Главная » Галлюциногенные » Рельсовая война этапы. Операция "рельсовая война" в беларуси и ее оперативно-стратегическое значение

Рельсовая война этапы. Операция "рельсовая война" в беларуси и ее оперативно-стратегическое значение

О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных операций, осуществленных совместно с войсками Красной Армии. Одна из них получила название «Рельсовая война». Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск. Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан.

Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения.

Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40% , что сорвало планы гитлеровцев по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затруднило проведение перегруппировки сил противника.

Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября – 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км.

Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда (группы) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей (свыше 120 тысяч человек), которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.

На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам – по 20тонн.

Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400км.

Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население. Мощный удар по ж.-д. линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Задачей операции «Концерт» был вывод из строя больших участков железнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции «Концерт» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов захватчиков. Операция «Концерт» вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск. Пропускная способность железных дорог снизилась более чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии.

Невозможно перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры – С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, В.А. Бегма, Н.Н. Попудренко и много других. По своим масштабам, политическим и военным результатам всенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Одним из самых эффективных средств борьбы советских партизан с немецкими оккупационными войсками во время Великой отечественной войны была Рельсовая войны. Эти действия подразумевали под собой нарушение функционирования железнодорожного сообщения, что приводило к затруднению перевозки военной техники и солдат противника. Апогеем таких действий стали события, проводимые советскими партизанами в период 3.08. – 15.09.1943 получивших в истории название «Операция» Рельсовая война». Данная операция проводилась на оккупированной территории современной Украины, России, Белоруссии.

Основная задача операции состояла в оказании помощи советским войскам в окончательном разгроме нацистских войск в ходе Курского сражения и дальнейшего продвижения наступления, путем препятствию подвоза материального обеспечения для усиления обороноспособности немецких войск и перенос основных сил немцев для охраны железной дороги.

Для проведения операции «Рельсовая война» были привлечены партизанские соединения Украины, Белоруссии и России. Одним из разработчиков операции стал П. Пономаренко, приказ о начале операции был отдан 14.07.1943 года. Партизанские соединения были обеспечены взрывчаткой и подрывной техникой и другими боеприпасами. Всего в операции было задействовано более ста тысяч партизан, которые развернули активную деятельность в тылу немецких армий «Юг», «Центр» и «Север». Операция «Рельсовая война» растянулась по фронту на тысячу километров и в глубину более чем на семьсот пятьдесят километров. Сама операция была тщательно разработана, у каждого отряда была конкретная цель, все действия был расписаны до минуты. Своеобразной «репетицией» операции стал массовый подрыв рельсов орловскими партизанами 22 июля 1943 года.

С первого дня операции партизаны развернули широкую подрывную деятельность. Одновременно на многих участках железной дороги прогремели взрывы, причем немцы, не ожидавшие столь масштабных действий, к восстановлению железной дороги начали только через три дня. Только за первые сутки было уничтожено более сорока тысяч рельсов. Успех операции был колоссальным, так за период июля-сентября 1943 года партизанам удалось уничтожить 1529 железнодорожных эшелонов и 115 мостов. Партизанам только в Белоруссии удалось взорвать три бронепоезда противника и уничтожить более 810 эшелонов немцев. Партизаны смогли уменьшить пропускную способность железнодорожного покрытия на 71%. Некоторые участки железной дороги были полностью разрушены, так грузы с Ковеля на Бердичев теперь оккупанты могли везти только через Одессу. Партизанам удалось надолго парализовать железнодорожное сообщение на таких важных узловых станциях как Ковель, Сарненск, Шепетовка, Здолбуновск. Всего по плану операции предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, то есть 1330 км железнодорожных путей в одну колею, план был выполнен почти на 100%.
Результатами операции стало резкое сокращение подвоза противнику материального обеспечения и живой силы. Для хотя бы частичного восстановления разрушенного железнодорожного покрытия, немецким войскам пришлось преобразовать двупутные участки в однопутные, сваривать подорванные рельсы. На оккупированные территории в срочном порядке привозились рельсы из Германии и Польши, а это в свою очередь увеличило напряженность транспортировки. Для охраны дорог немцам пришлось прилечь дополнительные силы, что затрудняло перегруппировку и снабжение отступающих войск.

Большой вклад в провидение операции «Рельсовая война» внесли такие советские партизаны как С. Ковпак, А. Федоров, Ф. Лысенко., В. Яремчук, и еще пяти подрывникам в ходе операции было присвоено звание Героя Советского Союза.

Дальнобойная немецкая пушка «Дора».

В 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800 миллиметровую артиллерийскую систему «Дора». Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100 сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240–380 миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305–370 миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября – 18 часов 33 минуты.


Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек)

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность «рельсовых» батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20–25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7 кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили «самоходом».


Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700–900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, «засвечивался», в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические «изюминки» приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19 я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя – столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944–1945 годах советские «рельсовые пушки» полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944 го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356 миллиметровых и 305 миллиметровых установок – по 3, 180 миллиметровых и 152 миллиметровых – по 12, 130 миллиметровых – 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров…

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

356-мм жедезнодорожная установка ТП-1 обр. 1939 г.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам «Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок». 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико технические требования на «рельсовую» 356 миллиметровую пушку ТП 1 и 500 миллиметровую гаубицу ТГ 1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера – ЦКБ 19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме «Кресты». Позже эта «шарага» была переименована в ОКБ 172.
Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941 го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий – ленинградский завод «Баррикады» и Новокраматорский механический завод – перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП 1 и ТГ 1 законсервировали…

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же «Дору» и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.
Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600 миллиметровых самоходных орудий «Карл». Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными «мастодонтами», возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ 34 начало проектировать 406 миллиметровую железнодорожную установку СМ 3б. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора «Советский Союз». Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором «Редан 3». Одновременно разрабатывали 305 миллиметровую установку СМ 31, также имевшую двойной откат, и 180 миллиметровое орудие ТМ 2–180.

Но в середине 1950 х годов в связи с новой позицией военно политического руководства во главе с Н. С. Хрущевым («ракеты вместо пушек») все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.
Тем не менее тяжелые «рельсовые пушки» длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ 1–180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ 3–12 (в финском заливе).

Оба орудия – по экземпляру этих «последних ласточек» отечественной железнодорожной артиллерии – помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт Петербургом.


Каждое новое поколение русских людей будет иметь свою, собственную точку зрения о том вооружённом конфликте, что останется в истории и нашей памяти как ВОВ (Великая Отечественная война). Такие даты, как начало, и конец этой кровопролитной и бессмысленно жестокой войны никогда не сотрутся у русского человека из памяти. И одной из наиболее важнейших частей, сковавших победу братских народов СССР над немецко-фашистскими захватчиками является партизанское движение.

На оккупированных Германскими войсками территориях фашисты установили так называемый новый порядок. И этот новый режим привёл к массовому и жестокому сопротивлению коренных жителей оккупированных территорий. По всем территориям оккупированных врагом разрасталась партизанская и диверсионная война.

Борьба партизанских отрядов и соединений на захваченных немецко-фашистскими войсками стала неотъемлемой частью Великой Отечественной войны. Действия партизан на захваченных территориях угнетало морально и физически немецкие войска, они чувствовали, что находятся в постоянном ожидании диверсии. И эти диверсии были не выдуманной, а реальной опасность, из-за них у немцев были многочисленные человеческие жертвы и огромная потеря военной техники.

О масштабах ведения партизанской войны есть немало свидетельств о проведении сложных и опасных операций с участием советской армии. Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны.

Приказ на начало операции «Рельсовая война» был подписан ЦШПД (Центральным Штабом Партизанского Движения) 14 июня 1943 года. Все районы, попадающие под действия операции ЦШПД разделил между партизанскими группами. Разведка партизан регулярно проводила наблюдение за объектами на которых предстояло провести диверсии. «Рельсовая война» началась со второго на третье августа и продолжалась почти до конца сентября. Диверсии и вылазки в тыл врага развернулись на всей территории проводимой операции, а это около одной тысячи восьмисот километров. Участников операции было почти сто тысяч человек, при массовой поддержке местных жителей.

Диверсионные удары, нанесённые партизанами железным дорогам, железнодорожным мостам и станциям оказались для гитлеровских войск неожиданными. После совершения актов диверсии фашистские оккупанты очень длительное время не могли прийти в себя и организовать планомерные и эффективные противо-партизанские действия. За время проведения операции «Рельсовая война» было взорвано огромное количество железнодорожных путей (около двухсот пятнадцати тысяч рельс), мостов, и пущено под откос эшелонов с техникой и личным составом. Также диверсии почти на сорок процентов уменьшили частоту движения эшелонов, что очень замедлило перемещение немцев.

Операция «Концерт» преследовала схожие цели и была как бы второй частью операции «Рельсовая война». Надо было за короткий промежуток времени уничтожить как можно больше железнодорожных комуникаций находившихся под контролем немцев, так как планировалось масштабное наступление советских войск на Днепр. К участию в ней было привлечено более ста девяносто трёх партизанских групп и диверсионных отрядов, и более ста двадцати тысяч человек. Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. Но из-за того, что ухудшились погодные условия старт операции было решено перенести на 25 сентября. И советская авиация элементарно не успела переправить всю взрывчатку, а перевезла только половину. Однако часть диверсионных групп уже выдвинулись на точки, и не смогли получить приказа о переносе начала операции, и начали диверсияи с 19 сентября.

В ночь с 24 на 25 сентября одновременно было подорвано ж/д путей, мостов на расстоянии протяжённостью девятьсот километров. За время проведения диверсионной операции было пущено под откос около одной тысячи поездов, подорвано семьдесят мостов, разгромлено шестьдесят застав немцев. Операцию пришлось закончить, из-за ошибок разработчиков самой операции, так как у партизанских групп закончился запас приготовленной взрывчатки. Немецко-фашистские захватчики не жалея сил, непрерывно, в несколько смен вели ремонтные работы, но всё равно не успевали. Можно также назвать один минус операции, это то что диверсии подвергалась сама железная дорога, что в последствии так же замедлило наступление советских войск. Гораздо эффективней было выводить из строя сами эшелоны врага.

Задачи операции «Концерт» были схожи с задачами операции «Рельсовая война», уменьшить скорость передвижения эшелонов противника, и эта цель была достигнута. Партизанские соединения безупречно выполнили задачу стоящую перед ними, а все недоработки остались на совести штабного начальства. Что оказало посильную помощь в разгроме гитлеровских оккупантов на Украине, Белоруссии, Карелии и Крыма.

Этот «концерт» показанный русскими партизанскими соединениями гитлеровские войска ещё долго не могли стереть из своей памяти.

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта