Главная » Галлюциногенные » Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе. Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению

Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе. Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему :

приобщению детей к чтению »

Цель контроля : Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению »

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы :

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге .

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей : в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик» . Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки» . Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик» . Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться» .

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки» . Детям были заданы следующие вопросы :

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

Анкетирование показало следующие результаты :

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?» - 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?» - 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?» -43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей : на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа» , «Три охотника» , «Незнайка» , на втором- К. И. Чуковский («Айболит» , «Федорино горе» , «Телефон» , на третьем- сказка «Красная Шапочка» , а также «Бременские музыканты» , «Как вести себя в самолете» , «Лягушка- путешественница» , «Почемучка» , «Приключения Буратино» , «Правила поведения» , «Про драконов» , «Про Бабку- Ежку» , «Про самолеты» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Васька- микроб» , «Маша и медведь» , «Про воинов» , «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?» , 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. - «Красная Шапочка» , Белякова У. - «Телефон» , Ванюков А. - «Красная Шапочка» , Булыгин В. - «Репка» , стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь : читать книгу или смотреть м/ф?» , 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка» , о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки» . Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка» .

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.) . В некоторых группах уголки имеют свои названия : «Книголандия» - гр. «Ромашка» , «Книжкин дом» - группа «Колокольчик» . Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик» , «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги» , где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор» . Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека» . В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек» - выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге .

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек» , «Ромашка» , «Незабудка» , «Колокольчик» . В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ . Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение » . В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты :

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?» - 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения - 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения - о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо» - 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы : одни родители говорят «о вечном» , другие «о том, что книжка пошла спать» .

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да» , ответило 67% родителей, «нет» -24%, «иногда» -9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?» - «да» - ответило 65% родителей, «нет» - 29%, «иногда» - 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?» -«да» - ответило 61% родителей, «нет» -30%, один родитель написал, что «надо заняться» , «иногда» - ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались» : на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух» , «Чипполино» , «Русалочка» , детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?» - на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям .

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны» , русские народные сказки- «интересны» , «Золотой ключик» - «пыталась читать, не слушает» , «Приключения капитана Врунгеля» , «Винни Пух» - «возможно» , «Волшебник изумрудного города» , «Золушка» , «Дюймовочка» - «будут интересны» , «Трое из Простоквашино» -«да» , «Алиса в стране чудес» - «не будет интересна» , «Приключения Робинзона Крузо» - «да» , «Незнайка на луне» - «думаю, да» , Н. Носов «Фантазеры» , «Маугли» - «мал еще» , «Два капитана» - «когда подрастет» , «Малыш и Карлсон» - «да» , «В стране не выученных уроков» - «нет» , «Приключения Незнайки» - «да» , «Остров сокровищ» , «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы : «настольный хоккей интереснее, уже играли» .

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет» . На вопрос «Имеются ли дома книги?» - 100% родителей сказали, что «да» .

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?» - 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко» , «не читают» , «не пользуются книгами» . И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% -«да, заменил» . Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх : «Лучше книги нет ничего» , «Главное заинтересовать ребенка» , «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге» , «Частично заменил, но книга значения не потеряла» . Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » , «Радость встречи с книгой» , «Как воспитать маленького читателя?» . В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел» , во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения . Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?» , «Значение фольклора в развитии речи детей» , проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения . В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка» . Для родителей также представлены консультации : , «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » . В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?» . В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение » , «Как учить запоминать стихотворение?» . Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!» , «Чтение художественной литературы детям» . Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка» , в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно) .

Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)

Предлагаемые контрольно–диагностические материалы составлены в соответствии с действующей программой по литературному чтению для 3 класса и приведены в порядке следования разделов учебника. Тестовый материал дает возможность осуществлять тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся.
Пособие адресуется учителям начальных классов, третьеклассникам и их родителям, которые самостоятельно на протяжении учебного года могут проверять уровень знаний по той или иной теме.

Примеры.
Какие чувства вызвали картины родного края у героя сказки “Неведомый рай”? Обведи буквы с правильным ответом.
Гаральд хотел прижать к сердцу всё, что окружало его, он целовал цветы и принялся бегать, счастливый тем, что научился любить родину.
A. Радость
Б. Спокойствие
B. Счастье

В какой сказке осуждается непочтительное отношение к отцу? Обведи букву с правильным ответом.
A. “Неведомый рай”
Б. “Неучтивый сын”
B. “Волшебный котелок”

Кого из сказочных героев можно назвать любопытным и трусливым? Обведи букву с правильным ответом.
A. Гаральда из сказки “Неведомый рай”
Б. Сына Кузьмы из сказки “Неучтивый сын”
B. Зайца из сказки “Отчего у зайца длинные уши”.

СОДЕРЖАНИЕ
Комментарий для учителя
Страна народного творчества
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Вообразилия
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Хохотания
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Мудрых уроков
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Поэзии
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Почемучка
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Итоговый контроль
Тест 1
Тест 2
Тест 3.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литературное чтение, 3 класс, Тематический и итоговый контроль, Стремок И.М., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Литературное чтение, Промежуточные и итоговые работы, 3 класс, Круглова Т.А., 2017
  • Тестовые материалы для оценки качества обучения, Чтение, Диагностика читательской компетентности, 3 класс, Пучкова Л.А., Долгова О.В., 2017
  • Тесты и кроссворды, По страницам любимых книг, 3-4 классы, Серов Ю.А., 2006
  • Литературное чтение, Итоговая аттестация, 3 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2016

Следующие учебники и книги:

  • Литературное чтение, 4 класс, рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций, Ефросинина Л.А., 2014

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Пояснительная записка
Настоящее пособие «Тематический контроль. Русский язык. 5 - 11 классы» представляет собой сборник тематических контрольных работ, составленный на основе Государственной Программы по русскому языку и охватывающий все основные разделы предмета. Тематический контроль - одно из ведущих звеньев отслеживания знаний учащихся по всем разделам русского языка и корректировке пробелов. Пунктуационная и орфографическая грамотность школьников не имеет тех уровней, что требуются стандартом образования. Поэтому своевременное выявление ошибок - залог повышения грамотности письма. Его цели -
- помочь учителю проверить знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, лингвистических разборов разного типа (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный и т. д.), требуемых программой;
- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;
- развивать лингвистическую чуткость и навыки работы с текстом.
Исходя из целей, вытекают следующие задачи:
- умение работать с текстами любой сложности по разным направлениям;
- способность комментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического состояния;
- анализ оформления (пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического) текста;
- видение компонентов текста в их взаимосвязи;
- применение (самостоятельно!) правил правописания к орфограммам и пунктограммам текста.
Число работ находится в прямой зависимости от количества больших и маленьких тем учебного пособия. Некоторые темы объединяются, объемные проверяются отдельно. Количество работ выглядит так:
5 класс - 5
6 класс - 4
7 класс - 4
8 класс - 4
9 класс - 3
10 класс - 2
11 класс - 2
В основу всех работ тематического контроля положены деформированные тексты, в которые нужно вставить пропущенные буквы (с учётом словарных слов) и знаки. Это - осложнённое списывание, основанное на отработке правописания слов и постановке знаков препинания. Этот вид работы довольно-таки эффективен: при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. Тексты для списывания, заложенные в каждую работу тематического контроля, преследуют сразу несколько целей:
- повторение орфограмм, изученных по проверяемой теме и пройденному материалу;
- видение синтаксических конструкций самых разных типов (в том числе и авторских).
- проверка навыков учащихся в области грамотного письма.
Тексты для списывания цельные, соответствуют своим оригиналам, взяты из художественных произведений. При их отборе автор учитывал насыщенность материала нужными орфограммами и пунктограммами, а также эстетическое и воспитательное значение текстов. Поэтому тексты должны способствовать формированию у учащихся любви к природе, бережному отношению к окружающему, высокой человеческой позиции: они составлялись с учётом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей школьников. Несмотря на занимательность текстов, уровень сложности выдерживался достаточно высокий. Не выходя за пределы изучаемых в соответствующих классах орфограмм и пунктограмм, допускалось их сочетание внутри одного предложения, требующее лишь внимательного следования известным правилам и схемам.
Каждая работа предусматривает серию заданий по проверяемой теме. Задания самые разные: найти, выписать, объяснить, сгруппировать, подчеркнуть, прописать, привести примеры, доказать, сделать вывод, обобщить ответить на вопрос, аргументировать, установить, составить и т. д. Все задания носят поисковый характер и требуют от учащихся большой внимательности, глубокой сосредоточенности и ответственности при выполнении. Но аргументация - основное условие практически всех заданий. Выполняя их, учащиеся повторяют теорию, обогащают свою речь различными по строению синтаксическими конструкциями, закрепляют пунктуационные и орфографические навыки.
Предлагаемая система тематического контроля может быть отдельным уроком, но, бесспорно, может стать урока по повторению и обобщению знаний по теме. Это будет зависеть от целей и задач учителя и подготовленности класса. И главное: тематический контроль должен быть естественным, внутренне обусловленным завершением всей работы по проверяемым темам. Подготовку к нему надо вести в процессе изучения материала.
В данном пособии автор пытался в комплексе сочетать вопросы по всем разделам русского языка.


▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта