе зависели во многом от соотношения сил буржуазии и дворянства, от степени влияния на политику буржуазных элементов. Так, в России, Австрийской монархии, Германии положение буржуазных элементов было существенно ниже, чем во Франции и в Англии.

Абсолютизм в нашей стране

Формирование абсолютизма в России происходило весьма интересно. Некоторые исследователи считают, что принятая в 1993 году конституция наделила президента полномочиями, которые можно сравнить с властью абсолютного монарха, и называют сложившуюся форму правления демократическим самодержавием. Назовите основные черты абсолютизма, и вы убедитесь, что подобные мысли небезосновательны. Хотя, возможно, здесь имеет место некоторое преувеличение.

Российский абсолютизм возник не на такой социальной основе, как в Западной Европе. Поскольку на рубеже 17-18 веков (когда окончательно укрепились признаки абсолютной монархии) в России буржуазные отношения были неразвиты, не существовало равновесия между дворянством и буржуазией.

Формирование абсолютизма в России началось во многом благодаря внешнеполитическому фактору, и опорой ему поэтому являлось лишь одно дворянство. Это важная характерная черта абсолютизма в нашей стране. Внешняя опасность, постоянно нависающая над Россией, требовала наличия сильной централизованной власти и быстрого принятия важных решений. Однако вместе с тем действовала и ограничительная тенденция. Боярство (земельная аристократия), обладая сильными экономическими позициями, стремилась оказывать свое влияние на принятие тех или иных политических решений, а также по возможности участвовать в самом этом процессе.

Необходимо отметить еще одну особенность абсолютизма в России. В стране продолжали действовать сохранявшиеся вечевые традиции (то есть народовластие), корни которых можно найти еще во времени существования Новгородской республики и Древнерусского государства. Они нашли свое выражение в деятельности Земских Соборов (с 1549 по 1653 годы).

Период со второй половины 16-го по первую половину 17-го века прошел под знаком борьбы этих двух существовавших в нашей стране тенденций. Длительное время результат этого противостояния был неясен, поскольку победу поочередно одерживала то одна сторона, то другая. При царе Иване Грозном, а также в период правления Бориса Годунова, казалось бы, ее одержала абсолютистская тенденция, по которой в руках монарха оказывались максимальные властные прерогативы. Но во времена Смуты и царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) ограничительная тенденция возобладала, усилилось влияние Земских Соборов и Боярской Думы, без поддержки которых Михаил Романов не издал ни одного закона.

Крепостное право и абсолютизм

Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.

Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.

Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.

Отношение к закону и праву в России

Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.

Можно, конечно, возразить, что существовал свод законов - Соборное уложение. Однако на практике монарх (Петр I, Алексей Михайлович и другие) и высшие государственные чиновники не руководствовались в своих действиях требованиями законов, не считали себя связанными ими.

Основной метод управления страной - военная сила и грубое принуждение. Нельзя отрицать тот факт, что в период царствования Петра I принималось довольно много законов, касающихся почти всех сфер управления страной (Табель о рангах, Воинский Артикул, регламенты коллегий, Генеральный регламент). Но предназначены они были все же исключительно для подданных, сам государь не считал себя связанным этими законами. По сути, практика принятия решений при этом царе мало чем отличалась от таковой при правлении Ивана Грозного. Единственным источником власти по-прежнему была воля монарха.

Отношение к закону и праву в других странах

Нельзя сказать, что в этом Россия так уж сильно отличалась от западных стран (назовите черты абсолютизма, и вы в этом убедитесь). Людовик XIV во Франции (его считают классическим абсолютным монархом) также применял волюнтаризм и произвол.

Но при всех противоречиях абсолютизм в Западной Европе все же пошел по пути активного вовлечения правовых средств при регулировании различных общественных отношений. Между законом и личным произволом постепенно стало смещаться соотношение в пользу первого. Этому способствовал ряд факторов, важнейшим из которых было осознание царями того, что управлять страной намного легче, когда правовыми нормами регулируется как можно больше сфер.

Кроме того, применение при управлении государством волюнтаризма подразумевает наличие у монарха высоких личностных качеств: интеллектуального уровня, энергичности, силы воли, целеустремленности. Однако большинство правителей того времени мало чем по своим качествам напоминало Петра I, Фридриха II или Людовика XIV. То есть они не могли успешно применять личный произвол в управлении страной.

Пройдя по пути все большего применения закона в качестве основного инструмента управления государством, абсолютизм Западной Европы вступил на путь затяжного кризиса, а затем и вовсе прекратил свое существование. Ведь по своей сути он предполагал неограниченную юридически власть государя, а применение юридических средств управления вело к возникновению идеи (которую сформулировали деятели Просвещения) о верховенстве закона и права, а не воли царя.

Просвещенный абсолютизм

Черты в нашей стране воплотились в политике Екатерины II. Во многих странах Европы во второй половине 18 века становится популярной идея о "союзе государей и философов", высказанная французскими философами-просветителями. В это время в сферу конкретной политики переносятся абстрактные категории. Предполагалось правление "мудреца на троне", благодетеля нации, покровителя искусств. В роли просвещенных монархов выступили прусский король Фридрих II и шведский Густав III, австрийский император Иосиф II, а также русская императрица Екатерина II.

Основные черты просвещенного абсолютизма

Главные признаки просвещенного абсолютизма в политике этих правителей выражались в осуществлении реформ в духе различных идей Просвещения. Глава государства, монарх, должен быть способен на новых, разумных началах преобразовать общественную жизнь в стране.

Основные черты просвещенного абсолютизма в различных государствах были общими. В рассматриваемую пору проводились реформы, не затрагивающие основ существующего феодально-абсолютистского строя, это было время, когда правительства либерально заигрывали с литераторами и философами. во Франции уничтожила эту форму государства и черты французского абсолютизма, положила конец ему во всей Европе.

Нелегкий путь абсолютной монархии

Различной была судьба абсолютизма. Поскольку основная задача этой формы государства - сохранить существовавшие устои феодального строя, она неизбежно утрачивала прогрессивные черты абсолютизма и являлась тормозом для развития капиталистических отношений.

В ходе первых буржуазных революций 17-18 веков абсолютная монархия была сметена во Франции и Англии. В странах с более медленным капиталистическим развитием наблюдалась трансформация феодально-абсолютистской в буржуазно-помещичью монархию. Полуабсолютистский строй в Германии, например, просуществовал до Ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. Абсолютизму в России положила конец Февральская революция 1917 г.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта