Самоанализ урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Самоанализ урока
Отслеживая уровень развития познавательных процессов учащихся данного класса, можно сказать, что по итогам I полугодия высокий уровень успеваемости имеют 56% обучающихся (14 чел), средний 44% (11 чел). Поэтому на уроках использую дифференцированный подход для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.
Я определила следующие цели и задачи урока:
обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;
отработать орфограмму «Буквы о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц»
тренировать в написании безударных окончаний;
развивать орфографическую зоркость;
продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,
развивать интерес к предмету;
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.
Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.
На уроке мы работали с учебником, рабочей тетрадью «Пишем грамотно».
Учитывая место урока в теме (это последний урок по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных») и характер содержания урока определила тип урока – закрепление изученного материала.
Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это стандартный урок (форма общения индивидуальная, коллективная).
В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:
Организационный момент.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;
Эмоционально настроить детей на работу.
2. Словарно – орфографическая работа.
Цель: включение нового словарного слова в письменную речь учащихся.
На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова.
3. Сообщение темы и цели урока.
Цель: настроить на предстоящую работу.
4. Актуализация знаний.
Цель: активизировать мыслительную деятельность;
Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.
5. Закрепление изученного материала.
Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала
На этом этапе использовала фронтальную и самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы.
6.Итог урока.
Цель: формирование вывода по данной теме.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:
1. По источнику знаний:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
Проблемный метод.
Частично – поисковый
3. По дидактическим целям.
6. Метод повторения, закрепления знаний.
7. Метод применения знаний.
На уроке использовала следующие формы работы:
фронтальная
самостоятельная
индивидуальная
учебный диалог
Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Поставленная проблема в конце урока – прекрасный пример связи теории с практикой.
Дидактическая сторона урока
Материал доступен для понимания.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны
Дети сами пытались вести исследовательскую работу
Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы
Использовался наглядный метод
Методическая сторона урока
Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.
Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.
Психологическая сторона урока
Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.
Гигиенические требования к уроку
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколеоза.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.
Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.
Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок - достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.
Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.
Самоанализ урока,
проведенного в 11 «Г» классе 18 октября 2011 года учителем английского языка ГБОУ ЦО № 1469 ЮВОУО Петровой Инессой Александровной.
I урок II раздела Москва сквозь века - Unit 2 Moscow Through history - История Московского княжества.
В классе присутствовало 12 человек (1 ученик отсутствовал).
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими
характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными
особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной
программы по английскому языку.
На уроке были реализованы следующие принципы:
принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
принцип доступности обучения; Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.
Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению английского языка.
На уроке были задействованы все учащиеся.
Тип урока: изучение нового материала, на уроке осуществлялась межпредметная интеграция истории России и английского языка
Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения, учащиеся в полной мере проявили чувства уважения к истории родного города, был накоплен фактический материал по истории родного края, обогащены страноведческие знания, были изучены процессы становления московского государства. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.
К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.
При проверке домашнего задания были выявлены некоторые недостатки. Факты из истории Москвы, приводимые учениками, были в основном общеизвестными, не хватало более захватывающей, любопытной информации, Полагаю, что это связано с недостатком времени, потраченным на выполнение домашнего задания. Такой же недостаток был выявлен при проверке письменного задания. Высказывания получились несколько «однобокими». В основном рассказывали о достопримечательностях Москвы. Хотелось бы услышать высказывания на разные темы: транспорт, население, собственный круг общения, природа и т.д. Возможно, формулировка задания должна была быть более точной.
Учащиеся легко справились с вопросами викторины. Отвечая на них, они ссылались на знания, полученные на уроках истории, что говорит о межпредметной интеграции урока.
С большим интересом они выполняли задания из учебного пособия (работа с текстом, выполнение лексических заданий). Поиск синонимов, определений в тексте помогал в работе.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. На некоторые этапы урока (работа с текстом, выполнение письменного задания, проверка домашнего задания) стоило выделить чуть больше времени.
В целом урок прошел на хорошем уровне.
Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
Межличностные отношения;
Недостатки биологического и психического развития;
Недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
Характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
Методы обучения;
Приёмы обучения;
Формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
Разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
Анализ каждого элемента урока;
Его вклад в достижение результата;
Доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
Насколько структура урока соответствовала общей цели;
Соответствие возможностям класса;
Анализ стиля отношений учителя и учащихся;
Влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
Формирование универсальных учебных действий на уроке;
Определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
Причины разрыва;
Выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I.Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
Умение детей работать в парах;
Умение детей работать в малых группах;
Умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы современного урока.
Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
ТИПЫ УРОКА
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения метапредметных и предметных знаний | Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных знаний | Закрепление предметных знаний, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Интегрированный урок | Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных | Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете) | Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками |
|
Урок решения практических, проектных задач | Практическая направленность изучения теоретических положений | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира |
Технологическая карта.
Тема урока |
||||
Тип урока |
||||
Дата урока |
||||
Образовательные ресурсы |
||||
План урока |
||||
Цели урока |
||||
Формы и методы обучения |
||||
Основные термины и понятия |
||||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: Получат возможность научиться: |
||||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | ||||
Актуализация знаний | ||||
Изучение нового материала | ||||
Первичное осмысление и закрепление | ||||
Итоги урока. Рефлексия | ||||
Домашнее задание |