Главная » Галлюциногенные » Твой слабый луч сражаясь. "Звезда" («Светись, светись, далекая звезда»)

Твой слабый луч сражаясь. "Звезда" («Светись, светись, далекая звезда»)

"Звезда" («Светись, светись, далекая звезда») «ЗВЕЗДА» («Светись, светись, далекая звезда»), раннее стих. Л. (1830); первая из вариаций на тему «далекой звезды». Ср. «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда») и «Звезда» («Вверху одна / Горит звезда»). Стих. написано в жанрово-стилевой манере ранней медитативно-пейзажной лирики Л. (ср. «Гроза»). Центр. образ далекой «ночной звезды» и вызванные им поэтич. ассоциации - мотив призрачности былой любви - перекликаются со стих. Дж. Байрона «Солнце тех, кто не спит» («Sun of the sleepless», 1815) из цикла «Еврейские мелодии». Однако Л. в данном случае не переводит и даже не подражает Байрону, а создает на его тему своеобразную и самостоят. вариацию. В стих. Л. возникает, в частности, отсутствующий у Байрона мотив «слабой» надежды и радости: «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, / Несет мечты душе моей больной». Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 91. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 423.

Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Звезда" («Светись, светись, далекая звезда»)" в других словарях:

    - «ЗВЕЗДА» («Вверху одна»), стих. раннего Л. (1830 или 1831). По видимому, наиболее поздняя из трех вариаций на тему «далекой звезды»; ср. «Звезда» («Светись, светись, далекая звезда») и «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда»), в… … Лермонтовская энциклопедия

    - «ЕВРЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ» («Я видал иногда, как ночная звезда»), одно из ранних стих. Л. (1830), аллегорически выражающих мысль о неуловимости, «обманчивости» и недостижимости счастья. Это вторая из трех вариаций на тему «далекой звезды», навеянных… … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    СВЕТИТЬСЯ, свечусь, светишься, несовер. 1. Излучать ровный, несильный свет. «Тускло светится луна в сумраке тумана.» Жуковский. «Светись, светись, далекая звезда!» Лермонтов. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров. «На небе, хотя … Толковый словарь Ушакова

    луч - а/, м. 1) Узкая полоса света, исходящая от какого л. источника света, светящегося предмета. Солнечный луч. Яркий луч. Светись, светись, далекая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда; твой слабый луч, сражаясь с темнотой, несет мечты душе… … Популярный словарь русского языка

«Звезда» Михаил Лермонтов

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…

Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но, как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя — смотреть его хочу…

Анализ стихотворения Лермонтова «Звезда»

В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях «Вверху одна горит звезда…» и «Еврейская мелодия». Образ, изначально порожденный байроновскими мотивами призрачности любви, в творчестве Лермонтова получил самостоятельное развитие. Лирического героя влечет сияние одинокого небесного светила. Его мерцание сравнивается с «нежным взором» женщины, которую герой любил наперекор судьбе. Былое счастье кажется столь же далеким, недоступным и безнадежным, как неверный ночной свет. С этим образом также связывается мотив обмана, который вытекает из аналогии с пейзажной зарисовкой ночного залива. Счастье и «светлая радость» коварны, как отражение звездного блеска в воде: они манят к себе возвышенную душу, но остаются для нее недосягаемыми.

«Звезда» начинается с лексической анафоры, состоящей из глагола в повелительном наклонении. «Светись» - в двойном призыве лирического героя чувствуются настойчивость и упорство. Не просто рассеивая, а «сражаясь» с темнотой, тусклые лучи порождают надежду в романтической «душе больной». Короткая природная зарисовка помогает точнее передать психологический портрет лирического «я». Характеризуя внутреннее состояние героя, автор прибегает к безличной конструкции: сердцу становится «свободно и легко».

Сияние ночного светила сравнивается с огнем прошедшей любви, с пламенным женским взором. Этот же прием использован в произведении «Вверху одна горит звезда». Счастье теперь недоступно и даже под запретом, однако герой стремится к нему, как к свету слабых ночных лучей.

Противоречие между реальностью и мечтами лирического героя подчеркивается при помощи антитетичной основы центрального образа. Мерцание лучей выглядит неверным и слабым, но в силах вступить в борьбу с темнотой. Блеск звезды далек, но помогает исцелить душу, сохранить романтические мечты и светлую веру в их исполнение.

В медитативно-лирических интонациях «Звезды» возникают мотивы надежды на взаимность и упорного желания вернуть утраченное. Насыщенный противоречиями, но вполне уловимый позитивный контекст, отголоски положительной эмоциональной заряженности отличают стихотворение от безнадежно-печального тона двух произведений, упомянутых выше.

Лето 1930 года Михаил Юрьевич Лермонтов провел в Середниково, в подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Соседкой по имению была Екатерина Сушкова, с которой юного поэта познакомила его родственница Александра Верещагина. К Е.Сушковой у поэта возникли сильные чувства, завязался настоящий «роман». Молодая женщина делала записи о своих отношениях с Лермонтовым. В 1870 году свет увидела ее книга, в которой содержалось много информации о поэте. В ней Е.Сушкова призналась об автобиографичной основе стихотворения Лермонтова «Звезда», написанном поэтом в том же 1930 году.

Лермонтов уже в столь юном возрасте в своих произведениях описывал такие тонкие душевные состояния как любовь и надежда. В своем стихотворении «Светись, светись далекая звезда» поэт дает понять читателю, насколько это важно для человека в жизни – луч надежды. Пусть он слабый, и сражается с темнотой, но он «несет мечты душе моей больной». Страдая, автор просит звезду светиться всегда. Конечно, эта надежда связана с любовью, которая, скорее всего, уходит в прошлое, но поэт не может ее отпустить, не хочет забыть, продолжает надеяться: «и хоть нельзя – смотреть его хочу…». Былое счастье кажется таким же безнадежным, недоступным и далеким, как слабый луч в темноте.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , и композиционно оно состоит из двух катренов, каждый из них имеет завершенный смысл. В первом катрене описан разговор автора в настоящем времени со звездой, в лирических интонациях возникает мотив надежды на взаимность. Во втором катрене - воспоминания из прошлого, упорное желание вернуть утраченное. Насыщенный противоречиями контекст стихотворения передает печальный тон, который не исключает веры в хорошее. Мир романтической мечты постепенно уступает изображению реальной действительности.

Литературное направление, в котором исполнено произведение – романтизм . Герой у романтиков одинок, внутренне он ни от кого не зависим, он бежит от окружающей его среды, как герой «Кавказского пленника» Пушкина , или как Чайльд Гарольд Байрона . В самом начале творческого пути юного Лермонтова в его сердце проникла поэзия Байрона. Вначале поэт воспринимал творения Байрона через переводы, а затем сам выучил английский язык. Впоследствии это воздействие на стихи Лермонтова стало более прямым и явным.

Природа наделила Лермонтова страстями. Добрый характер, любящее сердце и способность увлекаться делали его уязвимым перед клеветой друзей, в которых он ошибался. Тема лирики пронизывает все творчество поэта и формирует образ его лирического героя. Лермонтов сообщил ему собственные черты, наделил своими мыслями, своим характером, своей волей. Природная зарисовка, пластический образ и живой разговор со звездой в стихотворении дают надежду на то, что блеск звезды поможет сохранить романтические мечты, веру в их исполнение. Автор смог передать читателю внутренне состояние романтичного героя благодаря музыкальности каждого слова и поэтической интонации.

В своем стихотворении Лермонтов использует скрытое образное сравнение по принципу олицетворения : «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой», луч «несет мечты», взгляд «исполненный огня». Эти метафоры придали исключительную выразительность произведению. Действительно, поэту удалось вложить в такое короткое стихотворение столько точных сравнений, что читатель с первых строк понимает степень душевных переживаний автора. Михаил Юрьевича Лермонтов так умел одухотворять и оживлять природу в своих произведениях, что современники называли его русским Гете : немецкий поэт в свое время считался непревзойденным в изображении природы.

Стихотворение «Звезда» содержит достоверный лермонтовский портрет, верную лермонтовскую характеристику. В этом сочинении он отразился таким, каким был в действительности. Лермонтов в своей поэзии исповедался читателю, открыл свою душу и позволил понять его как человека и поэта, гениального и бессмертного.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта